Научная статья на тему 'Рыночный потенциал региона как объект экономического планирования'

Рыночный потенциал региона как объект экономического планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

661
92
Поделиться
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / MARKET POTENTIAL / ECONOMIC PLANNING / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL STRATEGY / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Ирина Васильевна

Раскрыто значение рыночного потенциала региона в региональном стратегическом планировании. Дана характеристика тенденций и проблем развития рыночного потенциала регионов РФ. Сформулированы предложения по совершенствованию стратегического планирования в регионах РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The region"s market potential in the regional strategic planning is revealed in the article. The trends and problems of market potential development in the RF regions are characterized. Some ideas aimed at improving strategic planning in the RF regions are formulated.

Текст научной работы на тему «Рыночный потенциал региона как объект экономического планирования»

© И.В. Максимова, 2009

УДК 332.14

ББК 65.049(2 Рос)-23

РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

И.В. Максимова

Раскрыто значение рыночного потенциала региона в региональном стратегическом планировании. Дана характеристика тенденций и проблем развития рыночного потенциала регионов РФ. Сформулированы предложения по совершенствованию стратегического планирования в регионах РФ.

Ключевые слова:рыночный потенциал, экономическое планирование, экономика региона, стратегия региона, региональная экономическая система.

В ходе рыночной трансформации экономики России все более актуализируется проблема научного обоснования стратегических целей экономического развития регионов РФ и путей их достижения исходя из особенностей функционирования рыночных отношений. Особый интерес в этой связи представляет использование рыночного подхода в региональном планировании, где элементами экономической системы региона выступают продавцы и покупатели товаров и услуг, а объектом экономического планирования - рыночный потенциал региона.

Категория «рыночный потенциал» имеет принципиальное отличие от категории «экономический потенциал». В справочных изданиях экономический потенциал определяется как «... совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления» [13]. Поэтому, по мнению многих исследователей экономического потенциала, «.его следует рассматривать как экономические условия в широком смысле» [9, с. 180]. Емкость понятия «экономический потенциал», делая его универсальным, затрудняет этим процесс управления региональ-

ной экономической системой в результате многогранности как объекта управления, так и характера взаимосвязей между отдельными элементами данной системы. В то же время экономический потенциал региона можно достаточно детально охарактеризовать через отдельные, выделенные по определенному признаку (например, группе потребителей, объекту купли-продажи, уровню конкурентоспособности и пр.) составляющие рыночного потенциала, формирование и развитие которых происходит под влиянием не только общих, но и специфичных факторов. Поэтому использование категории «рыночный потенциал» в итоге обеспечивает более четкую картину происходящих в экономической системе хозяйственных отношений.

Категория «рыночный потенциал» достаточно полно раскрыта в теории и методологии на микроуровне управления. Так, например, Г.С. Мерзликина и Л.С. Шаховская к составляющим рыночного потенциала предприятия относят потенциальный спрос на продукцию и долю рынка, занимаемую предприятием [7]. Е.В. Попов определяет рыночный потенциал предприятия как «.возможность управления его ресурсами на определенных этапах его развития в целях эффективного взаимодействия с рынком» [8]. Эти определения акцентируют внимание на двух важных элементах рыночного потенциала предприятия - спросе и предложении.

Аналогичный подход лежит в основе трактовки рыночного потенциала региона. Например,

О. Юлдашева определяет его как «... возможности потребления региональным рынком конкретного количества конкретной продукции при различных ситуациях внешней среды (с учетом рисков) в течение года» [18]; очень схожа с этой точкой зрения позиция И.К. Белявского [14, с. 63].

Эти и другие существующие в настоящее время определения рыночного потенциала региона [3; 16; 17] недостаточно полно раскрывают его сущность. Во-первых, в них нивелируется его основная функция - способность производить продукцию и решать другие задачи экономического и социального развития региона. Во-вторых, не учитывается промежуточное между производством и потреблением звено - посредники, которые осуществляют взаимодействие между продавцами и покупателями товаров, то есть выступают необходимым элементом взаимодействия спроса и предложения.

По мнению автора статьи, рыночный потенциал региона точнее можно определить как обособленную совокупность взаимосвязанных элементов хозяйственной системы региона, выделенных по принципу выполняемой ими на рынке функции, характеризующих способность региона осуществлять производство продукции и решать задачи экономического и социального развития.

Первая составляющая рыночного потенциала - потребительский потенциал выража-

ется в виде спроса или возможности рынка поглотить (купить) определенное количество продуктов и услуг [1, с. 122]. Его дифференциацию можно осуществлять с использованием следующих критериев: группа потребителей (отдельные домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, государство); отраслевая принадлежность товара как объекта купли-продажи; время возникновения спроса (реализованный, существующий, перспективный); особенности проявления спроса (твердо сформулированный, альтернативный, отложенный и др.). Это позволяет наиболее точно выделить объект управления (например, потребительский потенциал домашних хозяйств на рынке продуктов питания). Потребительский потенциал имеет количественную и качественную характеристики.

В дифференцированном анализе спроса особый интерес представляет спрос по группе потребителей «домашние хозяйства». Показатели спроса по этой группе позволяют делать выводы об уровне и качестве жизни населения, прогнозировать и планировать объем и структуру производства в различных отраслях экономики. Объективной количественной характеристикой спроса здесь выступает доход населения, в первую очередь показатель среднедушевого денежного дохода. Как видно из рисунка 1, средне-

П

О

X

о

п

о

и

о

й < э q

£

<u

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ч

ft

о

ё

К

1000

900

800

700

600

500

400

300

200

100

0

1 3 5

7 9 11 13 1 5 17 19 21 23 25 27 29 31 33 3 5 37 3 9 41 43 45 4 7 49 51 53 5 5 57 59 61 63 65 67 6 9 71 73 75

Регионы РФ

Рис. 1. Изменение уровня среднедушевого денежного дохода населения в регионах РФ в период с 1990-го по 2007 г., долл. США *

* Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008. С. 157-159.

душевой денежный доход населения в России в период с 2000-го по 2007 г. значительно вырос. Прирост среднедушевого денежного дохода в среднем по всем субъектам РФ в пересчете на доллары США составил около 390 долларов.

Более значительное увеличение доходов отмечается в регионах: ориентированных на экспорт продукции топливно-энергетического и металлургического комплексов (например, в Тюменской области - на 911,6 долл., Республике Татарстан - на 468,4 долл.); близких к административному центру (например, в Московской области - на 596,5 долл.); а также в некоторых северных и восточных регионах (например, в Магаданской области - на 659,7 долл., в Сахалинской области - на 816,3 долл.). Вместе с тем уровень платежеспособного спроса населения в регионах РФ остается крайне низким.

Основным источником доходов населения в регионах РФ является заработная плата, тогда как в экономически развитых странах - доходы от предпринимательской деятельности. Доля доходов от предпринимательской деятельности в денежных доходах населения РФ в настоящее время составляет всего около 10% [11, с. 118]. О высоком уровне развития предпринимательства можно говорить только на примере небольшого количества регионов. Это Московская, Ростовская, Самарская, Новосибирская области, Республика Татарстан, Краснодарский край, где количество малых предприятий выше, чем в среднем по РФ (то есть выше 20 тыс.) [10, с. 396-398].

По сравнению с оплатой труда в развитых странах мира уровень заработной платы в регионах РФ значительно ниже. Например, в 2004 г. он был ниже, чем в Великобритании в 3 раза, во Франции - в 5 раз, в США - в 13 раз [12, с. 103-104]. Значительно повлияла на снижение уровня доходов населения девальвация российского рубля в период с декабря 2008 г. по май 2009 года. Денежные доходы населения в январе 2009 г. составляли 93,3 % к январю 2008 г. и 54,3 % к декабрю 2008 года [6]. При этом реальный уровень средней заработной платы (по данным Федеральной службы государственной статистики, составлявшей в 2008 г. 15 200 руб.) снизился на 9,1 %. Значительная часть занятого населения (более 15,4 %) имеет заработную пла-

ту ниже, чем в среднем по РФ, кроме того, наблюдается ее выраженная отраслевая дифференциация. Так, в 2008 г. уровень среднемесячной заработной платы работников здравоохранения составил 75 % от ее уровня в обрабатывающих производствах, работников образования - 66 % [5].

Низкая покупательная способность населения сказывается на качественных характеристиках спроса. В настоящее время структура расходов домашних хозяйств нерациональна. Доля расходов на продукты питания у населения РФ значительно выше, чем во многих странах мира. По данным 2002 г., указанная доля затрат в регионах РФ была в 3,5 раза выше, чем в Великобритании и в 4,1 раза выше, чем в США [12, с. 114]. Это дает основание говорить о существовании неудовлетворенных потребностей, что подтверждается гораздо меньшим, по сравнению с другими странами мира, количеством потребляемых населением в регионах России товаров и услуг различного рода (в том числе мясопродуктов, молока и молочных продуктов, фруктов, предметов длительного пользования) [12, с. 116-126].

Вторая составляющая рыночного потенциала региона - производственный потенциал определяется как стоимостная и натуральновещественная характеристика регионального производства, выражающаяся в его способности изготавливать продукцию определенного состава [2, с. 12]. Таким образом, основной характеристикой рассматриваемого потенциала выступает способность региона к производству.

В качестве критерия дифференциации производственного потенциала целесообразно использовать принадлежность производства к определенной отрасли экономики. Применение других критериев затруднено, а в некоторых случаях даже невозможно, поскольку один и тот же товар (объект купли-продажи) может использоваться различными группами потребителей, выступать одновременно полуфабрикатом и конечным изделием (например, ткань -одновременно готовое изделие и сырье для текстильной промышленности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производственный потенциал, также как и потребительский, имеет количественную и качественную характеристики. Его количественную характеристику в отраслях производства промышленной продукции формируют по-

казатели объема производства, стоимости основных производственных фондов, загрузки производственной мощности; в сельском хозяйстве - объема производства, количества земельных угодий, посевной площади, поголовья животных и птицы, урожайности и т. д. Качественную характеристику дают показатели степени износа (обновления) основных производственных фондов, наличия и доступности факторов производства, их качества и цены; структуры производства; показатели конкурентоспособности производимой продукции (качество, себестоимость, цена), прочие показатели (качество менеджмента, степень диверсификации продукции и др.).

Анализ производственного потенциала по показателям объема производства, стоимости основных производственных фондов, загрузки производственной мощности в регионах РФ позволяет, в частности, заключить, что заметный рост производимой продукции после его падения в начале 90-х гг. отмечается только в небольшом количестве регионов РФ. В 1/4 регионов РФ он не превышает 50 % от среднероссийского уровня (рис. 2). По объему промышленного производства лидирующее положение занимают регионы, где отрасли специализации представляют предприятия нефтегазового комплекса. Например, по данным 2007 г., объем производства промышленной продукции в Тюменской области составлял 782,5 млн руб., что в 340 раз больше, чем

в Республике Ингушетия или в 111 раз - чем в Республике Калмыкия.

Загрузка производственных мощностей в отраслях промышленного производства в настоящее время находится на уровне не более 80 %, а в некоторых случаях - не превышает 40 %. В период с 1990-го по 2007 г. произошло падение объемов производства (за исключением нефтепродуктов, стали, чугуна) в 2 и более раз [11, с. 213-233].

Таким образом, объем промышленного производства за годы рыночных реформ не только не увеличился, но и значительно уменьшился. В связи с кризисом тенденции падения объемов производства в регионах РФ в настоящее время только углубляются. По данным Росстата, индекс промышленного производства в январе - мае 2009 г. составил 84,6 % от показателя января - мая 2008 г. [17].

Аналогичная неблагоприятная ситуация сложилась в настоящее время в сельском хозяйстве России. Только в период с 2000-го по 2007 г. в регионах России посевная площадь уменьшилась на 30 %, поголовье крупного рогатого скота - на 70 %, производство молока и овощей - на 10 % и т. д. [11, с. 235]. Обращает на себя внимание тот факт, что наибольшее падение объемов производства сельскохозяйственной продукции отмечается в регионах, где сельское хозяйство является отраслью специализации (например, республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и пр.).

Рис. 2. Среднедушевой объем промышленного производства в регионах РФ в 2007 г., млн руб. *

* Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. С. 56-57, 434-436.

На фоне низкого уровня загрузки производственных мощностей и снижения объема производства импорт продовольственного сырья и готовой продукции в регионах России не уменьшается и ежегодно составляет более 150 млн долл. США [11, с. 240-241], что свидетельствует об упущенной возможности отечественных производителей, наличии существенного нереализованного производственного потенциала.

Среди основных причин снижения объемов производства в регионах РФ - высокий износ основных фондов, и, как следствие, - низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Степень износа основных производственных фондов в среднем по РФ составляет 42 % (см. рис. 3). Наиболее высокий износ (более 50 %), как правило, наблюдается в регионах с низким объемом производства (Брянская, Ивановская области, республики Ингушетия, Дагестан и др.).

Хотя в преобладающем количестве регионов РФ весьма активно протекают инвестиционные процессы, они еще недостаточно заметно сказываются на развитии производственного потенциала. Объем инвестиций в основное производство на душу населения в 2007 г. в регионах РФ в среднем составлял 39 141 руб. (от 6 814 руб. в Республике Тыва до 226 588 руб. в Тюменской области) [10, с. 938-940].

В общем объеме инвестиций, вложенных в обновление основных производственных фондов, около 40 % составляют собственные средства предприятий. Однако, несмотря на значительную долю собственных средств в объеме инвестиций, увеличение прибыли российских предприятий заметно не сказывается на увеличении ими инвестиционных вложений. Значение коэффициента корреляции между показателями прибыли и объемом инвестиций предприятий за счет собственных средств по данным за 1995-2007 гг. не более

0,2. Высокая корреляционная зависимость отмечается в региональном разрезе между показателями объема импорта машин и оборудования и объемом экспорта (в данном случае коэффициент корреляции не менее 0,8) [10, с. 946-950]. На основании этого можно предположить, что в числе важных факторов, стимулирующих инновационную деятельность предприятий в регионах РФ, выступает не внутренний, а внешний спрос.

В условиях дальнейшего спада производства обостряется проблема более рационального использования финансовых ресурсов для инновационного преобразования экономики РФ, которую, например, можно решить путем сочетания отраслевого и территориального планирования. Учитывая большее влияние макрофакторов на развитие экономической ситуации в регионах, значение интеграции отраслевого и территориального планирования возрастает.

М

О

X

о ^ £ ° к

о В * « 5 [2

о

м

со

К

о

Л

с

X

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61 63 65 67 69 71 73 75 77

Регионы РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Степень износа основных производственных фондов в регионах РФ в 2008 г., %

*

* Составлено по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. С. 377-379.

Третья составляющая рыночного потенциала региона - инфраструктура рынка, которую можно определить как систему учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Важнейшую роль во взаимодействии между спросом и предложением играет торговля. Оптовая торговля как элемент инфраструктуры выполняет такие функции, как: сбыт и стимулирование, формирование товарного ассортимента, складирование, транспортировка, принятие риска и др. Функции розничной торговли определяются непосредственным контактом с конечным потребителем. Важное место в системе распределения продукции принадлежит специально организованным рынкам: товарным биржам, аукционам, ярмаркам, оптовым продовольственным рынкам.

С учетом тенденций снижения покупательной способности населения, объективной необходимостью в целях совершенствования рыночных отношений в регионах РФ становится укрупнение предприятий оптовой торговли, которое способствует сокращению звенности в товародвижении, а значит - понижению розничных цен. В настоящее время в преобладающем количестве регионов (60 % от общего количества) доля крупных и средних предприятий торговли не превышает 100 ед. [15, с. 395396], что явно недостаточно.

Особое значение для стабилизации потребительских цен имеет развитие оптовых продовольственных рынков (ОПР). По данным отечественных исследователей [4, с. 4344], создание ОПР в регионах РФ, кроме снижения розничных цен, позволяет надежно и стабильно обеспечивать население качественным продовольствием в необходимом объеме и в широком ассортименте. У производителей же появляется возможность увеличить количество продаж, сократить издержки по реализации, то есть повысить прибыль и рентабельность.

Среди других направлений повышения эффективности взаимодействия производителей и покупателей продукции можно отметить совершенствование структуры каналов распределения продукции, развитие вертикальных и горизонтальных маркетинговых систем, что позволит обеспечить: ориентацию на региональную сырьевую базу; высокое качество продукции; участие по-

средников в создании транспортной инфраструктуры региона [4, с. 48-60].

В целом представленные результаты изучения рыночного потенциала в регионах РФ позволяют сделать вывод о том, что использование категории «рыночный потенциал региона» в методологии и теории регионального экономического планирования позволяет более точно выстроить логику исследования, объективнее раскрыть проблемы и сформулировать направления совершенствования системы планирования в регионах РФ. В частности, актуальными направлениями совершенствования стратегического регионального планирования в настоящее время можно считать: рассмотрение в качестве приоритета регионального экономического планирования стратегию инновационного развития экономики; углубление интеграции отраслевого и территориального планирования для более рационального использования государственных и региональных финансовых ресурсов; использование различных составляющих рыночного потенциала региона в качестве объектов плановой деятельности, что будет способствовать более целенаправленному решению региональных проблем с учетом влияния на развитие экономики региона факторов рыночной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. / под ред. В. Е. Рыбалкина. - М. : Международные отношения, 1999. - 304 с.

2. Гладышевский, А. Г. Формирование производственного потенциала / А. Г. Гладышевский. -М. : Наука, 1992. - 287 с.

3. Голубков, Е. П. Исследование и анализ рыночной ситуации / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - Режим доступа: http: //www. iteam. ru/publications/marketing/section_22 /article_2702.

4. Добросоцкий, В. И. Оптовый продовольственный рынок / В. И. Добросоцкий, Л. М. Юрко. -Волгоград : Комитет по печати, 1996. - 128 с.

5. О промышленном производстве в январе -

мае 2009 г. // Электронный ресурс Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http: //www. gks. ru/bgd/free/B04_0 3

/IssWWW.exe/Stg/d02/image2271. gif.

6. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения // Электронный ресурс Федеральной службы государственной статисти-

ки. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free /B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/image2271.gif.

7. Оценка состояния маркетинга на промышленных предприятиях в условиях рыночной экономики. - Режим доступа: http://www.smartcat.ru /Marketing/annuityA. shtml3.

8. Попов, Е. В. Рыночный потенциал предприятия / Е. В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. - № 2. - Режим доступа: http: //www.s2b.ru/library/p/lanirivka.htm.

9. Региональная экономика / под ред. В. И. Видя-пина, М. В. Степанова. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 686 с.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 : стат. сб. / Росстат. - М. : ИИЦ «Статистика России», 2008. - 999 с.

11. Россия в цифрах. 2009 : стат. сб. / Росстат. -M. : ИИЦ «Статистика России», 2009. - 525 с.

12. Россия и страны мира. 2006 : стат. сб. / Росстат. - M.: ИИЦ «Статистика России», 2006. - 366 с.

13. Современный экономический словарь. -Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict /brokminor/article/32/32831.html.

14. Статистика рынка товаров и услуг / под ред. И. К. Белявского. - М. : Финансы и статистика, 1995. - 432 с.

15. Торговля в России. 2007 : стат. сб. / Росстат. -M.: ИИЦ «Статистика России», 2007. - 565 с.

16. Федотов, А. Н. Маркетинговая оценка рыночного потенциала региона / А. Н. Федотов // Известия ИГЭА. - 2007. - № 2 (52). - С. 88-90. - Режим доступа: http://izvestia.isea.ru/reader/article.asp?id=1669.

17. Шевченко, Д. А. Рыночный потенциал / Д. А. Шевченко. - Режим доступа: http://www.info-mark.ru/abc.php?l=%D0&n=&termin=.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Юлдашева, О. Исследование рыночного потенциала регионов / О. Юлдашева // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2002. - N° 4. - Режим доступа : http : //grebennikon. ru/article-D S6M-271. html.

REGIONAL MARKET POTENTIAL AS AN OBJECT OF ECONOMIC PLANNING

I. V. Maksimova

The region’s market potential in the regional strategic planning is revealed in the article. The trends and problems of market potential development in the RF regions are characterized. Some ideas aimed at improving strategic planning in the RF regions are formulated.

Key words: market potential, economic planning, regional economy, regional strategy, regional economic system.