Научная статья на тему 'РЫНОК ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В XXI ВЕКЕ И ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЕГО РАЗВИТИЕ'

РЫНОК ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В XXI ВЕКЕ И ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЕГО РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
530
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ТАКТИЧЕСКОГО РЫНКА ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / АРТ-РЫНОК / АУКЦИОННЫЙ ДОМ / АУКЦИОННЫЙ ОБОРОТ / ART MARKET / CONTEMPORARY ART / AUCTION HOUSE / AUCTION TURNOVER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Антонова Виктория Геннадиевна, Антонова Ирина Михайловна

В статье рассматривается период становления мирового рынка предметов искусства в сегменте современного искусства с 2000 по 2020 г. За последние 20 лет существования мировой арт-рынок пережил глубокую трансформацию. Например, появление китайских покупателей, финансовый кризис 2008 г., выход Китая в лидеры среди стран-участниц рынка, пандемия 2020 г., повлиявшая на вектор развития данной сферы. Также в статье представлены анализ российского рынка предметов искусства за 2020 г. и результаты сравнения показателей с общемировыми тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ART MARKET IN THE 21ST CENTURY AND THE PANDEMIC IMPACT ON ITS DEVELOPMENT

The article examines the period of formation of the world market of art objects in the segment of contemporary art in 2000-2020. Over the past 20 years, the global art market has experienced a profound transformation, namely the emergence of Chinese buyers, the financial crisis in 2008, China's entry into the leaders among the participating countries of the market, the pandemic in 2020 which affected the development vector of this area. The article also analyzes the Russian market of art objects for 2020 and compares the indicators with global trends.

Текст научной работы на тему «РЫНОК ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В XXI ВЕКЕ И ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЕГО РАЗВИТИЕ»

РЫНОК ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В XXI ВЕКЕ И ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ЕГО РАЗВИТИЕ

THE ART MARKET IN THE 21ST CENTURY AND THE PANDEMIC IMPACT ON ITS DEVELOPMENT

УДК 330.16

DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10059

АНТОНОВА Виктория Геннадиевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

ANTONOVA, Viktoriia Gennadievna

Associate Professor at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

АНТОНОВА Ирина Михайловна

доцент кафедры прикладной экономики Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), кандидат экономических наук, [email protected]

ANTONOVA, Irina Mikhailovna

Associate Professor at the Department of Applied Economics Institute of Innovative Design and Technological Entrepreneurship, Saint Petersburg State Electrotechnical University «LETI» named after V I. Ulyanov (Lenin), Candidate of Economic Sciences, [email protected]

Аннотация.

В статье рассматривается период становления мирового рынка предметов искусства в сегменте современного искусства с 2000 по 2020 г. За последние 20 лет существования мировой арт-рынок пережил глубокую трансформацию. Например, появление китайских покупателей, финансовый кризис 2008 г., выход Китая в лидеры среди стран-участниц рынка, пандемия 2020 г., повлиявшая на вектор развития данной сферы. Также в статье представлены анализ российского рынка предметов искусства за 2020 г. и результаты сравнения показателей с общемировыми тенденциями.

Ключевые слова: автоматизация тактического рынка предметов искусства, современное искусство, арт-рынок, аукционный дом, аукционный оборот.

© Антонова В. Г., Антонова И. М., 2021.

Abstract.

The article examines the period of formation of the world market of art objects in the segment of contemporary art in 2000-2020. Over the past 20 years, the global art market has experienced a profound transformation, namely the emergence of Chinese buyers, the financial crisis in 2008, China's entry into the leaders among the participating countries of the market, the pandemic in 2020 which affected the development vector of this area. The article also analyzes the Russian market of art objects for 2020 and compares the indicators with global trends.

Key words: art market, contemporary art, auction house, auction turnover.

Современное искусство на сегодняшний день является основным двигателем роста мирового рынка изобразительного искусства - его доля составляет 15% мирового аукционного оборота, а рост составил 2100% за последние 20 лет. За последние десятилетия в нем произошли сильные структурные изменения: количество художников, представленных на аукционном рынке, выросло с 5400 до 32 000, а количество работ - с 12 000 до 123 000 лотов (таблица 1). Также произошло расширение и географических границ - с 39 до 64 стран-участниц аукционов. Ускоренному росту способствовало и распространение удаленных транзакций, что сделало сегмент современного искусства самым динамичным и прибыльным на арт-рынке.

Если рассматривать оборот аукционов современного искусства в разрезе сегментов арт-рынка, то он обогнал по объемам такие направления, как искусство старых мастеров и искусство XIX в. (рисунок 1). Некоторые работы современных художников приобрели статус «исторических ценностей» и в денежном выражении оцениваются как работы Моне и Пикассо.

На рост рынка современного искусства оказало сильное влияние появление китайских покупателей, что привело к его коренному изменению. Стремительный рост китайской экономики позволил одним начать коллекционировать произведения современного искусства, другим - диверсифицировать свои инвестиции путем их покупки. С возникновением в Китае сектора «арт-бизнеса» произошло

появление специализированных инвестиционных фондов, где можно было купить «долю» в работах для быстрого и значительного прироста капитала. Например, в 2011-2012 гг. на аукционах Китая было продано в два раза больше произведений современного искусства, стоимость которых превышала $100 тыс., это больше, чем во всей Европе.

В 2008 г. произошел крах крупного инвестиционного банка «Lehman Brothers», что было началом мирового финансового кризиса, который привел к сокращению оборотов мирового рынка предметов искусства. Экономические последствия финансового кризиса вызвали волну увольнений на арт-рынке, а также привели к сокращению оборотов аукционных домов вследствие прекращения предоставления банками кредитов на покупку произведений искусства. В 2009 г. падение рынка современного искусства составило две трети аукционного оборота (с $1,6 млрд в 2008 г. до $588 млн в 2009 г.), однако уже к концу 2010 г. индикаторы рынка начали восстанавливаться - оборот составил $1,1 млрд, а в 2011 г. достиг $1,5 млрд [2].

Наибольшая активность в посткризисное время на арт-рынке была зафиксирована в 2014 г.: на аукционах было выставлено более 100 тыс. лотов современного искусства, 64 тыс. из которых были проданы; оборот рынка современного искусства достиг $2,4 млрд, что отразилось и на арт-рынке в целом - годовой оборот в 2014 г. составил $16,4 млрд.

Начиная с 2014 г. Китай стал более активным игроком на арт-рынке - страна стала

Таблица 1

Показатели, характеризующие развитие сегмента современного искусства за 2000-2019 гг. [1]

Показатель 2000 2010 2019

Аукционный оборот $92 млн $1,145 млрд $1,993 млрд

Лучший результат аукциона $2,2 млн $16,9 млн $91,1 млн

Средняя цена $7 430 $30 400 $25 140

Количество проданных лотов, шт. 12 355 37 670 79 290

Количество представленных лотов, шт. 19 180 61 885 122 875

Представленные авторы, шт. 5 425 18 284 31 918

Представленные страны, шт. 39 58 64

Аукционные дома, шт. 467 618 843

Коммерческая надбавка, % 14,4 16,9 20

Рыночная доля, % 2,9 8,6 14,9

Рисунок 1

Продажи современного искусства: оборот и проданные лоты [1]

привлекательном для многих иностранных инвесторов. С одной стороны, аукционный дом «Christie's» сосредоточил свои продажи в Шанхае, с другой стороны, «Sotheby's» наращивает продажи в Пекине; с 2016 г. на китайском

арт-рынке функционирует аукционный дом «Phillips». Однако центром торговли предметами искусства стал Гонконг, на долю которого с 2014 г. по настоящее время приходится 10% мирового оборота аукционов современного

искусства (рисунок 2). Общий оборот рынка современного искусства в Гонконге увеличился на 4200% за 10 лет - с $558 тыс. в 2000 г. до $236 млн в 2011 г. В 2019 г. 86% всего оборота аукционов современного искусства в Гонконге обеспечивали три аукционных дома, лидером которых является «Sotheby's», обеспечивающий 50% оборота аукционов современного искусства ($164,3 млн) [3].

Коллекционеров и инвесторов со всего мира привлекают известные современные

художники, чьи работы оцениваются в десятки миллионов долларов, и именно на них сосредоточена большая часть рынка современного искусства. Примерно три четверти аукционного оборота современного искусства формируется за счет 100 художников из 30 тыс., которые представлены на мировых аукционах, что составляет 0,3%.

Если рассматривать рынок современного искусства относительно видов искусства, представленных на нем, то живопись занимает

I Christie's ■Sotheby's IPhillips Poly ■ China Guardian ДрУГИЙ

.

$300 млн

$200 млн

$100 млн

Рисунок 2

Продажи произведений современного искусства в Гонконге [1]

лидирующие позиции, а именно 65% мирового рынка (в 2000 г. этот показатель был равен 52%) [4].

Второй по величине категорией в продажах современного искусства является скульптура, на которую приходится 16% мирового аукционного оборота. С 2000 по 2020 г. объем продаж данного вида искусства вырос на 1485%.

Привлекательным видом искусства для коллекционеров является фотография, которая стала популярна с 2007 г., когда годовой оборот составил $102 млн по сравнению с $17 млн в 2000 г. Основными факторами, влияющими на высокие продажи в этой категории, являются низкая стоимость (около 50% лотов, проданных на аукционах, стоят до $2000), удобство транспортировки и хранения. За рассматриваемый период количество проданных на аукционах лотов увеличилось с 1300 до 5000.

В начале 2000-х гг. арт-рынок старался открывать для индустрии новых авторов и

клиентов в России, Индии, Китае, Бразилии и на Ближнем Востоке. Первое время рынок в этих странах представлял собой большие спекулятивные продажи, однако, когда он достиг определенной зрелости, операторы аукционов начали работать более инклюзивно. Следующим шагом было создание специализированных отделов, посвященных «незападному» искусству, как следствие географической экспансии крупных аукционных домов.

Согласно аналитическим данным Artprice, в начале 2000-х гг. насчитывалось 467 аукционных операторов, занимающихся продажей современного искусства по всему миру (таблица 2). На данный момент их количество удвоилось и составило 843. Как и в начале XXI в., продолжают доминировать три аукционных дома: «Sotheby's» с 30% мирового оборота сегмента современного искусства, «Christie's» с 28% и «Phillips» с 11%, однако сегодня конкуренцию им составляют семь китайских аукционных домов. Арт-рынок в Китае

■ живопись ипостеры ■ скульптура фотография ■ графика другие 100----

80

60

40

20

# ф # # # # #

Л

-Г "Р

Рисунок 3

Аукционные продажи по категориям современного искусства, % [1]

развивался быстрыми темпами, занимая третье место на мировом рынке современного искусства с долей 23%. За 20 лет развития денежный оборот в сегменте современного искусства в Китае увеличился в 65 раз. В 2019 г. доля Китая в мировом арт-рынке составляет 33% ($659 млн), а доля США - 35%. В совокупности две страны занимают 68% всего рынка современного искусства.

Рост оборота сегмента современного искусства с 2000 г. в основных странах составил: США +1023%, Китай +64170%, Великобритания +2870%, Франция +1107%, Германия + 1300%.

Онлайн-продажи на арт-рынке развиты слабо и отстают от других отраслей, представленных в цифровой коммерции. Толчок для развития данного направления дала ситуация, связанная с пандемией, которая парализовала нормальную деятельность рынка предметов искусства. Специалисты считают данный кризис наиболее масштабным в сравнении с теми, с которыми сталкивалась данная сфера в прошлом. С 11 марта 2020 г. были закрыты музеи, ярмарки, арт-центры, галереи и аукционные дома, что привело к серьезным последствиям для многих из них - оборот галерей резко

упал, в некоторых случаях более чем на 90%; на вторичном рынке получили отсрочку либо были отменены физические продажи.

В связи со сложившейся ситуацией некоторые мероприятия арт-рынка были перенесены в онлайн, что позволило привлечь большую аудиторию, чем на обычном аукционе. Аукционный дом «Sotheby's» первым перешел на онлайн-продажи и в марте 2020 г. продал в 10 раз больше лотов, чем ближайший конкурент «Christie's». В апреле оборот продаж составил $6,4 млн, что является рекордом для онлайн-продаж на рынке предметов искусства. К лету 2020 г. аукционный дом насчитывал до 35% «новых участников» онлайн-торгов [5].

В свою очередь, аукционный дом «Christie's» в мае 2020 г. запустил собственную онлайн-платформу для проведения торгов, увеличив продажи вдвое. Также «Christie's» провел ONE: A «Global Sale of the 20th Century» - первое онлайн-мероприятие, объединяющее четыре престижных аукциона в Гонконге, Париже, Лондоне и Нью-Йорке, которое принесло аукционному дому $420 млн [6].

Российский рынок предметов искусства на данный момент находится на стадии развития, а отечественные галереи и аукционные дома

Таблица 2

Топ-10 аукционных домов по обороту предметов искусства (2000-2019 гг.)

№ п/п Аукционный дом Аукционный оборот, % Доля проданных лотов, %

1 Christie's 29,75 6,58

2 Sotheby's 28,23 5,37

3 Phillips 11,10 4,26

4 Poly 5,51 1,98

5 China Guardian 3,31 1,40

6 Beijing Council 1,29 0,44

7 Beijing Hanhai 1,22 1,03

8 Ravenel 0,79 0,46

9 RomBon 0,90 1,07

10 Xiling Yinshe 0,61 0,42

Таблица 3

Показатели российского рынка предметов искусства в 2020 г.

Показатель 2019 2020

Количество аукционных домов 12 12

Количество торгов 173 162

Объем продаж млн руб. 9,87 11,81

Доля от среднего суммарного эстимейта, % 35 25

Количество выставленных лотов, шт. 19 058 16 217

Количество проданных лотов шт. 9 236 10 220

% 57 54

Средняя стоимость проданных лотов, тыс. руб. 1,16 1,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не входят в список мировых лидеров, однако у рассматриваемого рынка есть потенциал для дальнейшего развития, несмотря на ряд факторов, тормозящих этот процесс [7].

В 2020 г. количество аукционных домов в России осталось неизменным по сравнению с 2019 г. Стоит отметить, что все аукционы быстро адаптировались к кризисным условиям и к концу года практически сравнялись по количеству проведенных торгов с прошлым годом. Некоторые аукционные дома стали работать по «смешанной модели», объединив физические и онлайн-продажи, однако в условиях пандемии произошло снижение почти всех показателей. Увеличение показали доля проданных лотов и доля объема продаж от среднего суммарного эстимейта. Это связано с уменьшением количества лотов, выставленных на продажу, а также с индивидуальной работой с каждым клиентом (таблица 3).

Доля объема продаж от среднего суммарного эстимейта в 2020 г. в России увеличилась в противовес мировым тенденциям, где данный показатель снизился повсеместно. Такая ситуация сложилась, во-первых, из-за желания покупателей приобрести предметы искусства по максимально низкой цене, во-вторых, из-за отсутствия конкуренции на торгах, которая ранее приводила к завышению цены в несколько раз.

На российском арт-рынке можно выделить трех лидеров аукционных продаж -аукционные дома А1 Аукцион, «Литфонд» и «У1аёеу». Их суммарный оборот за 2020 г. составил 70% от суммарного объема продаж всех игроков аукционного рынка. За рассматриваемый период лидеры провели 55% аукционов от всех проведенных на территории России, а количество проданных лотов составило 43% от всех проданных предметов искусства [8; 9; 10].

Таким образом, видно, что отечественный рынок предметов искусства имеет хороший потенциал для развития и в условиях пандемии показал меньшее падение, чем страны-игроки международного рынка. В настоящее время в России активно развивается аукционный и галерейный бизнес, растет интерес к искусству у покупателей, а также на рынке присутствуют перспективные авторы, что является основой для привлечения зарубежных партнеров, которые смогут повысить уровень арт-бизнеса в России.

Мировой рынок предметов искусства, в свою очередь, за последние 20 лет претерпел сильную трансформацию, увеличив свою доходность на 2100%, а в период пандемии, частично перейдя на цифровую коммерцию, он вышел на новый уровень развития, тем самым привлекая новых покупателей и инвесторов.

Список литературы

1. Информационное агентство по рынку предметов искусства Artprice. URL: www. artprice.com (дата обращения: 25.01.2021).

2. Интернет-проект, посвященный рынку предметов искусства Artguide. URL: https:// artguide.com/ (дата обращения: 25.01.2021).

3. Информационное агентство по рынку предметов искусства Artnet. URL: www. artnet.com (дата обращения: 26.01.2021).

4. Анохина Е. М. Международный рынок современного искусства: состояние и тенденции развития // Вестник национальной академии туризма. 2016. № 2 (38). С. 83-85.

5. Аукционный дом Sotheby's: официальный сайт. URL: www.sothebys.com (дата обращения: 10.01.2021).

6. Аукционный дом Christie's: официальный сайт. URL: www.christies.com (дата обращения: 10.01.2021).

7. Антонова В. Г. Современное состояние и особенности функционирования международного рынка предметов искусства // Петербургский экономический журнал. 2015. № 3. С. 89-94.

8. Интернет-проект, посвященный рынку русского искусства ARTinvestment. URL: http://www.artinvestment.ru/ (дата обращения: 14.01.2021).

9. Голубецкая Н. П. Функционирование международного рынка предметов искусства в период нестабильной экономики // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 105-110.

10. Евменова Н. И., Антонова В. Г. Многофакторная система оценки предметов искусства на примере оценки ювелирного изделия // Петербургский экономический журнал. 2017. № 1. С. 157-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.