Научная статья на тему 'Анализ тенденций развития арт-рынка'

Анализ тенденций развития арт-рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1665
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / АРТ-ИСКУССТВО / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Е.А.

В статье рассматриваются основные тенденции развития рынка искусства как альтернативного рынка для финансовых инвестиций. Представлен обзор предметов искусства по местам базирования сделок, по географии продаж, по объему продаж и т.д. Выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи на рынке искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ тенденций развития арт-рынка»

Инвестиционный потенциал

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРТ-РЫНКА

Е. А. ФЕДОРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Е-mail: ecolena@mail. т Всероссийский финансово-экономический институт, г. Москва

В статье рассматриваются основные тенденции развития рынка искусства как альтернативного рынка для финансовых инвестиций. Представлен обзор предметов искусства по местам базирования сделок, по географии продаж, по объему продаж и т. д. Выявлены внешние и внутренние факторы, влияющие на продажи на рынке искусства.

Ключевые слова:рынок, арт-искусство, инвестирование, нефинансовые активы, бизнес-модели, тенденции развития.

Любой инвестиционный рынок — это сложная система, где простой функцией является балансирование интересов покупателей и продавцов. Эта система традиционно описывается как совокупность законодательной (включая налоговую) среды, торговой и расчетной инфраструктуры, а также информационного поля. Инвестиционные рынки сочетают государственное регулирование в части определения строгих правил, налогового режима и уровня раскрытия информации, самоуправление в части организации торговли, расчетов и обмена информацией и частную инициативу в области собственно ведения коммерческой деятельности.

Чем эффективнее устроен рынок, тем меньше затраты его участников на транзакционные расходы и доля коммерческой выгоды посредников, с одной стороны, и тем большую выгоду он приносит инвесторам и эмитентам обращающихся на рынке объектов инвестиций — с другой.

Эффективный инвестиционный рынок позволяет его участникам сосредоточить больше внимания на новых идеях более точного прогноза динамики стоимости объектов инвестирования (и,

соответственно, оценки доходности инвестирования в эти объекты) и на новых подходах к устранению или минимизации рисков инвестиционного процесса.

В отличие от рынка ценных бумаг, рынок предметов искусства в силу своей закрытости, кастовости, сезонности значительно отстает в развитии. Тем не менее, он имеет значительный потенциал и является хорошей альтернативой вложения свободного капитала с целью получения инвестиционного дохода.

Поведение покупателя предмета искусства часто характерно большей долей субъективности и нерациональностью принятия решения о приобретении того или иного арт-актива. Это имеет негативные последствия прежде всего для самого покупателя — особенно в условиях финансового кризиса, когда решения об инвестировании должны быть максимально взвешены и рациональны.

На рынке предметов искусства, как и на любом инвестиционном рынке, можно выделить два общих типа участников в зависимости от того, какую бизнес-модель они используют. Большинство из них составляют частные, государственные и профессиональные инвесторы, осуществляющие всевозможные инвестиционные, в том числе коллекционные стратегии на рынке предметов искусства.

Другой категорией участников рынка являются компании и частные лица, так или иначе обслуживающие процесс инвестирования в предметы искусства и, по сути, представляющие инфраструктуру арт-рынка. Принятые на рынке бизнес-модели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные бизнес-модели арт-рынка

сегмент Годовая выручка, млрд долл. компания

Аукционная торговля 2,5 Sotheby's, Christie's, E-Bay, Dorotheum, Bukowskis

Финансовые услуги 1 AIG, Allianz, UBS Deutsche Bank, AXA

Информационный бизнес 0,05 Sotheby's, Christies, Artprice, Artnet

Дилерский бизнес (включая частные галереи и музеи) Около 3 Десятки тысяч компаний, сильно фрагмен-тированный рынок

Количество в арт-отрасли публично торгуемых компаний, специализированных на обслуживании арт-рынка, невелико. Информация о доходах и расходах игроков, представляющих собой инфраструктуру рынка предметов искусства, является в большинстве случаев закрытой и мало сравнимой.

В целом мировой арт-рынок не имеет единого места базирования. Подавляющее большинство сделок совершается напрямую между владельцами картин и скульптур либо при посредничестве профессиональных арт-дилеров и галеристов. Значительная часть деятельности по торговле арт-активами так или иначе может быть локализована по крупным арт-выставкам, проходящим по всему миру, но эти выставки не выполняют функцию организованных и постоянных рынков, способных устранить риск контрагента и обеспечить ликвидность и постоянное формирование рыночной цены торгующихся на них арт-активов.

Фактически функцию организованных рынков пытаются выполнять крупные аукционные дома. В отличие от выставок аукционы имеют постоянное местонахождение, проводят торги на протяжении всего года и выполняют функции расчетного центра, устраняя риск контрагента и также риск подделки предмета искусства.

В мире существует около 30 признанных и давно функционирующих аукционных домов, однако только 6 из них за последние 20 лет продали по меньшей мере один предмет искусства стоимостью более 5 млн долл.

В результате изучения рыночной конъюнктуры можно выделить за последние несколько лет двенадцать компаний, которые могли быть классифицированы как компании, торгующие акциями в индустрии предметов искусства, на основании того, что большинство их доходов получено от производства продуктов и услуг, связанных с художес-

твенным рынком. Рыночный сегмент компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства, ничтожно мал. На 30.10.2009 этот сегмент показал совокупную рыночную капитализацию только 1,8 млрд долл., с существенным доминированием компании Sotheby's. Эта компания в настоящее время способствует 60 % общей рыночной капитализации сегмента и может считаться хорошим ориентиром для рынка компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства

Только у четырех компаний, торгующих акциями в индустрии предметов искусства (а именно, Sotheby's, Artnet, Artprice и Collectors Universe), есть оживленный спрос на их акции на рынке (табл. 2).

В настоящее время на долю только двух аукционных домов — Sotheby's и Christie's приходится около 73 % продаж мирового арт-рынка.

По итогам 2008 г. Sotheby's занял первое место с общим количеством годового дохода 3, 3 млрд долл., тогда как годовой доход его конкурента Christie's составил 400 млн долл. Доля Sotheby's в количестве мировых сделок с предметами искусства — 18 %.

Таблица 2

Показатели ценных бумаг публично торгующих компаний в индустрии предметов искусства

компания Листинг / валюта Цена на 30.10.2009, долл. рыночная капитализация на 30.10.2009, млн долл.

Сотби (Sotheby's) NYSE / USD 15,86 1 067

Артпрайс (Artprice. com) Paris / EUR 17,56 110

Артнет (Artnet) Frankfurt / EUR 7,44 42

Коллектор Юни-верс (Collectors Universe) NASDAQ / USD 7,48 63

Малет (Mallett) London / GBX 145,62 20

Финарт Касса де Эсте (Finarte Casa d'Aste) Milan / EUR 0,30 15

Группо (Gruppo FMR) Milan / EUR 7,38 26

Камера Уорк (Camera Work) Frankfurt / EUR 6 906 276

Арт Виван (Art Vivant) Tokyo / JPY 2,78 43

Сеульский Аукцион (Seoul Auctions) Seoul / WON 2,02 33

Аукцион Шинва (Shinwa Art Auction) Tokyo / JPY 242,13 15

Стенли Гиббонс (Stanley Gibbons) London / GBX 236,94 60

Экономическую силу бизнес-моделей Sotheby's и Christie's можно оценить по показателям восстановления: они стояли на грани банкротства в 2000 г., но быстро восстановились и вернули доверие клиентов уже в 2005 г.

Таким образом, основные тенденции мирового рынка предметов искусства можно отследить по поведению ведущих аукционных домов. Автором представлены данные по компании Sotheby's, так как компания Christie's с 1998 г. перестала быть публичной и раскрытие информации о результатах ее деятельности также прекратилось.

После семи лет, на протяжении которых цены неизменно росли, рынок предметов искусства испытал радикальные изменения в 2008 г. — в связи с началом мирового финансового кризиса (табл. 3).

Цены на предметы искусства в I квартале 2008 г. по сравнению с IV кварталом 2007 г. фактически упали на 7,5 %. Это самое острое снижение ценовых показателей на рынке, начиная с 1991—1992 гг. Однако в будущем можно ожидать резкого подъема.

Между спекулятивным ростом цен на предметы искусства в 1990-х гг. и более свежим — в ноябре 2007 г. есть большая разница. В начале 1990-х гг. за подъем рынка отвечали главным образом банки и азиатские коллекционеры, участвующие в быстром разгоне цен на импрессионистов и работы современных мастеров. Цены взлетели даже на работы посредственного качества. Однако в 1991 г. рынок внезапно потерял «аппетит», и к концу 1990-х покупательский спрос снизился приблизительно до 25 %. Начиная с 2000 г. покупатели стали более разборчивые, что отразилось на колебаниях уровня покупательского спроса: от 31 до 36 % в течение года.

Таблица 3

Общие показатели инвестиционного сегмента арт-рынка в конце 2008 г., млн долл.

В 2008 г. на аукционах было представлено огромное количество лотов — на 20 % больше по сравнению с 2007 г., который в свою очередь был рекордным в этом плане. Вспомним, что в 2000—2005 гг. среднее общее значение годового дохода на мировых аукционах предметов искусства колебалось между 2,5 и 4,2 млрд долл.

В конце 2008 г. полная стоимость арт-акти-вов, продаваемых на аукционах, составляла 8,3 млрд долл., что на 1 млрд меньше, чем в 2007 г. По большей части это связано с падением спроса на американском рынке. Тем не менее, этот показатель является исключительным за всю историю рынка.

Говоря об укрупненной сегментации объема продаж предметов искусства в 2008 г. с точки зрения периода написания работ, следует заметить, что особой популярностью пользовались:

— современное искусство (43,9 %);

— работы художников, создавших свои произведения после II Мировой войны,

— работы старых мастеров и мастеров XIX в. в силу высокой стоимости (в отношении этих работ учитывался риск провенанса — истинной подлинности, подтвержденной проверенными источниками, не вызывающей сомнений по истории создания и владения).

Что касается географии объема продаж предметов искусства в 2008 г., то 71,3 % почти поровну поделили между собой США и Великобритания, лидером в Европе является Франция, которую в Азии на 1,2 % обгоняет Китай.

Одной из современных тенденций на рынке арт-активов стало то, что самые значимые по номинальной цене продажи происходили в 1990—2008 гг. Только в 2006 г. продано два шедевра номинальной стоимостью около 100 млн долл. (табл. 4).

Таблица 4

Наиболее значительные продажи арт-активов в период 1990-2004 гг.

Индикатор Показатель

Капитализация рынка в номинальных 13 000

ценах

Капитализация рынка в реальных 14 200

ценах

Число художников «инвестиционного 183

качества», чел.

Художник с наибольшей «капитали- Пабло Пикассо,

зацией» 2 070

Художник с наибольшим числом Пабло Пикассо,

работ, ед. 113

Художник с наибольшей средней ценой работ Казимир Малевич, 36,6

Номинальная пороговая цена 5,6

Реальная ценовая пороговая цена 6,2

Ежегодный средний объем торговли 2 480

Автор Наименование Дата продажи Номинальная цена, долл.

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) Garçon a la pipe G5.G5.2GG4 1G4 168 GGG

Пабло Пикассо (Pablo Picasso) Dora Maar au chat G3.G5.2GG6 95 216 GGG

Густав Климт (Gustav Klimt) Portrait of Adele... G8.11.2GG6 87 936 GGG

Франсис Байкон (Francis Bacon) Triptych, 1976 14.G5.2GG8 86 281 GGG

Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) Portrait du Dr. Gachet 15.G5.199G 82 5GG GGG

Факторы, влияющие на рынок предметов искусства, условно можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся факторы, являющиеся в свою очередь показателями (индикаторами) сегментов рынка предметов искусства. Данные показатели также можно разделить на общие и показатели второго уровня.

К внешним факторам относятся основные показатели макроэкономической ситуации в мире. Это глобальные мировые индексы, индексы национальных рынков, отношения курса основных валют, цена на нефть, золото, серебро и платину.

Цель ключевых индикаторов инвестиционного сегмента рынка предметов искусства заключается в максимально объективном отображении текущих тенденций ценовой динамики и «глубины» (ликвидности) публичного рынка наиболее дорогих предметов искусства. Также эти ключевые индикаторы позволяют оценить состав рынка (структуру рыночной капитализации по отраслям по аналогии с анализом фондового рынка) и распределение стоимости, объемов торговли и темпов роста стоимости по видам предметов искусства.

Приведем основные элементы системы ключевых индикаторов инвестиционного сегмента рынка предметов искусства, применяемых на практике (все показатели выражены как в номинальных, так и в реальных ценах, выбор типа показателя остается за пользователем статистической информации). Для примера взята статистическая информация по 1 тыс. самых дорогих работ, выставляемых на аукционах и включаемых в рейтинг агентства SKATE'S. Общие показатели рынка: - капитализация рынка предметов искусства инвестиционного качества, рассчитываемая как

совокупная стоимость всех работ, входящих в выборку;

— средняя стоимость по крупнейшим работам, рассчитываемая как средняя величина из списка выбираемых работ;

— пороговая цена, соответствующая стоимости последней работы в составляемом рейтинге;

— индекс ширины рынка — число художников, включаемых в рейтинг;

— индекс глубины рынка — оборот за последние 12 мес. в процентах от рыночной капитализации. Оборот рассчитывается как совокупная стоимость всех новых работ, включенных в рейтинг за последние 12 мес.;

— индекс повторных продаж — этот показатель отражает оборачиваемость наиболее значительных работ на открытом рынке и рассчитывается как количество повторных продаж картин из рейтинга за последние десять лет, в процентах от 1 тыс.;

— средняя годовая доходность — рассчитывается как изменение рыночной капитализации за соответствующий период, приведенное к процентам годовых.

Некоторые общие показатели рынка по состоянию на 01.12.2008 представлены в табл. 5.

На практике для анализа рынка предметов искусства инвестиционного качества принято осуществлять сегментацию отобранных для анализа картин. На их основании рассчитываются индикаторы арт-рынка второго уровня, к которым относятся:

— рыночная капитализация отдельных художников — рассчитывается как совокупная стоимость всех вошедших в отобранный список работ данного художника как в номинальных, так и в реальных ценах;

Таблица 5

распределение доходности 1 тыс. самых дорогих предметов искусства с разбивкой по периодам создания

Годы создания количество средняя цена покупки, долл. средневзвешенный средневзвешенный

Период повторных продаж показатель доходности IRR, % период владения, лет

От эпохи Возрождения до 1487-1866 7 5 140 008 -1,39 5,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

классицизма

Зарождение и расцвет 1867-1887 45 7235 610 1,12 9,2

импрессионизма

Неоимпрессионизм, 1888-1903 37 5 027 777 0,83 8,3

венское возрождение,

набизм, фавизм, модерн

Кубизм, экспрессионизм, 1904-1921 55 5 543 175 3,29 8.1

супрематизм, дадаизм

Сюрреализм 1922-1946 28 4 255 457 4,97 7,1

и абстракционизм

Action painting и поп-арт 1947-1970 60 3 081 055 6,17 7

Постмодернизм 1971-2002 18 2 608 997 23,13 5,4

Другие - 11 2 593 400 5,55 11,1

— «индекс урожайности» исторических периодов — рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, вошедших в перечень, созданных за определенный период.

К настоящему моменту было осуществлено только 255 повторных продаж среди 1 тыс. самых дорогих работ (на основе данных, охватывающих период с 1985 г.). Иными словами, только 25,5 % наиболее ценных работ в мире было продано более чем один раз на рынке в течение последних 24 лет.

За всю историю существования арт-рынка самым доходным произведением является «Three Studies for Self-Portrait» — автор Франсис Байкон. Оно было продано 13.05.2008 на аукционе Christie's (табл. 6).

Учитывая, что повторные продажи создают, по меньшей мере, два показателя данных цен на временной шкале, информации о них позволяет извлекать ценные данные о фактической (эффективной) норме доходности, достигнутой инвесторами на основе результатов завершенных сделок;

— «индекс популярности сюжетов» — рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, написанных в рамках определенного стандартного сюжета.

Разбивка осуществляется по следующим типовым сюжетам (с указанием количества работ, попавших в рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства) (табл. 7).

Анализ данных, представленных в табл. 7, позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными сюжетами для работ инвестиционного качества, попадающих по своей рыночной стоимости в рейтинг 500 самых дорогих предметов искусства, являются пейзаж и абстракция.

Данный фактор имеет практическое значение при сравнении предметов искусства из одной

Таблица 6

Пять самых доходных произведений искусства по состоянию на 2009 г.

Таблица 7

Распределение 500 самых дорогих предметов искусства по сюжетам

Сюжет Количество работ

Пейзаж 135

Абстракция 72

Женский портрет 64

Обнаженная натура 42

Мужской портрет 25

Натюрморт 22

Скульптура 21

Прочие портреты 20

Автопортрет 10

Женский портрет с ребенком 9

Прочее 80

ценовой категории. При прочих равных условиях популярность сюжета может существенно повлиять на различия в оценке предмета искусства;

— «индекс» популярности размеров рассчитывается как совокупная рыночная стоимость работ, попадающих по своей рыночной стоимости в рейтинг 1 тыс. самых дорогих предметов искусства, написанных в рамках определенного стандартного размера, используемого многими мировыми аналитиками;

— распределение по национальности автора (фактор национальности);

— распределение по возрасту авторов (фактор продуктивности возраста).

Возраст авторов в момент создания картины имеет весомое статистические значение при анализе исторических цен на арт-активы. Принято использовать пять категорий продуктивности возрастов художников (табл. 8).

Таким образом, по результатам обзора тенденций на рынке искусства можно сделать следующие выводы.

1. В целом мировой арт-рынок не имеет единого места базирования. Подавляющее большинство сделок совершается напрямую между владельцами картин и скульптур либо при посредничестве профессиональных арт-дилеров и галеристов.

2. В настоящее время на долю только двух аукционных домов Sotheby's и Christie's приходится около 73 % продаж мирового арт-рынка.

Автор Название Дата продажи Номинальная цена, Средняя доходность ERR, %

долл.

Франсис Три стадии 13.05.2008 28 041 000 86,29

Байкон автопортрета

Хоан Петуз 18.06.2007 13 101 568 40,09

Миро (Le coq)

Энди Лиз (Liz) 13.11.2007 23,561,000 33,95

Уорхол

Герхард Абстракция 13.05.2008 14 601 000 30,60

Ричтер

Энди Абстракция 14.11.2007 8 441 000 28,15

Уорхол

Таблица 8

Категории продуктивности возрастов художников

Наименование категории Возраст, лет

Расцвет мастера 35-39, 50-54

Академическая зрелость 30-34, 40-49

Период активного творчества 25-29, 55-59

Творческий период 20-24, 60-79

Отдельные эксперименты До 20, после 80

3. Кризис влияет на рынок предметов искусства, цены на предметы искусства в I квартале 2008 г. фактически упали на 7,5 % по сравнению с IV кварталом 2007 г. Это самое острое снижение ценовых показателей на рынке, начиная с 1991—1992 гг.

4. С точки зрения периода написания работ особой популярностью пользуется современное искусство (43,9 %), далее следуют художники, создавшие свои произведения после II Мировой войны, работы старых мастеров и мастеров XIX в.

5. Что касается географии объема продаж предметов искусства в 2008 г., то 71,3 % почти поровну поделили между собой США и Великобритания, лидером в Европе является Франция, которую обгоняет растущий во всех направлениях рынок Китая.

6. Самые значительные продажи были с 1992 по 1998 г. За этот период было продано более 318 шедевров, приведенная стоимость которых превысила 2,6 млрд долл. (средняя цена произведения — 8,4 млн долл.). А самая дорогая в тот период картина Винсента Ван Гога «Автопортрет без бороды» (продана за 71,5 млн долл.) стоит в настоящее время 85,6 млн долл.

7. При оценке рыночной стоимости формируют восемь параметров, по которым определяется ценность того или иного актива:

— имя автора;

— национальность автора;

— ликвидность и ширина рынка работ автора;

— контекстная стоимость;

— размер картины;

— период создания картины;

— возраст автора в момент создания картины;

— сюжет картины.

Представленный анализ может быть полезен инвесторам при вложении инвестиций на нефинансовых рынках.

Список литературы

1. Бруно С. Фрей, Райнер Айхенбергер. Норма прибыли на рынке произведений искусства: исследование и оценка. Европейский экономический обзор. 1995.

2. Оливер Шанель. Предсказуемость рынка искусства. Европейский экономический обзор. М. 1995.

3. Скатерщиков С., Кориневский В., Яковенко О., Пихлер К., Цимке Т., Хансен Н. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006.

4. Тенденции арт-рынка. 2009. URL: http://www. skatepress.com/.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.