Страховой рынок
УДК 368(075.8)
перспективы совершенствования российской системы страхования депозитов на основе опыта развитых стран
П. Г. ИСАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и денежного обращения Е-mail: isaevapatimat@rambler.ru
Д. М. МАХАЧЕВ, аспирант кафедры налогов и денежного обращения Е-mail: mahachevdjambulat@rambler.ru Дагестанский государственный университет
В статье отмечается, что в настоящее время на фоне затянувшегося финансового кризиса вопросы совершенствования организации страхования вкладов в России приобретают особую актуальность. При этом важнейшее значение имеет международная практика, накопленный на Западе богатый и достаточно успешный опыт по гарантированию депозитов. Рассмотрены сущность и роль страхования депозитов. Выявлены особенности системы страхования вкладов в России. На основе опыта развитых стран определены основные направления ее совершенствования в современных условиях.
Ключевые слова: страхование, банковский вклад, совершенствование, международная практика.
Нестабильность, вызванная банкротством отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов, риском, сопряженным с проводимой банками политикой частичного резервного покрытия, всегда объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью такого регулирования оно пыталось защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств кредитных организаций.
Для защиты от рисков, возникающих в ходе проведения банковских операций, в настоящее время широко используется страхование. Наличие и постоянное совершенствование такого механизма поддержки жизнеспособности банков, как система страхования депозитов (ССД), является одним из важнейших общих условий нормального становления и функционирования банковской системы любой страны.
Основными функциями системы страхования вкладов являются:
— финансовая поддержка банков (кредитных организаций), оказавшихся на грани банкротства;
— защита вкладчиков от полной потери их вкладов в случае финансовых затруднений у банковских учреждений [10].
Как показывает мировой опыт, нормально функционирующая система страхования депозитов приносит целый ряд положительных эффектов:
— создает гарантии вкладчикам, не допуская разорения широких народных масс;
— повышает доверие к банковской системе и препятствует распространению кризисов;
— стимулирует привлечение сбережений населения и рост банковских активов;
— способствует созданию равных конкурентных условий для всех участников рынка;
— содействует стабильности банковского сектора и национальной финансовой системы в целом.
Впервые полноценная формализованная система депозитного страхования была разработана в США в 1933 г., когда в условиях Великой депрессии она стала важным элементом антикризисной программы правительства. В законе Гласса-Стигалла предусматривалось создание двух специальных организаций для защиты интересов вкладчиков: Федеральной корпорации по страхованию депозитов и Федеральной корпорации по страхованию счетов ссудно-сберегательных ассоциаций, которая в 1989 г. была объединена с Федеральной корпорацией страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation). Размер компенсации был установлен в размере 5 тыс. долл. на вкладчика. К концу 1970-х гг. он вырос до 40 тыс. долл., а в 1980-х гг. достиг своего сегодняшнего уровня - 100 тыс. долл. При этом специально созданная Трастовая корпорация урегулирования способствует стабилизации неплатежеспособных банков во избежание более серьезных экономических потрясений [1].
Позже были созданы аналогичные системы и в других государствах: Норвегии (1961 г.), Индии (1962 г.), Японии (1971 г.), Франции (1980 г.), Великобритании (1982г.), Германии (1980-е гг.). В середине 1990-х гг. они появились в таких странах, как Польша, Чехия, Венгрия. К 2000 г. четко формализованные системы страхования депозитов действовали более чем в 70 странах. В том числе в Европе - 32, в Америке - 14, Африке - 10, Азии - 9. Около двух третей из них были созданы за последние 20 лет в ответ на пережитые странами банковские кризисы [12].
В современных условиях роль систем страхования вкладов усиливается: они действуют в 100 странах и уже оправдали себя в качестве одного из эффективных способов поддержания стабильности банковского сектора. Сейчас они функционируют во всех странах, вошедших в Европейское сообщество, в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Армении, Молдове и Таджикистане [5].
В России организована своя система страхования депозитов - система страхования вкладов (ССВ) физических лиц. Следует отметить, что отечественная банковская система первоначально создавалась на условиях минимальных требований к новым финансовым учреждениям. Это привело к появлению большого количества банков. Их число не соответствовало слабому уровню развития финансовых потоков в России. Обще-
экономическая обстановка, не способствующая развитию предприятий, занятых в производстве, последовательно привела к уменьшению количества банков. Достижение высокой доходности было возможно только за счет совершения крайне рискованных банковских операций, что являлось серьезной предпосылкой к банкротству кредитных организаций, ориентирующихся на разовый доход, а не на кропотливую работу с клиентами. Важное значение имели усилия Банка России по ужесточению требований к кредитным учреждениям. Однако политика главного банка страны была недостаточно стройной: например, существовали разного рода исключения для некоторых банков, в том числе по нормативу, определяющему количество привлекаемых средств населения [6].
Ассоциация российских банков долгое время вела работу по созданию в России системы добровольного страхования вкладов, однако практика показала нежизнеспособность такой системы гарантирования в российских условиях. После почти десятилетних дебатов, наконец, был принят Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Основные черты действующей в России системы гарантирования частных вкладов таковы. Граждане могут рассчитывать на возмещение по вкладам в установленном размере в случае потери лицензии банками, которым они доверили свои сбережения. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее - в ходе ликвидационных процедур в банке. Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования, оно осуществляется в силу закона. В соответствии с принятыми недавно законодательными изменениями возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 % суммы вкладов в банке, но не более 700 тыс. руб. При расчете суммы возмещения валютные вклады пересчитываются по курсу Банка России на дату наступления страхового случая, а суммы денежных требований банка к вкладчику вычитаются из суммы вкладов. Сумма компенсации в одном банке не может превышать 700 тыс. руб., даже если вкладчик хранит деньги на нескольких счетах. Однако если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них максимальная сумма возмещения будет составлять 700 тыс. руб.
Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках. За исключением:
— средств на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если они открыты в связи с указанной деятельностью;
— вкладов на предъявителя;
— средств, переданных банкам в доверительное управление;
— вкладов в зарубежных филиалах российских банков [8].
Современной российской системе страхования вкладов присущи определенные особенности:
— тяготение к обязательному участию кредитных организаций в Системе страхования вкладов (ССВ);
— преимущественно законодательное определение основных параметров деятельности ССВ с использованием элементов договорных отношений;
— ориентация на ограниченное страховое возмещение вкладчику его средств, утраченных в результате банкротства кредитной организации (как правило, с установлением реалистичного верхнего предела возмещения);
— активное участие государственных органов в организации, последующем функционировании, регулировании и развитии ССВ;
— наличие у соответствующего фонда определенных прав, подчас значительных, в плане надзора и регулирования деятельности своих членов, проведения при необходимости в их отношении оздоровительных мероприятий [10].
Создание системы страхования вкладов в России способствовало повышению стабильности банковской системы, обеспечению притока вкладов в частные банки, увеличению масштаба финансового посредничества банковской системы страны. При этом главным эффектом от введения системы страхования вкладов стал рост доверия населения к банковской системе России. ССВ снизила риски возникновения масштабной паники для банковской системы. Подтверждением служит тот факт, что наиболее сильно эффект воздействия системы страхования вкладов проявился в отказе вкладчиков изымать деньги из банков во время кризиса [3].
Вместе с тем у системы страхования депозитов в нашей стране есть как сторонники, так и противники.
В свете событий последних двух лет — на фоне затянувшегося финансового кризиса проблема совершенствования организации страхования депозитов в России представляется весьма актуальной и насущной. Важнейшее значение для дальнейшего
успешного развития отечественной системы страхования банковских вкладов имеет использование зарубежной практики, где накоплен богатый и достаточно успешный опыт по гарантированию депозитов.
Анализ международной практики позволил определить следующие основные направления совершенствования организации страхования депозитов в России.
Во-первых, важным направлением совершенствования действующей ССВ является изменение сроков и порядка выплаты страхового возмещения. С точки зрения ускорения выплаты страхового возмещения вкладчикам заслуживает рассмотрения и внедрения в практику опыт таких государств, как США, Канада и др. В этих странах страховщику депозитов предоставляют доступ к банку, включая данные по депозитам, не после отзыва у кредитной организации лицензии, а до этого (например, в США—как минимум за 90 дней). Это, с одной стороны, позволяет предотвратить вывод из банка активов и облегчить его последующую реструктуризацию (ликвидацию), а с другой — быстро урегулировать застрахованные депозиты без какого-либо ущерба для их владельцев (как правило, путем перевода депозитов в другой банк или направления в день закрытия банка денежных чеков владельцам депозитов).
Использование альтернативных механизмов урегулирования требований вкладчиков (не посредством выплаты возмещения) предоставляет возможность не только сократить затраты страховщика, связанные с осуществлением страховых выплат, но и в определенных ситуациях получить дополнительные доходы за счет оплаты приобретателями депозитной базы своего рода франшизы за нее, как это имеет место, например, в Бразилии или США.
Во-вторых, целесообразным представляется распространение страхования на депозиты и счета предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц, как это принято в большинстве стран мира. На первом этапе, когда система страхования в России только выстраивалась, распространение страхования только на вклады физических лиц было оправданным: еще не хватало средств для осуществления выплат и опыта управления сложной системой. Однако сейчас распространение гарантий на средства юридических лиц становится необходимым по ряду причин. Это позволит существенно повысить уровень доверия юридических лиц к банковской системе, обеспечит единый подход ко всем клиентам банка. Международный опыт демонстрирует эффективность функционирования таких систем. Гарантирование
государством всех видов вкладов применяется как в развитых странах (США, Канаде, Японии, большинстве стран ЕС), так и в странах с развивающейся экономикой (Аргентине, Малайзии, Мексике, некоторых странах Восточной Европы) [11].
Старейшая система страхования депозитов -американская - с самого начала действовала как механизм, защищающий интересы всех клиентов. Там руководствовались понятной логикой: всем субъектам экономической жизни, вне зависимости от организационно-правовой формы и «веса», предоставляется одинаковая защита [2].
Следует также отметить, что ГК «Агентство по страхованию вкладов», выполняя функции страховщика, неоднократно сталкивалось с попытками незаконного получения страхового возмещения. Накануне отзыва лицензии в банке создавались новые вклады, подлежащие страховой защите. Происходило это путем осуществления внутрибанковских проводок - деньги «переводились» со счетов юридических лиц на счета физических лиц [2]. Распространение же гарантий на все источники привлеченных средств позволит пресечь попытки мошенничества в сфере страхования вкладов.
Кроме того, гарантирование всех средств, привлеченных от клиентов банка, сделает систему страхования более простой и понятной для ее участников, а также более прозрачной.
В-третьих, одним из направлений совершенствования ССВ в России является введение дифференцированной системы взносов. Величина страховых взносов банков сильно различается по странам. Обычно премии в зависимости от активных статей баланса сочетаются со взносами, пропорциональными тем или иным видам обязательств. Такая комбинация преследует цель учета рискованности поведения банка на рынке. В частности, в США расчет величины страховых взносов осуществляется в зависимости от степени риска, размера капитала и других показателей деятельности банка [4].
Хотя переход к системе дифференцированных взносов и не является первоочередной задачей, но представляется оправданным по мере роста объема депозитов и особенно в случае расширения числа страхуемых депозитов за счет депозитов предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц. Это позволит не увеличивать многократно для банков, имеющих значительную клиентскую базу в этом сегменте рынка, величину фактически уплачиваемых ими взносов в систему страхования вкладов.
В России неоднозначно относятся к идее дифференцированных взносов. Некоторые считают такую систему более справедливой. Действительно, дифференцированная система в отличие от системы равных взносов способствует тому, чтобы банки улучшали свое финансовое состояние [9]. Другие же негативно относятся к возможности ее введения, поскольку опасаются, что оценка надежности банков и степени рискованности их политики не будет соответствовать реальности или мешать проводить индивидуальную конкурентную политику. По мнению авторов, введение дифференцированной системы страховых взносов позволит оценить общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая тем самым как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям.
Что касается перспектив изменения ставки отчислений в фонд страхования вкладов, то следует отметить, что когда ставка составляла 0,15 % от объема депозитного портфеля банка, Россия была в пятерке стран, имеющих ССВ с самой высокой процентной ставкой. Со снижением ставки сначала до 0,13 %, а потом до 0,1 %, наша страна переместилась в первую десятку. Это при том, что системы страхования вкладов функционируют, как уже упоминалось, в ста странах [2]. Так что снижение процентной ставки в принципе возможно, а в перспективе — безусловно произойдет.
В-четвертых, с целью поддержания стабильности национальной финансовой системы и создания равных конкурентных условий для участников финансового рынка в качестве одного из направлений развития системы страхования вкладов можно выделить распространение членства в системе страхования вкладов (и инвестиций) на финансовые организации небанковского сектора, что сделано в ряде стран Европы. Условиями этого, естественно, должны являться наличие эффективной системы надзора за их деятельностью и обеспечение своевременного устранения с рынка неплатежеспособных и проблемных организаций.
В-пятых, совершенствования требует законодательная база ССВ и практика в области урегулирования проблемных и несостоятельных банковских институтов. В перспективе возможно внедрение в российскую законодательную базу норм, позволяющих реализовывать такие признанные в мире механизмы реструктуризации банков, как продажа активов проблемного либо несостоятельного банка с одновременной переда-
чей его обязательств банку-приобретателю; выкуп у проблемного банка активов с целью повышения его ликвидности; оказание финансовой помощи стратегическому инвестору в проблемный банк либо самому проблемному банку при соблюдении определенных жестких условий и пр. Кроме того, следует продолжить работу в направлении совершенствования законодательства и практики рассмотрения судами дел о банкротстве кредитных организаций. Особенно в плане привлечения к ответственности за доведение банков до банкротства их руководителей и акционеров (членов совета директоров). Заслуживает в этом отношении всестороннего изучения также практика ряда зарубежных стран (в частности США), касающаяся страхования ответственности руководителей банков за нанесение ущерба банку и/или его кредиторам.
В-шестых, современная ситуация в банковском секторе свидетельствует о необходимости совершенствования информационной деятельности Агентства по страхованию вкладов в направлении популяризации и разъяснения базовых принципов и параметров системы.
Несмотря на рост реальных денежных доходов населения в последние годы, сберегательные установки россиян не претерпели значительных изменений. У 73 % населения России нет сбережений, что является особенностью финансового поведения россиян уже довольно продолжительное время. Высокий уровень недоверия к коммерческим банкам даже при наличии государственных гарантий по вкладам связан с негативным опытом, который многие получили в 1990-е гг., полностью потеряв свои накопления. Однако даже после введения системы страхования вкладов представления наших соотечественников о надежности и выгодности финансовых инструментов остались практически неизменными. Причина здесь кроется в том, что просто не все знают о ее существовании. Большинство россиян (60 %) не осведомлены о том, сохранность какой суммы гарантирует ССВ [7].
Если ссылаться на опыт зарубежных стран, следует отметить практику Канадской корпорации страхования депозитов, которая использует следующие средства информирования общественности:
— подготовка и трансляция на телевидении рекламных роликов, разъясняющих правила функционирования системы страхования вкладов;
— участие в выставках и форумах, на которых демонстрируются финансовые услуги, предоставляемые банками и другими финансовыми институтами населению и малому бизнесу;
— организация курсов и образовательных программ для работников банков и населения;
— рассылка целевым группам, наименее информированным о ключевых характеристиках системы страхования депозитов, буклетов и листовок, в которых они кратко излагаются.
Совершенствование российской системы страхования депозитов в соответствии с обозначенными направлениями существенно повысит ее эффективность, обеспечит более полное достижение поставленных целей и будет способствовать дальнейшему укреплению национального банковского сектора.
Список литературы
1. Адамчук Н. Г., Зимовцев В. И. Международная практика страхования депозитов // Страховое дело. 2007. № 5.
2. АСВ справилось с первой волной кризиса и готово ко второй // Банковское обозрение. 2009. № 2.
3. Инвестиционное поведение населения и влияние на него системы страхования вкладов. М. 2010. С. 56.
4. Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е. Индульгенция на риск. Как построить эффективную систему гарантирования частных вкладов. URL: http://dit. perm.ru/articles/management/data/021605.htm.
5. Мировой опыт и международное сотрудничество. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». URL: http://www.asv.org. ru/insurance/experience/.
6. Петров В. С. Опыт обеспечения гарантий прав вкладчиков в условиях финансового кризиса. URL: http://dit.perm.ru/articles/management/ data/021608.htm.
7. Сберегательные установки населения России // Банковское дело. 2009. № 1.
8. Система страхования банковских вкладов. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». URL: http://www.asros. ru/ru/financial/fin3/.
9. Система страхования вкладов глазами банкиров. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www. raexpert.ru/editions/article2/?.
10. Страхование: учебник /под ред. С. В. Ермасова, Н. Б. Ермасовой. М.: Высшее образование. 2008. С. 594-606.
11. Тютюнник А. В. Расширение госгарантий на источники привлечения средств // Банковское дело. 2009. № 3.
12. Asli-Demirguc-Kunl, T. Sobaci. Deposit Insurance Around the World: A Data Base // The World Bank. 2004.