Научная статья на тему 'Рынок молока Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития'

Рынок молока Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2919
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Ю.В.

В статье проанализированы ключевые вопросы функционирования молочной отрасли. Рассмотрено современное состояние рынка молока в Республике Беларусь: приводятся показатели производства, потребления и внешней торговли, определены возможности развития экспорта молочной продукции. Сформированы выводы и предложения по перспективам устойчивого функционирования белорусского рынка молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dairy market in the Republic of Belarus: present state and prospects of development

The article analyzes the key issues of functioning of dairy industry. We have examined the current state of milk market in the Republic of Belarus. We have shown indicators of production, consumption and foreign trade, determined opportunities of development of dairy produce export. We have made conclusions and proposals on the prospects of sustainable functioning of the Belarusian market of dairy products.

Текст научной работы на тему «Рынок молока Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития»

УДК 339.13:637.1/3

РЫНОК МОЛОКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ю. В. СМИРНОВА, старший преподаватель УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

DAIRY MARKET IN THE REPUBLIC OF BELARUS: PRESENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

IU. V. SMIRNOVA, Senior Lecturer Belarusian State Agricultural Academy

В статье проанализированы ключевые вопросы функционирования молочной отрасли. Рассмотрено современное состояние рынка молока в Республике Беларусь: приводятся показатели производства, потребления и внешней торговли, определены возможности развития экспорта молочной продукции. Сформированы выводы и предложения по перспективам устойчивого функционирования белорусского рынка молочной продукции.

The article analyzes the key issues of functioning of dairy industry. We have examined the current state of milk market in the Republic of Belarus. We have shown indicators of production, consumption and foreign trade, determined opportunities of development of dairy produce export. We have made conclusions and proposals on the prospects of sustainable functioning of the Belarusian market of dairy products.

Введение. Производство молока и молочных продуктов представляет собой одну из важнейших отраслей агропромышленного комплекса Беларуси.

Анализ источников. Ряд вопросов, связанных с исследованием рынка молока Республики Беларусь нашли отражение в трудах отечественных ученых: В. Г. Гусакова, З. М. Ильиной, В. И. Бельского, А. В. Мелещени и др. [1-8].

Методы исследования. В качестве методов исследования использовались следующие: статистический, аналитический, монографический.

Основная часть. Белорусская молочная отрасль - визитная карточка пищевой промышленности республики, специализируется на выпуске молока, масла, сыров, мороженого, молочных консервов и других продуктов [1]. Основным импортером белорусской молочной продукции является Российская Федерация. Так, экспорт молочной продукции в Россию составляет более 96 %, при этом на долю белорусских молокопродуктов в рационе питания российских потребителей приходится 10 %.

По данным международной статистической базы Uncomtrade и FAO, в среднем за период 2012-2014 гг. республика по экспорту молочной продукции занимает 8-е место в мировом рейтинге, а его объемы составляют не более 3 % от мировой торговли. Согласно аналитическим отчетам IDF (Международная молочная Федерация), в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов (без учета торговли между странами ЕС) Беларусь занимает 5-ю позицию в мире в сегменте твердых и полутвердых сыров (6 % мирового экспорта). По сухому обезжиренному молоку республика на 5-й позиции (4 %), по сухому цельному молоку - на 7-й. В структуре глобальной торговли объем экспорта масла из Республики Беларусь стабильно растет. Страна вошла в тройку лидеров и занимает 8 % от общемирового объема экспорта масла, опередив США (7 %) и Австралию (7 %). В этом сегменте Беларусь уступает только Новой Зеландии (49 %) и ЕС (19 %) [8].

Рынок молока в Республике Беларусь характеризуется значительными объемами производства, потребления, а также экспортной направленностью.

Для жителей Беларуси и стран СНГ потребление молока и молочных продуктов всегда было и остается приоритетным. Большой спрос на них объясняется не только высокими питательными качествами, но и тем, что производство молочных продуктов значительно дешевле, чем других видов продовольствия животного происхождения.

Научно обоснованная норма потребления молока и молоко-продуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них

цельного молока - 120 кг; обезжиренного - 6,8; творога - 8; сыра и брынзы - 6,6; сметаны - 5,8; сливочного масла - 6 кг [2].

Средний уровень потребления молокопродуктов на душу населения в стране в 2015 г. составил 285 кг/год, что в несколько раз превышает потребление молокопродуктов в мире (среднее ежегодное потребление молока на душу населения в мире составляет примерно 109 кг.)

Согласно опросам, самым популярным продуктом среди белорусских потребителей является молоко (95,3 %), на втором месте - кефир (66,2 %). Наименьшей популярностью пользуются молочные десерты - 3,9 % (рисунок).

Рис. Предпочтения потребителей молочной продукции Беларуси, % от общего числа потребителей Примечание. Источник [3].

В Республике Беларусь насчитывается около 40 организаций, занимающихся переработкой молока. Для отрасли характерна тенденция консолидации предприятий молочной промышленности: контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупным и эффективно работающим. Ассортимент продукции, выпускаемой предприятиями молочной промышленности, включает в себя более тысячи наименований и ежегодно обновляется на десять процентов. Следует отметить, что конкурентоспособность молочной продукции значительно возросла благодаря внедрению совре-

менных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя, а также благодаря брендиро-ванию.

Беларусь (вместе с Казахстаном и Россией) входит в Единое Экономическое Пространство - рынок, формирующийся с 1 января 2012 г. Он выходит на мировой молочный рынок в сложных условиях, где уже действуют крупные молочные компании, корпорации, завоевавшие достаточно устойчивое положение и накопившие определенные достижения в производстве конкурентоспособной продукции.

Так, в Европе в 2010 г. французский производитель Lactalis приобрел две крупные компании в Испании - Forlasa, лидера по производству сыра с ежегодным товарооборотом, превышающим 200 млн долл., и дочернюю компанию Ebro Puleva - одну из лидеров в стране по производству жидких молочных продуктов с товарооборотом свыше 600 млн долл. Французская компания Danone и российская Unimilk приняли решение о слиянии (контрольный пакет акций - 57,7 % - принадлежит Danone).

За пределами Европы перспективы преобразования также велики. Так, пять бразильских молочных компаний (Itambe, Cen-troleite, Confepar, Cemil и Minas Leite) объявили о своих планах по слиянию. Это может привести к образованию крупнейшей корпорации в Латинской Америке.

В связи с обострением необходимости диверсификации экспорта и поддержания конкурентоспособности на внешних рынках в Беларуси, учитывая ограничение государства на продажу молочных предприятий иностранным инвесторам, продолжается процесс консолидации внутри отрасли. Данный процесс рассматривается как один из наиболее вероятных в краткосрочном периоде. Несомненно, интеграция молочной отрасли позволит более эффективно использовать имеющиеся мощности, улучшить качество производимой продукции, нарастить объемы производства, расширить рынки сбыта и увеличить объемы реализации. Но главная выгода, которую планируется извлечь из интеграции активов - это повышение конкурентоспособности

молочной продукции на внешних рынках, наращивание экспорта и увеличение притока валюты в страну. Национальная молочная компания, которую планируется создать в качестве мощной интеграционной структуры в республике, должна с меньшими издержками осуществить выход на другие рынки, которые в настоящее время закрыты для белорусских предприятий. Кроме того, при объединенных бюджетах, логистике, общей маркетинговой политике создавать конкурентоспособные бренды и продвигать их на внешних рынках более эффективно [2].

Таким образом, для того, чтобы удерживать завоеванные позиции на мировом молочном рынке, необходимо следовать общемировым тенденциям, в частности, тенденции к консолидации.

В ближайшее десятилетие, по данным ФАО, средний прирост производства молока оценивается в 1,9 %, что позволит довести объемы производства молока к 2023 г. до 928 млн. тонн, при этом основной рост (78 %) прогнозируется в развивающихся странах.

Спрос на молочные продукты на протяжении следующего десятилетия будет увеличиваться, в том числе на свежее молоко в развивающихся странах и на готовую молочную продукцию в развитых. Вместе с тем общее потребление молочной продукции - в пересчете на молоко - останется намного выше в развитых странах, в основном за счет сыра, которого там потребляется в 10 раз больше, чем в развивающихся странах. Прогнозируется увеличение потребления молочных продуктов на душу населения в развивающихся странах на 1,2-1,9 %, в развитых на 0,2-0,9 % ежегодно.

В перспективе ожидается, что международные цены на молоко и молочные продукты в течение последующих десяти лет будут несколько снижаться (относительно уровня 2013 г.), так как в основных странах-экспортерах молочной продукции производство будет расти на фоне более низких цен на корма, роста поголовья молочного стада и повышения надоев. Прогнозируемый рост производства должен удовлетворить устойчивый спрос, особенно в развивающихся странах. Цены на масло оста-

нутся на прежнем уровне в номинальном исчислении, однако ожидается, что цены на сыр продолжат расти в соответствии с тенденцией последних лет. Номинальные цены в среднесрочной перспективе укрепятся [8].

Основная масса экспорта молочной продукции придется на Австралию, Европейский союз, Новую Зеландию и США. Основными импортерами сухого обезжиренного молока (СОМ) и сухого цельного молока (СЦМ) являются развивающиеся страны. Ожидается, что импорт СЦМ Китаем, взлетевший за последние годы, замедлится на протяжении следующего десятилетия. Среди экспортеров сыра доминируют развитые страны, и это положение сохранится к концу прогнозного периода, хотя развивающиеся страны и сокращают этот разрыв [4, 6, 8].

Важнейшим направлением развития молочной отрасли Республики Беларусь должно стать расширение емкости внутреннего рынка молочной продукции посредством увеличения ассортимента, повышения экономической доступности, реализации программ обеспечения здорового питания населения («школьное молоко», «функциональное питание»), брэндирова-ния товаров.

При производстве молочного сырья на уровне 7,910,0 млн тонн и приоритетном удовлетворении рационального внутреннего спроса (393 кг молока и молокопродуктов на 1 чел. в год) потенциал экспорта в 2020 г. составит 5300 тыс. тонн, в том числе в Россию - 4400 тыс. тонн (таблица). [5]

Прогноз сбалансированности рынка молока Республики Беларусь, тыс. тонн_

Показатели Год

2010 2013 2014 2015 Прогноз 2020

Спрос - всего 6674 6734 6956 7420 10050

в т.ч. внутренний рынок 3366 3269 3195 3655 3750

экспорт 3308 3465 3761 3765 5300

Предложение - всего 6674 6734 6956 7420 10050

в т.ч. производство 6625 6640 6705 7270 9000

импорт 49 94 251 150 50

Производство на душу населения, кг/год 698 701 708 768 1096

Потребление на душу населения, кг/год 247 280 282 285 298

Источник: [5].

Заключение. 1. Рынок молока Республики Беларусь характеризуется тенденцией устойчивого роста, что подтверждается увеличением объемов производства и экспорта молочной продукции. В тоже время для отрасли характерны негативные тенденции: снижение продуктивности дойного стада, вследствие недостатка и несоответствующего качества кормов; увеличение количества убыточных предприятий; существенная зависимость от внешнего рынка (более 96 % экспорта молочной продукции приходится на Россию).

2. Важнейшими направлениями развития отрасли должны стать расширение емкости внутреннего рынка молочной продукции посредством увеличения ассортимента, повышения экономической доступности, реализации программ обеспечения здорового питания населения, а также диверсификация рынков сбыта. В качестве потенциальных рынков правомерно рассматривать Алжир, Венесуэлу, Китай и Вьетнам, где востребованы сухие молочные продукты (СОМ, СЦМ, сухая сыворотка).

3. В качестве приоритетных мер повышения конкурентоспособности молочной отрасли определены: снижение ресурсоем-кости отечественного производства, адаптация мониторинга и системы оценки качества молочного сырья к международным стандартам, развитие торговой инфраструктуры, повышение эффективности использования маркетинговых инструментов в деятельности предприятий по производству, переработке и реализации молока и молочной продукции [1, 3, 7].

Список литературы

1. Гусаков, В. Г. Стратегия устойчивого развития рынка молока / В. Г. Гусаков, З. М. Ильина, В. И. Бельский // Пищевая промышленность: наука и технологии. - 2010. - № 3(9). - С. 3-9.

2. Кожемякин, А. Интеграция молочных активов: как объединить, чтобы не навредить / А. Кожемякин // Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. - 2009-2016. - Режим доступа: http://www.ekonomika.by/obzor-glavnoy-stranitsi/integratsiya-molochnich-aktivov-kak-obedinit-chtobi-ne-navredit. -Дата доступа: 25.03.2016.

3. Методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма сбалансированности национального продовольственного рынка в условиях развития интеграционных процессов (в рамках

ЕЭП) / З. М. Ильина [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2015. - 47 с.

4. Молочная отрасль. ЗАО «Инвестиционная компания «ЮНИТЕР» [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:http://www.mvestmbelarus.byЛiocs/-21979.pdf. - Дата доступа: 19.10.2016.

5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Годовые данные сельского хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступаб http: // www.belstat.gov.by /homep/ru/indicators/agriculture.php. - Дата доступа: 07.10.2016.

6. OECD-FAO Agricultural Outlook 2014-2023 [Электронный ресурс]. -2016. - Режим доступа: http://www.agri-outlook.org/publication.html. - Дата доступа: 19.10.2016.

7. Развитие экспортоориентированного производства мясной и молочной продукции с учетом мировых тенденций / А. В. Мелещеня [и др.]; под общ. ред. А. В. Мелещеня. - Минск: Институт мясо-молочной промышленности, 2013. - 248 с.

8. Food Outlook BIANNUAL REPORT ON GLOBAL FOOD MARKETS [Электронныйресурс]. - 2016. - Режим доступа: http://www.fao.org/3Za-i4136e.pdf. - Дата доступа: 19.10.2016.

Информация об авторе.

Смирнова Юлия Валерьевна - старший преподаватель кафедры организации производства в АПК учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 7-96-04.

Материал поступил в редакцию 31.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.