Научная статья на тему 'Рынок труда и профессиональное образование'

Рынок труда и профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1541
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ТРУДА / SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION / LABOR MARKET / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершова Вероника Юрьевна

Подготовка специалистов в системе профессионального образования сегодня невозможна без анализа рынка труда, специфических условий состояния и развития городов и регионов РФ. При этом перед системой профессионального образования встает ряд задач, от решения которых зависит социально-экономическое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ершова Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of specialists in system of professional education is impossible today without the analysis of the labor market, specific conditions of a condition and development of the cities and regions of the Russian Federation. Thus before system of professional education there is a number of tasks on which decision social and economic development of the country depends.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и профессиональное образование»

РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕРШОВА В.Ю.

Подготовка специалистов в системе профессионального образования сегодня невозможна без анализа рынка труда, специфических условий состояния и развития городов и регионов РФ. При этом перед системой профессионального образования встает ряд задач, от решения которых зависит социально-экономическое развитие страны.

Training of specialists in system of professional education is impossible today without the analysis of the labor market, specific conditions of a condition and development of the cities and regions of the Russian Federation. Thus before system of professional education there is a number of tasks on which decision social and economic development of the country depends.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда с государственным регулированием, системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Реализация противоречивых процессов глобализации и регионализации предопределяют необходимость активизации мер регулирующего воздействия, задачей которых выступает создание эффективной институциональной среды, проведение структурных преобразований в целях повышения уровня и качества жизни населения, развития рыночной инфраструктуры, обеспечения конкурентоспособности субъектов хозяйствования и др.

При общей цели развития страны, ее регионов и муниципальных образований должны реально существовать специфические задачи, продиктованные потребностями и возможностями иерархических уровней российской государственности. Функционирование регионального рынка труда связано со спецификой формирования экономически активного населения и исторически сложившейся его занятости. Развитие рынка труда в регионах России обусловлено специализацией их хозяйства, обеспеченностью минерально-сырьевой базой, динамикой производства, инвестиционной привлекательностью территории, уровнем федеральной поддержки территории. Вместе с тем, от того, насколько эффективно используется трудовой потенциал территории, зависят его социально-экономические показатели. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей.

Внешние проявления критических ситуаций на региональном рынке труда определяются в первую очередь социальным и профессиональным составом трудовых ресурсов региона в целом и безработных в частности. Повышение качества рабочей силы должно быть достигнуто на основе проведения реформирования системы профессионального образования всех уровней, включающей [1]:

- развитие системы непрерывного профессионального образования;

- повышение качества профессионального образования, его соответствие потребностям экономики и социального развития;

- создание равных стартовых возможностей для детей в получении образования и рост доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности системы образования;

- разработку прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения рабо-

чей силы на рынке труда;

- совершенствование механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также разработка критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи;

- развитие профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда;

- развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

- разработку системы профессиональных стандартов, которая обеспечит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества и производительности выполняемых работ;

- создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Подготовка квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов имеют ключевое значение для подъема экономики России и вхождения ее в мировое экономическое пространство. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню, степени ее социальной мобильности, профессионализму. Обеспечение кадрами отраслей экономики в настоящее время становится одной из важнейших социально-трудовых проблем субъектов Федерации [2]. Дальнейший рост промышленного производства и ВВП, предполагаемый региональными планами развития на долгосрочный период, во многом будет зависеть от того, насколько успешно будут решены проблемы кадрового обеспечения экономики, обусловленные дефицитом высококвалифицированных кадров в ее реальном секторе, складывающейся демографической ситуацией, несбалансированностью рынка труда и рынка образовательных услуг [1, с.3].

Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в: создании условий для повышения конкурентоспособности личности; развитии инновационной сферы; изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей; формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; обеспечении социальной и профессиональной мобильности; формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности [3].

Сравнение объемов заявленных работодателями потребностей и объемов, подготавливаемых в колледжах квалифицированных кадров, отражает очень невысокую степень их сбалансированности. Кроме того, исследование рынка труда и структуры выпуска специалистов из учреждений НПО и СПО отражает значительный дисбаланс между профессиями, востребованными экономикой города, и профессиями, по которым происходит подготовка кадров в учреждения СПО.

В контексте условий развития городов целесообразно учитывать, что в значительной мере рабочую силу, выбывающую из других секторов экономики, «абсорбирует» торговля. То есть, в случае сокращения занятости в других секторах экономики города, развитие торговли способно смягчить соответствующие негативные последствия; а с другой стороны, рост торговли находится в существенной зависимости от уровня доходов населения города.

Внутренне-ориентированный сектор по масштабам производства добавленной стоимости (15%) примерно равновелик экспортно-ориентированному, однако значительно уступает ему

по уровню конкурентоспособности и эффективности. По производительности труда разрыв составляет 5 раз, по производству экспортируемой продукции на одного занятого - 35 раз. Особенность данного сектора - высокая занятость, компенсирующая низкую производительность труда. В секторе работает более четверти всех занятых в российской экономике. Однако недостаточная конкурентоспособность продукции сектора обуславливает низкий уровень заработной платы (в 2004 г. - 190 долл. США в месяц) [3].

Сейчас развитие внутренне-ориентированного сектора (и, как следствие, регионов и городов соответствующей специализации) тормозится из-за недостаточного объема инвестиций (2004 г. - 8,9 млрд. долл. США). По причине недоинвестирования, интенсивность обновления основных фондов в данном секторе составляет всего 1,4% в год, что вдвое ниже аналогичного показателя экспортно-ориентированного сектора. Из-за низкой заработной платы и ограниченных возможностей по наращиванию производительности труда продолжается интенсивный отток занятых.

Не может не отразится на развитии городов и ожидаемое усиление дифференциации (по уровню конкурентоспособности, в зависимости от степени открытости рынков и скорости оборота капиталов) между конкурентоспособным ядром (пищевая промышленность, энергетическое, подъемно-транспортное и железнодорожное машиностроение, военное авиастроение, производство бытовой техники) и ослабленными отраслями (станкостроение, автомобильная промышленность, гражданское авиастроение, легкая промышленность) [4].

Инфраструктурные отрасли и сектор социальных услуг представляют собой сектора экономики, непосредственно затрагивающие все без исключения территории, вне зависимости от их отраслевой специализации. По своему потенциалу, их развитие может способствовать сокращению дифференциации между городами по уровню социально-экономического развития. В качестве одной из таких сфер может рассматриваться жилищное строительство.

Почти три четверти (73%) населения России живет в городах и поселках городского типа. Это предъявляет жесткие требования к структуре занятости, уровню доходов и образу жизни населения. По существу, именно преобладание широкомасштабного «сырьевого» сценария ее развития. Три могущественных фактора - урбанизация, климат и большая протяженность территории - диктуют необходимость специализации России не столько на отраслях топливносырьевого комплекса, как сейчас, а на обрабатывающей промышленности и высоких технологиях.

Регионы и города, как системы воспроизводства качественных ресурсов, позволяют придать экономическому росту долговременный и устойчивый характер, направив его в русло прогрессивной смены технологических укладов. Это означает, с нашей точки зрения, переход с внешних источников развития на внутренние источники. С другой стороны, из градостроительных условий экономического развития вытекают вполне определенные требования к развитию экономики и разработке экономической политики. Целесообразно исходить из перспективы существенного возрастания роли городов в обеспечении перехода российской экономики к устойчивому развитию. В такой модели город должен выступать как активный субъект хозяйственной жизни, что требует корректировки экономической политики в направлении большего учета интересов городов и формирования условий, необходимых для реализации их органами управления задач обустройства территории и развития человеческого потенциала [4].

При этом особо значимыми являются крупные города (с населением от 100 тыс. человек и более), прежде всего - региональные «столицы». В таких городах сосредоточена значительная, а иногда и подавляющая часть экономического, финансового, научно-образовательного, социально-инфраструктурного потенциала соответствующего субъекта РФ, а также проживает большая доля населения.

Помимо концентрации населения в крупных городах, важно обратить внимание на концентрацию в них ресурсного потенциала территорий. При этом следует учитывать и специфику

выполняемых такими городами функций: большинство из них - транзитные транспортные узлы, центры общерегиональной торговли и обслуживания, общерегиональные центры медицины, образования и культуры. А это обуславливает большую долю бюджетно-зависимой деятельности по обслуживанию «нестоличного» населения и создает дополнительную нагрузку на их бюджеты. В 2006 г. На долю крупных городов приходилась почти половина всех занятых в экономике (48,9%) и инвестиций в основной капитал (48,0%); две трети (66%) розничного товарооборота; более половины основных фондов предприятий (56,7%), жилищного строительства (58,1%), продукции обрабатывающих производств (59,6%) (табл.1).

Таблица 1. Удельный вес административных центров субъектов РФ и городов с населением 100 тыс.человек и более в основных социально-экономических ______________________________________________показателях федеральных округов РФ, % [5]

РФ ЦФО СЗФО ЮАО ПФО УФО СФО ДФО

Численность населения 41,7 38,3 44,4 36,0 45,1 42,4 43,9 42,2

Среднегодовая численность работников организаций 48,9 46,8 53,0 47,7 51,6 45,3 50,1 47,6

Основные фонды организаций 56,7 56,7 59,9 59,4 65,0 41,4 58,8 55,8

Добыча полезных ископаемых 19,7 26,0 19,5 25,4 26,9 15,7 21,8 2,6

Обрабатывающие производства 59,6 57,4 60,0 55,6 71,4 55,9 61,9 54,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 61,7 58,0 61,1 68,6 69,6 55,2 61,9 57,7

Строительство 55,1 60,1 49,5 57,0 63,7 54,2 58,4 43,0

Ввод в действие общей площади жилых домов 58,1 56,7 64,3 58,1 55,0 53,9 57,3 61,7

Оборот розничной торговли 66,0 61,8 64,6 68,8 69,8 60,8 74,1 61,8

Инвестиции в основной капитал 48,0 44,5 51,7 49,8 54,4 34,6 57,4 43,7

Обозначения: РФ - Российская Федерация; ЦФО - Центральный федеральный округ; СЗФО - СевероЗападный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; УФО - Уральский федеральный округ; СФО - Сибирский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ.

В России за период 1995-2006 гг. уровень экономической активности населения трудоспособного возраста снизился с 80,2% до 76,8%, уровень занятости - с 72,4% до 71,5%, а уровень безработицы - с 9,6% до 7,0% (таб.2) [5].

Таблица 2. Экономическая активность населения

т рудоспособного возраста

Городское население Сельское население

Мужчины Женщины Мужчины Женщины

Экономически активное население, тыс. человек 26 873 25 166 9 195 7 706

В том числе:

занятые 25 503 23 868 8 164 6 920

безработные 1 370 1 298 1 031 786

экономически неактивное население, тыс.человек 6 578 7 774 3 064 3 311

уровень экономической активности, % 80,3 76,4 75,0 69,9

уровень занятости, % 76,2 72,5 66,6 62,8

уровень общей безработицы, % 5,1 5,2 11,2 10,2

Существенным фактором, который окажет сильное воздействие на все уровни образования и на экономику в течение двух следующих десятилетий, является сокращение рождаемости, наблюдающееся с 1989 года. По оценке ООН в России, к 2015 году произойдет сокращение числа детей в возрастных группах 5-14 лет и 15-19 лет соответственно на 38% и 47% по сравнению с 2000 годом. В принципе, это даст возможность распределять образовательные ресурсы среди меньшего числа учащихся. Однако, поскольку среднее число учащихся, приходящихся в Российской Федерации на одного учителя, и без того находится на низком уровне -11,5 (в странах ОЭСР этот показатель равен 14,3) - направление потенциально сэкономлен-

ных средств в систему образования может оказаться непростым делом.

Библиографический список:

1. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров [Текст]: моногр. / А.Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 111 С. ISBN 978-5-8050-0399-9 http://www.rsvpu.ru/bibnoteka/materialy-konf/fi l ed i recto ry/3468/ M okronosov_prognozi r. pdf

2. Борвихин В.Н., Пороховщиков В.Г. Социально-экономические аспекты занятости в России. М., 2005. - С. 73.

3. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия — 2050. Стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005.

4. Проблемы и перспективы технологического обновления российской экономики / Отв. ред. В.В. Ивантер, Н.И. Комков. М.: МАКС Пресс, 2007.

5. Регионы России: социально-экономические показатели. 2007. // Статистический сборник. М.: Росстат, 2008.

6. Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения. М., 2005. - С. 137.

Ключевые слова: система профессионального образования, рынок труда.

Keywords: System of professional education, labor market, social and economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.