Научная статья на тему 'Производители из ближнего 6 зарубежья на фармрынках соседних стран'

Производители из ближнего 6 зарубежья на фармрынках соседних стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишмухаметов Айдар, Абраменко Лариса

Фармрынки ближнего зарубежья представляют естественную зону интересов для производителей соседних стран СНГ. После распада СССР и разрыва традиционных налаженных связей наступает новый этап взаимодействия субъектов соседних развивающихся рынков лекарственных средств. Фармпроизводители стран СНГ предлагают на рынках государств содружества как хорошо известные и привычные препараты, так и свои новые продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ишмухаметов Айдар, Абраменко Лариса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производители из ближнего 6 зарубежья на фармрынках соседних стран»

6

главная тема

2004 январь-февраль РЕМЕШШМ

[СНГ: ОЖИДАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМРЫНКОВ]

Айдар ИШМУХАМЕТОВ, MMA им. И.М.Сеченова, Лариса АБРАМЕНКО, RMBC

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ИЗ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ НА ФАРМРЫНКАХ СОСЕДНИХ СТРАН

Фармрынки ближнего зарубежья представляют естественную зону интересов для производителей соседних стран СНГ. После распада СССР и разрыва традиционных налаженных связей наступает новый этап взаимодействия субъектов соседних развивающихся рынков лекарственных средств. Фармпроизводители стран СНГ предлагают на рынках государств содружества как хорошо известные и привычные препараты, так и свои новые продукты.

^ В РАЗДЕЛЕ

1-9 НА РЫНКАХ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯ-^ЛЬНОСТИ ФАРМПРОИЗВОДИТЕ-Й ИЗ БЕЛАРУСИ, РОССИИ И УКРА-:ИНЫ ■ РОССИЙСКИЙ РЫНОК ЛЕ-Кяк РСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ КВАРТАЛА 2003 г. СОСТАВИЛ О5[ ОЛО 3 МЛРД. ДОЛЛ., Т.Е. ВЫРОС ЖА 15% ■ РАЗВИВАЕТСЯ ФАРМРЫ-ГнО К УКРАИНЫ, ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЛЕКАРСТВ ЭКСПОРТИРОВАЛИ В 2003 г. НА 24,3% БОЛЬШЕ ■ В ТЕ-Ч3!НИЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ СНИЖАЛИСЬ ЦЕНЫ НА ЛЕКАРСТВА В КАЗАХСТАНЕ, НО В ПРОШЛОМ ГОДУ ТЕНДЕН-Ц| Я ИЗМЕНИЛАСЬ — В I ПОЛУГО-2003 г. ОНИ ВЫРОСЛИ НА 4,34%

В целом фармрынки стран СНГ характеризуются сравнительно быстрым развитием, но функционируют на фоне запаздывающего формирования стройного законодательства. В большинстве государств регуляторные системы отличаются компилятивностью и сочетают в себе как элементы, оставшиеся в наследие с советских времен, так и блоков, гармонизированных с зарубежными стандартами. Эксперты отмечают в настоящее время на большинстве этих фармрынков низкий уровень концентрации каптала в дистрибьюторском секторе, общий дефицит оборотных капиталов, слабое развитие аптечных сетей. Общим является также отсутствие внедре-

ния норм GMP у производителей и, соответственно, ограниченные рынки сбыта для их продукции. Все это обусловливает интерес фармпроизводителей к рынкам соседних государств СНГ. На фармрынок Беларуси поставляются фармацевтические продукты российского и украинского производства, на российский рынок — препараты украинского и белорусского, в Украине пациенты лечатся белорусскими и украинскими лекарственными средствами. По результатам исследования компании RMBC, в общем объеме розничных продаж в Беларуси за 9 месяцев 2003 г., который составил 107 235,4 тыс. долл. в оптовых ценах, препараты

ТАБЛИЦА 1 | Доля розничных продаж лекарственных 1

| препаратов предприятий стран СНГ в 1-111 кв. 2003 г.

Фармпроизводители Доля от общего объема аптечных продаж на фармрынке страны, (%)*

Беларусь Россия Украина

Белорусские 1Е,72 Е,6 Е,26

Российские 9,16 15 3,15

Украинские 3,24 Е,4 18,7

Объем рынка аптечных продаж в оптовых ценах Е,1 млрд. долл. 1,9 млрд. долл. Е,52 млрд. долл.

* Без учета доли не выявленных производителей (к ним по мнению аналитиков компании БМБС, относятся, в основном, локальные производители, выпускающие недорогие препараты): в «Розничном аудите ГЛС в России» - 12% от общего объема продаж; в «Розничном аудите ГЛС в Беларуси» - 10,5% от общего объема продаж; в «Розничном аудите ГЛС в Украине» - 17,4% от общего объема продаж. Источник: данные RMBC

РЕМШииМ январь-февраль 2004

таблица г| Ведущие фармпредприятия, работающие на рынках ближнего зарубежья

Фармрынок Беларуси Фармрынок России Фармрынок Украины

Российские производители Украинские производители Белорусские производители Украинские производители Российские производители Белорусские производители

Ай Си Эн-фарма-сьютикалс (российские заводы) Борщаговский ХФЗ Белмедпрепараты, АО Фармак, ОАО Биофарма, ЗАО Белмедпрепараты, АО

Брынцалов А, ЗАО Луганский ХФЗ, ОАО Борисовский завод медпрепаратов Здоровье — фармацевтическая фирма Ай Си Эн-фарма-сьютикалс (российские заводы) Борисовский завод медп-репаратов

Алтайвитамины, ЗАО Дарница фармацевтическая фирма, ЗАО Минскинтеркапс, СП белорусско-американское Биостимулятор, одесское ПХФО Нижфарм, ОАО Фармтехнология, ООО

Отечественные лекарства Киевмед-препарат, АО Несвижский завод медпрепаратов Стома, АО Полисан, НТФФ ООО Минскинтеркапс, СП белорусско-американское

Синтез акомп Здоровье — фармацевтическая фирма Фармтехнология, ООО Киевский витаминный завод, АО Материа Медика Несвижский завод медпрепаратов

Нижфарм, ОАО Технолог, ЗАО Экзон, белорусское малое государственное предприятие Галичфарм, АО Дальхимфарм, ОАО

Полисан, НТФФ ООО Лубныфарм, ОАО Экста, ООО Луганский ХФЗ, ОАО Силма (силоксано-вые матрицы), ЗАО

Мосхимфарм-препараты Фармак, АО Фармлэнд, СП ГНЦЛС (Харьков) Мосхимфарм-препараты

Татхимфарм-препараты, ПХФО Стома, АО Лубныфарм, ОАО ЭЙМ, ООО

Акрихин, ХФК ОАО Киевский витаминный завод, АО Дарница — фармацевтическая фирма, ЗАО Лэнс-Фарм

Государственныйинсти-тут кровезаменителей и медпрепаратов Галичфарм, АО Львовдиалек, ГП Симферопольская Ф.Ф.

Тверская фарм-фабрика, ОАО Опытный завод, ГНЦЛС Лекхим-Харьков, АО Органика, ОАО

Биосинтез ОАО (пенза) Здоровье народу— харьковское гос-фармпредприятие Опытный завод ГНЦЛС Акрихин, ХФК ОАО

Красногорсклек-средства, АО Витамины, уманское ОАО Витамины, уманское ОАО Татхимфарм-препараты, КПХФО

Материа Медика Лектравы, ЗАО Борщаговский ХФЗ Брынцалов А, ЗАО

Фармакон, ОАО Житомирская фармфабрика Здоровье народу — харьковское гос-фармпредприятие Талион-А, ООО

Пептек, ЗАО ГНЦЛС (Харьков) Киевмедпрепарат, АО Биомед, НПО (Пермь)

Медисорб, ЗАО Симферопольская фармфабрика Висмут НКПТФ, ООО Иммунопрепарат НПО, ГУП

Иммунопрепарат, НПО ГУП Сперко Концерн Стирол, ОАО Фармавит, ОАО

Московская фармфабрика, ОАО Тернопольская фармфабрика Красная звезда ХФЗ, ОАО Алтайвита-мины, ЗАО

Источник: данные RMBC

8

главная тема: фармрынки стран снг

2004 январь-февраль PfMEDUUM

российского и украинского производства составляют 12,4%, при том, что препараты белорусского производства занимают долю в 10,72% (табл.1). На аптечном фармрынке Украины (его объем в розничных ценах составляет 694 521 321 долл.) в процентном соотношении продается больше лекарств собственного производства — 18,7%, чем из соседних государств СНГ (3,41%). Наименьшую долю лекарства производства украинских и белорусских заводов занимают в России — в настоящее время лишь 1% розничных продаж. Однако, учитывая реальные масштабы фармрынка России, которые за первые три квартала 2003 г. эксперты оценивают в 1,9 млрд. долл. в оптовых ценах, эта доля в натуральном выражении заметна. В 2003 г. на фармрынок Беларуси и Украины поставляли свою продукцию более 20 российских фармпредприятий, среди них — лидеры российской фарминдустрии. Столько же украинских производителей экспортировали препараты в Беларусь и в Россию. Из белорусских фармзаводов 7 работают на российском рынке и 5 — на украинском.

Между тем полученные данные ШВС позволяют утверждать, что основные обороты на всех трех рассматриваемых фармрынках в настоящее время делают зарубежные компании.

таблица з| Производители - лидеры аптечных продаж в I—III кв. 2003 г.

Беларусь Россия Украина

BerLin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H. Aventis Дарница фармацевтическая фирма, ЗАО

Борисовский завод медпрепаратов Gedeon Richter Ltd. Aventis

KRKA Berlin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H. BerLin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H.

Aventis KRKA D.D. Sanofi-SyntheLabo

Gedeon Richter Ltd. Sanofi-Synthelabo Gedeon Richter Ltd.

Dr. Reddy's Laboratories Pfizer International Inc.* KRKA

Pliva Д.Д. Novartis Киевмедпрепарат, АО

SagmeL Servier Pharmaceuticals Фармак, АО

Pfizer International Inc.* GlaxoSmithKline GLaxoSmithKLine

Белмедпрепараты ICN Pharmaceuticals (российские заводы) Борщаговский ХФЗ

ICN Pharmaceuticals (Российские заводы) Nycomed Pfizer InternationaL Inc.*

BaLkanpharma Leck Д.Д. Здоровье — фармацевтическая фирма

Sanofl-SyntheLabo Pliva Д.Д. Leck Д.Д.

Boehringer Ingelheim Egis BaLkanpharma

Nycomed Bristol-Myers Squibb Boehringer IngeLheim

Минскинтеркапс, СП белорусско-американское Dr. Reddy's Laboratories PLiva Д.Д.

Janssen-CiLag AG F.Hoffmann-La Roche Ltd. BioLogische HeiLmitteL HeeL GmbH

Leck Д.Д. Boehringer Ingelheim BristoL-Myers Squibb

Schering AG Janssen-Cilag AG Ranbaxy Laboratories Ltd.

BristoL-Myers Squibb Solvay Pharma Nycomed

* Включая компанию Pharmacia N.V./S.A. Красный цвет - компании в рейтингах по трем странам, зеленый цвет - отечественные производители в рейтинге. Ист0ЧНИК: даННЫе RMBC

Виктор ДМИТРИЕВ, исполнительный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)

Исторически сложившаяся географическая привязка фармацевтических производств на территории бывшего СССР определила эволюцию отрасли на постсоветском пространстве. Сегодня лидеры фармпромышленности СНГ — предприятия, расположенные в славянских республиках, оказывают существенное влияние на развитие фармрынков в странах содружества. Их продукция составляет от 40 до 70 процентов препаратов, находящихся в обращении на про-

странстве площадью 22229,6 тыс. кв. км, в 7 раз превышающем территорию Евросоюза, с населением в 283 млн. человек.

Это накладывает ответственность на производителей лекарственных средств в вопросах обеспечения качества и доступности их продукции. Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед фармпроизводите-лями, — переход предприятий отрасли на стандарты GMP. Ведь GMP — это не только архитектурно выверенные производственные помещения, высокотехнологичное, современное оборудование и специально подготовленные, квалифицированные кадры, GMP — это идеология, гарантирующая высокое качество выпускаемой продукции. Безусловно, переход на эти стандарты требует не только больших финансовых затрат, но и сопряжен с социальными издержками. Решение этих проблем требует совместных усилий власти и бизнеса в масштабах всего СНГ.

РЕМШ1ШМ январь-февраль 2004

таблица 3| Торговые наименования — лидеры

аптечных продаж в ¡-III кв. 2003 г.

Россия Беларусь Украина

Но-шпа Энам Эссенциале Н

Энап Мезим форте Цефазолин

Боярышника настойка Ампициллин Актовегин

Кавинтон Милдронат Но-шпа

Виагра Эссенциале Н Цефтриаксон

Эссенциале Н Аскорбиновая кислота (витамин С) Натрия хлорид

Мезим форте Но-шпа Милдронат

Актовегин Корвалол Каптопресс

Эналаприл Тиенам Фестал

Капотен Кавинтон Анальгин

Арифон Актовегин Пирацетам

Фестал Виагра Виагра

Супрастин Пирацетам Мезим форте

Церебролизин Натрия хлорид Кетанов

Аскорбиновая кислота (витамин С) Низорал Диклофенак

Пенталгин-^ Ингалипт Корвалол

Диклофенак Винпоцетин Эналаприл

Ламизил Цефазолин Бисептол

ТераФлю от гриппа и простуды Антиоксикапс Ранитидин

Фервекс Простамол уно Вигор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красный цвет - препараты, входящие в топ-20 в 3-х странах, зеленый цвет - препараты, входящие в топ-20 в 2-х странах. Источник: данные RMBC

В 2ЕЕ3 г. компания RMBC начала работу по проекту «Розничный аудит ГЛС» в СНГ, ставящем своей целью анализ розничных продаж на основе данных, полученных от аптек. Методология исследования по проекту «Розничный аудит ГЛС» в СНГ аналогична уже зарекомендовавшей себя в России. Это панельное исследование, основанное на ежемесячном мониторинге приходных накладных аптечных предприятий. Панель формируется методом стратифицированной случайной выборки, которая в наибольшей степени отражает действующую аптечную структуру. В дальнейшем результаты распространяются на весь сегмент рынка посредством экстраполяции. В настоящее время в СНГ в рамках проекта работает более 45 сотрудников.

Панель Украины представлена более чем 12ЕЕ аптечными предприятиями из 25 областей. С 2ЕЕ3 г. предоставляется «Розничный аудит ГЛС» по всей Украине. С 2ЕЕ4 г. готовится к выпуску «Розничный аудит ГЛС» по всей Украине и отдельные отчеты по 25 областям.

В Беларуси сбор первичных данных осуществляется в 1255 аптечных предприятиях из б областей. С 2003 г. предоставляется ежеквартальный отчет «Розничный аудит ГЛС в Беларуси» и «Госпитальные закупки ГЛС в Беларуси». «Розничный аудит ГЛС в Казахстане», начиная с 2004 г., будет предоставляться на основании репрезентативной панели более чем из 250 аптек по 13 регионам.

Большинство западных фармацевтических компаний, начиная работать в одной из стран СНГ (чаще всего первоначально они развивают активность в России), вскоре обращают свои взоры и к странам ближнего зарубежья — Украине, Беларуси, Казахстану и другим. Это наглядно иллюстрирует сравнение рейтингов производителей — лидеров в розничных продажах в России и Беларуси. 14 из первой двадцатки топ-лидеров производителей идентичны в рейтингах розничных продаж в Беларуси и России. В то же время отличия в этих рейтингах отражают разницу в рыночной ситуации: 6 производителей, не вошедших в топ-20 Беларуси, — глобальные фармконцерны и пан-европейские производители. Среди лидеров по Беларуси, не вошедших в первые две десятки в России, одна пан-европейская компа-

ния, один производитель из Восточной Европы. Примечательно, что три позиции в рассматриваемом рейтинге занимают белорусские предприятия, которые выдерживают конкуренцию с мировой и пан-европейской фарминдустрией. Это можно объяснить не слишком большими объемами оборотов иностранных производителей, да и всего фармрынка страны в настоящее время. Подобная тенденция прослеживается и при анализе соответствующих перечней торговых наименований: пять торговых наименований занимают места среди двадцати лидеров по аптечным продажам и в России, и в Беларуси, и в Украине: это в основном препараты глобальных фармкомпаний. Более 10 торговых наименований входят в топ-20 в двух из трех названных стран (табл.4). По итогам !—Ш кв. 2003 г. в

трех странах СНГ доли десяти ведущих торговых наименований в общем объеме аптечных продаж практически одинаковы и составляют: в России — 7,7%, в Украине — 7,99% и в Беларуси — 7,77%.

Таким образом, предварительный анализ состояния аптечного сегмента фарм-рынков Беларуси, России и Украины выявляет их сходные черты и, соответственно, указывает на вероятную тенденцию усиливающегося взаимодействия их субъектов.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.