ТИПОЛОГИЯ РЕГИОНОВ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
И. В. МАКСИМОВА, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail:[email protected] Волгоградская академия государственной службы
Рассмотрены вопросы развития типологии регионов в целях совершенствования стратегического планирования. Предложен метод определения типа региона, который позволяет более обоснованно определять цели социально-экономического развития региона с учетом стартового уровня его развития. С использованием предложенного метода определена принадлежность регионов РФ к различным типам. Выделены особенности регионов выделенных типов и предложены подходы к формированию стратегий их развития.
Ключевые слова: типология регионов, региональное планирование, региональная стратегия, социально-экономическое развитие региона, совершенствование регионального планирования.
Традиционно проблемным в стратегическом региональном планировании выступает определение системы целей развития и инструментария для декомпозиции этих целей до уровня конкретных территориально локализуемых задач. Во многом эти трудности связаны с неверным позиционированием региона как объекта плановой деятельности.
Объектом в региональном экономическом планировании выступает регион, выделенный по административно-территориальному принципу, т. е. субъект Федерации. Однако каждый регион — это своеобразная область хозяйствования, наделенная специфическим набором ресурсов. Данное противоречие в методологии планирования разрешается посредством объединения регионов в однородные группы по схожим признакам посредством типологии, которая связывает воедино стратегию социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Субъекты, входящие в один тип, как правило, имеют родственные условия и тенденции разви-
тия, схожие значения социально-экономических показателей. Дифференциация регионов на типы выступает, таким образом, следствием проявления объективных закономерностей, что позволяет использовать одинаковые модели развития, объективнее обосновывать методы и инструменты регулирования экономики на макроуровне управления.
Исследованию типологии регионов и ее значению в социально-экономическом планировании уделяется много внимания. Это породило чрезвычайное разнообразие вариантов классификации регионов, которые можно объединить в 5 основных групп [5].
1-я группа предполагает разделение регионов по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков могут выступать: объем ВРП; темпы промышленного производства и инвестиций; тип территориальной структуры хозяйства; коэффициент плотности населения; характер хозяйственной специализации региона.
2-я группа дифференцирует регионы на основе совокупности признаков, например инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, или объема инвестиций и ВРП.
3-я группа построена на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Это, например, могут быть депрессивные регионы, стагнирующие регионы, пионерные регионы.
4-я группа строится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Например, выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления (субъекты РФ), и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (экономические зоны, укрупненные и крупные экономические районы).
5-я группа предусматривает разделение регионов для решения отдельных социально-экономических проблем, что предполагает, к примеру, выделение регионов: трудоизбыточных, оборонно-промышленных, многоотраслевых и депрессивных, с экстремальными условиями, со слабой финансово-экономической базой.
В официально принятой типологии регионов России, приведенной в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, все субъекты РФ объединены в группы по нескольким признакам: уровню развития, степени включенности в глобальные процессы развития — глобализацию, урбанизацию и неоиндустриализацию. Здесь выделяют:
• «опорные регионы» («полюсы», «локомотивы» роста), отличающиеся экономическим ростом, предпринимательской активностью, инновационными процессами, оказывающие влияние на другие территории, которые не входят в «полюса»;
• сырьевые регионы;
• зоны безопасности — приграничные территории, зоны с потенциалом этно-конфессио-нальных конфликтов, кризисные территории с угрозой единства и стабильности РФ, зоны технологического трансферта;
• зоны инновационного развития;
• мировые города;
• старопромышленные районы;
• территории, прошедшие первичную индустриализацию.
В итоге это весьма неоднозначно позиционирует регионы как объекты хозяйственного управления и затрудняет этим процесс разработки плановых решений на региональном уровне и на макроуровне управления.
В качестве критерия отнесения региона к определенному типу автором предлагается использовать уровень его социально-экономического развития, выраженный через размер ВРП на душу населения. Определение типа региона должно осуществляться при помощи его позиционирования по показателям среднего объема и среднего темпа роста (снижения) ВРП на душу населения, рассчитанных за ряд лет соответственно по формулам средней взвешенной арифметической и средней взвешенной геометрической.
Для расчета коэффициентов весомостей автор рекомендует использовать формулу:
к, = -К,, п
где к. — коэффициент весомости /-го показателя;
п — количество показателей для анализа; N— номер показателя в динамическом ряду. В соответствии со значениями средних объема и темпа роста (снижения) ВРП предлагается выделять 4 типа регионов (см. таблицу):
• I тип — «проблемные регионы» (средний темп роста и средний объем ВРП надушу населения на уровне или ниже, чем в среднем по РФ);
• II тип — «развивающиеся регионы» (средний темп роста ВРП надушу населения выше, чем по РФ, а средний объем ВРП на душу населения на уровне или ниже, чем в среднем по
РФ);
• III тип — «перспективные регионы» (средний темп роста ВРП на душу населения на уровне или ниже, чем по РФ, а средний объем ВРП на душу населения выше, чем в среднем по РФ);
• IV тип — «регионы-лидеры» (средний темп роста и средний объем ВРП надушу населения выше, чем в среднем по РФ).
В 2000—2008 гг. темпы изменения среднедушевого ВРП почти во всех из 76 исследуемых регионов приблизились к среднероссийскому уровню. В то же время в отдельных регионах темпы изменения среднедушевого объема ВРП имеют выраженные различия. Разница данного показателя в них составляет 10 и более раз: от 9,14% — в Республике Ингушетия, до 317,89% — в Тюменской области.
Регионы РФ в соответствии с типом социально-экономического развития (по данным за 2000—2008 гг.) распределены следующим образом [2, 3]:
I тип — Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Астра-
Матрица для определения типа региона по показателю ВРП
на душу населения
Ihn региона Показатель для позиционирования региона
Средневзвешенный объем ВРП на душу населения Средневзвешенный темп роста ВРП на душу населения
I На уровне или ниже, чем в среднем по РФ На уровне или ниже, чем в среднем по РФ
II На уровне или ниже, чем в среднем по РФ Выше, чем по РФ
III Выше, чем в среднем по РФ На уровне или ниже, чем по РФ
IV Выше, чем в среднем по РФ Выше, чем в среднем по РФ
ханская, Волгоградская, Ростовская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Саратовская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская, Магаданская, Амурская, области; Краснодарский, Ставропольский, Пермский, Алтайский, Красноярский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края; республики Карелия, Коми, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия;
II тип — Еврейская автономная область;
III тип — Тюменская область, Республика Саха (Якутия);
IV тип — Сахалинская область.
КI типу — «проблемные регионы» — из 76 исследуемых регионов отнесены 73 (96 %), II типу — «развивающиеся регионы» — 1 регион; III и IV типам — «перспективные» и «регионы-лидеры» — соответственно 2и1 регион.
Если учесть, что среднедушевой объем ВРП по РФ в 2008г. составлял всего около 6тыс. долл., что в пять и более раз ниже, чем, например, в США, Канаде, Японии, Германии, Великобритании в 2002 г. [4], можно сделать вывод о значительных проблемах в социально-экономическом развитии регионов страны.
Анализ экономической ситуации в регионах РФ демонстрирует, что низкий уровень социально-экономического развития, во-первых, коррелирует с показателями прибыли и долей убыточных предприятий. Так, в регионах I типа, по данным 2008 г., доля убыточных предприятий составляла в среднем 40-100 %, II типа- 30-60, III и IVтипов - 20-50 % [3]. Рассмотрение отраслевой принадлежности убыточных предприятий показывает, что в преобладающем количестве случаев это предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, а также транспорта и связи, т. е. вспомогательные (обслуживающие) производства.
Отраслевая специализация экономики в группе «проблемных» и «развивающихся» регионов в основном представлена сельскохозяйственными и обрабатывающими предприятиями. Для регионов данных групп не свойственна специализация в отраслях добывающей промышленности. Специализация экономики в группе «перспективных» и «региона-лидера», главным образом, представлена предприятиями добывающей промышленности.
Снижение ВРП в группе «проблемных» и «развивающихся» регионов в основном связано со значительным снижением объемов производства в легкой промышленности (Брянская, Костромская, Ивановская области, республики Коми, Чувашская и т.д.), химической промышленности (Владимирская, Калужская, Ивановская, Курская, Московская, Вологодская, Ленинградская области и т. д.), машиностроении и металлообработке (Кировская Владимирская, Волгоградская, Ульяновская области и т.д.), пищевой промышленности (Белгородская, Брянская, Владимирская, Костромская, Орловская, Псковская области и т.д.). Некоторые успехи у «перспективных регионов» и «региона-лидера» объясняются, главным образом, устойчивыми темпами и значительными объемами производства в добывающей промышленности (Республика Саха, Тюменская область, Сахалинская область).
Неблагоприятная экономическая ситуация, сложившаяся в регионах в 2008 г., значительно ухудшилась в 2009 г. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий, падение экспорта, отток капитала привели к значительному сокращению инвестиционной активности и дальнейшему спаду производства. Промышленное производство за 2009г. снизилось на 10,8%, в том числе в обрабатывающих производствах — на 16%. Ухудшение экономической ситуации сказывается на уровне и качестве жизни населения. Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2009 г. выросла на 685 тыс. чел. и составила 2,1 млн чел. (2,8% экономически активного населения). Реальная заработная плата за 2009 г. относительно 2008 г. составила всего 97,4 % [1]. Все это вызывает необходимость корректирования стратегий развития регионов РФ, разработку стратегий выхода из кризиса, ориентированных на рост отечественного производства.
Рассмотрение особенностей экономики в регионах выделенных типов продемонстрировало, что успехи в экономике «развивающихся регионов» и «региона-лидера», очевиднее всего, объясняются извлечением высокой прибыли (в добывающей промышленности) в краткосрочном периоде, в первую очередь за счет ориентации производства на более платежеспособный зарубежный спрос. Однако положение этих регионов, по мнению автора, нельзя считать устойчивым, так как в долгосрочном периоде из-за возможных изменений в конъюнктуре, с одной стороны, и низкого уровня диверсификации региональной экономики, с
Вариант развития
Особенности целей экономического разви-
тия
Максимизация прибыли в долгосрочной перспективе
Особенности задач экономического развития
Приоритет развития продукции потребительского назначения.
Формирование развитой инфраструктуры оптовой торговли.
Продвижение продукции местных производителей
Особенности регулирования на макроуровне управления
Федеральные целевые программы развития сельского хозяйства; химической, легкой и пищевой промышленности
Приоритет развития наукоемких отраслей промышленности. Формирование вертикально-интегрированных структур. Развитие кооперации производства.
Развитие финансовой инфраструктуры.
Развитие отраслей науки и научного обслуживания. Развитие профильных учебных заведений по подготовке специалистов в наукоемких отраслях
Ориентация на диверсифицированное развитие экономики. Формирование развитой инфраструктуры оптовой торговли. Продвижение продукции местных производителей. Развитие финансовой инфраструктуры.
Развитие отраслей науки и научного обслуживания. Развитие профильных учебных заведений по подготовке специалистов в наукоемких отраслях
Особенности стратегий развития «проблемных» регионов
другой стороны, темпы и объемы роста ВРП могут резко сократиться. Поэтому основной проблемой, требующей решения, для регионов этой группы выступает формирование диверсифицированной структуры экономики.
Возможности перехода регионов из группы «проблемные регионы» в группу «развивающиеся регионы» (вариант А), по мнению автора, могут быть
обусловлены развитием производства продукции с высокой скоростью оборота капитала, т. е. продукции потребительского назначения, ориентированной, в первую очередь, на внутренний спрос (см. рисунок). Это отрасли сельского хозяйства, химической, пищевой и легкой промышленности. Успешное развитие этих отраслей предполагает наличие в регионе развитой оптовой торговли, отлаженной системы логистики товаропотоков и активного продвижения продукции местных производителей. Учитывая высокую степень износа основных производственных фондов в отраслях сельского хозяйства, химической, легкой и пищевой промышленности, необходимы большие объемы инвестиций, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Судя по характеру отраслей специализации в регионах РФ, такая стратегия может быть реализована в таких регионах, как: Воронежская, Астраханская, Оренбургская, Омская области; республики Карелия, Коми, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия — Алания, Тыва, Хакасия; Краснодарский, Ставропольский, Камчатский и Красноярский края, Еврейская автономная область.
Для перехода «проблемных регионов» в группу «перспективныхрегионов» (вариант В), по мнению
Федеральные целевые программы развития наукоемких отраслей промышленности (электроники, электротехники, машиностроения, станкостроения и пр.)
Федеральные целевые программы развития отраслей специализации
/
автора, необходимо доминирование выпуска продукции в отраслях с большим объемом добавленной стоимости (электроника, электротехника, машиностроение, станкостроение и пр.). Реализация такой стратегии требует формирования отлаженной системы взаимодействия большого количества предприятий, что вызывает необходимость развития вертикальной интеграции и кооперации производства; создания развитой финансовой инфраструктуры для финансирования текущих и долгосрочных финансовых потребностей предприятий; развития отраслей науки и научного обслуживания, а также сети профильных наукоемким отраслям учебных заведений.
Среди регионов, которые могут реализовать такую стратегию, можно выделить: Белгородскую, Брянскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Новгородскую, Самарскую, Ульяновскую, Свердловскую, Иркутскую, Кемеровскую, Челябинскую, Амурскую, Сахалинскую, Магаданскую области; Алтайский край; Республику Бурятия, Хабаровский край.
Значительное количество регионов РФ, имея диверсифицированную структуру экономики, могут выбрать вариант наращивания производства в отраслях с различной скоростью оборота капитала и объемом добавленной стоимости (вариант С). В этом случае основной задачей выступает развитие диверсифицированной структуры экономики с присущими особенностями «поддержки» отдельных отраслей.
По мнению автора, положение таких регионов более предпочтительно, что объясняется воз-
можностью увеличения налоговых доходов уже в среднесрочной перспективе, которые могут быть использованы для более интенсивного развития производств в отраслях с большой долей добавленной стоимости. К таким регионам можно отнести: Владимирскую, Ленинградскую, Ивановскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Орловскую, Смоленскую, Московскую, Тверскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую, Рязанскую, Ярославскую, Тамбовскую, Архангельскую, Волгоградскую, Псковскую, Ростовскую, Кировскую, Томскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Саратовскую, Курганскую области; республики Марий Эл, Башкортостан, Татарстан, Удмурдскую, Чувашскую, Алтай и Мордовию; Пермский, Забайкальский и Приморский края.
Список литературы
1. Об итогах социально-экономического развития РФ в 2009 г. 2010: Р32. Стат. сб. / Росстат. М., 2010.
2. Официальный сайт Государственного комитета по статистике РФ // URL: http://www. gks. га/.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р32. Стат. сб. / Росстат. М., 2009.
4. Россия и страны мира. 2006.: стат. сб. / Росстат. М., 2006.
5. Тургелъ И. Д. Курс лекций «Региональная экономика и управление». URL: http://www. humanities.edu.ra/db/msg/46664.