Научная статья на тему 'Молочная отрасль: мировые тенденции и перспективы экспорта'

Молочная отрасль: мировые тенденции и перспективы экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1078
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.В. Метрик

В статье выявлены и проанализированы основные тенденции формирования мирового рынка молочной продукции, а также участие Республики Беларусь в данном процессе. Молочная промышленность Республики достигла такого уровня, когда экспортоориентированная направленность приобретает приоритетное значение, и в этой связи необходимо следовать мировым тенденциям для завоевания на глобальном рынке отдельных «ниш» для сбыта молока и молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAIRY BRANCH: WORLD TENDENCIES AND EXPORT PROSPECTS

In the article the basic tendencies of formation of the world market of dairy production, as well as participation of Belarus in the given process are revealed and analysed. The dairy industry of the Republic has reached such level when export-orientation gets priority value, and thereupon it is necessary to follow world tendencies for a gain in the global market of separate «niches» for sale of milk and dairy production.

Текст научной работы на тему «Молочная отрасль: мировые тенденции и перспективы экспорта»

УДК 338.436.33

МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА

Л.В. МЕТРИК, преподаватель УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

DAIRY BRANCH: WORLD TENDENCIES AND EXPORT PROSPECTS

L.V METRIK, tearcher The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»

В статье выявлены и проанализированы основные тенденции формирования мирового рынка молочной продукции, а также участие Республики Беларусь в данном процессе. Молочная промышленность Республики достигла такого уровня, когда экспортоориентированная направленность приобретает приоритетное значение, и в этой связи необходимо следовать мировым тенденциям для завоевания на глобальномрын-ке отдельных «ниш» для сбыта молока и молочной продукции.

In the article the basic tendencies of formation of the world market of dairy production, as well as participation of Belarus in the given process are revealed and analysed. The dairy industry of the Republic has reached such level when export-orientation gets priority value, and thereupon it is necessary to follow world tendencies for a gain in the global market of separate «niches» for sale of milk and dairy production.

Введение. Повышение уровня взаимозависимости стран на основе расширения глобальных экономических связей является основной тенденцией развития мировой экономики. Развитие товарных рынков и рост международной торговли - это наиболее характерные признаки глобализации [1, с. 148].

Необходимо отметить, что за период с 2005 по 2010 г. мировой экспорт вырос на 3,5 %. Несмотря на то, что в 2009 г. наблюдалась тенденция резкого снижения данного показателя (на 12 %) по сравнению с 2008 г., уже в 2010 г. он вырос на 14 % к уровню 2009 г. Аналогичная тенденция наблюдается и с экспортом сельскохозяйственной продукции, темп прироста данного показателя за 2005-2010 гг. составил 3,5 %. Внешняя торговля продукцией сельского хозяйства является важным сектором мировой экономики, и в настоящее время на ее приходится около 9 % мирового товарного экспорта [2].

Основная часть. Молоко в продовольственном обеспечении - это один из основных продуктов питания, соответственно рынок молока -важнейший сегмент продовольственного рынка. Производство и переработка молока является одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся структурных подкомплексов АПК. Вследствие роста населения Земли увеличивается потребление молока и молочных продуктов. Это связано, прежде всего, с тем, что увеличиваются объемы производства в развивающихся странах, доля которых в мировом производстве приближается к 50 %. Наиболее успешно решают проблему в Океании и Европе, где перерабатывается 94-98 % производимого молока.

По данным исследований ведущих специалистов РУП «Институт мясо-молочной промышленности», прогнозируется, что к 2017 г. дальнейший рост мирового производства молока до 807 млн т (рис. 1) будет достигнут за счет значительного повышения валового надоя в таких странах, как Индия, Китай и Пакистан [3].

В физическом объеме наибольшее производство молока к 2017 г. будет достигнуто в Индии, странах ЕС, США, Китае и Российской Федерации. В 2009 г. мировое потребление молочных продуктов достигло 103,8 кг/чел. (рост 0,2 % по сравнению с 2008 г.), однако в разных регионах мира имеются существенные различия: в Западной Европе, например, оно превышает 300 кг/чел. в год, в то время как во Вьетнаме или Индонезии - всего 10 кг. Темп роста потребления молока в мире составляет около 10-15 млн т ежегодно. Данная тенденция обусловлена как ростом численности населения в мире, так и повышением уровня потребления на душу населения в развивающихся странах. Темп повышения уровня потребления молока будет происходить за счет развивающихся молочных рынков Азии, Латинской Америки и объединенных рынков Ближнего Востока и Африки, благодаря значительному приросту населения и увеличению доходов граждан в этих странах, что благоприятно отразится на ведении бизнеса в молочной промышленности.

Ирландия является мировым лидером по уровню потребления пастеризованных молочных продуктов и молочных продуктов длительного хранения на душу населения - 160 кг в год, тогда как в Китае - всего 19 кг. Среди развитых стран в десятку крупнейших потребителей входят Великобритания, США, Канада, Япония, Южная Корея и Австралия (главным образом рынки пастеризованных молочных продуктов), а также Франция, Германия, Италия (в основном рынки молочных продуктов длительного хранения). Общий объем потребления жидких молочных продуктов (включая заменители) в этих странах составляет 66,7 млрд кг -76 % потребления этих продуктов на всех развитых рынках и 23,5 % -

Рисунок 1

2 с*

ИНН II

ои о\

см СП тГ

о о о о о

СЧ ГЧ СЧ ГЧ СЧ Г-1 <м сч сч сч сч Г-)

Прогноз мирового производства молока, млн т Примечание. Источник [3].

на общемировом. Одно из ключевых направлений роста спроса во всем мире - жидкие молочные продукты длительного хранения (продукты, которые могут храниться при комнатной температуре). Следует отметить, что объемы торговли питьевым молоком и свежими молочными продуктами остаются невысокими. Страны Западной Европы поставляют свою продукцию главным образом в Средиземноморье, Океания - в Юго-Восточную Азию и страны Тихоокеанского побережья.

Мода на быстрое питание способствует увеличению спроса на сыр, но каналы сбыта продуктов быстрого питания не везде развиваются динамично. По объемам потребления сыр занимает 3-е место среди молочных продуктов. Наиболее высокий уровень отмечается в Греции (30 кг/чел.), Франции (24,6), Исландии (23,8), Германии (22,1), Австрии (16,2), Австралии (11,8 кг/чел.).

Главными экспортерами молочных продуктов на мировом рынке являются Новая Зеландия, ЕС, США, Австралия, Аргентина, Канада и Беларусь. В странах Европейского континента внешнеторговая деятельность преимущественно представлена Германией, Францией и Нидерландами. Глобальный экспорт основных продуктов на основе молока ( в пересчете на молоко ) в 2009 г. составил 38,6 млн т, что ниже уровня 2008 г. (40,5 млн т) на 4,7 % (рис. 2) [4].

Кроме того, необходимо отметить, что главной тенденцией последних лет на мировом молочном рынке является объединение мощностей ведущих компаний. Так, в Европе в 2010 г. французский производитель Lactalis приобрел две крупные компании в Испании - Forlasa, лидера по производству сыра с ежегодным товарооборотом, превышающим 200 млн долл., и дочернюю компанию Ebro Puleva - одну из лидеров в стране по производству жидких молочных продуктов с товарооборотом свыше 600 млн долл. Французская компания Danone и российская Unimilk приняли решение о слиянии (контрольный пакет акций - 57,7 % - принадлежит Danone).

За пределами Европы перспективы преобразования также велики. Так, пять бразильских молочных компаний (Itambe, Centroleite, Confepar, Cemil и Minas Leite) объявили о своих планах по слиянию. Это может привести к образованию крупнейшей корпорации в Латинской Америке.

Китайская молочная промышленность начала вкладывать инвестиции в заграничные компании. В июле 2010 г. третье крупнейшее перерабатывающее предприятие Bright Dairy приобрело 51 % акций в Новой Зеландии за 60 млн долл. Кроме того, этот же производитель собирается построить новое предприятие в Шанхае. На нем планируется изготавливать свежее молоко, йогурты и UHT-молоко. Открыть молокозавод предполагается в 2013 г. Предприятие станет крупнейшим в Азии [5].

Год

—♦—Масло —•—СЦМ ~ А- Сыр —в —СОМ

Рисунок 2 - Мировой экспорт молочной продукции, тыс. т. Примечание. Источник [4].

Для поддержания своих позиций на мировом рынке белорусским организациям необходимо также следовать мировым тенденциям по укрупнению производства и созданию мощной экспортоориентирован-ной производственной структуры в секторе переработки.

Согласно Республиканской программе развития молочной отрасли на 2010-2015 годы к 2015 г. предстоит значительно увеличить производство молока в сельскохозяйственных организациях страны и объемы его переработки [6]. В стоимостном выражении экспорт молокопродуктов должен вырасти более чем в 2 раза до 3 млрд долл. Решить эту задачу можно с учетом тенденций мирового рынка, диверсификации экспорта, повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем улучшения качества, оптимизации затрат и развития брендинга.

Молочная промышленность Республики Беларусь достигла такого уровня, когда экспортоориентированная направленность приобретает приоритетное значение. Показателем, подтверждающим данный аргумент, является динамика роста доли экспорта в объеме производства молока (табл.).

Из анализа данных таблицы видно, что в 2010 г. в натуральном выражении из республики на внешний рынок было реализовано 3780 тыс. т молокопродуктов в пересчете на молоко, или примерно 57 % от его производства в стране, что почти в 4 раза превышает уровень 2000 г., когда удельный вес экспорта молока в общем объеме производства составлял лишь 21,1 %. В объеме переработанного молока доля экспорта в 2010 г. занимала 67,9 %, что на 37,6 п.п. выше уровня 2000 г.

Значительные объемы экспорта существенным образом не повлияли на географию поставок. В традиционной региональной структуре белорусского экспорта молока и молочной продукции наибольший удельный вес имеет Россия. На ее долю в 2010 г. приходилось 92 % всех зарубежных поставок. Оставшиеся 8 % пришлись на страны СНГ (6 %) и дальнего зарубежья (2 %) [7, с. 613].

Также следует отметить, что Республика Беларусь занимает лидирующую позицию по производству молока на душу населения - 692 кг/чел. в 2009 г. и 698 кг/чел. в 2010 г., уступая только странам Океании (700 кг/чел.) [8]. Нельзя оставить без внимания и то, что производство молока на душу населения в нашей стране в 2009 г. примерно вдвое превышало основные развитые в аграрном отношении страны Европы и США (рис. 3).

В целом наша республика, благодаря принятым мерам по развитию молочной отрасли и сельхозпроизводства, достигла высоких результатов в этом сегменте мирового рынка. Так, в период с 2000 по 2010 г. экспорт сухого цельного молока (СЦМ) в физическом выражении

Таблица - Динамика производства и экспорта молока и модокопродуктов Беларуси

Показатели Год 2010 г. в % к 2000 г.

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Производство молока, тыс. т 4490.0 5675,6 5895,4 5904.0 6225.0 6577,0 6627,0 147,6

Переработано молока, тыс. г 3143,1 3349,0 4286,6 4463,2 4968,5 5554,3 5565,1 177,1

Товарность молока, % 70,0 67,8 72,7 75,6 79,8 84,3 84,0 +14,0 пл.

Экспорт молокопродуктов в пересчете на молоко, тыс. г 949,4 2256.9 2489.4 2487.6 2614.4 3390.0 3780.0 398,1

До .та экспорта в объеме производства молока, % 21,1 39,8 42,2 42,1 42,0 51,5 57,0 +35,9п.п.

Доля экспорта в объеме переработанного молока, % 30,2 58,6 58,1 55,7 52,6 61,0 67,9 +37,6п.п.

Примечание. Источник [7, с. 177, 365, 613].

возрос более чем в 32 раза, сыров и творога - 7,5, сухого обезжиренного молока (СОМ) - 2,2, масла сливочного - в 2,8 раза. Увеличение физических объемов экспорта по казеину составило 12,7 раза. Причем в начале XXI века практически 100 % объема поставок данного товара приходилось на страны СНГ, а затем - на государства ЕС. В 2010 г. доля экспорта казеина в страны Содружества составила только 2 % [8, 10].

Анализируя исследования ведущего специалиста РУП «Институт мясо-молочной промышленности» М. Климовой, можно констатировать, что в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов в сегменте твердых сыров Беларусь занимала четвертую позицию в мире (7 % мирового экспорта), по сухому обезжиренному молоку - пятую (6 %), а по сухому цельному молоку - шестую позицию [5, 11]. Беларусь вошла в тройку мировых лидеров по экспорту сливочного масла с объемом внешних поставок 86 тыс. т (2009 г.). По данной позиции республика занимает 9 % от общемирового объема экспорта, уступая только Новой Зеландии (49 %) и ЕС (16 %) и опередив Австралию (84 тыс. т в 2009 г.).

Таким образом, Республика Беларусь имеет перспективы выхода на новые рынки сбыта. Одними из наиболее перспективных являются рынки,

Кг/чел 700-

600-

500-

400-

300-

200-

100-

0

Беларусь Казахстан Россия Украина Германия Франция США

Страна

Рисунок 3 - Производство молока на душу населения

в отдельных странах мира за 2009 г., кг/чел. Прмечание. Рисунок составлен автором на основании собственных исследований и источника [9, с. 53, 54].

характерные большой емкостью для импорта. Например, Алжир с населением в 32 млн чел., где доля ввозных молочных продуктов достигает 90 %, рынок Вьетнама, Объединенных Арабских Эмиратов, стран Персидско -го залива. К сожалению, отвоевывать свою «нишу» на этом рынке белорусским предприятиям придется в жесткой конкурентной борьбе с производителями из Новой Зеландии, стран Евросоюза, США и другими ведущими экспортерами мира [4].

Рынок стран Евросоюза для Беларуси остается пока закрытым. Страны этого региона при значительной финансовой поддержке сельского хозяйства обеспечивают потребности внутреннего рынка в основном за счет собственного производства. Тем не менее шансы у белорусов здесь также есть, а практическая реализация планов зависит главным образом от профессиональной работы маркетинговых служб и отделов внешнеэкономических связей белорусских предприятий.

Для увеличения объемов экспорта белорусских молокопродуктов и успешной конкуренции на мировом рынке необходимо уделять большое внимание одному из основных векторов дальнейшего развития отечественной отрасли молочного животноводства - качеству молока.

Конкурентоспособность, экспортоориентированность и устойчивость развития молочной индустрии возможны только при условии соответствия в качественном отношении выпускаемой продукции уровню и требованиям стран-импортеров молока.

В настоящее время повышение качества молока (улучшение состава основных ценных компонентов молока - белка и жира) расценивается как решающее условие конкурентоспособности молочной отрасли [12, с. 17].

В 2008-2009 гг. фактический показатель жира в молоке в среднем по Республике Беларусь составил 3,65 % и белка 3,03 %. По этим показателям мы уступаем Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Швеции, Дании (лидерам по высокому содержанию жира и белка) и некоторым другим странам. В среднем по странам, входящим в Евросоюз, за октябрь 2009 г. было поставлено на переработку молоко с содержанием жира 4,04 % и содержанием белка 3,41 % [13, с. 26].

В целях улучшения качества молока в нашей стране ужесточены требования к показателям. С 1 января 2008 г. в СТБ 1598-2006 «Молоко коровье. Требования при закупках» введена позиция «сорт экстра» в соответствии с требованиями ЕС, определена схема дифференциации закупочных цен сырого молока для переработки в зависимости от его сортности. В настоящее время правительством и сельскохозяйственным сектором принимаются меры по увеличению производства молока сорта «экстра», которое в основном используется при выпуске сыров, -

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

2001

2003

2004 2005

Год

2006

2007

2008

I Несортовое □ II сорт Г! I сорт □ Высший ■ Экс.тра

Рисунок 4 - Динамика показателей качества молока по сорту Примечание. Рисунок составлен на основании источника [13, с. 26].

2009

основного экспортируемого молочного продукта с высокой добавленной стоимостью в нашей стране [14].

Проанализировав динамику показателей качества молока по сорту, поступившего на переработку в Республике Беларусь за период с 2001 по 2009 г., можно сделать вывод, что наблюдается рост поступления молока высшим сортом с 2005 г. (удельный вес 46,5 %) по 2008 г. (удельный вес 61,2 %), но в 2009 г. этот показатель снизился на 7,4 п.п. (рис. 4).

Заключение. Следовательно, для успешной конкуренции на мировом рынке и внешнеэкономической экспансии перед животноводами и молочной промышленностью республики стоит задача в ближайшие годы производить в основном производственном секторе достаточно большие объемы молока, соответствующего уровню качества, принятого в странах ЕС (сорт «экстра» в Беларуси). Таким образом, необходимо наращивать объемы экспорта молочной продукции высокого качества, соответствующей потребительским предпочтениям и запросам, с учетом того, что конкурентные позиции отечественных производителей в перспективе будут определяться как глобальными тенденциями развития мирового рынка, так и внутренними факторами, прежде всего, проводимой в стране макроэкономической и аграрной политикой.

Список литературы

1. Совершенствование системы сбыта в агропромышленной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. - 252 с.

2. International Trade Statistics 2011 [ Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.wto org//English/res_e/statis_e/sts2011_e/its11_toc_e:htm. -Дата доступа: 06.11.2011.

3. Мелещеня, А.В. Анализ тенденций развития мирового рынка молока / А.В. Мелещеня, М.Л. Климова // Белорусское сельское хозяйство. - 2010. - № 4.

4. FAOSTAT - Agriculture [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.fao.orq/corp/statistecs/site/339/default.aspx. - Дата доступа: 25.10.2011

5. Молочная отрасль. Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. -[Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: export.by>?act= news&mode =view&id =32131. - Дата доступа: 05.11.2011.

6. Республиканская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 годах / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - Минск, 2010 г., № 279, 5/32869 [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: pravo.by>pdf/2011-62/2011_62_9_41118.pdf - Дата доступа: 05.11.2011

7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2011. - 633 с.

8. Внешняя торговля Республики Беларусь, 2011: стат. сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2011. - 403 с.

9. Сельское хозяйство, 2011: стат.сб. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2011 - 282 с.

10. Официальная статистика [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.belstat.qov.by. - Дата доступа: 04.11.2011.

11. Климова, М. Общие тенденции развития молочной отрасли / М. Климова // Продукт БУ. - 2010. - № 9.

12. Шундалов, Б.М. Качество молока - залог эффективности молочной отрасли / Б.М. Шундалов // Белорусское сельское хозяйство. - 2010. - № 8. - С. 17.

13. Китиков, В.О. Качество продукции животноводства и факторы повышения экспортного потенциала молочной промышленности / В.О. Китиков [и др.] // Белорусское сельское хозяйство. - 2010. - № 2. - С. 26.

14. Мозоль, А. Тенденции формирования потенциала производства и экспорта молочной продукции (на примере Республики Беларусь) / А.Мозоль // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2011. - № 2. - С. 32-35.

Информация об авторе

Метрик Людмила Викторовна - преподаватель кафедры экономики и международных экономических отношений в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-30.

Дата поступления статьи - 8 ноября 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.