Финансовый менеджмент
рыночные инструменты финансового регулирования малого бизнеса
м.в. дубовик,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории российская экономическая академия им. Г. в. Плеханова
Сегодня малый бизнес во многих странах является приоритетным направлением и одним из важнейших показателей конкурентоспособности экономики страны в целом. В России же еще слишком много барьеров для развития малого бизнеса (МБ). Однако именно в сфере рыночного регулирования наблюдается некий сдвиг в положительную сторону, что позволяет сделать выводы о больших дальнейших перспективах развития малого предпринимательства (МП) в нашей стране.
Характерной особенностью малого предпринимательства является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников.
Мировая практика показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития малого и среднего бизнеса. Малый бизнес выступает одновременно фактором эффективности предпринимательской среды, являясь ее непосредственным субъектом и результатом условий эффективности функционирования. Условия функционирования малого бизнеса во многом формирует государство через механизмы и инструменты регулирования малого бизнеса.
Во многих странах малый бизнес — это реальный показатель конкурентоспособности экономики, но в России ситуация совершенно иная. Несмотря на быстрый рост малого бизнеса (оборот в январе — сентябре 2006 г. увеличился на 17,1 %, инвестиции — на 25,9 %), он развивается неравномерно. Подавляющее большинство — 70 % — работают в торговле, в промышленности и строи-
тельстве — по 13 %, в сфере высоких технологий и здравоохранении — по 2 %. Например, в сфере инновационного предпринимательства занято от 1,4 до 3,5 % малых предприятий, из них по-настоящему инновационными являются не более 15 %.
Все изложенные данные говорят об одностороннем развитии малого бизнеса в России. Для того чтобы повысить конкурентоспособность российского малого бизнеса, необходимо учитывать три основных фактора, способствующих развитию предпринимательства. Первый из них — мотива-ционный — включает общую оценку финансового состояния, условий и перспектив ведения бизнеса, а также степень поддержки властью. Второй фактор — институциональный — предполагает характеристику конкурентных условий, уровень трансакционнных издержек и комплексной безопасности ведения бизнеса (включая защиту от административного прессинга и недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний). Третий фактор — инфраструктурный — определяется степенью развитости правовой инфраструктуры и наличия материальной инфраструктуры, которая для малого предпринимателя, как правило, выражается в доступе или обеспеченности производственными, офисными площадями.
Практическое отражение эти три направления получают в финансовом регулировании малого бизнеса, осуществляемом государством с использованием определенной совокупности инструментов.
Так, если говорить об основных направлениях финансового регулирования малого бизнеса, то можно выделить следующие (рис. 1).
Каждому направлению финансового регулирования малого бизнеса соответствуют присущие только ему инструменты.
Рис. 1. Основные направления финансового регулирования малого бизнеса
Особое место в развитии малого бизнеса занимают финансовые инструменты регулирования, такие как кредитно-денежная политика, налоговая политика, микрокредитование, государственная поддержка, лизинг и др. Каждый из инструментов влияет на конкурентоспособность малого предпринимательства и имеет особое значение для развития экономики в целом.
Финансовое регулирование малого бизнеса можно рассматривать по направлениям воздействия:
• регулирование доходов;
• регулирование цен.
Регулирование доходов осуществляется посредством установления различных объектов налогообложения, введения специализированных налоговых режимов. Кроме того, создание благоприятного инвестиционного климата в реальном секторе экономики также оказывает непосредственное влияние на доходы малых предприятий.
Что касается регулирования цен, то здесь особое значение имеет государственное регулирование и финансирование малого бизнеса, развитие рынка лизинга малого бизнеса, а также микрокредитование и венчурное инвестирование, достаточно новая сфера для малого бизнеса в России.
Кроме разделения по направлениям воздействия финансовые инструменты делятся на две группы:
1) государственные,
2) рыночные инструменты финансового регулирования.
К государственным инструментам регулирования относятся:
• кредитно-денежная политика;
• валютная политика;
• бюджетная политика, в том числе.
—государственное финансирование; —налоговая политика. К рыночным инструментам относятся:
• микрокредитование;
• лизинг;
• венчурные инвестиции;
• общества взаимного кредитования.
В рамках анализа финансовых инструментов регулирования необходимо отметить их эффективность в развитии малого бизнеса, динамику формирования и функционирования, положительные и отрицательные последствия их использования.
Именно рыночные инструменты сегодня играют основную роль в становлении малого бизнеса не только в России, но и в других странах. Они оказывают прямое воздействие на конкурентоспособность этого сектора экономики. На современном этапе развития малого бизнеса огромное значение приобретают такие рыночные инструменты, как лизинг и венчурное финансирование. Существенным отличием использования данных инструментов является стадия, на которой они используются для регулирования малого предпринимательства. Так, лизинг характерен для малого предпринимательства с продолжительной историей существования на рынке, а вот венчурное финансирование, напротив, используется для новых, еще не освоившихся участниках малого бизнеса. Если говорить о лизинге, то стоит отметить, что это одно из перспективных направлений поддержки малого бизнеса. Приобретение оборудования на условиях лизинга позволяет субъектам малого предпринимательства разрешить одну из острейших проблем начинающих и развивающихся предпринимателей — проблему дефицита финансовых ресурсов.
Преимущества лизинга для малых и средних предприятий связаны с тем, что:
• лизинг не требует обеспечения, что отличает его от банковских ссуд, которые традиционно сопровождаются необходимостью предоставления гарантий по возврату средств. Достаточно часто малые и средние предприятия не имеют требуемого обеспечения, а, следовательно, их доступ к банковским кредитам ограничен;
• в случае оперативного лизинга ремонтом и обслуживанием оборудования занимается лизингодатель; у малых и средних предприятий, как правило, нет технических возможностей, знаний и умений делать это своими силами;
• при лизинге оборудования у малых и средних предприятий появляется возможность направить
Рис. 2. Распределение лизинговых сделок по категориям бизнеса1
Рис. 3. Долевая структура сделок разного объема в общем числе сделок, 2005 год2
Рис. 4. Долевая структура сделок, заключенных на определенный срок в общем объеме сделок в 2005 г.3
денежные средства, которые оно потратило бы в случае покупки данного оборудования, например на формирование оборотного капитала; • даже при том, что лизинг означает «внешнее финансирование», роста долгосрочных долговых обязательств не происходит. Поскольку взятое в лизинг оборудование не находится на балансе предприятия, следовательно, не существует и дополнительных балансовых обязательств;
1 Источник: www. raexpert. ru.
2 Источник: www. raexpert. ru.
3 Источник: www. raexpert. ru.
• кредитную историю и/или залог, которых требуют многие финансовые учреждения от потенциального заемщика, в случае с лизингом заменяют прогнозные оценки будущего потока денежных средств. Это очевидное преимущество для малых и средних предприятий, поскольку у многих из них отсутствует кредитная история, часто, как это уже отмечалось выше, у них нет требуемого обеспечения, залога. Российские лизинговые компании с каждым годом все активнее работают с малым бизнесом. Работа с «малышами» дает им не только огромное и перспективное поле для деятельности, но и возможность лучше отслеживать рыночную конъюнктуру. Кроме того, по признанию самих представителей лизинговых компаний, малый бизнес является самым дисциплинированным их клиентом. Но для того, чтобы эффективно работать на этом рынке, крупным лизинговым компаниям необходимо разработать и внедрить адекватную скорринговую модель оценки лизингополучателей, иметь достаточно разветвленную филиальную сеть и быть готовыми к сокращению средней суммы сделки при увеличении числа лизингополучателей — компаний малого бизнеса.
За 2005 г. доля сделок лизинговых компаний с малым бизнесом удвоилась. Так, если в портфеле старых сделок она составляла лишь порядка 19 % от общего числа сделок, то в портфеле новых сделок, заключенных в 2005 г., — уже 38 % (рис. 2).
К концу 2005 г. с малым бизнесом работало более 60 % лизинговых компаний. У 47,1 % компаний объем сделок с малым бизнесом по сравнению с прошлым годом вырос более чем в 1,5 раза. При этом интенсификация работы с малым бизнесом в 2005 г. привела к сокращению средней суммы сделки у более чем половины компаний: средняя сумма сделки с малым бизнесом за год сократилась на 25 % и составила порядка 1 млн руб. Обратная тенденция наблюдалась у одной трети компаний. Никакой зависимости динамики средней суммы сделки от размера компании, степени ее специали-зированности и опыта работы в данном сегменте не прослеживалось. По-видимому, одной из основных причин неоднородности тенденций является то, что лизинговые компании работают с малым бизнесом из различных секторов, что, несомненно, влияет на условия сделок. В целом же доля сделок на сумму от 300 тыс. до 3 млн руб. составила больше половины от общего числа сделок (рис. 3.).
Основная масса сделок заключается на срок от 1 года до 3 лет (рис. 4). Это несколько меньше,
чем в среднем по рынку. При этом сделки на срок более 5 лет пока что вообще единичны.
Однако говорить о долгосрочной тенденции такой структуры сделок сейчас невозможно. Спрос малого бизнеса станет более диверсифицированным. Это зависит от того, как он освоит лизинговый механизм, а также от темпов продвижения лизинговых компаний в пока еще малоосвоенные ими области.
Лизинговые компании уже достаточно активно работают с малым бизнесом не только в центре, но и в регионах (рис. 5). Наибольший объем лизинговых сделок с малым бизнесом приходится на Центр и Поволжье — их доля (без учета Москвы) составляет более 3/4 от общего объема сделок. Сравнительно слабо лизинг для малого бизнеса представлен пока в Сибири, на Урале и Юге России. Однако именно эти регионы являются потенциально наиболее активными областями развития лизинга для малого бизнеса в ближайшие несколько лет.
Развитие лизинговых услуг для малого бизнеса поддерживается не только за счет увеличения числа и активности потенциальных лизингополучателей и их уверенности в надежности и выгодности данного механизма финансирования, но и за счет роста интереса лизинговых компаний к этому сегменту рынка. Лизинговые компании считают малый бизнес не только перспективным, но и достаточно надежным партнером. В результате по малым предприятиям реже возникают ситуации с просрочками и неплатежами. Лизинговые компании уже оценили это и при работе с малым бизнесом в полтора раза чаще, чем обычно, идут на осущест-
1 - Санкт-Петербург
2 - Москва
3 - Южный ФО
4 — Центральный ФО
(не включая Москву)
5 — Уральский ФО
6 — Сибирский ФО
Северо-Западный ФО
7 — (не включая
Санкт-Петербург)
8 — Дальневосточный ФО
9 — Приволжский ФО
Рынок лизингка в целом
Сегмент малого бизнеса
Рис. 5. Распределение лизинговых сделок по регионам России в 2006 г.4
1 Источник: www. гаехрег1 ги.
вление сделок без какого-либо дополнительного обеспечения. В остальных случаях они предпочитают применять для повышения надежности сделки те же способы, что и при осуществлении сделок с другими предприятиями. Наиболее популярными способами обеспечения сделок при работе с малым бизнесом, как и при работе с крупным и средним бизнесом, являются аванс в размере 25 — 30 % от суммы сделки и поручительство юридических лиц. Широко применяются также гарантии физических лиц и залог.
Дополнительной гарантией надежности лизингополучателей из числа предприятий малого бизнеса является их детальная оценка на этапе рас -смотрения заявки. Основные требования, которые при этом предъявляют лизинговые компании, — это достижение установленного ими значения порогового уровня коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, коэффициента автономии, коэффициентов рентабельности собственного капитала и активов. Некоторые компании также требуют, чтобы стоимость сделки не превышала объема валюты баланса на последнюю отчетную дату, другие — чтобы объем годового оборота не превышал суммы лизингового платежа. Несмотря на достаточно жесткие в ряде случаев условия, доля удовлетворенных заявок составляет более половины — 67 %. Это лишний раз свидетельствует о том, что лизинговые компании достаточно адекватно оценивают малый бизнес.
Конечно, типовые требования не всегда позволяют точно оценить будущую платежеспособность потенциального лизингополучателя, однако при расширении масштабов работы с малым бизнесом для крупных компаний основным конкурентным преимуществом становится именно скорость оценки лизингополучателей. С одной стороны, это позволяет работать с большим числом клиентов, с другой — максимально сократить себестоимость сделки в части услуги, непосредственно оказываемой лизингодателем, а значит, и сделать ее более доступной для тех же малых предприятий. Что касается малых предприятий, не соответствующих базовым требованиям крупных лизинговых компаний, они могут попытаться обратиться в одну из небольших специализированных региональных компаний, практикующих индивидуальный подход.
Как показывает мировой опыт, малый бизнес обладает большей способностью к инновациям, чем крупные компании. Свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая
апробация выдвинутых оригинальных предложений — далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и реализации технических проектов. По имеющимся оценкам, на решение вопросов разработки большинства технических новаций и доведения их до стадии промышленного образца малые фирмы затрачивают примерно в 4 раза меньше времени, чем крупные предприятия.
Для реализации инновационных проектов малым предприятиям требуются финансовые средства в виде венчурного капитала, а не в виде микрокредитов, которые, как правило, предоставляются для развития предприятия или увеличения его производственных мощностей. Под венчурным капиталом понимается «исключительно рисковый капитал для компаний или проектов, сопряженных с риском выше среднего». Поставщик рискового капитала — инвестор венчурного капитала — в ряде случаев становится совладельцем предприятия, которому предоставляются средства.
К отличительным чертам венчурного финансирования следует относить следующее,
Во-первых, венчурные финансисты исследуют долгосрочную перспективу финансового состояния на основе детального изучения особенностей предполагаемой новой продукции, технологии и прогнозируют размеры будущих рынков.
Во-вторых, фирмы венчурного капитала являются собственниками, их инвестиции осуществляются в виде акционерного капитала. Иными словами, венчурный капитал размещается в форме акционерного капитала, а инвесторы становятся акционерами малых инновационных фирм.
В-третьих, венчурное финансирование отличается от других форм более высоким уровнем рискованности из-за отсутствия каких-либо гарантий успешного роста начинающей компании. Это является отрицательной чертой данной формы финансирования. Однако успех новой технологии может окупить расходы на ее разработку с лихвой, в сотни тысяч раз.
Можно выделить два важнейших недостатка венчурного финансирования, касающихся, прежде всего, малых предприятий:
• частичная потеря независимости предпринимателем;
• некоторые венчурные инвесторы предъявляют компаниям слишком жесткие требования («хищный» капитал).
Следует отметить, что венчурное финансирование осуществляется юридическими и физическими лицами как через венчурные фонды, так и напрямую, без посредников. Российское законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц (индивидуальных инвесторов), так и предприятий различных организационно-правовых форм.
Венчурное финансирование осуществляется в следующих формах:
• приобретение обыкновенных акций с правом голоса, дающих право на дивиденд только после покрытия всех других обязательств компании;
• приобретение привилегированных акций без права голоса, но обладающих приоритетным правом на дивиденды и погашение;
• предоставление ссуды, через какое-то время нередко конвертируемой в акции.
В настоящее время в России действует примерно 40 управленческих компаний, проводящих сделки с венчурным капиталом; их капитал оценивается на уровне 2,5-3 млрд долл. США. Из этой суммы 500 млн долл. США имеются в наличии, и 350 млн. дол. США были действительно инвестированы. Большинство инвесторов пришли на рынок российского венчурного капитала восемь лет назад и ранее. Новых крупных участников этого рынка так и не появилось. Это связано, прежде всего, с финансовым кризисом 1998 г., приостановившим подготовку нескольких программ венчурного финансирования.
Наибольший вклад в создание индустрии венчурного капитала в России внес ЕБРР, чуть меньший — МФК (Всемирный банк) и Агентство по международному развитию США. Региональные венчурные фонды (РВФ) Европейского банка служат в России важным источником финансирования средних предприятий путем покупки доли в уставном капитале предприятия.
Региональные венчурные фонды создавались ЕБРР и несколькими донорами для поддержки предприятий, недавно приватизированных в рамках крупномасштабной государственной программы приватизации, когда свыше 15 тыс. средних предприятий перешло в частный сектор. Главная задача РВФ — обеспечить прибыль на акционерный капитал путем участия в коммерчески жизнеспособных инвестиционных проектах. Тем самым они способствуют реструктуризации и развитию экономики региона, в котором работают.
В последние годы в России действует в общей сложности 10 РВФ с общим капиталом 320 млн
евро. При анализе рынка российского венчурного капитала необходимо выделить деятельность трех активно действующих групп РВФ, где основную роль играют следующие фонды: «Квадрига», «Орел» и «Норум».
Российская ассоциация венчурного инвестирования (далее — РАВИ) была образована в 1995 г. для содействия созданию и развитию венчурного капитала в России и для лоббирования интересов своих членов, главным образом, действующих в стране фондов венчурного капитала и своих ассоциированных членов — консалтинговых компаний (аудиторские, юридические и другие фирмы), региональных технологических фондов.
Занимается РАВИ информированием общественности и предпринимателей о венчурном капитале как важнейшем инструменте финансовой поддержки развития, а также подготовкой специалистов для компаний венчурного капитала и др. За время своего существования РАВИ внесла существенный вклад как в дело поддержки инструмента венчурного капитала, так и в отстаивание интересов своих членов. Однако для большего охвата рынка малым предприятиям необходимы усилия большего числа заинтересованных сторон, как, например, банков, аудиторских и юридических фирм, сетей малых и средних предприятий и других организаций.
В развитых странах подавляющая часть всех научно-технических разработок осваивается малыми инновационными предприятиями. В России численность малых инновационных предприятий, действующих в приоритетных направлениях развития науки и технологий, в последние годы не увеличивается и составляет порядка 2 тыс. При этом только около половины из них имеют успешный опыт коммерциализации научных разработок. Из-за отсутствия рынка высокотехнологичной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости инновационная деятельность остается наиболее рискованной.
Еще хуже обстоят дела с внедрением результатов научных исследований. Десятилетняя практика коммерциализации объектов интеллектуальной собственности силами отдельных специалистов и научных коллективов показала, что после успешного старта проблемы в виде противодействия поставщиков импортной продукции, санкций государственных структур за самовольное использование результатов, полученных за счет бюджетных средств, только начинаются. Поэтому до серийного производства доводится всего лишь 3 % перспективных изобретений.
В развитых зарубежных странах давно уже отработан механизм финансирования рисковых инновационных проектов. На российском рынке «венчурной индустрии», по исследованиям РАВИ, работают порядка 50 зарубежных фондов с общей капитализацией около 3 млрд долл. Но сфера их интересов в основном ограничивается инновациями на потребительском рынке. За последние 5 лет иностранные инвесторы вложили в инновационные проекты 331 млн долл. США. При этом иностранные инвесторы предпочитают проекты на позднем этапе их воплощения, когда предприятию нужны средства на расширение производства, и лишь в 3 % случаев — на самых ранних стадиях.
В отечественной практике венчурное финансирование, в первую очередь, должно исходить от финансово-промышленных групп, взаимодействие которых с малыми инновационными предприятиями будет способствовать кардинальному обновлению технической базы всех отраслей национального хозяйства. Именно венчурный бизнес может выступить в качестве мощного катализатора притока инвестиционных ресурсов в сферу МП. В России отсутствует статус наибольшего правового благоприятствования, который данный финансовый инструмент получил с учетом связанного с ним дополнительного риска и его значимости для развития экономики в других странах, включая Западную Европу и США. Нормативное регулирование должно охватывать развитие венчурного капитала в масштабе всей экономики, а не ограничиваться высокотехнологичными и такими новыми для экономики видами деятельности, как электронная коммерция, высокотехнологичные отрасли и т. д.
В России венчурный бизнес пока получил слабое распространение. Спрос на венчурный капитал значительно превосходит его предложение. Одной из причин такого положения является отсутствие адекватной законодательной базы. В частности, отсутствует правовое определение понятий «венчурный фонд», «венчурное финансирование», «венчурный капитал» и др. В нашей стране нет отдельного закона или положения о венчурном капитале. По сути, венчурный капитал как правовое понятие просто не существует. Как следствие, для венчурного капитала нет и благоприятных правовых условий, которые удовлетворяли бы как потребностям венчурного капиталиста, так и инвестируемой компании. Механизмы реализации венчурного финансирования юридически недостаточно разработаны. В связи с этим возникают про-
блемы, связанные с пробелами в законодательстве и не до конца отработанными законами. Необходима законодательная база, которая позволила бы широкому кругу российских инвесторов осуществлять прямые инвестиции в малые инновационные предприятия.
Несмотря на то, что лизинг и венчурное финансирование — это самостоятельные финансовые инструменты, они не исключают друг друга, поскольку для МП они проявляются на различных стадиях его развития.
Лизинг используется на этапе, когда необходимы средства для совершенствования уже существующих технологий и производственных процессов.
Венчурное финансирование связано с высокой степенью риска, поскольку венчурный капитал — это средства, размещаемые в виде акционерного капитала предприятия сферы МБ, только начинающего свою деятельности и реализующего инновационные проекты.
Несмотря на активный рост рынка лизинга и возрастание интереса к венчурному капиталу, такой инструмент, как микрофинансирование, является наиболее распространенным финансовым инструментом.
Цель микрофинансирования состоит в создании динамичной и эффективной системы финансирования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.
Микрофинансирование способствует решению следующих важнейших задач:
• развитие и декриминализация мелкого бизнеса, поскольку легальное микрофинансирование приводит к снижению количества ростовщиков и приучает предпринимателей работать с прозрачными денежными потоками и банковской системой;
• снижение остроты социальных проблем через борьбу с безработицей и бедностью, повышение материального благополучия социально незащищенных слоев населения;
• содействие расширению банковской клиентской базы, так как по мере своего развития клиенты микрофинансовых организаций переходят на обслуживание в банки с уже сформированной кредитной историей;
• содействие развитию взаимодействия между банками и небанковскими финансовыми
организациями (кредитными кооперативами, фондами поддержки малого предпринимательства, иными МФО) на условиях взаимного экономического интереса и дополнения линейки финансовых продуктов каждого из институтов. Небанковские институты, как правило, при этом дополняют и расширяют банковское предложение, способствуют внедрению безналичных расчетов в малый бизнес, воспитанию клиентской дисциплины у МП; • содействие более полному развитию института бюро кредитных историй, поскольку базы кредитных бюро в этом случае дополняются информацией о клиентах, получающих финансовые услуги в небанковских организациях. На сегодняшний день функционирует порядка 1 000 небанковских микрофинансовых организаций (данные ежегодного выборочного обследования микрофинансовых организаций, проводимого Российским микрофинансовым центром совместно с Ресурсным центром малого предпринимательства, 2005 год). В 2005 г. совокупный портфель займов микрофинансовых небанковских организаций составил 450 — 500 млн долл. США.
Микрофинансовые организации играют важную роль в становлении финансового рынка. Во-первых, МФО являются для многих микропредприятий единственным источником внешних заемных средств и, что не менее важно, разнообразных консультационных, образовательных, информационных услуг. Во-вторых, с ростом бизнеса заемщика растут и его финансовые потребности, что приводит, в конечном счете, к переходу предпринимателя на уровень банковского кредитования. При этом стоит отметить, что у этого предпринимателя уже имеется кредитная история.
Развитию МФО на данном этапе препятствует недостаточный объем финансовых ресурсов. Выходом могли бы стать кредиты банков, особенно тех банков, которые хотели бы работать с потребителями микрокредитов, но не готовы пока вкладываться в развитие необходимой инфраструктуры.
Государство является основным институтом, устанавливающим «правила игры» для малого предпринимательства. Путем разработки системы налогообложения и финансирования, а также создания инвестиционно привлекательной среды, государство оказывает влияние на сферу малого бизнеса. Формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства, является основной задачей органов государственной власти.
Система налогообложения является, пожалуй, наиболее обсуждаемым инструментом регулирования малого бизнеса, поскольку именно налогообложение влияет на уровень доходов малого предпринимательства и в связи с этим вопрос о налогообложении вызывает немало споров и разногласий.
В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима:
• упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
• система налогообложения вмененного дохода. Говоря о плюсах и минусах упрощенной системы налогообложения, к достоинствам упрощенной системы можно отнести:
• значительную экономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);
• заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;
• право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).
К недостаткам этой системы, в частности, относят:
• вероятность утраты права работать на «упро-щенке» — в этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;
• отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей — плательщиков этого налога;
• при переходе с «упрощенки» необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
• при потере права применять «упрощенку» нужно восстанавливать данные бухучета за весь «упрощенный» период;
• перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым, поэтому «упрощенные» фирмы (при объекте налогообложения «доходы минус расходы») не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и др.;
• перед переходом на «упрощенку» нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;
• у фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).
Применение УСН в целях облегчить налоговое и административное бремя своей фирмы в результате оборачивается сокращением прибыли налогоплательщика из-за потерь на возмещаемых — а в случае субъекта УСН правильно сказать невозмещаемых — налогах (НДС). Таким образом, у «упрощенки» должна быть ясная цель.
В итоге, безусловной выгодой налогоплательщика, перешедшего на УСН, можно считать только сокращение трудозатрат на ведение бухгалтерского и налогового учета. Однако многих налогоплательщиков способен привлечь такой критерий даже в том случае, если он оказывается единственным. Для таких налогоплательщиков, взвесивших все «за» и «против» и решивших все-таки перейти на УСН, отдельно остановимся на вопросах механизма применения специального режима и месте налоговой службы в этом механизме.
Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — единый налог) вводится в действие по решению субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующего регионального закона.
Система единого налога предусмотрена для применения в тех сферах предпринимательской деятельности, где не представляется возможным осуществление контрольных и учетных функций предпринимательских операций, либо проведение учетных мероприятий затруднено и малоэффективно.
Следует отметить, что, в отличие от упрощенной системы налогообложения, переход на систему единого налога является обязательным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
При этом налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отно-
шении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
Проблема финансирования малого бизнеса является наиболее важной из всех программ поддержки предпринимательства. Финансовый аспект, безусловно, является важным, но далеко не определяющим фактором развития бизнеса, в особенности, если рассматривать проблему с точки зрения государственной политики.
Действительно, государство неоднократно объявляло развитие малого бизнеса в качестве одного из главных социально-экономических приоритетов. На финансирование программ поддержки малого предпринимательства регулярно выделяются бюджетные ресурсы. Принято говорить об их хронической недостаточности, и это действительно так. Но никто пока не оценил реального масштаба финансовых потребностей малого бизнеса, а главное — рациональные условия размещения, оборота, воспроизводства бюджетных средств, вкладываемых в предпринимательство.
Таким образом, рыночные инструменты финансового регулирования малого бизнеса осуществляют немалый вклад в его развитие, способствуют динамичному росту сектора малого предпринимательства, повышают его конкурентоспособность.
В рамках развития мировой глобализации, укрепления позиций России на международной арене, вступления нашей страны в ВТО — разработка и совершенствование применения финансовых инструментов, многие из которых пришли в Россию из-за рубежа и имеют там многолетнюю историю использования, является одним из приоритетных направлений политики государства в целях повышения конкурентоспособности экономики РФ.
литература
1. Анализ состояния малого бизнеса г. Москвы в 2004 — 2006 гг. и его вклад в социально-экономическое развитие города // Аналитический отчет № 4, 2006.
2. Арсюхин Е. Почему малый бизнес дает половину ВВП США и с трудом пробивается в России? // Российская Бизнес-газета, № 594 от 05.03.2007.
3. Ермилова Г. А. Тенденции развития рынка небанковского микрофинансирования в России / 2003 — 2005 гг. // Третий раунд мониторинга, Москва, 2007.
4. Лебедев А. О перспективах развития малого бизнеса в России// Экономика России XXI век, № 15 от 03.02.2007.
5. Литвак А.Г., Шестоперов АН, Шестоперов О.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 — 2004 гг. // Информационно-аналитический доклад, 2005.
6. J.G. Longenecker, C. W. Moore, W. Petty, L.E. Palich. Small Business Management: An Entrepreneurial Emphasis, 2005.
7. Поддержка МБ должна стать пятым нацпро-ектом // ИА Альянс-Медиа по материалам Российской газеты от 07.02.2006.
8. «Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2007 году», от 30.05.2006.
9. Постановление Правительства Москвы «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007 — 2009 гг.» (ред. от 24.05.2007) № 420-ПП от 20.06.2006.
10. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.03.2007 №75 «О мерах по реализации в 2007 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
11. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России // Отчет по результатам общероссийского исследования МЭРиТ РФ, Москва 2006.
12. www. raexpert. ru
13. www. rmcenter. ru