Научная статья на тему 'Рынок сбережений: гарантирование вкладов граждан'

Рынок сбережений: гарантирование вкладов граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок сбережений: гарантирование вкладов граждан»

РЫНОК СБЕРЕЖЕНИЙ РОССИИ

РЫНОК СБЕРЕЖЕНИЙ: ГАРАНТИРОВАНИЕ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН

В.М. ЖЕЛТОНОСОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и финансов Кубанского государственного университета

В. В. ФИЛАТОВА,

сотрудник НИЧ Кубанского государственного университета

(г. Краснодар)

Традиционные взгляды на сбережения населения в нынешней России претерпевают определенные изменения, которые вызваны развитием инфраструктуры рынка финансовых услуг. Ранее трансформация сбережений в инвестиции почти полностью контролировалась государственными структурами посредством отношений заимствования и создания мощной системы сберегательного банка. В принципе, инфраструктура рынка сбережений была представлена государственными институтами: Сбербанком и Госстрахом СССР.

Реформирование финансово-кредитной системы привело к решению проблемы расширения круга участников, организующих рынок сбережений. Первые попытки не увенчались успехом из-за создания финансовых пирамид, низкого качества регулирования кредитных институтов, отсутствия современных технологий продвижения на рынок сбережений качественных финансовых услуг. В конечном итоге резко упало доверие массового инвестора к отечественным финансовым институтам, и произошло смещение его интересов, связанных со сбережением временно свободных средств, к покупке иностранной валюты. Существуют различные оценки наличия иностранной валюты на руках у населения, но ясно, что доходность долларизации страны приносит 120-150% годовых. С точки зрения национальных интересов обращение огромных масс иностранной валюты в качестве средств сбережения, в принципе, финансирует экономики и без того развитых стран.

Общеизвестно, что в современных экономических системах сбережения являются таким же финансовым ресурсом, как и ссудный капитал, однако способы их трансформации в инвестицион-

ную сферу стали качественно иными Они должны организовываться финансовыми институтами, представляющими инфраструктурную систему, функционирующую на базе информационных коммуникационных сетей. Усиление роли и значения инфраструктурной системы рынка финансовых услуг находится в плоскости не только технологических изменений, но и совершенствования государственного регулирования этой системы. Последнее особенно важно для рынка сбережений, организация которого важна с позиции социальной стабильности в обществе. Прежде всего, это относится к государственным гарантиям сохранности вкладов и защите прав инвесторов.

На сегодняшний день для экономики нашей страны наиболее актуальной выступает проблема дефицита инвестиционных ресурсов. В то время когда государство организует поиск источников финансирования для покрытия инвестиционных потребностей, пытается привлечь иностранный капитал, остается невостребованным имею- " щийся мощный и реальный финансовый потенциал, сосредоточенный у населения.

Представляя собой накопленный и сконцентрированный в деньгах или других ликвидных активах набор потребностей, подлежащий удовлетворению в будущем, финансовые сбережения формируют капитал, в котором заинтересовано общество в целом. Они способствуют формированию совокупного инвестиционного потенциала государства, являясь финансовым резервом, необходимым для развития экономики.

Источником сбережений как свободных денежных средств, способных обеспечить потребности экономики, могут быть государство, предприятия и население. Государство, являясь одним из

крупнейших потенциальных инвесторов, не имеет возможности в настоящее время превращать сбережения в инвестиции. Все имеющиеся средства направляются на обслуживание внешнего долга и пополнение золотовалютных резервов. Лишь совсем малая часть идет на инвестирование. Предприятия, как правило, концентрируют свои сбережения на счетах в банках. Хотя остатки на расчетных счетах носят краткосрочный характер, депозиты предприятий являются «длинными деньгами», необходимыми для экономики страны. Однако они составляют около одной трети общего объема накопленных предприятиями средств. Остальная же часть приходится на краткосрочные ресурсы сроком до года.

Основная часть сбережений в стране концентрируется в руках у населения. Именно они выступают в качестве важнейшего источника средств, используемых для долгосрочного кредитования отечественной экономики. Это дает возможность говорить о важности накоплений населения как основных источников инвестиционных ресурсов государства.

Динамику развития процесса сбережения в России можно проследить, проанализировав динамику величины «сберегательная квота», которая указывает на то, какую часть своего дохода население сберегает (рис.1).

В структуре сбережений населения России центральной на сегодняшний день является проблема вложений граждан в иностранную наличную валюту. Одна треть всех финансовых активов населения вложена в иностранную валюту, что

.....""'""'".....I пг тт

1971- 1986- 1991- 1998 2002

1985гг. 1990гг. 1997 гг.

Источник: Годовая отчетность Сбербанка России за 2002 г. / Финансы. № 8. - 2002. - С. 65.

Рис. 1. Динамика изменения показателя «сберегательная» квота в России в период с 1971 по 2003 г.

составляет 372,7 млрд руб. (табл. 1). Нельзя забывать, что «активы в наличной иностранной валюте считаются вывозом иностранного капитала, даже если они находятся внутри страны»1. Еще более усугубляет ситуацию и тот факт, что основная часть сбережений населения в иностранной валюте хранится не во вкладах в отечественных банках, а на руках у граждан.

Международная исследовательская компания НЮ в рамках проекта «Россия — взгляд изнутри» подразделила всех российских потребителей на семь групп2. Согласно этой классификации

Таблица 1

Динамика использования свободных средств населением России за 2002 г.

2002 год

I квартал II квартал III квартал IV квартал Итого за 2002 г.

Использование свободных денежных средств населением:

Привлечены во вклады и ценные бумаги (млрд руб. 154,3 160,0 174,7 215,6 704,7

- в % к доходам населения 11,2 9,9 10,2 10,9 10,5

- в % к свободным денежным средствам населения 78,5 51,0 57,8 56,2 58,9

Покупка валюты (млрд руб. 77,7 89,2 104,5 101,4 372,7

- в % к доходам населения 5,6 5,5 6,1 5,1 5,6

- в % к свободным денежным средствам населения 39,5 28,4 34,6 26,4 31,1

Прирост денег на руках (млрд руб. -35,4 64,6 23,0 67,0 119,2

- в % к доходам населения X 4,0 1,3 3,4 1,8

- в % к свободным денежным средствам населения X 20,6 7,6 17,5 10,0

Источник: Годовая отчетность Сбербанка России за 2002 г. Финансы. - № 8. - 2002. - С. 65.

1 А.С. Булатов. К вопросу о трансформации сбережений в инвестиции // Деньги и кредит. - 2003. - № 4. - С. 41.

2 Дневник наблюдений//Секрет фирмы. 03—16.03.2003. № 04. - С. 10, 11.

33,7% населения России входят в группу «деревенские жители» - живут за счет личного хозяйства и питаются в основном «с огорода», т.е. не имеют возможности сберегать какие-то средства, т.к. их не хватает даже для осуществления необходимых расходов.

Наибольший интерес в современных условиях представляют «молодые львы» (2,1%) и «богачи» (2,3%). Первые являются молодыми перспективными менеджерами среднего уровня, которые активно пользуются кредитными карточками и прочими услугами коммерческих банков. Вторые — управленцы высшего звена, как правило, вкладывают деньги в ценные бумаги или в развитие собственного бизнеса. Следующую фуппу - «консерваторы» (13%) - представляют городские жители, работающие на нескольких работах, одна из которых чаще всего государственная. Эта категория граждан, как правило, вкладывает свои сбережения в наличную иностранную валюту или держит их во вкладах в Сбербанке (старшее поколение). То же можно сказать о «голодных студентах» (11,2%). «Трудоголики», составляющие 8,7% населения, - это представители мелкого бизнеса. Как правило, свои сбережения они готовы вкладывать только в развитие собственного бизнеса. Последняя группа - «угнетенная интеллигенция». По мнению исследователей, эти люди могут увеличить свою способность к сбережению уже в ближайшее время.

В Краснодарском крае было проведено социологическое исследование компанией "PR&M Group" на предмет выявления отношения пенсионеров крупных городов края к финансово-кредитным институтам по поводу сбережения пенсионных средств. В результате оказалось, что большинство пенсионеров не в состоянии откладывать деньги из-за низкого размера пенсии. Но та

их часть, которая имеет возможность сберегать деньги, отметила низкое качество услуг и уровень процента по вкладам в системе Сбербанка. Это происходит на фоне не только медленного повышения размеров пенсии, но и неудовлетворительной организации обслуживания клиентов Сбербанка и почтовых отделений. Основываясь на результатах проведенного опроса, можно утверждать, что большинство пенсионеров готовы сотрудничать со сберегательными учреждениями на условиях приемлемой доходности и качественного обслуживания.

А в целом по стране, одна треть населения, склонная к сбережениям, готова вложить свои средства в кредитные учреждения на более выгодных условиях, чем ныне существующие. При этом привлечение средств зависит не только от размеров потенциальных сбережений, но и от возврата доверия населения к сберегательным институтам. Именно на удовлетворение потребностей этих людей должны быть направлены все усилия организаций, заинтересованных в привлечении накопленных ими ресурсов.

Среди наиболее прогрессивных форм коллективного инвестирования на сегодняшний день выделяют: акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, коммерческие банки, страховые компании и негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, развитие которых необходимо для дальнейшего формирования устойчивых связей между населением и финансово-кредитной сферой страны.

Одной из наиболее перспективных и популярных сегодня форм коллективного инвестирования является вложение средств в коммерческие банки.

Система кредитных организаций 2002 г. 01.01.03

Ква ртал

Зарегистрировано Банком России Всего: Банков Небанковских кредитных организаций I II III IV

2 001 1 980 1 921 1 874 1 826

1 953 1 933 1 874 1 823 1 773

48 47 47 51 53

Кредитные организации, имеющие право осуществления банковских операций: 1 319 1 327 1 328 1 332 1 329

Кредитные организации, имеющие лицензии, предоставляющие право на: Привлечение вкладов населения Осуществление вкладов в иностранной валюте Генеральные лицензии Проведение операций с драгметаллами

1 223 1 218 1 211 1 205 1 202

810 822 824 833 839

262 270 279 295 293

171 171 171 175 175

Источник: Годовой отчет Банка России за 2003 г.

Таблица 2

Состояние системы кредитных организаций в России на 1 января 2003 г.

На начало 2003 г. состояние системы кредитных организации, по данным Сбербанка России, представлено в табл. 2.

Рассмотрение представленной в ней информации позволяет отметить, что из I 773 банков, зарегистрированных на начало 2003 г. в России, I 202 (67,7%) имеют лицензию на право привлечения вкладов населения и 839 (47,3%) - на право проведения операций с иностранной валютой. Это говорит о том, что около 70% банков в России заинтересовано в привлечении вкладов населения, и они готовы бороться за своего клиента, имеющего в наличии определенный объем сбережений.

Безусловно, шагом вперед навстречу притоку сбережений в финансово-кредитную сферу стало бы государственное гарантирование вкладов. Российские банкиры в большинстве своем признают полезность введения системы гарантирования вкладов, как для населения, так и для самих банков. В целом повышение доверия населения позволит снизить ставки по вкладам, а значит, ставки кредитования также значительно снизятся, что имеет важное значение в части стимулирования перетока средств в реальный сектор экономики.

Однако не все банкиры воспринимают гарантирование вкладов как позитивное явление. Так, например, А. Пенкин, один из руководителей Банка Москвы считает, что для их вкладчиков становление этой системы ничего не изменит в смысле гарантирования возврата их вкладов, так как в уставном капитале банка доля правительства Москвы превышает 51 %ъ. Но все же, на взгляд автора, без введения системы гарантирования вкладов государству вряд ли удастся привлечь средства населения в желаемом объеме.

В развитых странах формирование системы гарантирования займов произошло по двум направлениям (табл. 3). В Западной Европе, основы-

ваясь на опыте Германии, была построена система гарантирования, управление которой осуществляют банковские ассоциации. Государственное финансирование такой системы отсутствует, а участие банков в ней осуществляется на добровольной основе. Данная система благополучно функционирует в Швейцарии, Нидерландах, Франции и некоторых других странах Европы.

Второй тип построения системы гарантирования складывается на основании опыта США. Многие развивающиеся страны последовали их опыту. Во главе системы стоит государство, а финансируется она совместно за счет средств банков и бюджетных поступлений. Все банки, работающие со средствами населения, обязаны участвовать в системе. Данная модель нашла широкое применение в Великобритании, Канаде, Японии.

Отечественный вариант построения системы гарантирования вкладов во многом основан на опыте США, однако вобрал в себя ряд характерных для России черт.

Обеспечить гарантии по вкладам у нас пытаются с 1993 г. И только в последние годы руководство России взяло курс на создание системы гарантий. В 2001 г. правительство одобрило концепцию системы гарантирования вкладов. Принятая концепция сохранила все основные детали прежней, такие как:

1) главенство государства в системе гарантирования вкладов;

2) финансирование производится совместными усилиями государства и банков;

3) участие банков обязательно в системе гарантирования займов.

В части дополнений к уже существующим положениям Центральный банк определил, что государство будет возглавлять систему через подчиненную ему корпорацию. При этом гарантировать вклады государство будет далеко не во

Таблица 3

Системы гарантирования вкладов в развитых странах

Страна Тип Орган, ответственный Год Наличие взносов

собственности за принятие решений создания правительства

США государственная Независимая корпорация 1933 Нет (возможен кредит до 3 млрд дач. США)

Япония смешанная Независимая корпорация 1971 2/3 оплаченного капитала

Великобритания государственная Независимая корпорация 1982 Нет

Германия частная Банковские союзы 1976 Нет

Франция частная Банковские союзы 1980 Нет

Швейцария частная Банковские союзы 1984 Нет

Норвегия смешанная Независимая корпорация 1961 Нет

Источник: Вклады с гарантией // Коммерсант — Деньги. 2001. - № 40. - С. 69.

3 Мнение профессионалов //Коммерсант - Деньги. — 2001. - № 1. - С. 70.

всех желающих того банках. Корпорация по гарантированию вкладов будет рада принятию в ее состав новых членов, но только после их перехода на международные стандарты учета и отчетности, а это значит - не раньше 2004 г. В случае если банк захочет вступить в систему гарантирования до этого срока, к нему будут применены повышенные требования. Руководство Банка России объясняет такие строгие барьеры тем, что «корпорации необходимо встать на ноги и накопить резервы»4. Предполагается, что такого рода ограничения будут установлены лишь в первые несколько лет существования системы. Однако именно в эти годы и произойдет расстановка сил между банками, получившими право на гарантирование вкладов.

Согласно совместной стратегии Банка России и правительства в части развития банковского сектора в систему гарантирования вкладов должны допускаться только финансово устойчивые банки, состояние которых оценено на базе использования международно признанных подходов, в том числе финансовой отчетности, составляемой в соответствии с международными стандартами. При этом планируется установить требования также и к достаточности капитала банков, желающих вступить в систему гарантирования.

В итоге, лишь немногие банки смогут удовлетворять требованиям Банка России, проще говоря, вступить в систему гарантирования вкладов могут все желающие, но реально попадут в нее только «избранные». Как правило, это банки, наладившие связи с западными партнерами, ведущие отчетность не только по российским, но и по международным стандартам.

Итак, до 2004 г. конкуренцию Сбербанку, давно работающему с государственными гарантиями и, как следствие, являющемуся лидером на рынке частных вкладов, составят еще несколько десятков крупных российских банков. По подсчетам специалистов, система гарантирования уста-

новится к 2005 г. и именно в это время у большинства российских банков появится возможность вступления в нее, а некоторые и вовсе не смогут ответить всем требованиям Банка России. В любом случае крупные банки, вошедшие в систему гарантирования вкладов до 2005 г., поделят между собой рынок вкладов частных лиц, вытеснив с рынка более слабых конкурентов. Привлечь клиентов «вновь поступившим» банкам можно будет только за счет высоких ставок, что поставит их в худшее положение по отношению к конкурентам, и не исключено, что вытесните рынка. В этом основное отличие системы гарантирования вкладов в нашей стране по сравнению с развитыми странами, в которых вступление в систему гарантирования на самом деле является добровольным процессом.

Конечно, выбор банков, в которые население сможет вложить свои средства без большого риска их потери, будет не очень велик, однако эти банки будут давать реальные гарантии сохранности средств. Последние несколько лет АРКО (Ассоциация российских кредитных организаций)5 проводит эксперимент, в ходе которого в пяти российских банках вводится система гарантирования вкладов. Результаты эксперимента показали, что темпы роста вкладов в этих банках превышают в несколько раз темпы роста вкладов в среднем в банковской системе России. Это говорит о том, что система гарантирования вкладов стимулирует работу банков с населением и оправдывает размещение средств россиян не в иностранной валюте.

В целом процесс становления системы гарантирования вкладов в России очень выгоден как для вкладчиков, так и для экономики в целом. Население получит возможность с минимальным риском вкладывать средства, восстановится доверие к банковской системе страны. Банки, в свою очередь, более активно начнут выдавать кредиты, тем самым оздоравливая экономику страны.

4 Вклады с гарантией // Коммерсант - Деньги. - 2001. - № 40. - С. 69.

5 В. Крапивина. Как же будут гарантироваться вклады граждан? // Банковское дело. 2002. - № 5. - С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.