Научная статья на тему 'Рынок альтернативных инвестиций aim для компаний малой и средней капитализации в России'

Рынок альтернативных инвестиций aim для компаний малой и средней капитализации в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
472
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольяк М.В., Рагозина М.А.

Вопреки расхожему мнению IPO (первичных публичных размещений акций) доступно не только гигантам экономики, но и небольшим развивающимся предприятиям. Специально для таких компаний фондовые биржи упрощают условия листинга (список ценных бумаг, необходимых для биржевых торгов), создают альтернативные площадки. Первичное размещение на них позволяет значительно повысить капитализацию компании-эмитента и служит первым шагом к «большой» бирже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок альтернативных инвестиций aim для компаний малой и средней капитализации в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

показатель обозначает продолжительность оборота кредиторской задолженности в днях. Чем выше значение данного показателя, тем дольше компания использует чужие ресурсы. С одной стороны, это выгодно, с другой стороны, может свидетельствовать о просроченной оплате поставщикам, и как следствие, потере деловой репутации компании. Снижение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности может свидетельствовать о более эффективной организации взаимоотношений с поставщиками, обеспеченности более выгодным графиком платежей, а также об использовании кредиторской задолженности как источника получения дешевых финансовых ресурсов.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году составляет 67,5. В 2011 году коэффициент снизился на 31,37 и составил 36,13. Также был произведен расчет показателя периода сбора дебиторской задолженности, который в 2010 году составил 5,4 дня, а в 2011 году - 10,1 дня. Чем ниже показатель периода сбора дебиторской задолженности, тем быстрее деньги за отгруженный товар возвращаются в компанию, и тем быстрее их можно использовать для закупки нового сырья, а значит, тем большую прибыль можно получить. Однако данный показатель пропорционально коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности снижается. При этом, чем ниже коэффициент, тем выше потребность компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.

При проведении анализа была выявлена следующая проблема: при достаточно высоком коэффициенте оборачиваемости кредиторской задолженности, оборачиваемость дебиторской задолженности остается на довольно низком уровне, что является неблагоприятной ситуацией для предприятия. В свою очередь высокая оборачиваемость кредиторской задолженности свидетельствует об улучшении платежеспособности предприятия в отношении с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия и прочими кредиторами - своевременное погашение покупок с отсрочкой платежа. Для уравновешения оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности существует несколько методов ускорения дебиторской задолженности. На стадии создания производственных запасов: внедрение эко-

номически обоснованных норм запаса; расширение складских систем материально-технического обеспечения; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах. На стадии незавершенного производства: ускорение НТП; развитие стандартизации, унификации, оптимизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструктивных материалов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом. На стадии обращения: совершенствование системы расчетов; увеличение объемов реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов.

Применение данных мер поможет ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности, а значит, повысит экономическую эффективность предприятия.

Таким образом, можно говорить о том, что дебиторская задолженность является важной частью активов предприятия. Для управления дебиторской задолженностью необходимо проводить анализ не только состояния компании кредитора, но и компании заемщика, чтобы всегда существовала уверенность возврата заемных денежных средств. Также необходимо проводить комплексный анализ не только дебиторской задолженности, но и кредиторской, чтобы выявить оптимальное соотношение, коэффициент оборачиваемости также определяет качество дебиторской задолженности.

Библиографические ссылки

1. Дебиторская задолженность предприятия: анализ и стоимостная оценка [Электронный ресурс] // Финансово-правовое агентство. URL: http://www.fpa.su.

2. Дебиторская задолженность. Понятие, виды и общие правила списания [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации. URL: http://www.audit-it.ru.

3. Финансовая отчетность [Электронный ресурс] // РУСАЛ. URL: http://www.rusal.ru/investors /financialstat. aspx.

© Землянко М. П., 2013

УДК 658.148

М. В. Кольяк Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЫНОК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ AIM ДЛЯ КОМПАНИЙ МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Вопреки расхожему мнению IPO (первичных публичных размещений акций) доступно не только гигантам экономики, но и небольшим развивающимся предприятиям. Специально для таких компаний фондовые биржи упрощают условия листинга (список ценных бумаг, необходимых для биржевых торгов), создают альтернативные площадки. Первичное размещение на них позволяет значительно повысить капитализацию компании-эмитента и служит первым шагом к «большой» бирже.

Альтернативный инвестиционный рынок (англ. при Лондонской фондовой бирже LSE (англ. London Alternative Investments Market) существует с 1995 года Stock Exchange). AIM изначально задумывался как

Секция «Финансы и кредит»

торговая площадка для молодых и динамично развивающихся предприятий. Рынок AIM предназначен и для небольших компаний, не отвечающих строгим требованиям. Поэтому в профессиональной среде рынок альтернативных инвестиций именуется как junior market (младший рынок) [1].

Можно констатировать, что за время своего существования AIM показывает впечатляющие результаты. На этот рынок приходится наибольшее количество проводимых в мире IPO. Сейчас на AIM торгуется 1685 компаний более чем из 30 стран мира с общей капитализацией около $200 млрд. От России и СНГ на этой площадке по 21 компании, в основном из ресурсных и добывающих секторов.

К ключевому преимуществу AIM можно отнести наличие около 900 фондов - качественных инвесторов, готовых инвестировать десятки миллиардов долларов долгосрочных ресурсов в быстро растущие перспективные компании со всего мира.

Для AIM характерны весьма либеральные требования для допуска.

Во-первых, эмитент не должен соблюдать условие по минимальному размеру капитализации. Также отсутствуют требования к истории эмитента, т. е. присутствия на рынке в течение определенного времени. Акции эмитента могут не находиться в публичном обращении и не участвовать в торгах. Минимальные требования AIM к самим ценным бумагам. Акции не должны иметь ограничений на свободное обращение и могут быть предложены неопределенному кругу лиц [4].

Во-вторых, присутствие на этой площадке позволяет повысить свою капитализацию (по оценкам некоторых экспертов на 60-70 %). Котировка на AIM также дает возможность получить представление о реальной рыночной стоимости компании. С выходом на рынок повышается статус и уровень доверия компании. Наконец, допуск к торгам на AIM может служить шагом к официальному листингу на основной площадке Лондонской фондовой биржи.

Но необходимо отметить, что с 1 июля 2005 г. и по сей день в Великобритании действует Директива ЕС о проспекте ценных бумаг (EU Prospectus Directive) [2]. Согласно ее требованиям, чтобы предлагать ценные бумаги неограниченному кругу лиц, необходимо зарегистрировать проспект эмиссии в Управлении Великобритании по листингу (UK Listing Authority). Проспект необходим во всех случаях, когда предложение делается более чем ста лицам. Не нужен он только в том случае, если общая стоимость предложения не превышает 2,5 миллионов евро [3].

Перед тем, как компания - потенциальный участник AIM - примет решение о своём выходе на фондовый рынок, ей необходимо тщательно изучить все вопросы, связанные с предстоящим процессом.

Главный факт, который компаниям следует осознать - это то, что публичное размещение акций влечёт за собой подверженность рыночной неопределённости. С момента выхода компании на фондовый рынок, на стоимость её акций будут влиять факторы, находящиеся за пределами её контроля, такие, как настроение рынка, общие экономические условия и изменения в секторе, в котором действует компания.

Ещё один момент, который нужно иметь в виду -эмиссия неизбежно приведёт к повышению внимания к компании, её деятельности и руководству. Образно говоря, совет директоров должен быть готов к открытости и прозрачности, как финансовых показателей, так и стратегии компании.

Два года назад ведущие российские фондовые площадки - ММВБ и РТС - почти одновременно объявили о создании спецсекций для размещения «малых и средних» акций. Обе с весьма либеральными условиями листинга и в теории должны были привлечь внимание десятков потенциальных эмитентов. Однако ожидаемого их наплыва, к сожалению, не произошло, и после пары-тройки размещений тема «русского AIM» была несколько позабыта. Тем не менее, именно сейчас создание условий для IPO компаний малой и средней капитализации стала очень актуальной темой. Продолжающийся кредитный и долговой кризис поставил многие из небольших российских компаний в сложное положение и сделал крайне важным проведение IPO для финансирования дальнейшего роста.

Для этого, как ни парадоксально, надо выбрать путь более тесной интеграции российских площадок с AIM. Во-первых, российские биржи могли бы стремиться к заключению соглашения с LSE об упрощенной процедуре допуска на AIM для российских эмитентов уже торгующихся в России. Во-вторых, можно было бы начать договариваться об условиях для проведения «двойного» IPO на российской площадке и на AIM, что до сего дня еще не было реализовано (Европейская директива о проспектах эмиссии).

Хочется также верить, что государство не останется в стороне. Правительство и законодатель могли бы рассмотреть возможность создания дополнительных стимулов для инвесторов в акции компаний малой и средней капитализации. Например, возможность введения практики льготного налогообложения доходов, полученных инвесторами от вложений в акции компаний малой и средней капитализации (midCaps), прошедших листинг в соответствующих секциях российских бирж. Исходя из критериев AIM в России насчитывается не менее 1 200 перспективных midCaps. При создании соответствующих условий 200-300 из них могли бы провести IPO в ближайшие пять лет.

Библиографические ссылки

1. Сучкова Н. А., Житникова Е. А. Анализ возможностей современного рынка альтернативных инвестиции [Электронный ресурс]. URL: http://www.orelgiet.ru/23_ll_10_12.pdf.

2. Исследование зарубежной практики IPO (Initial Public Offering) и возможности привлечения инвестиций [Электронный ресурс]. URL: http://www.gki.uz/uz/news/7460—ipo-initial-public-offerin.

3. Лондонская фондовая биржа (LSE) [Электронный ресурс]. URL: http://forex-alfa.clan.su/.

4. С низкого старта к высокой капитализации [Электронный ресурс]. URL: http://delovoymir.biz/ru/ articles/view/?did=1619.

© Кольяк М. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.