Елена ПЕТРОВА
Рынок дженериков
На фармрынке выделяют три основных типа лекарственных препаратов. Во-первых, оригинальные ЛС, химическая формула действующего вещества которых запатентована под какое-либо конкретное показание. Действие патента распространяется на соответствующую территорию (страну) и ограничено определенным временным периодом. Оригинальный препарат является первым в своем классе. Примером может послужить препарат Виагра (МНН силденафил) компании Pfizer, ставший основоположником класса ингибиторов фос-фодиэстеразы 5 типа (ФДЭ-5), применяемых при эректильной дисфункции. Во-вторых, «me-too» препараты: они также имеют оригинальную запатентованную молекулу, однако она близка по структуре к молекуле ЛС-родоначаль-ника класса. Такие препараты иногда превосходят «первый в классе» по эффективности или безопасности, а иногда отличия бывают весьма условными, «маркетинговыми». В классе ингибиторов ФДЭ-5 представляют этот тип препаратов Левитра (МНН варденафил, Bayer/GlaxoSmithKline) и Сиалис (МНН тадалафил, Eli Lilly). Третий тип ЛС — это дженерики, т.е. «копии» оригинальных или «me-too» препаратов, выходящие на рынок по истечении срока действия их патентов.
Продолжая анализ группы ингибиторов фосфодиэстеразы 5 типа, упомянем, что дженерики в данной группе появятся не раньше 2012 г., когда Виагра лишится патента. Однако дженериковые компании готовятся выйти на перспективный рынок заранее. Так, например, крупнейший мировой производитель дженериков Teva получила предварительное разрешение FDA (Food and Drug Administration, Управление по контролю за продуктами и лекарствами США) на производство дженерика Виагры еще в апреле 2007 г. «Копии» оригинальных препаратов выводятся на рынок под собственными торговыми наименованиями или «брэндами» (брэндованные дженерики), или же под торговыми наи-
менованиями, полностью соответствующими МНН (дженерик-дженерики), иногда к МНН добавляется название или часть названия компании-производителя (Ацикловир-Акри) — зонтичный брэнд. Для препаратов российского, украинского, белорусского, казахского производства с практической точки зрения описанная выше классификация имеет ограниченную область применения в силу национальных особенностей фармрынков стран СНГ. С одной стороны, проблема защиты прав интеллектуальной собственности «всерьез» встала перед участниками рынка только с распадом СССР, тогда как более или менее «цивилизованно» решать их стали позднее. Таким образом, вопрос об
и начавших применяться в советское время, к типу оригинальных или условно оригинальных остается открытым, поскольку большинство из них не патентовалось. Также на фармрынках стран постсоветского пространства значимое место занимают препараты на основе лекарственного растительного сырья, а также средства животного происхождения. Отнесение данной группы препаратов к тому или иному типу также затруднительно по причине отсутствия возможности получения патента на подобный ЛС. Проблематично классифицировать некоторые комбинированные препараты.
Ниже приводится обзор фармрынков России и стран СНГ, данный с точки зрения патентного статуса лекарственных препаратов.
ЛС, бывшие «первыми в классе», а также препараты с признаками оригинальности, т.е. «me-too drugs», были отнесены к оригинальным препаратам; дженери-ковые «копии» подобных средств классифицировались как дженерики (в России некоторые классы ЛС представлены только дженериками, поскольку компании-оригинаторы по тем или иным причинам не выводили свои продукты на рынок России и СНГ); прочие препараты, о которых было сказано выше, вошли в группу «традиционные» ЛС. Ниже приведены (табл. 1) ключевые показатели фармрынков России и стран СНГ по данным RMBC (справочно).
Фармрынки 4 анализируемых стран СНГ близки по структуре между собой (рис. 1). На фоне небольшой доли дже-
отнесении препаратов, разработанных
ТАБЛИЦА 1 Ключевые показатели фармрынков стран СНГ за период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Объем фармрынка, млрд., цены конечного потребления Динамика II кв. 2007— I кв. 2008 гг./ II кв. 2006 — I кв. 2007 гг., % Доля сектора в общем объеме фармрынка, % Средняя стоимость упаковки ГЛС, цены конечного потребления, долл. Средняя стоимость упаковки ГЛС, цены конечного потребления, евро
Долл. Евро Уп. Долл. Евро Госп. ДЛО Апт. Госп. ДЛО Апт. Госп. ДЛО Апт.
Россия* 13,28 9,32 4,42 20% 7% 13% 19% 69% 2,9 19,0 2,5 2,0 13,3 1,7
Украина 2,56 1,80 1,33 35% 21% 9% — 91% 1,8 — 1,9 1,3 — 1,4
Казахстан 0,86 0,61 0,52 26% 15% 19% 6% 75% 2,1 5,1 1,5 1,5 3,6 1,1
Беларусь 0,58 0,41 0,38 16% 7% 15% — 85% 1,5 — 1,5 1,1 — 1,1
* Без учета объема закупок ЛС на средства федерального бюджета по ПНП «Здоровье», в рамках федеральных целевых программ и централизованных закупок.
ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС
31
ТАБЛИЦА 2 Щ Сегмент дженериков в структуре фармрынков стран СНГ за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Доля сегмента ЛС в секторе фармрынка Средняя стоимость упаковки в ценах конечного потребления, долл. Средняя стоимость упаковки в ценах конечного потребления, евро
Россия Украина Казахстан Беларусь Россия Украина Казахстан Беларусь Россия Украина Казахстан Беларусь
Госпиталь- ный 24% 26% 23% 26% 2,7 2,5 2,1 1,4 1,9 1,8 1,5 1,0
ДЛО 11% — 28% — 4,3 — 4,5 — 3,0 — 3,2 —
Аптечный 17% 24% 17% 27% 2,5 2,5 1,9 2 1,8 1,8 1,4 1,4
РИСУНОК 1
| Структура фармрынков стран СНГ I за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
✓
Россия Украина Казахстан Беларусь
В денежном выражении (цены конечного потребления)
Россия УкраинаКазахстанБеларусь
В натуральном выражении (упаковки)
| — Оригинальные □ — Дженерики
І | — Традиционные
Источник: RMBC
нериковых препаратов как в денежном выражении, так и в упаковках доля сегмента «традиционных» препаратов остается значительной: последние аккумулируют половину и более рынка в деньгах и порядка 80% (!) в упаковках. В Украине, Казахстане и Беларуси объемы продаж оригинальных и дженери-ковых препаратов относительно близки между собой, тогда как в России оригинальных препаратов продается в 2 раза больше, чем дженериков (в день гах). Пусковым механизмом для роста доли оригинальных препаратов стало, безусловно, введение программы ДЛО. В госпитальном секторе фармрынков России и Казахстана по сравнению с розничным зафиксирована более высокая доля дженериков (табл. 2). В Украине и Беларуси доли этих препаратов в общем объеме розничных продаж и госпитальных закупок были близки. Анализ долевого распределения различных видов ЛС по каналам дистрибьюции показал, что максимальной доля дженериков была в сегменте льготного обеспечения в Казахстане среди всех анализируемых стран (28%), тогда как в российском ДЛО, наоборот, — минимальной (11%).
Средняя стоимость упаковки дженери-кового лекарственного препарата, реализованного через аптечную сеть (розничные цены), соответствует аналогичному показателю по госпитальному сектору (оптовые цены) во всех странах за исключением Беларуси: там средняя цена «аптечного» дженерика заметно ниже «госпитального». Наибольшие цены по секторам фармрынка
зафиксированы в российской и казахской «льготе» (4,3 и 4,5 долл.).
Ценовой анализ сегмента дженериков фармрынков четырех стран представлен на рисунке 2. Наиболее «дорогая» ценовая структура характерна для России. Долевое распределение подсег-ментов дженериковых препаратов по стоимости упаковки было весьма схожим в Украине и Казахстане.
РИСУНОК 2
Ценовая структура сегмента дженериков в странах СНГ за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Источник: RMBC
РИСУНОК 3
Структура сегмента дженериков по стране происхождения за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг.
Источник: RMBC
Щ — Восточная Европа | | — Локальный
производитель | | — Западная Европа,
США, Канада и Япония Ц — Индия
I | — Неизвестный производитель (преимущественно Россия, страны СНГ и Балтии)
■ — Азия, Австралия
и Латинская Америка □ — СНГ и страны Балтии
8
8
32
РЫНОК ДЖЕНЕРИКОВ
ТАБЛИЦА 3 Десять ведущих производителей дженериков за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. 1
№ Россия Украина Казахстан Беларусь
1 Gedeon Richter KRKA Gedeon Richter Борисовский ЗМП
2 Sandoz-Lek (в составе Novartis) Дарница Dr.Reddy's Berlin-Chemie
3 KRKA Артериум Ratiopharm Gedeon Richter
4 Dr.Reddy's Sandoz-Lek (в составе Novartis) Химфарм Dr.Reddy's
5 Zentiva Фармак Sandoz-Lek (в составе Novartis) Белмедпрепараты
б STADA-НижФарм Berlin-Chemie Pliva Максфарма
7 Berlin-Chemie Борщаговский ХФЗ Нобел KRKA
s Egis (в составе Servier) Ranbaxy Berlin-Chemie Фармлэнд
9 Ranbaxy Zentiva KRKA Egis (в составе Servier)
10 Pliva Gedeon Richter Ranbaxy Actavis
Доля Топ-10 43% 43% 4б% 55%
ТАБЛИЦА 4 Десять ведущих торговых наименований дженериков за годовой период II кв. 2007 — I кв. 2008 гг. 1
№ Россия Украина Казахстан Беларусь
1 Цефазолин Цефтриаксон Цефазолин Эналаприл
2 Амбробене Кетанов Амбробене Диротон
3 Контрикал Фезам Контрикал Цефтриаксон
4 Ципролет АЦЦ Ципролет Цефазолин
5 Амоксиклав Лораксон Амоксиклав Лизиноприл
б Цеф III Каптопресс Цеф III Цефотаксим
7 Диротон Цефазолин Диротон Найз
s Диклофенак Цераксон Диклофенак Амброксол
9 Виферон Флуконазол Виферон Фезам
10 Бисептол Контрикал Бисептол Амлодин
Доля Топ-10 1б% 13% 24% 22%
Восточная Европа является основным «поставщиком» дженериков в Россию и Казахстан (рис. 3). Данный подсегмент лекарственных препаратов в Беларуси практически равен по объему продаж подсегменту дженериков, произведенных национальными компаниями. В Украине наиболее продаваемыми являются локальные дженерики. В Казахстане доля казахских дженериковых лекарств невысока по сравнению с другими анализируемыми странами СНГ (11%). В то же время доля дженериков на фармрынке Казахстана в целом не превышает 6%. Рост сегмента национальных производителей, наблюдаемый в этой стране в последние годы, стал следствием введения в действие государственной программы импорто-замещения, что коснулось в основном дженерикового ассортимента ЛС.
«Десятки» ведущих игроков в анализируемом сегменте 4 крупнейших фармрынков СНГ, приведенные в таблице 3, представлены в основном европейскими, индийскими и локальными производителями. Многие из иностранных компаний поставляли свои препараты еще во времена существования СССР, что во многом обуславливает высокую концентрированность сегмента: на долю 10 лидеров в России, Украине и Казахстане приходится свыше 40% общего объема продаж, тогда как в Беларуси — 55%.
Дженерики, лидирующие по объему продаж, представлены в таблице 4. Общей чертой, характерной для рейтингов всех 4 стран, является по-прежнему высокая представленность и сильные позиции антибиотиков (Це-
фазолин, Цефтриаксон, Цефотаксим, Амоксиклав). На долю «десятки» в России, Украине, Казахстане и Беларуси приходится 16%, 13%, 24% и 22%, соответственно.
Фармацевтические рынки стран СНГ продолжают развиваться по эволюционному пути и пока еще во многом остаются «традиционными». Рынок дженериков также продолжает активно развиваться и является весьма привлекательным для локальных производителей. Именно введение в ассортимент современных дженериков позволило многим локальным производителям стран постсоветского пространства выжить в период становления этих стран, и именно они теперь занимают высокие позиции в рейтингах ведущих производителей.
<$>