УДК 330.34:614.215 DOI 10.14258/epb202235
РЫНОК САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
С. П. Балашова
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Санаторно-курортный комплекс является перспективной и значимой составляющей социальной и экономических сфер государства. Деятельность его организаций непосредственно связана как с участием в процессе сохранения здоровья населения, так и с формированием валового внутреннего продукта, обеспечением эффективной занятости, повышением доходов бюджетов всех уровней.
Качество и разнообразие предоставляемых санаторно-курортных услуг должны соответствовать первоклассному уровню, который необходим для удовлетворения потребностей граждан. Расширение комплекса санаторно-курортных организаций и повышение уровня качества предоставляемых ими услуг будет способствовать естественной конкуренции между ними, что в дальнейшем положительно скажется на рынке данной сферы.
В статье анализируются состояние санаторно-курортного комплекса России и его дальнейшее развитие. Выявлены проблемы и специфические особенности рынка санаторно-курортных услуг, охарактеризована структура их регионального рынка. Определены основные тенденции развития данного рынка.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, социально-экономическое развитие, стратегия, здоровьесбережение, конкурентоспособность.
THE MARKET OF SPA SERVICES: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
S. P. Balashova
Altai State University (Barnaul, Russia)
The sanatorium complex is a promising and significant component of the social and economic spheres of the state. The activities of its organizations are directly related both to participation in the process of preserving the health of the population, and the formation of the gross domestic product, ansuring effective employment, and increasing incomes at all levels.
The quality and variety of health resort services provided must correspond to the first-class level that is necessary to meet the needs of citizens. The expansion of the complex of sanatorium-resort organizations and the improvement of the quality of the services they provide will promote natural competition between them, which will have a positive impact on the market in this area in the future.
In the article analyzes the state of the health resort complex in Russia and its further development. Problems and specific features of the market of sanatorium and resort services are revealed, the structure of their regional market is characterized. The main tendencies of the market of sanatorium-and-spa services are determined.
Keywords: sanatorium-resort complex, socio-economic development, strategy, health saving, competitiveness.
Динамичное и эффективное функционирование санаторно-курортного комплекса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, которая позволяет укрепить здоровье населения и снизить нагрузку на систему здравоохранения.
Созданная в советское время структура курортов не имела аналогов в мировой практике. Закрепление санаторно-курортных учреждений за различными ведомствами и общественными организациями не являлось препятствием для реализации единой государственной политики. Ор-
ганизации данной сферы стали важным составляющим элементом общероссийской социальной инфраструктуры России, а стоимость санаторно-курортных услуг была включена в стоимость рабочей силы на национальном рынке труда [1]. Сегодня санаторно-курортная отрасль представлена организациями различных форм собственности.
Возрастающая экономическая ценность курортной деятельности, та роль, которую она играет в развитии общественного воспроизводства по мере развития рыночных отношений в России, позволяет утверждать, что на сегодняшний день санаторно-курортный комплекс развивается как вполне самостоятельная отрасль народного хозяйства, которая характеризуется всеми основными отраслевыми признаками:
— развитой структурой санаторно-курортного лечения и оздоровления;
— использованием лечебных местностей и курортов, специфических лечебных природных ресурсов, являющихся объектами курортной деятельности;
— разработкой услуг однородного назначения;
— использованием схожих методик лечения;
— однородной технической базой;
— специфичностью условий труда и кадров;
— экономической, социальной, медицинской, политической значимостью и др. [2].
В структуру управления санаторно-курортным комплексом входят федеральные и региональные органы власти. В нашей стране базовые функции управления возложены на Министерство экономического развития России, а именно на подведомственную структуру «Федеральное агентство по туризму». На федеральном уровне утверждена «Стратегия развития туризма на период до 2035», которая включает в себя подробное описание долгосрочного планирования развития санаторно-курортного комплекса. К основной цели Стратегии можно отнести увеличение числа граждан, которые получают возможность лечения и оздоровления на курортах страны, что, в свою очередь, говорит о реорганизации санаторно-курортной отрасли в плане увеличения количества койко-мест, повышении привлекательности курортных территорий для инвесторов и предпринимателей, поддержке санаторно-курортного бизнеса [3].
В настоящее время, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, функционирует 1775 санаториев, из них 33% — государственные и муниципальные, 67 %о — частные. За один календарный год в санаториях страны отдыхает около 7 млн россиян. От 1,1 до 30,0 тыс. руб. (в среднем 2,8 тыс. руб.) в сутки составляет стоимость проживания и лечения в санаториях [4].
Таблица 1
Численность санаторно-курортных организаций РФ по вицам за 2017-2021 гг.
Виды санаторно-курортных организаций 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Санатории и пансионаты с лечением: 1 277 1 251 1 296 1 312 1 324
— взрослые санатории и пансионаты с лечением 761 771 796 812 822
— санатории для детей с родителями и детские санаторные оздоровительные лагеря 516 480 500 500 502
Санатории-профилактории 507 489 465 428 430
Курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы и грязелечебницы (включая детские) 30 23 24 21 21
Всего 1814 1 763 1 785 1 761 1 775
За прошлый год на территории страны насчитывалось 1775 санаторно-курортных организаций, что на 2,1%о меньше, чем в 2017 г. Сокращение их числа является следствием высоких капитальных затрат на содержание санаторно-курортных комплексов, низким финансированием отрасли, тенденцией слияния и перепрофилирования бюджетных и ведомственных санаторно-курортных организаций.
Преобладающую часть учреждений составляют санатории и пансионаты с лечением. Доля та-
ких организации среди всех санаторно-курортных составляет 74,6%.
В 2017-2021 гг. штат сотрудников (табл. 2) санаторно-курортной отрасли уменьшился на 8,8%, а именно с 171,8 до 156,7 тыс. чел. К основным причинам сокращения персонала можно отнести низкий уровень заработной платы, уменьшение количества санаторно-курортных организаций, сокращение ставок профильного медперсонала для сдерживания роста цен на путевки [5].
Таблица 2
Численность персонала санаторно-курортной отрасли РФ за 2017-2021 гг., тыс. чел.
Параметр 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Средняя численность (в чистых ОКВЭД) всех работников отрасли, тыс чел. 171,8 172,3 168,2 156,9 156,7
% к предыдущему году - 0,3 -2,4 -6,7 -0,1
Существенное снижение численности персонала здравниц наблюдалось в 2020 г. в период пандемии коронавируса. Ввиду карантинных ограничений была полностью заморожена работа санаторно-курортных учреждений в весенний период этого года. Однако за счет государственной поддержки удалось застраховаться от более резкого спада в данной отрасли. При условии сохранения рабочих мест на уровне не менее 90 % санаторно-курортным организациям предоставлялись субсидии из федерального бюджета из расчета 1 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на каждого сотрудника в месяц с учетом выплат
в страховые фонды за 3 месяца с апреля по июнь 2020 г.
По данным анализа рынка санаторно-курортных услуг (рис. 1), за период 2017-2019 гг. объем рынка увеличился на 4%: с 59,2 до 61,7 млн человеко-дней пребывания. В 2018-2019 гг. реальные располагаемые доходы россиян впервые с 2013 года стали возрастать, что повлияло на рост рынка санаторно-курортных услуг [5].
В 2020 г. пандемия коронавируса повлекла за собой падение объема рынка санаторно-курортных услуг в России на 40 % к уровню 2019 года — до 37,3 млн человеко-дней.
70
59 2 60-°
10
о --^^
_2017_2018_2019_2020_2021
Рис. 1. Объем рынка санаторно-курортных услуг в России за 2017-2021 гг.
В 2021 г. рынок вновь начал расти и увеличился на 47% по отношению к 2020 г. — до 54,7 млн человеко-дней. На увеличение объема рынка повлияла реализация отложенного спроса после снятия карантинных мер, а также перераспределение спроса с зарубежного туризма на внутренний. В целом можно отметить, что 2021 год прошел успешно: продажи выросли в основном за счет государственной программы субсидирования санаторно-курортных услуг — туристический кэшбэк — это дало возможность потребителям в некоторой степени компенсировать рост стоимости санаторно-курортного лечения в условиях быстрого ускорения инфляции. Рынок продолжает восстанавливаться после обвала в 2020 г. Однако причиной сдерживания роста является невысокий уровень доходов большинства граждан и постоянное увеличение стоимости санаторно-курортных услуг.
При условии последующей модернизации санаториев и развития инфраструктуры в регионах-курортах число потребителей санаторно-курортных услуг в стране будет увеличиваться в 2022-2024 гг. и по прогнозам достигнет 7,8 млн чел. в 2024 г.
По данным портала Санатории-России.рф, Т0П-20 территориями по спросу на санаторно-курортные путевки, безусловно является Крым, Краснодарский и Ставропольский края: 4 350, 4 185 и 4 490 руб./сут. [6].
Самая высокая цена отдыха в Московской области — 4 750 руб., 10-е место в рейтинге спроса по России. Чуть дешевле Москва — 4 680 руб., 7-е место. Остальные области центральной части России предлагали самый бюджетный отдых.
Путевки в санатории Поволжья стоили ненамного дороже, зато 5 из 14 регионов вошли
в Т0П-20 наиболее востребованных: республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Ульяновская и Самарская области (от 2 695 до 3 745 руб./сут.).
Санатории Ленинградской области, Калининграда, Карелии и, конечно, Санкт-Петербурга не теряют своей популярности, несмотря на то, что стоимость одного дня здесь высока — от 3 980 руб. и выше.
Преобладающее большинство уральских санаториев пользовались активным спросом. Сутки здесь стоили в районе 3 тыс. руб.
Курорты Алтайского края оказались востребованы на уровне черноморских, со стоимостью 4 320 руб. А вот самые дорогие сутки отдыха предлагала Республика Алтай — 4 680 руб. Оба региона вошли в ТОП-20. Наибольшим спросом в уходящем г. пользовались здравницы Приморского края за разумную цену — 3 320 руб./сут.
Несмотря на наметившийся курс стабилизации в отрасли, укрепление ее нормативно-правовой базы, существует большое количество серьезных недостатков, которые необходимо исправлять. К ним относятся:
— низкий уровень управления, неумение применять современные технологии продвижения и сбыта;
— слабая материальная база преобладающего большинства объектов курортной инфраструктуры, в первую очередь размещения, дефицита современных санаториев высшего и туристского класса;
— слабый уровень сервиса, узкий ассортимент курортных услуг, недостаток высококвалифицированного персонала;
— высокие налоги и платежи;
— нехватка современных транспортных средств для осуществления туристических пассажироперевозок, ограниченные мощности аэропортов и высокая стоимость транспортной составляющей в санаторно-курортном пакете;
— низкое развитие транспортной и инженерной инфраструктуры курортов и др.
В современных реалиях любая санаторно-курортная организация вынуждена сталкиваться с постоянно ускоряющимся темпом роста нестабильности внешней и внутренней сред, увеличением уровня потребностей клиента, постоянной конкурентной борьбой на рынке курортной индустрии. Такого рода ситуации требуют от руководства курортных учреждений разработать наиболее благоприятные пути развития и продвижения собственного продукта, из-за чего возникает необходимость в создании стратегии развития каждой отдельной санаторно-курортной организации и всей сферы услуг [7].
За последние 15 лет Алтайский край стал лидером среди других регионов Сибирского федерального округа и входит в ТОП-5 ведущих субъектов страны по количеству отдыхающих в санаториях. Край обладает особым курортным потенциалом, который выражен в богатстве минеральными водами и лечебными грязями, благоприятными климатическими условиями, многообразной лечебной флорой и фауной, включая панты марала. Все это создает основу для результативного санаторно-курортного лечения в регионе и дальнейшего развития отрасли.
Сегодня в регионе функционирует 41 санаторно-курортный комплекс на 7,6 тыс. мест единовременного размещения, в которых ежегодно проходят лечение и оздоровление около 170 тысяч человек (рис. 2). По количеству отдыхающих в санаториях регион занимает первое место в Сибирском федеральном округе и пятое — в России.
Среднегодовая загрузка санаториев превышает 80%, а в летний период достигает 100%. Динамика рынка санаторно-курортных услуг представлена на рис. 3. Более 4,5 тыс. человек работают в санаторно-курортной сфере Алтайского края, налоговые отчисления в бюджет региона от курортных организаций составляют 2,1 млрд руб.
Рис. 2. Динамика численности отдыхающих, чел.
з
2019 2020 2021
Рис. 3. Динамика рынка санаторно-курортных услуг, млрд руб.
Невзирая на то, что динамика в основном положительная, к главным проблемам, которые препятствуют бурному развитию туристической отрасли, представители регионального бизнеса, как и прежде, относят предельно высокую стоимость за билеты на поезда и самолеты, недостаток качественных и приемлемых по цене номеров в гостиницах, отсутствие стратегии развития, четкого и долгосрочного планирования, нехватка информации и взаимной коммуникации между властью и бизнесом.
Приоритеты региональной политики данной сферы услуг должны ориентироваться на формирование устойчивого спроса услуг санаторно-курортных организаций региона, развитие и благоустройство курортных территорий, а также сохранение природных лечебных ресурсов регионов. Поддержание санаторно-курортной деятельности является общенациональной задачей, которая решается с помощью целевых программ и дополнительного инвестирования [8].
В Алтайском крае разработана региональная программа «Развитие туризма в Алтайском крае»
на период 2020-2024 гг., направленная на поддержку турбизнеса. Суммарный размер ее финансирования из всех уровней бюджета составляет почти 1,8 млрд рублей. Программа включает в себя четыре подпрограммы для развития внутреннего и въездного туризма за счет формирования и продвижения качественного туристического продукта, повышения его конкурентоспособности и доступности [9].
Подпрограммы направлены на модернизацию объектов туристской инфраструктуры, реализацию приоритетных проектов, стимулирование инвестиционной деятельности и общественных инициатив в сфере туризма. В планах также улучшение качества сервиса, создание и реализация образовательных программ для специалистов индустрии, создание комфортной туристической среды, в том числе за счет цифровых технологий [10].
Мероприятия подпрограммы «Развитие санаторно-курортного комплекса Алтайского края» направлены на развитие стабильного спроса на его услуги, развитие и благоустройство курортных территорий, а также сохранение природных лечебных ресурсов Алтайского края.
Таблица 3
Цели и задачи государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае»
№ Цели/задачи Сумма расходов, тыс. руб. Всего
2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
1 Создание условий для устойчивого функционирования и развития санаторно-курортного комплекса Алтайского края 67567,3 80463,7 55500,0 43000,0 9300,0 255831,0
2 Развитие санаторно-курортной инфраструктуры 66104,3 72663,7 31000,0 35000,0 1000,0 205768,0
3 Сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов Алтайского края 0 600,0 16800,0 300,0 300,0 18000,0
Для достижения поставленных целей необходимо реализовать ряд следующих мероприятий:
— организация информационной кампании по продвижению санаторно-курортного комплекса региона;
— создание и администрирование информационного ресурса в целях популяризации и единообразного продвижения услуг санаторно-курортных организаций;
— проведение в Алтайском крае выставок, форумов, конференций и других видов мероприятий по вопросам развития санаторно-курортного комплекса, выставочных мероприятий;
— публикация и распространение информационно-методических материалов с описанием курортных факторов и лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортных организаций региона;
— организация проведения социологического опроса целевых групп населения с целью определения уровня информированности об услугах санаторно-курортного комплекса региона и оценки их привлекательности;
— модернизация курортной инфраструктуры Алтайского края в рамках реализации эксперимента по ее развитию, в том числе проектирование, строительство, реконструкция, содержание, благоустройство и ремонт объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения;
— субсидирование части затрат санаторно-курортным организациям на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и технологическое присоединение объектов инженерной инфраструктуры;
— предоставление грантов на проведение научных исследований по изучению лечебных ресурсов региона и разработке методик их применения, а также сохранения, выявления перспективных территорий для развития санаторно-курортной отрасли;
— установление (актуализация) границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установление знаков, обозначающих границы зон санитарной охраны, внесение сведений о границах округов в Единый государственный реестр недвижимости.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
— численность граждан, проходящих лечение или отдыхающих в санаторно-курортных организациях, в 2024 г. должна составить 172,1 тыс. человек;
— объем использования средств Фонда развития курортной инфраструктуры Алтайского края составит в 2022 г. 80%;
— число курортов с установленными границами округов санитарной охраны в их общем количестве станет равным к 2025 г. 100%.
Реализация комплекса мероприятий позволит в совокупности решать проблемы санаторно-курортной отрасли, актуальные для данного времени. С помощью программно-целевого метода необходимо обеспечить адресность инвестирования бюджетных средств, концентрацию сил на приоритетных направлениях государственной политики в сфере санаторно-курортной деятельности, отклик на возникающие изменения в отрасли, координацию действий отдельных ее участников. Для достижения устойчивого развития курортно-туристского комплекса Алтайского края и наибольшего осуществления вышеперечисленных возможностей стоит обратить внимание и гарантировать решение выявленных в ходе проведенного исследования проблем путем:
1. Преумножения туристской привлекательности за счет диверсификации видов туристской деятельности, развития новых для региона видов туризма. На сегодняшний день в крае успешно продвигается деловой, спортивный, событийный, гастрономический, конгресс-туризм и иные виды, представляющие особый интерес для потребителей.
2. Большего внимания на поиск привлечения иностранных туристов в регион, использовать в этих целях маркетинговые инструменты продвижения и роста узнаваемости брендов курортов и отдельно взятых туристских предприятий среди иностранных граждан.
3. Продолжения проведения на территории туристских центров крупных спортивных, культурных, экономических и политических мероприятий, широко освещаемых в информационной среде.
4. Реализации всесезонных видов санаторно-курортной деятельности, как имеющей больше социальное значение, нежели экономическое, в частности, для развития трудового потенциала экономически активного населения России.
Несмотря на существенные негативные последствия, вызванные распространением СОУГО-19, надежда развития курортно-туристского комплекса носит оптимистичный характер. Это побуждает по-новому смотреть на цели санаторно-курортного лечения, возникают и стимулы к реконструкции системы санаторно-курортного лечения, которую необходимо осуществить на основе долгосрочных мер государственной политики и системных управленческих решений [9].
По накопленным десятилетиями данным, регулярная профилактика заболеваний и лечение в са-
наторно-курортных и оздоровительных учреждениях способствует увеличению продолжительности жизни — от 3 до 15 лет, в 2,4 раза уменьшается потребность в госпитализации, в 3 раза снижаются расходы на лечение в поликлиниках и стационарах, в 2,6 раза уменьшаются выплаты по временной нетрудоспособности, в 2-3 раза снижает ущерб
на производстве в связи с заболеваемостью рабочих и служащих [10].
Итак, санаторно-курортный комплекс обладает уникальными возможностями для оздоровления, профилактики заболеваемости и здоровьесбереже-ния населения на основе использования природных лечебных ресурсов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Парамонова С. В., Парамонова С. Л. Факторы экономического роста: развитие санаторно-курортной сферы // Форсайт санаторно-курортной и туристской сферы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Анапа, 2013. С. 47-53.
2. Лимонов В. И. Социально-экономическая природа санаторно-курортных услуг // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 8-5. С. 792-796. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10171 (дата обращения: 17.07.2022).
3. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2018 № 2581-р «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации». URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-26.11.2018-N-2581-r/.
4. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 07.06.2022).
5. Анализ рынка санаторно-курортных услуг в России в 2017-2021 гг. Прогноз на 2022-2026 гг. URL: https://businesstat.ru/ (дата обращения: 20.05.2022).
6. Санаторно-курортный отдых — итоги 2021. URL: https://xn-7sba6aaba8akdsdekah. xn-p1ai/ (дата обращения: 07.07.2022).
7. Дышловой И. Н., Пегушина А. А. Необходимость развития факторов повышения конкурентоспособности предприятий на рынке санаторно-курортных услуг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 6. С. 24-34.
8. Клейман А. А., Гварлиани Т. Е., Кожушкина И. В. Анализ реализации государственных программ по развитию санаторно-курортного комплекса // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 4 (40). С. 57-62.
9. Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности. URL: https: //tourism. alregn.ru/ (дата обращения: 07.07.2022).
10. Постановление Правительства Алтайского края от 23.03.2020 № 125 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае». URL: https://base.garant. ru/73782365/.
11. Бомберук И. Ю. Современное состояние и перспективы развития санаторно-курортной отрасли Российской Федерации // Аллея науки. 2020. № 2 (41). URL: //https://alley-science.ru/ (дата обращения: 07.07.2022).
REFERENCES
1. Paramonova S. V., Paramonova S. L. Factors of economic growth: development of the sanatorium and resort sphere // Foresight of the sanatorium and tourist sphere: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference. Anapa, 2013. Pp. 47-53.
2. Limonov V. I. Socio-economic nature of sanatorium-resort services // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 8-5. Pp. 792-796. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10171 (date of access: 17.07.2022).
3. Order of the Government of the Russian Federation dated 26.11.2018 No. 2581-r "On approval of the Development Strategy of the sanatorium and resort complex of the Russian Federation". URL: https://rulaws.ru/ goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-26.11.2018-N-2581-r/.
4. Federal State Statistics Service of the Russian Federation // https://rosstat.gov.ru / (date of access: 06.07.2022).
5. Analysis of the market of spa services in Russia in 2017-2021. Forecast for 2022-2026. URL: https:// businesstat.ru / (date of access: 05.20.2022).
6. Sanatorium and resort holidays — results 2021. URL: https://xn-7sba6aaba8akdsdekah. xn-p1ai / (date of access: 07.07.2022).
7. Dyshlovoy I. N., Pegushina A. A. The need for the development of factors to increase the competitiveness of enterprises in the market of sanatorium and resort services // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2016. No. 6. Pp. 24-34.
8. Kleiman A. A., Gvarliani T. E., Kozhushkina I. V. Analysis of the implementation of state programs for the development of the sanatorium-resort complex // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2016. No. 4 (40). Pp. 57-62.
9. Administration of the Altai Territory for the development of tourism and resort activities. URL: http:// tourism.alregn.ru / (date of access: 07.07.2022).
10. Resolution of the Government of the Altai Territory of 23.03.2020 No. 125 "On approval of the state program of the Altai Territory "Development of tourism in the Altai Territory". URL: https://base.garant. ru/73782365/.
11. Bomberuk I. Yu. The current state and prospects of development of the sanatorium industry of the Russian Federation // Alley of Science. No. 2 (41). URL: https://alley-science.ru/ (date of access: 07.07.2022).
Поступила в редакцию: 18.07.2022.
Принята к печати: 05.08.2022.