Научная статья на тему 'Рыночная инфраструктура и темпы экономического роста'

Рыночная инфраструктура и темпы экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рыночная инфраструктура и темпы экономического роста»

Прежде всего действующая методика не учитывает региональные особенности и условия их эксплуатации автодорог, а в качественных оценках уровня содержания дорог преобладает субъективизм, что негативно сказывается на развитии деловых отношений заказчика и подрядчика.

Известно, что деятельность подрядных организаций должна оцениваться состоянием эксплуатационных свойств дорог, способных удовлетворять потребности населения и организаций в перевозках грузов и пассажиров. Здесь имеются в виду безопасность движения транспорта, оптимальная скорость и интенсивность движения независимо от времени года.

Устранению выявленных недостатков должна способствовать разработка такой методики, которая учитывала бы состояние всех конструктивных элементов дорог, создавало бы атмосферу объективности оценки итогов работы, стимулировала содержание дорог в отличном состоянии.

Выше уже отмечалось, что конструктивные элементы дорог в процессе их эксплуатации под воздействием движения транспорта и природных явлений изнашиваются: материалы со временем теряют свои характеристики, в связи с чем возникает необходимость обнаружения дефектов и их своевременной ликвидации в соответствии с определенным перечнем работ.

При этом важно соблюдать порядок оценки состояния дорог и уровня их содержания с учетом нормативных затрат на ликвидацию дефектов.

Вначале целесообразно организовать проведение сплошного осмотра дорог по всем конструктивным элементам, зафиксировать дефекты, их величины. Затем рассчитывают нормативные затраты в денежном измерении. Нормативные затраты на ликвидацию дефектов обязательно сопоставляют с нормативными затратами на ремонт. После этого принимается решение о режиме эксплуатации дороги.

Расчетные нормативные затраты на ликвидацию дефектов сравнивают с базовыми и дается оценка состояния и уровня содержания дорог. За базовые могут быть взяты нормативные затраты на содержание, а также аналогичные данные за предыдущий период месяц. В расчетах используются также паспортные, исходные данные о дефектах на дорогах, расценки на единицу измерения объемов работ, выполняемых при ликвидации дефектов.

Данные рекомендации по оценке уровня содержания дорог можно применить только весной, летом и осенью. Для проведения работ в зимний сезон необходимы иные подходы.

Научно-исследовательский региональный дорожный центр в 1999 году проводил мониторинг содержания территориальных дорог региона в летний период. При этом фиксировались состояние дорог, дефекты и их изменения по всем конструктивным элементам. В результате исследования выяснилось, что уровень содержания большей части обследованных автодорог должен быть признан недопустимым. Величина и характер отдельных дефектов оказались такими, что их невозможно устранить в рамках содержания автодорог.

Кроме того, на значительной части действующих дорог толщина дорожного покрытия и основания не соответствует требуемым для условий данного региона. Именно из-за этого появляются трещины в первый же год эксплуатации.

В современных условиях для сбора информации об автодорогах используются видеотехнологии и опыт подтверждает, что банк данных по состоянию и геометрии дорожной сети должен формироваться в Географических информационных системах. При выборе программных средств основное внимание следует уделять аналитическим возможностям этих систем.

В связи с этим в соответствии с задачами мониторинга сети автодорог предъявляются особые требования к картографии в отношении оперативности при анализе и обработке поступающей информации. Поскольку мониторинг - это прежде всего информационная система, в которой важное место отведено карте, то из этого вытекают актуальность и значение разработок автоматизированных картографических систем и пакетов прикладных программ для них.

Применение данной методологии прочностного мониторинга обеспечивает надежный контроль за состоянием участков дорожной сети и своевременное внесение необходимых изменений.

Гусейнов А.А.

Рыночная инфраструктура и темпы экономического роста

Как известно, любая экономическая система создает соответствующую инфраструктуру. Рассмотрим экономику нашей республики с этой проблемной точки.

Рыночная инфраструктура, как механизм, стимулирующий экономический рост, имеет особую значимость для экономики. В экономически развитых странах рыночная инфраструктура развивалась и складывалась десятилетиями, тогда как в России, и в частности в Дагестане, этот процесс идет не более десяти лет. Основу рыночной инфра-

структуры составляют кредитно-финансовые учреждения (банки, биржи, торговые дома, страховые и инвестиционные компании, финансово-промышленные комплексы и т.д.), то есть все то, что способствует ускоренному обмену товарами, услугами, информацией, финансовыми ресурсами.

За прошедшие годы в стране появилось огромное количество банков, страховых фирм, бирж и других организаций, призванных служить финансовыми артериями экономики страны. Однако количественные показатели явно не отражают действительности.

На первый взгляд, то есть при количественной оценке, может показаться, что здесь все обстоит как нельзя лучше. На 1 января 1997 года в республике функционировало 106 банков со 127 филиалами, однако, если рассмотреть такой показатель, как уставной капитал, картина сразу меняется

По высказыванию одного из известных Дагестанских экономистов профессора В.Г.Алиева "...Банковская система республики не только сама не продвинулась по пути рыночных реформ, но и стала существенной преградой, этакой железобетонной дамбой, перегородившей финансовую реку...".

Для всех кредитно-финансовых учреждений приоритетным источником доходности являются инвестиционные проекты и инвестиционная деятельность. Инвестиции — один из главных векторов кредитно-финансовой политики. Однако, на практике в республике начавшийся с конца 80-х годов рост количества кредитно-финансовых учреждений явно не обеспечивал пусть небольшой, но уверенный темп роста национального дохода.

Каковы же причины этому?

Проблема эта весьма многофакторна. Основным фактором являлось несовершенство законодательной базы, позволявшей образовывать кредитно-финансовое учреждение с очень небольшим в масштабах даже нашей республики уставным капиталом. Фактически эти кредитно-финансовые учреждения, в частности банки и их филиалы образовывались для перепродажи централизованных федеральных кредитных ресурсов. Однако из -за экономической безграмотности и злоупотреблений эти инвестиции так и не нашли выхода в экономику республики, и не способствовали развитию как национального хозяйства, так и в частности развитию самой кредитно -финансовой сферы. Все это привело к появлению множество мелких банков и страховых фирм не способных реализовать сколько-нибудь значимый экономический проект в масштабах РД, а главной задачей их деятельности стало обслуживание бюджетов различных уровней. Экономика республики к тому же вступила в полосу глубокой экономической депрессии, поэтому руководство республики также не способно было реализовывать инвестиционные проекты, и его главной задачей было латание бюджетов и поиск источников погашения бюджетного дефицита.

Именно отсутствие инвестиционной активности большинства банков стало еще одной причиной отрицательных темпов роста экономики республики.

Начавшаяся в 1997 году санация банков привела к некоторому укрупнению банковских капиталов и закрытию ряда бесперспективных кредитно-финансовых учреждений. Однако это не принесло значимых результатов. По подсчетам экспертов сумма банковских капиталов всех коммерческих банков республики приблизительно равна уставному капиталу одного среднего банка Москвы. К тому же кризис 1998года подорвал доверие к банковской системе.

Аналогичное состояние на рынке ценных бумаг. Возникший в условиях высокого удельного веса аграрного сектора в экономике республики, небольшого инвестиционного потенциала населения и отсутствия у его большинства элементарных знаний экономических категорий, находится в стадии становления.

Начало ему положила чековая приватизация. За этот период акционировано 227 предприятий республики, реализовано акций на сумму 3,6 млрд. рублей. По состоянию на 01.01.1998 в республике функционируют 8 инвестиционных институтов, 143 инвестиционных консультанта и финансовых брокеров. Фондовые биржи и брокерские конторы, начавшие было действовать в 1994-1995 годах на конец 1996 года прекратили свое существование.

Таблица 1

_Основные показатели деятельности бирж._

ед. измерения 1995 год 1996 год 1997 год

Число бирж Единиц 3 — —

Число занятых Человек 13 — —

Ср. зар. плата тыс. рублей 210,5 — —

Объем продаж млн. рублей 133,2 — —

Не получили распространение известные формы операций, как торговля векселями, депозитными сертификатами, залоговыми обязательствами, клиринговые, факторинговые, фьючерсные и другие виды сделок. Недоразвитость и однобокость рынка ценных бумаг определяется недоразвитостью самих рыночных структур, затормаживанием процессов приватизации, отсутствием развитой конкурентной среды.

Вторичный рынок обращения ценных бумаг в республике фактически отсутствует и попытка проведения торгов с выставленными на них акциями республиканских предприятий, инвестиционных компаний не увенчалась успехом.

В Министерстве Финансов республики зарегистрировано более 330 эмиссий акций различных акционерных обществ. Общий объем эмиссии ценных бумаг составляет более 1708 млрд. рублей.

Следует отметить и такой негативный фактор, как обоснованное недоверие населения Дагестана к ценным бумагам, как таковым. Дискредитирующую роль здесь сыграли "обанкротившиеся" инвестиционные фонды, финансовые корпорации России и их филиалы в Дагестане, не выполнившие своих долговых обязательств по вкладам населения, а также кризис 1998 года

С 1996 году в республике появилась практика по использованию векселей. Для оформления взаимной задолженности предприятий Министерством Финансов РД введены в обращение 3000 бланков векселей единого образца, для финансирования кредитов, полученных сельхозпредприятиями. Введены в обращение коммерческих банков республики простые векселя на сумму 418 млрд. рублей.

Вместе с тем в республике нет должного взаимодействия между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Хождение имеет только один из видов государственных (федеральных) ценных бумаг — облигации государственного сберегательного займа. По другим федеральным ценным бумагам коммерческие банки республики осуществляют операции за ее пределами, что приводит к значительному оттоку капитала, который необходимо остановить.

Подобная ситуация складывалась на рынке страховых услуг. И, если в банковской системе присутствовали хотя бы количественные показатели , то в сфере страховых услуг не наблюдалось и этого, так как объем страховых сделок четко характеризует уровень развития рыночных взаимоотношений. Страховой рынок республики представлен 8-ю страховыми организациями и 52-мя филиалами с уставным капиталом 5,7 млрд. рублей. Однако доминирующее положение здесь занимает государственное акционерное общество РОСГОССТРАХ, которое будучи монополистом, не заинтересовано в развитии новых форм страхования, содержащих известную долю риска и требующих в связи с этим резкого повышения надежности проводимых страховых операций, существенного повышения издержек на страхование.

Таким образом, рыночная инфраструктура стала непреодолимой преградой для развития экономики республики, вместо того, чтобы служить фарватером рыночных преобразований.

Еще одной причиной не развитости рыночной инфраструктуры является бегство капиталов в теневой сектор экономики, что отрицательно сказывается не только на деятельности кредитно-финансовых учреждений, но и приводит к обнищанию бюджетов всех уровней за счет сокращения налоговых поступлений.

Бегство капиталов в теневой сектор экономики негативно отражается также на возможности построения экономических моделей и расчетов по стабилизации и экономическому росту, так как переменные, заложенные в этих моделях, принимаются на основании статистических данных, тогда как статистические показатели в ряде случаев не отражают реальное положение в экономике. Примером может служить расчет прироста Валового Регионального продукта через мультипликатор Кейнса. Для расчета принимаются статистические данные о доходах и расходах населения, и через их отношение вычисляется мультипликатор:

DYAr, = Dim = DI— = DI—, 1-b S

где m - мультипликатор расходов; b - предельная склонность к потреблению; s - предельная склонность к сбережению.

Равновесный экономический рост будет доститут при условии равенства спроса и предложения в виде: — = al или — = aS. Но мультипликатор Кейнса дает реаль-

S I

ные показатели в условиях равновесия, когда инвестиции равны сбережениям. А в нашем случае именно сбережения и уходят в теневой сектор, а не в инвестиции реального сектора экономики.

Следствием всех этих процессов является крайне вялая инвестиционная деятельность.

Анализируя состояние экономики РД с точки зрения реализации стратегии экономического роста необходимо сказать, что при таком ее положении и при таком отношении к ней со стороны как властей, так и рядовых граждан серьезно рассчитывать на какой-либо рост не приходится, так как сначала необходимо создать условия, закрепить "правила игры", которые до сих пор не приняты, должна быть соответствующая политико-идеологическая подготовка. До сих пор ряд принимаемых программ имеют характер скорее директивный, а не стратегического плана. Для принятия стратегии и тактики дальнейшего реформирования необходим серьезный анализ состояния экономики за последние годы.

Пути выхода из кризиса надо искать как на макро, так и на микро уровнях. Это привлечение крупных венчурных капиталов, франчайзинг и так называемые «отверточные производства», а также жесткие меры по выведению из тени огромного пласта экономических отношений, в том числе крупных частных капиталов.

Сулейманов М.И., Сулейманова И.М.

Развитие экономики Дагестана и прогресс науки в 30-е гг. ХХ века

Созданные за годы первой пятилетки промышленные предприятия и новые отрасли промышленности позволили повысить удельный вес Дагестана в экономике страны.

Интересы развития республики предъявляли все больший спрос на промышленную продукцию и требовали большего внимания к развитию индустрии, прежде всего, тяжелей промышленности. На основании этих требований времени правительством была разработана конкретная программа строительства новых и реконструкции старых предприятий на научной основе.

В 20-е годы было завершено строительство механизированного стеклозавода «Дагестанские Огни», крупного рыбоконсервного завода в Махачкале, были начаты работы по проектированию Гергебельской гидроэлектростанции на реке Кара-Койсу. Это были первые шаги по расширению промышленной базы в Дагестане.

Помощь Советского правительства в строительстве новых предприятий была решающей и составляла 71% капиталовложений в промышленность Дагестана.* (Даниялова Н.В. Социалистическая реконструкция народного хозяйства Дагестана. Махачкала, 1962.С.77.)

В начале 30-х годов правительством республики были определены основные задачи развития народного хозяйства, которые включали в себя курс на расширение и реконструкцию существующих предприятий, организацию новых предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, на проектирование начала горных разработок, в частности эксплуатацию нефтяных богатств, организацию и развитие местной и кустарной промышленности.* (ЦГА РД. Ф.1 Оп.9. Д.11. Л.262.)

В 30-е годы перспективной задачей оставалось исследование нефте - и газоносных районов республики, поэтому энергично проводились разведочные работы на нефть и газ. Было также усилено внимание к проблемам энергетики.

Результатом развития нефтяной промышленности явилось строительство города нефтяников Избербаша и поселка городского типа Южно-Сухокумска.

30-е годы явились переломными в экономике, сельском хозяйстве и промышленности республики.

О больших экономических преобразованиях в республике говорят изменения в соотношении выпуска валовой продукции: в сельском хозяйстве было выпущено продукции в 1927-1928 годах на 61,3 млн. рублей, а в 1939 году - на 110,5 млн. рублей; в промышленности - в 1927-1928 годах - на 40,9 млн. рублей, в 1939 году - на 100 млн. рублей. (ЦГА РД ф.р - 260. Оп. 6. Д.16. Л.18.).

Успешное осуществление задач индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства дало сильный толчок дальнейшему усовершенствованию форм и методов научно-исследовательских работ в республике.

Формировавшаяся в этот период единая общегосударственная система организации научных исследований в СССР позволила дагестанскому народу использовать все новейшие достижения учёных и поставить их на службу развивающейся экономике республики.

Ещё в августе 1928 года правительство приняло постановление «Об организации научно-исследовательской работы для нужд промышленности». Одновременно развернулась работа по совершенствованию планирования развития науки.

Создание новых научных центров в стране и начало более широкого распространения научных знаний в Дагестане, явились предпосылками, которые сделали возможным развитие науки в 30-х годах.

В мае 1933 года состоялся совет по изучению производительных сил Академии наук СССР, который, заслушав доклады научно-исследовательских учреждений Дагестанской республики «О производительных силах республики и о задачах и перспективах использования их во второй пятилетке»*(ЦГАРД.Ф.р-260.ОП.12.Д.106.Л.5-6.), принял по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.