Финансовая устойчивость сельских потребительских обществ
П.А. Никифоров, аспирант,
Чебоксарский кооперативный институт
Создание современных конкурентоспособных предприятий, организация цивилизованной системы функционирования малых форм бизнеса — личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, формирование кооперативов для совместного решения таких проблем, как переработка и сбыт продукции, является актуальной задачей. В решение этих важных проблем достойный вклад может вносить и потребительская кооперация. Она как наиболее налаженная в российской деревне система (объединяющая 3,5 тыс. потребительских обществ) по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции во многом обеспечивает сохранение потребительских свойств производимой продукции и финансовую устойчивость предприятий. В то же время доля убыточных сельских потребительских обществ в регионах Приволжского федерального округа превышает 10%.
В связи с этим решение проблемы устойчивого финансового развития потребительских обществ в долгосрочном периоде требует нового теоретического осмысления и обоснования. Важ-
ное значение приобретает научное обеспечение всех происходящих преобразований и в потребительской кооперации, обоснование потенциальных направлений устойчивого развития ее отдельных отраслей. О необходимости обеспечения достаточной финансовой устойчивости организаций системы потребительской кооперации сказано и в Концепции развития потребительской кооперации РФ до 2015 г. [1]. Поэтому исследование факторов, способствующих повышению эффективности и финансовой устойчивости потребительских обществ в сельской местности, имеет важное теоретическое и практическое значение.
Анализ степени разработанности проблемы финансовой устойчивости предприятий и организаций в современной экономике показывает, что, несмотря на большое внимание ученых и специалистов к данной проблеме, многие ее аспекты, в том числе, связанные с влиянием рыночных факторов, исследованы недостаточно. Кроме того, существуют различия в методических подходах к оценке запаса финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, чем предопределяются существенные расхождения в обобщениях, выводах и практических рекомендациях относи-
тельно путей повышения финансовой устойчивости и потребительских обществ. В этой связи для потребительских обществ основная цель на ближайшее время заключается в выявлении резервов и разработке путей повышения запаса финансовой устойчивости потребительских обществ, функционирующих в сельской местности.
Одним из эффективных методов финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный (внутренний) анализ, позволяющий отслеживать зависимость финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства и сбыта. В отличие от внешнего финансового анализа результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну хозяйствующего субъекта. Ключевым элементом этого анализа является запас финансовой устойчивости (ЗФУ) [2]. Определение ЗФУ предприятия и его границы относится к числу наиболее важных экономических проблем в рыночных условиях, ибо отсутствие или недостаточный запас не позволяет предприятию выдержать определенное ухудшение конъюнктуры рынка без серьезной угрозы для своего финансового положения. Поскольку существует аналитическая взаимосвязь между прибылью и ЗФУ, заключающаяся в том, что «чем больше доля прибыли в валовой марже (превышение выручки от реализации над переменными затратами), тем больше ЗФУ», то на рисунке приведен график эластичности чувствительности прибыли к факторам, учитываемым в операцион-
ном анализе, составленный на материалах исследуемых потребительских обществ.
Результаты анализа графика свидетельствуют, что наибольшее влияние оказывает цена продукции (чем больше угол наклона прямых, тем выше эластичность прибыли к изменению анализируемого фактора). Объем реализации по своему влиянию на прибыль оказывается на втором месте вслед за ценой, далее следуют соответственно переменные и постоянные затраты.
В связи с тем, что эластичность прибыли к последнему фактору минимальна (8%), то, по мнению автора, методологический подход к оценке ЗФУ должен включать первые три фактора. Такой подход предполагает нахождение ЗФУ не только по объему реализации, как при классическом подходе, но и по цене продукции и переменным затратам. Это, с одной стороны, позволит достаточно всесторонне оценить ЗФУ, что особенно важно для районных потребительских обществ, выпускающих широкий ассортимент продукции при нестабильности цен, с другой, не усложняет оценку и расчет этого элемента операционного анализа. ЗФУ по цене, например, направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент и какие цены назначать. Все это способствует тому, что анализ получается более реалистичным и повышается обоснованность разрабатываемых путей улучшения ЗФУ потребительских обществ.
Изменение прибыли, %
гт \ '
минимальный уровень эластичности прибыли
Рис. - Г рафик эластичности прибыли к факторам, учитываемым в операционном анализе
(на материалах районных потребительских обществ Урмарского района Чувашской Республики, Пильнинского района Нижегородской и Советского района Кировской области)
Опыт кооперации различных форм хозяйствования России и зарубежных стран позволяет выделить методические и практические подходы к организации этого движения, которые представляют немалый интерес для регионов нашей страны, приступающих, по сути, заново к созданию эффективной аграрной кооперации. Мировая практика экономически эффективной и устойчивой сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, подтверждает необходимость системного и комплексного подхода к организации этих формирований. Так, в процессе кооперативного движения важно и применение критериев масштабности. Опыт создания и развития таких кооперативов, например, в государствах Центральной Америки показывает, что не всегда действует правило «чем больше, тем лучше». Все успешно действующие региональные кооперативы в этих странах росли до тех пор, пока проникали на рынки сбыта (в первоначально охватываемом районе) [3]. Осмысливая различные подходы к организации кооперативного движения, важно учесть современные объективные условия и особенности становления кооперативов в регионах России. Иначе разрабатываемые предложения вряд ли будут способствовать повышению ЗФУ.
На конечный результат любого процесса производства влияет множество факторов. Определение степени влияния основных факторов, в значительной мере определяющих финансовые результаты деятельности кооператоров в условиях рынка, показывает, что к ним относятся: маркетинг, конкуренция, интеграция. Так, корреляционный анализ влияния этих факторов, проведенный на материалах предприятий Чувашской Республики и Нижегородской области, показал, что:
— между применением кооператорами в финансово-хозяйственной деятельности знаний по маркетингу и успешной продажей на рынке продукции имеется связь, учтенным фактором обусловливается 14% вариаций результативного признака. Например, количество потребительских обществ, успешно продающих на рынке продукцию (более 70%), больше в том случае, если и удельный вес организаций, применяющих маркетинг, выше;
— количество прекративших (в течение трех лет после регистрации) деятельность предпринимателей и малых предприятий больше в том случае, когда они в меньших объемах от потребностей получали инвестиции для организации производства товаров, продукции, оказания услуг и их продукция была менее конкурентоспособна. Между этими признаками имеется прямая связь, учтенным фактором обусловливается 37% вариаций результативного признака;
— роль руководителя-менеджера в формировании результатов деятельности организации потре-
бительской кооперации высока. Данные анализа свидетельствуют, что прибыль райпо больше в том случае, когда их предприятия лучше обеспечены руководителями-профессионалами. Коэффициент корреляции — 0,28, учетным фактором обусловливается 8% вариаций результативного признака;
— чем лучше организована интеграция, тем больше прибыли у предприятий. Например, при хорошей организации закупки сельскохозяйственной продукции полнее загружены перерабатывающие предприятия потребительской кооперации, а это, в свою очередь, положительно влияет на результаты заготовительно-производственной деятельности потребительских обществ. Данные анализа (ежегодно по 10 райпо) свидетельствуют, что прибыль потребительских обществ больше в том случае, когда мощности их перерабатывающих предприятий стабильны и больше загружены сырьем. Коэффициент корреляции 0,26 показывает наличие связи между этими двумя показателями, при этом учтенным фактором обусловливается 7% вариаций результативного признака.
Поскольку влияние перечисленных факторов на прибыль кооперативных формирований существенно, то автором эти направления повышения запаса финансовой устойчивости определены, обоснованы и разработаны как основные для предприятий и организаций потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.
Запас финансовой устойчивости — это уровень безопасности организации. Поэтому знание и использование основных путей его повышения в современных условиях рыночной экономики приобретает особую актуальность, особенно для потребительских обществ, функционирующих в сельской местности, которые стремятся при ограниченности используемых ресурсов повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Определение финансовой устойчивости необходимо не только для самих потребительских обществ, но и для партнеров, принимающих непосредственное участие в их деятельности. Финансово устойчивое потребительское общество имеет преимущества в привлечении кредитов, выборе поставщиков и потребителей. Оно более независимо от неожиданных изменений рыночной конъюнктуры, следовательно, у него меньше риск быть неплатежеспособным и оказаться на краю банкротства.
Литература
1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник «Российской кооперации». 2008. № 4. С. 4—32.
2. Вотякова, В.Н. Оценка финансовой устойчивости потребительского общества: практическое пособие. Чебоксары: ЧКИ. Салика, 2005. С. 18.
3. Андреев, П.А. Фермерские хозяйства России: пути становления и развития / П.А. Андреев, В.И. Афанасьев. М.: Колос. 1992. С. 71.