РШШииМ 2010 февраль
Екатерина ПАУТОВА, Мария ДЕНИСОВА, д.ф.н., IMS
Обзор российского рынка дженериков
ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2009 Г,
Одной из устойчивых тенденций развития мирового фармацевтического рынка является активный рост объема потребления генерических препаратов. Напомним, что оригинальный препарат — это впервые синтезированное и прошедшее полный цикл исследований лекарственное средство, активные компоненты которого защищены патентом на определенный срок. Дженерик — воспроизведенное лекарственное средство, взаимозаменяемое с его патентованным аналогом (оригинальным препаратом) и выведенное на рынок по окончании срока патентной защиты оригинала.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, в мировом масштабе лидерство по объему реализации генерических препаратов принадлежит США (32,2 млрд. долл. США1). Тройку лидеров дополняют Германия (4,5 млрд. евро) и Япония (276 млрд. йен). Эти рынки являются зрелыми. Следует отметить, что в числе активно растущих европейских рынков дженериков находятся Канада (+16,4%), Франция (+12,4%) и Италия (+11,4%).
Одной из движущих сил развития мирового рынка дженериков и, как следствие, точкой концентрации усилий компаний-производителей являются эффективные меры по географическому расширению рынков сбыта. В этой связи перспективными рынками для продвижения генери-ческих препаратов являются страны с динамично растущими фармацевтическими рынками (страны Восточной Европы и Азии, такие как Турция, Польша, Китай, Россия и др.). В этих странах сфера здравоохранения становится одним из приоритетных направлений государственного финансирования, но из-за ограниченности федеральных бюджетов внимание к генерическим препаратам стремительно растет. В силу ряда исторических, экономико-политических и социальных
1 IMS Health, итоги 2008 г., объемы продаж и темпы роста указаны в национальных валютах стран, www.knowledgelink.imsportal.com.
факторов российский фармацевтический рынок обладает рядом индивидуальных отличий от других растущих фармрынков. Сегмента-
рисунок 1
| Сегментация российского рынка по критерию оригинальности
тельную долю в структуре продаж фармацевтического рынка России (рис. 1).
По итогам 9 месяцев 2009 г. объем продаж генерических препаратов составил 48,3 млрд. руб. в оптовых ценах, или 17,1% объема фармацевтического рынка в денежном выражении (644,5 млн. упаковок, или 20,9% в натуральном выражении). Доля дженериков в общем объеме рынка остается невысокой вследст-
фармацевтического
Дженерики
Оригинальные
и инновацион-
ные препараты
Традиционные
препараты
В денежном выражении, рубли
В натуральном выражении, упаковки
Источник: IMS Health
ция российского рынка препаратов по патентному статусу («оригинальный» и «дженерик») несколько отличается от принятого деления в других странах мира. Наряду с оригинальными и генерическими препаратами выделяют «традиционные препараты», к которым относят комбинированные препараты, ранее никогда не патентовавшиеся «советские» препараты, лекарственное сырье и пр. Согласно данным IMS Health, лекарственные средства данной категории занимают значи-
вие их относительной экономичности. В то же время российский рынок дженериков является динамично растущим: темп роста сегмента по итогам первых 3-х кварталов 2009 г. составил 22,3% в рублевом эквиваленте и был заметно выше, чем в других лекарственных сегментах (оригинальные +11,3%; традиционные + 14,3%). Рейтинг международных непатентованных наименований по количеству дженериков показывает, что число генерических копий оригиналь-
2010 февраль РШШ1ШМ
Птаблица^И Рейтинг МНН по количеству дженериков
№ МНН Объем рынка* МНН, млн. руб. Оригинальный препарат Кол-во дженериков в МНН; Доля рынка дженериков, %
1 Ципрофлоксацин 916,4 Ципробай 30; 96,4
2 Диклофенак 1 345,5 Вольтарен (вкл. Эмульгель, Акри, Офта) 24; 60
3 Цефтриаксон 1 670,2. Роцефин 23; 92,4
4 Омепразол 1 079, Лосек; Лосек МАПС 20; 89,9
5 Амлодипин 1 149,5 Норваск 19; 83,9
6 Ксилометазолин 2 367,7. Отривин 18; 75,6
7 Флуконазол 1 686,6 Дифлюкан 18; 74
8 Азитромицин 1 492,1 Сумамед; Сумамед форте 18; 33,3
9 Нифедипин 658,5 Адалат 17; 99,2
10 Симвастатин 984,1 Зокор 17; 79,7
* Приведены объемы продаж по итогам 9 месяцев 2009 г. Источник: IMS Health
Птаблица'2| Рейтинг ведущих корпораций по объему продаж генерических препаратов по итогам 9 месяцев 2009 г.
Рейтинг Корпорация Доля компании в общем объеме рынка дженериков, % Темпы роста объемов продаж, опт. цены, руб., %
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г.
1 1 Gedeon Richter 8,24 8,13 23,93
2 2 Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 7,44 7,63 19,26
3 3 МКА d.d. 6,19 6,15 23,15
4 4 Dr. Reddy's Laboratories 5,83 5,56 28,44
5 5 Teva 4,21 4,45 15,59
6 6 Sanofi-aventis 3,97 3,31 46,75
7 8 Berlin-Chemie/Menarini Group 2,67 2,45 33,61
8 7 «Верофарм» ОАО 2,64 2,77 16,35
9 9 Servier/Egis 2,54 2,30 35,23
10 14 Hemopharm d.d. 1,96 1,94 23,59
Итого 45,69 44,69
Источник: IMS Health
ных препаратов, зарегистрированных в России, может доходить до 30 (табл. 1).
Драйвером российского фармацевтического рынка является коммерческая розница, на долю которой приходится 62,4% объемов продаж в рублях. Поставки готовых лекарственных средств за счет государственного бюджета (ДЛО и госпитальный сектор) — это 37,6% фармацевтического рынка в денежном выражении. В аптечной рознице генерические препараты аккумулируют порядка 18% продаж; в секторе государственных закупок их доля несколько ниже
(15,6%). По итогам 9 месяцев 2009 г. поставки генерических препаратов в секторе ДЛО (в ОНЛС и в ВЗН совокупно) выросли почти на треть в денежном выражении. В настоящее время в общей структуре продаж преобладают иностранные дженерики (около 60% по итогам 9 месяцев 2009 г.). Доля дженери-ков российского производства составила 40%.
Из числа 356 компаний, в портфеле которых представлены генеричес-кие препараты, десять первых корпораций за 9 месяцев 2009 г. аккумулируют около 46% рынка. На протя-
✓
жении анализируемого периода лидерство в списке стабильно удерживает Gedeon Richter (+23,93%) (табл. 1). KRKA (+23,15%) и Dr. Reddy's Lab. (+28,44%) растут умеренными темпами. По итогам анализируемого периода компании Sanofi-aventis (+46,75%), Servier/Egis (+35,23%) и Berlin-Chemie/Menarini Group (33,61%) демонстрируют опережающие темпы роста, притом, что в целом доля от объема реализации генерических препаратов в портфеле этих компаний относительно невысокая. Необходимо отметить, что в списке присутствует только одна российская
24
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ДЖЕНЕРИКОВ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2009 Г.
РШШ1ШМ 2010 февраль
Птаблица'з| Рейтинг ведущих дженериков по объему продаж
генерических препаратов по итогам 9 месяцев 2009 г.
Рейтинг Торговое наименование (МНН) Доля компании в общем объеме рынка дженериков, % Темпы роста объемов продаж,
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. опт. цены, руб., %
1 2 Диротон (лизиноприл) 2,21 2,18 23,92
2 1 Амоксиклав(амоксициллин+ клавулановая кислота) 2,11 2,32 11,02
3 3 Виферон (интерферон альфа-2Ь) 1,65 1,79 12,67
4 8 Найз (нимесулид) 1,50 1,19 54,21
5 4 Энап (эналаприл) 1,33 1,44 12,66
6 5 АЦЦ (ацетилцистеин) 1,31 1,41 13,40
7 8 Омез(омепразол) 1,29 1,19 32,88
8 12 Эгилок (метопролол) 1,17 1,00 42,86
9 9 Кеторол (кеторолак) 1,13 1,12 24,03
10 10 Ксимелин (ксилометазолин) 1,13 1,01 35,82
Итого 14,83 14,66
Источник: IMS Health
компания — «Верофарм» (прирост +16,35% в рублях). Единственный новый участник рейтинга — компания «Хемофарм» (+23,59%) вытеснила из рейтинга отечественный холдинг «Фармстандарт» (+5,6%) и по итогам анализируемого периода замыкает «десятку» ведущих игроков. По итогам 9 месяцев 2009 г. Диротон (+23,92%) — препарат компании Gedeon Richter — возглавил список самых продаваемых дженериков, потеснив прежнего лидера Амоксиклав (+11,02%) компании Novartis (таблица 3). Третье место стабильно занимает дженерик российского производства Виферон (+12,7%), однако вследствие некоторого отставания по темпам роста по итогам анализируемого периода его доля рынка несколько снизилась. За пределами «тройки» лидеров произошли более заметные изменения. Увеличив объем реализации более чем в 1,5 раза, Найз переместился на четыре строчки вверх и занял 4-е место. Другой изве-
рисунок 2
Ценовая конкуренция. МНН омепразол. Итоги 9 месяцев 2009 г.
800 700 600 500 400 300 200 100
89,58
ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ, МЛН. РУБ.
624,11
19,60
160,77
5,35
Лосек ориги- Лосек МАПС Омез джене- Хелицид дже- Ультоп дже-нальный оригинальный рик Dr. Reddy's нерик Sanofi- нерик KRKA AstraZeneca AstraZeneca Laboratories aventis d.d.
Лосек ориги- Лосек МАПС Омез джене- Хелицид дже- Ультоп дже-нальный оригинальный рик Dr. Reddy's нерик Sanofi- нерик KRKA AstraZeneca AstraZeneca Laboratories aventis d.d.
рисунок 3
Ценовая конкуренция. МНН амлодипин. Итоги 9 месяцев 2009 г.
350 300 250 200 150 100 50 О
184,80
ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ, МЛН. РУБ. 308,80
Норваск ори- Нормодипин Амлотоп дже- Амлодипин дже- Тенокс дже-гинальный дженерик нерик «ШТА- нерик «Канонфар- нерик KRKA Pfizer Gedeon Richter ДА-Нижфарм» ма Продакшн» ЗАО d.d.
500 400 300 200 100 О
418,57
СРЕДНЯЯ ОПТОВАЯ ЦЕНА, РУБ. 447,21
255,81
Норваск ори- Нормодипин Амлотоп дже- Амлодипин дже- Тенокс дже-гинальный дженерик нерик «ШТА- нерик^анонфар- нерик KRM Pfizer Gedeon Richter ДА-Нижфарм» ма Продакшн» ЗАО d.d.
стный дженерик компании Dr. Reddy's Laboratories Омез (+32,8%) переместился на 7-ю строчку рейтинга. АЦЦ (13,4%), напротив, потерял 0,1% рынка и опустился на 6-ю позицию. Единственным новым участником списка стал Эгилок (+42,86%), который по итогам анализируемого периода занимает 8-е место.
Одной из ключевых составляющих успеха дженерика на рынке является цена. Наличие дженериков дает потребителям (и врачам, и пациентам) реальную возможность использовать самые современные лекарства, ранее недоступные из-за высокой стоимости. В разрезе «оригинальный/джене-рик» постоянно наблюдается активная ценовая конкуренция. Например, в группе МНН омепразол лидером по объему продаж является вышеупомянутый дженерик Омез, средняя стоимость которого значительно ниже, чем у оригинального препарата Лосек (рис. 2). В другой группе МНН амлоди-пин дженерик Нормодипин, напро-
тив, в среднем по цене был несколько дороже оригинального Норваск, однако также заметно превысил показатели последнего по объемам продаж (308,8 млн. руб. против 184,8 млн. руб., соответственно) (рис. 3). Еще более заметная конкурентная борьба наблюдается в срезе «дженерик иностранный/дженерик отечественный», превосходство в которой на настоящий момент для российского производителя является ключевой задачей. Согласно приведенным данным, средняя цена дженериков МНН амлодипин значительно зависит от страны производителя: Амлотоп («Ма-киз-Фарма», «ШТАДА-Нижфарм», Россия) стоимостью 143,8 руб. против Те-нокс (^КА, Словения) по цене 255,8 руб.). Активность производителей дженериков из Индии, Китая, Македонии и других стран в последние годы заметно выросла. В группе МНН амло-дипин появились новые генеричес-кие препараты, которые создают конкуренцию российским аналогам в
2010 февраль РШШ1ШМ
«среднем низком» и «низком» ценовых сегментах, Амлонг «Микро Лабс.», Индия (93,7 руб.), Амлодак Cadila Pharmaceuticals, Индия (46,7 руб.). В последнее время дженерики все больше рекомендуют к широкому участию в государственных закупках. Таким образом, закупая отечественные дженерики, государство, с одной стороны, стимулирует отечественного производителя лекарственных средств, а с другой — оптимизирует затраты в здравоохранении. Возможно, при отлаженном полномасштабном производстве импортозамещающих дженериков, российские компании частично смогут противостоять растущей экспансии дже-нериков из-за рубежа. В условиях высокой конкуренции успех отечественных дженериков гарантирован тем производителям, которые будут поддерживать оптимальное соотношение между доступностью и качеством генерических препаратов.
Ф