Научная статья на тему 'Финансовая устойчивость сельских потребительских обществ'

Финансовая устойчивость сельских потребительских обществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров П. А.

В статье рассматривается проблема устойчивого финансового развития потребительских обществ в долгосрочном периоде, которая в современных условиях требует нового теоретического осмысления и обоснования. В этой связи исследование факторов, способствующих повышению эффективности и финансовой устойчивости потребительских обществ в сельской местности, имеет важное теоретическое и практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никифоров П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the financial soundness of rural consumer societies

The paper is devoted to the problem of stable financial development of long-term consumer societies. Nowadays the above problem needs new theoretical consideration and substantiation. Hence the study of factors stimulating the efficiency and financial stability of rural consumer societies is of great theoretical and practical importance.

Текст научной работы на тему «Финансовая устойчивость сельских потребительских обществ»

Финансовая устойчивость сельских потребительских обществ

П.А. Никифоров, аспирант,

Чебоксарский кооперативный институт

Создание современных конкурентоспособных предприятий, организация цивилизованной системы функционирования малых форм бизнеса — личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, формирование кооперативов для совместного решения таких проблем, как переработка и сбыт продукции, является актуальной задачей. В решение этих важных проблем достойный вклад может вносить и потребительская кооперация. Она как наиболее налаженная в российской деревне система (объединяющая 3,5 тыс. потребительских обществ) по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции во многом обеспечивает сохранение потребительских свойств производимой продукции и финансовую устойчивость предприятий. В то же время доля убыточных сельских потребительских обществ в регионах Приволжского федерального округа превышает 10%.

В связи с этим решение проблемы устойчивого финансового развития потребительских обществ в долгосрочном периоде требует нового теоретического осмысления и обоснования. Важ-

ное значение приобретает научное обеспечение всех происходящих преобразований и в потребительской кооперации, обоснование потенциальных направлений устойчивого развития ее отдельных отраслей. О необходимости обеспечения достаточной финансовой устойчивости организаций системы потребительской кооперации сказано и в Концепции развития потребительской кооперации РФ до 2015 г. [1]. Поэтому исследование факторов, способствующих повышению эффективности и финансовой устойчивости потребительских обществ в сельской местности, имеет важное теоретическое и практическое значение.

Анализ степени разработанности проблемы финансовой устойчивости предприятий и организаций в современной экономике показывает, что, несмотря на большое внимание ученых и специалистов к данной проблеме, многие ее аспекты, в том числе, связанные с влиянием рыночных факторов, исследованы недостаточно. Кроме того, существуют различия в методических подходах к оценке запаса финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, чем предопределяются существенные расхождения в обобщениях, выводах и практических рекомендациях относи-

тельно путей повышения финансовой устойчивости и потребительских обществ. В этой связи для потребительских обществ основная цель на ближайшее время заключается в выявлении резервов и разработке путей повышения запаса финансовой устойчивости потребительских обществ, функционирующих в сельской местности.

Одним из эффективных методов финансового анализа с целью оперативного и стратегического планирования служит операционный (внутренний) анализ, позволяющий отслеживать зависимость финансовых результатов предприятия от издержек и объемов производства и сбыта. В отличие от внешнего финансового анализа результаты операционного анализа могут составлять коммерческую тайну хозяйствующего субъекта. Ключевым элементом этого анализа является запас финансовой устойчивости (ЗФУ) [2]. Определение ЗФУ предприятия и его границы относится к числу наиболее важных экономических проблем в рыночных условиях, ибо отсутствие или недостаточный запас не позволяет предприятию выдержать определенное ухудшение конъюнктуры рынка без серьезной угрозы для своего финансового положения. Поскольку существует аналитическая взаимосвязь между прибылью и ЗФУ, заключающаяся в том, что «чем больше доля прибыли в валовой марже (превышение выручки от реализации над переменными затратами), тем больше ЗФУ», то на рисунке приведен график эластичности чувствительности прибыли к факторам, учитываемым в операцион-

ном анализе, составленный на материалах исследуемых потребительских обществ.

Результаты анализа графика свидетельствуют, что наибольшее влияние оказывает цена продукции (чем больше угол наклона прямых, тем выше эластичность прибыли к изменению анализируемого фактора). Объем реализации по своему влиянию на прибыль оказывается на втором месте вслед за ценой, далее следуют соответственно переменные и постоянные затраты.

В связи с тем, что эластичность прибыли к последнему фактору минимальна (8%), то, по мнению автора, методологический подход к оценке ЗФУ должен включать первые три фактора. Такой подход предполагает нахождение ЗФУ не только по объему реализации, как при классическом подходе, но и по цене продукции и переменным затратам. Это, с одной стороны, позволит достаточно всесторонне оценить ЗФУ, что особенно важно для районных потребительских обществ, выпускающих широкий ассортимент продукции при нестабильности цен, с другой, не усложняет оценку и расчет этого элемента операционного анализа. ЗФУ по цене, например, направлен на решение главнейших вопросов ценовой и ассортиментной политики: какие товары выгодно, а какие — невыгодно включать в ассортимент и какие цены назначать. Все это способствует тому, что анализ получается более реалистичным и повышается обоснованность разрабатываемых путей улучшения ЗФУ потребительских обществ.

Изменение прибыли, %

гт \ '

минимальный уровень эластичности прибыли

Рис. - Г рафик эластичности прибыли к факторам, учитываемым в операционном анализе

(на материалах районных потребительских обществ Урмарского района Чувашской Республики, Пильнинского района Нижегородской и Советского района Кировской области)

Опыт кооперации различных форм хозяйствования России и зарубежных стран позволяет выделить методические и практические подходы к организации этого движения, которые представляют немалый интерес для регионов нашей страны, приступающих, по сути, заново к созданию эффективной аграрной кооперации. Мировая практика экономически эффективной и устойчивой сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, подтверждает необходимость системного и комплексного подхода к организации этих формирований. Так, в процессе кооперативного движения важно и применение критериев масштабности. Опыт создания и развития таких кооперативов, например, в государствах Центральной Америки показывает, что не всегда действует правило «чем больше, тем лучше». Все успешно действующие региональные кооперативы в этих странах росли до тех пор, пока проникали на рынки сбыта (в первоначально охватываемом районе) [3]. Осмысливая различные подходы к организации кооперативного движения, важно учесть современные объективные условия и особенности становления кооперативов в регионах России. Иначе разрабатываемые предложения вряд ли будут способствовать повышению ЗФУ.

На конечный результат любого процесса производства влияет множество факторов. Определение степени влияния основных факторов, в значительной мере определяющих финансовые результаты деятельности кооператоров в условиях рынка, показывает, что к ним относятся: маркетинг, конкуренция, интеграция. Так, корреляционный анализ влияния этих факторов, проведенный на материалах предприятий Чувашской Республики и Нижегородской области, показал, что:

— между применением кооператорами в финансово-хозяйственной деятельности знаний по маркетингу и успешной продажей на рынке продукции имеется связь, учтенным фактором обусловливается 14% вариаций результативного признака. Например, количество потребительских обществ, успешно продающих на рынке продукцию (более 70%), больше в том случае, если и удельный вес организаций, применяющих маркетинг, выше;

— количество прекративших (в течение трех лет после регистрации) деятельность предпринимателей и малых предприятий больше в том случае, когда они в меньших объемах от потребностей получали инвестиции для организации производства товаров, продукции, оказания услуг и их продукция была менее конкурентоспособна. Между этими признаками имеется прямая связь, учтенным фактором обусловливается 37% вариаций результативного признака;

— роль руководителя-менеджера в формировании результатов деятельности организации потре-

бительской кооперации высока. Данные анализа свидетельствуют, что прибыль райпо больше в том случае, когда их предприятия лучше обеспечены руководителями-профессионалами. Коэффициент корреляции — 0,28, учетным фактором обусловливается 8% вариаций результативного признака;

— чем лучше организована интеграция, тем больше прибыли у предприятий. Например, при хорошей организации закупки сельскохозяйственной продукции полнее загружены перерабатывающие предприятия потребительской кооперации, а это, в свою очередь, положительно влияет на результаты заготовительно-производственной деятельности потребительских обществ. Данные анализа (ежегодно по 10 райпо) свидетельствуют, что прибыль потребительских обществ больше в том случае, когда мощности их перерабатывающих предприятий стабильны и больше загружены сырьем. Коэффициент корреляции 0,26 показывает наличие связи между этими двумя показателями, при этом учтенным фактором обусловливается 7% вариаций результативного признака.

Поскольку влияние перечисленных факторов на прибыль кооперативных формирований существенно, то автором эти направления повышения запаса финансовой устойчивости определены, обоснованы и разработаны как основные для предприятий и организаций потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.

Запас финансовой устойчивости — это уровень безопасности организации. Поэтому знание и использование основных путей его повышения в современных условиях рыночной экономики приобретает особую актуальность, особенно для потребительских обществ, функционирующих в сельской местности, которые стремятся при ограниченности используемых ресурсов повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Определение финансовой устойчивости необходимо не только для самих потребительских обществ, но и для партнеров, принимающих непосредственное участие в их деятельности. Финансово устойчивое потребительское общество имеет преимущества в привлечении кредитов, выборе поставщиков и потребителей. Оно более независимо от неожиданных изменений рыночной конъюнктуры, следовательно, у него меньше риск быть неплатежеспособным и оказаться на краю банкротства.

Литература

1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Деловой вестник «Российской кооперации». 2008. № 4. С. 4—32.

2. Вотякова, В.Н. Оценка финансовой устойчивости потребительского общества: практическое пособие. Чебоксары: ЧКИ. Салика, 2005. С. 18.

3. Андреев, П.А. Фермерские хозяйства России: пути становления и развития / П.А. Андреев, В.И. Афанасьев. М.: Колос. 1992. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.