Научная статья на тему 'Проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия'

Проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3516
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Землянко М. П., Смородинова Н. И.

Рассматривается дебиторская задолженность предприятия, возможные проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности. Производится сравнение коэффициентов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, предлагаются пути решения проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия»

Секция «Финансы и кредит»

- обеспечение четкой взаимосвязи перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;

- формирование основных критериальных оценок выбора инвестиционных управленческих решений.

Влияние вышеперечисленных показателей делает предприятие с инвестиционной стратегией, разработанной с учетом изменением факторов внешней инвестиционной среды более устойчивым, а его инвестиционную деятельность более эффективной.

Таким образом, роль инвестиционной стратегии в развитие организации трудно переоценить. Она определяет долгосрочные цели развития предприятия, строит конкретные задачи по их достижению, оценивает реальные возможности и перспективы фирмы, позволяет использовать ее потенциал более эффективно, учитывает влияние различных внешних факторов на инвестиционную среду, в том числе и конкурентов, позволяет как можно быстрей внедрить на производство новые разработки.

Наличие инвестиционной стратегии и её моделирование значительно облегчает деятельность фирмы и привлечения внимания возможных инвесторов к ней. При вложении денег в тот или иной проект их

интересует в первую очередь целенаправленное использование руководством фирмы инвестируемых средств. А возможности их приложения и прописаны в инвестиционной стратегии предприятия.

На мой взгляд, разработка инвестиционной стратегии и имитационное моделирование проекта является важным направлением развития фирмы, грамотное составление которой это один из немногих критериев успешности организации.

Библиографические ссылки

1. Аверил М. Имитационное моделирование : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2011. 842 с.

2. Хаббард Д. Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе. М. : Олимп-Бизнес, 2011. 298 с.

3. Емельянов А. А., Власова Е. А., Дума Р. В. Моделирование экономических процессов. М. : Финансы и статистика, 2010. 368 с.

4. Лукашов Н. В. Управление инвестициями реального сектора экономики. СПб., 2012.

© Божко Е. И., 2013

УДК 657.21

М. П. Землянко Научный руководитель - Н. И. Смородинова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматривается дебиторская задолженность предприятия, возможные проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности. Производится сравнение коэффициентов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, предлагаются пути решения проблемы увеличения оборачиваемости дебиторской задолженности.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т. е. оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности. Иными словами, дебиторская задолженность -это права требования, принадлежащие кредитору по неисполненным финансовым обязательствам контрагента, возникшим по тем или иным юридическим причинам. В установленный срок дебиторская задолженность должна быть выплачена, т. е. обращена в наличные деньги или денежные поступления на банковские счета предприятия [1].

Дебиторская задолженность может быть нормальной и просроченной. Нормальная дебиторская задолженность представляет собой задолженность, длительность которой не превышает сроков, установлен-

ных для оплаты товаров и услуг. Нормальная дебиторская задолженность обычно длится столько времени, сколько времени действует выписанный счет за товары или услуги. В свою очередь, задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленные срок, представляет собой просроченную дебиторскую задолженность. При этом просроченная задолженность может быть сомнительной и безнадежной [2].

Рассмотрим соотношение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности на примере ОАО «Русский алюминий». На основе аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности ОАО «Русский алюминий» за 2010 и 2011 гг. были рассчитаны коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности [3].

В 2010 году коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности составлял 353,7, а в 2011 г. снизился до 243,53. В то же время, был рассчитан показатель периода погашения кредиторской задолженности, который в 2010 году составил 1,03 дня, а к 2011 г. вырос на 0,47 и составил 1,5 дня. Данный

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

показатель обозначает продолжительность оборота кредиторской задолженности в днях. Чем выше значение данного показателя, тем дольше компания использует чужие ресурсы. С одной стороны, это выгодно, с другой стороны, может свидетельствовать о просроченной оплате поставщикам, и как следствие, потере деловой репутации компании. Снижение коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности может свидетельствовать о более эффективной организации взаимоотношений с поставщиками, обеспеченности более выгодным графиком платежей, а также об использовании кредиторской задолженности как источника получения дешевых финансовых ресурсов.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010 году составляет 67,5. В 2011 году коэффициент снизился на 31,37 и составил 36,13. Также был произведен расчет показателя периода сбора дебиторской задолженности, который в 2010 году составил 5,4 дня, а в 2011 году - 10,1 дня. Чем ниже показатель периода сбора дебиторской задолженности, тем быстрее деньги за отгруженный товар возвращаются в компанию, и тем быстрее их можно использовать для закупки нового сырья, а значит, тем большую прибыль можно получить. Однако данный показатель пропорционально коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности снижается. При этом, чем ниже коэффициент, тем выше потребность компании в оборотном капитале для расширения объема сбыта.

При проведении анализа была выявлена следующая проблема: при достаточно высоком коэффициенте оборачиваемости кредиторской задолженности, оборачиваемость дебиторской задолженности остается на довольно низком уровне, что является неблагоприятной ситуацией для предприятия. В свою очередь высокая оборачиваемость кредиторской задолженности свидетельствует об улучшении платежеспособности предприятия в отношении с поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, персоналом предприятия и прочими кредиторами - своевременное погашение покупок с отсрочкой платежа. Для уравновешения оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности существует несколько методов ускорения дебиторской задолженности. На стадии создания производственных запасов: внедрение эко-

номически обоснованных норм запаса; расширение складских систем материально-технического обеспечения; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах. На стадии незавершенного производства: ускорение НТП; развитие стандартизации, унификации, оптимизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструктивных материалов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом. На стадии обращения: совершенствование системы расчетов; увеличение объемов реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов.

Применение данных мер поможет ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности, а значит, повысит экономическую эффективность предприятия.

Таким образом, можно говорить о том, что дебиторская задолженность является важной частью активов предприятия. Для управления дебиторской задолженностью необходимо проводить анализ не только состояния компании кредитора, но и компании заемщика, чтобы всегда существовала уверенность возврата заемных денежных средств. Также необходимо проводить комплексный анализ не только дебиторской задолженности, но и кредиторской, чтобы выявить оптимальное соотношение, коэффициент оборачиваемости также определяет качество дебиторской задолженности.

Библиографические ссылки

1. Дебиторская задолженность предприятия: анализ и стоимостная оценка [Электронный ресурс] // Финансово-правовое агентство. URL: http://www.fpa.su.

2. Дебиторская задолженность. Понятие, виды и общие правила списания [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет, налогообложение, аудит в Российской Федерации. URL: http://www.audit-it.ru.

3. Финансовая отчетность [Электронный ресурс] // РУСАЛ. URL: http://www.rusal.ru/investors /financialstat. aspx.

© Землянко М. П., 2013

УДК 658.148

М. В. Кольяк Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РЫНОК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ AIM ДЛЯ КОМПАНИЙ МАЛОЙ И СРЕДНЕЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Вопреки расхожему мнению IPO (первичных публичных размещений акций) доступно не только гигантам экономики, но и небольшим развивающимся предприятиям. Специально для таких компаний фондовые биржи упрощают условия листинга (список ценных бумаг, необходимых для биржевых торгов), создают альтернативные площадки. Первичное размещение на них позволяет значительно повысить капитализацию компании-эмитента и служит первым шагом к «большой» бирже.

Альтернативный инвестиционный рынок (англ. при Лондонской фондовой бирже LSE (англ. London Alternative Investments Market) существует с 1995 года Stock Exchange). AIM изначально задумывался как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.