Научная статья на тему 'Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения'

Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
417
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АККУМУЛИРОВАНИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ НАКОПЛЕНИЙ

НАСЕЛЕНИЯ

СА. ГОРНЕВ,

заместитель начальника отделения ОАО АКБ «МДМ-банк»

Процессы формирования денежных ресурсов, потенциально доступных для инвестирования в реальный сектор экономики, опосредованы системой сложных распределительных и перераспределительных связей. Важную роль в этом процессе играет банковская система.

В странах, имеющих развитую кредитную систему, особенностью современной банковской деятельности является выполнение множества банковских операций с широкой клиентурой. Например, крупнейшие коммерческие банки Великобритании используют в своей деятельности около 100 различных видов операций по обслуживанию клиентов, коммерческие банки США - свыше 150 видов операций, банки Японии - около 300 видов.

В настоящее время в США насчитывается более 15 000 коммерческих банков. США является страной с самим большим количеством коммерческих банков. Например, в Канаде все банковские услуги предоставляют не более 20 банков. На долю коммерческих банков США приходится около 35% общей суммы активов всех финансовых учреждений страны1.

Первые банки современного типа в Японии появились в конце XIX века. Современная банковская система Японии состоит из центрального банка, коммерческих банков и прочих финансовых институтов. Коммерческие банки этой страны подразделяются на городские банки (60%), ре-гиональные(39%), траст-банки (0,05%), банки долгосрочного кредита (0,03%), иностранные банки (0,02%). Третье звено кредитной системы Японии - это небанковские институты: страховые

1 Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. С. 120 -121.

компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и пр.

Банковская система ФРГ представлена центральным банком, коммерческими, ипотечными и сберегательными банками. Ведущее положение занимает группа коммерческих банков, которую возглавляет «большая тройка» банков: Дойчебанк, Дрезднербанк, и Коммерцбанк, которые сосредоточили у себя более 50% вкладов и 40% предоставляемых кредитов. Второе место по значению в банковской системе занимают ипотечные банки. В третье звено кредитной системы входят страховые компании, пенсионные фонды и пр.

Банковская система Франции состоит из центрального банка, депозитных (коммерческих банков), деловых банков (инвестиционных), сберегательных банков. Ведущее положение в банковской системе занимают депозитные банки, которые выполняют роль коммерческих банков. Особенностью банковской, как и всей кредитной системы страны, является то, что она находится в государственной или смешанной собственности. Наряду с банками функционирует также система специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компании). Эти учреждения являются серьезными конкурентами в привлечении денежных сбережений физических и юридических лиц.

Во всех развитых странах ответственность за проведение денежной политики несет ЦБ. В то же время имеются различные подходы к вопросу ответственности за надзор. В Испании, Нидерландах, Португалии, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурге и Англии надзор за кредитными учреждениями полностью осуществляется подразделениями Центрального банка. В Австрии эта задача решается Министерством финансов, в

Дании - Министерством экономики. В скандинавских странах, ФРГ, Бельгии, и Франции действуют независимые учреждения банковского контроля. В ряде стран такие органы обладают более широкими полномочиями, они могут контролировать и финансировать рынки (Бельгия), и страховые компании (скандинавские страны)2.

Во многих странах широко развита сеть сберегательных учреждений, которые работают именно для индивидуальных вкладчиков и защищают их интересы, одновременно приумножая их сбережения - это доверительно-сберегательные, взаимно-сберегательные, почтово-сберегательные банки.

Теорией и практикой наработан значительный арсенал защитных форм и механизмов: компенсационные и гарантийные фонды, страхование при самых разных вариантах государственного участия. Например, в Германии накоплен богатый опыт, обеспечивающий эффективную защиту мелким инвесторам. Например, в законе об акционерном обществе, помимо известных гарантий владельцам 25% акций, оговорено следующее право:

1) держателей 10% пакета - запросить отчета у основателей общества, совета директоров или правления;

2) владельцев 10% пакета или пакета акций номинальной стоимостью свыше 2 млн марок -потребовать аудитора;

3) созыва общего собрания по настоянию 5% акционеров;

4) выражения особого мнения по желанию 5% акционеров или владеющих акциями на сумму 1 млн марок и др. Важнейшим из предусмотренных законодательством прав является привилегия выкупа акций новой эмиссии с сохранением доли в уставном капитале и возможности получения премии в случае отказа от выкупа. В целях поощрения мелким инвесторам позволяется списывать с их налогооблагаемых сумм средства, затрачиваемые на поездку на годовое собрание АО. Привлечению средств граждан в самых различных формах может способствовать использование методов, апробированных на рынках других стран: оказание брокерских услуг прямым частным вложениям населения; внедрение опыта коллективного инвестирования через инвестиционные фонды; установление финансовым институ-

2 Беляков А. О взаимосвязи органов денежной политики и банковского надзора // Вопросы экономики, 2001. № 10. С. 131.

3 Митрофанова И.В., Чекунков С.А. Разрешима ли проблема тезаврации? // Социс. 2002. № 4. С. 311 - 332.

том строгих правил инвестиционной деятельности в сферах страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Мировая практика доказывает, что регулирование денежного переложения не ограничивается воздействием на уровень процентных ставок, а включает и соответствующую организацию денежных потоков по линии трансформации сбережений в инвестиции. Так, в Японии послевоенный устойчивый рост инвестиционной активности немало был обусловлен именно государственным контролем за тем, как реализуются трудовые сбережения, которые, аккумулируясь в сберегательных кассах и пенсионных фондах, представлялись в качестве пассивов Японскому банку развития и прочим инвестиционным институтам. Во Франции механизм конверсии финансовых накоплений в инвестиции опирается на систему почто-во-сберегательных учреждений, привлекающих депозиты, и на специализированные учреждения, открывающие целевые кредиты жилищному строительству, аграрной сфере, отраслям промышленности. В Индии и Китае основные денежные потоки организованы благодаря государственным банкам, отвечающим за вложение привлекаемых сбережений и кредитных ресурсов в развитие производства - инвестирование в соответствие с централизованно определяемыми приоритетами социально-экономической жизни и по регулируемым процентным ставкам.

Анализ мирового опыта убеждает, что, к примеру, вне зависимости от распределения доли активов между группами инвесторов, в совокупных активах, связанных с населением, неизменно преобладает доля прямых инвестиций с его стороны. Это не оставляет сомнений в том, что как раз широкое представление мелких инвесторов в структуре акционерного капитала обеспечивает прочность и ликвидность рынка в целом3.

Мировой опыт свидетельствует, что нередко в целях обеспечения гарантий для частных вкладчиков правительством проводится полная или частичная национализация системы сберегательных учреждений. Другой, более либеральный вариант связан с введением обязательного страхования депозитов в коммерческих банках.

Многие страны уделяют большое внимание защите прав частных вкладчиков. Во всех ведущих развитых странах и в некоторых государствах Восточной Европы действует система обязательного страхования депозитов. Она предусматривает, что в случае банкротства или иного прекращения платежей банком, где вкладчик хранит свои деньги, ему выплачивается компенсация в пределах определенной суммы.

В США застрахованная сумма - 100 тыс. дол. США. Любой депозит частного лица или фирмы в любом банке, входящем в Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (ФКСД), гарантированно возмещается в размере до этой суммы. В ФКСД в обязательном порядке входят все банки - ее члены, а также банки, добровольно пожелавшие присоединиться к этой организации. Страховой взнос, необходимый для вступления в ФКСД, составляет 1/12 каждого процента общих банковских депозитов. Банки, заинтересованные в привлечении вкладов, вдут на такие расходы4.

Во всех странах ЕС (кроме Германии) устанавливалась максимальная сумма страхования в 15 ООО экю до 31 декабря 1999 года на одного вкладчика, в Канаде - 60 тыс. канадских долларов, во Франции - 400 тыс. франков, в Италии - 200 млн лир. В Германии коммерческие банки полностью страхуют небанковские депозиты, максимальная сумма страхования для одного клиента определяется в размере 30% обязательств конкретного банка5.

В Бельгии система защиты вкладчиков включает Обязательный фонд защиты банков, Обязательный фонд защиты частных сберегательных учреждений, организованные в 1985 году и охватывающие все коммерческие и сберегательные банки. Гарантированный верхний предел - 50 тыс. бельгийских франков. В Испании образованы в 1977 году Фонд страхования взносов и Страховой фонд для сберегательных касс, охватывающие все частные банки и сберегательные кассы. Максимальная гарантированная сумма - 1,5 млрд песет. В Великобритании в 1982 году организован Обязательный фонд защиты, охватывающий все банки. Гарантированная сумма - 75% суммы вклада, потолок - 100 тыс. фунтов стерлингов6.

Главный принцип, заложенный в страхование депозитов, - защитить неискушенного вкладчика, который не в состоянии оценить степень риска операций, проводимых банком. Помимо этого, страхование депозитов способствует обеспечению устойчивости банковской системы, предотвращая как массовое изъятие вкладов из отдельных банков, так и банковскую панику в масштабах страны в целом.

4 Политика доходов и заработной платы: Учебник / Под ред. П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. М.: Юристь, 2000. С. 110.

5 Гусева А.Е. Зарубежный опыт страхования банковских депозитов // Банковское дело. 2000. № 5. С. 43.

6 Филимонова Е.А., Копеин В.В. Как сберечь сбереженное // ЭКО. 1999. №8. С. 64.

7 Гусева А.Е. Зарубежный опыт страхования банковских депозитов // Банковское дело. 2000. № 5. С. 40.

8 Garcia G. Deposit Insurance: A Survey of Actual and Best Practices. - IMF Working Paper. 1999. № 99/54. April.

Страхование банковских вкладов в различных странах преследует несколько целей:

• увеличение ликвидности отдельных кредитных институтов и банковской системы в целом;

• сокращение числа банкротств банков;

• снятие социальной напряженности, поскольку вкладчики получают уверенность в сохранности своих средств;

• решение банковских паник;

• обеспечение более благоприятных условий проведения процедур банковских банкротств (когда это становится неизбежным)7.

В мировой практике применяются шесть подходов к защите банковских вкладов: недвусмысленный и полный отказ от предоставления такой защиты (как, например, в Новой Зеландии); приоритет требований вкладчиков перед требованиями других кредиторов (как в Австралии); неопределенность в отношении возмещения вкладов; имплицитная гарантия; эксплицитное ограниченное возмещение; полная эксплицитная гарантия8 .

Пятьдесят пять стран-членов МВФ отдали предпочтение имплицитной системе страхования вкладов, 68 стран ввели у себя явную, эксплицитную форму страхования. Эксплицитные схемы страхования обычно предусматривают ограниченное страховое возмещение.

В международной практике существует разделение систем страхования (классификация специалистов МВФ) на два основных вида - эксплицитный (формальный, открытый) и имплицитный (неформальный, скрытый).

Неформальный вид системы страхования депозитов характеризуется, как правило, отсутствием, во-первых, законодательных основ, предусматривающих юридическую ответственность (оказание финансовой помощи осуществляется в соответствии с практикой прошлых лет или по заявлению официальных лиц); во-вторых, необходимых правил, связанных с масштабами и видами компенсаций (финансовая помощь в случае неплатежеспособности оказывается избирательно); в-третьих, конкретного фонда для оказания финансовой помощи. Преимущества неформальной системы страхования депозитов состоят в равной защищенности крупных и мелких вкладчиков и отсутствии для государства необходимости организовывать страховой фонд. К недостаткам рассматриваемого типа системы относят следующие: решение о санации банка зависит от доли государственного участия в данном банке, частным проблемным банкам, как правило, не оказывается финансовая помощь; налогоплательщики несут

основную часть затрат на восстановление ликвидности банковской системы; правительство самостоятельно принимает решение о банковских банкротствах.

Формальная система страхования банковских депозитов четко предусматривает юридические, административные, финансовые условия функционирования в ряде законодательных актов и законов (Конституции, Законе о Центральном банке, Законе о банковской системе, Законе о финансовых (кредитных) организациях). Обычно государство определяет: типы институтов и депозиты, подлежащие страхованию; границы страхования (лимиты страховых взносов выплат); право управления и участия; порядок финансирования; условия неплатежеспособности; порядок и процедуру банкротства банков.

Большинство индустриально развитых стран (Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия) начали использовать формальную систему страхования депозитов с 1980-х годов, после банковских кризисов. В странах Африки защита депозитов осуществляется преимущественно в форме косвенных гарантий, главным образом из-за недостаточной степени развитости финансовой системы и преобладания государственной системы собственности. Только в Сенегале и Гане предусмотрен механизм возмещения средств вкладчиков. Формальная система страхования вкладов введена лишь в Кении, Нигерии, Танзании, Уганде. В Азии большинство стран (Китай, Индонезия, Корея, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Таиланд, Вьетнам) имеют неформальные системы страхования, в то время как в индустриально развитых странах она есть только в Австралии. Большинство стран Среднего Востока (Египет, Иран, Ирак, Израиль, Саудовская Аравия, Сирия) и почти половина стран Западного полушария (Бразилия, Боливия, Коста-Рика, Парагвай, Уругвай, Эквадор) придерживаются также неформальной системы страхования депозитов.

Трудно не согласиться с мнением А.Е. Гусевой, которая полагает, что главным фактором, определяющим вид системы защиты депозитов, является экономический уровень развития страны: степень развитости денежно-кредитной системы, доля государственной собственности, а также ситуация банковского кризиса, что является важным стимулом для введения более эффективного механизма защиты депозитов9.

9 Гусева А.Е. Зарубежный опыт страхования банковских депозитов//Банковское дело. 2000. № 5. С. 41.

10 Гусева А.Е. Зарубежный опыт страхования банковских депозитов // Банковское дело. 2000. № 5. С. 41 - 42.

Введение формальной системы страхования требует определения круга депозитов, подлежащих защите. Объектами страховой защиты, как правило, являются депозиты до востребования, сберегательные вклады, срочные депозиты, депозитные сертификаты. Исключению из формальной системы страхования могут подлежать следующие виды депозитов:

• межбанковские депозиты (Банки обладают возможностью оценки финансового состояния друг друга и поэтому способны минимизировать риски по межбанковским операциям);

• депозиты в иностранной валюте (трудно определить границы колебания валютного курса и ограниченное влияние на платежную систему при незначительной доле в суммарных депозитах);

• депозиты, находящиеся в филиалах иностранных банков (некоторые вкладчики в собственной стране могут потерпеть убытки в случае банкротства данных филиалов. В ЕС И США депозиты филиалов иностранных банков подлежат защите);

• депозиты, размещенные в других странах (исключаются из-за незначительного влияния на платежную систему страны).

Анализ практики страхования банковских депозитов позволил выделить четыре основные организационные формы системы страхования: первая форма предполагает 100%-е участие государства, где управление и финансирование осуществляются государством. Такая форма содержит высокую долю морального риска, так как банки не разделяют затрат при банкротстве других банков. вторая форма - система страхования через фонды, управляемые общественными корпорациями и финансируемые частично банками; третья форма - фонды, совместно управляемые банками, государством и финансируемые, как правило, банками. Это смешанная форма позволяет расширить возможности по формированию собственных средств системы страхования, но в то же время уменьшает стимулы для сторонних инвесторов; четвертая форма - частичное управление со схемой взаимного страхования, без участия государства. Она перекладывает часть затрат, возникающих при банковских банкротствах, на сами банки10.

Многие из применяющихся страховых систем отличает недостаточный уровень капитализации, и в этом случае гарантирование вкладов связано с дополнительными обязательствами для государства. Поэтому следует с особой вниматель-

ностью отнестись к введению системы страхования депозитов в странах с дефицитом бюджета.

Стремясь предотвратить массовое изъятие вкладов и стабилизировать охваченную кризисом банковскую систему, некоторые страны пытались быстро ввести в действие систему страхования депозитов, объявив о государственной гарантии вкладов. Однако в отсутствии должного контроля за проблемными банками, вклады в которых принадлежали гарантированию, это лишь усугубило кризис и его издержки. Если гарантирование вкладов не подкреплено эффективным банковским надзором и адекватным надзором, то это может привести к банкротству11.

Снижение эффективности страхования депозитов связано с проблемой динамического морального риска, которая состоит в том, что введение системы страхования вкладов делает поведение как банков, так и вкладчиков менее ответственным. Вкладчики лишаются стимула к тому, чтобы следить за финансовым положением банка, размещают средства в высокорисковых институтах, предлагающих высокие процентные ставки, в основе которых - участие в спекулятивных операциях. Мировой опыт последних лет показывает, что зафиксированная в прямой форме полная гарантия вкладов увеличивает вероятность финансовой неустойчивости банковской системы12.

При страховании вкладов всегда встает вопрос о соотношении частного и государственного участия в этом процессе. Теоретически частная система страхования считается экономически эффективной, политически независимой и гибкой13 . При нехватке средств у частного института страхования возникает необходимость государственного вмешательства. Частное страхование требует строго государственного регулирования и государственного надзора. Наиболее привлекательной чертой государственного страхования в условиях стабильно развивающейся экономики, а, следовательно, и жизнеспособной бюджетной системы является большее доверие к нему со стороны государства. Государственная система гарантирования вкладов принята в большинстве стран,

11 Heifer R.T/ What Deposit Insurance Can and Cannot Do // Finance and Development. Vol. 36. № 1.1999. March.

12 Demirguc Kunt A., Detragache E. The Determinants of Banking Crises: Evidence from Developed and Developing Countries. - IMF Working Paper. - 1997.

13 Ely B. Private Sector Depositor Protection Is Still a Viable Alternative to Federal Deposit Insurance // Issues in Bank Regulation. - 1986. - Winter.

14 Lee W.S. and Kwok C.C.Y. Domestic and International Financial Management. 2000. № 10.

15 Heifer R.T/ What Deposit Insurance Can and Cannot Do // Finance and Development. Vol. 36. № 1. 1999. March.

в отдельных странах применяется сочетание государственного и частного страхования.

Особенно актуальными являются критерии отбора банков для участия в системе страхования вкладов населения. При добровольном участии банков в системе страхования создается опасность негативного отбора. Имеется в виду, что банки, занимающиеся спекулятивными операциями, присоединяются к системе, а кредитные организации, проводящие более ответственную банковскую деятельность, предпочитают оставаться вне ее.

Еще одна проблема состоит в том, что крупные банки могут отказаться от участия в системе страхования вкладов населения, так как они внушают большее доверие населению, верящему, что крупные банки стабильнее и не могут обанкротиться. Принцип добровольности участия несет в себе угрозу стабильности системы страхования вкладов, поскольку его применение может породить периодические крупномасштабные перемещения вкладов внутри банковской системы - от участвующих к неучаствующим банкам в благополучные времена и неучаствующих к участвующим в периоды паники14. Это является аргументом в пользу применения принципа принудительности участия в системе страхования вкладов, который на самом деле и действует в большинстве стран.

Критерии отбора банков для участия в системе страхования не столь подробно рассмотрены в литературе, но они очень важны. Многие специалисты считают, что страхование депозитов не может быть эффективным без адекватного банковского надзора15. В условиях стабильной банковской системы кредитные организации должны обычно отвечать жестким пруденциальным требованиям, например достаточности капитала. В этом случае нет необходимости введения дополнительных требований к кредитным организациям, обладающим лицензией на осуществление банковской деятельности.

В странах с переходной экономикой и неразвитой финансовой системой судебно-правовые органы не могут противостоять давлению заинтересованных групп, а органы банковского надзора не в состоянии полностью контролировать спекуляции и недобросовестное поведение со стороны банков. В результате возможны случаи, когда у проблемных банков вовремя не отзываются лицензии и они продолжают привлекать средства населения.

Защита вкладов населения может быть полной или частичной. В первом случае она снижает стремления вкладчиков к изъятию средств, что помогает выжить банку в случае финансового неблагополучия. Полная защита вкладов сопря-

жена с проблемой морального риска. Страхуемые банки принимают на себя неоправданно высокие риски без потери вкладов, в результате чего, с одной стороны, увеличивается вероятность их банкротства, а с другой - растут издержки по компенсации пострадавшим вкладчикам. Частичная защита вкладов создает стимулы к тому, чтобы вкладчики сами следили за финансовым состоянием своего банка, что способствует укреплению рыночной дисциплины в банковском секторе.

Система гарантирования вкладов может финансироваться за счет регулярных взносов банков-участников, аккумулируемых в страховом фонде путем внесения участниками необходимых средств в случае банкротства того или иного банка. Предварительное финансирование страхового фонда способствует укреплению доверия к системе и ускоряет процесс выплаты возмещения вкладчикам. Необходимость дожидаться, пока будут сформированы средства для выплаты возмещения, значительно увеличивает издержки по разрешению банковских банкротств. Этот тезис подтверждают события в США во время кризиса ссу-досберегательных банков 1980-х годов и Японии в 1998 - 1999 годах16. Причина этого состоит в том, что затягивающаяся неопределенность со сроками выплаты возмещения отпугивает вкладчиков и провоцирует панику.

Ключевые принципы эффективных систем гарантирования вкладов можно обобщить следующим образом17:

• система страхования депозитов четко прописана в законодательстве и нормативных актах с целью устранения неопределенности относительно условий страхового возмещения;

• участие в системе страхования является обязательной (в случае стабильной банковской системы), сумма возмещения ограничена, размер страховых взносов дифференцируется с учетом уровня рисков банков с тем, чтобы избежать возникновения проблемы негативного отбора. Дифференцирование страхового взноса с учетом уровня рисков позволяет уменьшить размеры субсидирования проблемных банков благополучными, хотя само по себе не ликвидирует стимулы к спекулятивным операциям;

16 Heifer R.T/ What Deposit Insurance Can and Cannot Do // Finance and Development. Vol. 36. № 1.1999. March.

17 Garcia G. Deposit Insurance: A Survey of Actual and Best Practices. - IMF Working Paper. № 99/54.1999. April; Preventing Bank Crises: Lessons from Recent Global Bank Failures /- World Bank. 1998.

18Грицына В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3. С. 18.

• относительно небольшая предельная сумма страхового возмещения, привязанная к средней величине вклада частного лица;

• в случае банкротства собственники банка всерьез рискуют акционерным капиталом; права кредиторов надежно защищены;

• система страхования депозитов имеет достаточно источников финансирования, чтобы избежать неплатежеспособности страхового фонда; выплата возмещения вкладчикам осуществляется без задержки;

• надзорные органы действуют в соответствии с ясной и общеизвестной процедурой работы с проблемными банками, не только имеют полномочия, но и обязаны принимать срочные меры по оздоровлению таких банков;

• в условиях недостаточно эффективного пруденциального надзора действуют прямые ограничения на состав активов банка; ограничения на виды деятельности; ограничения на структуру собственности страхуемых банков. Систему страхования депозитов, на взгляд

автора, целесообразно создать и в России. Банки, которые войдут в эту систему, понесут определенные затраты на создание страховых резервов. Однако восстановление доверия граждан к российской банковской системе оправдает эти затраты.

Сбережения населения во всем мире считаются одним из основных источников для инвестирования реальной экономики. В США, по оценке Грицыной В. и Курнышевой И., население владеет примерно 70% всех финансовых активов. Их доля почти в 5 раз больше, чем доля государства, а также доля коммерческих банков. В Японии население тоже контролирует огромные финансовые активы. В 1995 году отношение суммы активов, принадлежащих населению, к его годовому доходу составило 161%, то есть сбережения превышали доход за полтора года. Значительная часть сбережений населения вкладывались в пенсионные фонды.

Финансовые накопления населения играли большую роль в послевоенном мире в инвестиционном процессе. Опыт ряда стран показывает, что существует вполне четкая зависимость между долей сбережений в располагаемом доходе населения и темпами роста экономики. Наиболее существенных темпов роста в 1960 - 1980 годы достигли страны с самой высокой долей сбережений в личных доходах: Япония - до 20%, ФРГ, Франция, Италия - 11 - 12%18.

В Японии после Второй мировой войны (1939 - 1945) была создана система, обеспечивающая трансформацию всех сбережений населения, аккумулируемых в сберкассах и пенсионных фондах,

в инвестиции через Японский банк развития, Экспортно-импортный банк Японии и другие государственные институты развития. В настоящее время через эту систему по-прежнему канализируется большая часть сбережений. Так, в 1997 году Японский банк развития предоставил в виде кредитов (включая невозвращенный остаток) более 121 млрд дол. США19. Во взаимодействии с этой государственной системой развивалась частная система канализации сбережений в инвестиции через финансово-промышленные группы («кей-рецу»), объединявшие в целостные системы производственные предприятия и обслуживающие их коммерческие банки.

В Индии для обеспечения трансформации сбережений в инвестиции была создана система целевого регулирования предоставляемых банками кредитов в соответствии с централизованно устанавливаемыми приоритетами развития национальной экономики и процентными ставками. При этом значительная часть коммерческих банков была национализирована и создана общегосударственная инвестиционная система, способствующая практически полному использованию накапливаемых в стране сбережений на финансирование инвестиций в развитие производства.

В Сингапуре в целях обеспечения устойчивого развития экономики основным каналом трансформации пенсионных и других сбережений населения страхового характера в производственные инвестиции стала специальная организация социального страхования.

С. Глазьев рассматривает специфические особенности функционирования механизма аккумулирования сбережений и их трансформации в инвестиции через частные банки в развитых странах на примере Германии и Японии20. В этих странах самые крупные частные банки работают в тесном взаимодействии с производственными предприятиями, формируя устойчивые финансово-промышленные группы. Как правило, хотя и не всегда, банки и предприятия, входящие в одну группу, связаны через отношения собственности перекре-

стным акционированием или общими собственниками. С. Глазьев считает, что такая модель стимулирования инвестиционных процессов содействует реальной трансформации сбережений в инвестиции. Ее сильной стороной он считает обеспечение высокой нормы накопления и концентрации ресурсов на перспективных направлениях экономического роста, что позволяет поддерживать максимально высокие темпы расширенного воспроизводства соответствующих финансово-промышленных групп на мировом рынке за счет канализации растущих прибылей на финансирование инвестиций в целях расширения производства и сбыта продукции.

Рассматривается и оценивается как более устойчивая модель банковской системы, ориентированная на кредитование независимых хозяйствующих субъектов исходя из чисто коммерческих критериев. Такая модель, ориентированная на получение устойчивой текущей прибыли при минимальных рисках, присуща стабильно развивающимся экономикам. Банки аккумулируют сбережения и трансформируют их в кредиты, предоставляемые независимым юридическим и физическим лицам под соответствующее обеспечение и по рыночным процентным ставкам. При этом банки перекладывают риск инвестиционных решений на предприятия, государственные институты, страховые компании и другие специализированные субъекты финансовой системы.

Зарубежный опыт аккумулирования и инвестирования финансовых накоплений населения обширен и интересен. Адаптировать его к реалиям российской экономики можно только при создании четкой и действенной системы защиты сбережений населения. Данный источник инвестирования при обеспечении устойчивого роста уровня жизни населения мог и должен послужить импульсом к устойчивому экономическому росту российской экономики. Другой, не менее действенной мерой, должна послужить организация реальной системы страхования частных вкладов населения.

" Глазьев С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики. 1999. №2. С. 47.

20 Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. // Вопросы экономики. 2000. № 11. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.