Научная статья на тему 'Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций'

Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3003
574
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ / ИНФОКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Зоря Н. Е.

В современных условиях развития национальной экономики в структуру комплексной отрасли инфокоммуникаций входят традиционная отрасль связи, сектор информационных технологий и сектор массовых коммуникаций. Раскрывается методологический инструментарий обоснования экономической деятельности в сфере инфокоммуникаций как отрасли национальной экономики. Интенсивное распространение информационных технологий и конвергентные процессы в развитии связи, информатики, средств массовой информации, а также других секторов экономики определяют объединение услуг по созданию и передаче информации и интеграцию производителей таких услуг в комплексный рынок инфокоммуникаций. Существенной особенностью рынка инфокоммуникаций является сетевой принцип построения сетей, производства и реализации услуг. Это обуславливает особенность инфокоммуникационных услуг как сетевых продуктов и отнесение рынка таких услуг к рынкам услуг с сетевыми эффектами. Специфическими признаками продуктового рынка отрасли инфокоммуникаций являются высокая взаимозаменяемость услуг, общность потребностей в передаче информации, общность применяемых технологий обработки и сетевой принцип построения и распространения информации, а также сетевые эффекты рынка и конвергентный характер развития. Предлагаемый инструментарий обоснования экономической деятельности в отрасли инфокоммуникаций включает методы и подходы: исследования факторов и установления экономических границ отрасли и продуктового рынка; выявления особенностей рынков с сетевыми эффектами, участников и отраслевой структуры рынка; формирования понятийного аппарата отрасли инфокоммуникаций, ее услуг, принципов включения хозяйствующих субъектов в комплексную отрасль как компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузовкова Татьяна Алексеевна, Зоря Н. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций»

Научные основы экономики отрасли инфокоммуникаций

В современных условиях развития национальной экономики в структуру комплексной отрасли инфокоммуникаций входят традиционная отрасль связи, сектор информационных технологий и сектор массовых коммуникаций. Раскрывается методологический инструментарий обоснования экономической деятельности в сфере инфокоммуникаций как отрасли национальной экономики. Интенсивное распространение информационных технологий и конвергентные процессы в развитии связи, информатики, средств массовой информации, а также других секторов экономики определяют объединение услуг по созданию и передаче информации и интеграцию производителей таких услуг в комплексный рынок инфокоммуникаций. Существенной особенностью рынка инфокоммуникаций является сетевой принцип построения сетей, производства и реализации услуг. Это обуславливает особенность инфокоммуникационных услуг как сетевых продуктов и отнесение рынка таких услуг к рынкам услуг с сетевыми эффектами. Специфическими признаками продуктового рынка отрасли инфокоммуникаций являются высокая взаимозаменяемость услуг, общность потребностей в передаче информации, общность применяемых технологий обработки и сетевой принцип построения и распространения информации, а также сетевые эффекты рынка и конвергентный характер развития. Предлагаемый инструментарий обоснования экономической деятельности в отрасли инфокоммуникаций включает ме-Кпочевыв слова-, отрасль, рынок, трду и подходы: исследования факторов и установления экономических границ отрасли и продуктового рын-

экоьюшческие границы, ^фокш- ка; выявления особенностей рынков с сетевыми эффектами, участников и отраслевой структуры рынка; фор-

мУникации, инфокоммуникационный мирования понятийного аппарата отрасли инфокоммуникаций, ее услуг, принципов включения хозяйствую-

продукт, успуа. щих субъектов в комплексную отрасль как компонентов.

Кузовкова Т.А.,

д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления, заведующая кафедрой экономики связи МТУСИ

Зоря Н.Е.,

заместитель Генерального директора РСС

Для определения принадлежности какой-либо организации к отрасли в мировой экономической теории используют методологические подходы, основанные на взаимосвязи понятий отрасли и рынка, изучении характере поведения участников на рынке и барьеров входа на рынок [1,6].

Понятия отрасль и рынок близки, но не идентичны. Отрасль представляет собой группу предприятий, предлагающих свои продукты не на одном единичном рынке, а на различных единичных рынках. Отрасль шире рынка. Рынки объединяют продавцов и покупателей товаров или услуг, являющихся заменителями с точки зрения потребителей, а отрасли объединяют производителей товаров, являющихся заменителями и предлагаемых на единичном рынке с точки зрения предложения.

Для определения экономических границ отрасли и рынка можно использовать понятие единичного рынка, который удовлетворяет одну и ту же потребность и имеет высокую ценовую перекрестную эластичность спроса [1, с.4-7; 6, с.24-26]. Аналогичный вывод можно сделать на основе оценки корреляции цен во времени - высокий коэффициент корреляции означает высокую взаимозаменяемость продуктов, а значит, они образуют единичный рынок, а выпускающие их предприятия образуют отрасль[1, с.8; 6.с.27-29]. Так, телефонные соединения по проводной связи и радиосвязи, почтовые и электронные сообщения имеют высокую степень корреляции и взаимозаменяемости, поэтому они образуют единый рынок услуг инфокоммуникаций.

Второй подход исходит из зависимости структуры отрасли от таких фундаментальных условий как технология и спрос на продукт [1, с.18-42]. С этой точки зрения отрасль связи в условиях сетевого построения и применения трудоемких технологий передачи информации относилась к естественным монополиям. В условиях конвергенции связи и информатики, применения цифровых систем передачи информации и инфокоммуникационных технологий их обработ-

ки и распределения отрасль инфокоммуникаций переходит в область олигополии и совершенной конкуренции.

Третий подход рассматривает отраслевую структуру экономики с точки зрения влияния барьеров входа на поведение фирм в отрасли [6, с. 101 -136]. Для отрасли инфокоммуникаций достаточно велики трансакционные издержки вычленения, информационные издержки и издержки масштаба, которые характерны! для отраслей, построенных по распределенной сетевой системе, в которой каждый участник выполняет определенную часть производственного процесса. Высокие издержки на создание и обслуживание инфокоммуникационных сетей являются основными барьерами входа на данный рынок фирм, не имеющих сети для передачи информации. Данный фактор служит также фактором, определяющим границы отрасли.

Экономическим критерием отнесения деятельности хозяйствующих субъектов к отрасли инфокоммуникаций является доля основного вида деятельности. Если объем инфокоммуникационных услуг и продуктов (технологий), занимает в общем объеме доходов компании более 50%, то организация или участник рынка относится к отрасли инфокоммуникаций.

Специфическими признаками продуктового рынка отрасли инфокоммуникаций являются высокая взаимозаменяемость услуг, общность потребностей в передаче информации, общность применяемых технологий обработки и передачи информации, сетевой принцип построения и распространения информации, а также сетевые эффекты рынка и конвергентный характер развития.

Широкое распространение информационных технологий и конвергентные процессы в развитии связи, информатики, средств массовой информации, а также других секторов экономики определяют объединение услуг по созданию и передаче информации и интеграцию производителей таких услуг в комплексный рынок инфокоммуникаций. Важнейшей особенностью рынка в сфере инфокоммуникаций является сетевой принцип построения сетей, производства и реализации услуг. Это обуславливает особенность инфокоммуникационных услуг как сетевых продуктов и отнесение рынка таких услуг к рынкам услуг с сетевыми эффектами [6, 655-661]. Специфические черты рынка инфокоммуникационных услуг представлены на рис. 1.

Появление термина "инфокоммуникации" обусловлено конвергенцией связи и информатики и экономическими основами конвергентного производства их услуг [3-5]. Технологической основой со-

вершенствования современных систем связи являются достижения на стыке двух разделов науки — теории связи и информатики. Информатика — научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ. Связь — научное направление, занимающиеся изучением законов, методов и способов передачи информации с помощью средств связи.

Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, т.е. конвергенция. Конвергентный характер развития связи и информатики обусловил не только появление отрасли инфокоммуникаций, в которой сливаются сети, технологии и услуги, но и нарастание конвергенции деятельности различных отраслей, углубляя межотраслевые организационно-экономические процессы, в производстве товаров и услуг которых применяются инфокоммуникационные технологии. При этом конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги) [3, с.16-17].

Перспективы развития инфокоммуникаций определяют возможность поэтапной интеграции административных и бизнес структур управления России в глобальную информационную инфраструктуру — ГИИ (Global Information Infrastructure). В Рекомендациях МСЭ (ТУ 101) дано не только определение ГИИ как технологической базы глобального информационного общества [2 с.21], но и отмечается, что это сложное образование затрагивает интересы различных участников и пользователей, объединяемых сферой инфо-коммуникаций [2 с.22].

Конвергентный характер развития связи и информатики, оказывающий воздействие не только на технологии, системы и сети, но и на услуги, бизнес-процессы и рыночную структуру, обуславливает трансформацию традиционных свойств услуг связи и информатики в новые свойства инфокоммуникационных услуг, влияющие на процессы их производства и реализации, подробно раскрытые в [3, с.126-131].

Экономическая деятельность в сфере инфокоммуникаций приобретает следующие отраслевые особенности:

— взаимодействие операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;

— расширение участников рынка услуг и появление посредников: контент — операторов, контент-провайдеров, системных интеграторов;

— возникновение виртуальных операторов, высокая эффективность работы которых определяется малым объемом собственных ресурсов и использованием сетей связи общего пользования или частных операторов;

— разделение единого процесса производства и потребления услуг на две сферы экономической деятельности — производство и сервис (обслуживание), обусловленные различием их функции;

— изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства услуг на основе 1Р-технологий.

Цель производственной деятельности инфокоммуникаций состоит в организационно-техническом обеспечении производственных процессов обработки, накопления, распределения, коммутации и передачи информации, цель сервисной деятельности — в обеспечении доступа пользователей к сетям приема и доставки услуг и обслуживании потребителей.

Производственная деятельность объединяет в себе местные и магистральные сети, узлы приема и передачи сообщений, космические спутники и осуществляется производителями инфокоммуникационных услуг и операторами транспортных сетей. Сервисная деятельность осуществляется поставщиками инфокоммуникационных услуг и операторами фиксированного и мобильного доступа к ин-фокоммуникационным сетям, включая сеть Интернет.

Для того чтобы ответить на вопрос, как называть важнейшую часть национальной экономики, выполняющую функции производственной и социальной инфраструктуры информационного общества, необходимо понимать различие между понятиями сектор и отрасль. Под сектором экономики понимают часть экономической деятельности, имеющую определенные признаки, под отраслью — сферу хозяйственной деятельности совокупности организаций, для которых характерны общность выпускаемого продукта и удовлетворяемых потребностей, технологий, производственных факторов и профессиональных навыков работников.

В такой трактовке наилучшим названием конвергентного сектора экономической деятельности является отрасль инфокоммуникаций, производящая услуги на основе телекоммуникационных и информационных технологий, средств, сетей и других производственных ресурсов. Отрасль инфокоммуникаций объединяет телекоммуникационную деятельность по приему, передаче и доставке информации и информационную деятельность по созданию, накоплению и распространению информации. Другими словами, отрасль инфокоммуникаций — это экономическая деятельность по приему, обработке, накоплению, распределению и передаче информации посредством совокупности аппаратно-программных средств, вымислительныхи телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов.

Возрастающая Совершенная При росте Жесткая

отдача от конкуренция потребления конкуренция

масштаба в может быть предельная технологических

потреблении неэффективна полезность услуг возрастает стандартов

Применение комплексных ценовых стратегий II ценовой дискриминации

Специфические черты рынка инфокоммуникационных услуг

Свободный вход на рынок не ведет к совершенной конкуренции

Компания связи с Если одна Крайняя Естественная

большей долей компания имеет неравномерность монополия

рынка имеет исключительное долей рынка и может вести к

больший объем право на часть зависимость максимуму

продаж допол- сети, вход в сеть структуры рынка общественного

нительных услуг и искусственно от прошлых благосостояния

продуктов ограничен решении

Рис. 1. Специфические черты рынка инфокоммуникационных услуг

Конечным продуктом отрасли инфокоммуникаций являются инфокоммуника-ционные услуги, создаваемые на сетях связи с помощью ИКТ приема, обработки, накопления, распределения и передачи информации. Под инфокоммуникаци-онной услугой понимается результат экономической деятельности по удовлетворению потребностей пользователей в передаче и распространении созданной с помощью информационных и телекоммуникационных технологий информации.

Главным признаком отнесения продукта и услуги к отраслевому рынку инфокоммуникаций является однородность потребности в передаче (пересылке) созданной на материальном или цифровом носителе информации и технологической основы производственного процесса — применении инфокоммуникационных технологий и сетей.

На рис. 2 дана обобщенная схема классификации основных услуг и продуктов комплексной отрасли инфокоммуникаций по рыночным сегментам, в которую входят сектора связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Раскрытые факторы экономических границ отрасли и продуктового рынка инфокоммуникаций позволяют утверждать, что в состав комплексной отрасли инфокоммуникаций должны входить сектора экономической деятельности, связанные с созданием и передачей информации по инфокоммуникацион-ным сетям, а также с пересылкой письменной корреспонденции и почтовых отправлений по сетям почтовой связи. Если информационный продукт создан на материальном (бумажном) носителе, а затем переведен в электронную (цифровую) форму с использованием ИКТ и передан по сетям связи, то он относится к продукту отрасли инфокоммуникаций.

В современных условиях развития национальной экономики в структуру комплексной отрасли инфокоммуникаций входят традиционная отрасль связи, сектор информационных технологий и сектор массовых коммуникаций. Деятельность организаций сектора связи направлена на прием, передачу и доставку информации и почтовых отправлений, в секторе информационных технологий — на удовлетворение потребностей в обработке и накоплении информации, применении информационных технологий в государствен-

ном управлении, производстве и социуме, в секторе массовых коммуникаций — на распространение информации и информационных продуктов.

Литература

1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 145 с.

2. Концепция развития отрасли "Связь и информатизация" Российской Федерации / Под ред. Л.Д Реймана и Л.Е Варакина. — М.: МАС, 2001. — 340 с.

3. Кузовкова ТА Экономические аспекты конвергентного развития инфокоммуникаций // Электросвязь, 2009. — №2. — С. 16-19.

3. Кузовкова ТА, Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая линия — Телеком, 2009. — 224 с.

4. Рейман ЛД Закономерности функционирования и регулирования инфокоммуникаций. — М.: Научная книга, 2003. — 272 с.

5. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков :учебник. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 906 с.

SCIENTIFIC ECONOMY BASES OF THE INFOCOMMUNICATION BRANCH T.A. Kuzovkova, N.E. Zorya

Abstract

Nowadays traditional field of communications, infocommunication technologies sector and mass communications sector are included to the integrated infocommu-nications field. The article covers methodological tool of economic activities substantiation in the sphere of infocommunications as a national economy branch. Rapid spread of infocommunications technologies and convergencial process in the development of communications, informatics, mass media and another economics sectors is defined by unification of creation and information transfer services and services manufactures integration into infocommunications market. Essential feature of the infocommunications market is the principle of networks construction, services production and realization. Specific signs of the infocommunications product market are high services interchangeability, requirements for information transfer generality, a generality of applied processing technologies and a network principle of construction and information distribution, and also market network effects and convergencial character of development.

Usable tool includes methods and approaches: analysis of factors and determination of branch and products market economic boarders; revealing of features of the markets with network effects, participants and sectoral structure of the market; conceptual construct formation of the infocommunication branch, its services, principles of inclusion of the business entity as components into the complex branch.

Keywords: branch, market, economic boarders, infocommunications, infocommunication product, service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.