Научная статья на тему 'ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РФ В I ПОЛУГОДИИ 2005 г.'

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РФ В I ПОЛУГОДИИ 2005 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОБЗОР / ОТЧЕТ / АНАЛИТИКА / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Виктория, Галузо Анна

Total volume of pharmaceutical and hospital segments of the market during 1st half of 2005 made up about $3 billion (final consumption price). Taking into account open information on Additional Drug Provision and direct federal purchases of drugs, the volume of Russian pharmaceutical market can be estimated at $3.5 billion (final consumption price), the volume of the market has increased by more than 30%. The article includes the data on pharmaceutical and hospital segments of the market. Victoria SOKOLOVA, Anna GALUZO, RMBC. Pharmaceutical market in Russia for the 1st half of 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК РФ В I ПОЛУГОДИИ 2005 г.»

Виктория СОКОЛОВА, Анна ГАЛУЗО, RMBC

Фармацевтический рынок РФ

В I ПОЛУГОДИИ 2005 г.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ

Согласно данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, объем аптечного рынка России в I полугодии 2005 г. составил 1,93 млрд. долл.* в ценах закупки аптек; уровень розничной наценки составил 29,7%.

Доля 10 ведущих производителей в I полугодии 2005 г. составила почти 30% от общего объема аптечных продаж (табл. 1). В целом рейтинг не претерпел значительных изменений за анализируемый период. Лидерами по-прежнему являются компании Sanofi-Aventis и BerlinChemie/Menarini Pharma. Среди производителей, наиболее заметно увеличивших доли в общем объеме аптечных продаж и улучшивших рейтинговые позиции, можно выделить Novartis. Снижение долей части лидеров, которое можно отметить в таблице 1, является, скорее, результатом перетекания части продаж этих компаний в ДЛО (до 2005 г. данные о льготном и бесплатном отпуске ГЛС были включены в общие данные об аптечных продажах).

В рейтинге ведущих торговых наименований произошли значительные изменения за анализируемый период (табл. 2). Новым лидером

* Без учета ДЛО.

■1!1

стал препарат Мезим форте, увеличивший объем аптечных продаж на 26% по сравнению с I полугодием

2004 г. В I полугодии 2005 г. в «десятку» вошел один новый препарат, Ар-бидол, который продемонстрировал почти двукратный рост доли. Кумулятивная доля «десятки» лидеров составила 7,5% от общего объема аптечных продаж РФ за анализируемый период.

В I полугодии 2005 г. суммарная доля 10 ведущих МНН и группировочных наименований составила 11% (табл. 3). «Четверка» лидеров осталась без изменений по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Единственным новым участником «десятки» является флуконазол, увеличивший объем аптечных продаж на 37% и переместившийся с 12-й на 7-ю позицию. В результате снижения доли индапамид, занимавший 10-е место год назад, покинул список 10-ти наиболее продаваемых МНН. Снижение долей некоторых МНН, например эналаприла, винпоцетина и дротаве-рина, скорее всего, свидетельствует о переходе существенной доли продаж этих препаратов в ДЛО, а не о снижении их продаж в России.

В I полугодии 2005 г. суммарный объем продаж 10 ведущих АТС-групп превысил 39% (табл. 4). За анализируемый период 5 ведущих групп сохранили свои позиции в рейтинге,

Total volume of pharmaceutical and hospital segments of the market during 1st half of 2005 made up about $3 billion (final consumption price). Taking into account open information on Additional Drug Provision and direct federal purchases of drugs, the volume of Russian pharmaceutical market can be estimated at $3.5 billion (final consumption price), the volume of the market has increased by more than 30%. The article includes the data on pharmaceutical and hospital segments of the market. Victoria SOKOLOVA, Anna GALUZO, RMBC. Pharmaceutical market in Russia for the 1st half of 2005.

Аптечные продажи в регионах России в I полугодии 2005 г.

Регион Объем продаж в розн. ценах, млн. долл. Доля в розн. ценах, % Потребление на душу населения в розн. ценах, долл.

Москва 510,02 20,34 50,37

С.-Петербург 126,48 5,04 27,13

Московская область 122,39 4,88 18,49

Екатеринбург 35,07 1,40 27,11

Самара 31,09 1,24 26,85

Новосибирск 30,15 1,20 21,15

Казань 29,78 1,19 26,94

Пермь 26,02 1,04 25,97

Нижний Новгород 24,40 0,97 18,61

Тюмень 22,92 0,91 44,88

Ростов-на-Дону 21,08 0,84 19,73

Челябинск 20,87 0,83 19,38

Ярославль 19,01 0,76 31,00

Красноярск 18,47 0,74 20,31

Саратов 18,46 0,74 21,14

Омск 18,45 0,74 16,27

Уфа 17,83 0,71 17,10

Иркутск 17,67 0,70 29,76

Волгоград 17,60 0,70 17,40

Владивосток 16,01 0,64 26,92

Краснодар 15,67 0,63 24,25

Воронеж 15,48 0,62 18,23

Хабаровск 15,02 0,60 25,76

Тольятти 13,42 0,54 19,09

Белгород 12,38 0,49 36,72

Барнаул 10,82 0,43 18,01

Тула 10,26 0,41 21,33

Рязань 10,07 0,40 19,30

Ульяновск 9,24 0,37 14,54

Курск 6,46 0,26 15,67

Владимир 5,77 0,23 18,25

Остальные регионы России 1238,74 49,41 12,56

Вся Россия 2507,08 100,00 17,27

однако ниже 5-й строчки произошли некоторые перестановки. Иммуномодуляторы наиболее заметно увеличили долю в общем объеме продаж и переместились с 10-й на 8-ю строчку рейтинга. Группа «Препараты для лечения заболеваний сердца», занимавшая 9-е место год назад (доля в общем объеме аптечных продаж 2,6%), снизила свою долю почти на 21% и опустилась на 16-ю позицию.

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

Согласно данным «Анализа больничных закупок в РФ»™, объем госпитального рынка в I полугодии 2005 г. составил 508,3 млн. долл. в оптовых ценах, что на 25,4% выше соответствующего прошлогоднего показателя.

Кумулятивная доля 10-ти ведущих производителей составила 31,5% от общего объема госпитальных закупок в I полугодии 2005 г. (табл. 5). Sanofi-Aventis по-прежнему возглавляет рейтинг Некоторые компании в «десятке» заметно увеличили доли и рейтинговые позиции: AstraZeneca (+17%, переместилась с 4-го на 2-е место), Nycomed (+67%, с 11-го на

3-е место), Lek Sandoz (+19%, с 6-го на

4-е место), «Аболмед» (+44%, с 15-го на 7-е место), Berlin-Chemie/ Menarini Pharma (+27%, с 17-го на 10-е место). С другой стороны, Gedeon Richter и Pfizer International в наибольшей степени снизили доли в объеме госпитальных закупок и потеряли позиции в рейтинге. В результате снижения долей участники «десятки» I полугодия 2004 г., компании F. Hoffmann-La Roche, Bristol-Myers Squibb, GlaxoSmithKline и Eli Lilly, покинули данный рейтинг год спустя.

В I полугодии 2005 г в рейтинге ведущих торговых наименований произошли существенные изменения по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (табл. 6). В «десятку» вошли четыре новых препарата, в значительной степени увеличивших объемы больничных закупок и рыночные доли. Интересно отметить, что все эти препараты — антибиотики для системного использования. Среди участников «десятки» I полугодия 2004 г. следует отметить существенное увеличение долей препаратов Актовегин (+144%) и Меронем (+57%). Наиболее значительное снижение долей и позиций в рейтинге проде-

таблица i| Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г. Производитель I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

1 1 Sanofi-Aventis б,б 6,б

2 2 Berlin-Chemie | Menarini Pharma GmbH 4,O З,7

З 4 Servier 2,8 2,9

4 З Gedeon Richter Ltd. 2,7 З,0

б 6 Pfizer International Inc. 2,7 2,б

6 9 Novartis 2,6 2,2

7 б «Фармстандарт» 2,б 2,7

8 7 KRKA D.D. 2,4 2,б

9 8 Nycomed 2,4 2,З

1O 1O Lek-Sandoz 2,З 2,1

таблица г| Десять ведущих торговых наименований

по объему аптечных продаж

Место в рейтинге Доля в общем объеме

аптечных продаж, %

I полу- I полу- Производитель I полу- I полу-

годие годие годие годие

2005 г. 2004 г. 2005 г. 2004 г.

1 З Мезим форте O,9 0,8

2 4 Актовегин O,9 0,8

З 1 Боярышника настойка O,8 0,9

4 7 Виагра O,8 0,8

б б Эссенциале Н O,8 0,8

6 2 Но-шпа 0,7 0,9

7 27 Арбидол 0,7 0,4

8 6 Энап 0,7 0,8

9 8 Кавинтон O,6 0,8

1O 9 Предуктал 0,6 0,7

таблица з| Десять ведущих МНН и группировочных

наименований по объему аптечных продаж

Место в рейтинге МНН/группировочное наименование Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

1 1 Поливитамин+Мультиминерал 2,4 2,б

2 2 Эналаприл 1,7 2,1

З З Панкреатин 1,З 1,2

4 4 Поливитамин 0,9 1,1

б 6 Винпоцетин 0,8 1,0

6 б Дротаверин 0,8 1,1

7 12 Флуконазол 0,8 0,7

8 7 Боярышника плоды 0,8 0,9

9 9 Силденафил 0,8 0,8

10 8 Диклофенак 0,7 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таблица 4| Десять ведущих АТС-групп по объему аптечных продаж

Место в рейтингах АТС-код АТС-группа Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г. I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

l l J01 Антибактериальные препараты для системного использования 6,l 6,l

2 2 NO2 Анальгетики б,8 б,б

З З All Витамины б,0 б,4

4 4 C09 Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин З,7 4,l

б б N06 Психоаналептики З,б З,6

6 7 R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля З,З з,і

7 6 G03 Половые гормоны З,З з,і

8 lO LOB Иммуномодуляторы З,2 2,6

9 8 M0l Противовоспалительные и противоревматические препараты З,0 2,9

lO ll N05 Психотропные препараты 2,б 2,б

таблица б| Десять ведущих производителей по объему

госпитальных закупок

Место в рейтинге Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г. Производитель I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

l l Sanof'-Aventis 7,6 7,7

2 4 AstraZeneca З,б З,0

З ll Nycomed 3,5 2,l

4 6 Lek-Sandoz 3,2 2,7

б З Gedeon Richter Ltd. З,0 З,4

6 2 Pfizer International Inc. 2,6 4,0

7 15 «Аболмед» 2,З l,6

8 l0 Pliva 2,0 2,l

9 із Schering AG l,9 l,8

l0 l7 Berlin-Chemie/Menarini Pharma GmbH l,9 l,5

таблица б| Десять ведущих торговых наименований

по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Торговое наименование Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г. I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

l l Натрия хлорид B,l 2,З

2 8 Актовегин 2,2 0,9

З З Меронем 2,2 l,4

4 2 Цефазолин 2,0 2,2

б 4 Глюкоза l,2 l,4

6 9 Цефотаксим l,0 0,9

7 l4 Амоксиклав l,0 0,8

8 42 Таваник l,0 0,б

9 l2 Максипим 0,9 0,8

l0 48 Цефтриаксон 0,9 0,4

монстрировал Цефазолин. В результате снижения долей препараты Фраксипа-рин, Альбумин, Медоцеф и Фортум покинули «десятку» лидеров в I полугодии 2005 г. Кумулятивная доля 10 ведущих торговых наименований составила около 16% объема госпитального рынка.

В таблице 7, представляющей 10 лидирующих препаратов по составу, также доминируют антибактериальные препараты. Объем больничных закупок лидера рейтинга, натрия хлорида, увеличился на 75%. За анализируемый период в «десятку» вошли два новых участника, амокси-циллин+клавулановая кислота и амика-цин, значительно улучшивших рейтинговые позиции. Следует также отметить почти двукратное увеличение объема госпитальных закупок МНН меропенем. Надропарин кальций и цефтазидим, занимавшие год назад 8-ю и 10-ю строчки соответственно, в значительной степени снизили рыночные доли и покинули «десятку». Доля 10 ведущих МНН составила около 19% от общего объема госпитальных закупок.

В госпитальных закупках со значительным отрывом лидирует группа системных антибактериальных препаратов — 7 из 10 ведущих торговых наименований и МНН представляют именно этот сегмент. Второй по встречаемости группой в рейтингах торговых наименований и МНН стали инфузионные растворы, что обусловило соответствующую позицию всей группе В05 в рейтинге (табл. 8). Рост продаж Актовегина обусловил скачок группы «Прочие гематологические

таблица 7| Десять ведущих МНН по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге Доля в общем объеме

МНН/группировочное госпитальных закупок, %

I полу- I полу- наименование I полу- I полу-

годие годие годие годие

2005 г. 2004 г. 2005 г. 2004 г.

1 3 Натрия хлорид 3,1 2,3

2 2 Цефотаксим 2,7 2,7

3 1 Цефазолин 2,7 2,7

4 4 Цефтриаксон 2,4 2,1

5 6 Меропенем 2,2 1,4

6 5 Цефоперазон 1,5 1,9

7 7 Декстроза 1,2 1,4

8 15 Амоксициллин+Клавулановая кислота 1,1 0,9

9 9 Апротинин 1,0 1,3

10 27 Амикацин 1,0 0,7

таблица г| Десять ведущих АТС-групп по объему госпитальных закупок

Место в рейтинге АТС-код АТС-группа Доля в общем объеме госпитальных закупок, %

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

I полугодие 2005 г. I полугодие 2004 г.

1 1 □01 Антибактериальные препараты для системного использования 22,5 21,8

2 3 В05 Плазмозамещающие и перфузионные растворы 8,6 8,2

3 2 L01 Противоопухолевые препараты 5,5 8,3

4 4 N05 Психотропные препараты 4,4 4,3

5 5 N06 Психоаналептики 3,5 3,2

6 9 С01 Препараты для лечения заболеваний сердца 2,8 2,2

7 6 В01 Антикоагулянты 2,7 3,1

8 7 N01 Анестетики 2,4 2,8

9 32 В06 Прочие гематологические препараты 2,2 0,9

10 8 А10 Средства для лечения сахарного диабета 2,1 2,6

препараты» с 32-го на 9-е место, а объем больничных закупок группы вырос более чем в 3 раза. «Противоопухолевые препараты», «Антикоагулянты», «Анестетики» и «Средства для лечения сахарного диабета» значительно снизили доли в общем объеме госпитальных закупок, однако потеряли всего по 1—2 позиции в рейтинге. Препараты для лечения заболеваний сердца, напротив, увеличили долю и переместились с 9-й на 6-ю строчку. «Гемостатики», занимавшие 10-е место в I полугодии 2004 г., продемонстрировали вдвое более медленные темпы роста, чем весь госпитальный сектор, и покинули «десятку» год спустя. Суммарная доля 10 ведущих АТС-групп составила около 57% госпитального рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммарный объем аптечного и госпитального секторов рынка в I полугодии 2005 г. составил около 3 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Таким образом, с учетом открытой информации по отпуску препаратов по ДЛО (около 400 млн. долл. за I полугодие 2005 г.), а также прочих прямых федеральных закупок лекарств объем российского фармацевтического рынка можно оценивать в 3,5 млрд. долл. в ценах конечного потребления. Это означает, что прирост объема российского фармрынка в I полугодии

2005 г. уже превысил 30%-ную отметку. Среднедушевое потребление лекарств составляет около 24 долл., в т.ч. потребление только через аптеки (без учета ДЛО) — 17,3 долл. в розничных ценах. Средняя стоимость одной продаваемой через аптеки упаковки составила 1,4 долл. в розничных ценах.

В сравнении с I полугодием 2004 г. произошел рост средней розничной наценки с 28 до 30%, что объясняется, с одной стороны, снижением доли закупок препаратов для бесплатного и льготного отпуска (переход в систему ДЛО), а с другой — развитием в России аптечных сетей, которые за счет применения дифференцированного подхода получают более высокий уровень наценки в среднем.

В целом аптечный рынок можно назвать стабильным, и большинство изменений в рейтингах по продажам является следствием перехода части аптечных продаж в ДЛО.

В развитии госпитального сектора можно отметить более существенные изменения — все рейтинги, включая рейтинги МНН и АТС-групп, претерпели изменения за анализируемый период. Также можно отметить происходящий рост концентрации госпитального сектора на антибактериальных препаратах и инфу-

зионных растворах (почти треть рынка); в сегменте антибиотиков происходит перераспределение между различными торговыми наименованиями и между различными МНН. Одной из причин таких нехарактерных для прошлых лет перестановок в госпитальном секторе, несомненно, является введение ДЛО, результатом которого стало некоторое перераспределение как госбюджетов, так и усилий производителей и дистрибьюторов на фармрынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.