Региональная и отраслевая экономика
УДК 504
Л.В. Вахитова
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Общественное развитие, основанное на росте деловой активности в сфере материального производства, всегда связано с использованием природных ресурсов и характеризуется высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду.
Так, исследование процессов взаимодействия между производственными и экологическими факторами показало, что при росте объема производства на 1 % и неизменном его техническом уровне прирост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет 1,3 %, сбросов в водные объекты - 0,9 %, образование отходов -1,7 % [4]. Очевидно, что подобная динамика воздействия общественного производства на окружающую природную среду (ОПС) чревата деградацией окружающей среды и экосистем. При этом восстановление экосистем территории требует значительных затрат (не менее 3-5 % от ВВП). Однако реальное финансирование природоохранной деятельности в РФ остается недостаточным и составляет, по оценке специалистов, примерно один процент от ВВП страны. Разрешение противоречия между нарастанием экологических проблем и масштабами производства является задачей механизма управления природопользованием и охраны ОПС.
Механизм управления природопользованием и охраны ОПС представляет собой совокупность методов и инструментов управления, с помощью которых регулируются процессы природопользования в совокупности с производственными и социально-экономическими, обеспечивается должный уровень экологичности производства и потребления, сохраняется качество окружающей среды. Традиционно методы и инструменты данного механизма управления объединяются в сле-
дующие группы: административные, финансово-экономические и рыночные.
Анализ действующего механизма управления природопользованием и охраной ОПС показал, что наибольшее распространение получили административные методы управления (система природоохранного законодательства; система нормативов, стандартов, регламентов для производства, технологий; система нормативов воздействия на ОПС; применение запретов, разрешений; лицензирование; и т. д.)
Известно, что использование административных методов управления требует значительных финансовых ресурсов. В связи с этим возрастает значимость экономического блока, который охватывает все виды экономического стимулирования (платежи, штрафные санкции, возмещение ущербов, дотации, субсидирование проектов природоохранного назначения, льготное кредитование и налогообложение). Сегодня возможности экономического регулирования природоохранной деятельности предприятий-загрязнителей практически исчерпаны.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости развития экономического механизма путем использования в управлении природопользованием и охраной ОПС рыночных отношений.
Такой подход успешно реализуется в зарубежной практике. Глобальным проектом в данной области стал Киотский протокол, ограничивающий выбросы парниковых газов. К числу успешно реализуемых программ торговли квотами на выбросы стоит отнести программы агентства по охране окружающей среды (ЕРА) США по регулированию выбросов диоксида серы (Б02), окиси азота (КОх), программы по
Региональная и отраслевая экономика
регулированию свинцовых примесей в бензине и выбросов хлорфторуглеродов (ХФУ). Сегодня на Западе существует развитый рынок по продаже объемов сокращенных выбросов, созданы специализированные углеродные биржи, на рынке действуют брокеры и компании, оказывающие юридические услуги, обеспечивающие сопровождение проектов. В России опыт использования рыночного механизма для снижения выбросов парниковых газов (например, на Архангельском ЦБК) не получил большого распространения.
Теоретической предпосылкой создания рынков прав на загрязнение является принцип всеобщности рынка, согласно которому рыночная экономика подразумевает охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком. В случае, если все факторы производства, кроме способности ОПС ассимилировать отходы производственной деятельности человека, будут предметами рыночного торга, то экстернальные издержки загрязняющих производств приведут к деградации природы, т. е. к неэффективности рыночной экономики.
Впервые обоснование рыночному распределению прав на загрязнение дал Р. Коуз, выдвинувший идею, что при таком распределении происходит уменьшение производства и загрязнений до уровня, когда предельная чистая прибыль производителя не превышает компенсируемого им ущерба. При этом уровень загрязнения определяется правами (или квотами) на допустимое загрязнение, а их недоиспользование (экономия) дает возможность биржевой или договорной торговли последними, также обеспечивая интерес предпринимателей к использованию экологически чистых технологий.
Рыночный метод обеспечивает минимизацию общих затрат на достижение заданного качества окружающей среды за счет уменьшения выбросов у загрязнителей с низкими издержками. На бирже квот возникает цена квоты, формирующаяся из средних предельных издержек предприятий по осуществлению экологических мероприятий. Экономическими предпосылками создания биржи квот по загрязнению являются различные уровни затрат по снижению выбросов одноименных ингредиентов на различных предприятиях.
По своей сути существующая ныне в России процедура утверждения для предприятий-загрязнителей ПДВ, ПДС, ЛО и последующее осуществление предприятиями платежей в бюджет государства за осуществленное загрязнение есть продажа государством предприятиям прав на загрязнение (или взимание рентных платежей за использование способности природы поглощать загрязнения). Однако в данном случае рыночный механизм функционирует неполно, поскольку отсутствует возможность выхода на рынок со своей квотой. Поэтому в России необходимо создать условия для рыночного обмена квотами по загрязнению окружающей среды.
Снижение негативного воздействия на ОПС с использованием рыночных методов многие ученые связывают с понятием ассимиляционного потенциала природы. Ассимиляционный потенциал окружающей среды (АПОС) означает способность биосферы или ее составляющих ассимилировать или усваивать различные негативные антропогенные (в том числе стихийные природные) воздействия и загрязнения в определенных пределах без существенного изменения своих основных свойств [2]. До тех пор, пока эта способность природы сохраняется, дополнительных затрат на восстановление качественных ее параметров не требуется.
Количественно процесс регулирования объемов привнесения загрязнений и их поглощения экосистемой можно описать на основе энергобаланса взаимодействия в системе «антропогенная деятельность - экосистема», предложенной Т.А. Акимовой:
где а - энергетический баланс в экосистеме; Эз в - энергия (энтропия) загрязняющих веществ; Эас п - энергия ассимиляционного потенциала экосистемы; Этр д - энергия целенаправленной трудовой деятельности, направленной на снижение эмиссии загрязняющих веществ.
Формула подтверждает тезис о том, что природный баланс можно поддерживать снижением Эз в или увеличением Этр д , так как энергия АПОС относительно стабильна.
На данный момент мировое сообщество осознало важность поддерживания природного баланса, в связи с чем появилось понятие «устойчивое развитие». Под устойчивым развити-
^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2010. Экономические науки
ем понимают устойчивость темпов экологического роста (не более 2-3 % в год), при котором уровень давления на окружающую среду компенсировался бы темпами восстановления ее качеств.
Существующие теоретические разработки российских ученых в области рыночного распределения квот по загрязнению (по использованию АПОС) имеют ряд нерешенных вопросов касательно практического использования и оценки показателей, характеризующих процесс взаимодействия в системе «общественное производство - окружающая природная среда», т. е. использования ассимилирующей способности ОПС как предмета квотирования.
Наиболее интересным способом оценки ассимилирующей емкости является расчет АПОС территории в натуральном выражении (Ат), который определяется суммированием условного АП атмосферного воздуха (Аа), водных объектов (Ав), почвогрунтов (Ап) [3]:
Ат = Аа +Ав + Ап .
Основой количественной оценки АПОС по мнению большинства авторов является определение АПОС на основе существующей системы предельных нормативов воздействия на ОПС с последующей оценкой в стоимостном выражении.
Система предельных нормативов концентрации загрязняющих веществ позволяет определить безопасные (нормативные) для окружающей среды уровни загрязнений промышленными пред-
приятиями: предельно-допустимые выбросы (ПДВ) в атмосферу, предельно-допустимые сбросы (ПДС) в водные объекты, лимиты отходов (ЛО) для размещения в почве. Поэтому сумма ПДВ, ПДС и ЛО может отражать величину негативного воздействия на окружающую природную среду, которая не превысит АПОС территории (Аа):
т ( г г ,
Ат = X X ПДВ, + X ПДС, + X ЛО
где I - загрязняющее вещество; т - промышленные предприятия [4].
Таким образом, количественная оценка АПОС позволяет идентифицировать его как товар, собственником которого является государство, устанавливающее первоначальные на него цены. Пользователи квот, в свою очередь, формируют спрос и предложение на рынке квот по загрязнению. Так создаются условия реализации рыночных отношений, где природа становится полноправным участником.
Значительная площадь нашей страны, разнообразие загрязняющих отраслей промышленности, различная интенсивность нагрузки на АПОС территории региона обусловливают необходимость построения эффективной системы регионального управления этим потенциалом. Подобный механизм позволяет мотивировать предприятия и консолидировать усилия всех загрязняющих объектов, направленных на снижение загрязнения ОПС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яндыганов, Я.Я. Экономика природопользования [Текст] / Я.Я. Яндыганов. - Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 1999.
2. Рыночный механизм охраны природы и его экономическая модель [Текст] / А.Я. Щукина // Эко-
номика природопользования. - 2006. - № 3.
3. Елкина, Е.Г. Управление экологическими ресурсами [Текст] : моногр. / Е.Г. Елкина - М.: Палео-тип, 2005.