Научная статья на тему 'Госпитальный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2010 г. '

Госпитальный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2010 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК / АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / HOSPITAL PURCHASES MARKET / PHARMACEUTICAL RETAIL MARKET / SALES VOLUME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Юлия

Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в госпитальном сегменте РФ (рис. 1) в натуральном выражении сократился на -2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 366,9 млн. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок сократился на -0,3% и достиг 39,3 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 107,2 руб. в оптовых ценах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN HOSPITAL MARKET. 9 MONTHS OF 20101

According to IMS Health, over the 9 months of 2010 the volume of drug purchases in the hospital segment (diagram 1) decreased by 2.1% in natural terms against the same period last year and reached 366.9 million packs.

Текст научной работы на тему «Госпитальный рынок РФ по итогам 9 месяцев 2010 г. »

48 t^f; ршщццм

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Госпитальный рынок РФ

ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г,

Согласно данным IMS Health, по итогам 9 месяцев 2010 г. объем реализации лекарственных препаратов в госпитальном сегменте РФ (рис. 1) в натуральном выражении сократился на -2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 366,9 млн. упаковок. В денежном выражении аптечный рынок сократился на -0,3% и достиг 39,3 млрд. руб. в оптовых ценах. Средняя стоимость упаковки составила 107,2 руб. в оптовых ценах.

Ключевые слова: госпитальный рынок, аптечный рынок, объем продаж

В структуре ценовых сегментов (рис. 2) наибольшая доля продаж в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента «>500 руб.», которая осталась почти без изменений по сравнению с прошлым годом. При этом в натуральном выражении львиную долю продаж составляют препараты с ценой «< 50 руб.» за упаковку.

В структуре продаж по федеральным округам (рис. 3) по итогам 9 месяцев 2010 г. лидируют Москва и Приволжье, меньше всего продаж приходится на С.-Петербург и Дальний Восток.

Десятка ведущих производителей фармацевтического рынка в госпитальном сегменте в денежном выражении представлена зарубежными компаниями. Лидером среди них является компания Sanofi-aventis (табл. 1). Наибольший прирост в денежном выражении был характерен для компании Pfizer (+31,3%). В натуральном выражении наибольший прирост продемонстрировала компания AstraZeneca. Суммарная доля десятки лидеров сократилась на -0,6 п.п. в упаковках, в денежном выражении она осталась без изменений. Наиболее продаваемым препаратом на территории РФ в госпитальном

Key words: hospital purchases market, pharmaceutical retail market, sales volume

According to IMS Health, over the 9 months of 2010 the volume of drug purchases in the hospital segment (diagram 1) decreased by 2.1% in natural terms against the same period last year and reached 366.9 million packs. Yulia UVAROVA, Remedium. THE RUSSIAN HOSPITAL MARKET. 9 MONTHS OF 2010.

сегменте по итогам 9 месяцев 2010 г (табл. 2) является Хлорид натрия, как в натуральном, так и стоимостном выражении (с долей рынка 17,1 и 3,9% соответственно). Наибольший рост продаж наблюдался у препарата Цефотаксим относительно прошлого года (+34,5% в натуральном и 21,8% в денежном выражении). Суммарная доля десятки ведущих препаратов составила 29,6% в упаковках, увеличившись на +3,4 п.п. относительно прошлого года. В стоимостном выражении суммарная доля достигла 15,2% (рост составил +0,6 п.п.

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.

РШЩЦЦМ 49

рисунок 2 Структура ценовых сегментов госпитального рынка РФ

100

80

60

40

20

В натуральном выражении

1,6 2,5

1.7

2.8

15,6 16,4

13,6 13,5

- 66,6 65,5

- 1 1

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г.

80

40

В стоимостном выражении

- -

- 11,4 12,0

- 30,6 30,9

11,6 11,2

10,7 1 1 10,3

| | — >500 руб. Q — 300—500 руб. Q — 100—300 руб. | | — 50—100 руб. | | — <50 руб.

9 мес. 2009 г.

9 мес. 2010 г.

таблица 1 Ведущие корпорации госпитального рынка ЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.

Доля продаж в натуральном Доля продаж в стоимостном Прирост,

Корпорация выражении, упаковки, % выражении, руб., % 2010/2009, %

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Упак. Руб.

Sanofi-aventis 1,3 1,0 6,6 6,4 -22,8 0,8

Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 1,2 1,0 4,7 4,8 -15,7 5,5

Nycomed 0,6 0,6 3,7 4,2 5,2 16,6

AstraZeneca 0,2 0,2 4,1 4,0 11,8 1,4

Merck Sharp&Dohme 0,2 0,2 3,2 3,4 -9,9 9,8

Gedeon Richter 1,3 1,1 2,9 2,4 -14,6 -14,3

F.Hoffmann-La Roche 0,1 0,1 2,8 2,4 -11,3 -12,5

Bayer Healthcare 0,1 0,1 2,0 2,1 -9,4 12,2

Pfizer 0,3 0,3 1,6 2,0 4,7 31,3

GlaxoSmithKline 0,2 0,3 2,1 2,0 5,5 0,3

Итого 5,5 4,9 33,7 33,7

таблица 2 Ведущие торговые наименования госпитального рынка ЛС РФ по итогам 9 месяцев 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. Упак. Руб.

Хлорид натрия 15,1 17,1 3,7 3,9 10,2 6,3

Меронем 0,0 0,0 2,0 1,7 4,7 -15,3

Клексан 0,1 0,1 1,5 1,7 -12,2 7,9

Глюкоза 6,2 6,1 1,5 1,5 -2,8 -1,8

Тиенам 0,1 0,1 1,2 1,3 -3,1 10,6

Актовегин 0,3 0,2 1,4 1,3 -11,0 -10,6

Гепарин 0,3 0,3 0,9 1,1 -3,5 19,3

Цефотаксим 4,1 5,7 0,8 1,0 34,5 21,8

Таваник 0,1 0,1 0,8 0,9 0,1 8,8

Актилизе 0,0 0,0 0,7 0,9 28,3 21,2

Итого 26,2 29,6 14,6 15,2

50 ИМЙПШМ

МАРКЕТИНГ и МЕНЕДЖМЕНТ. АНАЛИТИКА

таблица з Ведущие АТС-группы 2-го уровня госпитального рынка ЛС РФ с ведущими

торговыми наименованиями в группе по итогам 9 месяцев 2010 г.

Торговое наименование Доля продаж в натуральном выражении, упаковки, % Доля продаж в стоимостном выражении, руб., % Прирост, 2010/2009, %

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2010 г.

¿101 [Антибактериальные

препараты для системного 33,4 31,9 20,8 20,5 -6,3 -1,8

использования]

Меронем 0,0 0,0 9,7 8,4 4,7 -15,3

Тиенам 0,2 0,2 5,7 6,4 -3,1 10,6

Цефотаксим 12,4 17,7 3,8 4,7 34,5 21,8

В05 [Плазмозамещающие и перфузионные растворы] 25,9 28,0 10,3 10,8 5,7 4,1

Хлорид натрия 58,3 60,8 35,4 36,2 10,3 6,5

Глюкоза 23,7 21,8 14,4 13,6 -2,8 -1,8

Альбумин 0,1 0,1 7,7 6,7 11,4 -10,2

101 [Противоопухолевые препараты] 0,7 0,7 7,8 7,0 -2,5 -10,9

Таксотер 0,5 0,4 9,8 8,7 -24,4 -20,7

Элоксатин 0,2 0,3 2,5 5,1 36,3 84,1

Оксатера 0,2 0,4 2,7 5,0 90,8 61,3

В01 [Антикоагулянты] 0,7 0,7 5,2 5,7 -5,9 9,3

Клексан 15,1 14,1 29,8 29,4 -12,2 7,9

Гепарин 40,1 42,1 17,6 19,6 -1,3 21,9

Актилизе 0,4 0,6 13,5 14,9 28,3 21,2

N01 [Анестетики] 2,3 2,4 3,4 3,2 2,6 -5,0

Севоран 0,3 0,3 23,3 20,4 -15,6 -16,9

Диприван 1,2 1,1 13,2 12,1 -5,4 -13,2

Наропин 1,3 1,1 13,4 11,5 -10,4 -18,1

N05 [Психотропные препараты] 2,0 1,7 3,3 3,0 -17,1 -9,5

Аминазин 22,7 25,0 6,7 6,8 -8,4 -8,3

Сероквель 0,3 0,3 8,5 6,5 -22,5 -30,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сердолект 0,2 0,2 5,7 5,8 -18,6 -7,2

V08 [Контрастные вещества] 0,1 0,1 2,3 2,7 13,5 15,1

Ультравист 7,3 6,3 28,1 22,4 -3,1 -8,1

Омнипак 20,2 11,0 23,6 21,0 -38,4 2,4

Оптирей 5,9 8,7 9,7 15,8 67,6 87,3

В02 [Гемостатики] 0,8 0,8 2,6 2,5 2,1 -3,9

Гордокс 1,4 1,3 19,7 18,8 -5,6 -7,9

Новосевен 0,1 0,1 13,0 12,6 4,9 -6,6

Контрикал 6,4 3,6 14,7 9,5 -42,6 -38,2

¿07 [Вакцины] 0,6 1,8 1,3 2,5 209,8 85,9

Имовакс 5,3 10,3 7,2 21,5 501,6 452,9

Вакцина Гриппол 5,8 27,9 2,1 13,5 1389,5 1101,3

Регевак В 13,0 24,7 3,8 11,0 489,2 436,8

103 [Иммуностимуляторы] 0,1 0,2 1,4 2,3 3,8 54,8

Пегинтрон 0,5 3,1 6,8 19,7 492,2 351,1

Лейкостим 1,3 3,9 15,1 15,9 197,9 63,4

Пегасис 0,3 2,0 4,5 13,4 563,1 359,3

Итого 66,6 68,3 58,5 60,1

ГОСПИТАЛЬНЫЙ РЫНОК РФ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2010 Г.

РШШииМ 51

рисунок з Структура продаж госпитального рынка ЛС РФ по федеральным округам (в натуральном и стоимостном выражении) по итогам 9 месяцев 2010 г.

Доля в упаковках

8 9

1 — Москва, 13,2%

2 — Приволжье, 23,6%

3 — Юг, 18,5%

4 — Сибирь, 15,3%

5 — Центр (без учета Москвы), 9,4%

6 — Урал, 6,5%

7 — С.-Петербург, 4,6%

8 — С.-Запад (без учета

С.-Петербурга), 5,2%

9 — Д.Восток, 3,7%

Доля в рублях 8 9

1 — Москва, 24,1%

2 — Приволжье, 21,2%

3 — Юг, 11,2%

4 — Сибирь, 11,1%

5 — Центр (без учета Москвы), 9,8

6 — Урал, 8,6%

7 — С.-Петербург, 5,8%

8 — С.-Запад (без учета

С.-Петербурга), 5,1%

9 — Д.Восток, 3,0%

относительно прошлого года). В рейтинге ведущих АТС-групп (табл. 3) лидируют препараты группы J01 [Антибактериальные препараты для системного использования], однако их продажи сократились в натуральном и стоимостном выражении по сравнению с прошлым годом.

Также сократились продажи таких групп, как L01 [Противоопухолевые препараты], N05 [Психотропные препараты].

Значительное увеличение продаж наблюдалось у групп препаратов J07 [Вакцины], V08 [Контрастные вещества].

Суммарная доля ведущих групп увеличилась на +1,7 п.п. в натуральном выражении по сравнению с прошлым годом, составив 68,3%. В стоимостном выражении суммарная доля выросла на +1,6 п.п. по сравнению с прошлым годом и составила 60,1% сегмента.

Ill Ежегодный Всероссийский Конгресс по инфекционным болезням

£В 30 марта 2011 года

"остшица 1 -bjvicciii Славяне к на' ■ '-.lie -<n.v ln=i_i;^i. L-эсп:.!. 2|

Dp'iriu; га;и Kdvibeci

- "--г--т—Т--------"7---

|М1ыпнн РойспЛчйс Фичлинп

■ №п1[ипыип(:г1^+Яя н 1цп.1Г1:уй irfiipi м.шгп пвд гчлр?5(пчгчй н0гцгол0гунНАЧПМ|1Ч

- PuELHHEKdP и :иьнн' 11!J.I_I■ ЧJ■ М^ ИНЧ

■ фнтралышй НИН лгнлаилоптнн РэсплпрЕйьадэор]

- -¡ffiHue LtiLiiirt нжЫ^цтнп;!«

■ hi.jfninn.iup .v:rni|/r. .iiF -n.-iir сгпа н ii/rpmiHcnnnii

- HJ^TKit rrpti СНГ

VJhLHh I FjynHui ipgridUb*

ЛЛИЧМГ f+TVlLP lljLlf'UfJHY 'm.Dac: (ОД SC-fiiW;Ш-КАУ; c-mr.il rei^ripir ra

IhaciHE К1НПН4НЙ e ЕЫЕпаип н маунмпн цшгдимис

■lMVWWi ISriW flMWWtfflHtl ЧП. |495| 517-iffii. nanAtK. e-iiH).

Hivshja -JnrfiMMJ [Hrptcci

- CpidH*fdUJ4 Jip-Hpi ilurtlLL' HlHUwiS Риничшн 1|iiriiiEHbi ^ nyiH №

■ l.;riif^MHi*:riniajHi м1Щ)аи«1пагн'9Скрго нщт; n-itiF. Mii-HhjL- ,■ И liipq-ri-ip^h UN

йшитшРФ

- CuipEbKH'blE IbHKflD'HH h-JHPaj.Hh Л HJEH>Tt£H»;i^lH Елзйдопсгй) nir->n, ':ih J :■: i:n:'.-i

■ Счкщрть. у jprsflH"^ лнгщечин н па'в-ип МИЧИИНЙ СЛ'Ю-^уД&ЧЙ flfl]|Kttft«

■ Vanit* Hii=4(i|f':ii . к .■.lrii.iri.uir' н пкшкл

pd30HHUril|HA

- ПДОЮТНЫ UHtUHHCrUtMUJUlTHKIMt, ir^u-HMK и|>:фн.га;-пчн ЭНЧ ннфнигн

■ Нп-рпп ■ llQtiniKTUK ■ HI ]ног,гй|р«М|Н(| wetlfufinmii phiriihlk

- hUEb-E IVHOnU'VH nCfUq-in-MH JII.'JttJHMUlVH

н ;нф:м!нзIIILK ^ПЕЭСЕН вчыгикн и кип:

■ Р^но'иь'чекчии и кЬ в* л A -imHuoiM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.