Научная статья на тему 'Функционирование международного рынка предметов искусства в период нестабильной экономики'

Функционирование международного рынка предметов искусства в период нестабильной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА / ОБОРОТ / АУКЦИОННЫЙ ДОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубецкая Наталья Петровна

В статье рассматриваются итоги деятельности международного рынка предметов искусства за 2015 г. Выявлены источники устойчивости арт-рынка в условиях нестабильной экономической ситуации. Проведен анализ деятельности аукционных домов, а также исследован оборот рынка по странам и сегментам. Рассмотрены факторы, позволяющие сохранить высокий уровень цен на предметы искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование международного рынка предметов искусства в период нестабильной экономики»

функционирование международного рынка предметов искусства в ПЕРИОД нестабильной экономики

FUNCTIONING OF THE INTERNATIONAL ART MARKET IN A PERIOD OF ECONOMY INSTABILITY

УДК 339.5 : 7.075

ГОЛУБЕцКАЯ Наталья Петровна

профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, natalya_golubeck@mail.ru

GOLUBETSKAYA, Natalya Petrovna

Professor at the Department of Management and Planning of Social and Economic Processes in the Saint-Petersburg State University, Doctor of Economics, Professor, natalya_golubeck@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются итоги деятельности международного рынка предметов искусства за 2015 г. Выявлены источники устойчивости арт-рынка в условиях нестабильной экономической ситуации. Проведен анализ деятельности аукционных домов, а также исследован оборот рынка по странам и сегментам. Рассмотрены факторы, позволяющие сохранить высокий уровень цен на предметы искусства.

Ключевые слова: рынок, предметы искусства, оборот, аукционный дом. Abstract.

The article discusses the results of the international art market in 2015. It shows the sources of the stability of the art market in the unstable economic situation. It gives the analysis of the activity of auction houses, as well as it studies the market turnover across countries and segments. The paper considers the factors that allow to maintain a high level of prices for objects of art.

Key words: market, objects of art, the turnover, the auction house.

Международный рынок предметов искусства отличается по своей структуре и динамике развития от других мировых рынков. Однако нестабильная экономическая ситуация отразилась и на функционировании его хозяйствующих субъектов, что проявилось

в снижении годового оборота мирового арт-рынка как в целом, так и по отдельным странам.

По итогам 2015 г. наблюдается стабилизация западного арт-рынка в целом, в том числе сжатие арт-рынка в китае с небольшим подъемом

в конце 2015 г. Предметы искусства продолжают использовать в качестве альтернативного вложения инвестиций, с формированием объема арт-аукционов в Европе и США в размере 11,2 млрд долл., в то время как общий объем мирового аукционного арт-рынка оценивается в 16,095 млрд долл.

За последнее десять лет рынок предметов искусства вырос на 212%. Этот рост был в значительной степени обусловлен его глобализацией, ростом и усилением спроса в его верхнем сегменте. В 2015 г. на мировых арт-аукционах было выставлено на продажу 865 700 лотов, что на 3% больше, чем в предыдущем году. В то же время в 2015 г. отмечено снижение выручки на глобальном аукционном рынке на 10,31%. После пяти лет лидерства Китай уступил первое место США, несмотря на стабилизацию в конце 2015 г. На третьем месте - Великобритания, увеличившая объем своего арт-рынка за последнее десятилетие в два раза. В то же время Лондон стал городом со вторым объемом арт-рынка: здесь генерируется до 19% аукционного оборота мирового искусства. На первом месте остается Нью-Йорк с 37% мирового оборота.

Одним из источников устойчивости арт-рынка стало открытие большого числа музеев:

ежегодно в мире открываются до 700 новых музеев. Между 2010 и 2014 гг. было открыто больше музеев, чем за два предшествующих столетия. В мире появляется все больше частных музеев современного искусства - сейчас их насчитывается 317. Музеи играют все большую роль на арт-рынке - каждый стремится приобрести как можно больше произведений искусства. Именно это приводит к взрывному росту стоимости самых ценных аукционных лотов: в 2015 г. впервые в истории цена сразу на три лота превысила 140 млн долл. Для новых музеев покупка полотен Гогена, Ван Гога или Модильяни является запланированной экономической стратегией, гарантирующей международное внимание и рост посещаемости [1].

В сегменте самых дорогих лотов доминируют аукционные дома «Christie's» и «Sotheby's» -их выручка составила 9,5 млрд долл. за продажу всего лишь 34 тыс. лотов, что составляет 7% транзакций на мировом арт-рынке. Более половины выручки приходится на 1000 самых дорогих лотов, которые эксклюзивно продаются на крупных аукционах в Лондоне и Нью-Йорке. Чтобы удовлетворить спрос в этом сегменте, ведущие аукционные дома должны предлагать работы самого высокого качества,

Т0П-10 аукционных домов по результатам торгов предметами искусства в 2015 г. [2]

Место Аукционный дом Годовой оборот, долл. Продано лотов

1 Chrictie's 4 968 338 763 19 238

2 Sotheby's 4 570 332 893 14 805

3 Poly International 767 441 423 8095

4 China Guardian 553 020 191 7695

5 Phillips 397 524 395 3311

6 Beijing Council International Auctions 294 044 650 3720

7 Shanghai Jiahe 160 679 547 1893

8 Xiling Yinshe Auction 199 486 812 3140

9 Beijing Hanhai Art Auction Co Ltd 147 791 657 4492

10 Bonhams 143 121 888 8949

давно не появлявшиеся на международных торгах и являющиеся с точки зрения инвестиций «голубыми фишками». Такие требования приводят к тому, что ведущие аукционные дома, особенно «Christie's», организуют отдельные аукционы, не привязанные к каким-то определенным периодам в истории искусства и объединяющие небольшое количество работ самого высокого качества, созданные в различные эпохи (таблица).

Еще одним важным фактором стало глобальное проникновение в повседневную жизнь Интернета. Из существующих в мире 4500 аукционных домов 95% присутствуют в Интернете (в 2005 г. таковых было 3%). В последнее время фактором, побуждающим менять аукционный бизнес, становится также мобильный Интернет. Влияние Интернета стало необратимым, после того как на арт-рынок вышло поколение «серебряных серферов» - коллекционеров старше 50 лет с высокой покупательной способностью, в настоящее время являющихся основными покупателями на рынке искусства. Это поколение выбрало Интернет в качестве основной площадки для исследования арт-рынка с помощью мобильных гаджетов, идеально соответствующих их образу жизни.

Среди факторов, способствующих сохранению высокого уровня цен на предметы искусства, можно выделить географическое расширение глобального арт-рынка, постоянное расширение дистрибуционной сети основных аукционистов, финансиализацию (растущую роль финансовых факторов) рынка предметов искусства, приобретение искусства как символа определенного статуса, исторически низкие процентные ставки, растущий интерес СМИ к искусству, любовь к искусству саму по себе. Кроме этого, появление информационных баз данных об арт-рынке увеличивает доверие покупателей, которым ранее приходилось полагаться лишь на мнение экспертов.

В ходе исследования было выявлено, что в 2015 г. аукционному дому «Phillips» удалось окончательно утвердиться в качестве полноправного игрока в верхнем сегменте арт-рынка, где он смог потеснить «Sotheby's» и «Christie's». Используя представительство в двух крупней-

ших аукционных центрах Нью-Йорке и Лондоне, «Phillips» смог всего за пять лет удвоить свой оборот (благодаря специализации в области современного искусства) и переместиться на пятое место в мировом рейтинге аукционных домов, обогнав исторический аукционный дом «Bonhams». Также «Phillips» провел успешную кампанию по привлечению на рынок новых коллекционеров. Что касается китайских аукционных домов, то по-прежнему четыре из них входят в мировую десятку, а «Poly International» занимает третье место.

Учитывая общую нестабильность в мировой экономике и финансах, результаты аукционных торгов на Западе остаются устойчивыми, в то время как китайский рынок демонстрирует падение оборота. В целом глобальный арт-рынок в 2015 г. показал оборот в размере 16 млрд долл. в сравнении с 17,9 млрд долл. в 2014 г. Значительное падение было связано с корректировкой китайского рынка предметов искусства, который, тем не менее, к концу года начал показывать признаки стабилизации. На долю западного рынка стабильно приходится 11,2 млрд долл., в то время как китайский рынок (включая Гонконг и Тайвань) упал с 6,6 до 4,9 млрд долл. Однако, если рассматривать развитие китайского арт-рынка на протяжении последних лет, его объем за последние восемь лет увеличился на 305%.

Особо привлекательным западный рынок делает исключительное качество предлагаемых на нем произведений современного искусства, вызывающих интерес покупателей со всего мира. В 2015 г. рекордным с точки зрения продажи лотов ценой более 1 млн долл. стал сегмент искусство модернизма - 622 лота, в сегменте послевоенного и современного искусства число таких лотов составило 483. В сегменте работ старых мастеров, где ценятся работы музейного качества, - 69 лотов, этот сегмент оказался наиболее доступным сегментом западного арт-рынка: 77% лотов на нем было продано по ценам дешевле 5 тыс. долл. (рисунок 1) [2].

За 2015 г. на мировой аукционный арт-рынок было выставлено 865 700 лотов, в том числе 564 000 на западный арт-рынок, из них по разным причинам не было продано при-

Рисунок 1

Аукционный оборот по сегментам арт-рынка в 2015 г.

мерно треть. Оставшиеся 351 000 лотов были проданы по ценам от 5 до 179 млн долл. Таким образом, мировой арт-рынок покрывает абсолютно все ценовые категории. Три четверти рынка фотографий, рисунков и литографий покупаются по ценам ниже 5 тыс. долл., в то время как 75% картин и скульптур уходят с аукциона дешевле, чем за 7,2 тыс. долл. Следовательно, рынок предметов искусства имеет сложную структуру: наибольшее число лотов продается по относительно доступным ценам, но они имеют низкую экономическую значимость, в то время как сегмент работ с ценами выше 20 тыс. долл. составляет новую категорию финансовых активов, известную под названием «искусство как инвестиция». Живопись продолжает доминировать на арт-рынке, на нее приходится 42% продаж в нижнем и среднем ценовых сегментах и две трети самого дорогого ценового сегмента. В самом дорогом ценовом сегменте за ней следуют скульптура (16%) и рисунки (8%). Графика и принты представляют наиболее доступный сегмент арт-рынка: 95% подобных лотов уходит с аукционов по ценам

ниже 10 тыс. долл. Фотография занимает промежуточное место между «оригинальными» и «тиражными» работами, что отражается в ее ценовой структуре. Небольшая часть фоторабот продается за сотни тысяч или даже миллионы долларов, в то время как 85% работ уходят по ценам ниже 10 тыс. долл.

Предметы искусства стоимостью выше 20 тыс. долл. приобретаются как долговременные инвестиции, прибыль от которых со временем только увеличивается. Таким образом, инвестирование на арт-рынке требует специальной стратегии и специализированного финансового менеджмента (art flippers). В целом, работы из ценового сегмента от 20 до 100 тыс. долл. дают среднегодовой доход в размере 9,6% со средним периодом владения десять лет. Наибольшее внимание вызывает самый дорогой сегмент арт-рынка - стоимость предметов искусства более 10 млн долл., в 2015 г. всего 160 работ было продано по таким ценам, на которые пришлось всего 0,04% проданных лотов.

С точки зрения географии на арт-рынке продолжает лидировать тройка США-Ки-

тай-Великобритания, дающая 87,5% вторичного арт-рынка (14 из 16 млрд долл.). В 2015 г. лидерство вернули себе США, на которые пришлось 38% выручки и 12% проданных лотов. Покупатели из Китая принесли 9% роста выручки американского арт-рынка. В то же время испытавший 27%-й спад китайский арт-рынок сейчас дает 30% мировой выручки. На третьем месте Великобритания с 19%, за ней следуют Франция, Германия, Италия, Швейцария, Австрия, Австралия и Южная Корея, вошедшая в десятку и обогнавшая Нидерланды, Японию и Бельгию. Нью-Йорк и Лондон также продолжают доминировать на мировом арт-рынке: на них приходится 57% мировой аукционной выручки (9,2 млрд долл.) и 20% лотов, проданных во всем мире, в то время

как на Париж приходится всего 3% мировой выручки (рисунок 2) [2].

Китайский арт-рынок в 2015 г. сократился до 4,859 млрд долл., доля страны на мировом арт-рынке также упала с 37,22% в 2014 г. до 30,19% в 2015 г. При этом растет поляризация китайского арт-рынка: самый дорогой сегмент продолжает вызывать большой интерес покупателей, в то время как средний и нижний сегменты испытывают сильные колебания. Если в 2014 г. самый дорогой сегмент с работами дороже 1 млн долл. занимал 10,55% китайского рынка, то в 2015 г. уже 35,79%. В остальных сегментах произошел сильный спад, особенно это касается работ в диапазоне от 50 до 500 тыс. долл.: продажи здесь упали на 5,7%. Единственным региональным рынком

Рисунок 2

Т0П-10 стран с наибольшим оборотом аукционного рынка предметов искусства

Китая, показавшим рост, стал рынок Гонконга, увеличивший выручку на 91,75 млн долл. и занявший второе место, в то время как Пекин остается лидером китайского арт-рынка, несмотря на спад в 33%. Серьезный спад постиг рынок традиционной китайской живописи и каллиграфии, оборот в котором сократился на 29,21% по сравнению с 2014 г.

В этих условиях китайские аукционные дома пытаются перестроить свои подходы и диверсифицировать аукционную торговлю. Аукцион «China Guardian» начал проводить специализированные аукционы, посвя-

щенные определенной теме, аукцион «Poly International» направил свое внимание на работы молодых художников и абстрактное искусство.

Таким образом, мировой рынок предметов искусства остается одним из наиболее привлекательных инструментов альтернативного вложения денежных средств. Несмотря на снижение годового оборота, произошла стабилизация западного арт-рынка и сохранился высокий уровень цен на предметы искусства в результате рассмотренных выше факторов.

Список литературы

1. Интернет-проект, посвященный рынку предметов искусства. URL: http://www. artinvestment.ru/ (дата обращения: 01.04.2016).

2. Информационный портал по арт-рынку Artprice. URL: http://www.artprice.com/ (дата обращения: 31.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.