Научная статья на тему 'Формы и методы государственного регулирования сбережений'

Формы и методы государственного регулирования сбережений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы государственного регулирования сбережений»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ

Г.Э. ШАХНАЗАРЯН, старший научный сотрудник

A.A. СТОЛЯРОВА, научный сотрудник Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ

Внутренняя государственная политика в области сбережений должна исходить из целей нормального течения процесса образования и использования сбережений. Эту цель государство достигает с помощью использования таких инструментов:

государственной политики в области доходов и заработной платы; социальной политики; кредитно-денежной политики; фискальной политики; бюджетного регулирования, демографической политики; политики занятости; нормативно-правового обеспечения. Одни инструменты государственного регулирования оказывают влияние на мотивы сберегательного поведения, другие — на виды сбережений, третьи - на их уровень. При этом следует отметить, что все инструменты взаимосвязаны, взаимозависимы и действуют как единый механизм, усиливая или ослабляя действие друг друга.

В мировой практике государственного регулирования сберегательного процесса широко используются как меры прямого воздействия на сберегательный процесс, так и, в большей степени, элементы косвенного регулирования. Инструменты государственного регулирования сбережений могут оказывать воздействие как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Остановимся на методах прямого и косвенного регулирования сберегательного процесса, наиболее широко применяемых в мировой практике. Прежде всего, это различные ограничения, налагаемые на институты, участвующие в сберегательное процессе. В качестве примера можно привести: лицензирование деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств населения,

участие государства в капиталах коммерческих банков с предоставлением государственных гарантий сохранности вкладов и пр.

Системы прямого гарантирования вкладов населения создавались, как правило, после мощных экономических или банковских кризисов, например, в Великобритании - после банковского кризиса конца 1970-х гг. после появления в 1987 г. банковского закона, в Италии — после банкротства «Банко Амбразиано».

Для косвенного регулирования процесса сбережений населения используются отдельные элементы налогового регулирования, регулирования денежных рынков, валютного регулирования и др.

Системы гарантирования вкладов входят в нормативно-правовое регулирование, и в каждой стране они различны. Как правило, объектом защиты являются вклады как физических, так и юридических лиц. В США, Канаде и Норвегии под защитой находятся также и межбанковские депозиты. В Японии и Франции не выплачивается страховое возмещение тол ькоподепозитнымсертифи катам.

Системы гарантирования вкладов для каждой страны различны. Так, в США, Нидерландах, Японии существуют системы обязательного страхования, а в Германии и Франции эти системы добровольные, действующие на основе межбанковских соглашений.

Различаются системы страхования накоплений населения и по организационно-правовым формам управления: государственные - в США и Канаде, частные — во Франции, Италии, Германии, смешанные — в Японии.

Несмотря на то, что участие государства в финансовом обеспечении интересов вкладчиков не идентично в разных странах, его можно свести к трем основным формам:

]) предоставление страховому фонду всего или части начального капитала для начала функционирования страховой системы. Так, например, в Японии для этих целей государство предоставляет 2/3 начального капитала, а в Индии и Филиппинах — все 100%;

2) регулярные взносы в страховой фонд. В Испании государство вносит равные доли с банка-ми-участниками страховой системы, в Индии и Аргентине государство пополняет страховой фонд только по мере необходимости;

3) обеспечение резервных средств для подкрепления.

В директиве 94/19/СЕ Европейского парламента и Совета от 30.05.1994 отмечено, что гарантирование депозитов является основой достижения завершенности внутреннего рынка и необходимой составляющей системы надзора за кредитно-финансовыми учреждениями. В соответствии с указанной директивой государства — члены Европейского сообщества обязаны создавать и поддерживать функционирование на своей территории одной или нескольких систем гарантирования вкладов населения.

В США в законодательном порядке Федеральная Корпорация по Страхованию Депозитов (ФКСД) имеет право занимать у государства до 3 млрддол. В Индии и Турции обязательства по поддержанию страхового фонда принимают на себя центральные банки. В ряде других а ран государство действует путем предоставления прямых или косвенных гарантий.

В каждой стране определены размеры отчислений в фонд страхования сбережений и пределы их возмещения. Как правило, размер отчислений небольшой (максимально 0,5%) и не зависит от предела возмещения в случае банкротства финансового учреждения. В качестве примера рассмотрим отдельные показатели депозитного страхования в ряде развитых стран (табл. 1)'.

Таблица 1

Отдельные показатели депозитного страхования

Страна Размер отчислений в фонд страхования, % от депозитов Предел возмещения, дол.

США 0,23 10 000

Япония 0,012 68 ООО

Канада 0,1 50 000

Германия 0,03 30% капитала

Бельгия 0,02 1 700

Испания 0,12 12 000

Венгрия 0,2 13 000

Люксембург 0,5 17 000

Данные табл. 1 свидетельствуют об отсутствии прямой связи размеров отчислений в страховой фонд и сумм предельных компенсаций вкладчикам. Так, в Японии при самом низком уровне отчислений в страховой фонд в размере 0,012% предельные выплаты самые значительные и составляют 68 тыс. дол. В то же время в Люксембурге при отчислениях в страховой фонд в размере 0,5% максимальные выплаты не могут превышать 17 тыс. дол.

Что касается системы защиты вкладов, то следует отметить, что в мировой практике выделяются две основные модели системы защиты банковских вкладов. Старейшая модель действует в США и имеет многие черты, характерные для страхового вида деятельности: формирование страхового фонда, определение страхового случая и др. Эта модель построена на ведущей роли государства при сравнительно пассивной роли самих банков.

Другая модель действует в Германии, в ее основе лежат солидарность и сотрудничество самих банков при ограниченной роли государства.

Если заглянуть в историю, то увидим, что попытки страхования депозитов в ряде штатов США предпринимались еще начиная с 20-х гг. XIX столетия, а система страхования вкладов с прямыми гарантиями в США сложилась после «Великой депрессии», когда в 1934 г. была образована Федеральная Корпорация по Страхованию Депозитов (ФКСД). Все банки, входящие в Федеральную Резервную Систему (ФРС), были обязаны вступить в Корпорацию, а банки, не являющиеся членами ФРС, также могли обратиться с просьбой о вступлении в нее. Необходимо отметить, что основная масса банков заявила о своем членстве в ФКСД. Не подлежали страхованию только те банки, которые не отвечали минимальным требованиям. Страховой взнос, необходимый для членства в Корпорации, составлял 1 /12 от каждого процента от суммы банковских депозитов. В настоящее время Корпорация страхует депозиты любого частного лица или организации на сумму до 100 тыс. дол. США, при этом за годы ее существования страховая сумма выросла более чем в 30 раз.

ФКСД может оказывать на проблемный банк воздействие одним из трех способов: путем слияния с более сильным банком; проведением процедуры банкротства с выплатой вкладчикам страхо-

1 Зимницкии В.Ю. Активное сберегательное повеление населения как фактор устойчивого социально-экономического развития России. Дис. к.э.н. СПб, 2000.

вого возмещения; оказанием прямой финансовой помощи.

В основном в своей деятельности Корпорация использовала слияние проблемных банков с более благополучными, что позволяло выплачивать 100-%-е возмещение вкладчикам, так как депозитные обязательства брал на себя принимающий банк, а ФКСД при этом возмещала только потери. Владельцы депозитов, превышающих 100 тыс. дол., делили убытки от перевода банковских активов в равных пропорциях с Корпорацией.

Слияние активно используется в тех случаях, когда необходимо сохранение нормального банковского обслуживания в конкретном регионе. Считается, что процедура слияния банков обходится гораздо дешевле, чем их ликвидация.

Другой мерой, используемой ФКСД, является выплата Корпорацией каждому вкладчику страховой суммы в пределах 100 тыс. дол. Эта мера требует значительных затрат, в связи с чем оспаривается целым рядом экспертов.

При оказании финансовой помощи Корпорация может также выступать гарантом (поручителем) за сохранность вкладов в конкретном банке. Такая мера используется при заинтересованности со стороны комиссии в сохранении банка. В отдельных случаях ФКСД может вложить средства в проблемный банк и провести изменения в составе руководства, а также механизме управления банком.

Деятельность ФКСД активно критикует ряд экономистов за неоправданно завышенные объемы страховой защиты (100 тыс. дол.). По их мнению, система страхования вкладов должна защищать, в первую очередь, мелких вкладчиков, которые не в состоянии самостоятельно оценить банковские риски. Кроме того, они настаивают на дифференцированном подходе при уплате страхового взноса, с учетом уровня рискованности проводимых банковских операций.

С 1989 по 1995 г. также функционировала Трастовая корпорация по возврату средств (RTC), в задачи которой входили управление и ликвидация неплатежеспособных финансовых учреждений. За время своего существования она провела ликвидацию 747 ссудно-сберегательных ассоциаций, что составило почти 40% от их общего числа. Как правило, RTC находила нормально работающий банк, который принимал на себя обязательства обанк-

2 Аникин A.B. Защита банковских «кладчиков. Российские проблемы в свете мировою опыта. - М.: Дело, 1997. - С. 71.

' Схема защиты депозитов в Великобритании // Сберегательное дело за рубежом. - 1998. - № 2. - С. 21.

ротившейся финансовой компании, при этом RTC выплачивала банку наличные денежные средства или ликвидные активы на сумму обязательств. Всего RTC было реализовано свыше 95% активов ликвидированных финансовых компаний по цене 87% первоначальной балансовой стоимости.

Определенный интерес представляет и опыт Германии, так как национальной чертой немцев является высокая склонность к сбережениям, а немецкие банки, так же как и российские, имеют ярко выраженный тип универсальных банков с большим количеством разнообразных операций.

Контроль над деятельностью немецких банков осуществляется как со стороны специального государственного органа — федерального ведомства контроля над кредитным делом, так и со стороны центрального банка. Характерной чертой банковской системы Германии является большая роль отраслевых союзов, независимых от государства, но действующих в тесном сотрудничестве с центральным банком страны. Именно отраслевые союзы занимаются системами страхования отдельных групп банков.

Следует отметить, что кроме нацеленной на защиту интересов вкладчиков системы банковского контроля страны, существуют и действуют специальные инструменты страхования. Практически все кредитные учреждения Германии являются членами Федерального союза и участвуют в страховании депозитов. Основной упор делается не на суммы взносов (0,03%), а на наличие линий поддержки, в пределах которой банки принимают на себя обязательство при необходимости предоставлять дополнительные средства2. До определенной суммы страхуются все депозиты как граждан, так и фирм, при этом сумма выплат по мелким депозитам не должна превышать 30% собственного капитала проблемного банка.

Вопросами защиты вкладчиков в Великобритании занимается Фонд защиты депозитов. Под контролем банка Англии обязательное страхование вкладов осуществляется Фондом защиты депозитов и Советом защиты вкладов, входящих в его структуру3. Особенностью страхования вкладов в этой стране является то, что первоначально страховались только вклады в национальной валюте, позже Великобритания как член ЕС стала страховать сбережения и в европейских валютах (однако вклады в конкурирующих с фунтом валютах, долларах США и японских иенах, не страхуются).

В Финляндии порядок страхования был введен в 1998 г. В соответствии с его требованиями

банки, работающие с вкладами населения, обязаны участвовать в Фонде гарантирования депозитов.

Необходимо отметить, что в большинстве развитых стран гарантии возврата депозитов даются мелким вкладчикам, которые являются менее защищенными от финансовых потрясений.

Однако не все страны практикуют страхование вкладов. В некоторых странах, например в Новой Зеландии, основное внимание уделяется совершенствованию методов регулирования банковской деятельности и улучшению стандартов аудита финансовых институтов, что повышает их надежность и обеспечивает сохранность вкладов. Предполагается, что такая тенденция будет усиливаться в дальнейшем.

В зарубежной практике используются различные методы регулирования деятельности финансовых институтов, участвующих в сберегательном процессе. В США, где функционирует широкая сеть финансовых учреждений (коммерческие банки, кредитные союзы, ссудо-сберегательные банки, взаимно-сберегательные банки), государство жестко регулирует и контролирует не только их работу с различными категориями вкладчиков, но и работу по открытию разного рода вкладов, использованию сберегательных счетов4. В целях снижения рисков недобросовестной конкуренции на рынке сбережений ограничиваются размеры максимальных ставок.

Развивающиеся страны в своей практике активно используют накопившийся мировой опыт государственного регулирования сбережении. Например, в Чехии и Турции создана система прямого гарантирования вкладов. На Украине принято положение о формировании фонда гарантирования вкладов физических лиц.

В Венгрии закон о государственном фонде страхования готовился в сотрудничестве с Канадской корпорацией страхования депозитов, которая в свое время создавалась по образцу американской ФКСД. Согласно названному закону страхованию подлежат и депозиты юридических лиц, а для коммерческих банков участие в фонде является обязательным.

В Литве в 1995 г. в результате острого банковского кризиса были закрыты два крупнейших ком-

4 Матяш С.С. Банки США на рынке сбережений населения // Сберегательное дело за рубежом. - 1998. — № 3-4. - С. 6 - 10.

5 Подколзина И. Опыт налогового стимулирования сбережений // Финансист. - 1998. - № 7-8. - С. 28-31.

мерческих банка, в которых имели вклады почти 60 ООО вкладчиков. В масштабах такого небольшого государства это было чрезвычайным событием. Поэтому правительство предприняло меры по национализации этих банков, а всем потерпевшим вкладчикам была выплачена хотя и скромная (до 250дол. США на 1 человека) компенсация. Тем не менее такие действия правительства предотвратили общий банковский кризис.

Проблемы защиты вкладчиков в странах Восточной Европы имеют много общего с российскими проблемами. Лицензирование деятельности коммерческих банков, контроль со стороны центральных банков являются самыми общими принципами обеспечения стабильности финансовых организаций и интересов вкладчиков.

Диапазон воздействия государства на сберегательный процесс колеблется от полной его либерализации (в основном, в государствах, начинающих формирование рыночного хозяйства) до жестких методов, включающих конфискацию вкладов или замораживание их использования (в условиях острых экономических кризисов).

В основном государством активизируется внимание на стимулировании роста сбережений в организованных формах. Однако известны случаи, когда политика направляется на снижение сбережений. Такая тактика имеет место, когда в стране необходимо стимулировать потребление и, в конечном итоге, экономический рост. Так, после введения в Китае в 1999 г. высокого налога на процентные доходы по банковским вкладам (20%) резко снизилась заинтересованность в накоплениях и активизировалось потребление населения.

Особо следует остановиться на фискальном регулировании, так как оно напрямую влияет на стимулирование сбережений, практикуемое в ряде развитых стран и призванное увеличить масштабы частных инвестиций. Особую остроту данная проблема приобрела со второй половины 1980-х гг. в связи с возникшей проблемой «старения» населения и необходимостью улучшения пенсионного обеспечения.

Первыми сберегательные схемы начали вводить США, где с 1982 г. любой гражданин на открытый в банке индивидуальный пенсионный счет ежегодно мог вносить фиксированную сумму (до 2 000 дол.)5. Указанная сумма и начисленные проценты освобождались от налогообложения, однако за досрочное использование средств взимался штраф в размере 10%. Средства, размещенные на счете, могли инвестироваться в банковские счета,

ценные бумаги, взаимные фонды и др. С 1986/1987 г. стали вводиться различные ограничения, связанные с совокупным доходом гражданина или наличием другого пенсионного обеспечения.

На сегодняшний день налоговое стимулирование сбережений практикуется в большинстве развитых стран. В Великобритании, отличающейся крайне низким уровнем сбережений населения, были разработаны и введены льготные сберегательные схемы, основными из которых являются: личный план инвестиций в акции; специальный сберегательный счет, не облагаемый налогом;

инвестиционная схема предприятий, замененная позднее схемой расширения бизнеса, — частная программа пенсионного обеспечения. Программой «личные планы инвестиций в акции» предусматривалось предоставление налоговых льгот на сбережения в сумме до 6 ООО ф.ст. в год и полученные в результате инвестирования данных средств доходы. В 1989 г. помимо общих планов появились планы инвестиций в отдельные компании, где льготируемая сумма была ограничена 3 ООО ф.ст. в год. Отмена в начале 1990-х гг. жестких ограничений по инвестированию средств в рамках этой программы (отмена минимального срока, в течение которого вклады не могли изыматься, ограничения по степени диверсификации активов и доли общих планов, управляемых инвестиционными или паевыми фондами) привела к значительному росту инвестиций.

Не облагаемый налогом специальный сберегательный счет в банках и строительных обществах позволял любым лицам старше 18 лет инвестировать до 9 ООО ф.ст. в течение 5 лет (максимум 3 ООО ф.ст. в первый год, до 1 800 ф.ст. в течение следующих 3 лет и 600 ф.ст. на пятый год). Начисленные проценты также не облагались налогом при условии сохранения вкладов на счете в течение 5 лет.

Наиболее эффективной для налогоплательщика является программа частного пенсионного обеспечения, по которой предоставляется налоговая скидка на взносы в определенные пенсионные фонды. Однако доход, полученный в результате вложения средств и превышающий установленную сумму, подлежал налогообложению.

В целях поощрения капиталовложений в мелкие компании в 1983 г. была разработана специальная схема расширения бизнеса, замененная в январе 1994 г. инвестиционной программой предприятий. Согласно данной схеме на вложения в акции британских компаний и венчурных фондов, не ко-

тирующихся на бирже, предоставлялась скидка по ставке 20%. Данная схема не распространялась на инвестиции в частное арендуемое жилье.

В настоящее время эффективность льготных сберегательных схем подвергается сомнению. Статистические данные не подтверждают существование прямой зависимости между ростом объемов средств на специальных сберегательных счетах и снижением текущего потребления, так как значительная часть средств могла быть переведена с других сберегательных счетов. Однако это не опровергает тезиса о возможности стимулирования сбережений населения посредством применения льготных сберегательных схем, так как даже при незначительном увеличении частных сбережений они могут превысить величину упущенных налоговых поступлений.

Необходимость регулирования государством рынка сбережений в России практически уже не оспаривается. Дискуссия разворачивается вокруг вопросов, касающихся форм, методов и масштабов государственного воздействия, а также вариантов сочетания государственных и рыночных механизмов.

Одной из форм регулирования ликвидности банковской системы и как следствие денежного предложения в стране, является регулирование ставки обязательного резервирования пассивов коммерческих банков, которое осуществляется Центральным банком РФ. Анализ практики показал, что применение этого рычага оказало негативное влияние на рынок сбережений: так, заниженный норматив резервирования по вкладам в иностранной валюте делал сбережения в этой форме более предпочтительным. В конечном итоге Банку России пришлось устранять этот негативный эффект путем выравнивания нормативов в рублях и валюте, а с июня 1999 г. установить более высокие ставки резервирования по инвалютным вкладам.

Нельзя назвать удачным применение Банком России различных способов регулирования курсов иностранных валют по отношению к рублю (кратковременное фиксирование курса, определение курса на основе результатов биржевых торгов, введение границ изменения валютных курсов, введение плавающего курса, политика «валютного коридора), которое привело к стимулированию накоплений в иностранной валюте.

Еще одной попыткой регулирования сбережений в иностранной валюте было введение налогообложения покупки банкнот иностранных валют.

Целью этого мероприятия было получение дополнительного источника доходов бюджета и снижение привлекательности иностранной валюты как сберегательного инструмента.

Однако на практике это не дало ожидаемых результатов, а привело к стремительному росту доли безналичных покупок иностранной валюты в объеме покупок валюты (ее размер увеличился с нуля в 1996 г. до 71% в 2000 г.), перемещению основного объема операций с иностранной валютой на неорганизованный рынок и резкому снижению покупок через обменные пункты (с 27,4 млрд дол. США в 1996 г. до 2,0 млрд дол. США в 2000 г.)6.

Традиционным рычагом, используемым для регулирования и привлечения денежных средств населения в банковские вклады, являются процентные ставки по депозитам. Однако, как показывает практика, взаимосвязь между значениями ставок по депозитам и абсолютным приростом банковских вкладов очень незначительная. Дело в том, что массовый вкладчик при размещении свободных денежных средств практически не учитывал доходности этого инструмента. Этот факт не свидетельствует об экономической безграмотности населения, а говорит о том, что в России банковские сбережения в основном носят технический характер, а банковские вклады являются временным способом накопления сбережений с последующим их размещением в более доходные инструменты. Так, в соответствии с отчетными данными коммерческих банков, в декабре 2003 г. средневзвешенные ставки по привлеченным средствам населения составляли 5,5%, а по депозитам, за исключением депозитов «до востребования», - 11%. Этот факт является прямым следствием высокой доли вкладов «до востребования», по которым либо начисляется процент на уровне 0,5 — 2%, либо вообще не начисляется, а также свидетельствует о том, что размещение средств населения в банках, в основном, не преследует цель получения дохода. Частично это объясняется и прямым зачислением организациями зарплаты и социальных пособий значительному числу граждан на банковские счета.

'' Бюллетень банковской статистики за соответствующие голы. Таблицы: Данные о движении наличной иностранном валюты на территории Российской Федерации через уполномоченные банки, Отдельные показатели, характеризующие операции с наличие)]! иностранной валютой в обменных пунктах уполномоченных банков.

7 Бюллетень банковской статистики за соответствующие годы. Таблицы: Средневзвешенные процентные ставки по привлеченным депозитам и вкладам физических лиц, предприятий и организаций в рублях, Ставка рефинансирования.

Если рассмотреть взаимосвязь ставок привлечения ресурсов населения в банковские депозиты с изменениями ставки рефинансирования Центрального банка РФ, то увидим, что депозитные ставки, хотя и отличаются отставки рефинансирования, как правило, в меньшую сторону, в целом имеют ту же общую тенденцию к снижению (табл. 2)7.

Таблица 2

Сравнение средних ставок по депозитам и вкладам в коммерческих банках со ставкой рефинансирования ЦБ РФ

Период, год Ставки по рублевым депозитам населения в банках Ставка рефинансирования ЦБ РФ

1997 39 - 17 48 -28

1998 20 - 38 28 - 150

1999 25- 10 60-55

2000 5-14 45-25

2001 5-6 25

2002 5-7 25-21

2003 5-6 21-16

При рассмотрении изменения ставки рефинансирования как метода регулирования Банком России рынка сбережений выявляется очень слабое влияние ставки рефинансирования на ставки по депозитам. Иными словами, рынок сбережений населения является очень малоподвижным и не отслеживает резких изменений на денежных рынках. Эффективность такого инструмента, как ставка рефинансирования Банком России, низка и в настоящее время используется для отдельных операций в банковском секторе.

Об отсутствии антимонопольной политики, которой за рубежом уделяется большое внимание, свидетельствует особое положение Сбербанка РФ на рынке банковских услуг. Для него были созданы специальные условия функционирования, которые отличают его от других участников рынка сбережений, это: наличие государственных гарантий по сохранности вкладов; использование средств пенсионного фонда (почти 60% всех вкладов — пенсионные); специальный сниженный норматив обязательного резервирования по привлеченным средствам, действовавший до 30.1 1.1998, что привело к неконкурентному характеру привлечения средств населения.

В связи с монопольным положением Сбербанка Государственному комитету по антимонопольной политике и финансовому оздоровлению необходимо проанализировать методы формирования процентных ставок по вкладам населения, прак-

тикуемых в системе Сбербанка. Важность этого объясняется тем, что процентные ставки по вкладам населения в рублях, устанавливаемые Сбербанком, давно стали ориентиром для остальных банков.

Рассмотрение форм и методов государственного регулирования сберегательного процесса, применяемых как в экономически развитых странах, так и в странах с переходной экономикой, позволяет сделать следующие выводы. Государственное регулирование процессов формирования и трансформации сберегательных ресурсов населения представляет собой не одноразовый акт, а

сложную систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего и стимулирующего характера, регулярно осуществляемых соответствующими учреждениями и направленных на привлечение и использование сбережений в интересах национальной экономики. В отличие от экономически развитых стран, в России в годы реформ формированию механизма государственного регулирования сберегательного процесса не уделялось достаточного внимания. Крайне низкий проценторга-низованных ресурсов говорит о том, что государственное регулирование этого процесса не отличалось эффективностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рйй» 1«

ш

ЯМ

Выставка для наукоемкого бизнеса -Новые идеи - Новые технологии - Новые решения

*- Против терроризма: информационные решения •- Информационная безопасность для банков и финансовых организаций Решения информационной безопасности для промышленности Паспорт, виза, идентификация: биометрические технологии нового времени *- Сетевая безопасность, защита систем электронного документооборота *- Антивирусы, межсетевые экраны •- Технологии хранения и управления данными

*- Инновации, защита интеллектуальной собственности и подготовка кадров

Выставка «ИНФОФОРУМ-2005» - смотровая площадка для новых решений в рамках ГЦП «Электронная Москва»

Состоятся плановые посещения выставки руководством 28 министерств и ведомств.

Одновременно проводится конференция «Современный мегаполис: информационная безопасность региона, организаций, граждан» и 10 тематических заседаний и круглых столов. Участвуют 1250 специалистов.

ИНФОФО М-2005

Московская Международная выставка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.