УДК 338.26:502.35
О. В. Газизова, А. Р. Галеева
РЫНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СТИМУЛ УСТОЙЧИВОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: устойчивое развитие, управление природоохранной деятельностью, Киотский протокол,
торговля квотами на выбросы, экологический бизнес.
В данной статье были рассмотрены возможности применения Киотского протокола для России как рыночного инструмента управления природоохранной деятельностью предприятий. Предложена схема торговли квотами на выбросы на внутреннем рынке России. Внедрение рыночных методов управления природоохранной деятельностью на внутреннем рынке РФ будет способствовать формированию и развитию в России экологического бизнеса, который станет основным проводником в жизнь концепции устойчивого развития.
Keywords: sustainable development, environmental management, Kyoto Protocol, emission trading, ecological business.
In this article possibilities of the Kyoto Protocol for Russia as market-based tool for environmental management of enterprises have been considered. Proposed a scheme of emissions trading on the Russian internal market of Russia. The introduction of market-based environmental management in the internal market of Russia will promote formation and development in Russia ecological business which will become the basic conduit of the concept of sustainable development.
Современное промышленное предприятие оказывает значительное воздействие на окружающую природную среду. Так, при росте объема производства на 1% и неизменном его техническом уровне, прирост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет 1,3 %, сбросов в водные объекты - 0,9 %, образование отходов увеличивается на 1,7 % [1]. Загрязнение окружающей природной среды способствует значительному ухудшению качества жизни россиян, приводит к росту заболеваемости и снижению продолжительности жизни. В настоящее время в условиях катастрофического загрязнения окружающей среды проживает более миллиона нашего населения.
Таким образом, соблюдение главного принципа устойчивого развития -удовлетворение потребностей нынешних поколений без нанесения ущерба интересам будущих поколений - не может быть достигнуто при дальнейшем использовании имеющихся в распоряжении российских предприятий устаревших технологий, загрязняющих окружающую среду и истощающих ее ассимиляционный потенциал.
На наш взгляд, достижение устойчивого развития станет возможным только при условии модернизации промышленного производства на основе внедрения инновационных, экологически безопасных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, которые будут способствовать не только снижению воздействия на окружающую среду, но и восстановлению качественных характеристик экосистем, находящихся в зоне ответственности данного предприятия (ликвидация и переработка накопленных отходов, восстановление экосистем). Такие инновационные технологии должны быть направлены на производство востребованных обществом конкурентоспособных видов товаров и услуг, улучшающих качество жизни без ухудшения качества окружающей среды и снижения ее ассимиляционного потенциала на протяжении всего жизненного цикла продукции.
Положительный опыт зарубежных стран (например, Канады) в решении вопросов устойчивого эколого-экономического развития мог быть полезен для совершенствования российской концепции устойчивого развития и помог бы России войти в разряд стран с высоким уровнем жизни. Проблема изменения климата отмечена в Канаде как одна из самых важных на сегодняшний день проблем устойчивого развития страны. С 2000 г. было взято обязательство
потратить более 3,7 мдрд. долл. США на проекты, связанные с борьбой против изменения климата. Федеральным правительством был сделан акцент на инвестирование в исследование технологий повышения энергоэффективности. Несмотря на благополучную энергетическую ситуацию, Канада занимается разработкой и внедрением энергосберегающих технологий, а также активно использует альтернативные источники энергии. На сегодняшний день уровень энергоемкости единицы продукции в Канаде почти в два раза ниже российского [2].
К сожалению действующие сегодня в России подходы к управлению природоохранной деятельностью и сложившийся механизм финансирования природоохранных мероприятий не стимулируют предприятия к осуществлению проектов, соответствующих критериям устойчивого развития. Поэтому природоохранная деятельность предприятий в основном направлена на соблюдение требований природоохранного законодательства путем использования устаревших технологий «на конце трубы», направленных на снижение концентрации загрязняющих веществ в выбросах и сбросах методами «разбавления» и «фильтрации». Такой подход требует высоких капитальных и эксплуатационных затрат на строительство и содержание очистных сооружений и делает природоохранную деятельность затратной и невыгодной для предприятия. Кроме того, значительных затрат требует от предприятий «природоохранная» деятельность, направленная на разработку и согласование различной экологической документации (разрешений на сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства).
Современные инновационные технологии «чистого» производства выдвигают на передний план не борьбу с последствиями устаревших технологий (выбросами, сбросами, отходами), а постоянный мониторинг всего жизненного цикла продукции с целью минимизации расходов всех видов ресурсов (в том числе и энергетических) и недопущения образования выбросов, сбросов и отходов на каждой операции технологического цикла.
В условиях экономического кризиса, последствием которого стал глубокий спад инновационной и инвестиционной активности предприятий, правительство РФ должно взять курс на такую экономическую политику, которая бы мотивировала предприятия к внедрению современных инновационных технологий и способствовала переходу от обособленного управления природоохранной и хозяйственной деятельностью предприятия к целостному эколого-экономическому управлению, когда экологические и экономические цели и задачи не противоречат друг другу, а действуют как единое целое, способствуя улучшению техникоэкономических и финансовых показателей деятельности предприятия. В идеале каждое промышленное предприятие должно функционировать как целостная устойчивая экологоэкономическая система.
До недавнего времени в области государственного регулирования и управления природоохранной деятельностью в РФ использовались только административные и экономические методы, а объектами управления являлись образующиеся выбросы, сбросы и отходы производства. Это привело к абсурдной ситуации, когда, имея одни из самых строгих в мире экологических стандартов, лимитирующих вредное воздействие предприятий на окружающую среду, мы наблюдаем постоянное ухудшение экологической ситуации в наших городах. Причем, по статистике 90% предприятий - загрязнителей не превышает этих нормативов.
Основной недостаток административных методов, на наш взгляд, заключается в недостаточном оперативном аналитическом контроле за деятельностью предприятий-загрязнителей, что приводит к существенным аварийным и залповым выбросам и сбросам и образованию несанкционированных свалок, которые нигде не учитываются и за которые никто не наказывается.
Экономические методы управления природоохранной деятельностью стали применяться в России в конце 20-го века и на первых порах были весьма эффективны. До 2005 года все платежи за негативное воздействие на окружающую среду аккумулировались в трехуровневой системе внебюджетных экологических фондов. Все собранные экофондами
средства должны были использоваться для финансирования природоохранных мероприятий. При этом действовал ряд стимулирующих льгот для предприятий, которые осуществляли природоохранную деятельность за счет собственных средств. Однако недостаточный контроль со стороны государства за финансовой деятельностью экологических фондов привел к злоупотреблениям и нецелевому расходованию средств, за что они и были упразднены. С целью усиления государственного контроля в 2005 году администратором платежей за негативное воздействие стал Ростехнадзор. При этом была отменена действующая система льгот и компенсаций, и платежи за негативное воздействие на окружающую среду стали обязательными для всех предприятий. С этого момента были утрачены основные преимущества экономических методов управления природоохранной деятельностью, а платежи за загрязнение окружающей среды потеряли стимулирующую роль и стали фискальным инструментом налоговой политики. Обесценившиеся в результате инфляции низкие ставки платы перестали стимулировать предприятия к внедрению экологически чистых технологий, так как предприятиям стало выгоднее заплатить штраф и продолжать загрязнять окружающую среду.
Во всем мире рыночные методы управления природоохранной деятельностью доказали свою экономическую эффективность. Они предоставляют предприятиям больше свободы действий и возможность альтернативного выбора. В настоящее время они действуют и на международном уровне в рамках Киотского соглашения. Киотский протокол - это огромный шаг на пути к устойчивому развитию нашей цивилизации, так как он регулирует выбросы парниковых газов, влияющих на изменение климата. Страны, подписавшие протокол, берут на себя обязательства по сокращению или стабилизации выбросов парниковых газов в атмосферу. Те страны, которые не могут снизить объем выбросов парниковых газов, имеют право покупать квоты на загрязнение окружающей среды у других стран-участниц, которые имеют выбросы ниже установленных квот. Таким образом, механизм квот создает экономический стимул для снижения загрязнения окружающей среды [3].
Россия ратифицировала этот документ 4 ноября 2004 г. и тем самым взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 25% до 2020 года по сравнению с уровнем 1990 года.
Россия является одним из ключевых участников Киотского соглашения по сокращению выбросов парниковых газов, так как занимает третье место в мире по антропогенным выбросам углекислого газа (СО2) после США и Китая (эти страны отказались участвовать в проекте), а по уровню выбросов СО2 на единицу ВВП и на душу населения - на втором. Наша страна - крупнейший потенциальный поставщик углеродных квот на мировом рынке. Теоретически, Россия могла бы покрыть весь дефицит на рынке - около 3 млрд. тонн СО2 [4].
Однако отсутствие соответствующей системы нормативно-правового обеспечения в нашей стране не дает предприятиям в полной мере участвовать в механизмах Киотского протокола, привлекать дополнительные инвестиции на развитие инновационных технологий. В течение первого года действия Киотского протокола (2005 г.), его механизм на территории России так и не начал работать, создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления.
Только в декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией «Газпромнефть». Квоты образовались за счет того, что компания проложила с нефтяного месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР. К началу 2011 года компании удалось таким образом сократить выбросы в атмосферу 290 тысяч тонн парниковых газов. Именно эти квоты, стоимость которых оценивается в 3,3 миллиона долларов, Россия и передала японским компаниям Mitsubishi и Nippon Oil в обмен на технологии и оборудование [5].
Срок действия первого периода обязательств по Киотскому протоколу истекает в 2012 году. Существующая на сегодня в России система принятия решений по продаже квот, по мнению экспертов, неэффективна и приведет к тому, что огромный профицит ЕСВ (единицы сокращения выбросов) «сгорит» в 2013 году [6]. Между тем, мировой «углеродный» рынок уже является реалией нашей жизни и быстро растущей новой сферой экономической активности. За 2005 - 2008 гг. его объем вырос в 6 раз, превысив 120 млрд. долл. и 5 млрд. т СО2 экв. К 2020 г., по прогнозам, ценовой объем глобального «углеродного» рынка может достичь 2-3 трлн. долларов в год [7]. Если в 2005 году на углеродном рынке крупных покупателей было всего три - Всемирный банк и правительства Нидерландов и Японии. Сегодня их около двух десятков, не считая профессиональных спекулянтов, доля которых на рынке может составлять 20-40%.
Мы считаем, что для обеспечения эффективного использования Россией возможностей Киотского протокола необходимо в первую очередь создать внутренний рынок квот на эмиссию парниковых газов, который в дальнейшем может быть интегрирован в международную систему. Ведь именно внутренний рынок квот может стать той основой, которая позволит с минимальными издержками задействовать гигантский национальный потенциал по снижению выбросов парниковых газов в России.
На сегодняшний день Европейская схема торговли квотами на выбросы считается основной моделью для подобной практики в других странах и локомотивом развития мирового «углеродного» рынка - на нее приходится две трети физического и три четверти стоимостного объема этого рынка. Принцип ее работы заключается в том, что регулирующий орган (правительство) устанавливает максимальный уровень выбросов и выдает права на выбросы всем участвующим в схеме предприятиям. В конце каждого года предприятия должны отчитаться о своих фактических выбросах регулирующему органу. Правами на выбросы можно торговать на рынке. Например, компании, превысившие свой максимальный уровень выбросов, имеют возможность купить квоты, не использованные другими компаниями. Таким образом, покупатель квот платит за невыполнение своих обязательств, а продавец поощряется за их перевыполнение. Экономический смысл данной схемы состоит в том, что она позволяет всем ее участникам достигать сокращений своих выбросов наиболее эффективным, с точки зрения затрат и выгод, способом - кому-то дешевле инвестировать в сокращения, кому-то - приобрести квоты на рынке. В результате сокращения выбросов в масштабе общества достигаются с наименьшими затратами. Национальные и региональные разновидности подобных схем действуют в США, Канаде, Австралии, Японии, Швейцарии, Новой Зеландии. Каждая из них имеет свои особенности в плане правового статуса, охвата секторов экономики, методов распределения квот, правил поведения участвующих сторон, механизмов контроля [7].
Страны-участницы Киотского протокола должны быть заинтересованы в том, чтобы это множество схем торговли квотами в перспективе сложилось в единую картину глобального «углеродного» рынка. Экономическая логика здесь достаточно проста - чем больше сторон участвуют в Схеме, тем больше выгод от нее имеет каждый участник, к тому же соблюдение одинаковых правил учета эмиссий позволяет избегать трений в экономическом сотрудничестве, поддерживать стабильную цену на тонну «углерода» на мировых рынках.
Приняв во внимание требование президента РФ Дмитрия Медведева разработать меры господдержки инновационных проектов, обеспечивающих сокращение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, мы предлагаем схему торговли квотами на выбросы на внутреннем рынке РФ, взяв за основу опыт США и других развитых стран.
Предложенная нами схема должна стимулировать предприятия к внедрению инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий, которые соответствуют критериям устойчивого развития, ее использование предполагает гибкое сочетание административных, экономических и рыночных методов управления (рис. 1). При этом
учитывается постепенный переход с 2011 года на использование Наилучших доступных технологий (НДТ). Ключевым элементом данного подхода является принцип, что предприятия должны принимать все необходимые профилактические меры по предотвращению загрязнения, в частности через применение НДТ, которые обеспечат им возможность повысить свою экологическую эффективность.
Согласно предложенной схеме, каждый источник выбросов, расположенный на
определенной территории, должен приобрести определенное количество квот на выбросы парниковых газов (равное, например, его текущим выбросам). Деньги от продажи квот будет аккумулировать Экологический фонд, который будет играть роль биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов. Помимо денежных средств от продажи квот в экофонд будут поступать другие платежи за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы за нарушение природоохранного законодательства, которые будут существенно увеличены по сравнению с действующими. Поскольку огромный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят передвижные источники (транспорт), мы предлагаем ввести обязательную оплату экологического налога владельцами автотранспортных средств (как юридическими, так и физическими лицами) и включение его в конечную цену топлива. Данное предложение хорошо сочетается с введением с 1 января 2011 года новой системы расчета топливных акцизов, которая во главу угла ставит не октановое число бензина, а его экологический класс.
Однако институт платности природопользования рассчитан, прежде всего, на компенсацию вреда, причиненного окружающей природной среде промышленными и иными объектами при нормальных режимах эксплуатации. Значительно больший ущерб природной среде может быть причинен в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Защиту от непредвиденных экологических чрезвычайных событий, как и во всем мире, должны взять на себя экологические страховые компании. На территории нашей страны, где расположены многочисленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды. Экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных
экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности денежных средств предприятий.
С целью сокращения расходов, мы предлагаем функции многих природоохранных управленческих структур объединить в одну - Агентство по охране окружающей среды (заимствовано из опыта зарубежных стран). Данная структура будет формировать реестр Наилучших доступных технологий (НДТ), заниматься мониторингом окружающей среды, рассчитывать ассимиляционные потенциалы территорий, баланс природных ресурсов, заниматься экологической экспертизой. Агентство будет тесно взаимодействовать с научноисследовательскими структурами (научно-исследовательские институты, технопарки и т.д.) в вопросе по созданию и обновлению реестра НДТ. Агентство по охране окружающей среды будет осуществлять обязательный государственный контроль за функционированием и целевым использованием денежных средств экофондом.
Также в функции Агентства по охране окружающей среды мы включили составление прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) и оперативное оповещение об их наступлении предприятий-загрязнителей. Ведь одним из путей улучшения качества воздушного бассейна является сокращение выбросов в периоды НМУ. Законом «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрены обязательства для предприятий-загрязнителей по регулированию и сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу в такие дни. В целях реализации данного закона Кабинетом Министров РТ принято постановление № 785 от 7 ноября 2008 г. «Об организации работы по уменьшению выбросов вредных веществ в периоды НМУ», согласно которому 208 предприятий РТ в период НМУ обязаны снижать количество выбросов. Но данное требование не все предприятия выполняют. Так, еще в начале 2009 г. договор с ГУ «Управление по гидрометеологии и мониторингу окружающей среды» по получению прогнозов НМУ был заключен лишь на 13 предприятиях, что возможно объясняется тем, что эти услуги платные.
Все проекты внедрения НДТ будут проходить бесплатную экологическую экспертизу в Агентстве по охране окружающей среды и финансово-экономическую экспертизу в Экологическом фонде. После прохождения экспертизы, в случае удовлетворения проекта всем требованиям, Экологический фонд выдает предприятию беспроцентный кредит на внедрение НДТ под залог имеющихся у него квот на выбросы парниковых газов. Предприятия, сократившие свои выбросы, будут иметь возможность продать избыток квот по рыночной цене. Такой подход будет способствовать вытеснению с рынка предприятий - загрязнителей, которые используют устаревшие технологии, поскольку в случае невыполнения предприятиями своих обязательств и нецелевого использования кредитов, Экофонд имеет право продать их квоты на выбросы парниковых газов другим предприятиям.
На наш взгляд, сам факт того, что предприятия РФ начнут продавать не только свои товары и услуги, но и права экологической ответственности даст мощной толчок к выходу России на мировой рынок углеродных квот. В результате формирования внутреннего рынка торговли квотами на выбросы парниковых газов наша страна может стать одним из ведущих поставщиков квот парниковых газов на международный рынок. Для России это означает прямые иностранные инвестиции в энергосберегающие и природоохранные мероприятия, повышение конкурентоспособности продукции, выход на новые рынки.
Также российские предприятия должны иметь возможность воспользоваться услугами независимых экоаудиторских фирм. Основной задачей этих фирм должен стать экологический консалтинг по вопросам внедрения технологий «чистого производства», позволяющий выявить и устранить узкие места, где происходит избыточное энергопотребление, потери ресурсов, образование отходов производства. В результате успешно проведенного аудита можно добиться повышения конкурентоспособности продукции, улучшить имидж предприятия, значительно снизить издержки производства, как за счет рационального использования ресурсов, так и за счет сокращения платежей и штрафов за загрязнение окружающей природной среды. Мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит
более эффективен, если он проводится добровольно и не сводится только к проверке природоохранной отчетности предприятий. Главная его цель- разработка рекомендаций и предложений по улучшению эффективности и инициированию природоохранной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.
Экологический аудит может и должен стать основой для становления и развития экологического бизнеса, как новой сферы инновационной деятельности. Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решают проблемы утилизации отходов производства, превращая их в сырье для других отраслей, находят более эффективные методы сокращения выбросов и сбросов.
На наш взгляд, внедрение рыночных методов управления природоохранной деятельностью на внутреннем рынке РФ будет способствовать диффузии зарубежных инновационных технологий на наши предприятия, обеспечивать приток прямых иностранных инвестиций и рациональное использование природных ресурсов. С экономической точки зрения, создать внутренний рынок торговли квотами на выбросы парниковых газов проще и дешевле, чем запускать бюрократический механизм по отбору, согласованию, утверждению и контролю проектов в рамках Киотского соглашения. Именно внутренний рынок квот может стать основой формирования и развития в России экологического бизнеса, который будет способствовать созданию новых рабочих мест, поможет улучшить экологическую ситуацию в России, решить проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Именно экологический бизнес станет основным проводником в жизнь концепции устойчивого развития.
Литература
1. Елкина, Л.Г. Управление развитием эколого-экономической системы промышленного предприятия: автореф. дис. ...д-ра экон. наук : 08.00.05 / Л.Г. Елкина ; Уфимский гос. авиационный техн. ун-т. -Уфа, 2009. - 3 с.
2. Ахметшина, А.Р. Политика устойчивого развития в Канаде: вопросы содержания и реализации / А.Р. Ахметшина // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 2. - С. 443-448.
3. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата организации [Электронный
ресурс] / Сайт ООН. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/kyoto.pdf, свободный.
4. Пискулова, Н.А. Киотский протокол: возможности для России / Н.А. Пискулова. - М.: МГИМО, 2006. - 88 с.
5. Задорожный, М. Россия впервые реализовала «киотские квоты» [Электронный ресурс] / М.
Задорожный // портал BFM.ru. - 2011. - 8 января. - Режим доступа:
http://www.bfm.rU/articles/2011/01/08/rossija-vpervye-realizovala-kiotskie-kvoty.html#text, свободный.
6. Громова, А. Потерянный воздух Киото / А. Громова // The Chemical Journal. - 2011. - № 1-2. - С. 28.
7. Авдеева, Т.Г. Европейская схема торговли квотами на выбросы парниковых газов: полезный опыт и последствия для России / Т.Г. Авдеева // Дипломатический ежегодник 2009. - М.: Восток-Запад, 2010. - С. 88-110.
© О. В. Газизова - канд. техн. наук, доц. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; А. Р. Галеева -ассист. той же кафедры, [email protected].