34
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 332; 338.48 М.С. Оборин
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Охарактеризована значимость человеческого потенциала в развитии государства и общества, его роль в укреплении стратегических позиций страны. Обоснована необходимость устойчивого роста санаторно-курортного комплекса России в связи с повышением качества жизни населения. Охарактеризованы курортно-рекреационный потенциал Удмуртской Республики, показатели экономического и социального развития. Определена необходимость развития профильных предприятий комплекса в связи с решением проблем повышения качества жизни и снижения численности трудоспособного населения региона. Выявлена важная роль государства в устранении факторов, препятствующих устойчивому росту санаторно-курортного комплекса в регионах страны. Представлен обзор основных нормативно-правовых документов, способствующих развитию различных видов туризма и профильных предприятий здравоохранения, а также обзор региональных программ, направленных на повышение качества услуг профильных предприятий в сфере лечебно-оздоровительного туризма и здравоохранения. Рассмотрены основные показатели экономической деятельности санаторно-курортного комплекса республики в сравнении с соседними регионами Приволжского федерального округа. Охарактеризована динамика финансовых результатов и уровень издержек рассматриваемой группы хозяйствующих субъектов. Выявлена разнонаправленная тенденция показателей развития санаторно-курортного комплекса республики, свидетельствующих о наличии проблем, препятствующих эффективной реализации его потенциала. В результате системного анализа развития курортно-рекреационного комплекса Удмуртии определены факторы, сдерживающие его рост, предложен комплекс мер, направленных на решение выявленных проблем.
Ключевые слова: курортно-рекреационный комплекс, рынок санаторно-курортных услуг, системный анализ, лечебно-оздоровительный туризм, экономические показатели, туристско-рекреационная деятельность, социально-экономическое развитие, регион.
Сохранение здоровья человека на сегодняшний день представляет одну из важнейших государственных задач. Рост заболеваемости и отсутствие возможностей для отдыха и восстановления организма снижают трудоспособный возраст, обеспечивают негативный социальный и экономический эффект. Отрицательные последствия проявляются в высокой смертности, устойчивой положительной динамике различных болезней в зависимости от промышленной специализации регионов, замедлении темпов экономического роста отраслей и отраслевых комплексов. Складывающаяся ситуация требует качественных изменений государственной политики, направленной на развитие предприятий здравоохранения и санаторно-курортного комплекса, оказывающих услуги по лечению, оздоровлению и реабилитации, а также профилактике заболеваемости.
Профилактические и оздоровительные мероприятия, осуществляемые на базе профильных организаций санаторно-курортного комплекса, позволяют снизить негативные последствия для человека, общества и государства. Речь идет не только о сокращении экономических затрат на лечение и восстановление здоровья, снижении времени нахождения в отпуске по временной нетрудоспособности, но и возможности человека полноценно использовать свободное время, повышать качество жизни и реализовывать личностный потенциал.
Современный уровень развития санаторно-курортного комплекса связан с рядом факторов, которые не позволяют эффективно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и выполнять свои задачи: высокий уровень затрат, изношенность организационно-материальной базы, отсутствие целевой государственной поддержки.
Проблема эффективности функционирования санаторно-курортного комплекса и лечебно-оздоровительного туризма неоднократно поднималась Президентом РФ. По результатам государственного совета, проведенного в Алтайском крае 26 августа 2016 г., было принято решение о разработке стратегии развития санаторно-курортного комплекса страны.
Выполнение поручений Президента соответствует целям и задачам нормативно-правовых документов стратегического характера, направленных на повышение качества жизни и обеспечение устойчивого экономического роста территорий и отраслей. В первую очередь это Федеральный закон № 172 «О государственном стратегическом планировании», Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)».
Закон № 172 предусматривает разработку стратегии социально-экономического развития России и субъектов Федерации, планирование и прогнозирование основных показателей, определяющих уровень жизни населения регионов, а также аналогичные программные документы для отраслей и отраслевых комплексов. Программа по развитию туризма на 2011-2018 гг. в качестве основной цели отмечает создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг. Здесь же отмечено, что оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан.
Первоочередной задачей является развитие туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, профильных предприятий санаторно-курортного комплекса, оказывающих лечебно-оздоровительные услуги и профилактические услуги. В качестве целевых показателей и индикаторов реализации программы отмечены численность размещенных граждан, количество и площадь номерного фонда, объемы платных услуг населению.
На основе рассмотренных законов федерального уровня разрабатываются стратегии для федеральных округов, субъектов Федерации, городов. В региональных программных документах цели и показатели развития определяются на основе имеющегося потенциала территории, исторически сложившейся экономической специализации и уровня жизни населения.
Особое значение развития санаторно-курортного комплекса приобретает в регионах с ярко выраженной промышленной специализацией экономики. К таким субъектам относится Удмуртская Республика.
Изучением особенностей туристско-рекреационного потенциала рассматриваемого субъекта занимаются многие ученые. В.П. Сидоров и Ф.Г. Бузмаков [10] описывают туристские условия и ресурсы региона, которые могут способствовать динамике туризма и развитию туристско-рекреационной деятельности.
М.А. Саранча [9] рассматривал рекреационный потенциал республики. М. С. Оборин исследовал закономерности развития санаторно-курортного комплекса и лечебного туризма с точки зрения социально-экономических показателей [8]. О.А. Голубева характеризует состояние туризма и основных маршрутов республики, отмечая привлекательность различных направлений туризма [6]. Г.Г. Грязев, В.Ю. Семёнов [5] также уделяют значительное внимание исследованию туристско-рекреационных ресурсов региона, анализу потенциала для развития внутреннего туризма. Р. Р. Кильдиярова, О.И. Леком-цева, Л.Н. Соловьева рассматривают состояние санаторно-курортного комплекса республики и организация санаторно-курортного лечения [7].
Удмуртская Республика входит в состав Приволжского федерального округа, общая численность населения республики на 1 января 2017 г. составляет 1 516 731 чел., плотность населения 36,06 чел./км2, доля городского населения 65,67 % [11]. При этом на 1 января 2016 г. численность населения составляла 1 517 200 чел., снижение на 469 человек
Динамика численности трудоспособного населения является отрицательной: в 2005 г. показатель составлял 64,3 %; в 2010 г. - 61,8 %; в 2015 г. - 56,3 %. Однако положительным фактором является рост численности населения моложе трудоспособного возраста: 17,7 %; 17,8 %; 20,1 % за аналогичные периоды. Таким образом, мы видим, что экономика региона имеет весомый потенциал для своего развития, что подтверждается высокой долей жителей молодого и среднего возраста.
Заболеваемость населения республики повышается: количество впервые зарегистрированных заболеваний на 1000 человек составляет в 2015 г. 968,2 человека, тогда как в 2005 г. - 893,7; в 2010 г. - 958,0. Темпы роста заболеваемости составили 8,3 % за 11 лет [12]. По отдельным видам болезней показатели за аналогичный период следующие: заболевания органов дыхания - 13,9 %; болезни системы кровообращения - 92,9 %; болезни эндокринной системы и расстройства пищеварения - 66,7 % [12]. Следует отметить, что количество болезней системы кровообращения увеличилось практически в два раза.
Перечисленные болезни можно реабилитировать и предотвратить в ходе санаторно-курортного лечения путем воздействия комплекса лечебно-оздоровительных ресурсов различного происхождения. Снижение заболеваемости населения может повлиять на увеличение продолжительности жизни, уменьшения показателя смертности населения, в перспективе планируется увеличение рождаемости и формирование положительного естественного прироста.
На сегодняшний день на территории республики находится 29 санаторно-курортных организаций различного профиля лечения. Наиболее крупной лечебной здравницей Удмуртии является санаторий «Варзи-Ятчи», располагающийся на территории чистейшего уголка живой природы на берегу р. Большая Варзи. Основными лечебными профилями здравницы являются укрепление сердечно-сосудистой системы, дыхательной, мочеполовой системы, а также антивозрастные программы и др. Санаторий предлагает лечение и оздоровление минеральными водами четырех видов - сульфатно-натриево-магниево-кальциевая вода, слабощелочная, маломинерализованная с ионами серебра, которые используются для лечения заболеваний пищеварительной системы, мочевыводящих и желчевыводящих путей, а также для лечения сахарного диабета. Маломинерализованная вода сульфатно-кальциевого состава, хлоридно-сульфатно-кальциево-натриевая вода, крепкий рассол хлоридно-натриевого состава с элементами брома и йода активно используются для организации лечебных ванн.
Кроме этого, оздоровление организовано лечебными слабосульфидными высокозольными торфяными грязями, которые используют для аппликаций и обвертываний, а также для лечения гинекологических заболеваний. Это единственное месторождение грязи на территории всей страны, активно используемое в курортном лечении. Природно-лечебными факторами, кроме лечебных грязей и вод, также является умеренно-континентальный климат, благодаря которому можно организовывать кли-матолечение и восстановление здоровья. Варзи-Ятчи - прекрасный курортный комплекс, в котором можно восстановить физическое и духовное здоровье за счет природных лечебных факторов.
Таким образом, развитие санаториев и курортов на территории Удмуртии перспективное и важнейшее направление, которое в настоящее время нуждается в поддержке со стороны правительства. Организация лечебно-оздоровительного туризма на территории Удмуртии может способствовать улучшению социальных и демографических показателей, а также улучшению экономических показателей, например, таких, как рост бюджета региона, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест; уменьшение количества больничных листов может привести к оптимизации работы многих организаций.
По данным официальной статистики [4], ВРП Удмуртии за 10 лет увеличился в 4,2 раза, снижение темпа прироста наблюдалось в 2009 г., что было обусловлено глобальным финансовым кризисом и общей макроэкономической нестабильностью, промышленным спадом, вызванным снижением спроса на сырье и продукцию обрабатывающих производств (рис. 1).
450 400 350
£ 300
£
Ё 250
^ 200
I 150 100 50 0
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рис. 1. Динамика ВРП Удмуртской Республики
Темпы прироста за исследуемый период значительны - в 2005г. на 40 %, в 2006г. - на 24,8 %; в целом можно констатировать, что ВПР республики даже в кризис показал прирост - 12 %, что является самым малым значением за исследуемый период. В 2014-2015 гг. темпы прироста соответствуют докризисным - 30-40 % ежегодно.
Отраслевая структура ВПР республики представлена на рис. 2. В отраслевой структуре ВРП доминирует промышленное производство - добыча полезных ископаемых и обработка (25,2 % и 17,9 % соответственно), здравоохранение занимает 4,9 %, в эту долю входят услуги санаторно-курортного комплекса, которые связаны с оказанием медицинских услуг по лечению, реабилитации и профилактике заболеваний.
Операции с недвижимым имуществом - 6,4%
Здравоохран 4,9%
Сельское хозяй 7%
На территории Удмуртии преобладают промышленность и сельское хозяйство. Прогрессивными отраслями промышленности являются машиностроение, металлообработка и черная металлургия. Удмуртия - крупный развитый узел Европейской части страны, характеризующийся специфическими отраслями производства.
Высокий уровень промышленности оказывает влияние на возникновение проблем социально-демографического характера, которые можно решить правильной организацией лечебно-оздоровительного туризма. В перспективе, при строительстве санаторно-курортных организаций, пропаганде здорового образа жизни, активном рациональном использовании природно-лечебных ресурсов возможно решение многих социально-экономических проблем региона.
Наиболее актуальной программой по развитию лечебно-оздоровительного туризма в настоящее время является республиканская целевая программа Удмуртской Республики «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 гг.» [3]. Объем финансирования программы 70 млн руб., ежегодно - по 10 млн руб.
Основными задачами программы являются развитие нормативно-правовой базы по туризму республики, совершенствование управления и маркетинга в сфере туризма. В качестве итогов реализации Программы можно отметить совершенствование системы управления туризмом и нормативно-правовой базы туризма; развитие туристской инфраструктуры; увеличение числа граждан, посетивших объекты туриндустрии, ежегодно - на 5 % и 10 % соответственно, что будет способствовать росту доходов населения Удмуртии, занятых в данном секторе экономики; создание муниципальных программ развития туризма; рост платных услуг.
Следует отметить Государственную программу Удмуртской Республики «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы», одной из задач которой является развитие медицинской реабилитации и совершенствование системы санаторно-курортного лечения населения, в том числе детей. В рамках программы сформирована подпрограмма № 4 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения населения, в том числе детей».
Основными задачами подпрограммы № 4 названы развитие системы медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе за счет разработки и внедрения новых организационных моделей; поддержка развития инфраструктуры реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Важными показателями являются охват медицинской реабилитацией пациентов от числа нуждающихся после оказания специализированной медицинской помощи (в %); охват медицинской реабилитацией детей-инвалидов от числа нуждающихся (в %).
Объем финансирования подпрограммы составляет 2 254 320,8 руб., то есть 2,6 % от общего 85 364 594,3 руб. По годам объемы финансирования составляют: 2013 г. - 201 256,1 тыс. руб., 2014 г. -256 910,3 тыс. руб., 2015 г. - 275 204,7 тыс. руб., 2016 - 275 204,7 тыс. руб., 2017 г. - 288 965,0 тыс. руб., 2018 г. - 303 413,2 тыс. руб.
В качестве основных результатов программы названа стабилизация численности населения за счет повышения рождаемости, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.
Рассмотрим динамику численности санаторно-курортных организаций с 2002-2015 гг. Количество санаториев и курортов иллюстрирует состояние комплекса в Удмуртии в сравнении с соседними регионами Приволжского федерального округа (табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности санаторно-курортных организаций Удмуртской Республики
и регионов-соседей*
Регион 2002 г. 2006 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, % (2015 г. к 2002 г.)
Республика Башкортостан 79 80 81 80 79 82 78 76 74 93,7
Республика Татарстан 57 52 51 50 48 47 46 45 45 78,9
Республика Удмуртия 33 32 32 34 32 33 32 31 29 87,8
Пермский край 74 58 61 53 48 46 45 43 38 51,3
Кировская область 30 21 20 17 17 17 17 17 16 53,3
* Составлено по данным [2].
Согласно приведенным данным, набольшее количество санаторно-курортных организаций на 2015 г. приходится на Республику Башкортостан - 74 ед., на Республику Татарстан - 45 ед., Пермский край - 38 ед., Удмуртскую Республику - 29 ед. и Кировскую область - 16 организаций. На протяжении периода исследования с 2002-2015 г. наибольшее количество здравниц в Удмуртии насчитывалось в 2009 г. - 34 организации, затем их число сокращалось, что является неблагоприятным показателем.
С 2002 по 2006 г. наблюдается отрицательная динамика темпов прироста численности санаторно-курортных организаций на 8,8 % в Республике Татарстан; 3,1 % в Удмуртии; 21,7 % в Пермском крае; 30 % в Кировской области. Это может быть связано с высокими затратами и низким уровнем рентабельности деятельности.
Прирост был зафиксирован в 1,2 % только в Республике Башкортостан. В 2015 г. по сравнению с 2010 г. можно выявить следующую закономерность по формированию значения показателей численности - отрицательная динамика на 6,4 % (Республика Башкортостан), 6,3 % (Республика Татарстан), 9,4 % (Удмуртская Республика), 20,9 % (Пермский край), 5,9 % (Кировская область), что связано с финансово-экономическим кризисом и падением спроса.
Темпы прироста во всех регионах отрицательные, что говорит о существующих проблемах развития санаторно-курортного комплекса. В Пермском крае и Кировской области количество здравниц сократилось практически вдвое за исследуемый период.
Таблица 2
Рейтинг санаторно-курортных организаций Удмуртской Республики и регионов-соседей*
Регион 2002 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г. Средний рейтинг Итоговый рейтинг
Республика Башкортостан 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Республика Татарстан 3 3 3 2 2 2 3 2,5 2
Республика Удмуртия 4 4 4 3 4 4 2 3,8 3
Пермский край 2 2 2 2 3 3 4 2,5 2
Кировская область 5 5 5 4 5 5 5 4,8 4
Интересно рассмотреть общий и средний рейтинг санаторно-курортных организаций в Удмуртии и регионах-соседях за период исследования (табл. 2).
В итоговом рейтинге Республика Башкортостан занимает первое место, на втором находится Удмуртская Республика, на третьем - Республика Татарстан, поскольку темпы уменьшения количества санаторно-курортных организаций были не так высоки, как по другим регионам. Пермский край и Кировская область показали самые значительные темпы уменьшения количества здравниц, что предопределило их низкий рейтинг.
Количество санаторно-курортных организаций Удмуртской Республики изменялось незначительно, что связано с устойчивой политикой в сфере туризма. Наиболее знаменитыми санаториями и курортами региона являются «Варзи-Ятчи», «Уральские зори», «Металлург», «Ува».
Изменение количества здравниц отражается на динамике количества мест в санаторно-курортных организациях в Удмуртии и регионах-соседях (табл. 3).
Таблица 3
Динамика количества койко-мест в санаторно-курортных организациях Удмуртской Республики и регионах-соседях (тыс.чел.)*
Регион 2002 г. 2006 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Темп роста, % (2015 г. к 2002 г.)
Республика Башкортостан 12040 13784 14854 14482 14981 13620 13422 13124 12673 105,2
Республика Татарстан 9019 1006 0 9469 9175 9492 9402 8815 8 961 8 779 97,3
Удмуртская Республика 4373 4968 4943 5320 4895 4854 4825 4883 4251 97,2
Пермский край 10113 8235 9257 9046 8538 8083 7934 7905 6920 68,4
Кировская область 4822 3967 3830 3647 3613 3595 3594 3579 3404 70,6
* Составлено по данным [2].
На протяжении 2002-2015 гг. происходит уменьшение количества койко-мест во всех регионах, кроме Республики Башкортостан, где темп роста составил 105,2 %. Снижение санаторно-курортных организаций и койко-мест свидетельствуют о том, что необходимо повышать заинтересованность туристов в отдыхе на курортах, в санаториях, домах отдыха и т. д.
В Удмуртии темп прироста в 2006 г. к 2002 г. составил 13 %, в 2009 г. - 21,6 %, что являлось самым значительным показателем за весь исследуемый период, с 2010 г. наблюдается тенденция снижения количества койко-мест.
Рассмотрим рейтинг регионов по показателю наличия койко-мест (табл. 4).
Таблица 4
Рейтинг динамики количества койко-мест в санаторно-курортных организациях Удмуртской Республики и регионов-соседей
Регион 2002г. 2007г. 2009г. 2010г. 2012г. 2013г. 2015г. Средний рейтинг Итоговый рейтинг
Республика Башкортостан 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Республика Татарстан 3 2 2 2 2 2 3 2,1 2
Удмуртская Республика 5 4 4 4 4 4 2 3,8 4
Пермский край 2 3 3 3 3 3 5 3,1 3
Кировская область 4 5 5 5 5 5 4 4,7 5
Итоговый рейтинг количества мест в санаторно-курортных организациях распределился следующим образом: на первом месте располагается Республика Башкортостан, на втором Республика Татарстан, на третьем месте - Пермский край, на четвертом - Удмуртия и пятое место занимает Кировская область. Таким образом, Удмуртия также по показателю количества койко-мест занимает четвертое место, хотя снижение койко-мест было незначительным.
Следующим показателем, показывающим развитие санаторно-курортной деятельности и заинтересованность отдыхающих в данном виде отдыха, является количество размещенных лиц. Динамика изменения количества отдыхающих - это естественный процесс, изменение которого зависит от многих факторов - спектра предлагаемых услуг в рамках санаторий и курортов, уровень сервиса, качество работы персонала, стоимость путевок и другие. Рассмотрим показатели численности размещенных лиц в санаторно-курортных организациях Удмуртии (табл. 5).
Таблица 5
Динамика численности лиц, размещенных в санаторно-курортных организациях Удмуртской Республики и регионах-соседях (тыс. чел.)*
Регион 2002г. 2007г. 2009г. 2010г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. Темп роста, % (2015 г. к 2002 г.)
Республика Башкортостан 155238 242675 229998 227274 240095 255664 244815 229657 147,9
Республика Татарстан 115847 167791 139804 132224 158828 140881 150178 158552 136,8
Удмуртская Республика 55844 93719 75548 82176 81443 95540 101335 68673 122,9
Пермский край 128241 138015 130469 123771 138576 131757 130517 123947 96,6
Кировская область 63363 71480 68502 67217 68649 64815 67488 64443 101,7
* Составлено по данным [2].
Согласно данным табл. 5, во всех регионах наблюдается положительная динамика в изменении количества размещенных лиц, кроме Пермского края, где произошло сокращение до 96,6 % от численности 2002 г. по состоянию на 2015 г. Так, например, в Удмуртии рост произошел на 22,9 %, что значительно меньше, чем в лидирующей Республике Башкортостан - 47,9 %. Этот факт можно объяснить развитием сопутствующих отраслей - спортивно-оздоровительных комплексов, объектов экскурсионного и познавательного туризма. Минимальный рост характерен для Кировской области - на 1,7 %, что говорит о снижении курортной привлекательности для отдыхающих. Это может быть связано со многими внешними и внутренними причинами.
Рейтинг по показателю количества размещенных лиц отразит место Удмуртской Республики среди регионов-соседей (табл. 6).
Рейтинг регионов по показателю количества размещенных лиц в санаторно-курортных организациях иллюстрирует, что Удмуртия, несмотря на положительную динамику количества размещенных лиц, располагается на четвертом месте среди других регионов. На первом месте находится Республика Башкортостан, что вполне оправданно, поскольку именно там располагается наибольшее количество санаторно-курортных организаций, на втором месте - Республика Татарстан, на третьем -Пермский край, на пятом - Кировская область. Увеличение количества здравниц в Удмуртской Республике может способствовать росту количества размещенных лиц.
Таблица 6
Рейтинг динамики лиц, размещенных в санаторно-курортных организациях Удмуртской Республики и регионов-соседей
Регион 2002г. 2007г. 2009г. 2010г. 2012г. 2013г. 2015г. Средний рейтинг Итоговый рейтинг
Республика Башкортостан 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Республика Татарстан 3 2 2 2 2 2 2 2,1 2
Республика Удмуртия 5 4 4 4 4 4 3 4 4
Пермский край 2 3 3 3 3 3 5 3,1 3
Кировская область 4 5 5 5 5 5 4 4,7 5
Обратимся к финансовым показателям, отражающим эффективность работы санаторно-курортных организаций: доходы, затраты и результат (прибыль или убыток) (табл. 7).
Таблица 7
Динамика основных финансовых показателей Удмуртской Республики и регионов-соседей
(млн руб.)*
2003г. 2006г 2007г. 2009г. 2010г. 2012г 2013г. 2014г. 2015г. Темп роста, %
Республика Башко зтостан
Доходы 1027,7 2039,8 2237,7 3208,1 3521,4 4183 4554,6 4922,5 5212,3 507,2
Затраты 1112,2 2162,6 2310,2 2730 3136,7 3945,2 4477,2 4643,8 5154,6 463,5
Прибыль (убыток) -84,5 -122,8 -72,5 478,1 384,7 237,8 77,4 278,70 57,7 -68,3
Республика Тата рстан
Доходы 874,3 1334,9 1491,9 1861,1 1762,1 2532,2 2723,9 3005,5 3284,5 375,7
Затраты 984,3 1631,6 1782,4 2340,5 2159,2 2805 3056,5 3363,7 3490,1 354,6
Прибыль (убыток) -110 -296,7 -290,5 -479,4 -397,1 -272,8 -332,6 -358,2 -205,6 186,9
Удмуртская Республика
Доходы 280,7 618,3 766,1 1223 945,7 1127,6 1204,3 1288,4 1177,5 419,5
Затраты 497,9 674,3 868,9 1038,2 1086,4 1328,2 1392,5 1549,4 1402,5 281,7
Прибыль (убыток) -217,2 -56 -102,8 184,8 -140,7 -200,6 -188,2 -261 -225 103,6
Пермский край
Доходы 886,7 1631,3 1796,6 2117,3 2175,8 2640 2753,3 2836,4 2713,5 306,0
Затраты 1105,1 1849,9 2006,1 2332,2 2072,2 2487,5 2705,8 2684,1 2587,1 234,1
Прибыль (убыток) -218,4 -218,6 -209,5 -214,9 103,6 152,5 47,5 152,3 126,4 -57,9
Кировская область
Доходы 410,8 817,8 955,1 1209,3 1207,6 1452,9 1453,1 1533,3 1551,3 377,6
Затраты 447,8 815,6 945,2 1192,2 1221,2 1426,6 1374,9 1426,1 1481,8 330,9
Прибыль (убыток) -37 2,2 9,9 17,1 -13,6 26,3 78,2 107,2 69,5 -187,8
*Таблица составлена по данным [2].
Динамика финансовых результатов представлена на рис. 3.
500,0
ю у р 400,0
л 300,0
н м 200,0
^ о 100,0
т -О 0,0
б ^ -100,0
ь л -200,0
Ъ б -300,0
и р П -400,0
-500,0
2003 2006 2007 2009 2010 2012 2013 2014 2015
□ Республика Башкортостан □ Республика Татарстан
□ Пермский край □ Кировская область
□ Республика Удмуртия
Рис. 3. Динамика финансовых результатов Удмуртской Республики за 2003-2015 гг. в сравнении с регионами-соседями Приволжского федерального округа
По данным табл. 7 и рис. 3 наблюдается рост доходов более высокими темпами, чем рост затрат. Это является положительным фактором, поскольку обеспечивает запас финансовой прочности, позволяя санаторно-курортным учреждениям контролировать долю прибыли. Однако положительная динамика прибыли сохраняется не везде - санаторно-курортные организации Республики Башкортостан, Пермского края и Кировской области в 2015 г. сохраняют прибыльный результат, при этом преобладает нисходящая тенденция к сокращению ее доли.
Санаторно-курортные организации Республики Башкортостана и Пермского края сохраняют прибыль в кризисные периоды - 2009 г., 2012-2013 гг.
Кроме этого показателя интересно рассмотреть уровень издержек в санаторно-курортных организациях Удмуртии и регионов (табл. 8).
Таблица 8
Уровень издержек санаторно-курортных организаций Удмуртской Республики за 2015 год
(млн руб.) *
Регион Доходы Затраты Уровень издержек обращения, % Рейтинг
Республика Башкортостан 5212,3 5154,6 98,9 2
Республика Татарстан 3284,5 3490,1 106,2 3
Удмуртская Республика 1177,5 1402,5 119,5 4
Пермский край 2713,5 2587,1 95,3 1
Кировская область 1551,3 1481,8 95,5 1
* Составлено по данным [2].
Таким образом, количество издержек в санаторно-курортных организациях регионов колеблется и зависит от различных условий, важнейшими из них являются затраты. В ходе проведенного анализа выявлено, что в Пермском крае и Кировской области наименьший уровень издержек - 95,3 %, 95,5 %, соответственно. Республика Башкортостан, которая является лидером по многим показателям, показывает 98,9 %, что говорит о малом превышении доходов над затратами, всего в 1,1 %. Одними из худших показателей по данному критерию обладают Удмуртия и Татарстан. В Республике Татарстан издержки составляют 106,2 %, а в Удмуртии показатель издержек 119,5 %.
Анализ показателей развития санаторно-курортного комплекса свидетельствует о том, что услуги являются достаточно дорогостоящими. В себестоимости наибольший удельный вес питания -40 %, 25-30 % - услуги по размещению, 10-15 % - лечение, оставшаяся доля распределяется на досу-говую составляющую. Рассматриваемая проблема усугубляется падением реальных доходов населения и индексом роста цен на услуги (рис. 4).
.а
о
X
о
<и -Û X
<и
X
<и
ф го
X -Û с; го <и CL
140
120
100
80
60
40
20
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 4. Реальные денежные доходы населения Удмуртской Республики за 2002-2015 гг. ( в % к предыдущему году)
0
Можно видеть, что пик доходов населения республики приходится на 2006 г., в 2015 г. он составляет 100,8 %, что фактически приближает к уровню 2002 г. и даже более ранних периодов. Рассматриваемая тенденция является отрицательной, свидетельствует о снижении уровня жизни населения.
Развитие курортно-рекреационного комплекса региона сдерживается рядом факторов:
1) высокая стоимость санаторно-курортного лечения и оздоровления снижает потенциальную возможность приобретения путевок для населения со средним уровнем доходов. Наиболее в лечении и оздоровлении нуждаются социальные слои общества - дети, пенсионеры, инвалиды, а также средний класс рабочих;
2) низкий уровень инфраструктурного комплекса снижает качество оказываемых услуг, что подтверждается низким показателем заполняемости лечебно-оздоровительных организаций. Небольшое разнообразие объектов рекреационной инфраструктуры снижает привлекательность санаторно-курортных организаций для отдыхающих;
3) отсутствие налаженной системы рекреационного природопользования уменьшает взаимосвязь природно-лечебных ресурсов с возможностью их использования. Республика богата природными ресурсами, которые могут быть использованы в ходе санаторно-курортного лечения, но отсутствие разработанной программы по их эксплуатации затормаживает данный процесс;
4) отсутствие сети санаторно-курортных организаций снижает спрос населения, поскольку люди зачастую узнают о санатории или курорте случайно, от знакомых, друзей, родственников;
5) отсутствие системы маркетинга лечебно-оздоровительных организаций снижает их покупательную способность, поскольку население зачастую не знает о проводимых акциях, скидках на лечение;
6) малое количество высококвалифицированного персонала снижает качество оказываемых услуг и уменьшает их разнообразие, что отрицательно влияет на покупку путевок покупателями.
Преодоление выявленных проблем курортно-рекреационного комплекса региона возможно при реализации комплекса мер:
Развитие рекреационной деятельности за счет использования природных ресурсов, которые
приносят человеку улучшение показателей здоровья, отдыху и восстановлению сил.
1) развитие санаторно-курортного лечения и оздоровления в санаториях и курортах, а также домах отдыха, пансионатах;
2) установление контроля развития лечебно-оздоровительных организаций со стороны правительства Удмуртской Республики поможет остановить процесс закрытия санаторно-курортных органи-
заций, повысит качество оказываемых услуг, увеличит покупку населением путевок;
3) увеличение добычи и использование новых природно-лечебных ресурсов поможет сформировать у отдыхающих благоприятное мнение в ходе лечебно-оздоровительных мероприятий.
В результате системного анализа развития курортно-рекреационного комплекса Удмуртии был выявлен богатый природный и социально-экономический потенциал. Уровень заболеваемости находится во взаимосвязи с промышленной специализацией региона, поэтому обоснованность развития санаторно-курортного комплекса не вызывает сомнения, так как услуги профильных предприятий повышают качество здоровья населения, способствуют длительному сохранению трудоспособности. Показатели развития предприятий санаторно-курортного комплекса исследовались за длительный промежуток времени с 2002 по 2015 г. Было выявлено, что снижается численность санаторно-курортных организаций не только в Удмуртской Республике, но и в соседних регионах Приволжского федерального округа, что является негативной тенденцией. Динамика количества койко-мест находится с этим в прямой взаимосвязи и также снижается, и положительная - только в Республике Башкортостан, которая занимает лидирующие позиции среди исследуемых регионов. Однако численность размещенных лиц повышается, это говорит о наличии спроса и привлекательности регионов для туристов.
Анализ финансовых результатов свидетельствует о сложном положении туристско-рекреационного комплекса республики. С одной стороны, существует явная потребность в туристско-рекреационных и санаторно-курортных услугах, с другой стороны, высокая себестоимость не позволяет в полной мере реализовать стратегию роста. Республики Татарстан и Удмуртия являются убыточными, поэтому необходима реализация комплекса мер, охватывающего выявленные проблемы системно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства Удмуртской Республики «О государственной программе Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики» (в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 09.11.2015 № 505, от 30.03.2016 № 127, от 04.05.2016 № 183. URL: http://docs.cntd.ru/document/432804621 (дата обращения: 01.02.2017).
2. Показатели развития санаторно-курортной деятельности. URL: http://www.fedstat.ru/indicators/themes.do (дата обращения: 15.12.2016).
3. Постановление Правительства Удмуртской Республики «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Удмуртской Республике на 2012-2018 годы» Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/960023172 (дата обращения 15.01.2017).
4. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации// Департамент региональной промышленности. Удмуртская Республика, 2016. URL: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Pasport_ Udmurtiya_SAYT.pdf (дата обращения 03.02.2017).
5. Грязев Г.Г., Семёнов В.Ю. Достопримечательности Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 2013. 80 с.
6. Голубева О.А. Современное состояние туристско-экскурсионных маршрутов и программ Удмуртской Республики // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2015. Т. 25, вып. 3. С. 133-138.
7. Кильдиярова Р.Р., Лекомцева О.И., Соловьева Л.Н. Организация санаторно-курортного лечения детей Удмуртской Республики // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2007. № 6. С. 32-34.
8. Оборин М.С. Развитие региональной санаторно-курортной деятельности как механизма реализации социально-экономических функций государства // Изв. Оренбург. гос. аграр. ун-та. 2015. № 1 (51). С. 226-228.
9. Саранча М.А Рекреационный потенциал Удмуртской Республики: географический анализ и оценка: авто-реф. дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2006. 15 с.
10. Сидоров В.П., Бузмаков Ф.Г. Туристские условия и ресурсы Удмуртии // Вестн. Удм. ун-та. 2007. № 11. С. 57-64.
11. Численность населения по полу и возрасту на начало 2014 г. Удмуртской Республики. URL: http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/udmstat/resources/da44558047cb4a478199a5ed3bc4492f/Возраст _1990-2014.pdf (дата обращения: 30.03.2015).
12. Число зарегистрированных заболеваний у больных с диагнозом, установленным впервые в жизни (тысяча единиц, значение показателя за год). URL: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=40549 (дата обращения: 30.04.2015).
Поступила в редакцию 12.03.17
M.S. Oborin
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF A RESORT-RECREATIONAL COMPLEX AS A FACTOR OF GROWTH OF REGIONAL ECONOMY
The article describes the importance of human potential in the development of state and society, and its role in strengthening the strategic position of the country. The necessity of sustainable growth of the sanatorium-resort complex of Russia in connection with improving the quality of life of the population is justified. The recreational potential of the Udmurt Republic, the indicators of economic and social development are described. It is stated that there is a need for the development of relevant enterprises of the complex in connection with resolving the problems of improving the quality of life and reducing the working-age of the population in the region. An important role of the state in removing impediments to sustainable growth of the sanatorium-resort complex in the country is revealed. The article presents an overview of key legal documents, contributing to the development of different types of tourism and relevant health enterprises. It also presents an overview of the regional programs aimed at improving the quality of services of specialized enterprises in the field of health tourism and health care. The main indicators of economic activities of a sanatorium complex of the Republic in comparison with neighboring regions of the Volga Federal district are considered. The dynamics of financial results and the level of costs of the group of economic entities under consideration are characterized. Multi-directional trend of the indicators of development of a sanatorium complex of the Republic is identified, indicating the presence of obstacles to the effective realization of its potential. As a result of system analysis of development of resort-recreational complex of the Udmurt Republic, the factors constraining its growth, the complex of measures aimed at solving the identified problems are determined.
Keywords: resort-recreation complex, sanatorium-resort complex, system analysis, health tourism, economic indicators, tourism and recreation activity, socio-economic development, region.
Оборин Матвей Сергеевич,
кандидат географических наук, доцент кафедры
экономического анализа и статистики
ФГБОУ ВО «Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова» 614070, Россия, г. Пермь, бульвар Гагарина, 57 E-mail: [email protected]
Oborin M.S.,
Candidate of Geography, Associate Professor at Department of economic analysis and statistics
Perm Institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics Boulevard Gagarina, 57, Perm, Russia, 614070 E-mail: [email protected]