Научная статья на тему 'Основные направления и перспективы инновационного развития потребительской кооперации: региональный аспект'

Основные направления и перспективы инновационного развития потребительской кооперации: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
потребительская кооперация / Удмуртская республика / современное состояние / социально – экономические особенности / инновационное развитие / consumer cooperation / Udmurt Republic / current state / social and economic features / innovative development.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления и перспективы инновационного развития потребительской кооперации: региональный аспект»

Павлов К.В.

д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки Удмуртской республики, профессор кафедры экономики и

управления Ижевского филиала Российского университета кооперации

Котлячков О.В.

к.э.н., доцент, директор Ижевского филиала Российского университета кооперации

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: потребительская кооперация, Удмуртская республика, современное состояние, социально -экономические особенности, инновационное развитие

Keywords: consumer cooperation, Udmurt Republic, current state, social and economic features, innovative development.

Значительную роль в процессе устойчивого развития экономики Удмуртской Республики играла и по-прежнему играет система потребительской кооперации региона (в последнее время «Удмуртпотребсоюз» регулярно занимает высокие места по важнейшим показателям в системе рейтинговой оценки развития потребительской кооперации Российской Федерации в целом). В ретроспективном аспекте необходимо добавить, что еще в декабре 1890 года Министерство внутренних дел царского правительства утвердило Устав первого на территории современной Удмуртии Сарапульского общества потребителей. Подписавший этот Устав сенатор Плеве невольно способствовал зарождению и развитию на территории национальной окраины царской России нового, доселе неизвестного здесь кооперативного движения [3]. Система потребительской кооперации Удмуртии прошла трудный и сложный путь, став ныне крупной общественно-массовой, хозяйственной организацией, играющей важную роль в деле обслуживания тружеников села. В настоящее время Удмуртия - единственный регион, где потребительская кооперация представлена во всех административных единицах [2]. Оставаясь уникальной многопрофильной системой, занимающейся производством, закупками сырья и сельхозпродукции в личных подворьях, оказывая услуги населению, Удмуртпотребсоюз в последние годы особое внимание уделял развитию своей торговли. При этом стоит напомнить, что потребительская кооперация - единственная торговая система, снабжающая товарами первой необходимости отдаленные и малонаселенные деревни, где порой проживают несколько человек. Ни одно торговое предприятие не берет на себя такую важную социальную функцию.

В зоне деятельности потребительской кооперации Удмуртии в настоящее время находится 1714 населенных пунктов, из которых более 500 - с численностью жителей до 100 человек. В такого рода населенных пунктах в общей сложности проживает 23 тысячи человек. Обеспечение населения необходимым комплексом товаров и услуг в сельских поселениях, без учета административных центров районов, осуществляют 800 магазинов, из которых половина убыточны вследствие малой численности жителей, их низкой покупательной способности, преобладания в структуре оборота дешевых товаров, а также из-за проблем, связанных с состоянием дорог.

В последнее время система потребительской кооперации Удмуртской Республики весьма успешно развивается. Так, за период с 2010 по 2015 гг. совокупный объем деятельности Удмуртпотребсоюза вырос с 9297 тыс. руб. до 12063 тыс. руб., т.е. в 1,3 раза (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели совокупного оборота розничной торговли кооперативных организаций

Удмуртской Республики

Наименование организации Совокупный оборот

2010 г. 2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, тыс. руб., всего 228 003 239 293 246 079 258 734 243 432 231 698

Доля, % 100 100 100 100 100 100

Темп роста (к 2010г.) 1,05 1,08 1,13 1,07 1,02

Приволжский ФО, тыс. руб. 74 969 84 113 89 304 95 195 92 992 91 741

Доля, % 32,88 35,15 36,29 36,79 38,20 39,60

Темп роста (к 2010г.) 1,12 1,19 1,24 1,24 1,22

Удмуртпотребсоюз, тыс. руб. 9297 10771 12010 13219 13228 12063

Доля в обороте Центросоюза, % 4,08 4,50 4,88 5,11 5,43 5,21

Доля в обороте по Приволжскому округу, % 12,40 12,81 13,45 13,89 14,22 13,15

Темп роста (к 2010 г.) 1,16 1,29 1,42 1,42 1,30

Необходимо отметить, что наблюдается рост доли оборота розничной торговли в обороте розничной торговли Центросоюза и в товарообороте кооперативных организаций Приволжского федерального округа, что может также характеризовать тенденцию поступательного развития кооперативных организаций Удмуртской Республики.

Необходимо отметить и наличие тенденции к увеличению оборота по отдельным видам деятельности с сохранением общей тенденции (табл. 2)

Таблица 2

Совокупный объем деятельности кооперативных организаций Удмуртской Республики по

направлениям деятельности, тыс. руб.

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оптовый оборот Закупки сельхозпродуктов и сырья Объем промышленной продукции Платные услуги населению Итого

2010 5337,4 643,9 1518,5 802,0 892,2 102,7 9296,6

2011 6244,7 756,4 1746,9 915,3 990,4 117,1 10 770,8

2012 6931,6 866,5 1930,6 1032,5 1120,1 128,8 12 010,2

2013* 7285,1 938,2 2085,0 1180,3 1288,0 135,6 13 219,2

2014* 7033,1 910,8 2141,5 1340,0 1307,0 117,1 13 227,8

2015* 6544,2 816,7 1819,7 1085,1 1308,2 106,2 12 062,6

* без учета других видов деятельности

Необходимо отметить, что растет в абсолютном выражении доля не торговых видов деятельности. Наибольший удельный вес среди всех видов деятельности, осуществленных кооперативными организациями, имеет розничная и оптовая торговля, а наименьший удельный вес - оказание платных услуг населению.

За анализируемый период доля перечисленных видов деятельности изменилась следующим образом: доля оборота розничной торговли несколько снизилась - с 57 до 54%, удельный вес оптовой торговли практически не изменился и составляет 15-16%, а доля платных услуг населению также не изменилась - около 1% (табл. 3). Необходимо отметить, что имел место рост доли объема промышленной продукции - это может свидетельствовать о развитии собственной производственной базы.

Таблица 3

Структура совокупного объема деятельности кооперативных организаций

Удмуртской Республики, %

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оптовый оборот Закупки сельхозпродуктов и сырья Объем промышленной продукции Платные услуги населению Всего

2010 57,4 6,9 16,3 8,6 9,6 1,1 100,0

2011 58,0 7,0 16,2 8,5 9,2 1,1 100,0

2012 57,7 7,2 16,1 8,6 9,3 1,1 100,0

2013* 55,1 7,1 15,8 8,9 9,7 1,0 100,0

2014* 53,2 6,9 16,2 10,1 9,9 0,9 100,0

2015* 54,3 6,8 15,1 9,0 10,8 0,9 100,0

* без учета других видов деятельности.

Анализируя показатели базисных темпов роста совокупного объема деятельности кооперативных организаций Удмуртии (табл. 4), можно сделать вывод о том, что к концу исследуемого периода наблюдается замедление темпов роста показателей, характеризующих объемы всех видов деятельности в системе кооперации, исключение - лишь показатель, характеризующий объем промышленной продукции. Наиболее высокие показатели темпов роста наблюдаются в 2013 г. Дальнейшее снижение указанных показателей в значительной степени связано с экономическим кризисом и началом действия экономических санкций, введенных против России со стороны развитых государств.

Таблица 4

Базисные темпы роста совокупного объема деятельности кооперативных организаций

Удмуртской Республики

Год Оборот розничной торговли Оборот общественного питания Оптовый оборот Закупки сельхозпродуктов и сырья Объем промышленной продукции Платные услуги населению Итого

2011 1,170 1,175 1,150 1,141 1,110 1,140 1,159

2012 1,299 1,346 1,271 1,287 1,256 1,254 1,292

2013* 1,365 1,457 1,373 1,472 1,444 1,321 1,389

2014* 1,318 1,414 1,410 1,671 1,465 1,141 1,382

2015* 1,226 1,268 1,198 1,353 1,466 1,034 1,256

* без учета других видов деятельности.

Учитывая, что оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания, как уже отмечалось, дает более половины совокупного объема деятельности кооперативных организаций Удмуртии, целесообразно рассмотреть эту проблему подробнее. Так, из табл. 5 и 6 видно, что показатель розничного товарооборота, включая оборот общественного питания, за период с 2010 по 2015 гг. в Удмуртпотребсоюзе вырос, тогда как в Центросоюзе в целом указанный показатель снизился.

Доля Удмуртпотребсоюза и в обороте Центросоюза в целом, и в обороте кооперативных организаций Приволжского федерального округа несколько увеличилась.

Таблица 5

Оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания, тыс. руб.

Наименование организации Оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания

2010 г. 2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, всего 172 383 180 549 186 478,917 189 914 175 073 162 433

Приволжский ФО 54 863,1 61 481,2 65 099,116 668 63,3 63 974,1 62 103

Удмуртпотребсоюз 5981,27 7001,09 7798,134 8223,37 7943,93 7361

Таблица 6

Доля оборота розничной торговли Удмуртпотребсоюза в общем обороте розничной торговли,

включая оборот общественного питания

Наименование организации Оборот розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания

2010 г. 2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, всего 100 100 100 100 100 100

Приволжский ФО 31,83 34,05 34,05 35,21 36,54 38,23

Удмуртпотребсоюз (доля в обороте Центросоюза) 3,47 3,88 4,18 4,33 4,54 4,53

Удмуртпотребсоюз (доля в обороте Приволжского фед. округа) 10,90 11,39 11,98 12,30 12,42 11,85

Из табл. 7 видно, что к концу анализируемого периода темпы роста розничного товарооборота снизились на всех уровнях управленческой иерархии, однако в наибольшей степени это коснулось Центросоюза в целом.

Таблица 7

Темпы роста оборота розничной торговли, включая оборот общественного питания

за 2010-2015гг., %

Наименование организации Розничный товарооборот, включая оборот предприятий общественного питания

2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, всего

темп роста цепной 1,05 1,05 1,05 1,05 1,05

базисный (к 2010 г.) 1,05 1,08 1,10 1,02 0,94

в том числе Приволжский ФО

темп роста цепной 1,12 1,06 1,03 0,96 0,97

базисный (к 2010 г.) 1,12 1,19 1,17 1,17 1,13

в том числе Удмуртпотребсоюз

темп роста цепной 1,17 1,11 1,05 0,97 0,93

базисный (к 2010 г.) 1,17 1,30 1,37 1,33 1,23

Из табл. 8 видно, что за период с 2010 по 2015 гг. число пайщиков в Удмуртпотребсоюзе почти не изменилось, тогда как в Приволжском федеральном округе число пайщиков снизилось почти вдвое, а для Центросоюза характерно снижение в 1,5 раза.

Таблица 8

Численность пайщиков

Наименование организации тыс. чел.

2010 г. 2011 г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центросоюз, всего 3718 3587,02 2627,18 2469,2 2319

в том числе Приволжский ФО 1008,13 986,19 642,273 594,691 586

в том числе Удмуртпотребсоюз 150,759 151,237 151,507 148,42 149

Данные показатели в целом свидетельствуют о том, что потребительская кооперация Удмуртии развивается достаточно стабильно.

Потребительская кооперация в целом оказывает существенное влияние на развитие аграрной экономики, однако в различных регионах уровень этого влияния значительно варьирует. Объясняется это группой факторов, в том числе территориальными особенностями функционирования экономики различных районов, различиями в экономическом потенциале разных обществ потребительской кооперации, спецификой проведения социально-экономической политики на региональном уровне и пр. Важно также, что изучению количественных оценок влияния организаций

потребкооперации на аграрную экономику придавалось не достаточное внимание, чем в значительной мере объясняется слабая изученность данной проблемы.

Количественные оценки уровня влияния потребительской кооперации на развитие социально-экономической системы сельскохозяйственных районов Удмуртской республики будут зависеть также и от выбора статистического показателя. Так, в табл. 9 показаны районные различия в системе Удмуртпотребсоюза по показателю розничного товарооборота в 2015 г. Из нее видно, что в расчете на одного человека в среднем по объему продаж, безусловно, лидирует Дебесское потребительское общество, где анализируемый показатель в 2015 году значительно превысил средний по Удмуртпотребсоюзу. В лидирующую группу по показателю розничного товарооборота в среднем на одного человека в этом году попали также Красногорское и Карсовайское общества. Наоборот, к группе аутсайдеров следует отнести Завьяловское и Якшур-Бодьинское потребительские общества, что, скорее всего, объясняется существенным пересечением с городской экономикой и большими возможностями в системе потребительского выбора, тогда как для лидеров, наоборот, удаленностью от городских систем. Необходимо также отметить значительную долю в товарообороте муниципальных образований, достигающую в отдельных райпо 51-52%.

Таблица 9

Розничный товарооборот, включая оборот предприятий общественного питания

по Удмуртпотребсоюзу, (тыс. руб.)

Организации 2015 год в % к 2014г. Продано на 1 чел. по району (рублей) Числен. насел. на 1.01.14 г. (чел.) Уд. вес п/к в т/о района (%) *

в сопост. ценах в действ. ценах

2014 г. 2015 г.

1. Ярское 242 734 85 98 17 069 14 221 25 24

2. Глазовское 193 653 86 100 11 001 17 604 20 20

3. Юкаменское 170 315 93 107 18 523 9195 21 22

4. Балезинское 238 166 93 107 8 814 27 022 14 13

5. Карсовайское 181 268 92 107 31 318 5788 47 49

6. Красногорское 293 112 89 103 30 708 9545 41 41

7. Кезское 289 162 82 95 13 523 21 383 14 13

8. Селтинское 492 389 90 104 23 446 21 001 39 39

9. Увинское 232 983 77 89 6 049 38 517 7 6

10. Дебесское 461 110 87 100 37 541 12 283 52 51

11. Игринское 538 980 85 98 14 414 37 392 16 15

12. Як.Бодьинское 100 205 75 86 4 660 21501 9 7

13. Завьяловское 128 971 85 99 2 962 43543 4 4

15. М. Пургинское 209 229 77 88 6 283 33299 14 12

16. Боткинское 300 756 87 100 12 181 24 690 13 12

17. Шарканское 301 543 95 110 15 937 18 921 25 26

18. Сарапульское 141 334 75 86 5 767 24 506 12 10

19. Каракулинское 232 375 86 99 20 008 11 614 26 25

20. Алнашское 330 076 89 103 17 054 19 355 27 28

21. Бавожское 352 076 87 101 22 338 15 761 29 29

22. Кизнерское 363 337 87 100 18 698 19 432 32 31

23. Граховское 215 065 94 109 24 599 8743 28 30

24. Глазовское ПО «Оптовик» 20 715 105 120

25. Ижевское ПО «Оптовик» 335323 89 103

26. Сарапульское ПО «Оптовик» 5786 81 93

27. Можгинское ПО «Оптовик» 167 772 95 110

28. ООО «Торговый дом УПС» 516 509 86 100

Всего по системе (млн. руб.) 7361 93 80 15 172 542 18 17

* Оборот п/к- с учетом оборота торговли, общепита, розничного оборота торговых баз и торговой сети «Радамир».

Особенно большое влияние система потребительской кооперации на реализацию розничного товарооборота оказывает в Дебесском районе, где ее доля составляет более половины. Объясняется это рядом факторов, в т.ч. удаленностью этих районов от городских территорий. Это же справедливо и в отношении Кизнерского и Каракулинского районов. Наименьшее значение в развитии районной экономики по показателю розничного товарооборота (менее 20%) имеют Завьяловское и Якшур-Бодьинское общества потребительской кооперации - здесь, как раз-таки, наоборот, сказывается фактор близости социально-экономической системы городов Удмуртии (прежде всего, ее столицы -г. Ижевска).

Рассмотренные показатели являются важнейшими, т.к. именно их действие оказывает наиболее существенное влияние на развитие аграрной экономики со стороны районных потребобществ. Кроме них можно выделить также такие факторы, как отраслевая структура муниципальной экономики, региональные особенности проводимой хозяйственной политики и ряд других. В целом в табл. 10 приводится комплексная оценка влияния потребительских организаций на развитие аграрной экономики Удмуртии.

Таблица 10

Совокупный объем деятельности кооперативных организаций за 2015 год, (тыс. руб.)

Организации Товарооборот розничной торговли и общепита Объем промышленной продукции Платные услуги Заготовительный оборот Оптовый оборот Другие виды деятельности Совокупный объем деятельности Занимаемое место по объему

Всего в т.ч. на 1 работающего

1. Ярское 242 734 35 014 918 8306 3779 5478 296 229 1085 18

2. Глазовское 193 653 69 988 1549 46 405 6958 318 553 1569 16

3. Юкаменское 170 315 25 475 1073 19 071 1131 810 217 875 1217 20

4. Балезинское 238 166 86 007 2967 73 395 9841 4581 414 957 1265 8

5. Карсовайское 181 268 15 020 634 9506 1660 456 208 544 1409 21

6. Красногорское 293 112 11 197 1924 27 340 1175 591 335 339 1397 15

7. Кезское 289 162 70 844 6396 34 278 4010 2545 407 235 1191 9

8. Селтинское 492 389 79 164 3998 59 423 3217 4436 642 627 1770 3

9. Увинское 232 983 63 757 1682 40 797 2695 5760 347 674 1097 14

10. Дебесское 461 110 31 968 2550 22 521 24 961 5841 548 951 1777 4

11. Игринское 538 980 71 338 3239 36 609 23 187 1176 674 529 1551 2

12. Як.Бодьинское 100 205 3437 1870 10 805 9573 3309 129 199 1025 24

13. Завьяловское 128 971 22 607 28 130 56 19 584 199 348 1780 22

15. М. Пургинское 209 229 79 176 3655 49 539 38 761 2361 382 721 1377 11

16. Воткинское 300 756 49 531 1 730 25 074 1 267 1593 379 951 1333 12

17. Шарканское 301 543 34 785 3168 23 258 8 024 2595 373 373 1458 13

18. Сарапульское 141 334 1499 630 19 759 7 922 1621 172 765 1800 23

19. Каракулинское 232 375 18 132 964 17 797 14 571 477 284 316 1329 19

20. Алнашское 330 076 81 628 4 156 59 558 21 563 780 497 761 1546 6

21. Вавожское 352 076 36 364 1872 29 113 4 668 1513 425 606 1438 7

22. Кизнерское 363 337 111 833 1 723 33 034 26 461 9296 545 684 1156 5

23. Граховское 215 065 49 817 958 37 053 10 220 3432 316 545 1759 17

24. Оптовик Ижевск 335 323 14 383 15 938 6849 22 32 444 404 959 1302 10

24. Торговый Дом 516 509 16 616 556 8944 1 142 025 3062 1

Всего по системе 7 360 947 1 308 220 106 211 1 085 051 1 819719 382 000 12 062 148 1710

Заготовки в системе Удмуртпотребсоюза всегда считались приоритетным направлением деятельности кооперативных организаций. Так и в 2014 году основными видами заготовок с подворий граждан были мясо, молоко, картофель, овощи. Кроме заготовительной деятельности кооперативные организации ежегодно реализуют населению молодняк скота и птицы: поросят, телят, цыплят - хорошее подспорье в крестьянском хозяйстве. В 2014 году продали молодняка на 26 млн. рублей (150 тысяч штук птицы и 8 тыс. голов поросят), работа продолжалась и в 2015 году.

Заготовительные организации Удмуртпотребсоюза уже в январе 2016 г. приступили к массовой реализации населению 4-х месячных цыплят кур породы Хайсенс-Браун (коричневая). Особую активность в реализации птицы проявляют заготовители Якшур-Бодьинского, Мало-Пургинского, Алнашского райпо, обеспечивая селян молодняком домашней живности. Сельское население кооператорам доверяет, считает их своими помощниками, партнерами. Селяне знают, что кооператоры не подведут, качество продукции, предлагаемое ими, проверялось не один год. Население республики, желающее приобрести молодняк кур, может обращаться в райпо, заготовители потребобществ помогут им решить проблемы, касающиеся приобретения молодняка скота и птицы.

В результате такого подхода заготовительный оборот за 2014 год составил 1074 млн. рублей, что на 124 млн. рублей больше, чем в 2013 году. Возросли закупки всех основных видов сельскохозяйственной продукции: мяса, молока, овощей, картофеля, лекарственно-технического сырья. Населению выплачено за сданную продукцию 913 млн. рублей (в 2013 году - 810 млн. рублей). Продано 151 тыс. штук птицы и 2,4 тыс. голов поросят, реализовано более 8 тыс. тонн комбикормов и отрубей.

В системе Удмуртпотребсоюза от населения ежегодно закупается до 12 тыс. тонн картофеля и овощей. Кооператоры готовы рассмотреть предложения по сбыту овощей и картофеля не только на территории Удмуртии, но и за ее пределами. Удмуртпотребсоюз имеет два племенных звероводческих хозяйства - ООО Зверохозяйство «Можгинское» и ООО «Зверохозяйство Кизнерского райпо». Это единственные предприятия такого профиля в агропромышленном комплексе региона и к тому же весьма заметные даже и на российском уровне - в них разводят норок разных пород: «сапфир», «пастель», «стандартная темно-коричневая», «серебристо-голубая», «клестовка», «скан-блэк». Зверохозяй-ства имеют возможность реализовать свой племенной молодняк и шкурки различных расцветок.

Общий объем инвестиций в развитие материально-технической базы системы потребительской кооперации Удмуртской Республики в последнее время составил 220 млн. рублей, в том числе в торговле - 68 млн. рублей, в производстве и общепите - 50 млн. рублей, затраты на приобретение автотранспорта составили 25,5 млн. рублей. В новое строительство и реконструкцию объектов торговли вложено около 70 млн. рублей - введен склад по оптовой продаже товаров площадью 2000 кв. м в г. Ижевске, построено 3 магазина в Граховском районе, д. Лака-Тыжма Кизнерского района, с. Дебы Красногорского района и приобретено 5 магазинов: в Глазовском, Дебесском, Алнашском, Селтин-ском и Шарканском райпо общей торговой площадью 470 кв. м; проведена реконструкция 25 магазинов в 11 райпо с

увеличением торговой площади и расширением ассортимента; продолжено строительство магазинов в с. Бавож, с. Селты, п. Ува.

Для безошибочного качественного и количественного ведения учета товаров в рознице и своевременного принятия правильных управленческих решений в торговой отрасли был внедрен инновационный проект: «Автоматизация торговых процессов на базе единой 1Т-платформы». Б рамках проекта в офисе Удмуртпотребсоюза был установлен промышленный сервер (мощный компьютер), куда ежеминутно передается информация о товародвижении из 25 районных офисов и 373 автоматизированных магазинов. Ежедневно через систему проходит более 3 тыс. документов. Объем информационной базы более 150 Гигабайт. Разработаны и внедрены в работу технологические инструкции, стандарты и регламенты работы. Изменив организационные структуры торговых отделов райпо, были внедрены кате-горийные менеджеры, перераспределены ответственность и полномочия. Появилась возможность автоматического формирования заявки с учетом фактических статистических данных о продажах согласованного ассортимента, используя аналитические отчеты программы. Б автоматизированных магазинах стало возможным быстро и точно проводить продажу товаров, принимать к оплате банковские карты, использовать гибкие схемы скидок и дисконтные карты. Успешное внедрение проекта делает магазины потребительской кооперации конкурентоспособными и более привлекательными для покупателей.

Развитие конкуренции на селе способствует вводу новых технологий, что позволяет предложить качественный товар сельским потребителям и увеличить выпуск собственной продукции. Удмуртпотребсоюз продолжает плановое техническое перевооружение на своих предприятиях, в частности, на хлебопекарнях и хлебокомбинатах. Так, Алнаш-ское райпо для своего хлебокомбината приобрело современное автоматическое оборудование: ротационную печь «Муссон Ротор», упаковочную машину термоусадочную туннельную «Коврига Термо», установку для умягчения воды и котел для обогрева предприятия. Это, по словам директора хлебокомбината Ольги Карповой, объясняется тем, что на предприятии перемены неизбежны, нужно совершенствоваться - технически, технологически, структурно. Большое внимание уделяется повышению производительности труда. Сегодня необходимо повышать конкурентоспособность своего производства, делать продукты более качественными, увеличивать ассортимент выпускаемой продукции, а внешний вид изделий должен отвечать требованиям самых взыскательных покупателей, иначе эту нишу на рынке займут продукты конкурентов. Это касается абсолютно всех пищевых товаров, в том числе хлеба и хлебобулочных изделий.

При этом Удмуртпотребсоюзом взят курс и на расширение собственной торговой сети «Радамир», которая сегодня является одной из ведущих торговых сетей в Удмуртии. За последние годы кооператорами Удмуртии построен 41 магазин общей торговой площадью более 3 тысяч квадратных метров, в 122 магазинах проведена реконструкция, что позволило также увеличить их торговую площадь, закуплено торгового оборудования на 100 миллионов рублей.

Заключение

Б результате реализации инновационных проектов по автоматизации торговых объектов и организации объединенных закупок в единую региональную сеть было объединено 400 автоматизированных магазинов и распределительных складов райпо. Б условиях жесткой конкуренции Удмуртпотребсоюз видит свое главное преимущество в увеличении доли товаров собственного производства на прилавках и в торговых залах своих магазинов. Б 2015 году через предприятия розничной торговли и общественного питания продано продукции собственного производства на 2 млрд. рублей.

Доля собственной продукции в разных районах варьирует от 30 до 65 процентов. Развивая торговлю, кооператоры Удмуртии развивают и другие направления своей деятельности. Так, благодаря проводимым закупкам сельхозпродукции в личных подворьях сельские жители смогли пополнить свой семейный бюджет на 730 млн. рублей. Кроме того, Удмуртпотребсоюз снабжает владельцев личных подсобных хозяйств кормами, поголовьем молодняка скота и птицы, семенным материалом, минеральными удобрениями, средствами малой механизации.

Таким образом, в настоящее время Удмуртия - единственный регион, где потребительская кооперация представлена во всех своих административных единицах. Оставаясь уникальной многопрофильной системой, занимающейся производством, закупками сырья и сельхозпродукции в личных подворьях, оказывая услуги населению, Уд-муртпотребоюз в последние годы особое внимание уделял развитию своей торговли. При этом стоит напомнить, что потребительская кооперация - единственная торговая система, снабжающая товарами первой необходимости отдаленные и малонаселенные деревни, где порой проживают несколько человек. Ни одно торговое предприятие не берет на себя такую важную социальную функцию.

Таблица 11

Доля оборота розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания Удмуртпотребсоюза, в общем обороте розничной торговли Центросоюза, Приволжского ФО и Удмуртской Республики (среди сельскохозяйственных районов), %

Наименование организации Доля оборота розничной торговли, включая оборот предприятий общественного питания

2010 г. 2011 г. 2012г. 2013 г. 2014г. 2015 г.

Центросоюз, всего 3,5 3,9 4,2 4,3 4,5 4,5

Приволжский ФО 10,9 11,4 12,0 12,3 12,4 11,9

Удмуртская Республика (сельскохозяйственные районы) 25,3 25,5 25,9 26,2 26,3 25,8

Исходя из данных табл. 11, можно видеть, что значение показателя доли оборота розничной торговли в аналогичном показателе, характерном для Приволжского ФО, Центросоюза и в сельской экономике Удмуртской Республики в целом неуклонно росло за период с 2010 по 2014 гг. и лишь несколько снизилось в 2015 году, что во многом связано с влиянием экономических санкций, введенных против России со стороны США и стран ЕС. Важно также добавить, что в Удмуртии в ближайшее время планируется открытие первых магазинов «КООП-Пятерочка», подобно тому, как это уже сделано в Ульяновской и Кемеровской областях. Реализация этого проекта осуществляется в рамках Соглашения о сотрудничестве между Центросоюзом России и одной из крупнейших отечественных компаний розничной торговли - X5 Retail Group. Данное партнерство считается взаимовыгодным, в частности, потребкооперацию привлекает то, что кооперативные организации получат существенные инвестиции в свою торговую инфраструктуру, а также улучшат техническое состояние своих торговых объектов и приведут их конфигурацию в соответствие с требованиями современных торговых технологий. Кроме этого, используя популярный бренд, можно будет осуществлять ценообразование на товары на уровне федеральных сетей, что должно будет повысить конкурентоспособность розничных предприятий системы потребкооперации.

Список литературы

1. Гришкина М.В. История Удмуртии. Первая половина XIX века. Учебник. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 80с.

2. Капитонова О.А. Экология Удмуртской Республики. Учебное пособие. - Ижевск: Удмуртский университет, 2010. - 381с.

3. Павлов К.В. Региональные эколого-экономические системы. - М.: Магистр, 2009. - 382 с.

4. Социально-экономическое положение Удмуртской Республики. Статистический сборник. - Ижевск, 2016. - 142 с.

5. Становление и развитие территориальной системы потребительской кооперации и оценка её влияния на функционирование экономики региона (на примере Удмуртской республики) / Под науч. ред. К.В. Павлова, О.В. Котлячкова. Коллективная монография. - Ижевск: Шелест, 2017. - 173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.