У
Рыночная среда инфокоммуникаций и отраслевая структура рынка
Формирование комплексной отрасли инфокоммуникаций диктует необходимость разработки понятийного аппарата отраслевой рыночной среды и отраслевой структуры рынка. На основе выявления сущности отрасли инфокоммуникаций и понятия инфокоммуникаци-онной услуги рассмотрена рыночная среда оказания инфокоммуникационных услуг, определены структура и участники потребительского и производственного рынков инфоком-муникационных услуг. В целях сегментации потребительского и производственного рынков инфокоммуникационных услуг раскрыты их классификационные признаки по множеству параметров производства и потребления.
Ключевые слова: рыночная среда, структура рынка, инфокоммуникации, инфокоммуникационные услуги, классификационные признаки.
Шаравова О.И.,
к.э.н., доцент кафедры экономики связи МТУСИ
Теоретические основы определения экономических границ отрасли, барьеров входа на рынок и оценки структуры рынка с точки зрения поведения производителей и потребителей позволили нам определить специфические признаки отрасли инфокоммуникаций и ее продукта: высокая взаимозаменяемость услуг; общность потребностей в доступе к сетям и передаче информации на основе современных технологий обработки и передачи информации; сетевой принцип построения сети связи, сетевые эффекты рынка и конвергентный характер развития [1, 4].
К продукту инфокоммуникаций относятся все услуги и продукты (технологии), удовлетворяющие потребности пользователей в передаче информации и доступе к информационным ресурсам и сервисным приложениям. Под ин-фокоммуникационной услугой понимается результат экономической деятельности по удовлетворению потребностей пользователей в доступе к информационным ресурсам и передаче информации с помощью информационных и телекоммуникационных технологий и сетей.
Инфраструктурная роль инфокоммуникаций в экономике и социальной сфере, сетевой характер построения, специфика производства и потребления инфокоммуникационных услуг обусловливают важные особенности производственной деятельности и рыночной структуры в сфере инфокоммуникаций, состоящие в объединение услуг по созданию и передаче информации и интеграцию производителей таких услуг в комплексный рынок инфокоммуникационных услуг (ИКУ) [2].
Значительное число участников рынка инфокоммуникационных услуг влияет на определение сущности рынка в сфере инфокоммуни-
каций, которые различаются не только по широкой и узкой трактовке рынка, но и позициями производителей и потребителей. Под рынком инфокоммуникационных услуг в широком смысле понимают экономическое пространство интересов производителей и потребителей услуг с целью их производства и реализации (продажи), в узком смысле — сферу осуществления передачи информации, сообщений, пересылки материальных ценностей и денежных средств.
В основе рынка лежат социально-экономические отношения по поводу реализации (продаж) населению и организациям инфокоммуникационных услуг и предоставления в пользование абонентского оборудования. Решения по распределению производственных ресурсов (включая радиочастотный ресурс) и объемов производства на рынке ИКУ принимаются на основе рыночных принципов ценообразо-
вания, возникающих в результате обмена между производителями, потребителями, работниками и собственниками факторов производства.
Рыночная среда оказания инфокоммуникационных услуг является сложным социальноэкономическим явлением, отражающим взаимодействие всех участников рынка, а также внешних субъектов рыночного пространства (рис. 1).
К участникам рынка первой группы относятся операторы связи, обеспечивающие предоставление услуг электрической и почтовой связи, цифрового телерадиовещания, а также каналов для передачи данных; инфокоммуникационные компании, международная сеть Интернет; провайдеры контента и услуг; производители инфокоммуникационного оборудования и сетей связи; и наконец, потребители услуг.
Рис. 1 . Рыночная среда оказания инфокоммуникационных услуг
У
Во вторую группу участников рынка входят органы исполнительной власти, обеспечивающие реализацию антимонопольного и нормативно-правового законодательства и регулирующие деятельность операторов связи в рыночной среде, а также надзорные органы за соблюдением технических требований и стандартов, социальных прав пользователей и требований охраны здоровья потребителей радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
В отличие от товара — продукта деятельности в материально-вещественной форме, ин-фокоммуникационная услуга является потребительной стоимостью, не приобретающей овеществленной формы, выражается в форме операции, функции, работ, деятельности. Поскольку потребление услуг инфокоммуникаций, основой которых является передача информации, происходит чаще всего в месте производства, то их производство и обращение совпадают [1, 3, 4]. Поэтому рынок ИКУ охватывает как пространство производства, так и обращения. Он не может быть определен только как сфера обращения, где происходят купля и продажа товаров или услуг, которые могут определенное время сохраняться (храниться на складе).
Конвергентные процессы способствуют созданию в рамках единого производственного процесса контента, который может быть реализован потребителю с помощью средств связи в форме готовой услуги. Таким образом, деятельность организаций инфокоммуникаций осуществляется как в цикле производства, так и в потребления, в которых происходит реализация готового продукта (услуги) потребителю. С точки зрения производителей и потребителей ин-фокоммуникационных услуг рынок делится на потребительский и производственный (рис. 2).
Для организаций инфокоммуникационно-го сектора экономики рынок услуг представляет собой совокупность существующих и потенциальных пользователей — потребительский
рынок. Для клиентов почтовой и электрической связи, пользователей информационных ресурсов и контента сети Интернет рынок инфоком-муникационных услуг — это производственный рынок. Производственный рынок инфокоммуникаций рассматривается как совокупность конкурирующих на рынке производителей и провайдеров инфокоммуникационных услуг (операторов связи, инфокоммуникационных компаний, сервис-провайдеров), оказывающих взаимозаменяемые услуги, и производителей инфокоммуникационного оборудования [2].
На потребительском рынке инфокоммуникаций выделяются две группы клиентов, которые различаются по характеру потребления и участию пользователей в производстве и потреблении инфокоммуникационных услуг: население и организации (частные и корпоративные клиенты). Особенностью рынка инфокоммуникаций является двойственность роли пользователей, которые могут быть как потребителями услуг, так и поставщики услуг, предоставляющими организациям инфокоммуникаций групповые сообщения, информацию (контент), материальные ценности для пересылки по назначению.
На производственном рынке инфокоммуникаций можно выделить три основные группы участников:
производители услуг связи и контента, к которым относятся государственные, коммерческие и частные организации, производящие и оказывающие инфокоммуникационные услуги на основе лицензии на данный вид деятельности (операторы электрической связи, предприятия почтовой связи), и инфокоммуникационные компании, контент-провайдеры, контент-агрегаторы;
провайдеры услуг — организации, предоставляющая программное обеспечение, инновационные технологии и технические системы для создания контента и продвижения инфокоммуникационных услуг. Например, провай-
дер услуг мобильной коммерции занимается созданием мобильных платформ электронной коммерции и мобильных платежей, созданием веб-сайтов, биллинговых систем, производством мобильного контента, его продажей; провайдер интернет-услуг — организует прямой доступ в сеть Интернет по выделенным каналам, 1Р — телефонию;
производители оборудования, к которым относятся организации, разрабатывающие и создающие инфокоммуникационное оборудование (коммутационное и линейное оборудование и технические средства связи, абонентское оборудование, аппаратные средства, программные средства).
Для сегментации рынка инфокоммуникационных услуг, выявления структурных сдвигов на рынке, анализа конкуренции и степени концентрации производства на рынке необходимо оценить размер рынка услуг по набору услуг, которые могут являться заменителями, и по границам, в которых производителя интересует реакция других производителей на изменение цен, объемов производства и качества услуг.
Сложные взаимосвязи и взаимоотношения участников рынка обусловливают необходимость его сегментации по определенным признакам: виду услуг, типу пользователей, территориальному расположению, по социальным, поведенческим и психографическим признакам. В основе классификации рынка инфокоммуникационных услуг лежит классификация самих услуг, различающихся по целому ряду признаков.
Потребительский рынок инфокоммуникационных услуг дифференцируется по двум классификационным признакам (рис. 3):
характеру потребления, а именно: по участию пользователей в производстве и потреблении услуг (частные и корпоративные клиенты), половозрастным характеристикам, социальным слоям, принадлежности к секторам экономики, профессиям, уровню доходов;
по территории потребления услуг: национальный и международный рынки (регион страны, страна, мир), по степени локализации (город, сельская местность, федеральный округ), степени охвата территории нашей страны (федеральный оператор) и принадлежности к стране мира.
Производственный рынок инфокоммуникационных услуг—это рынок производства инфокоммуникационных услуг и оборудования в форме как оконечного (абонентского) оборудования, так и технического оборудования функционирования инфокоммуникационных сетей. Производственный рынок инфокоммуникационных услуг дифференцируется по
Рис. 2. Укрупненная структура рынка инфокоммуникаций
т
Классификационные признаки потребительского рынка инфокоммуникационных услуг
Частные потребители Корпоративные потребители Национальный рынок Международный рынок
- по уровню - по способу - по регионам - по странам СНГ,
благосостояния финансирования страны мира
- по полу, возрасту - по секторам - по степени - по
- по социальному экономики локализации принадлежности
положению - по наоору услуг - по степени оператора к
- по профессии - по роли в охвата странам мира
- по степени производстве ИКУ территории
освоения И КТ России
Рис. 3. Основные признаки классификации потребительского рынка инфокоммуникационньк услуг
РИС. 4. Основные признаки классификации производственного рынка инфокоммуникационньк услуг
классификационным признакам каждой группы участников данного рынка, а именно: производителей услуг связи, контента, оборудования, а также провайдеров услуг (рис. 4).
В зависимости от принципиальных различий в технологии производства услуг определяется лицензируемый вид деятельности в области связи (например, услуги документальной электросвязи включают телеграммы, электронные и факсимильные сообщения, передачу данных и речевой информации, доступ к сети Интернет.
В зависимости от разновидности (характера) передаваемой информации (сообщения) в рамках почтовой и электрической связи осуществляется группировка по видам (разновидностям) услуг, на основании которой устанавливается номенклатура услуг связи, определяются физический объем услуг связи, доходы от их реализации и формируется статистическая отчетность.
По способу осуществления связи и характеру используемой среды для передачи и доставки информации: физические средства (лю-
ди, транспорт), провода (кабели), эфир, услуги связи делятся по способу связи на почтовую связь, проводную (фиксированную, стационарную) и беспроводную (подвижную, радиосвязь, спутниковую связь) электросвязь.
Для сегментации и оценки конкуренции на производственном рынке ИКУ крайне важно деление операторов связи по роли в сети связи общего пользования. Оператор универсального обслуживания ограничен в своих действиях на рынке услуг уровнем тарифов и платежеспособности пользователей. Оператор базовой сети (ОАО "Ростелеком", ФГУП "Почта России") вынужден осуществлять значительные вложения в поддержание и развитие сети связи общего пользования, присоединяемый оператор несет затраты в соответствии с тарифами на услуги присоединения и пропуск трафика.
Важными характеристиками производственного рынка инфокоммуникационных услуг являются номенклатура производимых услуг, их качество и цена (тариф), применяемые технологии, стандарты, поколения сетей и систем, в рамках которых осуществляется конкурентная борьба и формируется рыночная структура.
Анализ сегментов рынка, охватывающих совокупность пользователей, однотипно реагирующих на одни и те же услуги, формирует зоны рыночного спроса на услуги и позволяет выявлять закономерности потребления инфокоммуникационных услуг, структурные сдвиги, тенденции спроса и предложения услуг и прогнозировать стратегию развития инфокоммуника-ций в конкурентной среде.
Литература
1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 145 с.
2. Иванов Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. — М.: Альбина Паблишерз, 2007. — 327с.
3. Кузовкова Т.А. Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций: Монография. — М.: " ИД Медиа Паблишер", 2013. — 245 с.
4. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 906 с.
Infocommunication market environment and industrial market structure
Sharovova O.I., MTUCI, Moscow
Abstract. The forming of a new inforcommunication industry dictates the necessity in development of the specific market env'ronment conception and market structure. Based on revealing of infocom-munication nature and the definition of infocommunication service the market environment is shown. The structure and participants of production and consumption of infocommunication servises markets are also determined in the article. To make a segmentation of the production and consumption of infocommunication servises markets the classification features are disclosed based on the variety of parameters of production and consumption.
Keywords: market environment, market Structure, infocommunications, infocommunications, infocommunication services, classification featues.
References
1. Basovskii LE. Economy industry. Moscow, 2011. 145 p.
2. Ivanov Y.V. Mergers, acquisitions and demergers: strategy and tactics of business transformation. Moscow, 2007. 327 p.
3. Kuzovkova TA. Scientific fundamentals of the economy ICT industry. Moscow, 2013. 245 p.
4. Rozanova N.M. Industrial Economics: the textbook. Moscow, 2011. 906 p.