Научная статья на тему 'Современное состояние и особенности функционирования международного рынка предметов искусства'

Современное состояние и особенности функционирования международного рынка предметов искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / MARKET / ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА / ART / ИНДЕКС / INDEX / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Виктория Геннадиевна

В статье анализируется международный рынок предметов искусства, его характерные черты, развитие рынка под влиянием экономического кризиса. Рассмотрены индексы для анализа и оценки международного рынка предметов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS AND FEATURES OF FUNCTIONING OF THE INTERNATIONAL ART MARKET

The article discusses the international art market, its characteristic features; the development of the market under the impact of the economic crisis. It reviews indexes for analysis and evaluation of the international art market.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и особенности функционирования международного рынка предметов искусства»

современное состояние и особенности функционирования международного рынка предметов искусства

CURRENT STATUS AND FEATURES OF FUNCTIONING OF THE INTERNATIONAL ART MARKET

УДК 339.1 : 7.075

АНТОНОВА Виктория Геннадиевна

старший преподаватель кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, [email protected]

ANTONOVA, Victoria Gennadievna

Senior Lecturer of the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, [email protected]

Аннотация.

В статье анализируется международный рынок предметов искусства, его характерные черты, развитие рынка под влиянием экономического кризиса. Рассмотрены индексы для анализа и оценки международного рынка предметов искусства.

Ключевые слова: рынок, предметы искусства, индекс, инвестирование. Abstract.

The article discusses the international art market, its characteristic features; the development of the market under the impact of the economic crisis. It reviews indexes for analysis and evaluation of the international art market.

Key words: market, art, index, investing.

Международный рынок предметов искусства является разнообразным и специфическим по своей структуре и динамике. Во время экономического кризиса рассматриваемый рынок, в отличие от отраслей промышленности, набирает обороты, а активы, обращающиеся на нем, растут в цене.

Рынок предметов искусства трудно отнести к какому-либо определенному типу, однако

он обладает следующими характерными чертами:

• рынок является конкурентным, так как на нем функционирует определенное количество аукционных домов, ведущих борьбу за наибольший сегмент рынка;

• является рынком потребителей, поскольку деятельность хозяйствующих субъектов на нем направлена на покупателя;

ПЕТЕРБУРГСКИй ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2015

89

• относится к ассортиментным рынкам;

• по степени отношения к законодательству является легальным и нелегальным;

• рынок одновременно можно считать регулируемым и нерегулируемым, так как существуют законы, защищающие культурные ценности, однако государство не защищает все предметы искусства;

• по степени насыщенности может быть равновесным, дефицитным и профицитным.

Мировой рынок предметов искусства - один из наиболее глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в значительной степени зависит от законодательства отдельных стран в этой отрасли.

По данным исследований, на сегодняшний день потребители приобретают антикварные предметы в большей степени с инвестиционной точки зрения: 76% опрошенных в 2014 году по сравнению с 53% в 2013 году [1].

За последние три года доля стран, за исключением Европы и США, на рынке предметов искусства выросла с 3,8 до 7,8%. Самые значительные изменения в этот период произошли на рынке Китая: в 2013 году его доля от общемирового рынка составила почти 7% от объема в стоимостном выражении, а объем аукционных продаж -1,3 млрд евро. Оборот на рынке современного китайского искусства с 2009 по 2013 год вырос в 100 раз и до сих пор набирает обороты. Все это явилось результатом одновременного роста спроса со стороны состоятельных китайских и западных покупателей и увеличения предложения китайского искусства на рынке. В Китае 20 лет назад не было ни аукционных домов, ни спроса на предметы искусства и антиквариата. Теперь в Китае насчитывается около 100 зарегистрированных аукционных домов, крупнейшие из которых помимо Sotheby's и Christie's - China Guardian и Poly International Auction Company. Арт-рынок Китая, наряду с такими социально значимыми рынками, как наука и образование, является стремительно развивающимся.

Из стремительно растущих можно назвать рынок Индии. Сейчас он в основном работает на экспорт, который показывает сильный рост: с 2009 по 2013 год экспорт вырос примерно с 3-х до почти 600 млн евро.

Последние два года стали наиболее успешными для мирового рынка предметов искусства: его оборот удвоился по сравнению с посткризисным периодом (2009-2010 годы), когда падение цен составило 48%.

Крупнейшими игроками на рынке являются Китай и США (рисунок 1). Китайский рынок в 2014 году достиг объема в 601 млн евро, что составляет 40% мирового объема; США, по данным исследователей, занимает второе место с объемом 552 млн евро (38% от всего объема рынка). Таким образом, рассмотренные страны составляют 78% мирового рынка; Великобритания и Франция значительно отстают от лидеров мирового арт-рынка -231 млн евро (10,1%) и 26,3 млн евро (2%) соответственно. Отечественный рынок в этом рейтинге занимает 21-е место.

В 2014 году на арт-рынке появилось несколько новых стран, среди которых можно выделить Филиппины, опередившие в рейтинге Россию и Швейцарию.

Среди наиболее развитых рынков современного искусства в Африке и на Ближнем Востоке выделяются входящие впервые 50 ведущих мировых арт-рынков: Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Южная Африка, Иран и Марокко.

В таблице представлены наиболее успешные аукционные дома в мировой экономике по результатам торгов в 2013-2014 годы [1].

Проведя исследование рынков предметов искусства в различных странах, можно выделить ряд особенностей, характерных для мирового арт-рынка:

1. В отрасли сложилась система международных ярмарок, в которых принимают участие фирмы и аукционные дома из десятков государств.

2. Покупателями являются физические и юридические лица, заключающие систематические, значительные по стоимости сделки по покупке предметов искусства.

3. Крупнейшие американские и европейские фирмы и аукционные дома имеют свои представительства в странах по всему миру.

4. На рынке совершается все больше легальных сделок по покупке предметов искусства и антиквариата и его перемещению.

Рисунок 1

Объем аукционных продаж с июля 2013 по июль 2014 года [1]

5. На практике приобретенные предметы искусства могут не вывозиться из страны, однако право собственности принадлежит гражданам иностранных государств (данная черта характерна для россиян, хранящих свои культурные ценности на Западе).

6. На мировом рынке предметов искусства представлены изделия практически всех стран и исторических периодов. Некоторые

компании и аукционные дома могут специализироваться на продаже определенного вида искусства («русские сезоны» в Нью-Йорке и Лондоне; московская галерея Кирилла Дане-лия предлагает памятники древнего Египта, средневекового Китая и Индии).

7. На современном рынке предметов искусства сделки совершаются в основном с инвестиционными целями и носят международный

ТОП-10 аукционных домов по результатам торгов в 2013-2014 годы

Место Аукционный дом Годовой оборот, евро Продано лотов

1 Christie's 528 737 762 3225

2 Sotheby's 347 820 789 2327

3 Beijing Poly International Auction 140 201 645 2344

4 Phillips 89 501 946 1728

5 China Guardian Auctions 43 074 790 888

6 Beijing Council International Auction 36 665 178 528

7 RomBon Auction of Beijing 18 585 969 996

8 Beijing Hanhai Art Auction 14 456 793 578

9 Xiling YinShe Auction 13 558 853 413

10 Beijing A&F Auction 10 901 755 206

петербургский ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2015

91

характер (например, японские корпорации приобретают в Великобритании французских импрессионистов).

8. На международном рынке предметов искусства сложилась единая система цен на обращающиеся активы. Региональный компонент вносит определенные различия в ценообразовании, однако прослеживается общемировая «унификация стоимости» работ, на которые имеется спрос как в той или иной стране, так и за рубежом.

9. Покупатели и продавцы обязаны учитывать нормы права различных государств при совершении сделок на рынке. Правила торговых операций определяются нормами международного частного права, международными торговыми обычаями, корпоративными правилами мультинациональных фирм.

Инфраструктура международного рынка предметов искусства имеет структурированный и динамичный характер. Лидерами в данной отрасли являются такие аукционные дома, как «Christie's» и «Sotheby's», в которых совершается абсолютное большинство сделок с антиквариатом и предметами искусства.

Среди более мелких игроков на рынке прослеживается тенденция к интернационализации деятельности, что характерно и для аукционных домов «Christie's» и «Sotheby's». Например, аукционный дом «Doroteum», основанный в 1707 году, имеет отделения не только в Австрии и Чехии, но и представительства в Милане, Брюсселе, Токио, Дюссельдорфе и Мюнхене. Более того, создано объединение «International Auctioneers», в котором представлен не только австрийский «Doroteum», но и аукционные дома еще шести стран. Заметна международная активность шведской корпорации «Bukowskis», основанной в 1870 году Широкий диапазон произведений искусства (включая русские) представляет немецкая фирма «Kaupp». Британская компания «Bonhams», основанная в 1793 году, имеет свои офисы на всех континентах мира.

Рынок предметов искусства в последнее время активно развивается, привлекая как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами. Если говорить о непосредственном инвестировании в данные рынки, то здесь имеет место и отсутствие

закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, и сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, и потенциальные трудности, связанные с установлением подлинности произведения, возможностью вывоза из страны и, наконец, ликвидностью. Тем не менее исследования таких компаний, как «Art Market Research» и «Gabrius», доказали, что вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно.

Вложения в предметы искусства считаются в мире одними из самых привлекательных, но очень рисковых. Понизить риски можно, если придерживаться трех главных правил:

• цена должна быть справедливой и оправданной;

• продавец должен дать покупателю прогноз инвестиционной емкости (перспективы роста цены) приобретаемого предмета;

• приобретенная вещь должна быть ликвидной.

Цена предметов искусства устанавливается также исходя из цен на аналогичные произведения. В качестве ориентира чаще всего выступают каталоги престижных аукционов, в первую очередь крупнейших западных [3].

Можно считать, что мировой глобальный кризис не мог не затронуть рынок культурных ценностей, обладающий характеристиками финансового и товарного рынков. Начавшийся с кризиса ликвидности и общего сужения денежной массы, он неизбежно привел к падению покупательной способности в общемировом масштабе. В результате, начиная со второй половины 2013 года, произошло снижение оборотов рынка искусства, что отразилось на общих показателях года. Однако результаты продаж в январе-феврале 2014 года свидетельствуют о возобновлении доверия покупателей к арт-рынку как средству защиты капитала в условиях усугубляющегося экономического кризиса. Количество проданных лотов по ведущим сегментам аукционных торгов составило в среднем более 75%, при этом более половины реализованных работ ушли выше верхних эстимейтов (эстимейт -первоначальная цена предмета искусства,

антиквариата). Кроме того, стоимость высококлассных произведений искусства, несмотря на сокращение объемов продаж на арт-рынке во второй половине 2013 года, осталась практически на докризисном уровне [2].

Важной особенностью рынка предметов искусства является его способность стать альтернативным вложением капиталов во времена финансовых потрясений. Возможно, именно поэтому последние два года не были провальными на арт-рынке. Стоит заметить, что в последние годы потребителей стало больше. Это связано с тем, что многие аукционные дома стали вносить в каталоги предметы искусства, доступные по цене среднему классу населения.

На арт-рынке обращается большое количество различных предметов искусства, и для каждого из них существуют своя цена и динамика продаж, спроса. Вместе с тем проследить динамику данного рынка чрезвычайно затруднительно, так как не представляется возможным посчитать и суммировать все данные по всем предметам искусства самостоятельно. Для этого в мире разработано всего несколько видов индексов для измерения и оценки арт-

рынка. Для изучения и анализа автором были выбраны показатели, разработанные российскими исследователями, - АЯИМХ [1].

Индексы АЯИМХ рассчитываются по уникальной методике, разработанной специалистами ARTinvestment.RU (интернет-проект, посвященный рынку предметов искусства), и является интегральным показателем, характеризующим относительную величину цены условно усредненного произведения искусства на определенный момент времени. Расчет индексов осуществляется по данным о результатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах. Для расчета индексов обработаны данные о результатах продаж около 4,5 миллионов лотов на более чем 17 тысячах аукционов. За точку отсчета принята расчетная усредненная цена произведений искусства в 2000 году, приведенная к базовому уровню индекса, составляющему 1000 пунктов.

В семейство индексов ARTIMX входят непосредственно общий индекс, отдельно представлены индексы для русского искусства: ARTIMX-RUS, индексы ARTIMXp отражают доходность произведений искусства и являются аналогами

ане

700-

ТТ1 I т I I ■ т I

2001 1 2002 1 2003 1 2004 1 2005 1 2006

ттт

2007

ттг

2008

Г г г

2009

1 I Г

2010

1 I Г

2011

ТТТ

2012

2013 1 2014

^ 53

2015

ь т с о н б о с о п с ая

к с ь л е

ета

п

у

к о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

Рисунок 2. Индексы ARTIMX в период с 2001 по 2015 год (поквартально) [1]

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3

2015

93

индексов АКПМХ, скорректированными с учетом инфляции цен на текущий момент времени, отнесенной к базовому уровню по состоянию на 1 января 2001 года. Индекс АКПМХЬа показывает покупательную активность. Стоит отметить, что на сайте, где предложен расчет данных показателей, можно непосредственно выбрать интересующий сектор арт-рынка: живопись или современное искусство и т. д.

На рисунке 2 можно увидеть подтверждение всего вышесказанного ранее - в периоды кризиса цены и покупательская активность растут. В особенности это видно в период с 2007 по 2008 год.

Исходя из вышеперечисленных конъюн-ктурообразующих факторов и динамики развития, представленных на графиках, можно сделать вывод, что за последние десять лет объем и покупательная способность мирового рынка предметов искусства растет: вместе со спросом будет расти и цена на предметы

искусства. Исключением может стать только ряд факторов, связанных с политической и экономической ситуацией в мире.

Таким образом, рынок предметов искусства является распространенным направлением альтернативного инвестирования, что выражается в рекордной стоимости произведений, уходящих с аукционов, в создании частных фондов, инвестирующих в предметы искусства, и в разработке инструментария для анализа рыночных тенденций. Слабая корреляция произведений искусства как с акциями, так и с облигациями, делает их перспективным инструментом диверсификации инвестиционных портфелей. Тем не менее для подавляющего большинства инвесторов наличие таких проблем, как сложность стоимостных оценок, высокий уровень транзакционных расходов и неустойчивость цен, становится преградой на пути приобретения предметов искусства исключительно в инвестиционных целях.

Список литературы

1. Интернет-проект, посвященный рынку предметов искусства. URL: http://www. artinvestment.ru/ (дата обращения: 25.07.2015).

2. Антонова В. Г., Сапелко С. Н. Исследование рынка предметов искусства: проблемы и пути их решения // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 31. С. 60-62.

3. Антонова В. Г. Механизм ценообразования на рынке предметов искусства // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2. С. 68-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.