ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ УГЛЕРОДНОГО РЫНКА В РОССИИ
В.В. ЛУЧКИНА, доц. каф. мировой экономикиМГУЛ, канд. экон. наук
С вступлением в силу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в феврале 2005 г. начался отсчет в развитии глобального рынка квот на выбросы парниковых газов (мирового углеродного рынка). Пилотные сделки по покупке/продаже углеродных единиц осуществлялись еще с 1997 г., однако именно обязательства стран по снижению выбросов вынудили многие государства разработать и ввести в действие механизмы, формирующие углеродный рынок.
Современный мировой углеродный рынок основывается на следующих механизмах.
1. Национальные системы квотирования выбросов и торговли квотами. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны (Евросоюз - сокращение выбросов на 8 %, Япония и Канада на 6 %, страны Восточной Европы и Прибалтики в среднем на 8 %, Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 г. на уровне 1990 г.), (табл. 1).
2. Рынок проектных сокращений выбросов в развивающихся странах и совместное осуществление в странах с переходной экономикой.
3. Торговля квотами между странами, когда в обмен на квоты страна получает инвестиционные ресурсы, которые должны целевым образом тратиться на снижение выбросов парниковых газов и другие экологоориентированные мероприятия.
4. Региональные системы торговли квотами.
5. Рынок добровольных обязательств компаний и стран.
К настоящему времени Протокол ратифицировали 177 государств, включая все промышленно развитые страны, кроме США. Развивающиеся страны Китай и Индия обязательств на себя не брали.
Темпы роста объема сделок на мировом углеродном рынке прогрессируют
caf-econvnesh@mgul. ac. ru
с 2005 г.: в 2006 г. рынок вырос на 104 %, в 2007 г. на 64 %, а с началом периода выполнения «киотских» обязательств в 2008 г. - на 83 %, в 2009 г. на 68 %. По данным компании «PointCarbon», суммарный оборот на мировом углеродном рынке в 2008 г. превысил 122 млрд долл. США, а в 2009 г. достиг 136 млрд долл. (94 млрд евро), несмотря на ухудшение ситуации в экономике всех развитых и большинства развивающихся стран в результате глобального экономического кризиса.
Соединение национальных систем торговли является одной из наиболее сложных проблем развития мирового углеродного рынка. В настоящее время появляются все новые системы торговли квотами. Должна присутствовать прямая связь между всеми национальными системами торговли квотами. По имеющимся оценкам, соединение всех систем стран членов ОЭСР может сократить расходы на достижение экологических результатов на 25-55 %. Эксперты выделяют следующие условия гармонизации национальных систем.
1. Каждая система торговли должна содержать эффективные механизмы мониторинга, отчетности, верификации, контроля соблюдения и обеспечения.
2. Координация ограничений на импорт международных кредитов и квот национальных систем.
3. Неограниченный перенос сэкономленных квот на выбросы и ограниченное заимствование из будущих периодов для обеспечения экологической целостности.
4. Отсутствие нижних и верхних ограничений цены на обращение квот во всех системах.
5. Оценка затрат и выгоды политического выбора на местном уровне.
На долю России приходится примерно 6 % выбросов парниковых газов развитых стран. В настоящее время по объемам выбросов РФ занимает четвертое место после Китая, США и Индии (табл. 2).
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
177
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Основной источник выбросов парниковых газов в России - энергетический
Таблица 1
Перечень стран, имеющих обязательства по Киотскому протоколу на 2008-2012 г.
Сторона Определенные количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов, % от базового года (1990 г.) или периода
Австралия 108
Австрия 29
Бельгия 29
Болгария 29
Венгрия 49
Германия 29
Греция 29
Дания 29
Европейское сообщество 29
Ирландия 29
Исландия 110
Испания 29
Италия 29
Канада 49
Латвия 29
Литва 29
Лихтенштейн 29
Люксембург 29
Монако 29
Нидерланды 29
Новая Зеландия 100
Норвегия 101
Польша 49
Португалия 29
РФ 100
Румыния 29
Словакия 29
Словения 29
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 29
США 39
Украина 100
Финляндия 29
Франция 29
Хорватия 59
Чешская Республика 29
Швейцария 29
Швеция 29
Эстония 29
Япония 49
сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов. Второе место занимает добыча угля, нефти и газа (16 %), третье - промышленность и строительство (около 13 %). По оценкам экспертов, в настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза. На многих российских предприятиях до сих пор применяются старые энергоемкие технологии и оборудование.
Наряду с отрицательными показателями экологической обстановки в РФ набирают обороты так называемые новые «киотские проекты». С момента начала работы механизма отбора проектов в начале 2010 г. Сбербанк провел два конкурса, в ходе которых было одобрено тридцать три проекта с общим объемом сокращения выбросов около 60 млн т СО2 эквивалента. В начале 2011 г. Министерство экономического развития (МЭР) зарегистрировало три новых проекта с общим объемом сокращения выбросов парниковых газов около 10,5 млн т СО2 эквивалента. В соответствии с документами утверждены инвестиционные проекты по утилизации отходов биомассы на Архангельском ЦБК, модернизации Хабаровской ТЭЦ-1 и полезной утилизации попутного нефтяного газа на Уренгойском нефтегазоконденсатном месторождении. Инвесторами проектов выступают ОАО «Архангельский ЦБК», ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» и ООО «Газпром добыча Уренгой», иностранным уполномоченным партнером выступает Gazprom Marketing & Trading. Объем сокращений выбросов, предусмотренный архангельским проектом, составляет 1,02 млн т СО2 эквивалента, хабаровским - 3,3 млн т, и самого крупного из трех проектов по утилизации попутного нефтяного газа - 6,16 млн т.
Перспективы развития мирового углеродного рынка были на обсуждении последней Конференции ООН по изменению климата, которая состоялась в ноябре 2011 г. в Дурбане (Южная Африка). Первый период обязательств по Киотскому протоколу заканчивается 31 декабря 2012 г. На смену придет Киотский протокол-2, который продлится с
178
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
2013 до 2020 г. Согласно проектам Киото-2 расстановка сил на международном углеродном рынке изменится. В следующем проекте примут участие такие страны, как США, Индия и Китай. Некоторым странам не удалось прийти к согласию о новом климатическом договоре. Канада, Япония, Новая Зеландия и Россия объявили о своем выходе из Киотского протокола. Канада первая из стран официально объявила о своем выходе, обосновывая это решение тем, что неподписание международного соглашения сэкономит для правительства около 14 миллиардов долларов США, которые в Канаде предстояло выплатить в качестве штрафов за превышение квот выбросов углекислого газа. Россия выступает за принятие нового всеобъемлющего и юридически обязывающего климатического соглашения и высказывается против второго периода Киотского протокола.
В связи с важными вопросами развития углеродного рынка России на международном уровне оценки российских экспертов и специалистов разделились на два лагеря. Есть мнения, что отказ от Киотского протокола был необоснованным, и, несмотря на несовершенство механизмов, протокол позволял России получать средства на модернизацию промышленности, не накладывая никаких обязательств.
Анализируя вышеизложенные факты и события, можно предложить следующие рекомендации для развития углеродного рынка в России на национальном уровне, ведущего к снижению выбросов:
1. Разработка собственных корпоративных программ энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов российскими компаниями, всех загрязняющих отраслей с применением экологических инноваций.
2. Управление запасами углерода как составной частью ответственного лесоуправления с помощью механизмов лесной сертификации. Применение принципов устойчивого лесопользования, используемых в лесной сертификации, способствует увеличению площадей сохраняемых лесов, а значит, и увеличению объемов поглощения парниковых газов.
3. Внедрение рыночного механизма купли-продажи лимитов «разрешений на загрязнения» между предприятиями на основе законодательного государственного регулирования.
В настоящее время уже рядом крупных российских компаний были приняты собственные корпоративные программы энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов. Программы реализуются в крупнейших российских нефтяных, угольных, энергетических и лесопромышленных компаниях:
1. В ОАО «Газпром» проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на предприятиях компании, создан реестр выбросов.
2. В нефтяной компании «Лукойл» приняты корпоративная концепция и комплексный план планирования производственной деятельности компании на основе положений Киотского протокола, разработаны стандарты компании по системе управления выбросами парниковых газов, проведена инвентаризация выбросов парниковых газов по всем предприятиям компании за 1990-2006 г.
3. В компании «Норильский никель» проведена инвентаризация выбросов парниковых газов в Заполярном филиале компании за 1990-2005 г., разработан автоматизированный комплекс «Информационно-аналитическая система инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов» и выполнена прогнозная оценка выбросов до 2015 г.
4. В реструктурированной в 2008 г. компании РАО «УЭС России» выполнена инвентаризация выбросов парниковых газов за 1990-2004 гг. в 77 региональных энергокомпаниях, создана система мониторинга выбро-
Т а б л и ц а 2
Доля некоторых стран в совокупных глобальных выбросах
Страна Глобальные выбросы СО2, %
Китай 24
США 21
ЕС-15 12
Индия 8
Россия 6
Итого 71
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
179
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
сов парниковых газов, включая систему учету и отчетности.
5. В ОАО «Русал» проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на одном из предприятий компании, планируется ее выполнить на всех предприятиях компании.
6. В ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» выполнена инвентаризация выбросов парниковых газов, разработана программа для автоматизированного расчета выбросов. На предприятии принята специальная климатическая стратегия, вклю-
чающая добровольные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов на период до 2012 г.
Библиографический список
1. Национальные системы торговли выбросами парниковых газов. - М., 2011. - 40 с.
2. Россия и мировой углеродный рынок: тенденции развития, возможности, перспективы. - М., 2009. - 24 с.
3. fsc.ru
4. climatechange.ru
5. un.org.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ
предприятий деревянного домостроения в среде интенсивного освоения ресурсов апк
К.А. МЕСРОПЯН, асп. каф. мировой экономики МГУЛ
1643504@ mail.ru
Мировой финансовый кризис оказал значительное влияние на экономику Российской Федерации и характеризовался спадом промышленного производства, оттоком инвестиций и снижением покупательской способности. Так, от пика предкризисного производства в декабре 2007 г. до нижней точки достигнутого спада в феврале 2009 г. кумулятивное сокращение промышленного производства составило 23,4 %. Рекордный отток чистого капитала из России составил
129,9 млрд долл. в кризисном 2008 г. по причине масштабной девальвации рубля. Минувший кризис отрицательно повлиял на потребительский спрос и, как следствие, сказался на деловой активности. Такое положение дел только усилило конкуренцию, многие предприятия оказались не готовы к адаптации в быстро изменяющейся среде.
В современной конкурентной борьбе по мере глобализации бизнеса для принятия управленческих решений требуется больше информации. В то же время адаптация бизнес-процессов к новым условиям требует определенной гибкости восприятия систем, так как внешняя среда становится более неопределенной.
Инструмент современной бизнессистемы - это механизм информационной поддержки и управления бизнес-процессами на основе ERP технологий, «Customer Relationships Management» CRM систем, внедрение которых позволяет решить ряд задач в условиях неопределенности. Тем не менее, на сегодняшний день решений для микропредприятий, не существует. Также следует отметить, что у многих крупных разработчиков нет единого CRM-продукта, который бы постоянно модернизировался и совершенствовался [1]. Таким образом, многие предприятия лишены возможности повышения эффективности, внедрения инноваций, прогнозирования, оптимизации ресурсов ввиду отсутствия точной информации и как следствие гибкости системы. Предприятие, которое желает поддерживать и развивать способность к инновациям, стремится процветать в эпоху быстрых перемен и должно строить систему управления на основе принципов предпринимательства [2].
Для формирования эффективной системы производства и адаптации бизнес-процессов, как показывает практика, необходимо иметь алгоритм действий. Стратегия являет-
180
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013