Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования российской системы страхования депозитов на основе опыта развитых стран'

Перспективы совершенствования российской системы страхования депозитов на основе опыта развитых стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
776
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / БАНКОВСКИЙ ВКЛАД / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева П. Г., Махачев Д. М.

В статье отмечается, что в настоящее время на фоне затянувшегося финансового кризиса вопросы совершенствования организации страхования вкладов в России приобретают особую актуальность. При этом важнейшее значение имеет международная практика, накопленный на Западе богатый и достаточно успешный опыт по гарантированию депозитов. Рассмотрены сущность и роль страхования депозитов. Выявлены особенности системы страхования вкладов в России. На основе опыта развитых стран определены основные направления ее совершенствования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования российской системы страхования депозитов на основе опыта развитых стран»

Страховой рынок

УДК 368(075.8)

перспективы совершенствования российской системы страхования депозитов на основе опыта развитых стран

П. Г. ИСАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения Е-mail: isaevapatimat@rambler.ru

Д. М. МАХАЧЕВ, аспирант кафедры налогов и денежного обращения Е-mail: mahachevdjambulat@rambler.ru Дагестанский государственный университет

В статье отмечается, что в настоящее время на фоне затянувшегося финансового кризиса вопросы совершенствования организации страхования вкладов в России приобретают особую актуальность. При этом важнейшее значение имеет международная практика, накопленный на Западе богатый и достаточно успешный опыт по гарантированию депозитов. Рассмотрены сущность и роль страхования депозитов. Выявлены особенности системы страхования вкладов в России. На основе опыта развитых стран определены основные направления ее совершенствования в современных условиях.

Ключевые слова: страхование, банковский вклад, совершенствование, международная практика.

Нестабильность, вызванная банкротством отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов, риском, сопряженным с проводимой банками политикой частичного резервного покрытия, всегда объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью такого регулирования оно пыталось защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств кредитных организаций.

Для защиты от рисков, возникающих в ходе проведения банковских операций, в настоящее время широко используется страхование. Наличие и постоянное совершенствование такого механизма поддержки жизнеспособности банков, как система страхования депозитов (ССД), является одним из важнейших общих условий нормального становления и функционирования банковской системы любой страны.

Основными функциями системы страхования вкладов являются:

— финансовая поддержка банков (кредитных организаций), оказавшихся на грани банкротства;

— защита вкладчиков от полной потери их вкладов в случае финансовых затруднений у банковских учреждений [10].

Как показывает мировой опыт, нормально функционирующая система страхования депозитов приносит целый ряд положительных эффектов:

— создает гарантии вкладчикам, не допуская разорения широких народных масс;

— повышает доверие к банковской системе и препятствует распространению кризисов;

— стимулирует привлечение сбережений населения и рост банковских активов;

— способствует созданию равных конкурентных условий для всех участников рынка;

— содействует стабильности банковского сектора и национальной финансовой системы в целом.

Впервые полноценная формализованная система депозитного страхования была разработана в США в 1933 г., когда в условиях Великой депрессии она стала важным элементом антикризисной программы правительства. В законе Гласса-Стигалла предусматривалось создание двух специальных организаций для защиты интересов вкладчиков: Федеральной корпорации по страхованию депозитов и Федеральной корпорации по страхованию счетов ссудно-сберегательных ассоциаций, которая в 1989 г. была объединена с Федеральной корпорацией страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation). Размер компенсации был установлен в размере 5 тыс. долл. на вкладчика. К концу 1970-х гг. он вырос до 40 тыс. долл., а в 1980-х гг. достиг своего сегодняшнего уровня - 100 тыс. долл. При этом специально созданная Трастовая корпорация урегулирования способствует стабилизации неплатежеспособных банков во избежание более серьезных экономических потрясений [1].

Позже были созданы аналогичные системы и в других государствах: Норвегии (1961 г.), Индии (1962 г.), Японии (1971 г.), Франции (1980 г.), Великобритании (1982г.), Германии (1980-е гг.). В середине 1990-х гг. они появились в таких странах, как Польша, Чехия, Венгрия. К 2000 г. четко формализованные системы страхования депозитов действовали более чем в 70 странах. В том числе в Европе - 32, в Америке - 14, Африке - 10, Азии - 9. Около двух третей из них были созданы за последние 20 лет в ответ на пережитые странами банковские кризисы [12].

В современных условиях роль систем страхования вкладов усиливается: они действуют в 100 странах и уже оправдали себя в качестве одного из эффективных способов поддержания стабильности банковского сектора. Сейчас они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане [5].

В России организована своя система страхования депозитов - система страхования вкладов (ССВ) физических лиц. Следует отметить, что отечественная банковская система первоначально создавалась на условиях минимальных требований к новым финансовым учреждениям. Это привело к появлению большого количества банков. Их число не соответствовало слабому уровню развития финансовых потоков в России. Обще-

экономическая обстановка, не способствующая развитию предприятий, занятых в производстве, последовательно привела к уменьшению количества банков. Достижение высокой доходности было возможно только за счет совершения крайне рискованных банковских операций, что являлось серьезной предпосылкой к банкротству кредитных организаций, ориентирующихся на разовый доход, а не на кропотливую работу с клиентами. Важное значение имели усилия Банка России по ужесточению требований к кредитным учреждениям. Однако политика главного банка страны была недостаточно стройной: например, существовали разного рода исключения для некоторых банков, в том числе по нормативу, определяющему количество привлекаемых средств населения [6].

Ассоциация российских банков долгое время вела работу по созданию в России системы добровольного страхования вкладов, однако практика показала нежизнеспособность такой системы гарантирования в российских условиях. После почти десятилетних дебатов, наконец, был принят Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Основные черты действующей в России системы гарантирования частных вкладов таковы. Граждане могут рассчитывать на возмещение по вкладам в установленном размере в случае потери лицензии банками, которым они доверили свои сбережения. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее - в ходе ликвидационных процедур в банке. Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования, оно осуществляется в силу закона. В соответствии с принятыми недавно законодательными изменениями возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб. При расчете суммы возмещения валютные вклады пересчитываются по курсу Банка России на дату наступления страхового случая, а суммы денежных требований банка к вкладчику вычитаются из суммы вкладов. Сумма компенсации в одном банке не может превышать 700 тыс. руб., даже если вкладчик хранит деньги на нескольких счетах. Однако если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них максимальная сумма возмещения будет составлять 700 тыс. руб.

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках. За исключением:

— средств на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если они открыты в связи с указанной деятельностью;

— вкладов на предъявителя;

— средств, переданных банкам в доверительное управление;

— вкладов в зарубежных филиалах российских банков [8].

Современной российской системе страхования вкладов присущи определенные особенности:

— тяготение к обязательному участию кредитных организаций в Системе страхования вкладов (ССВ);

— преимущественно законодательное определение основных параметров деятельности ССВ с использованием элементов договорных отношений;

— ориентация на ограниченное страховое возмещение вкладчику его средств, утраченных в результате банкротства кредитной организации (как правило, с установлением реалистичного верхнего предела возмещения);

— активное участие государственных органов в организации, последующем функционировании, регулировании и развитии ССВ;

— наличие у соответствующего фонда определенных прав, подчас значительных, в плане надзора и регулирования деятельности своих членов, проведения при необходимости в их отношении оздоровительных мероприятий [10].

Создание системы страхования вкладов в России способствовало повышению стабильности банковской системы, обеспечению притока вкладов в частные банки, увеличению масштаба финансового посредничества банковской системы страны. При этом главным эффектом от введения системы страхования вкладов стал рост доверия населения к банковской системе России. ССВ снизила риски возникновения масштабной паники для банковской системы. Подтверждением служит тот факт, что наиболее сильно эффект воздействия системы страхования вкладов проявился в отказе вкладчиков изымать деньги из банков во время кризиса [3].

Вместе с тем у системы страхования депозитов в нашей стране есть как сторонники, так и противники.

В свете событий последних двух лет — на фоне затянувшегося финансового кризиса проблема совершенствования организации страхования депозитов в России представляется весьма актуальной и насущной. Важнейшее значение для дальнейшего

успешного развития отечественной системы страхования банковских вкладов имеет использование зарубежной практики, где накоплен богатый и достаточно успешный опыт по гарантированию депозитов.

Анализ международной практики позволил определить следующие основные направления совершенствования организации страхования депозитов в России.

Во-первых, важным направлением совершенствования действующей ССВ является изменение сроков и порядка выплаты страхового возмещения. С точки зрения ускорения выплаты страхового возмещения вкладчикам заслуживает рассмотрения и внедрения в практику опыт таких государств, как США, Канада и др. В этих странах страховщику депозитов предоставляют доступ к банку, включая данные по депозитам, не после отзыва у кредитной организации лицензии, а до этого (например, в США—как минимум за 90 дней). Это, с одной стороны, позволяет предотвратить вывод из банка активов и облегчить его последующую реструктуризацию (ликвидацию), а с другой — быстро урегулировать застрахованные депозиты без какого-либо ущерба для их владельцев (как правило, путем перевода депозитов в другой банк или направления в день закрытия банка денежных чеков владельцам депозитов).

Использование альтернативных механизмов урегулирования требований вкладчиков (не посредством выплаты возмещения) предоставляет возможность не только сократить затраты страховщика, связанные с осуществлением страховых выплат, но и в определенных ситуациях получить дополнительные доходы за счет оплаты приобретателями депозитной базы своего рода франшизы за нее, как это имеет место, например, в Бразилии или США.

Во-вторых, целесообразным представляется распространение страхования на депозиты и счета предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц, как это принято в большинстве стран мира. На первом этапе, когда система страхования в России только выстраивалась, распространение страхования только на вклады физических лиц было оправданным: еще не хватало средств для осуществления выплат и опыта управления сложной системой. Однако сейчас распространение гарантий на средства юридических лиц становится необходимым по ряду причин. Это позволит существенно повысить уровень доверия юридических лиц к банковской системе, обеспечит единый подход ко всем клиентам банка. Международный опыт демонстрирует эффективность функционирования таких систем. Гарантирование

государством всех видов вкладов применяется как в развитых странах (США, Канаде, Японии, большинстве стран ЕС), так и в странах с развивающейся экономикой (Аргентине, Малайзии, Мексике, некоторых странах Восточной Европы) [11].

Старейшая система страхования депозитов -американская - с самого начала действовала как механизм, защищающий интересы всех клиентов. Там руководствовались понятной логикой: всем субъектам экономической жизни, вне зависимости от организационно-правовой формы и «веса», предоставляется одинаковая защита [2].

Следует также отметить, что ГК «Агентство по страхованию вкладов», выполняя функции страховщика, неоднократно сталкивалось с попытками незаконного получения страхового возмещения. Накануне отзыва лицензии в банке создавались новые вклады, подлежащие страховой защите. Происходило это путем осуществления внутрибанковских проводок - деньги «переводились» со счетов юридических лиц на счета физических лиц [2]. Распространение же гарантий на все источники привлеченных средств позволит пресечь попытки мошенничества в сфере страхования вкладов.

Кроме того, гарантирование всех средств, привлеченных от клиентов банка, сделает систему страхования более простой и понятной для ее участников, а также более прозрачной.

В-третьих, одним из направлений совершенствования ССВ в России является введение дифференцированной системы взносов. Величина страховых взносов банков сильно различается по странам. Обычно премии в зависимости от активных статей баланса сочетаются со взносами, пропорциональными тем или иным видам обязательств. Такая комбинация преследует цель учета рискованности поведения банка на рынке. В частности, в США расчет величины страховых взносов осуществляется в зависимости от степени риска, размера капитала и других показателей деятельности банка [4].

Хотя переход к системе дифференцированных взносов и не является первоочередной задачей, но представляется оправданным по мере роста объема депозитов и особенно в случае расширения числа страхуемых депозитов за счет депозитов предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц. Это позволит не увеличивать многократно для банков, имеющих значительную клиентскую базу в этом сегменте рынка, величину фактически уплачиваемых ими взносов в систему страхования вкладов.

В России неоднозначно относятся к идее дифференцированных взносов. Некоторые считают такую систему более справедливой. Действительно, дифференцированная система в отличие от системы равных взносов способствует тому, чтобы банки улучшали свое финансовое состояние [9]. Другие же негативно относятся к возможности ее введения, поскольку опасаются, что оценка надежности банков и степени рискованности их политики не будет соответствовать реальности или мешать проводить индивидуальную конкурентную политику. По мнению авторов, введение дифференцированной системы страховых взносов позволит оценить общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая тем самым как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям.

Что касается перспектив изменения ставки отчислений в фонд страхования вкладов, то следует отметить, что когда ставка составляла 0,15 % от объема депозитного портфеля банка, Россия была в пятерке стран, имеющих ССВ с самой высокой процентной ставкой. Со снижением ставки сначала до 0,13 %, а потом до 0,1 %, наша страна переместилась в первую десятку. Это при том, что системы страхования вкладов функционируют, как уже упоминалось, в ста странах [2]. Так что снижение процентной ставки в принципе возможно, а в перспективе — безусловно произойдет.

В-четвертых, с целью поддержания стабильности национальной финансовой системы и создания равных конкурентных условий для участников финансового рынка в качестве одного из направлений развития системы страхования вкладов можно выделить распространение членства в системе страхования вкладов (и инвестиций) на финансовые организации небанковского сектора, что сделано в ряде стран Европы. Условиями этого, естественно, должны являться наличие эффективной системы надзора за их деятельностью и обеспечение своевременного устранения с рынка неплатежеспособных и проблемных организаций.

В-пятых, совершенствования требует законодательная база ССВ и практика в области урегулирования проблемных и несостоятельных банковских институтов. В перспективе возможно внедрение в российскую законодательную базу норм, позволяющих реализовывать такие признанные в мире механизмы реструктуризации банков, как продажа активов проблемного либо несостоятельного банка с одновременной переда-

чей его обязательств банку-приобретателю; выкуп у проблемного банка активов с целью повышения его ликвидности; оказание финансовой помощи стратегическому инвестору в проблемный банк либо самому проблемному банку при соблюдении определенных жестких условий и пр. Кроме того, следует продолжить работу в направлении совершенствования законодательства и практики рассмотрения судами дел о банкротстве кредитных организаций. Особенно в плане привлечения к ответственности за доведение банков до банкротства их руководителей и акционеров (членов совета директоров). Заслуживает в этом отношении всестороннего изучения также практика ряда зарубежных стран (в частности США), касающаяся страхования ответственности руководителей банков за нанесение ущерба банку и/или его кредиторам.

В-шестых, современная ситуация в банковском секторе свидетельствует о необходимости совершенствования информационной деятельности Агентства по страхованию вкладов в направлении популяризации и разъяснения базовых принципов и параметров системы.

Несмотря на рост реальных денежных доходов населения в последние годы, сберегательные установки россиян не претерпели значительных изменений. У 73 % населения России нет сбережений, что является особенностью финансового поведения россиян уже довольно продолжительное время. Высокий уровень недоверия к коммерческим банкам даже при наличии государственных гарантий по вкладам связан с негативным опытом, который многие получили в 1990-е гг., полностью потеряв свои накопления. Однако даже после введения системы страхования вкладов представления наших соотечественников о надежности и выгодности финансовых инструментов остались практически неизменными. Причина здесь кроется в том, что просто не все знают о ее существовании. Большинство россиян (60 %) не осведомлены о том, сохранность какой суммы гарантирует ССВ [7].

Если ссылаться на опыт зарубежных стран, следует отметить практику Канадской корпорации страхования депозитов, которая использует следующие средства информирования общественности:

— подготовка и трансляция на телевидении рекламных роликов, разъясняющих правила функционирования системы страхования вкладов;

— участие в выставках и форумах, на которых демонстрируются финансовые услуги, предоставляемые банками и другими финансовыми институтами населению и малому бизнесу;

— организация курсов и образовательных программ для работников банков и населения;

— рассылка целевым группам, наименее информированным о ключевых характеристиках системы страхования депозитов, буклетов и листовок, в которых они кратко излагаются.

Совершенствование российской системы страхования депозитов в соответствии с обозначенными направлениями существенно повысит ее эффективность, обеспечит более полное достижение поставленных целей и будет способствовать дальнейшему укреплению национального банковского сектора.

Список литературы

1. Адамчук Н. Г., Зимовцев В. И. Международная практика страхования депозитов // Страховое дело. 2007. № 5.

2. АСВ справилось с первой волной кризиса и готово ко второй // Банковское обозрение. 2009. № 2.

3. Инвестиционное поведение населения и влияние на него системы страхования вкладов. М. 2010. С. 56.

4. Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е. Индульгенция на риск. Как построить эффективную систему гарантирования частных вкладов. URL: http://dit. perm.ru/articles/management/data/021605.htm.

5. Мировой опыт и международное сотрудничество. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». URL: http://www.asv.org. ru/insurance/experience/.

6. Петров В. С. Опыт обеспечения гарантий прав вкладчиков в условиях финансового кризиса. URL: http://dit.perm.ru/articles/management/ data/021608.htm.

7. Сберегательные установки населения России // Банковское дело. 2009. № 1.

8. Система страхования банковских вкладов. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». URL: http://www.asros. ru/ru/financial/fin3/.

9. Система страхования вкладов глазами банкиров. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert.ru/editions/article2/?.

10. Страхование: учебник /под ред. С. В. Ермасова, Н. Б. Ермасовой. М.: Высшее образование. 2008. С. 594-606.

11. Тютюнник А. В. Расширение госгарантий на источники привлечения средств // Банковское дело. 2009. № 3.

12. Asli-Demirguc-Kunl, T. Sobaci. Deposit Insurance Around the World: A Data Base // The World Bank. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.