УДК 334.732.(470345)
ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
С.М. ИМЯРЕКОВ
Мордовский гуманитарный институт
e-mail: [email protected]
Обобщен накопленный опыт по изучению экономических и социальных проблем развития потребительской кооперации на федеральном и региональном уровнях в области заготовительной деятельности. Выявлена экономическая сущность резервов повышения эффективной работы потребительских кооперативов. Предложена модель, учитывающая ресурсный потенциал, возможные границы объемов закупок по видам продукции, возможную потребность населения в кормах. При этом в качестве критерия оптимальности служит уровень максимальной прибыли. По данной модели проведен расчет различных вариантов, которые позволили дать рекомендации предусматривающие расширение существующей торговой сети, а также создание новых торговых точек, развитие маркетинговой службы и поиск новых каналов сбыта. Предложена концепция об организации интегрированных территорий направленная на устойчивое социально-экономическое развитие районов и концентрацию федеральных и областных структур в рамках данной ассоциации.
Ключевые слова: потребительская кооперация, пайщик, заготовительно-перерабатывающий комплекс, агропромышленный комплекс, заготовительная деятельность, ресурсный потенциал.
Рост производства сельскохозяйственной продукции и сырья в немалой степени зависит от формирования эффективной системы продвижения продукции от производителя к потребителю и возможности использования различных моделей организации ее реализации. В этом важную роль призвана сыграть потребительская кооперация. Практика показала, что это единственная система с большим экономическим и кадровым потенциалом, способностью тесно взаимодействовать с сельскохозяйственными производителями, обладающая гибким механизмом перераспределения средств и ресурсов, способная выдержать конкуренцию и эффективно обслуживать пайщиков и всех сельских жителей. В настоящее время прежние связи потребительской кооперации и сельскохозяйственных предприятий должны перейти в новые отношения, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве и партнерстве, нормальном товарноденежном обмене.
Особый интерес представляет изучение сферы реализации продукции сельскохозяйственных кооперативов через потребительскую кооперацию, так как позволяет выявить особенности рыночных отношений в рамках кооперативной формы собствен-ности1.
В этом плане накоплен определенный опыт по изучению экономических и социальных проблем развития потребительской кооперации на федеральном и региональном уровнях: особенностей управления собственностью потребительской кооперации, взаимодействия потребительской кооперации с организациями и предприятиями других форм собственности, современного финансового положения и проблем перестройки ее хозяйственного механизма. Однако наименее исследованными, как в методическом, так и в практическом аспектах, являются специфические проблемы развития заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации в условиях формирования рынка сельскохозяйственной продукции и его роли в формировании рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса.
1 Г.Н. Кабушинская. Состояние и перспективы закупочной деятельности потребительской кооперации// Кооперация на пороге XXI века: Сб. науч. ст. -М. Поволжский кооп. ин-ут МУПК, 1999. - 90 с.
Учитывая, что развитие аграрного сектора имеет в реальности затяжной характер, необходимо искать внутренние резервы для сохранения и развития сельскохозяйственного производства, а также пополнения доходов сельского населения. Значительные продовольственные ресурсы в настоящее время находятся в частном секторе, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан, - это и обуславливает активизацию заготовительной деятельности предприятий потребительской кооперации, которые традиционно занимаются закупкой сельскохозяйственной продукции в частном секторе. Потребительская кооперация более чем за вековую историю своего развития накопила огромный потенциал в работе с населением. Однако она под воздействием общеэкономических факторов утратила свою лидирующую роль в закупках продуктов сельского хозяйства.
Рыночные отношения требуют новых подходов в осуществлении более эффективной работы заготовительных организаций потребительской кооперации, что определяет актуальность исследований заготовительной деятельности.
Так перевода организаций заготовительной отрасли на интенсивный путь развития, под которым понимается способ увеличения объемов заготовок за счет качественных факторов экономического роста повышения производительности труда, внедрения высокоэффективных технологий, в том числе за счет использования имеющихся резервов является одним из основных направлений ее развития в условиях рыночных отношений.
Резервов для повышения эффективности работы много. При этом само понятие «резервы», общеизвестно, имеет двоякое значение: первое - это имеющиеся ресурсы (сырье, материалы, запасные части, топливо), необходимые для бесперебойной работы организации; второе - это возможности повышения эффективности производства. Отсюда следует, что резервы как запасы и как возможности повышения эффективности производства - это совсем разные понятия.
В нашем случае экономическая сущность резервов повышения эффективной работы состоит в интенсификации заготовительной деятельности, нахождении безубыточных форм работы предприятий, а также в наращивании объемов закупок качественной сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.
Повышение эффективности заготовительной деятельности является ключевой задачей потребительской кооперации. В то же время заготовки, как отдельная отрасль деятельности, не являются для потребительской кооперации самоцелью, они в большей мере служат источником для обеспечения устойчивой и эффективной работы собственной промышленности и оказания услуг основному контингенту пайщиков, проживающих в сельской местности.
Кроме того, взаимодействие сельскохозяйственного производства, заготовок и перерабатывающих предприятий позволяет повысить эффективность деятельности потребительской кооперации в целом.
Существуют различные подходы оценки оптимальности ресурсов. Н.И. Пырков проанализировал взаимосвязи и разработал экономико-математическую модель развития заготовок сельскохозяйственной продукции в районе по трем вариантам с учетом перспектив развития.
Т~| <-> <->
В предложенной модели учитывался ресурсный потенциал, возможные границы объемов закупок по видам продукции, возможная потребность населения в кормах. При этом критерием оптимальности было достижение максимальной прибыли.
В компактном виде модель задачи можно представить следующим образом.
Найти:
г(тах) І І X/ X 3. >
(1)
При условиях:
Использование ресурсов земли и труда
Потребность в кормах
а„х,х )ао(і,), икіхІ оо(/3),
Затраты на товарную продукцию и выручка
□ С,Х , ХВ , □ 0(1,),
Объемы закупок
ПР„х,'х, □0(/3),
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
хв
X з -
К V.
Си -
Ри-
)
У,х ,□ ,(/7) ,
Обозначения: 5
.В; - размер ресурса;
X - размер закупок продукции определенного вида;
Х;А - потребность в кормах каждого вида; размер выручки; размер затрат;
расход ресурса на единицу продукции;
коэффициент расхода корма на 1 т продукции животноводства; выход продукции с единицы отрасли; выручка от реализации единицы продукции; затраты на единицу отрасли.
її - множество условий по использованию ресурсов;
І2, І3 - множество условий по балансу кормов;
І4, І5 - множество условий по общему объему выручки и затрат;
16 - множество условий по минимальному объему закупаемой продукции;
17 - множество условий по максимальному объему закупаемой продукции.
В дальнейшем изложении приводится пример, методика расчетов которого применялась для условий Мордовии в конкретных временных рамках.
Числовая модель задачи состояла из 46 ограничений и 25 переменных. Было решено несколько вариантов. Для анализа и предложений в работе представлено три из них. Первый - по фактическим данным за 2000 год и нахождению оптимального решения, второй - учитывает объемы закупок по плану райпо на 2003 год, третий - на 2005 год, который учитывает возможное дальнейшее изменение объемов и показывает возможные резервы организации.
Для сопоставимости результатов цены на закупаемую продукцию по вариантам были взяты одни и те же. Как показал анализ решения задач, имеются отличия по объемам закупаемой продукции (табл. 1).
Уже по плану, составленному райпо (вариант 2), имеются отличия от результатов деятельности в 2005 году: значительно расширен ассортимент, изменены объемы. Третий вариант предусматривает только изменение объемов, т.к. ассортимент уже определен. Полученные данные не противоречат тем показателям, которые были получены в районе в более урожайные годы.
Единственным сложным вопросом является количество закупаемого у населения молока, т.к. райпо и молочный завод являются конкурентами.
Таблица 1
Объемы закупаемой продукции райпо
6
Продукция Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Картофель, т 308 400 800
Овощи, т 70,9 90 95
Молоко, т 12,4 40 40
Мясо крупного рогатого скота, т 80 80 90
Мясо свиней, т 80,6 100 120
Яйцо, тыс. шт. 511 500 531,6
1 2 3 4
Мед, т 3 5 5
Кожсырье, шт. 1000 1400
Ягоды, т 75 60
Грибы, т 20 60
Лектехсырье, т 2 2
Макулатура, т 15 20
Тряпье, т 4 4
Метлы, тыс. шт. 50 50
Необходимо проведение гибкой политики, как с точки зрения закупочных цен, так и с точки зрения отношений с молочным заводом. Но эту проблему в дальнейшем можно будет решить при улучшении дел в общественном производстве, при укреплении сельскохозяйственных предприятий, при общем увеличении производимого ими молока. Объемы закупаемых у населения даров природы зависят от условий года, и к их планированию надо подходить осторожно.
Варианты отличаются объемами производства продукции животноводства, и связано это с потребностью в ресурсах, которые имеют определенную эффективность. Так, например, каждый дополнительно затраченный человеко-день увеличивает прибыль райпо на 320 рублей (второй вариант), а ухудшение обеспеченности населения кормами всего на 10% уменьшает прибыль на 322 тыс. руб. Таким образом, наибольшее значение имеют ресурсы кормов, обеспеченность ими населения. Полученные данные приведены в табл. 2.
Различна потребность в ресурсах земли и труда. Потребность в кормах была определена по всем вариантам, включая первый. Имеются существенные различия по вариантам. Этот вид ресурсов является определяющим, от него зависят и возможности населения, и потенциал райпо. На улучшение снабжения населения кормами необходимо обратить основное внимание. Приведенные данные показывают общую потребность в кормах в натуральном выражении.
Таблица 2.
Потребность в ресурсах по решению задачи
Показатели Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Посевная площадь, га 31,73 41,0 73,5
Ресурс труда, чел. - дни 22601 23954 27820
Потребность в концентратах, т 1820,3 1891,3 2091,3
Потребность в грубых кормах, т 541,8 560,8 627,5
Потребность в сочных кормах, т 1774,0 1860,2 2070,1
Потребность в зеленых кормах, т 1216,0 1251,5 1401,5
Кроме кормов, получаемых с земельных угодий, в личном хозяйстве используются и пищевые отходы.
В большей степени - при откорме свиней и в меньшей - в скотоводстве: 525 и 620 т во втором и третьем вариантах.
В ходе решения задачи была определена и потребность каждого вида скота в кормах и возможная структура рационов (табл. 3).
Таблица 3.
Потребность в кормах (т к.ед.) и структура рационов по решению задачи
Показатели Конц. Грубые Сочные Зеленые Пищ. отх. Итого
1 2 3 4 5 6 7
Вариант 2
Коровы 16,48 12,36 2,06 8,24 2,06 41,20
Молодняк 384 240 96 192 48 960
Окончание табл. 2
1 2 3 4 5 6 7
Свиньи 480 160 160 800
Птица 1200 1200
Вариант 3
Коровы 16,48 12,36 2,06 8,24 2,06 41,20
Молодняк 432 270 108 216 54 1080
Свиньи 576 192 192 960
Птица 1275 318,88 1594,88
Структура %
Рацион коров 40 30 5 20 5 100
Рацион молодн. 40 25 10 20 5 100
Рацион свиней 60 20 20 100
Рацион птицы 80 20 100
За счет изменения ассортимента и объемов выручка по третьему варианту на 60% больше, чем в первом и на 20% больше, чем во втором вариантах (табл. 4).
Таблица 4.
Структура выручки райпо
Продукция Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Картофель 1386 10,8 1800 10,9 3600 17,5
Овощи 354,5 2,7 450 2,7 475 2,3
Молоко 168,2 0,5 220 1,3 220 1,1
Мясо кр. рог. скота 4480 34,7 4480 26,9 5040 24,5
Мясо свиней 5239 40,7 6500 39,1 7800 37,9
Яйцо 919,8 7,1 900 5,4 956,9 4,6
Мед 150 1,2 250 1,5 250 1,2
Кожсырье 300 2,3 300 1,8 420 2
Ягоды 1425 8,5 1140 5,5
Грибы 184 1,1 552 2,7
Лектехсырье 18 0,1 18 0,1
Макулатура 22,5 0,1 30 0,1
Тряпье 6 6
Метлы 100 0,6 100 0,6
Итого 12997,5 100 16655,5 100 20607,9 100
По третьему, оптимальному варианту значительно увеличивается удельный вес картофеля, мяса крупного рогатого скота и свиней, в меньшей степени - овощей и продукции птицеводства. Из даров природы увеличивается удельный вес грибов.
В соответствии с изменениями структуры и объемов находится и эффективность (табл. 5).
Таблица 5.
Эффективность вариантов, тыс. руб.
Показатели Вариант 1 опти-мал. решение 2000 г. Вариант 2 прогноз 2003 г. Вариант 3 прогноз 2005 г. Планируемый эс кт е ф _о_,
2003 г. к 2000 г., % 2005 г. к 2000 г., % 2005 г. к 2003 г., %
1 2 3 4 5 6 7
Выручка (реализ. оборот) 12897,5 16655,5 20607,9 129,1 159,7 123,7
1 2 3 4 5 6 7
Издержки 9160,2 11566,5 13989,8 126,2 152,7 120,9
Прибыль 3737,3 5089,0 6618,1 136,1 177,0 130,0
Прибыль на 1 работника райпо 10,4 14,1 18,3 135,5 175,9 129,7
Рентабельность к издержкам, % 40,8 44,0 47,3 +3,2 +6,5 +3,3
Рентабельность к обороту, % 29,0 30,5 32,1 +1,5 +3,1 +1,6
Наиболее выгодным по совокупности показателей является третий проектный вариант. Его и можно рекомендовать на ближайшую перспективу.
Проектный процент рентабельности свидетельствует о том, что размер возможной прибыли позволит вести расширенное воспроизводство. Направлений работы может быть несколько. Сельхозпродукция. Наибольшее предпочтение следует отдавать увеличению закупок картофеля и овощей, т.к. возможный процент рентабельности по ним составляет 90,9 и 66,7% соответственно.
Поскольку по годам объем производства может сильно колебаться в зависимости от урожайности, необходимо обеспечить возможность закупок не ниже тех объемов, которые приведены в третьем варианте экономико-математической задачи.
Этого можно достичь за счет стимулирования населения, направленного на увеличение сборов урожая, либо за счет роста урожайности, либо за счет расширения посевов. Населению необходимо оказывать гарантированную помощь удобрениями, средствами защиты растений. Из животноводческой продукции в настоящее время наиболее выгодна закупка молока (рентабельность 57,1%), мяса свиней (рентабельность 44,4%). Но по закупкам молока, как было сказано выше, надо находить компромисс с молочным заводом. Закупки яиц резко возросли в 2000 г., и возможен дальнейший рост в соответствии с перспективой развития, предлагаемой по 3 варианту.
В связи с этим работа райпо должна быть направлена, в первую очередь, на улучшение снабжения населения кормами для скота и птицы. Для этого в разработанной модели определяется эта потребность, причем часть кормов (сочные, зеленые) население может заготовлять самостоятельно. Для заготовки грубых кормов необходимо выделять укосные площади. Наибольшая трудность может возникнуть с концентрированными кормами. Выход возможен за счет закупки зерна у фермеров и сельхозпредприятий. Возможно выделение населению ссуд (натуральных и денежных) в счет сдаваемой продукции2.
Для достижения и сохранения стабильного уровня работы заготовительных предприятий необходимо производить заготовки других видов сырья - это дары природы, вторичное сырье и т. д.
Кроме расширения ассортимента заготавливаемой продукции в модели заложена возможность дальнейшей переработки мяса, овощей (консервирование), картофеля (крахмал, чипсы), грибов, ягод (сушка, консервирование).
Применение предложенной модели развития заготовок на микрозональном уровне предусматривает расширение существующей торговой сети, а также создание новых торговых точек, развитие маркетинговой службы и поиск новых каналов сбыта.
На основании приведенных расчетов можно сделать вывод о том, что заготовительная деятельность райпо требует внедрения интенсивных методов работы, найденное оптимальное решение позволило бы только в 2005 г. получить объем реализации закупаемых сельхозпродуктов по сравнению с 2000 г. больше в 1,6 раза, или в сумме 12,8 млн. руб., и прибыли - 3,7 млн. руб.
Проведенный анализ оптимизации ресурсов райпо показал, что необходима адаптация райпо к современным органам местного самоуправления.
2 Н.И. Пырков. Эффективность заготовительной деятельности предприятий потребительской кооперации в регионе. - Н.-Новгород, 2003. - 161 с.
Так в соответствии с современными тенденциями регионального развития и содержанием административной реформы в России основным структурным подразделением системы управления в стране становятся местные территориальные органы самоуправления (ТОСы). В процессе проведения экспериментального замера была сформирована модель сельской территории, в которой выделяются три блока: экономический, социальный, духовно-нравственный. В этой модели обозначены аспекты «точек сотрудничества» районной организации потребительской кооперации (далее - райпо) со структурами территории в выполнении экономических и социальных функций (рис. 1).
Приведенная схема позволяет подчеркнуть значимость деятельности потребительской кооперации как экономико-образующей структуры сельской территории: в четырех населенных пунктах работают магазины классического типа «Товары повседневного спроса», в двух из них был произведен евроремонт (как говорят жители деревень: «У нас магазины, как в городе!»).
Население всегда обеспечено товарами первой необходимости, а товары сложного ассортимента и культурно-бытового назначения селяне могут заказать в магазине, и работники райпо привезут из столицы республики г. Саранска или из других городов необходимые товары. Магазины выполняют функции заготовительного пункта. Особенно устраивает селян закупка молока и некоторых других видов сельхозпродукции.
Территориальный орган самоуправления - ТОС
Сфера памятни-ки спортивные дома куль- библио- промыс-
досуга и культу сооружения туры, клуб- теки лы, ре-
отдыха ры, ные учреж- месла
парки от- де-
дыха ния
Соци- жилищ-ная образова учрежде учрежде- общест-
альная сфера тельные учреж- ния ния венные
сфера дения здраво- соцобес организа-
охранения печения ции
Эконо- сельско- сельскохо- фермерс- личные предпри
мика хозяйст зяйственное кие под нимате
сель- венный предприятие хозяйства собные ли
ской производ- (интегрирован- хозяйс-
террито- ственный ная структура тва
рии коопера Газпрома)
тив
Предприятия, организации
потребительской кооперации -РАЙПО
Органы регионального управления
А ^
Рис. 1. Схема адаптирования райпо в модель сельской территориальной системы (сельской администрации)
Кооперативная организация совместно с учреждениями социальной сферы проводит на обслуживаемой сельской территории все массовые мероприятия. Работники кооперативных предприятий по сравнению с другими работниками учреждений сельской инфраструктуры имеют более высокую зарплату, что материально поддерживает семьи кооператоров.
В последние годы в системе потребительской кооперации уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию и самих работников райпо, и пайщиков, и обслуживаемого населения. В магазинах организованы сельские библиотечки, чайные столы, в кафе райпо можно посидеть за столиками, вечером отдохнуть, заказать коллективную вечеринку или культурно-развлекательную программу, здесь проводит досуг молодежь.
Координатором общественно-политической, культурной жизни на селе выступает ТОС. Успешная деятельность предприятий райпо возможна только при условии совместных усилий органов местного самоуправления, сельскохозяйственных предприятий, бюджетных учреждений, фермеров и других хозяйствующих субъектов, направленных на улучшение условий жизни селян, повышение жизненного уровня сельских жителей.
Кроме того, в целях дальнейшего развития концепции разделения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления, подготовленной комиссией при президенте РФ, предлагается создание интегрированных территорий в форме ассоциации муниципальных образований (в рамках закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Концепция об организации интегрированных территорий направлена на устойчивое социально-экономическое развитие районов и концентрацию федеральных и областных структур в рамках данной ассоциации.
Ассоциация создается между районами с близкими социально-экономическими и географическими условиями, у которых в какой-то мере уже сложились интеграционные связи, предприятиями, которые уже объединились между собой в различные организационно-правовые формы и активно работают на благо районов. Целью ассоциации является объединение усилий районов по развитию определенных отраслей производства для поддержания точек экономического роста, которые при имеющемся экономическом потенциале развиваются и распространяются в районах ассоциации с учетом специализации конкретного района. Тем самым возникает возможность с помощью экономических механизмов совместно наиболее эффективно использовать ресурсную базу районов, их потенциал, местные преимущества и достопримечательности с учетом исторически сложившихся интересов всех районов для устойчивого саморазвития и выполнения функций жизнеобеспечения граждан.
В нашем конкретном случае в рамках ассоциации разрабатываются направления по развитию базы заготовок, переработки сельскохозяйственной продукции и ее реализации. В зависимости от экономической ситуации в районах ассоциации создаются предприятия по хранению, переработке и реализации продукции. Один район, к примеру, специализируется на переработке мясных продуктов, другой - молочных, третий - продуктов растениеводства. А малые заготовительные предприятия со всех сельских и городских поселений доставляют продукцию на эти предприятия.
Предлагаемая модель организации заготовок на уровне муниципальных районов и городских и сельских поселений приблизит организации заготовок к населению и значительно повысит эффективность заготовительной деятельности.
THE OPTIMIZATION OF THE CONSUMER COOPERATION PURCHASING
S.M. IMIAREKOV
The Mordovian Liberal
Education Institute
e-mail: [email protected]
The experience on economical and social problems of the consumer coop- eration development at federal and local levels in purchasing is accumulated. The economical main point of reserve of consumer cooperatives effectiveness increase is recognized. The model considering resource potential, possible pur- chase amount of different products, possible people needs in fodder is also presented. At the same time as optimal criteria is the maximum profit. Accord- ing to this model probability calculation was made. It allows giving some recommendations for increasing already existed trading network, as well as creat- ing new shops, marketing development and seeking new off-load canals. The arranging integrated territories concept, which supports stable social and eco- nomical development of regions and concentration of federal and local authori- ties in the frame of given association is introduced.
Key words: consumer cooperation, shareholder, purchasing-and- processing complex, agricultural sector, purchasing, resource potential.