Научная статья на тему 'Рынок ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.'

Рынок ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / ИНФЛЯЦИЯ / АПТЕЧНЫЙ СЕКТОР / ГОСЗАКУПКИ / ОБЪЕМ РЫНКА / ЛИДЕРЫ РЫНКА / PHARMACEUTICAL MARKET / INFLATION / PHARMACY MARKET / STATE PURCHASE / MARKET VOLUME / MARKET LEADER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

В 2010 г. российский фармрынок был подвержен значительному воздействию со стороны государства. Принятие законов «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании», ст. 70 ПФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Декларации о расширении государственных программ лекарственного обеспечения, развитие Федеральной целевой программы «Поддержка отечественного фармпрома», а также развитие региональных программ модернизации здравоохранения, кластеризация и т.д. все это в той или иной степени сказалось на результатах развития рынка в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN 20101

In 2010 the Russian pharmaceutical market was highly influenced by the government. Adoption of several legal regulartions, Declaration on extending state programme of pharmaceutical provision, development of the federal targeted programme In support of the national pharmaceutical industry, regional programmes for the healthcare upgrading and segmentation into clusters those are the factors that impacted the market development in 2010.

Текст научной работы на тему «Рынок ОНЛС РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.»

40 X ИМЙПШМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Российский

III'!1;

МА||

иисгЧИй

РЫНОК В 2010 ГОДУ

В 2010 г. российский фармрынок был подвержен значительному воздействию со стороны государства. Принятие законов «Об обращении лекарственных средств», «Об обязательном медицинском страховании», ст. 70 ПФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», Декларации о расширении государственных программ лекарственного обеспечения, развитие Федеральной целевой программы «Поддержка отечественного фармпрома», а также развитие региональных программ модернизации здравоохранения, кластеризация и т.д. — все это в той или иной степени сказалось на результатах развития рынка в 2010 г.

Ключевые слова: фармрынок, инфляция, аптечный сектор, госзакупки, объем рынка, лидеры рынка

Согласно данным исследовательской компании IMS Health, российский фармрынок по итогам 2010 г. вырос на 5,8% в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем его составил 376,9 млрд. руб. в оптовых ценах. В долларовом эквиваленте объемы реализации выросли на 10,6% и достигли 12,4 млрд. долл. В натуральном выражении рынок увеличился всего на 1,1% и составил 5,1 млрд. упаковок.

Средняя стоимость упаковки препарата выросла на 4,7%, составив 73,8 руб. в оптовых ценах. По данным Росста-та, уровень инфляции остался на

том же уровне, что и в прошлом году (8,8%), при этом цены на ЛС снизились (рис. 1). Однако, по данным IMS Health, рост цен по индексу Ласпейреса составил 1,5% на розничном рынке, 2,2% в больничном секторе и 4,0% в секторе госзакупок.

Главным двигателем фармрынка РФ остается аптечный сегмент, обеспечивающий наибольшие объемы продаж и демонстрирующий опережающие темпы роста как в натуральном, так и в стоимостном выражении (рис. 2 и 3). Важная особенность рынка — появление новых препаратов: в 2010 г. в продажу поступило более 250 новых торговых наименований (зарегистрированных как в 2010 г, так и в конце 2009 г.). Топ-10 фармкомпаний в 2010 г. возгла-

Key words: pharmaceutical market, inflation, pharmacy market, state purchase, market volume, market leader

In 2010 the Russian pharmaceutical market was highly influenced by the government. Adoption of several legal regulartions, Declaration on extending state programme of pharmaceutical provision, development of the federal targeted programme «In support of the national pharmaceutical industry», regional programmes for the healthcare upgrading and segmentation into clusters — those are the factors that impacted the market development in 2010. Yulia UVAROVA, Remedium. RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET IN 2010.

вила Sanofi-aventis (табл. 1), увеличившая долю рынка в денежном выражении на +0,5 п.п. и показавшая наибольший прирост продаж среди представленных компаний по сравнению с прошлым годом (16,5%). Высокие темпы роста продемонстрировали также компании Menarini и Nycomed. Отрицательный прирост был характерен для компаний Johnson&Johnson и Bayer Healthcare. Важно отметить присутствие в десятке лидеров российской ком-

Ведущие корпорации фармрынка РФ по итогам 2010 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009,%

2009 2010 2009 2010 Упак. Руб.

Sanofi-aventis 2,0 2,1 5,1 5,6 1,8 16,5

Novartis 1,1 0,9 4,4 4,4 -17,9 7,3

Pharmstandart 10,3 9,8 3,7 3,7 -4,2 5,9

Roche 0,1 0,1 3,5 3,3 -26,1 0,8

Johnson & Johnson 0,6 0,7 4,0 3,3 17,6 -12,8

Servier 1,2 1,2 3,3 3,3 1,9 3,0

Bayer Healthcare 1,0 1,0 3,8 3,2 4,6 -8,8

Teva 1,5 1,6 3,1 3,2 6,1 7,7

Menarini 1,8 1,9 2,9 3,0 3,9 12,1

Nycomed 1,2 1,3 2,7 3,0 9,7 14,8

Итого 20,7 20,3 36,5 36,0

РОССИЙСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК В 2010 ГОДУ

РШШииМ Хь 41

таблица 2 Ведущие торговые наименования фармрынка РФ по итогам 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

2009 2010 2009 2010 Упак. Руб.

Velcade 0,0 0,0 1,5 1,3 -1,6 -6,1

Glivec 0,0 0,0 1,2 1,2 13,3 5,4

Mabthera 0,0 0,0 1,0 1,2 28,3 24,5

Arbidol 0,7 0,6 1,3 1,1 -13,0 -8,4

Essentiale N 0,2 0,2 0,6 0,8 4,6 43,6

Octanate 0,0 0,0 1,4 0,8 -24,8 -35,6

Copaxone Teva 0,0 0,0 0,8 0,8 21,9 13,3

Actovegin 0,1 0,1 0,7 0,7 7,8 11,2

Natrium chloridum 2,2 2,4 0,6 0,6 12,3 5,6

Viagra 0,1 0,1 0,5 0,6 -1,7 20,7

Итого 3,3 3,5 9,6 9,2

пании «Фармстандарт», занявшей 3 место по итогам 2010 г. в денежном выражении (+5,9% в денежном выражении) и являющейся лидером продаж в натуральных объемах. Суммарная доля ведущих компаний составила 20,3% в натуральном и 36,0% в денежном выражении.

В таблице 2 представлены ведущие препараты фармрынка РФ. Наибольшая доля продаж приходится на препараты, закупаемые в рамках программы «7 нозологий», лидером среди которых является Велкейд. Четвертую позицию в рейтинге с долей рынка 1,1% в денежном выражении занимает препарат Ар-бидол, объемы реализации которого, однако, сократились по сравнению с прошлым годом. Наибольший прирост продаж в денежном выражении (+43,6%) продемонст-

рисунок 1 Инфляция на различные виды товаров и услуг в 2010 г.

4:

рировал препарат

Эссенциале Н, а в упаковках — препарат Мабтера (+28,3%). Наибольшим падением продаж характеризовался препарат Октанат (-35,6%). Суммарная доля десятки ведущих пре-

паратов составила 9,2% в денежном выражении, сократившись на -0,4 п.п. относительно прошлого года. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 3,5% рынка.

В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3.) лидируют противоопухолевые препараты (LOI).

Структура рынка по источникам реализации по итогам 2010 г.

42 X РЕМШЦЦМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

таблица з Ведущие АТС-группы 2-го уровня фармрынка по итогам 2010 г.

Доля продаж в натуральном Доля продаж в стоимостном Прирост,

АТС-группы выражении, упаковки, % выражении, руб., % 2010/2009, %

2009 2010 2009 2010 Упак. Руб.

L01 [Antineoplastic Agents] 0,1 0,1 6,2 6,1 -0,9 4,4

J01 [Antibacterials For Syst Use] 7,6 7,3 5,7 5,4 -3,9 0,7

L03 [Immunostimulants] 0,7 0,7 4,1 4,0 -6,7 3,3

N02 [Analgesics] 13,3 12,9 3,7 3,8 -2,5 7,3

A10 [Drugs Used In Diabetes] 0,5 0,5 3,4 3,3 12,2 3,4

M01 [Antiinflam & Antirheum Prod] 2,7 3,0 3,0 3,2 11,8 14,5

C09 [Ag Act Renin-Angiotens Syst] 2,6 2,7 3,0 3,0 5,4 4,3

R05 [Cough And Cold Preparations] 4,9 4,6 2,8 2,9 -6,0 9,9

B02 [Antihemorrhagics] 0,2 0,2 3,2 2,7 1,9 -9,2

~ [~] 3,9 2,7 3,2 2,5 -30,2 -16,1

Итого 36,5 34,5 38,2 36,9

рисунок з Объем рынка в 2010 г. по источникам реализации в натуральном и стоимостном выражении

Ценовая сегментация

В натуральном выражении

1,2 1,9

1,3 2,0

13,1 13,8

- 13,9 14,0

- 68,8

- 69,9

2009 2010

I I — >500 руб. Ц — 300—500 руб. Q — 100—300 руб. Q — 50—100 руб. I I — <50 руб.

В стоимостном выражении

- 34,3 33,6

- 9,5 10,3

- 29,9 30,1

- 13,8 13,6

12,5 12,2

2009 2010

I I — >500 руб. Ц — 300—500 руб. Q — 100—300 руб. Q — 50—100 руб. I I — <50 руб.

рисунок

Наибольший прирост продаж продемонстрировала группа M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] (+14,5% в денежном выражении). Существенное снижение объемов реализации характерно для группы [~], что связано с падением продаж препаратов Анаферон и Афлубин. Суммарная доля ведущих АТС-групп сократилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 34,5 и 36,9% аптечного рынка соответственно.

В структуре ценовых сегментов (рис. 4) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходилась на дорогие препараты — «> 500 руб.», однако по сравнению с 2009 г. она сократилась на -0,9 п.п. При этом в натуральном выражении основную часть продаж обеспечивали препараты «низкоценового» сегмента («<50 руб.» за упаковку). Доля препаратов среднеценового диапазона выросла как в упаковках, так и в рублях. Таким образом, фармрынок РФ в 2010 г. характеризовался:

« ростом в натуральных объемах; « замедлением темпов роста в денежном выражении; « замедлением роста цен; « появлением новых препаратов; « сохранением трендов предыдущих лет: преобладанием импортных препаратов, препаратов генерического происхождения, превалированием аптечных продаж в общей структуре российского фармрынка.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.