Научная статья на тему 'Рынок арт-индустрии в контексте государственной культурной политики (на основе сравнительного анализа России и Нидерландов)'

Рынок арт-индустрии в контексте государственной культурной политики (на основе сравнительного анализа России и Нидерландов) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1129
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РЫНОК / АРТ-ИНДУСТРИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МИРОВОЙ ОПЫТ / CULTURE / MARKET / ART INDUSTRY / CULTURAL POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трубецкая Анастасия Юрьевна

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия и взаимовлияния рынка арт-индустрии и государственной культурной политики. Выявляются ключевые характеристики рассматриваемых понятий с точки зрения их целевых и ценностных ориентаций. На основе совокупности факторов влияния культурной политики на рынок арт-индустрии осуществляется сравнительный анализ опыта Запада и России по использованию рыночных механизмов в соотношении с культурной политикой и нахождению компромисса в пользу поддержки искусства, непосредственно влияющего на антропо-социокультурную систему. Выявляются схожие и различные черты регулирования на государственном уровне пространства культуры, к которому в широком его трактовании относится и рынок арт-индустрии. Обозначены возможные векторы развития взаимоотношений государственной культурной политики и рынка арт-индустрии, направленные в конечном счёте на качественное общественное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market of the art industry in the context of the state cultural policy (comparative analysis of Russia and Netherlands)

This article discusses the aspects of interaction and mutual influence of the market of the art industry of the state cultural policy. The key characteristics of the concepts in terms of their targets and values are identified. A comparative analysis of the experience of the West and Russia on the use of market mechanisms in relation to the cultural policy and finding a compromise in favor of supporting the arts, directly affecting the anthropos-socio-cultural system is carried out based on a combination of factors of the influence of the cultural policy on the market of the art industry. The similar and different features of the regulation at the state level cultural space to which a broad interpretation of its true market of the art industry are revealed. The possible future development of relations between the vectors of the state cultural policy and market of the art industry, designed eventually to quality social development are designated.

Текст научной работы на тему «Рынок арт-индустрии в контексте государственной культурной политики (на основе сравнительного анализа России и Нидерландов)»

РЫНОК АРТ-ИНДУСТРИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ОСНОВЕ

СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА РОССИИ И НИДЕРЛАНДОВ)

Анастасия Юрьевна ТРУБЕЦКАЯ,

соискатель кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва e-mail: trubetskay@gmail.com

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия и взаимовлияния рынка арт-индустрии и государственной культурной политики. Выявляются ключевые характеристики рассматриваемых понятий с точки зрения их целевых и ценностных ориентаций. На основе совокупности факторов влияния культурной политики на рынок арт-индустрии осуществляется сравнительный анализ опыта Запада и России по использованию рыночных механизмов в соотношении с культурной политикой и нахождению компромисса в пользу поддержки искусства, непосредственно влияющего на антропо-социокультурную систему. Выявляются схожие и различные черты регулирования на государственном уровне пространства культуры, к которому в широком его трактовании относится и рынок арт-инду-стрии. Обозначены возможные векторы развития взаимоотношений государственной культурной политики и рынка арт-индустрии, направленные в конечном счёте на качественное общественное развитие.

Ключевые слова: культура, рынок, арт-индустрия, культурная политика, государственное управление, мировой опыт.

MARKET OF THE ART INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE STATE CULTURAL POLICY (COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIA AND NETHERLANDS)

A. Yu. Trubetskaya, doctoral student of Department of the social and humanities, Moscow Metropolitan Governance University e-mail: trubetskay@gmail.com

This article discusses the aspects of interaction and mutual influence of the market of the art industry of the state cultural policy. The key characteristics of the concepts in terms of their targets and values are identified. A comparative analysis of the experience of the West and Russia on the use of market mechanisms in relation to the cultural policy and finding a compromise in favor of supporting the arts, directly affecting the anthropos-socio-cultural system is carried out based on a combination of factors of the influence of the cultural policy on the market of the art industry. The similar and

différent features of the régulation at the state level cultural space to which a broad interprétation of its true market of the art industry are revealed. The possible future development of relations between the vectors of the state cultural policy and market of the art industry, designed eventually to quality social development are designated.

Key words: culture, market, art industry, cultural policy, public administration, international experience.

Вопрос степени участия государства в сфере культуры является актуальным на сегодняшний день, так как с каждым днём возрастает доля участников, занятых в производстве культурных продуктов, основанных на творческих идеях самого широкого круга (визуальные и исполнительские искусства, мода, дизайн, архитектура, кино и другие). Сразу же стоит отметить, что такого рода рынок в различных исследованиях и, конечно же, в практической деятельности определяют множеством понятий: арт- и культурная индустрия, творческие и креативные индустрии. Их объединяет то, что они затрагивают систему связей культуры, общества и бизнеса [18, с. 33], а различает - акцентирование тех или иных элементов этой системы. В данной статье предлагаем остановиться на определении «арт-индустрия», восходящем к латинскому корню ars (в значении 'ремесло, занятие, искусство, наука'), если иное не определено нормативно-правовыми актами.

В ряде зарубежных стран в последнее время всё большее значение придаётся именно этому сектору производства. Правительство Великобритании, например, опубликовало в 2016 году данные, согласно которым креативный сектор (к которому в соответствии с нормативно-правовыми актами относится производство фильмов, музыкальная индустрия, видеоигры, ремёсла, книгоиздательство) приносит почти 10 миллионов фунтов в час, а общий вклад творческих индустрий в национальную экономику оценивается в размере более чем 84 миллиарда фунтов в год [см.: 19].

В России этот вопрос также внесён в федеральную повестку. В принятых в 2014 году «Основах государственной культурной политики» и в 2016 году «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» творческие индустрии признаются одним из необходимых компонентов для достижения государством поставленных целей развития в сфере культуры.

Однако при этом возникает ряд сложностей. Во-первых, рынок арт-индустрии -это социально-экономический и культурно-исторический феномен и механизм, представляющий собой систему товарного обращения произведений искусства. Его особенностями являются: сложность в определении стоимости нематериальных товаров и услуг, отсутствие традиционной зависимости производства творческого продукта от спроса, невозможность для производителя выступать полноценным продавцом, зависимость востребованности продукта от признания у конкурентов. Любой рынок всегда стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что в данном случае неизбежно ведёт к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Поэтому государственные органы, направляя усилия на развитие художественного рынка, должны заботиться в первую очередь о том, чтобы арт-рынок производил качественную общественно полезную продукцию.

С другой стороны, государству в современных условиях необходимо не только определить пространство культурной политики, которую оно провозглашает, включив в него арт-индустрию, цели культурной политики, выстроить механизм отношений с коммерческим сектором, но и не забыть про исходное условие разработки политики в сфере культуры - общественное согласие в отношении приоритетности целей культурного развития.

То есть конструктивной культурной политикой в такой ситуации можно называть политику, обеспечивающую конструктивное воздействие на антропо-социокуль-турную систему, основным целевым ориентиром которой является безусловное духовное (нравственное и интеллектуальное), физическое развитие и совершенствование человека. При этом ради достижения этой цели используется и развивается потенциал арт-индустрии.

Обратимся к зарубежному опыту реализации на практике такой взаимосвязи. Для сравнительного анализа опыта Запада и России по использованию рыночных механизмов в соотношении с культурной политикой и нахождению компромисса в пользу поддержки искусства нами предлагается теоретическая модель, основанием которой является совокупность факторов влияния культурной политики на рынок арт-индустрии.

К факторам, изменение которых влечёт за собой принципиальную трансформацию взаимодействия исследуемых объектов, можно отнести:

1) пространство культурной политики - анализ субъектов и объектов культурной политики государства, место рынка арт-индустрии в системе государственного регулирования сферы культуры;

2) ценностные установки культурной политики - анализ целей, направлений и социального результата реализации мер их достижения, наличие или отсутствие мотивации для создания и продвижения культурного продукта на рынок арт-индустрии;

3) нормативно-правовую и институциональную базу - анализ нормативно-правовых актов и государственных программ в сфере культуры на предмет их воздействия на рынок арт-индустрии;

4) механизмы взаимодействия - анализ административных, ценностно-смысловых, социально-психологических и финансово-экономических инструментов воздействия культурной политики на рынок арт-индустрии.

Выделенные нами факторы позволят определить проблемы взаимодействия культурной политики и рынка арт-индустрии на примере Нидерландов и России. Выбор Нидерландов в качестве объекта анализа обусловлен их текущей политикой, связанной со снижением государственного финансирования сферы культуры и поиском путей выхода на рынок арт-индустрии.

Культурная политика в Нидерландах основана, на наш взгляд, на двух концепциях:

• «доступа к культуре», что подразумевает предоставление наибольшему числу людей доступа к материальным и нематериальным произведениям мировой культуры;

• «культурного участия», в рамках которой государство акцентирует экономические выгоды участия в культурных процессах и обеспечивает различного рода налоговые льготы и преференции всем участникам культурного производства.

Таким образом, государство дистанцируется от ценностных суждений об искусстве. Художественное развитие является результатом деятельности отдельных граждан. А государство в данной ситуации постепенно берёт на себя роль модератора культурных мероприятий, помимо того, оно становится крупнейшим покровителем общественного искусства и культуры.

В отличие от Нидерландов, в России роль бизнеса в сфере культуры и искусства не столь существенна, а основным институтом обеспечения развития культуры является государство.

Рассмотрим опыт взаимодействия культурной политики и рынка арт-индустрии в границах разработанной модели, результаты анализа которого в кратком виде представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ взаимодействия культурной политики и рынка арт-индустрии в Нидерландах и России

Объекты внимания Страны

Нидерланды Россия

1. Пространство культурной политики

Место коммерческого сектора в пространстве культурной политики К числу субъектов отношений сферы культуры относится коммерческий сектор. Коммерческий сектор не входит в пространство государственной культурной политики.

Категории учреждений/ организаций культуры, находящихся на бюджетном финансировании На бюджетном обеспечении находятся: симфонический оркестр, национальный балет, две национальные оперы и национальные музеи, остальные организации являются независимыми от государства и одновременно некоммерческими. На бюджетном обеспечении находится вся система учреждений культуры, включая клубы, дома культуры, парки культуры и отдыха, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы и библиотеки трёх уровней государственной власти: федерального, регионального и муниципального.

Объекты внимания Страны

Нидерланды Россия

Консультативные органы по культуре и государственные фонды Существует система государственных фондов и консультативных органов, которые напрямую влияют на реализацию культурной политики. Существуют консультативные органы, например Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а также наблюдательные советы региональных министерств культуры. Планируется создание Российского фонда культурного развития.

2. Ценностные установки культурной политики

Цель культурной политики Цель культурной политики - поощрение самобытности и разнообразия художественной продукции, поддержка творчества и участия в культурной жизни каждого отдельного человека. Целью культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Стратегия культурной политики Каждые четыре года министр культуры представляет меморандум, где провозглашает конкретные стратегические цели на следующий период. Субъекты культурной политики не имеют чёткого плана действий (механизмы реализации «Основ государственной культурной политики» остаются неопределёнными), как на федеральном, так и на региональных уровнях, а система их полномочий и ответственности фактически остаётся закрытой.

Объекты внимания Страны

Нидерланды Россия

Место коммерческого сектора в стратегии культурной политики Взаимодействие государства и коммерческого сектора в сфере культуры является одним из основных направлений. Развитие частно-государственного партнёрства и творческих индустрий является одним из направлений действий.

3. Нормативно-правовая и институциональная база

Нормативные акты о культурной политике В 1993 году был принят «Закон о культурной политике», который впоследствии неоднократно дополнялся. В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В настоящее время на стадии общественного обсуждения находится «Закон о культуре».

Постоянно издающиеся документы о культурной политике В дополнение к законам, охватывающим сферу культуры, каждые четыре года издаётся государственная стратегия культурной политики. Целевые ориентиры развития культуры определены в «Основах государственной культурной политики», а потенциально реализуемые меры -в «Стратегии реализации культурной политики». Однако конкретные механизмы реализации их положений пока не определены.

Налоговое законодательство Налоговое законодательство имеет мотивирующий характер для инвестиций в сферу культуры и предоставляет деятелям культуры значительные налоговые преференции. Налоговой кодекс Российской Федерации в полной мере не поддерживает производство культурных ценностей и продуктов и не поощряет инвестиции в культуру со стороны частного сектора.

Объекты внимания Страны

Нидерланды Россия

4. Механизмы взаимодействия

Механизм финансирования Выделение бюджетных средств производится на основе стратегических планов, разрабатываемых в организациях культуры каждые четыре года, которые оценивает Совет по культуре. Государство финансирует обширную сеть учреждений культуры и не оказывает как прямой, так и косвенной финансовой поддержки негосударственным учреждениям.

Механизм оценки результативности Если качество работы организации культуры будет признано неудовлетворительным, Совет по культуре вправе прекратить финансирование. Финансирование производится независимо от качества работы учреждения культуры (в государственном задании определены преимущественно количественные показатели результативности деятельности). У государственных учреждений культуры отсутствует мотивация для создания интересного и востребованного культурного продукта, что ещё больше усиливается ввиду отсутствия анализа потребностей населения и дефицита профессиональных кадров.

Механизм подготовки кадров и их мотивации Государством широко поддерживаются различные обучающие программы, связанные с культурным предпринимательством. Государством комплексно не поддерживаются обучающие программы, связанные с функционированием культуры в новых экономических условиях, и не корректируются ценностные приоритеты. Такие программы развиваются обособленно в коммерческом и некоммерческом секторах.

Объекты внимания Страны

Нидерланды Россия

Механизм включения коммерческого сектора в реализацию культурной политики Организациям культуры оказывают поддержку государственные и частные фонды и система культурного займа. Полученные таким образом средства инвестируются в проекты, тратятся на покупку музыкальных инструментов, видео-и фотоаппаратуры, программного обеспечения и на ипотеку для приобретения мастерской или другого рабочего пространства. Некоммерческие организации теоретически могут включиться в реализацию государственной культурной политики посредством государственных программ, но механизмы их включения на практике не разработаны.

В результате проведённого анализа было выявлено, что на рынок арт-инду-стрии государственная культурная политика в рассматриваемых странах влияет по-разному - в зависимости от сформированного культурного пространства, целей и задач развития сферы культуры, применения различных механизмов (финансовых, налоговых, административных, законодательных, мотивационных и т.д.).

Анализ также наглядно демонстрирует, что направления поддержки и взаимодействия с рынком арт-индустрии, реализующиеся в Нидерландах, внедряются в настоящий момент и в России. Конечно, конкретная модель политики государства по отношению к сфере культуры, включая коммерческий сектор, несмотря на свою эффективность, не может быть заимствована или скопирована. Оптимальная модель взаимодействия культурной политики и рынка арт-индустрии может быть разработана в соответствии с политическими, экономическими, социальными и культурными особенностями государства.

Не вызывает нареканий только один пункт культурной политики Нидерландов - ключевая роль специальных образовательных программ не только для специалистов в сфере культуры, но и для самого широкого круга вовлечённых в культурную жизнь людей (например, в Амстердаме в 2013 году была введена Стандартная образовательная программа в области, согласно которой 3 часа в неделю школьники изучают дисциплины, связанные с искусством и культурой: музыку, изобразительное искусство и культурное наследие и один предмет на выбор школы [8, с. 81]). Такие программы способствуют налаживанию продуктивного и взаимовыгодного диалога между государством и рынком арт-инду-стрии, что в конечном счёте сказывается положительно на развитии сферы культуры, творческой самореализации каждого отдельного человека и устойчивости общественной жизни в целом.

Литература

1. Аванесова Г. А., Астафьева О. Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

- Москва : Изд-во РАГС, 2001. - 314 с.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практика : пер. с фр. / сост., общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. - Москва : Институт экспериментальной социологии ; Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. - 576 с.

3. Востряков Л. Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // Культура на границах. - Москва : Институт культурной политики, 2004. - С. 12-32.

4. Востряков Л. Е. Роль государства в реализации культурной политики // Арт-менеджер.- 2006.- № 2 (14).

5. Государство и менеджер культуры: перспективы взаимоотношений [Электронный ресурс] // Арт-менеджер. - 2003. - № 2 (5). - Режим доступа: http://www. artmanager.ru/articles/briefcase/129-004.html

6. Гройс Б. Политика поэтики : [сб.ст.]. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2013. -400 с.

7. Дадамян Г. Г. Культуре нужна новая экономическая идея // Арт-менеджер.

- 2006. - № 1 (13).

8. Доклад о культуре мировых городов = World Cities Culture Report / [пер. с англ. МИСКП]. - Москва : МИСКП, 2015. - 268 с.

9. Ерасов Б. С. Социальная культурология : учебное пособие. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 590, [1] с.

10. Есаков В. А. Характер, цели, задачи и методы управления отраслью культуры в современных условиях // Вопросы культурологии: научно-практический и методический журнал. - 2007. - № 7. - С. 52-60.

11. Межуев В. М. Идея культуры: очерки по философии культуры. - Москва : Университетская книга : Прогресс-Традиция, 2012. - 403, [2] с.

12. Мошняга П. А. Обоснование теории культурной политики // Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации : коллективная монография : в 2 частях / под общ. ред. О. Н. Астафьевой.

- Санкт-Петербург : ЭЙДОС, 2014. - С. 42-55.

13. Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ Президента РФ от 24.12.2014 N808 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [вебсайт]. - Электрон. дан. - 2014. 26 декабря. - Режим доступа: http://library.stu. ru/files/Ykaz_Presidenta_N_808.pdf

14. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=194820; fld=134; dst=1000000001,0; rnd=0.6927691786549985

15. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике : учебное пособие / [Слепцов Н. С. и др.] ; под общ. ред. Н. С. Слепцова ; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.- Москва: РАГС, 1998.- 291 с.

16. Фатеева Н. А. Особенности становления арт-рынка в современных условиях: социологический анализ : дис. на соискание учёной степени кандидата социологических наук : 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни / Фатеева Надежда Андреевна ; Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2008. - 150 с.

17. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - Москва : Академический Проект, 2000.- 458, [1] с.

18. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. Инны Кушнаревой. - Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 453, [1] с. табл.

19. Creative industries worth almost £10 million an hour to economy. Available at: https://www.gov.uk/government/news/creative-industries-worth-almost-10-million-an-hour-to-economy

20. Fedorova T. Russia: 1. Historical perspective: cultural policies and instruments. Compendium. Cultural Policies and Trends in Europe. Available at: http://www. culturalpolicies.net/web/russia.php

21. Hamersveld Ineke van, Oosterhuis Robert Netherlands: 1. Historical perspective: cultural policies and instruments. Compendium. Cultural Policies and Trends in Europe. Available at: http://www.culturalpolicies.net/web/netherlands.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.