Научная статья на тему 'Экологическая политика: на пути к устойчивому развитию'

Экологическая политика: на пути к устойчивому развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ECOLOGICAL SITUATION / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENVIRONMENTAL PROTECTION ACTIVITY / FORECAST OF THE ECOLOGICAL PRESSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мкртчян Г. М., Тагаева Т. О.

В статье анализируются перспективы выполнения Россией международных соглашений в области охраны окружающей среды. В этих целях изложены результаты прогнозов экологической нагрузки на водные и атмосферные ресурсы в РФ в зависимости от различных сценариев развития мировой и российской экономики на период 2012-2014 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мкртчян Г. М., Тагаева Т. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the perspectives of realization of the environmental protection international agreements in Russia. It represents results of forecasts of the ecological pressure on water and atmospheric air depending on various scenarios of world and Russian economic development by the year 2014.

Текст научной работы на тему «Экологическая политика: на пути к устойчивому развитию»

В статье анализируются перспективы выполнения Россией международных соглашений в области охраны окружающей среды. В этих целях изложены результаты прогнозов экологической нагрузки на водные и атмосферные ресурсы в РФ в зависимости от различных сценариев развития мировой и российской экономики на период 2012-2014 гг.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экономический рост, экологическая ситуация, природоохранная деятельность, прогнозирование экологической нагрузки

Экологическая политика: на пути к устойчивому развитию

Г.М. МКРТЧЯН, доктор экономических наук. E-mail: Gagik@ieie.nsc.ru Т.О. ТАГАЕВА, кандидат экономических наук, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Новосибирск. E-mail: tagaeva@ieie.nsc.ru

Модель устойчивого развития и охрана окружающей среды

Официально стратегия перехода к устойчивому развитию была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.: «Чтобы добиться устойчивого развития и более высокого уровня жизни для всех народов, государства должны уменьшить роль и затем исключить не способствующие устойчивому развитию модели производства и потребления. В рамках концепции устойчивого развития каждой страны и мира в целом погоня за прибылью и безудержное потребительство не могут более рассматриваться как основные движущие силы прогресса»1.

В итоговом документе содержалась рекомендация каждой стране разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе согласованных экономических, социальных и экологических планов. Одной из целей должно стать обеспечение социально надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия по охране окружающей природной среды в интересах будущих поколений.

1 Коптюг В.А. Земля ищет равновесия //Советская Россия. - 1993. - 24 апр.

ЭКО. - 2012. - №7

МКРТЧЯНГ.М., ТАГАЕВА Т.О.

В России, к сожалению, реакция на решения конференции была несколько запоздалой. Переход к устойчивому развитию был определен только в феврале 1994 г. Указом президента РФ № 236 от 04.02.1994 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», в 1996 г. президент одобрил разработанную концепцию Указом №440 от 01.04.1996 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Министерство экономики получило задание разработать стратегию устойчивого развития России, но смена правительств не позволила утвердить подготовленную стратегию.

В 1997 г. в Нью-Йорке состоялась конференция ООН «Рио + 5», на которой были подведены итоги первых пяти лет работы в области перехода к устойчивому развитию. В этом же году был подписан Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН на состоявшемся в Киото международном саммите под эгидой ООН. Участники саммита взяли на себя обязательство сократить в среднем на 5,2% к 2012 г. выбросы углекислого и других вредных газов в атмосферу по сравнению с 1990 г.2

Но без ратификации протокола Соединенными Штатами или Россией, на чью долю в 1990 г. приходилось 36,1% и 17,4% выбросов, соответственно, вступление протокола в силу не представлялось возможным. Американский Сенат отказался ратифицировать протокол, а в России ратификация после длительного обсуждения состоялась только в ноябре 2004 г.

В 2002 г. был проведен Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, где поставлены новые важные цели: снижение темпов утраты биологического разнообразия, сохранение и частичное восстановление рыбных запасов, снижение доли населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам, уменьшение вреда, причиняемого здоровью людей и окружающей среде. На саммите также была представлена Экологическая доктрина РФ.

2 Майбуров И. А. и др. О некоторых аспектах реализации механизмов Киотского протокола в регионах РФ // Экологические проблемы промышленных регионов. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. - 329 с.

В декабре 2007 г. в Индонезии (о. Бали) состоялась конференция ООН по вопросам изменения климата. Предполагалось принятие итогового документа, который заменит Ки-отский протокол после истечения срока его действия в 2012 г. Однако Балийская дорожная карта, получившаяся очень неконкретной, без каких-либо количественных обязательств, так и не была принята.

Так называемый Климатический саммит ООН (15-я конференция стран-участниц Рамочной конвенции ООН по изменению климата) проходил с 7 по 19 декабря 2009 г. в Копенгагене (Дания). Целью саммита была разработка соглашения по сокращению выбросов парниковых газов и по конкретным мерам финансовой помощи развивающимся странам для модернизации их промышленности с целью сокращения вредного воздействия на окружающую природную среду. Пять стран (США, Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка) договорились поставить целью ограничение роста температуры на планете 2 градусами в течение последующих 50 лет. При этом возникло противоречие: лидеры стран так называемого «третьего мира» заявили, что любые обязательства по сокращению выбросов затормозят развитие их экономик. Развитые же страны считали, что сокращение выбросов с их стороны бессмысленно, если аналогичные обязательства не возьмут на себя такие крупнейшие мировые эмитенты парниковых газов, как Индия и Китай.

Таким образом, Копенгагенское соглашение разочаровало всех сторонников мировой борьбы с антропогенным глобальным потеплением. Итоги двухнедельных политических переговоров об изменении климата было решено принять во внимание, зафиксированы лишь намерения стран-участниц удержать увеличение температуры без конкретных обязательств желательности сокращения выбросов на 25-30% к 2020 г. относительно уровня 1990 г.

16-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата состоялась одновременно с 6-й Встречей стран-сторон Киотского прокола в декабре 2010 г. в г. Канку-не (Мексика). Многие развивающиеся страны хотели, чтобы в Канкуне было принято решение с новыми обязательствами

по сокращению выбросов, так как ранее принятые были признаны недостаточными для удержания потепления на уровне 2оС. Однако против данного предложения резко выступили Япония и Россия. По существу, конференция только пролонгировала ранее принятые решения, хотя некоторый прогресс все же был достигнут.

В южноафриканском Дурбане в ноябре-декабре 2011г. прошли 17-я Конференция сторон Рамочной конвенции об изменении климата и 7-е совещание сторон Киотского протокола. Главным вопросом было обсуждение перспектив Ки-отского протокола. Несмотря на выход из Киотского протокола Канады, его срок действия было решено продлить еще на 5 лет. Страны «большой восьмерки» подтвердили готовность достичь цели как минимум 50%-го сокращения мировых выбросов парниковых газов к 2050 г. и отметили необходимость снижения выбросов на 80% к этому же году развитыми странами. Была утверждена «дорожная карта» по подготовке нового международного соглашения, которое предполагается принять в 2015 г.

Современная позиция российских властей по рассматриваемым вопросам неоднозначна. С одной стороны, Копенгагенский саммит - одно из немногих экологических международных мероприятий, где принял участие президент РФ. Перед конференцией он сделал заявление, в котором говорится о готовности России к 2020 г. сократить выбросы более чем на 30 млрд т, или на 25% по сравнению с 1990 г., независимо от юридически обязывающего соглашения, что должно стать хорошим стимулом повышения энергоэффективности экономики.

С другой стороны, в Климатической доктрине России декларируется, что Россия может выгадать от потепления климата: сократится расход энергии в отопительный период, улучшатся условия транспортировки грузов в арктических морях, сократятся расходы на освоение арктического шельфа, расширится зона растениеводства. Создается впечатление о специально гибком и осторожном составлении документа, чтобы оставить возможности маневрирования в области экологической политики.

Экологическая ситуация в России

Несмотря на существенное снижение общих объемов поступлений в водоемы и атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников по сравнению с началом 1990-х годов (рис. 1), по причине падения объемов производства продукции практически по всем видам экономической деятельности в 1990-1998 гг., ежегодно увеличивается накопленный объем многих загрязняющих ингредиентов, так как природа не успевает нейтрализовать ранее накопленные загрязнения.

Рис. 1. Объем сброса загрязненных сточных вод (млн м3) и выбросов загрязняющих атмосферу веществ (тыс. т) от стационарных источников в РФ в 1990-2010 гг.

Источник рис. 1, 3: Стат. сб. Росстата: Охрана окружающей среды в Российской Федерации. 1992; Охрана окружающей среды в России. 2008; Охрана окружающей среды в России. 2010; Российский стат. ежегодник. 2003; Российский стат. ежегодник. 2007; Российский стат. ежегодник. 2010; Российский стат. ежегодник. 2011.

Так, за последние десять лет средняя концентрация углекислого газа в атмосферном воздухе в регионах России увеличилась на 12%, в том числе за последние 5 лет - на 10%. С 2005 по 2009 гг. средние концентрации диоксида азота выросли на 2,6%3. В 2009 г. средняя концентрация формальдегида превышала ПДК в 2,9 раза, бензапирена - в 2,2 раза. По сравнению с 2000 г. выросло число городов с неблагоприятной экологической ситуацией (рис. 2). В 2009 г. в 130 городах России (55% городского населения) уровень загрязнения воздуха классифицировался как высокий и в 34 - как очень высокий.

Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ очень тесно коррелирует с динамикой ВВП (рис. 3), что говорит о том, что производственные технологии остаются неизменными с точки зрения их влияния на качество атмосферного воздуха.

3 См. источники к рис. 2.

202_ 207 20^ 210 203_ 207_ 206_ 210_ 207 204 145

Iii. _Л

98

40 139 135 136 —Д-Д^—Д-д 13

250 200 150 . 100 50 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

9 > 1 ПДК —Д— ИЗА > 7 ■ ИЗА > 14

Рис. 2. Число городов, в которых: среднегодовые концентрации одного или нескольких веществ превышали 1 ПДК; уровень загрязнения воздуха очень высокий (ИЗА>14); уровень загрязнения высокий и очень высокий (ИЗА>7) 4 в 2000-2009 гг.

Источник: данные государственных докладов: «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2004 году» (URL: http://www.mnr.gov.ru/ regulatory/detail.php?ID-98680, дата обращения 11.08.2011); «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году» (URL: http:// www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID-98692, дата обращения 11.08.2011); «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году» (URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID-98694, дата обращения 11.08.2011).

30 25 20 15 . 10 . 5 0

1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 □ Выбросы загрязняющих атмосферу веществ □ ВВП Рис. 3. Динамика выбросов загрязняющих атмосферу веществ (млн т) и ВВП (млрд руб., до 1998 г. - трлн руб., в ценах 2000 г.) в 1992-2010 гг.

Этот же вывод подтверждает стабильность коэффициентов образования загрязнений воздуха непосредственно в процессе производства: в некоторых сферах производственной

4 ИЗА - комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей; рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций. Показатель характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха. Уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким - от 7 до 13, и очень высоким - при ИЗА равном или больше 14.

деятельности они слабо сократились с 2005 по 2009 гг., в некоторых (например, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды) - даже увеличились.

Объем улавливания загрязняющих атмосферу веществ сократился с 66,5 млн т в 2000 г. до 53,3 млн т в 2009 г., что составило 73,7% всего объема образования загрязняющих веществ в процессе производства (на 1,2 п.п. меньше, чем в 2008 г., на 4,2 п.п. меньше, чем в 2000 г.) (рис. 4).

80

60

40

20

0

Рис. 4. Очистка загрязненных сточных вод и улавливание загрязняющих атмосферу веществ, % от общего объема образования загрязнений в 1985-2009 гг.

Источник рис. 4-8: собственные расчеты.

Одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха в нашей стране является автотранспорт. В крупных городах России выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта превалируют над выбросами от промышленных предприятий, составляя, например, в Москве 83% суммарных атмосферных выбросов. В некоторых городах с менее развитой промышленностью вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха достигает 80-90% (Нальчик, Якутск, Махачкала, Армавир, Элиста, Горно-Алтайск и др.). Ситуация усугубляется массовым использованием устаревших машин с изношенными двигателями и фальсифицированного бензина.

В большинстве стран Европы абсолютные объемы вредных выбросов от автотранспорта сократились за последнее десятилетие на 70-90%. В России в начале 1990-х годов экологическое загрязнение, вызванное автотранспортом, резко пошло на убыль - вместе с объемами транспортной работы. Но с 1995 г. вновь наблюдается рост (в 2009 г. их объем вырос

X X X X X X -У-Г

1985 1990 1995 2000 2005 2008 2009

□ Очистка загрязненных сточных вод

□ Улавл ивание загрязняющих атмосферу веществ

в 1,6 раза). Отмечается также рост загрязнения земель и вод отходами автотранспортной деятельности, а также увеличение шумового воздействия на окружающую среду. Ежегодный ущерб от функционирования автотранспортного комплекса в России оценивается в 12-15 млрд руб.5

Если динамика выбросов загрязняющих веществ меняется в зависимости от экономической ситуации в стране, то ежегодное снижение объемов сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты носит достаточно устойчивый характер (см. рис. 1). Но оно связано в основном не с водоохранными мероприятиями, а с уменьшением количества водопользователей, ухудшением мониторинга водных ресурсов, снижением подачи воды на орошение; периодическим отключением электроэнергии из-за низкой платежеспособности водопользователей и др. С 2005 по 2009 гг. объем сброса загрязненных сточных вод уменьшился на 10%, а число предприятий, учитываемых Росводресурсами в статистике загрязнения водных ресурсов, - на 14%. При этом показатель удельного сброса загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты для одного учтенного предприятия изменялся в разные годы от 386 тыс. м3 до 421, составив в 2005 г. 386 тыс. м3, в 2006 г.- 403, в 2007 г.- 409, 2008 г.- 421 и 2009 г.-404 тыс. м3 на одно предприятие.

Отраслевые удельные объемы загрязнений во многих сферах экономической деятельности практически не снижаются.

По сравнению с серединой 1980-х годов существенно сократилась доля очистки загрязненных вод в общем объеме образования загрязнений. Объем нормативно очищенных сточных вод в 2007 г. уменьшился до 2,1 млрд км3, в 2009 г. -до 2 млрд (в 2006 г. было очищено до нормативного состояния 2,1 млрд км3, в 2000 г. - 2,4 млрд м3), что составило лишь 11% объема сточных вод, требующих очистки. Это является результатом отсутствия очистных сооружений, низкой эффективности их работы, в том числе вследствие ухудшения их технического состояния и перегруженности.

Загрязнение водных и атмосферных ресурсов дополняется растущим радиационным, шумовым загрязнением, истощением лесных, земельных ресурсов, флоры и фауны, накоплением

5 Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. научн. тр. - М., 2004.- 428 с.

отходов. В результате неблагоприятная экологическая ситуация в современной России оказывается далекой от необходимой для устойчивого развития.

Прогноз экологической нагрузки

Для рассмотрения перспектив выполнения Россией принятых на международных форумах целей и соглашений было проведено прогнозирование экологической нагрузки на период 2012-2014 гг. В основу прогноза положено несколько сценариев развития российской экономики в этом периоде. Базовый и пессимистический сценарии были разработаны сотрудниками ИЭОПП СО РАН и смоделированы с помощью системы «КАМИН»6.

Базовый сценарий основан на отсутствии радикальных экономических и политических шоков. Постепенное оживление европейской и американской экономик, стабильный экономический рост в Китае обеспечат положительную динамику развития мировой экономики, стабильность цен и спроса на основные товары российского экспорта. Динамика ВВП и цен на нефть по данному сценарию представлены в таблице.

Предполагается, что руководство России в своих решениях в экономической политике сумеет воспользоваться позитивными внешними условиями для ускорения экономического роста, увеличения государственных инвестиций и оживления инвестиционных процессов: инвестиции в основной капитал к 2014 г. увеличатся на 34% по сравнению с 2011 г. По оценке авторов прогноза, такие темпы роста характеризуются как умеренные, для обеспечения же ускоренного обновления основного капитала в России и, прежде всего, его активной части, необходим темп прироста инвестиций в основной капитал на уровне не менее 14-15% в год7.

6 Более подробно гипотезы относительно динамики ключевых прогнозных параметров по базовому и пессимистическому сценариям обсуждаются в: Баранов А.О., Павлов В.Н. Прогнозирование развития экономики России с использованием динамической межотраслевой модели с нечеткими параметрами // Вестник НГУ. Сер.: Социально-экономические науки. - 2007. -Т. 7.- С. 3-14.

7 Там же. - С. 3-14.

Прогноз индикаторов развития экономики РФ в 2011—1015 гг.

Сценарий 2011 2012 2013 2014 2015 2012-2014

Среднегодовая цена на нефть марки Urals, долл./барр.

Базовый 108 107 113 112 - 111

Пессимистический 108 67 96 103 - 88

ИНП РАН 108 110 112 114 116 112

Экологический 108 107 113 112 - 111

Темп роста ВВП, %

Базовый 104,0 105,8 106,2 107,8 - 121,1

Пессимистический 104,0 90,3 98,8 105,1 - 93,8

ИНП РАН 104,3 105,6 104,1 105,0 104,4 115,4

Экологический 104,0 105,6 106,0 107,6 - 120,4

Источник: Баранов А.О., Гильмундинов В.М., Павлов В.Н., Тагаева Т.О. Перспективы развития экономики России в 2012-2014 гг. // ЭКО. - 2011. - № 12. - С. 4-21; Узяков М.Н. и др. Прогноз индикаторов РФ: 2011-2015 гг. // URL: www.macroforecast.ru (дата обращения 25 декабря 2011 г.).

В основе пессимистического сценария - негативное развитие мировой экономики в среднесрочной перспективе8. Усугубление проблем государственного долга в ряде европейских стран может спровоцировать дестабилизацию мировой финансовой системы. Вслед за финансовым начнется экономический кризис. Мировой спад производства, прекращение кредитования российских банков из-за рубежа приведут к уменьшению спроса на товары российского экспорта, снижению цен и объемов продаж основных экспортных товаров России и падению ВВП.

Однако в 2013 г. падение производства в крупнейших странах мира остановится. Структурная перестройка в их экономиках обеспечит рост эффективности производства и начало экономического подъема в 2014 г., что положительно скажется и на российской экономике.

Третий сценарий основан на разработках сотрудников группы RIM Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН)9. С помощью межотраслевой модели QUMMIR была проведена имитация предпосылок развития

8 Баранов А.О., Гильмундинов В.М., Павлов В.Н., Тагаева Т.О. Перспективы развития экономики России в 2012-2014 гг. // ЭКО. - 2011. - № 12. - С. 4-21.

9 Узяков М.Н. и др. Прогноз индикаторов РФ: 2011-2015 гг. // URL: www.macroforecast.ru (дата обращения 25 декабря 2011 г.).

экономики на период 2012-2015 гг., предполагающих, что значимого падения внешнего спроса в 2012-2013 гг. не произойдет, и, несмотря на видимое замедление темпов экономического роста в крупнейших странах мира, цены на нефть будут удерживаться на достаточно высоком уровне, что будет выгодно российской экономике. Предполагается, что стагнация экономической динамики в странах ЕС не приведет к значимому падению спроса на российские энергетические ресурсы. В течение всего прогнозного периода ожидается относительно высокая динамика роста ВВП (4,1-5,6%). Инвестиции в основной капитал в 2012-2015 гг. будут расти темпами, в основном превышающими темпы потребления населения.

Результаты расчетов были использованы для оценки объемов сбросов загрязненных сточных вод и объемов выбросов загрязняющих атмосферу веществ при сохранении существующей экологической политики и производственных технологий (коэффициенты образования загрязнений на единицу выпуска продукции, а также доли очистки и улавливания загрязняющих веществ по каждому виду экономической деятельности были взяты на уровне 2009-2010 гг.) (рис. 5-8).

Тыс. т

— Базовый —□— Пессимистический —Д— ИНП РАН —#— Экологический

Рис. 5. Прогнозные объемы выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, в 2010-2015 гг., тыс т.

Также был разработан сценарий (назовем его экологический), предполагающий экологизацию производственных (ежегодное сокращение, начиная с 2012 г., коэффициентов образования загрязнений на 1%, для имитирования снижения энергоемкости производства в матрице коэффициентов

5 ЭКО №7, 2012

Тыс. т 46000 _

44000 -^ _л

42000 40000 38000 36000 34000 32000

2010 2011 2012 2013 2014 2015

—♦— Базовый —□— Пессимистический —Д— ИНП РАН —#— Экологический Рис. 6. Прогнозные объемы выбросов загрязняющих атмосферу веществ с учетом автотранспортных выбросов в 2010-2015 гг., тыс. т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Млн т 7000

6500

6000

5500

5000

2010 2011 2012 2013 2014 2015

—♦— Базовый —□— Пессимистический —Д— ИНП РАН —#— Экологический

Рис. 7. Прогнозные объемы выбросов парниковых газов с учетом автотранспортных выбросов в 2010-2015 гг., млн т СО2-эквивалента

Млн м3

22000

20000 18000 16000 14000

2010 2011 2012 2013 2014 2015

—♦— Базовый —□— Пессимистический —Д— ИНП РАН —О— Экологический

Рис. 8. Прогнозные объемы сброса загрязненных сточных вод в 2010-2015 гг., млн м3

материальных затрат коэффициенты по строке «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» были снижены на 5%) и природоохранных технологий (повышение доли улавливания загрязняющих атмосферу веществ и степени очистки загрязненных сточных вод на 1% во всех отраслях деятельности экономики).

Экологический сценарий предполагал имитирование процесса реконструкции и строительства новых очистных сооружений: общая сумма инвестиций была перераспределена в пользу отрасли производства «Сбор, очистка и распределение воды» (доля ввода основных фондов в ней была увеличена на 10%). Сделано предположение, что данные мероприятия позволят увеличить долю очистки загрязненных сточных вод в рассматриваемой сфере на 10%. Предполагается увеличение текущих затрат на природоохранные цели в отраслях экономической деятельности (в матрице межотраслевых затрат коэффициенты материальных затрат по строке отрасли производства «Сбор, очистка и распределение воды» были увеличены на 5%, по столбцу данной отрасли - на 10%).

Более радикальные меры по улучшению природоохранной политики в среднесрочной перспективе не представляются возможными. Остальные предпосылки экономического развития российской экономики в прогнозируемом периоде были взяты идентичными базовому сценарию.

Перераспределение текущих и капитальных затрат в пользу природоохранной отрасли снижает конкурентоспособность других видов экономической деятельности, что приводит к некоторому (но не радикальному) снижению темпов роста ВВП в прогнозируемом периоде по сравнению с базовым сценарием: с 2012 по 2014 гг. ВВП увеличится на 20,4% (по базовому - на 21,4%).

В результате расчетов мы получили примерно одинаковую нагрузку на водные и атмосферные ресурсы по базовому сценарию и варианту экономического развития, предложенному ИНП РАН. По первому из этих прогнозов сброс загрязненных сточных вод в 2014 г. возрастет на 14%, по второму -на 17%; выбросы загрязняющих атмосферу веществ - на 16,5 и 14,6% соответственно (рис. 6 и 8).

Из-за радикального падения ВВП в 2012 г. и продолжающегося спада в 2013 г. пессимистический сценарий оказался самым экологичным: объем сброса загрязненных сточных вод за прогнозируемый период сократился на 11,4%, выбросов загрязняющих атмосферу веществ - на 2,1%, в том числе парниковых газов - на 0,2%. Не удается существенно снизить объем выбросов парниковых газов из-за роста автотранспортных

загрязнений (объем выбросов от стационарных источников сократился за этот же период на 3%); кроме того, оживление производства в 2014 г. влечет за собой рост суммарных выбросов. Снижение сброса загрязненных сточных вод в пессимистическом варианте происходит в основном за счет сфер экономической деятельности «Производство электроэнергии, сбор, очистка и распределение воды» (снижение объемов сброса в этих отраслях в 2014 г. по сравнению с 2012 г. составило 15,9%, а по базовому сценарию данные виды деятельности увеличили свой вклад в загрязнение водных ресурсов на 7,9%). Также существенно снижается нагрузка на водные ресурсы со стороны обрабатывающих производств: в базовом сценарии сброс загрязненных сточных вод увеличивается на 20%, в пессимистическом - снижается на 11,5%.

Как показали результаты расчетов, улучшения экологической ситуации можно добиться также в рамках экологического сценария (снижение объема сброса загрязненных сточных вод на 1,5%), так как в нем заложена модернизация водоочистного оборудования. Более существенное уменьшение экологической нагрузки не представляется возможным за небольшой прогнозируемый период времени. Снижение энергоемкости производства также позволяет уменьшить нагрузку на атмосферный воздух: в 2014 г. по экологическому сценарию будет выброшено загрязняющих веществ на 3,8% меньше (парниковых газов на 5,1% меньше), чем по базовому.

Результаты расчетов показали, что по всем четырем сценариям удается к 2014 г. выполнить Копенгагенское соглашение о желательном сокращении выбросов загрязняющими странами на 25-30% по сравнению с 1990 г. По базовому сценарию объем выбросов парниковых газов (от стационарных источников и автотранспорта) прогнозируется на уровне 6178,9 млн т, по пессимистическому - 5389,3, по экологическому -5864,5 млн т С02-эквивалента. Если выбросы парниковых газов составили в 1990 г. 8395,9 млн т С02-эквивалента, то оценка снижения выбросов к 2014 г. будет следующей: на 26% - по базовому, на 35% - по пессимистическому и на 30% - по экологическому сценарию. Однако, если влияние экономического роста в 2015-2020 гг. будет превышать влияние совершенствования и экологизации технологических процессов, то сохраняется вероятность нарушения к 2020 г. данного соглашения.

Таким образом, модельные расчеты иллюстрируют, что Россия «на пределе» будет выполнять международные соглашения, однако «не свернуть с данного пути» ей во многом «помогает» мировой экономический кризис.

Что делать

Обобщим предлагаемые специалистами экологической эко-номики10 основные направления совершенствования природоохранной политики.

1. Совершенствование структуры органов управления природоохранной деятельностью. Необходимо выделение из состава Министерства природных ресурсов и экологии управленческого органа с наделением последнего функциями государственного управления в области охраны окружающей среды и полномочиями контроля над природопользователями, в частности - над Министерством природных ресурсов. Упорядочение и разграничение деятельности органов экологического контроля - Росгидромета, Ростехнадзора и Росприроднадзора, которые наделены дублирующими полномочиями, поэтому перекладывают ответственность за природоохранную деятельность друг на друга. В результате растет число экологических нарушений при сокращении фактов наказаний и ликвидации последствий нарушений. Представляется целесообразным передать экологические функции Росгидромета и Ростехнадзора Росприроднадзору, с выведением последнего из-под контроля Министерства природных ресурсов и экологии.

2. Совершенствование системы экологических нормативов. Сейчас предприятия могут согласовать с управленческими органами (учитывая уровень коррупции в стране) практически любые показатели выбросов и сбросов. Представляется целесообразным упразднить нормативы, разрабатываемые в пределах установленных лимитов, которые в настоящее время по существу заменили временно согласованные нормативы.

10 Мкртчян Г.М., Пляскина Н.И. Топливно-энергетический комплекс и окружающая среда: экономические и правовые аспекты / Под ред. И.И.Думовой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. - 340 с.; Гофман К.Г. Экологизация налоговой системы // ЭКО. - 1994. - № 3; Данилов-Данильян В. Платить иль не платить... // Зеленый мир. - 2003. - № 5-6; Бурматова О.П. Тенденции трансформации механизма управления природоохранной деятельностью // Регион: экономика и социология. - 2010. - № 1. - С. 216-234.

3. Ужесточение контроля за соблюдением норм и стандартов в области природопользования, для чего необходимы действенная и эффективная система экологического мониторинга, усиление технической базы экологического контроля.

4. Расширение полномочий органов, занимающихся оценкой экологических последствий хозяйственных решений, в том числе и на федеральном уровне. В первую очередь необходимо возобновление функций экологической экспертизы, превратившейся в формально функционирующий институт.

5. Отказ от остаточного принципа финансирования природоохранной деятельности. Необходимо возобновление деятельности Федерального экологического фонда и экологических фондов субъектов Федерации, где аккумулируются платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду, целенаправленно используемые на экологические цели. Желательно увеличить число федеральных целевых программ природоохранного характера и их финансирование из средств бюджета, в частности за счет роста ставок экологических налогов. Необходимо усиление внимания государства к особо охраняемым природным территориям: они не должны влачить нищенское существование.

6. Совершенствование механизма платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. Из-за роста инфляции аккумулируемые средства быстро обесцениваются.

7. Необходимо по опыту развитых стран внедрение налогов на углерод и энергию, при производстве которой используются высокоуглеродсодержащие виды топлива.

8. Использование налоговых льгот и других финансовых стимулов экоинновационных процессов (зачеты экологических платежей в размере осуществленных природоохранных затрат, налоговые льготы и каникулы, дифференциация налоговых ставок, льготные кредиты, государственные гарантии экологических займов) при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов и т.д. В развитых странах активно используется ускоренная амортизация основных фондов природоохранного назначения. Например, для очистного оборудования предусмотрен срок амортизации от двух до пяти лет.

9. Необходимо широко распространять элементы природоохранного управления, которые пока носят символический характер, - экологический аудит, экологическое страхование, экологическую сертификацию, гибкое ценообразование экологической продукции.

10. Целесообразно также внедрение новых рыночных инструментов: торговля квотами на выбросы, создание банков и бирж прав на загрязнение по примеру международной практики (например, торговля квотами в США на выбросы С02 и NOx активно осуществляется с начала 1990-х годов). Фирмы, сокращая выбросы ниже уровня квот, будут экономить права на загрязнение и вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Такие банки смогут также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т.е. временные права на увеличение выбросов. При расширении рынка прав на загрязнение возникнет необходимость в посреднических сделках по купле-продаже прав на выбросы.

11. Создание эффективной системы экологического образования и стимулирование научной деятельности в области решения экологических проблем. В частности, нужен специализированный научно-исследовательский институт для разработки мер совершенствования экологической политики, оценки их народнохозяйственной эффективности с использованием методов моделирования и прогнозирования.

В заключение еще раз подчеркнем, что стимулами для природоохранной деятельности не могут служить исключительно экономические меры, особенно на стадии формирования эффективной экологической политики11. В течение последнего десятилетия в мировой эколого-экономической науке активно развиваются подходы, предполагающие комбинирование как информационно-идеологических и административных, так и экономических инструментов экологической политики, направленной на поддержание траектории устойчивого развития.

11 Глазырина И.П. Экологические инновации и государственное регулирование: обзор зарубежных подходов и некоторые выводы для России //Экономика природопользования. - М.: ВИНИТИ, 2008. - № 1. - С. 52-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.