ревизия. Между тем, назрела необходимость использовать такую форму контроля как внутренний аудит, поскольку она более ориентирована на реализацию поставленных перед потребительской кооперацией задач по улучшению эффективности управления и снижения различного рода рисков.
Список литературы:
1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации. Федеральный Закон № 54-ФЗ// Ведомости Съезда Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. -1992. -№ 30. - ст. 1788.
2. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Россий-
ской Федерации. Федеральный Закон № 54-ФЗ в редакции от 28.04.2000 г.// Российская газета. - 2000.-№ 86.
3. Андреев В.Д. Ревизия и контроль в потребительской кооперации. - М.: Экономика, 1987.
- 334 с.
4. Андреев В.Д., Борознов И.А., Лист Т.Н. Ревизия и контроль в потребительской кооперации.
- М.: Экономика, 1982.- 321 с.
5. Еленевская Е.А. Экономический анализ в потребительской кооперации: теория, практика, перспективы. - Чебоксары: ЧКИ МУПК.-2001.
- 339 с.
6. Избицкий Л.М. Ревизия и контроль в потребительской кооперации. М.: Э, 1971,- 288 с.
7. Серебрякова Т.Ю. Внутренний контроль в потребительской кооперации. - Чебоксары: ЧКИ РУК. - 2007. - 151 с.
The inner control in consumer's co-operatives. The historical aspect.
Tatiana Serebryakova, the candidate of economics, associate professor, the department of accounting, analysis and audit.
The establishment and development of the inner control in consumer's co-operatives are being researched. The periods of its development were introduced. The characteristic of the features of the functioning of the inner control and the interconnection of the management of control and discount in each period was given. The condition of the inner control at the up-to-date period was considered.
СЕРЕБРЯКОВА Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита» Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
РЫНОЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ОПЫТ ПРАКТИКИ
В.И. Елагин
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 г.г. отмечается, что одно из ведущих мест в экономике регионов занимает агропромышленный сектор, устойчивое функционирование которого в большей степени определяет не только экономическое положение регионов, но и продовольственную безопасность страны. В решении этих важных проблем, по мнению автора, достойный вклад может вносить и потребительская кооперация. Она как многоотраслевая система, осуществляющая тор-
говую, производственную и заготовительную деятельность позволяет решать одну из слабо разработанных проблем в агропромышленном комплексе — внедрять замкнутый цикл деятельности предприятий и организаций: производство сельскохозяйственной продукции — переработка — реализация. Такой "цикл" во многом обеспечивает высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой продукции. В этой ситуации выработка и реализация рыночных направлений повышения финансовой устойчивости способствуют достижению долгосрочных конкурентных преимуществ, которые могут
обеспечить потребительской кооперации устойчивое положение на рынке и необходимый уровень экономического роста.
Устойчивость системы потребительской кооперации на региональном уровне — это ее способность сохранять свое динамическое состояние в реальных условиях внутренних и внешних изменений. Формирующаяся система устойчивой потребительской кооперации опирается на новые системы и функции управления, ценовые и финансово-кредитные отношения, институциональные преобразования, формы и методы рыночного регулирования. Проблема устойчивости отдельных составляющих потребительской кооперации в регионе рассматривается с точки зрения взаимодействия экономических, социальных, организационных и рыночных факторов. Соответственно, основными направлениями развития, обеспечивающими переход организаций потребительской кооперации к стадии устойчивого экономического роста являются: организация менеджмента и маркетинга, обеспечение конкурентоспособности потребительского общества, товаров и услуг, увеличение доли освоения ресурсов и товарного предложения на местных и региональных рынках, формирование инвестиционной и кадровой политики, развитие интеграционных связей с субъектами аграрной сферы.
На современном этапе интеграция различных видов деятельности и создание их замкнутых циклов должны использоваться как средства усиления имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ потребительской кооперации. Стратегии интегрированного роста предусматривают объединение технологически взаимосвязанных видов деятельности, создание их цепочек и наращивание этих цепочек за счет новых звеньев, то есть, видов деятельности. Такой подход предусматривает создание собственных поставщиков, а именно, развитие закупок, собственного производства сельскохозяйственной и промышленной продукции и восстановление утраченных позиций в оптовой торговле. Иначе говоря, важно не только занять место в начале цепочки взаимосвязанных видов деятельности, но и ориентировать организации потребительской кооперации на создание развитой сферы бытовых, производственных и прочих услуг для пайщиков и всего обслуживаемого населения, что позволит замкнуть на себя обслуживание конечных потребителей.
В этой связи разработанная Концепция
развития потребительской кооперации до 2015 г. заставляет по-новому взглянуть на многое, и особенно на практическое использование товарно-денежных отношений. При этом нельзя не учитывать практику западных стран, где рыночные методы гармонично сочетаются с планированием процессов и явлений. Представляется, что формированию сбалансированного рынка продовольственных товаров высокого качества с помощью рыночных механизмов необходимо уделять серьезное внимание. Например, практическое использование в кооперативных формированиях принципов и методов маркетинга, которые успешно функционируют в экономике многих стран, являются одними из основных, с точки зрения автора, факторов успеха представителей различных секторов экономики. Должная организация этих работ будет активно способствовать и решению проблем кооператоров.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, в условиях рыночной экономики особое значение приобретают постоянный учет спроса и предложения товаров, их прогнозирование, управление производственно-сбытовой деятельностью, т.е. такой фактор, как маркетинг. Значение марке-тинга возрастает и в связи с повышением запросов со стороны потребителей продукции, ростом научно-технического прогресса, обострением конку-ренции на рынках сбыта, увеличением степени неопределенности конъюнктуры рынка, обострением сырьевых и энергетических проблем. Появлением новых проблем обусловлено изменение функций деятельности различных предприятий и подчинение их, прежде всего, задаче сбыта продукции, ориентации на рынок, а только потом на их производство. Такой подход в деятельности предприятий является основным элементом маркетинга, качественно новым положением экономической теории, требую-щим изучения, осмысления и исследования как объективного фактора, влияющего на повышение эффективности и кооперативных формирований.
При организации маркетинга на практике потребительской кооперации нашей страны не нужно слепо копировать зарубежный опыт. Необходимо принципиально осмыслить и адаптировать его к существующим условиям республик и областей. Следует учитывать и то, что отечественный рынок продукции недостаточно развит, а в некоторых случаях дефицитен в российских достойных товарах и конкурентах.
Если вопросы организации маркетинга на промышленных предприятиях достаточно широко освещены в литературе и известны на практике, то влияние маркетинга на реализацию продукции, например, потребительскими обществами ранее практически не рассматривалось. Корреляционный анализ материалов обследования этих организационно-правовых форм Чувашской Республики и Нижегородской области за 2000-2007 гг. показал, что между применением кооператорами в хозяйственной деятельности знаний по маркетингу и успешной реализацией на рынке продукции имеется прямая связь (г=0,37). Учтенным фактором обусловливается 14% (с1=0,14) вариаций результативного признака (таблица 1). Например, количество потребительских обществ, успешно реализующих на рынке продукцию (более 70 %), больше в том случае, если и удельный вес организаций, применяющих маркетинг, выше.
- 12385
337
= 38,7
*,=
= 7755
пх 194
_Е/з*_ 4630 _
п2 145
40
32,1
(I)
(2)
(3)
5 = -
Ел-2
п-1
-5— = 11,1 (4)
п-п
= 0,37
(5)
й = гг = 0,372 =0,14 (6)
Следует отметить, что маркетинговая деятельность направлена на удовлетворение потребностей покупателей, поэтому экономически выгодна для организаций потребительской кооперации. Маркетинг создает и поддерживает спрос на товары и услуги, позволяет повышать объемы деятельности организаций. На взгляд автора, наиболее перспективны следующие направления маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации: обеспечение конкурентоспособности предприятий, товаров и услуг, увеличение доли рынка, улучшение потребительских свойств товаров собственного производства и расширение ассортимента.
Одним из основных понятий, рассматриваемых при анализе рыночных отношений, является конкуренция. Исследование конкуренции и конкурентных отношений нашло отражение в трудах А.Смита, Д. Ри-
Таблица
Результаты корреляционного анализа между применением
кооператорами в хозяйственной деятельности знаний но маркетингу и успешной реализацией на рынке продукции
Удельный вес райпо от обследованных, применяющих маркетинг %,х Количество предприятий райпо с удельным весом успешно реализованной на рынке продукцией /1х /2х /X 1 X“ Д2
Более 70%,/, До 30%, /2 всего, /
50 51 И 62 2550 550 3100 2500 155000
45 39 23 62 1755 1035 2790 2025 125550
40 38 20 58 1520 800 2320 1600 92800
35 39 29 68 1365 1015 2380 1225 83300
25 16 30 49 475 750 1225 625 30625
15 6 32 38 90 480 570 225 8550
суммы п 1—194 п2=145 п=337 7795 4630 12385 8200 45825
кардо, Дж.С. Милля, К. Маркса, А.О. Курно, Ф.И. Эджуорта, К. Викселля, Дж. Робинсона,
Э. Чемберлина, Дж. Кейнса, И. Шумпетера,
А.П. Лернера, Ф.А. Хайека [1, С. 10]. В советской экономической науке прослеживалось отрицательное отношение к конкуренции как таковой, господствовали представления о хаотичности и стихийности конкуренции при развитии капиталистического способа производства [2, С.З], обосновывалось полное "...устранение конкуренции при переходе от капитализма к социализму..." и замена конкуренции "...социалистическим соревнованием, где были победители, но не было побежденных" [3, С.З]. Данные подходы вместе с тем начали несколько меняться с середины 70-х годов, когда возникла необходимость ведения конкурентной борьбы на внешнем рынке [1, С.20; 4, с.З]. В более поздней отечественной литературе [5, 6, 7, 8,
9, 10] отношение к конкуренции изменилось радикальным образом, и она стала рассматриваться как неотъемлемый элемент рыночных отношений, их развития и существования. Анализ определений самого понятия конкуренции позволяет сделать вывод о его неоднозначности и невозможности какого-либо универсального определения.
Одним из первых отечественных изданий по проблеме конкурентоспособности товаров стала работа М.Г. Долинской, И .А. Соловьева "Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции" [11], вышедшая в 1991 году. В данной работе, как традиционно и во всех ранних отечественных изданиях по проблемам маркетинга, вопросы конкурентоспособности продукции и ее маркетингового обеспечения рассматривались применительно к внешнеэкономической деятельности. В настоящее время по различным аспектам проблемы конкурентоспособности опубликовано достаточное количество научных работ, что подтверждает объективную сложность и неоднозначность исследуемой проблемы. Разнообразие трактовок определений, существование различных методических подходов требует отдельных уточнений и обобщений.
В отдельных источниках [12, С. 15] при определении в общем виде понятия конкурентоспособности, оно рассматривается как "...способность успешно вести соревнование и выигрывать в нем...". Применительно к сфере экономики авторы понимают конкурентоспособность как "...обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов экономического соревнования". Подобным же
образом, как "...способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей", рассматривает общий смысл конкурентоспособности А. Дементьева [13, С. 64].
Несмотря на возможную всеобщность применения понятия конкурентоспособности, в операционном плане оно наиболее часто рассматривается в приложении к продукции, предприятию, отрасли или стране [12, 14, 15, 13]. В.Андрианов отмечает, что между этими уровнями существует тесная взаимосвязь, поскольку "... страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары" [15, С.47]. При этом наибольшее развитие в отечественной экономической литературе и специальных научных изданиях получили вопросы, связанные с конкурентоспособностью продукции. П.С. Завьялов [2, С.10] определяет конкурентоспособность продукции как "комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на конкурентном рынке". Л.П. Кураков,
B.Л. Кураков [16, С.178] рассматривают конкурентоспособность как "...способность товара удовлетворять требованиям потребителей по техническим, экономическим и другим характеристикам”. А.Ю. Юданов [17, С.49] называет конкурентоспособностью "...степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя". Обобщение данных, и ряда других [15, 13,
18, 19] определений, позволяет сделать заключение об относительном характере конкурентоспособности продукции, поскольку она определяется не внутренне присущими товару свойствами, а степенью их восприятия потребителями. Кроме того, как отмечают М.Г. Долинская, И.А. Соловьев [11,
C.10], относительность конкурентоспособности любой продукции вызвана необходимостью ее определения только в результате сравнения с другим товаром. П.С. Завьялов [2, С. 10] указывает на то, что товар может быть конкурентоспособен на одном рынке, и не может быть на другом, а помимо этого обладать конкурентоспособностью в один промежуток времени и не иметь ее в другой. В отдельных источниках [6, С.127] указывается на индивидуальный характер степени конкурентоспособности продукции, поскольку у каждого потребителя имеются свои критерии оценки удовлетворения потребностей.
На взгляд автора организации потребительской кооперации необходимо рассматривать не только в плоскости обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, но и как конкурентоспособные хозяйствующие субъекты, которые эффективны в своей финансово-хозяйственной деятельности и в использовании капитала. Аналогичная мысль заложена также в Концепции развития потребительской кооперации РФ, принятой еще в 2001 г. Так, в ней, в частности, отмечается, что преимуществами кооперации как системы хозяйствующих субъектов следует считать:
- организационное единство системы потребительской кооперации и общность экономических интересов кооперативов, позволяющих снизить различные риски;
- значительный сегмент внутреннего рынка региона;
- наличие собственной развитой инфраструктуры;
- многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное предприятие;
- традиционные связи с местными производителями, поставщиками сырья личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- высокий кадровый потенциал, воспроизводи,мый в собственных техникумах и ВУЗах, позволяет создавать эффективное управление в системе потребительской кооперации в новых экономических условиях.
Другая проблема кооператоров, которую также нужно активно решать в целях сбалансированного развития - формирование инвестиционной политики. Поскольку моральный и физический износ основных фондов в организациях потребительской коопе-
рации не достиг предела, существуют еще внутренние резервы наращивания объемов деятельности без масштабных инвестиций на базе незадействованных мощностей и объектов. В то же время кооператоры понимают, что к расширению производства, бизнеса стремится большинство предпринимателей. Так же многие из них осознают, что без инвестиций в рыночной экономике наладить даже малое производство товаров, продукции и оказание услуг, а тем более расширить их, задача трудно решаемая. Об этом свидетельствует проведенный социологический опрос сельских предпринимателей за первые 10 лет рыночных реформ на территории Чувашской Республики, результаты которого приведены на рис. 1. Из рисунка видно, что такой фактор, как получение сельскими предпринимателями в необходимых объемах инвестиций для организации бизнеса оказывает положительное влияние на их дальнейшую деятельность.
Количество прекративших (в течение трех лет после регистрации) деятельность предпринимателей и малых предприятий больше в том случае, когда они в меньших объемах от потребностей получали инвестиции для организации производства товаров, продукции и оказание услуг. Корреляционный анализ показал, что между этими признаками имеется прямая связь, г = 0,61, учтенным фактором обуславливается 37 % (с! = 0,37) вариаций результативного признака (табл. 2).
В решении вопроса инвестиционной политики организаций потребительской кооперации автор придерживается мнения, что необходимо учитывать сложившееся положение, специфику и особенности каждой из них. Так, вовлечение незадействованных мощностей выступает "бесплатным"
Инвестиции, %
Рис. I. Зависимость между объемом инвестиций от потребностей для организации бизнеса и количеством прекративших свою деятельность
сельских предпринимателей
Таблица 2
Корреляционный анализ между получением сельскими предпринимателями в период становления инвестиций и количеством прекративших свою
деятельность предпринимателей
Удельный вес инвестиций от потребностей предпринимателей, %, X Количество предпринимателей, прекративших свою деятельность Г,х Г2х 1х X“ Гх2
не прекратившие, я прекрати вшие, Гг всего, Г
80 2 0 2 160 0 160 6400 12800
60 4 0 4 240 0 240 3600 14400
40 43 7 50 1720 280 2000 1600 80000
20 24 15 39 480 300 780 400 15600
0 6 40 46 0 0 0 0 0
суммы п, = 79 п2 = 62 п =141 2600 580 3180 12000 122800
- эффективное использование в сельской местности имеющихся площадей предприятий розничной торговли путем преобразования их в "магазины — приемозаготовительные пункты", занимающиеся наряду с торговлей и закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственнотехнического сырья, оказанием различных бытовых услуг;
- использование в качестве источника финансирования инвестиций не только собственные и заемные средства пайщиков и населения, но и лизинг;
- активное участие организаций потребительской кооперации в формировании инвестиционного климата для системы АПК регионов.
Эффективность конечных результатов работы кооператоров регионального АПК определяется также согласованностью действий предприятий, занимающихся производством, заготовкой переработкой и реализацией продукции. Это достигается за счет рационального построения производственных связей и экономических взаимоотношений. Следует отметить, что в современной экономической ситуации существует тенденция к укрупнению фирм, их объединению, созданию различных корпораций. Эта интеграция обусловлена необходимостью снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, повышения конкурентоспособности продукции, совершенствования производительных сил и производственных отношений, и как следствие - достижения высокой эффективности производства.
Интеграция в потребительской кооперации процесс усиления производственного
ресурсом экономического роста. Необходимо переориентировать инвестиционные потоки, сокращая инвестиции на расширение производств, базирующихся на старых технологиях.
Х-^_3180__
п 141
2600
П\ 79
580
п2 62
22,5 (7)
= 32,9 (8)
= 9,3 (9)
5 = 1----------------"-----= 19,1
п-1
г = ——— = 0.61
(Ю)
(11)
(12)
Учитывая реальное положение, специфику и особенности отрасли следует отметить, что среди основных направлений инвестиционной политики потребительской кооперации регионов на ближайшую перспективу должны быть:
- включение в активную деятельность закрытых ранее предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, розничной торговли, общественного питания и завершение сооружения хозяйственных объектов, находящихся в незавершенном строительстве;
Таблица 3
Корреляционный анализ между результатами заготовительнопроизводственной деятельности потребительских обществ и степенью загруженности их перерабатывающих предприятий
Рост прибыли в среднем за ГОД, %, X Количество райпо со стабильно загруженными мощностями ҐіХ І2Х & ■> X Гх2
более 70%, Я ДО 50%, Г2 всего, Г
100 9 2 11 900 200 1100 1000 11000
90 7 3 10 630 270 90 8100 81000
80 15 1 16 1200 80 1280 6400 102400
70 8 л 3 11 560 210 770 4900 53900
60 3 2 5 180 120 300 3600 18000
50 1 3 4 50 150 200 2500 10000
40 2 1 3 80 40 120 1600 4800
суммы п, = 45 п2= 15 п = 60 3600 1070 4670 37100 380100
и экономического взаимодействия, сотрудничества организаций системы или ее отраслей между собой. Это так называемая внутренняя интеграция. Сотрудничество предприятий и организаций потребительской кооперации возможно и с внешними по отношению к системе хозяйствуюшими субъектами. Такая внешняя интеграция выражается в развитии интеграционных связей с субъектами аграрной сферы, в первую очередь, с производителями сельскохозяйственной продукции. Интеграция традиционных отраслей деятельности потребительской кооперации с аграрным сектором обеспечивает двойной эффект: с одной стороны, способствует экономической стабилизации системы, а с другой — обеспечивает возрождение села. Взаимодействие потребительских обществ и сельскохозяйственных товаропроизводителей наиболее активно проявляется в следующих формах: закупок и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья, оказание розничной торговли, производственных и бытовых услуг.
Проведенные исследования убеждают в том, что, чем лучше организованы закупки сельскохозяйственной продукции, тем полнее загружены перерабатывающие предприятия потребительской кооперации, а это в свою очередь положительно влияет на результаты заготовительно-производственной деятельности потребительских обществ (табл. 3).
Данные анализа за 2000-2007 гг. (ежегодно по 10 райпо) свидетельствуют, что прибыль потребительских обществ больше в том случае, когда мощности их перерабатывающих предприятий стабильны и больше заг-
ружены сырьем. Коэффициент корреляции
0,26 показывает о наличии прямой связи между этими двумя показателями, при этом учтенным фактором обуславливается 7 % вариаций результативного признака. Поэтому организации потребительской кооперации призваны развивать интеграционные связи с субъектами аграрной сферы, повышать эффективность взаимодействия между ними, что будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны. В этой связи наиболее целесообразно осуществлять три приоритетных направления взаимодействия потребительской кооперации с сельхозтоваропроизводителями: заготовка, переработка и сбыт сельхозпродукции и сырья.
;_2>_ 4670
п 60
* 1 н м 3600
45
1070
Л2 п2 15
= 77,6
80
= 71,3
(13)
(14)
(15)
(1>?
п-1
п------= 16Д (16)
*1-*« ".
(17)
(18)
Конечный результат любой организации зависит от руководителя, его профессионализма, нравственных качеств, преданности идеям потребительской кооперации. На начало 2007 г. в этой системе работают более 450 тыс. человек, из них более 20 тыс. руководителей, что составляет около 5 % от общего числа работников. Среди руководителей лишь 74 % имеют высшее образование, из их числа с образованием соответствующим занимаемой должности — 91 %■ Если учесть, что к категории руководителей относится достаточно большой круг должностей (председатели советов, правлений, их заместители; директора промышленных, торговых, заготовительных и других предприятий; начальники управлений, отделов, возглавляющие определенные службы), то становится очевидным невысокий уровень образования руководителей, особенно по профилю деятельности. Такое положение говорит о мало успешном применении теоретических знаний и практического опыта в управлении кооперативным хозяйством.
Личность руководителя во все времена была объектом изучения социологов, психологов, философов. Еще в VI столетии древние мыслители определили свод требований к руководителю. В настоящее время, так же ученые и практики, понимая, что от руководителя зависит большая доля успеха организации, стараются сформулировать требования к личности руководителя, критерии оценки его работы. Автор тоже проделал определенную работу по выявлению роли руководителя в формировании результатов деятельности организаций потребительской кооперации. В этой связи был проведен корреляционный анализ между финансовыми результатами заготовительно-производственной деятельности потребительских обществ и степенью обеспеченности предприятий потребительской кооперации руководителями с высшим образованием по профилю деятельности хозяйствующего субъекта. Данные анализа свидетельствуют, что прибыль райпо больше в том случае, когда их предприятия лучше обеспечены профессионалами. Коэффициент корреляции — 0,28, учтенным фактором обусловливается 8 % вариаций результативного признака.
В новых экономических условиях эффективное управление потребительской кооперацией возможно прежде всего при реализации целенаправленной кадровой политики. Для этого предстоит усилить ответственность руководителей и специалистов за результаты
финансово-хозяйственной деятельности организации. Необходимо выработать требования, предъявляемые руководителю сегодня; критерии оценки эффективности руководства и управления предприятием. В конечном итоге кооперативный менеджмент должен дать ответ на вопрос "как добиваться эффективности управления организациями потребительской кооперации и как ее оценивать?". В этой связи уместно привести слова Дж. Ленгмора (организация объединенных наций), приведенные в послании к 170-му юбилею потребительской кооперации России "Задачу эффективной адаптации все кооперативы должны решать с помощью инноваций в управлении, структурного урегулирования и с присущей им гибкостью" [20, С. 25]. Все сказанное вызывает необходимость обобщения, переосмысления представлений об особенностях кооперативного управления и новаторских управленческих подходах, используемых лучшими организациями потребительской кооперации, объединить их в единую методологию управления.
Рыночная экономика требует периодического пересмотра программ и направлений развития предприятий, организаций и отраслей агропромышленного комплекса, выработки новых концепций, отражения в них современных теоретических положений и опыта практической деятельности. Организации потребительской кооперации также нуждаются в эффективных инструментах для рационального хозяйствования, обеспечении безубыточной работы, определении перспективных направлений эффективного развития в изменившихся условиях внешней среды.
Внедрение разработанных автором совместно с учениками рекомендаций позволило кооператорам центральной природно-экономической зоны Чувашской Республики (по сравнению с соседними зонами) повысить показатели, характеризующие объемы закупок продукции в период с 2005-2007 гг. на 9-15 %. Показатели Урмарского районного потребительского общества (где наиболее активно внедрялась региональная модель) за этот же период были в среднем на 17% выше, чем показатели остальных райпо центральной зоны. Результаты определения запаса финансовой устойчивости (ЗФУ), исследуемого Урмарского районного потребительского общества Чувашпотребсоюза, приведены в таблице 4.
Данные таблицы свидетельствуют, что с 2005г. потребительское общество начало
Таблица 4
Оценка запаса финансовой устойчивости Урмарского районного потребительского общества Чувашпотребсоюза
Отрасли деятельности, показатели Годы 2005-2007 гг. в разах к 2002-2004 гг.
В среднем за год 2002-2004 г.г. В среднем за год 2005-2007 г.г.
Заготовка
Заготовительный оборот, тыс. р. 8984 12883 1,4
Порог рентабельности, тыс. р. 8782 12375 1,4
Запас финансовой устойчивости: абсдыс.р. 202 508 X
отн., % 2,3 4,0 1,7
Промышленность
Реализованная товарная продукция без НДС, тыс. р. 17063 19353 1,2
Порог рентабельности, тыс. р. 16712 18206 1,1
Запас финансовой устойчивости: абсдыс.р. 351 1147 X
отн., % 2,1 6,0 2,9
Торговля
Выручка без НДС, гыс. р. 65150 77772 1,2
Порог рентабельности, тыс. р. 55211 63747 1,6
Запас финансовой устойчивости: абс,тыс.р. 9939 14025 X
отн., % 15,2 18,0 1,2
Общественное питание
Выручка без НДС, тыс. р 12990 16664 1,3
Порог рентабельности, тыс. р. 12347 15163 1,2
Запас финансовой устойчивости: абс,тыс.р. 643 1501 X
отн., % 5,0 9,1 1,8
Всего по потребительскому обществу
Выручка без НДС, тыс. р 109277 128891 1,2
Порог рентабельности, тыс. р. 102607 118574 1,2
Запас финансовой устойчивости; абс,тыс.р. 6670 10317 X
отн., % 6,1 8,1 1,3
уделять особое внимание закупочной деятельности. Отрасль, относимая ранее к категории убыточных за последние 2-3 года получило достойное развитие. Уровень ЗФУ в 2005-2007 гг. по сравнению с 2002-2004 гг. возрос в 1,7 раз. Заметное увеличение показателей закупочной деятельности объясняется, прежде всего, осознанием кооператорами того, что закупки позволяют обеспечивать предприятия промышленности и общественного питания необходимым сырьем, получать существенную прибыль от реализации закупленной продукции.
Первые успехи в заготовительной отрасли благоприятно повлияли и на остальные отрасли потребительского общества. Показатели ЗФУ последних также улучшились и составили в 2005-2007 гг. 6-18 % (в 2002-2004 гг. были 2,1-15,2%). Анализируя данные
убеждаемся, что темпы роста показателей ЗФУ во всех отраслях за 2002-2007 гг. и тенденции их изменения положительные. Такую динамику ЗФУ следует рассматривать как положительный момент в развитии основных отраслей потребительского общества и её нужно настойчиво развивать и в предстоящие годы.
Литература
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
2. Завьялов П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развитого рынка //Маркетинг.
- № 5. - С. 3-14.
3. Маркетинг в АПК //Земля и люди. - 1995.
- № 29. - С. 4.
4. Буздалов И.Н. Трудный путь возрождения сельскохозяйственной кооперации //Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1995. - № 10.
5. Современный маркетинг /В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. - М.: Финансы и статистика, 1991.
- 256 с.
6. Всё о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - 1992. - 368 с.
7. Современный рынок: природа и развитие /Под ред. Э.П. Дунаева, И.Е. Рудаковой. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 133 с.
8. Основы маркетинга / Н.Т. Савруков, С.Г. Крапчан. - Л.: Политехника, 1991. - 196 с.
9. Дипсиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: Машиностроение, 1992. - 80 с.
10. Рубин Ю.Б., Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
11. Долинская М.Г., Соловьёв И А Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1991. - 128 с.
12. Национальная конкурентоспособность: понятие, факторы, показатели //Вопросы статистики. - 1999. - № 12. - С. 15-21.
13. Дементьева А. Конкурентоспособность международных компаний //Маркетинг. - 2000.
- № 3. - С. 64-67.
14. Захарченко В.И. Конкурентоспособность экономики страны //Маркетинг в России и за рубежом. - 1999. - № 4. - С. 140-142.
15. Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Мировая экономика и международные отношения. -2000. -№ 3. -С. 47.
16. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. - М.: Гелиос АРВ, 1999. - 464 с.
17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "ГНОМ-ПРЕСС”, 1998. - 384 с.
18. Короткий Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и её количественное представление //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2.
- С. 17-25.
19. Печёикин А, Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. - 2000. - № 2. - С. 23-26.
20. Семенов А.К. Совершенствование структуры управления потребительской кооперации в соответствии с законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". - М.: Центросоюз, 1999. - С. 3.
ЕЛАГИН Владимир Исакович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой финансов Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.
ИТОГИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА» ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ И СЫРЬЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В.Г. Федоров, Н.В. Федорова
В аграрном секторе России созданы и функционируют предприятия различных форм собственности и хозяйствования. К началу 2006 г. в сельском хозяйстве действовали 19 тыс. крупных и средних предприятий. На долю акционерных обществ приходилось
17,6 %, обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью и товариществ на вере
— 21, 8, сельскохозяйственных кооперативов - 44,9 %, ассоциаций крестьянских хозяйств ~ 0,2, государственных и других (муниципальных, семеноводческих станций и др.) - 15,5 %. Одновременно сельскохозяйственным производством занимаются 16,0 млн. семей, имеющих личные хозяйства, 257,4 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Удельный вес сельскохозяйственных предприятий в структуре сельскохозяйственных угодий, по состоянию на начало 2006 г., составил 71,9 %, крестьянских (фермерских) хозяйств - 10,2, хозяйств населения
- 3,4, прочих предпринимателей и организаций — 14,5 %.
В результате проведенных реформ существенно изменилась структура поголовья скота по категориям хозяйств страны. Если в конце 1990 г. в сельхозпредприятиях было
82,7 % поголовья крупного рогатого скота, то в 2006 г. (оценка) — 51,0 %. За указанный период доля скота в хозяйствах населения возросла с 17,3 % до 44,9 %, в фермерских хозяйствах — с 0,0 % до 4,1 %. На конец 2006