Научная статья на тему 'ДЛО и коммерческий сектор'

ДЛО и коммерческий сектор Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВА / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисова Мария, Ишмухаметов Айдар, Соколова Виктория

Еще недавно одной из проблем в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения для льготных категорий граждан была непрозрачность объемов рынка («Трудности переходного возраста», «Ремедиум» №8, 2005 г.). Сегодня у нас есть официальные данные мониторинга, проводимого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, которые позволяют увидеть объемы поставок ЛС, динамику уровня обслуживания рецептов и получить другие важнейшие для участников системы ДЛО сведения. В то же время в результате открытого диалога между ведущими дистрибьюторами, производителями и аналитическими компаниями достигнуто соглашение об анализе обращения лекарственных средств, участвующих в программе ДЛО, на основе данных «Реестра отпущенных рецептов» дистрибьюторов. Такой анализ позволяет участникам фармрынка оценить влияние нового явления в сфере обращения ЛС системы ДЛО на лекарственный рынок в целом. Первые результаты представлены в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЛО и коммерческий сектор»

Мария ДЕНИСОВА, к.ф.н., Айдар ИШМУХАМЕТОВ, д.м.н., проф.,

Виктория СОКОЛОВА, ГК «Ремедиум»

ДЛО И КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР

Еще недавно одной из проблем в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения для льготных категорий граждан была непрозрачность объемов рынка («Трудности переходного возраста», «Ремедиум» №8, 2005 г.). Сегодня у нас есть официальные данные мониторинга, проводимого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ, которые позволяют увидеть объемы поставок ЛС, динамику уровня обслуживания рецептов и получить другие важнейшие для участников системы ДЛО сведения. В то же время в результате открытого диалога между ведущими дистрибьюторами, производителями и аналитическими компаниями достигнуто соглашение о создании базы данных лекарственных средств, участвующих в программе ДЛО, на основе данных «Реестра отпущенных рецептов» дистрибьюторов. Такой анализ позволяет участникам фармрынка оценить влияние нового явления в сфере обращения ЛС - системы ДЛО на лекарственный рынок в целом. Первые результаты представлены в настоящей статье.

НАГРАЖДЕНЫ ЛУЧШИЕ ПОСТАВЩИКИ

В рамках XII Международной специализированной выставки «Аптека-2005» были награждены компании — лучшие российские поставщики фармацевтической продукции. В номинации «Лучшее управление цепью поставок» победила фирма «Центр внедрения «Протек». В номинации «Лучшее управление запасами» победила компания «Катрен». В номинации «Лучшее управление ресурсами» победителем стала компания «СИА Интернейшнл». Все три компании отмечены Конкурсной комиссией в номинации «Лучшее обслуживание клиентов». Результаты определены Конкурсной комиссией на основании показателей эффективности деятельности компаний, рассчитанных по специальным методикам. В состав конкурсной комиссии вошли ведущие отечественные специалисты и независимые эксперты в области логистики и информационных технологий. Основная задача проведения Конкурса — продвижение торговых марок надежных поставщиков фармацевтической продукции на территории России и предоставление участникам рынка объективной информации о компаниях-поставщиках.

Соб. инф.

ОКОЛО 31 МЛРД. РУБ.

ВЫДЕЛЯТ НА ДЛО

В 2006 г. на финансирование Федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) выделят около 31 млрд. руб.: столько из выделенных бюджетом 50,8 млрд. руб. удалось освоить в 2005 г. По прогнозам Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и соц-развития (ФСН), отчисления на ДЛО в 2005 г. составят около 30 млрд. руб.

По словам руководителя ФСН Р.Хабри-ева, на 1 октября 2005 г. из ДЛО вышло 46% льготников, которые предпочли взять деньги, а не лекарства. Поэтому бюджет на 2006 г. будет высчитываться по числу оставшихся в программе льготников — 7,5 млн. — из расчета 350 руб. на человека в месяц и составит более 30 млрд. руб. Дополнительно государство выделит еще 6—9 млрд. руб. на оплату лекарств, которые были отгружены в аптеки в 2005 г., а получат их льготники уже в следующем. «Таким образом, затраты 2005 и 2006 гг. остаются на одинаковом уровне, несмотря на сократившееся количество «льготных» пациентов», — подчеркнул Хабриев.

rccnews.ru

В качестве источников информации в этой статье мы использовали данные совместного продукта по мониторингу лекарственных средств в ДЛО компаний RMBC и ЦМИ «Фармэксперт», данные «Розничного аудита ГЛС РФ» и «Госпитальных закупок ГЛС РФ» компании RMBC.

Продукт представляет собой консолидированные данные дистрибьюторов об отпущенных рецептах по программе ДЛО. В качестве региональных цен использовались расчетные величины, на основе Реестра зарегистрированных цен (Приказ Росздравнадзора №702-пр/04 от 27.12. 2004 г. и Приказ Росздравнадзора №168-Пр/05 от 04.02.2005 г.) с учетом региональной надбавки (Приказ Росздравнадзора №660-Пр/04 от 22.12.2004 г.).

В реестр включено 384 МНН, представленных 850 торговыми наименованиями. Количество отдельных (уникальных) презентаций препаратов составляет 1993 и поставляется 188 компани-ями-производителями.

Объем сегмента ДЛО за первые 6 месяцев работы программы составил почти 400 млн. долл. в региональных ценах (рис. 1). За этот период по программе было реализовано почти 100 млн. упаковок ГЛС.

Первые 2 месяца объемы ДЛО как в денежном, так и в натуральном выражении были несколько ниже последующих 4 месяцев (рис. 2). Несомненно,

это было связано с известными трудностями, возникавшими на первоначальной стадии реализации программы. Средняя стоимость упаковки ГЛС, реализуемой по программе ДЛО, составила по итогам I полугодия 2005 г. около 4 долл., при этом колебание цены от месяца к месяцу было довольно незначительным. При сравнении средней стоимости упаковки в розничном секторе отмечается значительное превышение стоимости упаковки ГЛС по программе ДЛО. Так, по итогам I полугодия 2005 г., средняя стоимость проданной в аптеках упаковки ГЛС составила 1,08 долл. в оптовых ценах и еще меньше по итогам

2004 г. — 0,92 долл. Даже при сравнении с показателями в госпитальном сегменте, превышение средней стоимости упаковки в ДЛО остается значительным: средняя стоимость закупленной больницами упаковки ГЛС составила 1,21 долл. в оптовых ценах по итогам 2004 г. и 1,42 долл. по итогам I полугодия 2005 г. Таким образом, можно сделать вывод о перетекании в программу более дорогостоящих, а значит и наименее доступных (с точки зрения покупки за свои средства) для населения лекарств. С другой стороны, отмечается некоторый рост средней стоимости упаковки в рознице и госпитальном секторе в I полугодии

2005 г. Например, средняя оптовая стоимость 1 упаковки препарата Ди-

11

РШШ1ШМ ноябрь 2005

iinim

The open dialogue between distributors, manufacturers and analytic companies resulted in the agreement to set up a non-commercial product — Monitoring of Drugs within Additional Drug Provision Program (DLO). The article contains analysis of the half year data collected via the program. Maria DENISOVA, PhD in Pharmaceutics, Victoria SOKOLOVA, RMBC. Additional drug provision (DLO): the results of half year.

проспан раствор для инъекций №1 выросла в рознице с 115 руб. в апреле до 155 руб. в августе; упаковка №5 — с 468 руб. в апреле до 808 руб. в августе. Наибольшую долю (почти 30%) в сегменте ДЛО занимают «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы»1 (рис. 3). Еще примерно четверть объема приходится на группу препаратов, влияющих на «Пищеварительный тракт и обмен веществ».

При сравнении структуры сегмента ДЛО с розничным аптечным рынком можно отметить некоторые особенности. Например, доля группы «Противоопухолевые препараты» в ДЛО почти

1 Согласно АТС-классификации 1 уровня.

РИСУНОК 1

| Структура фармрынка России (млн. долл. в оптовых ценах)

3.0

2.5

2.0

1.5 1,0 0,5 0,0

I пол. 2004 г. II пол. 2004 г.

I пол. 2005 г.

РИСУНОК 2

| Динамика объемов ДЛО в России в I полугодии 2005 г.

120 -

100 -

80 _ 3,79

60 _ 14,6

4,06

40 -

I I 6,5 I 55,2

20 1 1 26,5

0 1 -і—

■ — Объем, рег. цены, млн. долл.

□ — Кол-во упаковок, млн. шт.

□ — Ср. стоимость упаковки, долл. в рег. ценах

таблица 1| Десять ведущих кодов АТС 2-го уровня в сегменте ДЛО в России в I полугодии 2005 г.

Место в рейтинге Название группы Доля по объему в денежном выражении

ДЛО Розничный рынок ДЛО Розничный рынок

1 19 А10 [Средства для лечения сахарного диабета] 16,17% 1,89%

2 4 С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 9,92% 3,69%

3 5 N06 [Психоаналептики] 8,47% 3,54%

4 16 С01 [Препараты для лечения заболеваний сердца] 6,31% 2,09%

5 39 L01 [Противоопухолевые препараты] 6,22% 0,75%

6 18 R03 [Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей] 5,42% 1,9%

7 53 С04 [Периферические вазодилататоры] 3,64% 0,53%

8 32 С08 [Блокаторы «медленных» кальциевых каналов] 3,12% 1,04%

9 22 А09 [Препараты, способствующие пищеварению (включая ферментные препараты)] 2,90% 1,78%

10 26 С03 [Диуретики] 2,82% 1,31%

НЕМОДНІМ

РИСУНОК 3

Структура рынка по кодам АТС 1-го уровня в России в I полугодии 2005 г.

%

50

40

30

20

10

О

I— О

\жи

^ '-л<___. °

Д.-д.П.П.

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1 — С [Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы]

2 — А [Пищеварительный тракт и обмен веществ]

3 — N [Препараты для лечения заболеваний нервной системы]

4 — I [Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы]

5 — 1} [Препараты для лечения заболеваний респираторной системы]

6 — М [Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы]

7 — Н [Гормональные препараты для системного использования

(исключая половые гормоны)]

8 — 0 [Противомикробные препараты для системного использования]

9 — В [Препараты, влияющие на кроветворение и кровь]

10 — G [Препараты для лечения заболеваний урогенитальных

органов и половые гормоны]

11 — S [Препараты для лечения заболеваний органов чувств]

12 — D [Препараты для лечения заболеваний кожи]

13 — Прочие

втрое выше, чем в рознице, в 2 раза выше доля «Препаратов для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы». Также можно выделить группы «Противомикробные препараты для системного использования» и «Препараты для лечения урогенитальных органов и половых гормонов», доля которых в рознице, соответственно, в 4 и 6 раз выше доли в ДЛО. Группа «Препараты для лечения респираторной системы» в ДЛО существенно меньше (доля в рознице почти вдвое превышает долю в ДЛО), что объясняется преимущественным присутствием в этой

группе препаратов для самолечения (т.е. безрецептурного отпуска). Группа «Препараты для лечения заболеваний кожи» практически не представлена в структуре реализации ДЛО, хотя в рознице она занимает более 5% по объему продаж.

Интересно отметить и более высокую концентрацию в сегменте ДЛО. Так, доля «тройки» групп в ДЛО составляет 68%, а в розничном сегменте — только 48%. Детальный анализ сегментов показал еще более значительное расхождение ДЛО и коммерческого сектора. Так, среди кодов АТС 2-го уровня только два

входят в «десятки» как в рознице, так и в ДЛО (табл. 1). Другие лидеры сегмента ДЛО входят лишь во вторую, третью и даже шестую «десятки» по объему продаж в рознице. Соответствующим образом отличаются и доли групп (на примере «десятки» лидеров): «Средства для лечения сахарного диабета» (в 9 раз выше), «Противоопухолевые препараты» (более чем в 8 раз выше) и «Периферические вазодилататоры» (выше почти в 7 раз). Это позволяет сделать вывод о том, что данные группы лекарственных средств сосредоточены, прежде всего, в сегменте ДЛО.

РЕМШииМ ноябрь 2005

ТАБЛИЦА 2 | Двадцать ведущих кодов АТС 2-го уровня в аптечных продажах

Место в рейтинге Название группы Доля в аптечных продажах

I пол. 2004 г.* I пол. 2005 г.** I пол. 2004 г. I пол. 2005 г.

1 1 001 [Антибактериальные препараты для системного использования] 6,14 6,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 2 N02 [Анальгетики] 5,52 5,81

3 3 А11 [Витамины] 5,35 4,97

4 4 С09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 4,06 3,69

5 5 N06 [Психоаналептики] 3,62 3,54

6 7 С03 [Половые гормоны] 3,11 3,3

7 6 }05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 3,09 3,35

8 9 М01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 2,86 2,98

9 16 С01 [Препараты для лечения заболеваний сердца] 2,63 2,09

10 8 L03 [Иммуномодуляторы] 2,6 3,21

11 10 N05 [Психотропные препараты] 2,48 2,48

12 11 А07 [Противодиарейные препараты] 2,41 2,47

13 12 А02 [Препараты для лечения заболеваний, связанных с нарушением кислотности] 2,34 2,22

14 14 А05 [Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей] 2,32 2,2

15 15 С04 [Препараты для лечения урологических заболеваний] 2,13 2,17

16 19 А10 [Средства для лечения сахарного диабета] 2,07 1,89

17 18 }03 [Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей] 2,02 1,9

18 13 }01 [Назальные препараты] 1,96 2,22

19 17 С05 [Ангиопротекторы] 1,89 1,95

20 20 501 [Препараты для лечения заболеваний глаз] 1,85 1,87

* С учетом БиЛОЛ. ** Без учета ДЛО.

таблица з| Десять ведущих производителей по объему ДЛО в России в I полугодии 2005 г.

В денежном выражении В натуральном выражении (по кол-ву упаковок)

Место в рейтинге Производитель Доля Место в рейтинге Производитель Доля

1 Sanofi-Aventis 7,90% 1 Фармстандарт 7,70%

2 Novo Nordisk 6,В7% 2 Брынцалов-А 6,70%

3 Gedeon Richter 6,40% 3 Berlin-Chemie/ Menarini Pharma 6,20%

4 Servier 5,В7% 4 Акрихин 5,70%

5 Eli Lilly 5,61% 5 Gedeon Richter 5,60%

6 Berlin-Chemie/ Menarini Pharma 4,76% 6 Отечественные лекарства 5,00%

7 Novartis 4,43% 7 Servier 3,В0%

В BMS 3,09% В Фарм-центр 3,70%

9 KRKA 2,90% 9 Sanof'-Aventis 3,70%

10 Boehringer Ingelheim 2,В0% 10 KRKA 3,60%

таблица 4| Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Производитель Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I пол. 2GG5 г. I пол. 2GG4 г. I пол. 2GG5 г. I пол. 2GG4 г.

1 1 Sanof'-Aventis 5,5 6,5

2 2 Berlin-Chemie / Menarini Pharma 4,0 3,7

3 4 Servier Pharmaceuticals 2,В 2,9

4 3 Gedeon Richter Ltd. 2,7 3,0

5 6 Pfizer International Inc. 2,7 2,5

6 9 Novartis 2,6 2,2

7 5 Фармстандарт 2,5 2,7

В 7 KRKA D.D. 2,4 2,5

9 В Nycomed 2,4 2,3

10 10 Lek-Sandoz 2,3 2,1

Все вышесказанное нашло свое отражение и в рейтингах коммерческого сектора. Так, в рейтинге АТС-групп 2-го уровня наиболее заметно снизились позиции и доли:

Ф С04 [Периферические вазодилатато-ры] — снижение на 9 позиций в рейтинге (№7 в рейтинге ДЛО);

« С01 [Препараты для лечения заболеваний сердца] — на 7 позиций (№4 в рейтинге ДЛО);

« N03 [Противоэпилептические препараты] — на 6 позиций (№20 в рейтинге ДЛО). В то же время влияние ДЛО на «двадцатку» лидеров (АТС 2-го уровня) не столь заметно: по розничным продажам изменились только позиции и до-

РЕМШииМ ноябрь 2005

таблица 5| Десять ведущих торговых наименований по объему ДЛО в России в I полугодии 2005 г.

В денежном выражении В натуральном выражении (по кол-ву упаковок)

Место в рейтинге Торговое наименование Доля Место в рейтинге Торговое наименование Доля

1 Кавинтон 3,62% 1 Эналаприл 5,96%

2 Предуктал МВ 2,68% 2 Мезим форте 2,92%

3 Хумулин НПХ 2,14% 3 Кавинтон 2,22%

4 Церебролизин 2,05% 4 Кардикет ретард 1,90%

5 Протафан НМ пенфилл 1,80% 5 Корвалол 1,52%

6 Актовегин 1,74% 6 Аспаркам 1,49%

7 Моноприл 1,60% 7 Капотен 1,40%

8 Кардикет ретард 1,50% 8 Энап 1,39%

9 Диротон 1,46% 9 Пирацетам 1,35%

10 Хумулин регулар 1,38% 10 Атенолол 1,32%

ли групп, а существенных перестановок отметить нельзя.

Однако необходимо выделить некоторые группы, продемонстрировавшие существенный прирост, что может говорить об укреплении позиций основных игроков этих групп в коммерческом сегменте. Например, двукратный рост доли отмечен в группах:

+ М09 [Препараты для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата другие];

4 М04 [Противоподагрические препараты].

Так же как и в ситуации терапевтических групп, можно говорить о сущест-

таблица б| Десять ведущих торговых наименований

по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I пол. 2005 г. I пол. 2004 г. I пол. 2005 г. I пол. 2004 г.

1 3 Мезим форте 0,9 0,8

2 4 Актовегин 0,9 0,8

3 1 Боярышника настойка 0,8 0,9

4 7 Виагра 0,8 0,8

5 5 Эссенциале Н 0,8 0,8

6 2 Но-шпа 0,7 0,9

7 27 Арбидол 0,7 0,4

8 6 Энап 0,7 0,8

9 8 Кавинтон 0,6 0,8

10 9 Предуктал 0,6 0,7

таблица 7| Десять ведущих торговых наименований среди Топ-100 —

лидеров по снижению объема аптечных продаж в I полугодии 2005 г.

по отношению к I полугодию 2004 г.

Снижение объема продаж в % Снижение объема продаж в долл.

Место в рейтинге Торговое наименование Снижение объема, % Место в рейтинге Торговое наименование Снижение объема, тыс. долл. в оптовых ценах

1 Трамал* -29% 1 Капотен* -1539

2 Ампициллин* -25% 2 Кавинтон* -954

3 Сальбутамол* -24% 3 Трамал* -921

4 Пирацетам* -21% 4 Ампициллин* -843

5 Капотен* -20% 5 Пирацетам* -843

6 Панангин* -18% 6 Но-шпа -821

7 Депакин хроно* -17% 7 Сальбутамол* -809

8 Трентал* -14% 8 Фестал* -789

9 Галазолин -13% 9 Депакин хроно* -777

10 Фестал* -12% 10 Кардикет* -720

* Включен в список ДЛО.

венно более высокой концентрации в сегменте ДЛО в разрезе производителей. Так, доля «десятки» здесь составляет почти 51%, тогда как в аптечном секторе не достигает и 30% по объему продаж в денежном выражении. Сравнение двух сегментов ДЛО и коммерческого (табл. 4) показывает, что лидерами остаются производители, традиционно присутствующие в рейтингах аптечных продаж и госпитальных закупок. В то же время обращают на себя внимание более высокие позиции таких компаний, как Novo Nordisk (№44 по аптечным продажам в I полугодии 2005 г.), Eli Lilly (№29), BMS (№16) и Boehringer Ingelheim (№17). С другой стороны, некоторые лидеры аптечных продаж куда более скромно представлены в сегменте ДЛО: Berlin-Chemie/ Menarini Pharma, Pfizer (№16 в ДЛО), Nycomed (№17), «Фармстандарт» (№23) и GSK (№11 в коммерческом секторе и №20 — в ДЛО).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логичным является падение долей лидеров ДЛО в аптечном сегменте (табл. 4): Sanofi-Aventis, Servier, Gedeon Richter, Novartis и KRKA снизили доли в аптечных продажах в I полугодии 2005 г. по сравнению с I полугодием 2004 г. Компании, менее активные в ДЛО, наоборот, несколько укрепили свои позиции в рознице (Pfizer, Novartis, Nycomed и Lek-Sandoz).

Лидерами среди торговых наименований являются, в первую очередь, препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и различные инсу-лины (табл. 5), что коррелирует с предыдущими данными (табл. 1). Концентрация в разрезе торговых наименований в сегменте ДЛО превышает соответствующий показатель в коммерческом секторе — «десятка» здесь достигает 20% по объему в денежном выражении, тогда как в рознице — лишь 7,5%.

Если рассматривать структуру сегмента ДЛО в отношении дженериков и оригинальных препаратов, то всего в реестре фигурирует 224 ТН оригинальных средств и 624 ТН — дженери-ковых, что составляет, соответственно, 26% и 74% . В распределении числа презентаций доля дженериков еще

выше — 79% . Подавляющая часть оригинальных препаратов представлена зарубежной продукцией. Всего несколько отечественных ТН попали в данную классификационную группу (как, например, Арбидол и Фенотро-пил).

Сравнивая «десятку» ведущих торговых наименований (в стоимостном выражении) в коммерческом секторе и ДЛО по итогам I полугодия 2005 г., можно выделить только два пересечения — Актовегин и Кавинтон. Остальные препараты занимают существенно разные позиции в этих двух сегментах. Так, в Топ-100 торговых наименований по объему аптечных продаж в I полугодии 2005 г. входят только 5 препаратов «десятки» ДЛО (включая Актовегин и Кавинтон). Среди лидирующих производителей по объемам аптечных продаж существенных изменений не отмечается. Однако отдельные позиции «десятки» демонстрируют некоторое падение долей в рознице, которое можно отнести на счет влияния ДЛО: Энап, Кавин-тон, Предуктал. Происходящий рост или падение долей и рейтинговых позиций других препаратов «десятки», скорее всего, связан с активностью компаний по продвижению своих брэндов (Арбидол, Актовегин, настойка Боярышника, Виагра).

Анализируя аптечные продажи в I полугодии 2005 г. по сравнению с I полу-

годием 2004 г., интересно отметить, что наиболее существенные падения продаж, по всей видимости, связаны именно с ДЛО — препараты, более всего сократившие объемы аптечных продаж, активно задействованы в программе ДЛО (табл. 7).

Итак, подводя первые итоги действия программы дополнительного лекарственного обеспечения, можно отметить положительное влияние реформы в целом на лекарственное обеспечение наиболее уязвимых слоев граждан (льготных категорий), что подтверждается такими косвенными показателями, как высокая стоимость упаковки, высокая концентрация в первой десятке производителей, торговых наименований. А это в свою очередь говорит о присутствии дорогостоящих (а значит оригинальных или высококачественных дженериков) препаратов. Безусловно, отмечается взаимное влияние ДЛО и коммерческого рынка, это выражается в изменении рейтингов производителей, торговых наименований, «традиционных» тенденций, ценовой сегментации и т.д. В заключение хотелось бы также отметить высокую самооргани-зованность российского фармацевтического сообщества, благодаря которой мы имеем сегодня детальное представление о структуре, объемах, тенденциях рынка.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.