УДК 332.145 Максимова Ирина Васильевна
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградская академия государственной службы тел.: (905) 06-39-444
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Maksimova Irina Vasilievna
Candidate of Technical Sciences, associate professor of the chair of economics and finance, Volgograd Academy of Public Service tel.: (905) 06-39-444
REGIONAL PLANNING: METHODS OF JUSTIFICATION OF STRATEGIC DECISIONS
Аннотация:
В статье рассмотрены направления развития методов обоснования стратегических решений. В материалах статьи уточнены методы проведения предплановых исследований, определения целей развития, выработки и выбора стратегической альтернативы, мониторинга качества планирования.
Ключевые слова:
региональная экономика, социально-экономическое планирование в регионе, методы обоснования стратегических решений.
The summary:
In the article there are stated directions of methods development of strategic decisions grounding. In the article are defined methods of preplanning investigations, are defined purposes of development, drawing up and choosing of the strategic alternative, monitoring of planning quality.
Keywords:
regional economy, social and economic planning in region, methods of justification of strategic decisions.
Основным плановым документом в региональном управлении выступает стратегия социально-экономического развития субъекта РФ, требования к которой изложены в приказе Министра регионального развития № 14 от 27.02.2007 «Требования к стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации»[1]. В то же время данный документ дает только общее представление о содержании стратегии развития, в нем отсутствуют подробные рекомендации по разработке стратегического плана.
Более полное представление о процедуре разработки стратегии развития региона позволяют получить рекомендации, которые весьма широко представлены в научной литературе [2]. Однако анализ литературных источников демонстрируют немало недостатков в характере этапов и методах обоснования плановых решений, что вызывает необходимость уточнения процедуры разработки стратегического плана социально-экономического развития региона.
Ниже приводятся рекомендации автора по уточнению методологии разработки стратегического плана региона, которые проиллюстрированы на примере Волгоградской области. Для анализа были использованы статистические данные развития региона в период с 2000 по 2009 гг.
По мнению автора, в процессе стратегического планирования следует выделять следующие основные стадии: анализ социально-экономической ситуации, целеполагание, выработку и оценку альтернатив развития, описание стратегической концепции с определением подцелей и задач развития, мониторинг качества планирования.
Основное назначение стадии анализа, по мнению автора, должно заключаться в определении типа региона, уровня реализации его рыночного потенциала, а также его возможностей по завоеванию рыночного пространства посредством оценки его сильных и слабых сторон.
Определение типа региона может осуществляться по разным признакам, например, по уровню урбанизации, характеру специализации экономики, уровню социально-экономического развития региона, численности и плотности населения, географическому месторасположению и т.д.
Волгоградская область относится к индустриально-аграрным регионам. Здесь представлены многие отрасли экономики, в том числе: добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Отраслями специализации выступают: добывающая, химическая, машиностроительная, пищевая промышленность и сельское хозяйство.
По уровню социально-экономического развития регион можно отнести к группе «развивающиеся». Темп роста ВРВ на душу населения за период с 2000 по 2009 гг. выше, чем в среднем по РФ, а средний объем ВРП на душу населения за тот же период ниже, чем в среднем по РФ [3, с. 42-49]. Переход региона из группы «развивающиеся» в группу «регионы-лидеры» должен предполагать наращивание объемов ВРП при сохранении (увеличении) темпов его роста.
Анализ возможностей по использованию различных моделей развития экономики [4], позволяет сделать вывод о целесообразности реализации в Волгоградской области модели диверсифицированной экономики. Однако за годы реформ многие предприятия или значительно сократили выпуск продукции, или прекратили ее производство. Например, объем производства тракторов в регионе с 1990 по 2009 гг. сократился в 19 раз, прекратилось производство металлорежущих станков, стиральных машин и телевизионных приемников. В то же время ежегодный объем ввоза в страну машин и оборудования составляет свыше 140 млрд. долл. США, в том числе в Волгоградскую область - свыше 360 млн. долл. США [5, с. 988]. В связи с этим увеличение (возобновление) в Волгоградской области производства продукции в машиностроении, станкостроении, приборостроении весьма актуально.
Реализация модели диверсифицированного развития экономики потребует существенных инвестиционных вложений, которые необходимы для решения задач: повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках за счет модернизации импортозамещающих и экспортоориентированных производств; поддержки малого предпринимательства, что будет способствовать развитию конкуренции, насыщению рыка продукцией потребительского и производственного назначения, снижению цен и росту доходов населения; формирования позитивного имиджа региона для привлечения инвестиций в экономику и роста спроса на продукцию региональных производителей.
Анализ рыночного потенциала демонстрирует, что в регионе отмечается достаточно высокий объем потребительского потенциала домохозяйств, предприятий и государственных организаций. Однако большая его часть не реализована. Основная причина - низкий уровень доходов. Например, объем среднедушевого дохода населения в регионе ниже, чем в среднем по РФ. Аналогичная ситуация в отраслях экономики. Потенциал спроса государственных организаций в основном формируется за счет безвозмездных перечислений, что говорит о явно недостаточном количестве собственных средств для финансирования экономики и социальной сферы.
Результаты анализа производственного потенциала также демонстрируют низкий уровень его реализации. Устаревшие технологии, выпуск неконкурентоспособной продукции приводит к снижению загрузки производственной мощности, падению объема выпуска и доли региона в общем объеме предложения продукции в стране. Недостаточно в регионе развито малое предпринимательство, что снижает «гибкость» регионального предложения, возможность формирования среднего класса в регионе.
Негативные тенденции складываются в сельском хозяйстве. За годы рыночных реформ сократились посевные площади сельскохозяйственных культур, уменьшилось поголовье скота, снизилось производство сельскохозяйственной продукции. Среди основных причин такой ситуации можно назвать недостаточное развитие в регионе сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, высокую степень износа основных производственных фондов.
Состояние экономики в основных отраслях, промышленности и сельском хозяйстве, во многом определяет неблагоприятную ситуацию во вспомогательных и обслуживающих отраслях (в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в транспорте).
Оценка конкурентоспособности региона, проведенная посредством сравнения основных социально-экономических показателей региона с аналогичными среднероссийскими значениями, позволяет сделать вывод о том, что его сильными сторонами выступают: достаточно высокий и устойчивый рост экспорта продукции и темпы вложения инвестиций. Это можно рассматривать важной предпосылкой для наращивания объемов производства продукции, ориентированной как на внутренний, так и на внешний рынок.
Слабыми сторонами региона можно считать: снижение численности экономически активного населения; более низкие темпы роста объема производства, доходов населения, развития малого предпринимательства; более высокие показатели роста численности безработных и степени расслоения населения; проблемы в развитии дошкольного образования, здравоохранения и культуры.
Следующая стадия в разработке стратегии - целеполагание, которое предполагает определение приоритетов в социально-экономическом развитии региона.
В целом целеполагание, по мнению автора, должно включать: прогноз основных показателей социально-экономического развития на региональном уровне управления; разработку на микроуровне стратегий развития наиболее крупных региональных предприятий на основе планов маркетинга; корректирование целей социально-экономического развития региона на региональном уровне управления с учетом планов предприятий; обоснование условий реализации целевых показателей.
Основными в обосновании условий реализации стратегических целей должны выступать показатели, характеризующие факторы рыночной среды (экономические, демографические,
социальные, культурные, природные и прочие). Роль показателей целесообразно оценивать с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа, однофакторных и многофакторных моделей, расчета коэффициентов эластичности.
Результаты исследования автора роли социально-экономических показателей [3, с. 42-49, 222] с использованием коэффициента эластичности демонстрируют, что наиболее важным условием достижения целей развития (увеличения объема ВРП, объема производства, уровня доходов населения; снижения безработицы и т.д.) выступает наращивание вложений инвестиций. Среди других наиболее важных условий необходимо выделить: развитие науки и научного обслуживания, оптимизацию налоговой нагрузки на предприятия, развитие конкуренции в банковском секторе.
Следующий этап стратегического планирования - выбор стратегической альтернативы. Однако, согласно требованиям Министерства регионального развития, в настоящее время стратегия выступает безальтернативной, так как не предполагает выработку и оценку альтернатив социально-экономического развития. Это искажает сущность и снижает эффективность стратегического планирования.
В последовательности разработки альтернативы автор предлагает выделить 3 этапа:
Разработку нескольких вариантов развития региона, где основными переменными показателями выступают объем производства и инвестиций, уровень рыночного риска в зависимости от характера потребительских или географических сегментов дифференцированно по отраслям экономики.
Расчет по каждому варианту показателей производственной, социальной, бюджетной и рыночной эффективности.
Расчет комплексного показателя общественной эффективности как суммы единичных показателей, выраженных в процентах.
Заключительным этапом в планировании должен выступать мониторинг. Для его проведения, автор предлагает использовать разработку системы качества планирования, которая должна отслеживать промежуточные и конечные результаты качества жизни населения.
Таким образом, можно выделить следующие актуальные направления в развитии методологии разработки стратегического плана:
- на стадии анализа: определение типа региона, анализ уровня реализации его рыночного потенциала, оценку его конкурентоспособности;
- на стадии целеполагания: анализ условий достижения целевых показателей;
- на стадии разработки альтернативы развития: выработку варианта социальноэкономического развития с использованием показателей объема производства, инвестиций и уровня рыночного риска;
- на стадии выбора альтернативы: оценку вариантов развития с учетом критериев производственной, социальной, рыночной и бюджетной эффективности;
- на стадии контроля: разработку системы мониторинга с использованием показателей качества жизни населения.
Ссылки:
References (transliterated):
1. Приказ Министра регионального развития № 14 от
27.02.2007 «Требования к стратегии социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации». иРи www.minregion.ru (дата обращения: 12.05.11).
2. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А.Г. Гранберга. М., 2004 ; Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Штульберг Б.М., Котилко В.В., Полы-нев А.О. М., 1993; Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ М., 1990 ; Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики СПб., 1998.
3. Россия в цифрах. 2011: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2011.
4. Прогнозно-аналитические модели стратегического развития региона с учетом инновационных процессов. URL: www.market-journal.com/problemieco/19.html minregion.ru (дата обращения: 14.05.11) ; Кузнецов В.В. Экономические модели социальноэкономического развития региона // Успехи современного естествознания. 2008. № 7. С. 122-125. URL:
1. Prikaz Ministra regional'nogo razvitiya No. 14 ot
27.02.2007 “Trebovaniya k strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sub"ekta Rossiyskoy Federatsii”. URL: www.minregion.ru (date of access:
12.05.11).
2. Strategii makroregionov Rossii: metodologicheskie podhody, prioritety i puti realizatsii / ed. by A.G. Granberg. M., 2004 ; Regulirovanie territorial'nogo razvitiya v usloviyah rynochnoy ekonomiki / Shtul'berg B.M., Kotilko V.V., Polynev A.O. M., 1993 ; Agafonov V.A. Analiz strategiy i razrabotka kom-pleksnyh programm M., 1990 ; Gladkiy Y.N., Chisto-baev A.I. Osnovy regional'noy politiki SPb., 1998.
3. Rossiya v tsifrah. 2011: short collection of statistics / Rosstat. M., 2011.
4. Prognozno-analiticheskie modeli strategicheskogo
razvitiya regiona s uchetom innovatsionnyh protsessov. URL: www.market-
journal.com/problemieco/19.html minregion.ru (date of access: 14.05.11) ; Kuznetsov V.V. Ekonomicheskie modeli sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008. No. 7. P. 122-125. URL:
www.rae.ru/use/?section=content&op=show_artide&articl e_id=7783185 minregion.ru (дата обращения:
14.05.11).
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р 32 Стат. Сб. / Росстат. М., 2010.
www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&ar ticle_id=7783185 minregion.ru (date of access:
14.05.11).
5. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2010: R 32 collection of statistics / Rosstat. M., 2010.