Научная статья на тему 'Особенности рынка молочной продукции в Республике Беларусь'

Особенности рынка молочной продукции в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4355
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старченкова Олеся Сергеевна

Молочная промышленность является одной из ведущих социально значимых отраслей пищевой промышленности. Молоко и молочные продукты – важная часть рациона питания населения, в связи с этим в обеспечении продовольственной безопасности Республики Беларусь особое значение имеет рост их производства и потребления. Рынок молочной продукции является важным звеном в обеспечении продовольственной безопасности страны и является одним из приоритетных направлений развития белорусской экономики. В статье проанализирована динамика среднегодового удоя коров и произведено соотношение его с производством молока. Представлено производство молочной продукции за 2010–2014 гг., выявлены основные негативные факторы, влияющие на развитие рынка молочной продукции, а также выделены факторы внешней и внутренней среды, оказывающие существенное влияние на конкурентоспособность молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAIRY PRODUCE MARKET FEATURES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Dairy industry is one of the leading socially significant sectors of food industry. Milk and dairy products are an important part of the national diet. In this regard, their production and consumption is of particular importance for the food security of the Republic of Belarus. The market of dairy products is an important link in ensuring food security of the country and is one of the priority directions of development of the Belarusian economy. The article analyzes the dynamics of the average annual milk yield of cows and shows its relationship with the production of milk. We have presented production of milk products for the 2010-2014 period, established the main negative factors affecting the development of the dairy market, and highlighted factors of external and internal environment, which have a significant impact on the competitiveness of dairy products.

Текст научной работы на тему «Особенности рынка молочной продукции в Республике Беларусь»

УДК: 339.133:637.1/.3(476)

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

О. С. СТАРЧЕНКОВА, магистр экономических наук, аспирант УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

DAIRY PRODUCE MARKET FEATURES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

O. S. STARCHENKOVA, Master of economic sciences, postgraduate at Belarusian state agricultural academy

Молочная промышленность является одной из ведущих социально значимых отраслей пищевой промышленности. Молоко и молочные продукты - важная часть рациона питания населения, в связи с этим в обеспечении продовольственной безопасности Республики Беларусь особое значение имеет рост их производства и потребления. Рынок молочной продукции является важным звеном в обеспечении продовольственной безопасности страны и является одним из приоритетных направлений развития белорусской экономики.

В статье проанализирована динамика среднегодового удоя коров и произведено соотношение его с производством молока. Представлено производство молочной продукции за 2010-2014 гг., выявлены основные негативные факторы, влияющие на развитие рынка молочной продукции, а также выделены факторы внешней и внутренней среды, оказываю-

щие существенное влияние на конкурентоспособность молочной продукции.

Dairy industry is one of the leading socially significant sectors of food industry. Milk and dairy products are an important part of the national diet. In this regard, their production and consumption is of particular importance for the food security of the Republic of Belarus. The market of dairy products is an important link in ensuring food security of the country and is one of the priority directions of development of the Bela-rusian economy. The article analyzes the dynamics of the average annual milk yield of cows and shows its relationship with the production of milk. We have presented production of milk products for the 2010-2014 period, established the main negative factors affecting the development of the dairy market, and highlighted factors of external and internal environment, which have a significant impact on the competitiveness of dairy products.

Введение. Предложение молока и молочных продуктов достигается в результате взаимодействия сельского хозяйства, переработки, сервиса, торговли и общественного питания. Совокупность перечисленных элементов во взаимосвязи с конечными потребителями образует рынок молока и молочных продуктов.

Рынок молока, как и все продуктовые рынки, формируясь в первую очередь на уровне национальных экономик, одновременно является неотъемлемой составляющей мирового рынка продовольствия. В этой связи изучение международных тенденций и определение перспектив развития рынка молока Беларуси обуславливают необходимость проведения исследований процессов, которые характерны для современного этапа развития национальной продовольственной системы.

Основная часть. Существует множество мнений по определению «продовольственный рынок», его структуры, составных элементов, классификации по различным признакам, месте и роли в системе товарных рынков. Разнообразие подходов к выяснению тех или иных сторон этой категории предопределяет и множество ее определений. При установлении сущности рынка продовольствия необходимо учитывать главную его составляющую - социально-экономический аспект, который состоит в том, что рынок продовольствия удовлетворяет важнейшую потребность человечества - потребность в пище.

Как отмечают А. Васютин и А. Алтухов, главная особенность продовольственного рынка заключается в специфике проходящих через него товаров: продуктов питания и сырья для их производства [1].

По мнению А. И. Добрыниной и Л. С. Тарасевич, рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления [4].

Исследование З. М. Ильиной в отношении сущности рынка позволяет установить, что данная категория сложная и многогранная и в условиях современных общественных отношений обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса,

объединяет элементы социально-экономической системы в единое целое, является стимулом, способствующим развитию производительных сил, углублению общественного разделения труда, повышению уровня жизни населения.

Рынок молочной продукции - это составная часть продовольственного рынка страны, цель которого - ориентация на круглогодичное обеспечение населения молоком и молочной продукцией необходимого объема, качества и ассортимента в соответствии с его потребительскими предпочтениями и платежеспособным спросом [6].

В настоящее время отечественный рынок молочной продукции характеризуется сдвигом в пользу продуктов местного производства на фоне снижения потребления. Поставщики сосредотачивают усилия на увеличении производительности, снижении цен, минимизации возвратов и т. д. Все больше внимания уделяется потребителю продукции, предприятия переходят от производства базовых продуктов к продуктам высоких потребительских качеств. Растущая конкуренция вызывает необходимость усовершенствования предложений, по мере изменения потребностей покупателей возрастает спрос на продукты с дополнительными характеристиками.

В современных условиях на эффективное развитие рынка молочной продукции оказывают воздействие ряд негативных факторов:

- более низкая конкурентоспособность по сравнению с продукцией, поступающей из других стран (в основном по ассортиментной линейке);

- недостаточные инвестиционные возможности товаропроизводителей (как за счет собственных средств, так и привлеченных, включая иностранные);

- высокие транспортные тарифы на транзитную перевозку продукции и, соответственно, значительные логистические расходы на внутреннем и внешнем рынках;

- региональные административные барьеры, препятствующие свободной торговле и конкуренции на рынке молочной продукции;

- неразвитость рыночной маркетинговой и сбытовой инфраструктуры (включая аграрную товаропроводящую сеть за рубежом);

- недостаточная степень гармонизации отечественных технических регламентов и других нормативных документов (устанавливающих обязательные требования к молочной продукции) с международными;

- отсутствие единых подходов в области управления качеством продукции в государствах-членах Евразийского экономического союза;

- недостаток товарной и имиджевой рекламы, информационного сопровождения, выставочной и ярмарочной деятельности со стороны отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

По данным Международной молочной федерации, Республика Беларусь входит в пятерку мировых лидеров - экспортеров молокопродуктов. Ее удельный вес в мировой торговле молочной продукцией достигает 4-5 %. Вместе с Австралией Беларусь делит 3 место в списке крупнейших стран - экспортеров сливочного масла (10 % объема мирового экспорта). В сегменте поставок сыров и сухого обезжиренного молока страна занимает 5 позицию в мире (5,9 и 4,2 % соответственно) [12].

Основным драйвером роста производства молока будет увеличение продуктивности скота и рост поголовья, эксперты оценивают поголовье в 2025 г. в 407 млн. голов, или на 12 % больше, чем в 2014 г. Средняя мировая продуктивность дойного стада вырастет на 300 кг или до 2500 кг молока от коровы в год.

Среднедушевое потребление молока в мире составило в 2014 г. 110,7 кг. До 2025 г. оно будет расти со среднегодовым темпом 2,2 %. Наиболее перспективными считаются рынки развивающихся стран, где потребление будет увеличиваться со средним темпом 3 %, в развитых странах рост составит 0,9 % в год [5].

Ресурсы молока и молочной продукции в Республике Беларусь состоят из собственного производства, импорта и переходящих запасов и используются на внутреннее потребление, экс-

порт и создание необходимых запасов на будущие периоды (табл. 1).

Таблица 1. Динамика поступления ресурсов и использования молока и молочных продуктов в Республике Беларусь, тыс. тонн

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2010 г.

Ресурсы

Запасы на начало года 225,8 269,8 245,7 173,3 136,7 60,5

Производство 6624,6 6500,4 6766,3 6632,7 6704,7 101,2

Импорт 49,2 32,3 51,1 93,4 233,5 474,6

Итого ресурсов 6899,6 6802,5 7063,1 6899,4 7074,9 102,5

Использование

Потребление в республике 3322,3 3654,9 3468,1 3297,8 3167,2 95,3

Личное потребление 2348,1 2788,1 2658,8 2449,2 2392,7 101,9

Экспорт 3307,5 2901,9 3421,7 3464,9 3590,3 108,6

Запасы на конец года 269,8 245,7 173,3 136,7 317,4 117,6

Примечание. Источник: составлено автором на основании [10].

Основываясь на имеющейся статистической информации, мы можем говорить о снижении в исследуемом периоде объема переходящих запасов и незначительном снижении производства. Ресурсы молока и молочных продуктов в целом возросли на 2,5 % и составили в 2014 г. - 7074,9 тыс. тонн, что стало возможным из-за возросших более чем в 4,5 раза объемов импорта.

Сокращается потребление молока и молочной продукции в целом в республике на 4,7 %, однако наблюдается рост экспорта молока и молочной продукции (кроме 2011 г.), что является благоприятной тенденцией в развитии отрасли.

Следует подчеркнуть, что основным рынком сбыта белорусской молочной продукции является Российская Федерация. В среднем около 94 % экспорта молочной продукции в Беларуси приходится на Россию. Импорт молочной продукции также в основном происходит из России (в среднем более 80 %), кроме того, молочная продукция импортируется из Украины и Европы (Бельгия, Германия, Италия, Испания, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Франция и др.).

Научно обоснованная норма потребления молока и молоко-продуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока - 120 кг; обезжиренного - 6,8; творога - 8; сыра - 6,6; сметаны - 5,8; сливочного масла - 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молочных продуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в нашей стране после катастрофы на ЧАЭС, составляет 403 кг на душу населения на душу населения в год, фактическое потребление в 2014 г. - 253 кг, или на 37,2 % ниже нормы (табл. 2) [3].

Таблица 2. Производство и потребление молока в Республике Беларусь на душу населения в год, кг

Показатель Годы 2014 г. в % к

2010 2011 2012 2013 2014 2010 г.

Производство молока 698 686 715 701 708 101,4

Потребление молока и

молочных продуктов в 247 294 281 259 253 102,4

пересчёте на молоко

Примечание. Источник: составлено автором на основании [10

Производство молочной продукции с каждым годом увеличивается. Негативным является аспект, что в 2010-2014 гг. это в первую очередь обуславливается увеличением поголовья коров, а не повышением среднесуточных надоев в сельскохозяйственных организациях республики (рисунок).

Среднегодовой удой молока на одну корову

■ среднии удои молока

2010

2011

2012 2013

2014

Рис. Динамика среднегодового удоя на одну корову в Республике Беларусь, кг Примечание. Источник: составлено автором на основании [10]. Производство молочной продукции в Республике Беларусь за 2010-2015 гг. представлено в табл. 3.

Таблица 3. Динамика производства молочной продукции в Республике Беларусь за 2010-2015 гг., тыс. тонн

Наименование продукции Годы 2015 г. в % к 2010 г.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 1495 1643 1779 1858 1936 1966 131,5

Сыры 146,1 141,9 147,8 134,3 168,4 178,8 122,4

Масло сливочное 98,6 104,3 112,9 99,2 106,7 113,3 114,9

Примечание. Источник: составлено автором на основании [10]

За анализируемый период существенно увеличился объем производства цельномолочной продукции и сыра, в 2015 г. по сравнению с 2010 г. увеличение произошло на 471 тыс. тонн (31,5 %) и 32,7 тыс. тонн (22,4 %) соответственно.

Рынок молочной продукции в Республике Беларусь характеризуется многообразием ассортимента продуктов питания отечественных и зарубежных производителей.

Разрабатываются и создаются новые виды цельномолочной продукции, расширяется ассортимент творожных десертов, кисломолочных продуктов и др.

Разработанные технологии и продукты для молочной промышленности Республики Беларусь представлены следующими направлениями:

- традиционные для стран СНГ виды продукции (цельномолочная продукция, сметана, творог);

- продукты для детского питания (сухие, жидкие, пастообразные) в зависимости от физиологических особенностей детей разных возрастных групп;

- продукты, обогащенные функциональными ингредиентами (молоко питьевое и коктейль молочный, обогащенные фолиевой кислотой, молоко пастеризованное витаминизированное, сметана, обогащенная лактулозой, инулином, пробиотиками, кальцием);

- сыры, в том числе мягкие, твердые с длительным сроком созревания и хранения, с благородной плесенью: с белой плесенью (типа «Камамбер»), с голубой плесенью (типа «Рокфор»),

полутвердого сыра с низкой температурой второго нагревания и др.;

- специализированные жидкие молочные и кисломолочные продукты для питания беременных женщин и кормящих матерей, напитки для людей, занимающихся спортом, соответствующие современным требованиям медицины и не уступающие по своему качеству зарубежным аналогам;

- продукты и ресурсосберегающие технологии в области производства молочных консервов (сухие и сгущенные молочные продукты);

- продукты кормового назначения на основе компонентов, полученных при проведении комплексной переработки вторичного молочного сырья, а так же различных компонентов, в том числе пре- и пробиотических;

- бактериальные закваски (для получения кисломолочных продуктов, сыров, творога), изготовленные на основе отечественных штаммов молочнокислых и пробиотических микроорганизмов, обладающих высоким биотехнологическим потенциалом, не содержащих генетических модификаций, безопасных для здоровья человека и животных.

Среди последних разработок: концентрат бактериальный сухой молочнокислых и пропионовокислых бактерий для производства сыров, концентрат бактериальный поливидовой для йогурта, бактериальный концентрат прямого внесения для регулирования микробиологических процессов при производстве твердых сычужных сыров [8].

Для повышения конкурентоспособности продукции отечественных молокоперерабатывающих предприятий необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

К внутренним факторам повышения конкурентоспособности молочной продукции стоит относить факторы, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. Среди них выделяют: качество сырья и упаковку молочной продукции; состояние базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них; наличие передовых технологий;

обеспеченность высококвалифицированными кадрами; действенность рекламы и средств стимулирования сбыта; увязка инновационной продукции с ассортиментом выпускаемой продукции; наличие сбытовой сети.

Достаточно весомый вклад внутренних факторов занимает работа с клиентами: создание удобных форм расчетов; возможность дегустации продукции для оптовых заказчиков; надежность поставок; условия хранения; обмен передовым опытом.

К внешним факторам повышения конкурентоспособности молочной продукции стоит относить организационные и экономические отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам будет более привлекательна.

К таким факторам относят: емкость занимаемого рынка, его стабильность, перспективность; сертификация; страхование; создание разветвленной дилерской сети; платежеспособность основных покупателей; система мер государственной поддержки отечественных товаропроизводителей и мер поддержки конкурентоспособности продукции в зарубежных странах, правовое обеспечение [7, 9].

Заключение. Производство молочной продукции в Республике Беларусь увеличивается с каждым годом, однако потребление продукции находится на довольно низком уровне, всего 62,8 % от медицинской нормы. Значительная часть продукции экспортируется, в 2014 г. экспорт составил - 3590,3 тыс. тонн, около 94 % экспорта молочной продукции приходится на РФ.

Экспортоориентированность отрасли является благоприятной предпосылкой для наращивания объемов производства и реализации продукции. За год торгового эмбарго ЕС по отношению к РФ, экспорт масла в РФ увеличился на 54 %, сыров -44 %, СОМ - 46 %, сыворотки и сметаны - 24 %, сгущенного молока -15 %, творога - 13 % и цельномолочной продукции - на 4 % [5].

Для удержания занимаемых позиций на внутреннем и внешнем рынках белорусским товаропроизводителям необходимо постоянно вырабатывать стратегические и приоритетные

направления развития, совершенствовать технологии производства, управления качеством и реализации продукции, активнее развивать маркетинговую и логистическую деятельность, внедрять эффективные информационные и выставочно-ярмарочные инструменты.

Список литературы

1. Алтухов, А. И. Зерно России / А. И. Алтухов, А. С. Васютин. - М.: ЭКОНДС, 2002. - 432 с.

2. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2015. - 321 с.

3. Гусаков, В. Г. Новейшая экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка / В. Г. Гусаков. - Минск: Белорусская наука. -2008. - 431 с.

4. Добрынина, А. И. Экономическая теория / А. И. Добрынина, Л. С. Тара-севич - СПб.: Питер, 1997. - 165 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жуков, А. В 2025 году мировое производство молока превысит миллиард тонн / [Электронный ресурс] // Белорусское сельское хозяйство. - Режим доступа: http://agriculture.by/news/mirovye-novosti/v-2025-godu-mirovoe-proizvodstvo-moloka-prevysit-miШard-tonn. - Дата доступа: 04.05.2016.

6. Ильина, З. М. Рынок продовольствия и сырья: 9.Мясо / З. М. Ильина. -3-е. изд., перераб. и доп. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 200 с.

7. Киреенко, Н. В. Система сбыта продукции АПК на основе маркетингового подхода: теория, методология, практика / Н. В. Киреенко, под ред. В. Г. Гусакова; в 2-х ч. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2015.- 267 с.; 173 с.

8. Мелещеня, А. В. Научное сопровождение мясо-молочной промышленности Республики Беларусь / А. В. Мелещеня // Пищевая промышленность: наука и технологии. - 2015. №1(27). - С. 19-25.

9. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер; пер. с англ. ; под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2004. - 896 с.

10. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2015. - 371 с.

11. Статотчетность [Электронный ресурс] / УП «ГИВЦ Минсельхозпрода». - Режим доступа: http://www.givc.by/?q=buh_update. - Дата доступа: 10.03.2016.

12. Удельный вес Беларуси в мировой молочной торговле достиг 4-5 % [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://agriculture.by/news/apk-

belarusi/udelnyj-ves-belarusi-v-mirovoj-molochnoj-torgovle-dostig-45. - Дата доступа: 04.05.2016.

Информация об авторе

Старченкова Олеся Сергеевна - магистр экономических наук, аспирант кафедры организации производства в АПК учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»; телефон: 8-029-117-7355, e-mail: Olesiastarchenkova@tut.by

Материал поступил в редакцию 03.04.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.