Научная статья на тему 'Механизм организации взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения'

Механизм организации взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Гончаров

В статье рассматривается формирование и функционирование экономического механизма взаимоотношений организаций потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств сельского населения. Интегрирующей составляющей разработанной модели механизма является процессный подход, методология которого характеризует деятельность организации как совокупности бизнес-процессов. Предлагаемый механизм будет способствовать более устойчивому развитию районных потребительских обществ и ЛПХ сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM TO ORGANIZATION OF THE EFFECTIVE RELATIONS ENTERPRISE CONSUMER COOPERATION WITH PERSONAL SUBSIDIARY FACILITIES OF THE RURAL POPULATION

Shaping and operating the economic mechanism of the relations organization consumer cooperation and personal subsidiary facilities of the rural population is considered in the article. Integrating forming designed models of the mechanism is procession approach which methodology characterizes activity to organizations as collections businessprocesses. The proposed mechanism will promote the more firm development district consumer society and personal subsidiary facilities rural inhabitants.

Текст научной работы на тему «Механизм организации взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения»

УДК 334:631.115.11

МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ С ЛИЧНЫМИ ПОДСОБНЫМИ ХОЗЯЙСТВАМИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

А. А. ГОНЧАРОВ, старший преподаватель УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

THE MECHANISM TO ORGANIZATION OF THE EFFECTIVE RELATIONS ENTERPRISE CONSUMER COOPERATION WITH PERSONAL SUBSIDIARY FACILITIES OF THE RURAL POPULATION

AA. GONCHAROV, senior teacher The Education Establishment "Belorussian State Agricultural Academy"

В статье рассматривается формирование и функционирование экономического механизма взаимоотношений организаций потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств сельского населения. Интегрирующей составляющей разработанной модели механизма является процессный подход, методология которого характеризует деятельность организации как совокупности бизнес-процессов. Предлагаемый механизм будет способствовать более устойчивому развитию районных потребительских обществ и ЛПХ сельских жителей.

Shaping and operating the economic mechanism of the relations organization consumer cooperation and personal subsidiary facilities of the rural population is considered in the article. Integrating forming designed models of the mechanism is procession approach which methodology characterizes activity to organizations as collections business-processes. The proposed mechanism will promote the more firm development district consumer society and personal subsidiary facilities rural inhabitants.

Введение. В результате проводимой в Беларуси аграрной реформы произошли значительные социально-экономические изменения. В республике утвердилось многоукладное сельское хозяйство, многообразие форм собственности на средства производства. При этом созданы условия для оптимизации землевладения и землепользования, введена частная собственность на землю, формируется действенный механизм государственного регулирования агропромышленного комплекса, идет

технико -технологическое переоснащение его, развивается интеграция и кооперация субъектов хозяйствования.

Таким образом, сформирована новая социально-экономическая структура агропромышленного производства на основе сочетания ориентированных на рынок частных индивидуальных и коллективных организационно-правовых форм. Совершенствуется процесс интеграции личных подсобных хозяйств сельских жителей и организаций потребкооперации, формируется сеть оптовых продовольственных рынков, изменяется характер управления агробизнесом, повысилась финансовая ответственность за его результаты. Полагаем, что эти и другие преобразования способствовали повышению самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов, развитию частной инициативы и предпринимательства.

Теоретической и методологической основой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых, личные исследования и расчеты автора. В основу разработки и изложения материала положены экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математический и другие методы.

Основная часть. В настоящее время, несмотря на значительную роль личных подсобных хозяйств в обеспечении продовольственной безопасности страны, в большинстве районных потребительских обществ отсутствует научно обоснованная организационная структура и не используются экономические методы управления взаимоотношениями организаций потребительской кооперации (ОПК) с личными подсобными хозяйствами (ЛПХ). Для решения сложившейся проблемы необходимы разработка и внедрение экономического механизма взаимодействия (ЭМВ) организаций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения, действие которого будет направлено на увеличение объемов производства, товарности и качества их продукции и услуг, диверсификацию, повышение эффективности хозяйственной деятельности.

В зависимости от сложившихся условий взаимодействие между организациями потребкооперации и владельцами ЛПХ может осуществляться в широких диапазонах - от создания благоприятных условий закупок излишков продукции подсобных хозяйств населения до стимулирования производства в них различных видов товарной продукции в необходимых объемах [1, с. 121].

Разнообразие возможных способов взаимодействия организаций потребительской кооперации с ЛПХ населения предопределяет исполь-

зование различных форм экономических отношений между ними, базирующихся на сочетании интересов сторон.

Экономический механизм должен способствовать адаптации организаций к изменчивому рынку продовольствия и обеспечивать гибкость и подвижность, отвечающие соответствующим производственно-экономическим условиям рынка, а также улучшению качества продукции, услуг и технологий, обеспечению постоянного совершенствования логистических маршрутов товаропотоков с целью сокращения времени доставки ресурсов и товаров за счет повышения скорости их прохождения, применения систем бюджетного планирования закупок сельскохозяйственной продукции и реализации товаров, ресурсов и услуг, а также контроля и анализа затрат, позволяющих проводить корректировку при изменении условий, влияющих на их эффективность, с целью получения планируемой прибыли.

В основу разработанной нами модели ЭМВ организаций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения положены подходы процессного, системного, проектного управления, которые таким образом выгодно отличают ее от существующих аналогов.

Проведенные нами исследования позволили разработать алгоритм функционирования экономического механизма взаимоотношений ОПК с личными подсобными хозяйствами сельских жителей, который можно представить в виде определенной последовательности этапов, начиная от определения необходимого количества сельскохозяйственной продукции и сырья в ЛПХ сельского населения под потребность розничных магазинов, предприятий общественного питания и цехов переработки райпо, а также оптовой продажи на внутреннем и внешних рынках и заканчивая определением экономической эффективности взаимоотношений организаций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельских жителей (рис. 1).

Следует отметить, что построение модели экономического механизма взаимодействия организаций потребкооперации с ЛПХ сельского населения осуществлено на основе системного подхода с использованием двух основных концепций:

1. Бережливое производство (Lean Manufacturing) - максимально оптимальная организация производства, где исключены или сведены к минимуму операции, действия и состояния, не создающие дополнительной потребительской ценности. В первую очередь данное производство направлено на выявление и сокращение потерь в процессах, тем самым увеличивая его скорость и эффективность [3, с. 61].

Рисунок 1 - Алгоритм функционирования экономического механизма взаимоотношений организаций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения Примечание. Разработано автором.

2. Шесть сигм (Six Sigma) - основывается на циклах Шухарта - Деминга РБС^)А, характеризуется цикличностью и введением изменений и улучшений в любой бизнес-процесс. При этом выделяются два вида циклов:

первый - DMAIC (Define " определяй" - Measure " измеряй" - Analyze "анализируй" - Improve "улучшай" - Control "управляй");

второй - DMADV (Define " определяй" - Measure " измеряй" - Analyze "анализируй" - Design "разрабатывай" - Verify "проверяй"). Цикл DMAIC применен нами для совершенствования уже существующих процессов, не соответствующих требованиям потребителя, тогда как цикл DMADV - при создании новой продукции или нового процесса [3, с. 52].

Изучение показало, что применение проектного подхода является наиболее эффектной формой для построения экономического механизма взаимодействия ОПК с личными подсобными хозяйствами сельского населения, поэтому в его основу нами положена методология управления проектами.

Кроме того, при построении модели нами предусмотрено использование таких инструментов, как бенчмаркинг, бюджетирование и контроллинг.

Проведенные нами исследования позволили определить целевые установки сформированной модели ЭМВ организаций потребительской кооперации с ЛПХ сельских жителей и выявить методы их достижения (табл. 1).

Интегрирующей составляющей разработанной нами модели ЭМВ организаций потребкооперации с личными подсобными хозяйствами сельских жителей является процессный подход, методология которого характеризует длительность организации как совокупности бизнес-процессов. При этом каждый из бизнес-процессов представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Важно подчеркнуть и то, что процессный подход ориентирует к построению всего менеджмента на основе управления бизнес-процессом и их моделирования взамен решения отдельных функциональных задач.

Причем в настоящее время международные требования серии ИСО 9001-2000 сделали процессный подход необходимой нормой.

Исходя их вышеизложенного в основу формирования экономического механизма взаимодействия организаций потребительской кооперации с ЛПХ сельских жителей нами положен процессный подход. Все этапы его построения представлены в виде моделей второго и последующих уровней с более детальным описанием (рис. 2).

Отсюда можно заключить, что действенная работа сформированной нами модели экономического механизма взаимодействия органи-

Таблица 1 - Целевые установки экономического механизма взаимодействия организаций потребительской кооперации с ЛТТХ сельского населения

Объект Требование к организации (целевые установки) Блок экономического механизма взаимодействия ОПК с ЛПХ населения Критерий оптимальности Методы

1 2 3 4 5

1. Определение потребности в сельскохозяйственной продукции и сырье от ЛПХ сельских жителей Применение системы перспективного и текущего планирования. Составление бюджетов по видам сельскохозяйственной продукции Финансово-экономический, ресурсное обеспечение, организационно-экономический, маркетинговый, внешнеэкономический Максимальное обеспечение потребности потребителей и пайщиков Социологический, бюджетирование, прогнозирования, расчетно-конструктивный, эконо-мико-математический

2. Производство сельскохозяйственной продукции в ЛПХ сельских жителей Использование современных адаптивных технологий производства Организационно-производственный, технико-технологический, инфраструктурное и информационное обеспечение Максимальное обеспечение потребностей владельцев ЛПХ и получение прибыли Интенсификация и диверсификация производства, бережливое производство

3. Обеспечение ресурсами и оказание услуг ЛПХ сельских жителей Обеспечение семенами сельскохозяйственных культур, средствами защиты растений и животных с учетом спроса Организационно-экономический, внешнеэкономический, маркетинговый, финансово-экономический, информационное обеспечение Максимальное обеспечение потребностей, минимум затрат Маркетинговые исследования, прогнозирование, бюджетирование, экономико-математический

4. Выбор рациональных решений для финансирования инноваций и внедрения их в производство Выбор проектов и эффективное распределение инвестиций Финансово-экономический, технико-технологический, инфраструктурное и социальное обеспечение Максимум прибыли Инвестиционное проектирование, бюджетирование, контроллинг, шесть сигм

5. Закупка сельскохозяйственной продукции и сырья в ЛПХ сельских жителей Полное обеспечение потребностей потребителей, пайщиков и цехов райпо в сельскохозяйственной продукции Финансово-экономический, маркетинговый, социальное обеспечение, внешнеэкономический, законодательно-нормативный Максимальное обеспечение потребностей потребителей и пайщиков, получение прибыли Бюджетирование, контроллинг, маркетинговые исследования

1 2 3 4 5

6. Закупка от населения дикорастущих грибов, ягод черники, голубики, клюквы и др. Обеспечение потребностей потребителей, пайщиков и перерабатывающей промышленности Организационно-экономический, финансово-экономический, внешнеэкономический, маркетинговый Максимальное обеспечение потребностей потребителей и пайщиков, получение прибыли Бюджетирование, контроллинг, маркетинговые исследования

7. Анализ существующего спроса и предложения сельскохозяйственной продукции на рынке, возможностей конкурентов Способность адаптироваться к конъюнктуре рынка Маркетинговый, законодательно-нормативный, финансово-экономический, информационного обеспечения Максимум прибыли Специализация, интенсификация, бюджетирование, контроллинг, маркетинговые исследования, бенчмаркинг

8. Переработка в цехах потребительской кооперации и получение готовой продукции Выпуск качественной, конкурентоспособной продукции для удовлетворения спроса потребителей и пайщиков Маркетинговый, организационно-производственный, тех-нико-технологический, инфраструктурного и информационного обеспечения Максимум прибыли Интенсификация, диверсификация производства, бюджетирование, контроллинг, бережливое производство

9. Осуществление инвестиций (инноваций)в модернизацию перерабатывающих цехов и торговой сети райпо Выбор проектов и эффективное распределение инвестиций Организационно-производственный, финансово-экономический, технико-технологический, инфраструктурного и социального обеспечения Максимум прибыли Экономико-математичес- кий, расчетно-конст-руктивный, статистико-экономический, контроллинг

10. Реализация продукции, поступающей от ЛПХ населения, в розничных предприятиях райпо, а также оптовая продажа на внутреннем и внешнем рынках Ориентация на потребителя с обеспечением продукцией и услугами на основе его требований Маркетинговый, организационно-производственный, финансово-экономический, внешнеэкономический, инновационный, ресурсно-сервисный Максимум прибыли Специализация и концентрация, бюджетирование, расчетно-конст-руктивный, контроллинг

11. Оптимизация логистических маршрутов по доставке реализуемых ресурсов, товаров и закупаемой продукции в ЛПХ сельских жителей Сокращение времени доставки товаров, ресурсов, закупаемой продукции Ресурсно-сервисный, организационно-производственный, финансово-экономический, законодательно-нормативный Минимум затрат Расчетно-конст-руктивный, статистико-экономический, эконо-мико-математический

Примечание. Разработано автором.

Рисунок 2 - Модель построения экономического механизма взаимодействия ОПК с ЛПХ сельского населения

Примечание. Разработано автором.

заций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения будет осуществляться с использованием методов, подходов и решений соответствующих всем критериям современного менеджмента, что свидетельствует о ее самодостаточности.

Концептуальная схема модели такого механизма и его составляющих приведена на рисунке 3.

Необходимо отметить, что составляющими модели экономического механизма взаимодействия организаций потребительской кооперации с ЛПХ сельских жителей являются: организационно-производственный, финансово-экономический, законодательно-нормативный, внешнеэкономический, маркетинговый, инновационный и ресурсно-сервисные блоки.

Проведенные исследования позволяют предложить различные варианты организации взаимоотношений предприятий потребительской кооперации с ЛПХ сельских жителей, которые различаются прежде всего принципами распределения затрат райпо и владельца личного подсобного хозяйства по выращиванию и реализации продукции ЛПХ и полнотой их учета.

Важно отметить, что разработанный нами экономический механизм взаимодействия организаций потребкооперации и личных подсобных хозяйств включает:

- организацию взаимосвязей райпо и ЛПХ населения по обеспечению условий производства и реализации продукции подсобных хозяйств сельских жителей, сроки и объемы поставки кормов и молодняка скота (поросят), реализации произведенной продукции;

- договор как организационную форму взаимосвязей;

- ценовой механизм как основу экономических отношений;

- механизм увязки интересов районного потребительского общества и ЛПХ сельских жителей.

Вариант 1. Рекомендуется для закупки организациями потребительской кооперации молока, овощей, другой продукции в личных подсобных хозяйствах сельского населения небольшими партиями, много кратно в течение установленного периода.

Организационной основой включения владельца ЛПХ в интеграционные отношения с райпо является договор, который разрабатывается на основании положения. Для данного варианта взаимодействия райпо с владельцами ЛПХ нами разработан и предлагается к использованию договор о закупке продукции личного подсобного хозяйства.

Следует отметить, что данный договор должен стать гарантией получения райпо определенного количества сельскохозяйственной продукции и сырья, а для владельца ЛПХ - гарантией реализации излишков

Личные подсобные хозяйства сельского населения

Экономический механизм

Организационно-

~~И

производственный блок -

Финансово-

экономический блок

Ж

-V

Организации потребительской кооперации

Ма р кетин говый блок

Инновационный блок

Законодательно- -'\ч

нормативный блок -

Внешнеэкономический блок

Производство сельскохозяйственной продукции ЛПХ населения

Закупки сельскохозяйственной продукции и сырья в ЛПХ организациями потребкооперации

Переработка закупленной продукции и сырья цехами райпо

Реализация закупленной продукции, сырья и готовых товаров

Гехнико-технологическое обеспечение

3

]

Ресурсно-сервисный б.юк

Социальное обеспечение

Информационное обеспечение

Инфра структур но е обеспечение | Организа]

ационно-экономическое обеспечение

Ресурсное обеспечение

Критерии эффективности хозяйственной деятельности

Рисунок 3 - Модель и составляющие экономического механизма взаимодействия ОПК с ЛПХ сельского населения

Примечание. Разработано автором.

произведенной продукции на приемлемых для обеих сторон условиях. При этом закупаемая в личных подсобных хозяйствах продукция будет оцениваться по договорным ценам на момент заключения договора.

Райпо рассчитывается за закупаемую продукцию наличными или с частичным привлечением готовой продукции своих перерабатывающих цехов, оцениваемой по ценам производства или приобретения (если в качестве расчетного средства используются закупаемые райпо продукты и товары).

Необходимо подчеркнуть, что на райпо возлагается ответственность за организацию работы с подсобными хозяйствами сельских жителей (заключение договоров, обеспечение их ресурсами, ветеринарное, техническое и другое обслуживание). Часть этих функций может быть возложена на центры кооперативных участков, которые расположены в агрогородках.

При этом экономическую основу интеграции составит ценовой механизм реализации интересов владельцев подсобных хозяйств и районного потребобщества через цену на продукцию личных подворий и ресурсы, предоставляемые потребительским обществом (комбикорма, молодняк скота, посадочный материал, стройматериалы и другие услуги). Выполненные исследования показывают, что при этом могут быть использованы рыночные цены, гибкие (договорные), разноуровневые цены (одни - на продукцию по договору, другие - сверх него). Вместе с тем в условиях рыночного хозяйствования было бы естественным использовать в качестве регулятора именно рыночные цены. Однако не все зависит от колебания спроса и предложения на продукцию ЛПХ, а, скажем, и от того, за счет каких источников обеспечиваются они необходимыми ресурсами. Отсюда можно заключить, что рыночные цены не всегда могут выполнять эти функции.

Кроме того, товары, имеющиеся в сельских магазинах районного потребительского общества в широком ассортименте, сдатчики смогут брать на протяжении всего месяца по ведомости, тем самым решая еще одну проблему в торговле - ускорение оборачиваемости товаров.

Вариант 2. Рекомендуется использовать для стимулирования производства в личных подсобных хозяйствах сельского населения необходимых районному потребительскому обществу видов продукции. Для этого варианта взаимоотношений райпо с владельцами подсобных хозяйств нами разработан и предлагается к использованию договор о производстве и реализации продукции личного подсобного хозяйства отдельно на растениеводческую и животноводческую продукцию. Данный договор предусматривает обеспечение необходимыми ресурсами и услугами для производства продукции в ЛПХ сельского населения и гарантирует ее закупку райпо.

При этом нами предусмотрено, что ресурсы выделяются районным потребительским обществом как в виде аванса под производство и реализацию продукции, так и в момент приемки продукции.

Следует отметить, что расчет за продукцию по данному договору предусматривается проводить с учетом стоимости полученных владельцами личных подсобных хозяйств ресурсов и услуг и приобретенной готовой продукции цехов райпо или других товаров. Остаток стоимости реализуемой ЛПХ продукции будет оплачиваться наличными деньгами.

Нами предлагается в этом варианте использовать такой вид расчетов со сдатчиками сельскохозяйственной продукции, как кредит. Необходимо подчеркнуть, что владелец подсобного хозяйства сможет в любой момент приобрести в кредит нужный ему товар (сельхозинвентарь, слож-нобытовую технику и др.) с условием последующей его оплаты сдаваемой сельскохозяйственной продукцией, без взимания процентов райпо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, авансирование райпо сможет осуществлять при производстве владельцем личных подсобных хозяйств по договору необходимой сельскохозяйственной продукции и сырья.

Надо отметить, что экономический интерес владельцев ЛПХ, равно как и райпо, в механизме экономических отношений реализуется также через цену на ресурсы товарного кредита.

Проведенные исследования показывают, что в условиях недостатка денежных средств такие варианты экономических отношений, которые не требуют наличных денег и позволяют получать авансом (в счет заработной платы) или в кредит по льготным ценам корма, молодняк скота и другие ресурсы и рассчитываться за них произведенной продукцией, становятся очень выгодными, практически единственными возможными для ЛПХ сельского населения и для райпо, так как позволяют продолжать производство, включая при этом другие механизмы реализации интересов.

Вариант 3. Рекомендуется использовать при заключении договоров на переработку в цехах райпо крупных партий сельскохозяйственной продукции одного личного подсобного хозяйства. Для данного варианта взаимодействия районного потребительского общества с владельцами ЛПХ нами разработан и предлагается к использованию договор на переработку давальческого сырья и реализацию продукции личного подсобного хозяйства. Данный договор предусматривает для владельца ЛПХ не только оплату сырья, но и дополнительный доход от реализации готовой продукции, цена которой выше стоимости сырья. Для райпо в этом случае снижается налогообложение на готовую продукцию, так как она не является его собственностью.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях для реализации интересов может быть использован механизм распределения произведенной продукции ЛПХ в соответствии с долей затрат на ее производство самим владельцем подсобного хозяйства и райпо в виде товарного кредита.

Так, если на выращивание 5 голов свиней владельцу ЛПХ выделено 5 поросят в счет зарплаты по цене 50 % себестоимости, это значит, что другая половина себестоимости останется в затратах райпо в качестве товарного кредита. Вместе с тем затраты на выращивание свиней нами предлагается распределять между потребительским обществом и владельцем ЛПХ в равной пропорции. То же самое с комбикормами и другими услугами. Следовательно, механизм реализации интересов владельцев ЛПХ и райпо должен осуществляться как через цену, так и через распределение продукции.

Важно отметить, что механизм увязки интересов владельца ЛПХ и районного потребительского общества должен быть основан на соизмерении и выравнивании доходности от вложенных средств (табл. 2). При этом необходимо учитывать долговременные интересы субъектов интеграции.

Проведенные нами исследования позволили установить, какой удельный вес в затратах на выращивании переданных по договору поросят несет райпо, обеспечивая владельцев ЛПХ на льготных условиях ресурсами (кормами, молодняком скота и др.). Причем затраты распределились в соотношении 53,6 к 46,4 %, то есть 53,6 % - затраты владельцев подсобных хозяйств в виде ресурсов в счет зарплаты за выращивание

Таблица 2 - Расчет условий и результатов выращивания поросят в ЛПХ сельского населения

Показатели ЛПХ (50 %) Горецкое райпо (50 %о) Итого

Затраты на молодняк 5 голов поросят, (5x120 тыс. руб.) 300 300 600

Затраты на комбикорма (3,25x0,430 т), тыс. руб. 698,8 698,8 1397,6

Затраты на транспорт и ветеринарное обслуживание (8 %) - 79,9 79,9

Итого, тыс. руб. 998,8 1078,7 2077,5

Оплата труда (25%) 249,7 - 249,7

Всего затрат, тыс. руб. 1248,5 1078,7 2327,2

Распределение затрат, % 53,6 46,4 100

Распределение продукции, кг 375,2 324,8 700

Цена продукции (выручка), тыс. руб. 1613,4 1396,6 3010

Доход от реализации, тыс. руб. 364,9 317,9 682,8

Рентабельность, % 29,2 29,47 29,33

Примечание. Расчет выполнен автором.

скота, а 46,4 % - затраты райпо на предоставление в кредит 5 поросят и 3,25 т комбикорма по цене 50 % от их себестоимости.

Необходимо подчеркнуть, что размер затрат и их структура в каждом конкретном случае могут быть различными в зависимости от объемов и цены предоставляемых хозяйствам населения ресурсов. При этом надо исходить из того, что в соответствии с распределением затрат осуществляется деление произведенной по договору продукции. В данном расчете выращенного мяса 53,6 % - собственность владельца ЛПХ, а 46,4 % - должно быть реализовано в качестве возмещения затрат райпо по предоставленному товарному кредиту.

Второй подход выполненных нами расчетов предоставления товарного кредита предусматривает использование гибкого ценового механизма на продукцию ЛПХ, сдаваемую по договору. Причем в расчеты с владельцами ЛПХ нами закладывается более низкий по отношению к рыночному уровень цен на его продукцию, сдаваемую в счет возмещения затрат райпо. При этом разница между рыночной и договорной ценой должна составлять размер компенсационных выплат и оставаться в счет погашения его затрат на данные цели. Отметим, что остальную сельскохозяйственную продукцию сверх этого количества (если владелец ЛПХ сочтет это необходимым) перерабатывающий цех райпо будет закупать по полной рыночной цене.

Важно отметить и то, что при сдаче только обязательной части продукции в цех переработки райпо (в счет возмещения затрат) убыток владельца ЛПХ составит 930,6 тыс. руб. (317,9-1248,5), а если продаст всю выращенную продукцию - общий доход достигнет 682,8 тыс. руб. (табл. 3).

Исследования показывают, что для более полного учета интересов районного потребительского общества в увеличении производства свинины следует использовать третий подход взаимоотношений, в котором предусматривается возмещение затрат по процентам за кредит, предоставляемый владельцу ЛПХ на уровне средней процентной ставки банковского кредита (15%). В данном случае плата процентов за кредит нами рассматривается как затраты райпо, которые должны быть ему компенсированы при сдаче владельцем ЛПХ своей продукции. Рентабельность личного подсобного хозяйства в этой связи несколько уменьшится по сравнению со вторым подходом (табл. 4).

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод, что наиболее приемлемым для ЛПХ является второй подход третьего варианта, поскольку он включает дополнительные стимулы к труду, реализация которых достается в большей мере владельцу личного подсобного хозяйства. Одновременно для районного потребительского общества

Таблица 3 - Примерный расчет результатов взаимоотношений ЛПХ и райпо по второму подходу (при сдаче всей продукции в цех переработки по рыночным ценам)

Показатели ЛПХ Горецкое райпо

Затраты на 5 голов свиней, тыс. руб. 1248,5 1078,7

Распределение затрат, % 53,6 46,4

Распределение продукции, кг 375,2 324,8

Оценка продукции, тыс. руб.: в объеме договора по сниженным ценам (324,8x4300-1078,7) 317,9

в объеме сверх договора по рыночным ценам (375,2x4300) 1613,4 -

Итого, тыс. руб. 1931,2 -

Прямые выплаты райпо на возмещение его затрат на услуги ЛПХ, тыс. руб. - 1078,7

Доход от реализации продукции, тыс. руб. (1931,3-1248,5) 682,7 -

Рентабельность, % 54,69 -

Примечание. Расчет выполнен автором.

Таблица 4 - Результативность договора на условиях 15 %-й ставки банковского кредита

Показатели ЛПХ Горецкое райпо

Затраты на 5 голов свиней- всего, тыс. руб. 1248,5 1078,7

Плата за кредит, тыс. руб. (15%) - 161,8

Итого затрат, тыс. руб. 1248,5 1240,5

Распределение затрат, % 50,2 49,8

Распределение продукции, кг 351,4 348,6

Выручка от продажи продукции по договору (4300x348,6) -1240,5), тыс. руб. 258,5 -

Выручка от продажи продукции сверх договора (351,4x4300), тыс. руб. 1511 -

Прямые выплаты райпо на возмещение его затрат на услуги ЛПХ, тыс. руб. - 1240,5

Выручка - всего, включая компенсационные выплаты, тыс. руб. 1769,5 1240,5

Доход от реализации продукции, тыс. руб. (1769,5-1248,5) 521 161,8

Рентабельность, % 41,7 15

Примечание. Расчет выполнен автором.

с экономической стороны наиболее выгодны первый и третий подходы третьего варианта.

Договорная основа предлагаемых нами вариантов взаимоотношений позволит воздействовать на результаты выполнения обязательств как владельцев личных подсобных хозяйств, так и райпо.

Заключение. Таким образом, в процессе разработки механизма организации действенных взаимоотношений организаций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения нами получены следующие результаты:

1. Разработана схема модели экономического механизма взаимоотношений организаций потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами сельского населения. Каждый из блоков этого механизма имеет свои экономические рычаги и стимулы воздействия на процесс производства сельскохозяйственной продукции, закупки, переработки и реализации готовых товаров, которые выражены в виде форм и методов хозяйствования, приведенных в определенную систему. При этом целевые установки сформированной модели экономического механизма взаимодействия ОПК с ЛПХ и установленные методы их достижения позволяют снизить вариабельность в управленческих и производственных процессах, а также обеспечат требуемое качество и высокую эффективность производства.

2. Разработан алгоритм модели экономического механизма взаимодействия ОПК с ЛПХ сельских жителей, который включает методические подходы, решения и этапы выполнения работ по формированию и функционированию ЭМВ организаций потребкооперации и личных подсобных хозяйств. Интегрирующей составляющей разработанной модели является процессный подход, методология которого характеризует деятельность организации, как совокупности бизнес-процессов. При этом каждый из бизнес-процессов представляет собой последовательность действий и решений, направленных на достижение определенной цели. Процессный подход ориентирует к построению всего менеджмента на основе управления бизнес-процессом и их моделирования взамен решения отдельных функциональных задач.

Литература

1. Гончаров, А. А. Система экономических взаимоотношений личных подсобных хозяйств сельских жителей с организациями потребительской кооперации / А. А. Гончаров // Устойчивое локальное развитие. Инструменты для поддержки: Materialy miedzynar. konf. nauk. - Szczecin, 2009. - T. 4. - S.119-131.

2. Гончаров, А.А. Механизм повышения эффективности взаимоотношений личных подсобных хозяйств сельских жителей с организациями потребительской кооперации / А.А.Гончаров // Аграрная экономика. - 2010. - № 1. - С. 26-35.

3. Джордж Л. Майкл. Бережливое производство + шесть сигм: Комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства / Майкл Л. Джордж; пер. с анг. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 360 с

4. Экономические проблемы адаптации аграрно-промышленного комплекса к условиям рыночной системы хозяйствования: вопросы теории и методологии; редкол.: Гусаков В.Г. [и др.]. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2007. - 234 с.

5. Экономическое состояние и меры финансового оздоровления организаций агропромышленного комплекса / В.И. Бельский [и др.]. - Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2007. - 260 с.

Информация об авторе

Гончаров Андрей Александрович - старший преподаватель кафедры агробизнеса УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) +375 29 335-21-87; honcharov@ tut.by

Дата поступления статьи - 13 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.