Эффективность взаимодействия потребительских обществ с малыми субъектами предпринимательской деятельности
Н.В. Борисова, аспирантка,
Чебоксарский кооперативный институт
«Экономика России стабильно и динамично развивается, в результате чего происходит постепенная трансформация рыночных отношений, затрагивающая все субъекты рынка, среди которых существенное место занимает система организаций потребительской кооперации» [1]. В этой связи следует отметить, что взаимодействие традиционных отраслей деятельности потребительской кооперации с аграрным сектором обеспечивает двойной эффект: с одной стороны, способствует экономической стабилизации системы, а с другой — обеспечивает возрождение села [1]. Взаимодействие потребительского общества с предпринимателями без образования юридического лица, личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами конкретной природно-экономической зоны (куда входят несколько административных районов) является перспективным направлением повышения запаса финансовой устойчивости потребительских обществ, расположенных в сельской местности (рис. 1).
В результате такого сотрудничества малые формы хозяйствования смогут получить гарантированный рынок сбыта своей продукции, увеличить объем деятельности, повысить уровень жизни сельского населения. Для потребительских обществ создается надежная база для обеспечения сельхозпродукцией и сырьем их перерабатывающих предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли [2].
Поскольку в современных условиях создание всей системы обслуживания и инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий в силу объективных (в т.ч. и финансовых) причин не везде реально, то в этой ситуации автор придер-
живается мнения, что необходимо рациональнее использовать базу потребительских обществ. Реализация модели сотрудничества райпо с субъектами предпринимательской деятельности с различным статусом в условиях выхода из кризиса и стабилизации экономики дает возможность включать в процесс интеграции предприятия различных форм собственности и более полно задействовать их конкурентные преимущества [3].
Внедрение предложенных рекомендаций позволило кооператорам центральной природноэкономической зоны Чувашской Республики (по сравнению с соседними зонами) повысить показатели, характеризующие объемы закупок продукции в период с 2005 по 2007 гг., на 7—14%. Показатели Урмарского районного потребительского общества (где наиболее активно внедрялась региональная модель) за этот же период были в среднем на 17% выше, чем показатели остальных райпо центральной зоны.
Результаты определения запаса финансовой устойчивости (ЗФУ) исследуемого Урмарского районного потребительского общества Чувашской Республики приведены в табл. 1.
Данные таблицы свидетельствуют, что с 2005 г. потребительское общество начало уделять особое внимание закупочной деятельности. Отрасль, относимая ранее к категории убыточных, за последние 2—3 года получила достойное развитие. Уровень ЗФУ в 2005—2007 гг. по сравнению с 2002—2004 гг. возрос в 1,7 раз. Заметное увеличение показателей закупочной деятельности объясняется, прежде всего, осознанием кооператорами того, что закупки позволяют обеспечивать предприятия промышленности и общественного питания необходимым сырьем, получать существенную прибыль от реализации закупленной продукции.
Правление районного потребительского общества ----------------г*---------
Розничная сеть Перерабатывающие Заготовительная
районного цеха районного база районного
потребительского 4 потребительского —► потребительского
общества V V общества ,, 1 А иЛ 1 общества Дії 1 1 ііА
• ▼ П 1 ▼ КФХ ▼ 1 ЛПХ
Магазины-заготпункты районного потребительского общества
— ►
ЛПХ
Условные обозначения:
поток информации; поток сельхозпродукции;
----► поток денежных средств;
КФХ — крестьянские (фермерские) хозяйства; ЛПХ — личные подсобные хозяйства населения; П — предприниматели без образования юридического лица
Рис. 1
■ Региональная модель устойчивого взаимодействия районного потребительского общества с малыми субъектами предпринимательской деятельности аграрной сферы природно-экономической зоны республики
1. Оценка запаса финансовой устойчивости Урмарского районного потребительского общества Чувашской Республики
Отрасли деятельности, показатели Годы 2005-2007 гг. в разах к 2002-2004 гг.
в среднем за год 2002-2004 гг. в среднем за год 2005-2007 гг.
Заготовка
Заготовительный оборот, тыс. руб. 8984 12883 1,4
Порог рентабельности, тыс. руб. 8782 12375 1,4
Запас финансовой устойчивости: абс., тыс. руб. 202 508 Х
Отн., % 2,3 4,0 1,7
Промышленность
Реализованная товарная продукция без НДС, тыс. руб. 17063 19353 1,2
Порог рентабельности, тыс. руб. 16712 18206 1,1
Запас финансовой устойчивости: абс., тыс. руб. 351 1147 Х
Отн., % 2,1 6,0 2,9
Торговля
Выручка без НДС, тыс. руб. 65150 77772 1,2
Порог рентабельности, тыс. руб. 55211 63747 1,6
Запас финансовой устойчивости: абс., тыс. руб. 9939 14025 Х
Отн., % 15,2 18,0 1,2
Общественное питание
Выручка без НДС, тыс. руб. 12990 16664 1,3
Порог рентабельности, тыс. руб. 12347 15163 1,2
Запас финансовой устойчивости: абс., тыс. руб. 643 1501 Х
Отн., % 5,0 9,1 1,8
Всего по потребительскому обществу
Выручка без НДС, тыс. руб. 109277 128891 1,2
Порог рентабельности, тыс. руб. 102607 118574 1,2
Запас финансовой устойчивости: абс, тыс. руб. 6670 10317 Х
Отн., % 6,1 8,1 1,3
Первые успехи в заготовительной отрасли благоприятно повлияли и на остальные отрасли потребительского общества. Показатели ЗФУ последних также улучшились и составили в
2005-2007 гг. 6-18% (в 2002-2004 гг. были 2,115,2%). Анализируя данные, убеждаемся, что темпы роста показателей ЗФУ во всех отраслях за 2002-2007 гг. и тенденции их изменения положи-
=" 8-
о с ©
со 2-
2005 г. 2006 г. 2007 г.
■ Советское райпо Кировской области
□ Урмарское райпо Чувашской Республики
■ Пильнинское райпо Нижегородской области
Рис. 2 - Динамика запаса финансовой устойчивости (ЗФУ) по цене производства хлеба в потребительских обществах в 2005-2007 гг.
тельные. Такую динамику запаса финансовой устойчивости следует рассматривать как положительный момент в развитии основных отраслей потребительского общества, ее нужно настойчиво развивать в предстоящие годы.
В работе рассчитан также ЗФУ по цене основных продуктов закупочной и промышленной от-
раслей исследуемых районных потребительских обществ.
Чтобы лучше понять экономический смысл полученных результатов, целесообразно на основании этих данных построить графики, на которых можно выявить линию тренда за последние несколько лет. Один из таких графиков показан на рис. 2, где отчетливо прослеживается положительная динамика ЗФУ по цене.
В этой связи следует отметить, что определение запаса финансовой устойчивости как по объему реализации, так и по цене и принятие по результатам таких анализов рациональных управленческих решений способствовало организации прибыльной работы многих хозяйствующих субъектов потребительской кооперации.
Литература
1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник «Российской кооперации». 2008. № 4. С. 6.
2. Гаврилова, М.В. Состояние и перспективные направления развития пищевой промышленности потребительской кооперации Чувашской Республики / М.В. Гаврилова, Л.Н. Дмитриева, Т.А. Ануфриева // Салика, ЧКИ. 56 с.
3. Пахомова, Н.Н. Оценка коммерческой деятельности потребительского общества. Чебоксары, 2006. 52 с.