Научная статья на тему 'Аптечный рынок РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.'

Аптечный рынок РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМРЫНОК / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / СТРУКТУРА ПРОДАЖ / PHARMACEUTICAL MARKET / RETAIL SEGMENT / SALES VALUE / SALES STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 3,4% относительно аналогичного периода 2009 г. и составил 3,5 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на +6,1% и достиг 307,3 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки увеличилась на 2,6%, составив 87,9 руб. в розничных ценах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The retail pharmaceutical market. 9 months of 20101

According to IMS Health report, the total sales volume of medicines in the retail segment increased 3.4% in natural terms against the same period in 2009 and reached 3.5 billion packs. In money terms the market increased by 6.1% and reached 307.3 billion rubles at final consumption price. Average price per pack grew 2.6% and equaled 87.9 rubles at retail price.

Текст научной работы на тему «Аптечный рынок РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.»

34 рщщцим

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Аптечный рынок РФ

ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г,

Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в аптечном сегменте (рис. 1) в натуральном выражении увеличился на 3,4% относительно аналогичного периода 2009 г. и составил 3,5 млрд. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок вырос на +6,1% и достиг 307,3 млрд. руб. в ценах конечного потребления. Средняя стоимость упаковки увеличилась на 2,6%, составив 87,9 руб. в розничных ценах.

Ключевые слова: фармрынок, объем продаж, структура продаж

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты стоимостью от 100 до 300 руб., доля которых увеличилась на 0,8 п.п. по сравнению с прошлым годом. Однако наибольшую долю продаж в упаковках составили препараты нижнего ценового сегмента («от 50 до 100 руб.» и «<50 руб.»), в то время как в денежном выражении их доля снизилась. Верхнеценовые сегменты остались почти без изменений.

По статусу отпуска из аптек (рис, 3) лидерами продаж в денежном выражении являются рецептурные препараты — ввиду высокой стоимости, а в натуральном выражении — безрецептурные ЛС, доля которых, однако, снизилась на 0,8 п.п. по сравнению с прошлым годом. Доля рецептурных препаратов в денежном выражении осталась почти без изменений.

В структуре продаж по федеральным округам (рис. 4) по итогам 9 месяцев

рисунок 1 Аптечный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.

Объем продаж, млрд. упак. Объем продаж, млрд. руб.

+3,4% +6,1%

3,5 350 ЗОО ■

3,4 3,5 250 ■

2Я U 1,0 0,5 150 100 50 ■ 289,7 307,3

0,0 9 мес. 9 мес. 9 мес. 9 мес.

2009 г 2010 г. 2009 г. 2010 г.

2010 г. лидировали Центр (без учета Москвы) и Приволжье, меньше всего продаж приходилось на С.-Петербург и Дальний Восток Лидером среди производителей по объему реализации через аптеки в денежном выражении является компания Novartis (табл. 1). Топ-10 представлена в основном зарубежными производителями, за исключением 3-й позиции, которую занимает российская компания «Фармстандарт». В целом все компании, входящие в десятку лидеров, по итогам 9 месяцев 2010 г. продемонстрировали положительный прирост относительно аналогичного периода

2009 г. Наибольший рост продемонстрировала компания Berlin-Chemie/Menarini Group (+35,5% в денежном выражении), наименьший — компания Novartis. Наиболее продаваемым препаратом в аптечном сегменте РФ по итогам 9 месяцев

2010 г. (табл. 2) стал Арбидол с долей рынка 1,3% в денежном выражении. Наибольший прирост продаж в денежном выражении (+35,4%) и, как следствие, увеличение доли продемонстрировал препарат Эссенциале Н. В упаковках наибольший прирост был характерен для препарата Конкор (+20,1%). Препараты Линекс и Анаферон продемонстрировали снижение объемов реализации. Суммарная доля десятки ведущих

1 РИСУНОкф^ Структура ценовых сегментов аптечного рынка РФ

100 В натур 2,3 3,5 .выражении 2.4 3.5 100 В стоим 23,7 выражении 23,9 Д— >500 руб. 300—500 руб. Q — 100—300 руб. Q — 50—100 руб. | | — <50 руб.

80 19,5 20,6 80

12,6 12,5 15,3 15,3

60 40 - 62,1 61,0 60 40 Н 39,6 40,4

20 20 Г 11,0 10,5

| 10,4 9,9 I 1 '

0 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г.

Key words:pharmaceutical market, retail segment, sales value, sales structure

According to IMS Health report, the total sales volume of medicines in the retail segment increased 3.4% in natural terms against the same period in 2009 and reached 3.5 billion packs. In money terms the market increased by 6.1% and reached 307.3 billion rubles at final consumption price. Average price per pack grew 2.6% and equaled 87.9 rubles at retail price. Julia UVAROVA, Remedium. The retail pharmaceutical market. 9 months of 2010.

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕС. 2010 Г.

РШЩЦЦМ 35

рисунок з Структура препаратов аптечного

рынка РФ по статусу отпуска из аптек

В натуральном выражении

В стоим. выражении

67,5

9 мес. 9 мес. 2009 г. 2010 г.

46,6

53,4

9 мес. 9 мес. 2009 г. 2010 г.

□ - ОТС □ — Rx

рисунок 4 Структура продаж аптечного рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 9 мес. 2010 г.

Доля в упаковках Доля в рублях

9 — 3,4%

9 — 4,2%

1 — 19,3%

1 — Центр (без учета Москвы) 6 — С-Запад (без учета

2 — Приволжье г. С.-Петербурга)

3 — Москва 7 — Урал

4 — Сибирь 8 — Д.Восток

5 — Юг 9 — г. С.-Петербург

таблица 1 Ведущие корпорации аптечного рынка ЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.

Корпорация Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Упак. Руб.

Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 2,6 2,4 6,4 6,1 11,9 18,7

Sanofi-aventis 2,2 2,1 5,3 5,8 18,4 35,3

«Фармстандарт» 11,3 11,4 4,9 5,0 25,3 27,7

Servier/Egis 1,3 1,2 4,4 4,2 21,6 19,6

Berlin-Chemie/Menarini Group 1,9 2,0 3,7 4,0 27,9 35,5

Bayer Health 1,2 1,0 4,0 3,7 10,0 16,4

Nycomed 1,3 1,3 3,2 3,4 28,4 33,6

Gedeon Richter 1,4 1,5 3,2 3,2 32,3 24,2

Teva 1,1 1,0 2,3 2,2 18,9 20,2

KRKA 1,1 1,2 2,1 2,1 32,4 28,2

Итого 25,4 25,2 39,5 39,8

таблицаВедущие торговые наименования аптечного рынка ЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Упак. Руб.

Арбидол 0,5 0,6 1,2 1,3 18,6 14,8

Эссенциале Н 0,2 0,2 0,8 1,1 9,0 35,4

Виагра 0,1 0,1 0,7 0,8 -5,2 12,3

Актовегин 0,1 0,1 0,8 0,8 5,7 6,5

Линекс 0,2 0,2 0,7 0,7 -4,4 -3,6

Конкор 0,1 0,2 0,5 0,6 20,0 21,1

Оциллококцинум 0,2 0,2 0,6 0,6 6,1 -6,0

Мезим форте 0,5 0,5 0,5 0,6 2,4 1,5

Но-шпа 0,4 0,4 0,5 0,5 4,7 8,3

Анаферон 0,4 0,3 0,6 0,5 -3,5 -5,9

Итого 2,7 2,8 6,8 7,5

36 ршщццм

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

препаратов увеличилась на +0,7 п.п. относительно прошлого года и составила 7,5% в денежном выражении. В упаковках доля ведущих препаратов составила всего 2,8% аптечного сегмента.

В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3) лидируют анальгетики (N02). В целом все группы препаратов показали положительный прирост продаж, за исключением групп R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] (-3,2% в

упаковках) и G03 [Половые гормоны] (-0,2% в денежном выражении). Суммарная доля ведущих АТС-групп сократилась как в натуральном, так и в стоимостном выражении, составив 45,0 и 35,3% аптечного рынка соответственно.

таблица з Ведущие АТС-группы 2-го уровня аптечного рынка ЛС РФ с ведущими торговыми наименованиями в группе по итогам 9 месяцев 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г.

N02 [Анальгетики] 14,0 13,6 5,0 5,1 0,4 8,8

ТераФлю от гриппа и простуды 1,3 1,3 9,2 9,3 -1,7 10,0

Пенталгин Н 3,1 3,6 8,5 8,7 18,5 11,5

Нурофен плюс 1,0 1,3 4,6 6,4 32,9 53,3

M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 2,7 3,0 3,9 4,3 14,0 15,1

Мовалис 3,0 3,2 12,1 11,8 21,8 11,5

Найз 11,1 11,7 8,6 9,5 20,2 27,1

Терафлекс 1,1 1,1 6,2 6,7 20,8 23,8

J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 4,5 4,5 4,2 4,2 3,6 6,2

Сумамед 1,8 1,8 9,6 8,8 6,3 -2,4

Амоксиклав 1,8 1,9 7,7 7,5 7,7 3,9

Флемоксин солютаб 2,2 2,2 5,8 6,5 4,2 18,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 2,4 2,5 3,5 3,5 8,0 5,5

Диротон 7,8 7,5 13,5 12,3 3,5 -4,1

Престариум А 2,5 2,6 10,7 10,0 8,7 -1,4

Энап 12,1 10,8 9,8 8,4 -3,3 -9,6

R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 4,7 4,4 3,3 3,4 -3,2 8,8

Лазолван 3,0 3,0 11,8 11,3 -2,6 3,8

АЦЦ 3,4 3,8 9,0 8,5 7,1 3,0

Терпинкод 2,0 2,0 7,1 6,4 -1,3 -0,6

A11 [Витамины] 4,9 4,6 3,6 3,3 10,9 8,6

Магне B6 1,7 1,6 8,8 9,7 -7,9 7,0

Мильгамма 1,9 2,4 9,2 8,9 20,9 -11,4

Компливит 3,3 3,3 5,8 6,0 0,2 -0,4

G03 [Половые гормоны] 0,6 0,5 3,3 3,1 0,9 -0,2

Дюфастон 11,1 12,6 11,2 13,0 14,2 16,0

Ярина 7,2 6,1 13,6 11,9 -14,4 -12,6

Жанин 3,6 3,2 6,1 5,8 -10,0 -5,6

R01 [Назальные препараты] 4,9 5,2 3,0 3,0 10,5 6,2

Називин 4,5 5,0 7,8 9,7 21,0 33,0

Аква Марис 2,8 3,0 8,5 9,0 17,0 12,0

Тизин ксило 1,8 4,0 4,0 7,5 150,1 97,3

A07 [Противодиарейные препараты] 5,0 5,1 2,7 2,7 5,8 8,1

Линекс 4,3 4,0 25,2 23,8 -1,1 2,3

Смекта 1,3 1,6 6,8 7,4 25,2 16,4

Уголь активированный 56,8 59,8 7,6 7,2 11,3 3,5

N06 [Психоаналептики] 1,6 1,6 2,8 2,7 3,9 1,3

Церебролизин 2,1 2,0 12,6 12,9 -3,7 3,2

Кавинтон 7,1 6,2 9,9 8,1 -10,5 -16,9

Кортексин 1,0 1,2 6,8 7,9 27,0 17,6

Итого 45,2 45,0 35,4 35,3 /Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.