Научная статья на тему 'Современные тенденции формирования спроса на молочную продукцию'

Современные тенденции формирования спроса на молочную продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПРОС НА МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ / МИРОВОЕ МОЛОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА / ЦЕНЫ НА МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ / DEMAND FOR DAIRY PRODUCTS / GLOBAL DAIRY FARMING / MILK PRODUCTION / PRICES ON DAIRY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорчукова Елена Вячеславовна

Представлен анализ современных тенденций формирования спроса на молочную продукцию, складывающихся на мировом рынке, на основании которых определяют стратегию развития мирового молочного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN CREATING DEMAND FOR DAIRY PRODUCTS

The paper presents the analysis of the current world market trends in creating the demand for dairy products. These trends are used as a basis for determining development strategy for the global dairy farming.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции формирования спроса на молочную продукцию»

О

(N

УДК 339.133:637.1 Е.В. Сидорчукова

ББК 65.291.31

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Представлен анализ современных тенденций формирования спроса на молочную продукцию, складывающихся на мировом рынке, на основании которых определяют стратегию развития мирового молочного хозяйства.

Ключевые слова: спрос на молочную продукцию, мировое молочное хозяйство, производство молока, цены на молочную продукцию.

Ye.V. Sidorchukova CURRENT TRENDS IN CREATING DEMAND FOR DAIRY PRODUCTS

The paper presents the analysis of the current world market trends in creating the demand for dairy products. These trends are used as a basis for determining development strategy for the global dairy farming.

Keywords: demand for dairy products, global dairy farming, milk production, prices on dairy products.

В России на современном этапе ситуация на рынке молока и молочной продукции после стремительно выросших цен на эту продукцию определяет актуальность мониторинга тенденций, складывающихся на мировом рынке молокопродуктов.

Не смотря на то, что объемы производства и потребления молочной «Sf продукции в последние годы выросли, ситуация на мировом рынке мо-

и| S лока характеризуется заметным повышением цен на готовую продук-

X ~

-

и

нЦ| цию. При этом темпы роста цен на молочную продукцию значительно

| выше темпов роста производства. Учитывая тот факт, что раньше ми-

ровая торговля молочными продуктами рассматривалась как вторична | ный рынок, на который направлялись избыточные объемы продукции,

§§ I то в настоящее время рынок молокопродуктов стремительно увеличи-

и н| вается. Рост и направления глобальной торговли молочной продукци-

ок! ей в большей степени зависят от уровня разницы между внутренним

| производством молочных продуктов и спросом в отдельных странах,

а также от темпов увеличения этой разницы. Поэтому быстрый рост

МО §

спроса на молочные продукты в странах с дефицитом молока заставля-.7 ет страны-экспортеров пересматривать возможности международных

ЦЦ рынков.

Так, торговля продуктами из сыворотки и концентратами молочно-

Нго белка несколько расширилась, однако из-за относительной новизны этих рынков объемы товарооборота несопоставимы с объемами других молочных продуктов. Сухое молоко во всех формах имеет высокий н спрос, особенно в тропических странах как для коммерческого, так и

Р^1 для домашнего «восстановления» в молочные смеси — важные продук-

ты питания для детей. Растущий спрос на молоко в развивающихся .. странах затронул торговые шаблоны. Так, в 1980 г. страны ЕС ввози-

ли около 30% общего экспорта новозеландских молочных продуктов

© Е.В. Сидорчукова, 2011

«К1

2нё Д 5 =

КнК

н51

оК

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

и являлись единственным крупнейшим импортером, а к 2007 г. этот показатель снизился до 8% [3]. За этот период объем экспорта из Новой Зеландии в ЕС почти не изменился, но резко возросли объемы поставок в Китай и другие развивающиеся страны. Следует отметить, что во многих странах, инициировавших резкий рост торговли молочной продукцией с Новой Зеландией, наблюдается следующая тенденция: темп роста спрос на молоко опережает возможности производителей и переработчиков выработать и поставить готовую продукцию быстро растущему городскому населению.

В некоторых странах потребление молока на душу населения растет, но по сравнению с остальным миром все еще находится на чрезвычайно низком уровне. Например, в Китае и России производство молока увеличилось, но не в достаточной мере для удовлетворения растущего спроса. Одной из самых больших проблем молочного сектора в Китае остается недостаточная координация деятельности между производителями молока и переработчиками. Основной проблемой молочного сектора России является недостаток молочного сырья для предприятий переработки. В этой связи в стра-нах, где уровень поставок молока незначительный, несоответствие между внутренними поставками и спросом все больше стимулирует рост импорта [2]. Не смотря на то, что страны ЕС последние два десятилетия являлись основными поставщиками молочной продукции на мировом рынке, в настоящее время экологические ограничения и квоты способствовали сокращению объемов производства этой продукции. Кроме того, молочный сектор этих стран стал специализироваться на сырах, идущих на экспорт по «премиальным» ценам. Поэтому управлять большей частью мировой торговли мо-локопродуктами стали Австралия и Новая Зеландия [3].

Следует отметить, что особенности функционирования рынков молочных продуктов в различных странах обусловлены спецификой спроса населения разных стран на эту продукцию. Особенности спроса потребителей молочной продукции отражаются в их социальном и экономическом статусе, традициях и привычки питания. Так, к основным факторам, которые определяют различие уровней спроса на молокопродукты в разных странах, следует отнести цена на готовую продукцию, уровень дохода потребителей и доступность молока. Например, потребление жидкого молока на душу населения растет более высокими темпами в странах Латинской Америки, а потребление таких молочных продуктов как сыр, ферментированных молочных напитков и йогуртов увеличивается в США и странах Западной Европы.

Развитие международного рынка ферментированных молочных напитков ограничивается высокими транспортными затратами и предпочтения местного населения. А мировой рынок йогурта является высоко фрагментированным по странам и регионам для удовлетворения особых предпочтений потребителей вкусовым и питательным особенностям. Так, уровень потребления йогурта в расчете на душу населения высок в странах с высоким уровнем доходов населения, таких как Япония и Западная Европа [1]. В некоторых странах с высоким уровнем доходов населения, включая США, растет потребление сыра, а потребление жидкого молока снижается. На фоне этого стремительное увеличение спроса в развивающихся странах со средним уровнем доходов населения оказывает существенную поддержку торговле молочными продуктами в мире.

Структура потребления молочной продукции внутри каждой страны и региона варьирует, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе этническими и культурными особенностями. Так, в Финляндии в отличие от других европейских стран несколько ^ выше уровень потребления жидкого молока и сыра в расчете на душу

5^ I населения, а во Франции и Греции — высокий уровень потребления мяг-

ких сыров.

В разных странах изменения в розничной торговле молочными продуктами характеризуются совершенно разными темпами в связи с ростом доходов и увеличением городского населения. Реализация крупных рекламных кампаний и появление новых видов каналов сбыта продукции способствуют росту продаж в таких странах как Китай, Индонезия, Латинской Америки. Крупные сети супермаркетов способствуют росту уровня потребления, предоставляя потребителям доступ к широкому выбору продуктов и брендов. На этих развивающихся странах рост рынка молочных продуктов составляет более 10% в год [3].

Проведенные исследование в сфере потребления молочной продукции свидетельствуют о том, что для обеспечения конкурентоспособности предприятиям молочной промышленности необходимо постоянно поддерживать интерес потребителей молочной продукции за счет разработки инновационные продуктов. Так, количество новых молочных продуктов в мире за последнее десятилетие увеличилось в 2 раза. Маркетинг молочных продуктов, осуществляемый многонациональными компаниями, такими, как Nestle (Швейцария), Aria Foods (Дания-Швеция), Danone (Франция), Lactalis (Франция), Unilever (Нидерланды-Великобритания) и Kraft Foods (США), становится все более чувствительным к региональным предпочтениям и демографическим факторам с целью удовлетворения потребностей специфических потребителей. Например, компания Kraft выпустил плавленый овечий сыр Manchego в США для привлечения латиноамериканских потребителей.

; Маркетинговые стратегии молочных продуктов делают особую став-

ку на качество отдельных продуктов для привлечения покупателей. Отой § дельные инновационные производители зарабатывают на повышающей-

ся потребительской осведомленности населения о роли специфических I компонентов молочных продуктов для здоровья человека. Такая страте-

og 1 гия диктует необходимость представлять эти продукты как «пробиотики ческие» виды молока (диетические продукты с бифидобактериями или

I закваской), йогурты, молочнокислые напитки, необходимые для здорово S вья человека из-за деятельности полезных бактерий.

йо! Таким образом, мировой рынок молока и молочных продуктов за

к®Э последние десятилетие значительно расширился и диверсифицировал,

что обусловлено ростом потребностей населения, географическими изменениями в товаропотоках, новыми предпочтениями потребителей. Рост потребностей со стороны развивающихся стран и их стабилизация в развитых странах мира определяют стратегию развития мирового молочного хозяйства.

В Список использованной литературы

1. Брикач Е.Е. Оценка эффективности производства и продажи молока в России, США, Великобритании в условиях конкуренции / Е.Е. Брикач, А.В. Новоторов, В.Н. Ширяев, А.А. Строков // Экономика сельскохозяйствен ных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 9. — С. 27-30.

О

(N

2. Калинина Л.А. Региональный рынок молока и молочной продукции: проблемы становления и развития / Л.А. Калинина, Е.В. Сидорчукова. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. — 160 с.

3. Папцов А.Г. Современные тенденции потребления молочной продукции за рубежам / А.Г. Папцов, Д.О. Глухов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 12. — С. 71-74.

Bibliography (transliterated)

1. Brikach E.E. Otsenka effektivnosti proizvodstva i prodazhi moloka v Rossii, SShA, Velikobritanii v usloviyakh konkurentsii / E.E. Brikach, A.V. Novotorov, V.N. Shiryaev, A.A. Strokov // Ekonomika sel’skokhozyaist-vennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. — 2008. — № 9. — S. 27-30.

2. Kalinina L.A. Regional’nyi rynok moloka i molochnoi produktsii: proble-my stanovleniya i razvitiya / L.A. Kalinina, E.V. Sidorchukova. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2007. — 160 s.

3. Paptsov A.G. Sovremennye tendentsii potrebleniya molochnoi produktsii za rubezham / A.G. Paptsov, D.O. Glukhov // Ekonomika sel’skokhozyaist-vennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii. — 2008. — № 12. — S. 71-74.

Информация об авторе

Сидорчукова Елена Вячеславовна — кандидат экономических наук, доцент, Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Author

Sidorchukova Yelena Vyacheslavovna — PhD in Economics, Associate Professor, Irkutsk State Agricultural Academy, Irkutsk, e-mail: [email protected].

SSI

2sl Es =

il1

НА

Ой"

^ 1

Р« I

^ Л £

« I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО f

нее

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о н

PQ

со

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.