УДК 339.13:637.12
РЫНОК МОЛОКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Е. В. КАРАЧЕВСКАЯ, Ю. А. ЧЕПЕЛЬНИКОВ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 04.03.2021)
В статье проанализированы ключевые вопросы функционирования молочной отрасли республики. Рассмотрено современное состояние молочной промышленности в Республике Беларусь: приводятся показатели производства, потребления и внешней торговли, определены возможности развития экспорта молочной продукции. Изучена динамика поступления и использования молока и молочных продуктов в Республике Беларусь, отмечается тенденция роста ресурсов, в особенности за счет роста производства и роста экспорта молочной продукции, проведена оценка финансовых показателей 10 крупнейших молококоперерабатывающих предприятий Беларуси за 2018-2019 гг. Выделены наиболее крупные предприятия по переработке молока в 2019 г., которыми являются ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» и ОАО «Бабушкина крынка». С целью оценки ассортиментного потребления молока и молочной продукции проведен маркетинговый опрос 100 потребителей г. Минска. Установлено, что в год каждый житель Минска приобретает порядка 249 кг молочных продуктов, при этом доля цельномолочной продукции в общем объеме потребления составляет почти 58 %. Рассмотрена динамика экспорта молочной продукции в разрезе производимого ассортимента: молоко и сливки несгущенные, молоко и сливки сгущенные и сухие, молочная сыворотка, масло сливочное, сыры и творог. Сформированы выводы и предложения по перспективам устойчивого функционирования белорусского рынка молочной продукции, в том числе отмечена важность диверсификации экспорта. Одним из перспективных направлений экспорта являются страны ближнего зарубежья и Азия. Представлен прогноз сбалансированности рынка молока Республики Беларусь на 2021 год.
Ключевые слова: рынок молока, ресурсы, использование, прогноз, экспорт.
The article analyzes the key issues offunctioning of the dairy industry in the republic. The current state of dairy industry in the Republic of Belarus is considered: indicators ofproduction, consumption and foreign trade are given, opportunities for the development of export of dairy products are identified. The dynamics of receipt and use of milk and dairy products in the Republic of Belarus has been studied, a tendency towards an increase in resources is noted, especially due to the growth in production and growth of exports of dairy products, the financial indicators of 10 largest milk processing enterprises in Belarus for 2018-2019 have been assessed. The largest milk processing enterprises in 2019 were highlighted, which are OJSC Savushkin Product, OJSC Slutsk Cheese-Making Plant and OJSC Babushkina Krynka. In order to assess the assortment consumption of milk and dairy products, a marketing survey of 100 consumers in Minsk was carried out. It has been established that every Minsk resident purchases about 249 kg of dairy products per year, while the share of whole milk products in the total consumption is almost 58 %. The dynamics of export of dairy products in the context of the assortment produced is considered: milk and uncondensed cream, milk and cream, condensed and dry, whey, butter, cheese and cottage cheese. Conclusions and proposals were drawn up on the prospects for sustainable functioning of Belarusian dairy market, including the importance of export diversification. One of the promising directions of export is the neighboring countries and Asia. A forecast of the balance of milk market in the Republic of Belarus for 2021 is presented.
Key words: milk market, resources, use, forecast, export.
Введение
Рынок молока в Республике Беларусь характеризуется значительными объемами производства, потребления, а также экспортной ориентацией. Экспортная ориентация предприятий молочной промышленности позволяет рассматривать их как источник валютной выручки, значимой как в масштабах агропромышленного комплекса, так и страны в целом. Дальнейшее увеличение объемов экспорта молочной продукции, укрепление позиций на традиционных рынках сбыта, и их диверсификация обусловливают необходимость изучения текущего состояния и тенденций развития отечественного рынка молока. Вопросы функционирования рынка молока и молочных продуктов, специфика деятельности субъектов рынка, проблемы государственного регулирования освещены в работах В. И. Бельского [1], В. Г. Гусакова [1], И. В. Гусаковой [2], З. М. Ильиной [1] и других ученых. В работах рассматриваются особенности развития молочного скотоводства и деятельности сельхозпроизводителей как основных субъектов рынка. В то же время проблема реализации экспортного потенциала молочной отрасли изучена недостаточно полно, особенно с точки зрения диверсификации рынков сбыта, и требует дальнейшего детального изучения. В процессе проведения исследований использовались методы сравнительного анализа, монографический, абстрактно-логический.
Основная часть
Производство молока и молочных продуктов - одна из важнейших отраслей агропромышленного комплекса Беларуси.
Ресурсы молока и молочных продуктов в Республике Беларусь состоят из собственного производства, импорта и переходящих запасов и используются для внутреннего потребления, экспорта и создания необходимых запасов на будущие периоды (табл. 1.).
Таблица 1. Динамика поступления и использования молока и молочных продуктов в Республике Беларусь, тыс. тонн
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Ресурсы
Запасы на начало года 136,7 317,4 226,4 226,6 333,2 230,0
Производство 6 702,9 7 046,8 7 140,0 7 320,8 7 344,6 7 394,4
Импорт 237,2 142,7 171,5 66,1 61,4 77,4
Итого ресурсов 7 076,8 7 506,9 7 537,9 7 613,5 7 739,2 7 701,8
Использование
Потреблено в республике 3 152,3 3 066,8 3 063,4 3 169,2 3 123,3 3 071,2
личное потребление 2 377,8 2 373,5 2 342,6 2 407,7 2 337,7 2 314,4
Экспорт 3 607,1 4 213,7 4 247,9 4 111,1 4 385,9 4 397,4
Запасы на конец года 317,4 226,4 226,6 333,2 230,0 233,2
Примечание: Источник [4].
На основании имеющейся статистической информации можно говорить об увеличении объема переходящих запасов и незначительном увеличении производства в исследуемом периоде. Ресурсы молока и молочных продуктов в целом увеличились на 8,8 % и составили 7701,8 тыс. тонн в 2019 году, что стало возможным благодаря увеличению объемов производства на 10 %.
Потребление молока и молочных продуктов в целом по республике снижается на 2,6 %, однако наблюдается рост экспорта молока и молочных продуктов на 21,9 %, что является благоприятной тенденцией в развитии отрасли.
Исследования показали, что в Беларуси наблюдается соответствующее снижение уровня использования производственных мощностей по производству цельномолочной продукции (в пересчете на молоко). Сокращение использования производственных мощностей приводит к снижению потребления молочных продуктов.
Белорусский молочный рынок характеризуется несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, большинство компаний на белорусском рынке принадлежат государству. Во-вторых, финансирование молочной отрасли активно ведется на протяжении двух десятилетий - с начала 2000-х годов господдержка отрасли составила более 1 миллиарда долларов. В-третьих, произошла консолидация белорусской молочной отрасли - с начала десятилетия более 140 предприятий объединились в 40 крупных холдингов. Сухое молоко и сыры являются основными продуктами для отрасли, а переработка сыворотки доведена до 94 % [2].
В табл. 2 представлена информация о результатах деятельности 10 крупнейших молококоперера-батывающих предприятий Беларуси в 2019 году.
Наиболее крупными предприятиями по переработке молока в 2019 г. являются ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» и ОАО «Бабушкина крынка».
Наибольшая сумма прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг получена ОАО «Са-вушкин продукт» - 126,3 млн руб., ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» - 80,95 млн руб., ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» - 52,97 млн руб.
Наиболее рентабельно реализовывалась продукция ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» - рентабельность продукции составила 17,92 %, ОАО «Молочный мир» - 17,19 %, ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» - 16,13 %, ОАО «Беллакт» (г. Волковысск) -13,64 %, ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
Анализ динамики потребления молока на внутреннем рынке, показал, что спрос на этот вид продукции имеет долгосрочную тенденцию к снижению. С 2015 года потребление молока и молочных продуктов немного снизилось. При этом внутреннее потребление молока на душу населения значительно ниже рекомендуемой нормы, в 2019 году эта разница достигла 157 кг и потребление составило 246 кг. С целью увеличения спроса на молочную продукцию следует в принять меры по стимулированию потребления молока и молочных продуктов на внутреннем рынке.
Для изучения поведения потребителей, определения восприятия и предпочтения в отношении молочных продуктов, а также сравнения этих предпочтений с предложениями торговых точек, среди потребителей молочных продуктов было проведено fase-to-fase исследование (стандартизированное интервью). В ходе маркетингового исследования были опрошены 100 жителей г. Минска - потребителей молочной продукции. Опрос респондентов проходил в личной беседе, в отсутствие посторонних, не участвующих в опросе. Ответы респондентов записывал профессиональный интервьюер. Размер выборки составил 100 человек.
Таблица 2. Финансовые показатели 10 крупнейших молококоперерабатывающих предприятий Беларуси в 2018-2019 гг.
Наименование предприятий Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. Рентабельность от реализации продукции, % Рентабельность по конечному финансовому результату, %
2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019т 2018т 2019 г. 2018т 2019т 2018т 2019 г.
ОАО «Са-
вушкин про- 1003959 1338827 917474 1212530 55597 22088 86 485 126 297 9,43 10,42 6,06 1,82
дукт»
ОАО «Слуц-
кии сыродельный ком- 552734 691696 536846 610745 -3487 49675 15888 80951 2,96 13,25 -0,65 8,13
бинат»
ОАО «Бабушкина крынка» 458248 503681 461080 465873 -18766 3322 -2832 37808 -0,61 8,12 -4,07 0,71
ОАО «Мин-
ский молочный завод 376134 455897 359878 439063 8477 9063 16256 16834 4,52 3,83 2,36 2,06
№1»
ОАО «Лид-
ский молоч-
но- 253572 381285 240379 328318 -5869 24014 13193 52967 5,49 16,13 -2,44 7,31
консервный комбинат»
ОАО «Рога-
чевский мо-
лочно- 312710 347794 277234 294944 908 7618 35476 52850 12,80 17,92 0,33 2,58
консервный комбинат»
ОАО «Милка-вита» 290 831 321 262 277199 286767 -875 17867 13632 34495 4,92 12,03 -0,32 6,23
ОАО «Молочный мир» 268210 314019 238278 267953 21872 35078 29932 46066 12,56 17,19 9,18 13,09
ОАО «Бел-
лакт» (г. Вол- 261303 295658 242825 260163 8496 22173 18478 35495 7,61 13,64 3,50 8,52
ковысск)
ОАО «Здра-вушка-милк» 192170 211666 175646 187680 -1 740 1 693 16524 23986 9,41 12,78 -0,99 0,90
Примечание: Источник: Собственная разработка на основе [3].
Большинство респондентов - 71 % - составляли женщины. Что касается возрастных групп, то наиболее активными потребителями данного продукта оказались горожане в возрасте от 20 до 30 лет - эта категория составила 53 % от всех опрошенных, и покупатели в возрасте от 41 до 50 лет - 32 % респондентов. При этом средний возраст потребителей молочной продукции составил 33,8 года. Среднемесячный доход респондентов на одного члена семьи составил 652,0 руб.
Результаты исследования представляют собой развернутую картину рынка молочной продукции г. Минска.
В год каждый житель Минска приобретает около 249 кг молочных продуктов, при этом доля цельно-молочной продукции в общем объеме потребления составляет почти 58 % (рис. 1).
Большинство минчан - 74 % опрошенных - покупают молоко не реже одного раза в неделю, при этом 33 % покупают молоко 2-3 раза в неделю, 11 % - ежедневно, 30 % - раз в неделю. Средняя частота покупок - один раз в 6-7 дней.
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко)
Нежирная молочная продукция в пересчете на обезжиренное молоко Молоко и сливки сухие
Творог и творожные изделия
Сыры, кроме плавленых
Масло сливочное
Сыворотка
■ Мороженое
Рис. 1. Структура потребления молочной продукции в среднем на 1 жителя г. Минска в месяц, г
По результатам опроса потребителей при выборе продукции они, прежде всего, руководствуются следующими критериями:
1 место - вкусовые свойства и качество продукции.
2 место - цена.
3 место - известность торговой марки.
4 место - совет друзей, совет продавца.
Места совершения покупки: 47 % респондентов приобретают молочную продукцию в супермаркетах и магазинах самообслуживания; 38 % респондентов приобретают продукцию в специализированных магазинах и киосках от молококомбинатов; остальные 15 % респондентов -приобретают продукцию в зависимости от случая в обычных продовольственных магазинах, на рынках и т.д.
Анализ динамики производства и сбыта молочной продукции показал, что экспорт в структуре производства занимает более 60 %. При этом согласно отчетам IDF (International Dairy Federation), Беларусь занимает пятое место в мире (5,5 % мирового экспорта) в списке ведущих мировых экспортеров молочных продуктов (без учета торговли между странами ЕС) в сегменте твердых сыров (5,5 % мирового экспорта), по сухому обезжиренному молоку - пятая позиция (3,2 %), а по сухому цельному молоку - шестая (1,2 %) [1, 5].
Оценка структуры экспорта за 2014-2019 гг. показала рост экспорта в натуральном выражении по маслу сливочному на 12,5 %, по молоку и сливкам сгущенным и сухим на 1,6 %, по сыру и творогу на 46,4 %, а по остальным видам продукции отмечается сокращение. На 33,3 % снизился экспорт по молоку и сливкам несгущенным (рис.2).
1200
Сыры и творог
Масло сливочное
Молочная сыворотка
Молоко и сливки сгущенные и сухие
Молоко и сливки несгущенные
2014 2015
2016 2017 Годы
2018 2019
Рис. 2. Данные по объемам отгрузки продукции на экспорт в динамике, тыс. т
Примечание: составлено автором по данным источника [4].
Одна из актуальных задач, стоящих перед белорусскими производителями молочной продукции, -изменение существующей структуры экспорта. Несмотря на все очевидные преимущества российского рынка (его высокая емкость, конкурентоспособность белорусской продукции на нем по соотношению цены и качества, логистический фактор), ориентация поставок молочной продукции на один рынок сбыта весьма уязвима.
Белорусские производители периодически становятся заложниками молочных конфликтов с Россией. Российские молочники регулярно выступают с требованиями приостановки импорта белорус-
ской молочной продукции с целью стабилизации цен на российском рынке и прекращения демпинга со стороны белорусских поставщиков [6]. Поэтому белорусским производителям необходимо диверсифицировать экспортные поставки, чтобы не зависеть от одного рынка сбыта.
У белорусских производителей молочной продукции есть перспективы выхода на новые рынки сбыта. Планируется изменение структуры баланса в распределении рыночных долей в сторону соседних стран и Азии.
В Азии может быть спрос на белорусскую сыворотку, казеин и другие товары глубокой переработки, цены на которые менее подвержены колебаниям. Небольшие объемы белорусской молочной сыворотки уже поставляется в Катар, Китай, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Пакистан и Сирию.
Несколько белорусских предприятий реализуют молочную продукцию на рынок Евросоюза: ОАО «Верхнедвинский маслосыродельный завод», СП «Санта Бремор» (мороженое), ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и ОАО «Савушкин продукт».
Допуск белорусских молочных компаний на рынок ЕС не только диверсифицирует продажи, но и в некоторой степени снизит остроту вопросов, связанных с конкуренцией на российском рынке молочных продуктов [6].
Важнейшим направлением развития отрасли должно стать расширение емкости отечественного молочного рынка за счет увеличения ассортимента, повышения экономической доступности, реализации программ по обеспечению здорового питания населения («школьное молоко», «функциональное питание») и брендирование товаров.
При производстве молочного сырья на уровне 7,9 млн. тонн в 2021 г. и приоритетном удовлетворении рационального внутреннего спроса потенциал экспорта в 2021 г. составит 4,7 тыс. тонн (табл. 3).
Таблица 3. Прогноз развития рынка молока Республики Беларусь, тыс. тонн
Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. Прогноз
2020 г. 2021 г.
Спрос - всего 7 280,30 7 509,20 7 468,60 7 693,09 7 861,21
в т.ч. внутренний рынок 3 169,20 3 123,30 3 071,20 3108,65 3133,62
Экспорт 4 111,10 4 385,90 4 397,40 4 584,43 4 727,58
Предложение - всего 7 386,90 7 406,00 7 471,80 7 496,97 7 528,67
в т.ч. производство 7 320,80 7 344,60 7 394,40 7 426,87 7 463,67
Импорт 66,1 61,4 77,4 70,1 65
Производство на душу населения, кг/год 771 775 785 786 790
Потребление на душу населения, кг/год 253 246 246 249 251
Заключение
Таким образом, рынку молока свойственна определенная цикличность: периоды спада и подъема длятся в среднем по три года. Важными факторами, оказывающими влияние на рынок в будущем, станут изменение климата и политическая ситуация в мире. Большая часть молочной продукции реализуется за пределы Республики Беларусь. Однако сложившаяся структура экспорта делает отрасль весьма уязвимой в свете непрекращающихся торговых стычек между Россией и Беларусью. У белорусских производителей молочной продукции имеются перспективы выхода на новые рынки сбыта. Изменение структуры баланса в распределении долей рынка планируется в сторону стран ближнего зарубежья и в Азию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития рынка молока / В. Г. Гусаков, З. М. Ильина, В. И. Бельский // Пищевая промышленность: наука и технологии. - 2010. - № 3(9). - С. 3-9.
2. Гу сакова, И. В. Рынок молока: современное состояние и перспективы развития / И. В. Гусакова // Белорус. гос. с.-х. акад. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2015 - № 1(20). - С. 38-49.
3. Единый портал финансового рынка [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: https://portal.gov.by/PortalGovBy/faces/epfr?_adf.ctrl-state=18o870im4k_4&_afrLoop=4762377988424532 - Дата доступа: 01.03.2021.
4. Интерактивная информационно-аналитическая система распространения официальной статистической информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dataportal.belstat.gov.by/- Дата доступа: 19.09.2020.
5. Молочная отрасль, 2020 // [Электронный ресурс]. - 2020. -Режим доступа: http uniter.by>upload/Dairy_industry.pdf. -Дата доступа: 11.03.2021.
6. Пути повышения экономической эффективности молочной отрасли [Электронный ресурс]. - 2020. - Режим доступа: http://kazorta.org/puti-povysheniya-ekonomicheskoj-effektivnosti-molochnoj-otrasli/. - Дата доступа: 16.02.2021.