4. Увеличение объемов хранения овощей на основе оптимального сочетания строительства новых и рационального использования имеющихся овощехранилищ современного типа, а также применения простейших буртов, траншеи и использования других простейших способов хранения продукции.
5.Ведение овощеводства в сочетании с комплексом эффективных природоохранных мероприятий.
Г асанова А.Д., Даудова З.М.
Структурные преобразования в инвестиционной сфере региона
Основу инвестиционной инфраструктуры составляют кредитно-финансовые учреждения (банки, биржи, торговые дома, страховые и инвестиционные компании, финансово-промышленные комплексы и т.д.), то есть все то, что способствует ускоренному обмену товарами, услугами, информацией, финансовыми ресурсами. В условиях, когда в начале девяностых годов, большинство предприятий промышленности потеряли свои оборотные средства, для их производственной деятельности необходимо изыскать средства в инвестиционной сфере. На 1 января 1998 года по данным Госкомстата РД (1) в Республике Дагестан функционировало 106 банков со 105 филиалами, однако, если рассмотреть такой показатель, как уставной капитал, картина сразу меняется. Общий уставной капитал 106 независимых банков республики составляет всего 8,4 миллиона деноминированных рублей на 01.01.1998 г., что, примерно, равно уставному капиталу одного среднего банка Москвы. Как видно из таблицы №1 число банков с уставным капиталом больше 1 миллиона рублей всего 8. О каком же финансировании ускорения межотраслевого рыночного обмена за счет региональных рыночных ресурсов может идти речь.
Таблица №1
____________________________________________Группировка банков по размеру уставного капитала на начало 1998 г.
Группы банков с размером фонда Число банков
От 100 до 200 тысяч рублей 78
От 200 до 300 тысяч рублей 6
От 300 до 500 тысяч рублей 4
От 500 до 1000 тысяч рублей 10
Свыше 1 миллиона рублей 8
На начало 1998 года у 43 коммерческих банков была отозвана лицензия в связи с нарушением банковского законодательства.
В соответствии с требованиями Центрального банка РФ размер уставного капитала, минимально необходимого для сохранения статуса банка должен составить 1 млн. экю к 01.01.99 года, то есть в валюте РФ это составляет около 28 миллионов деноминированных рублей. Учитывая принципиальное значение капитала банков для устойчивого их функционирования и специализации на финансирование производственного сектора Национальным банком РД должны быть приняты меры по проведению коммерческими банками комплекса мер по укреплению финансовой базы и определению ими четких мер по укреплению финансовой базы и определению ими своей рыночной специализации и дальнейшего развития. В этой связи, коммерческим банкам должно быть предложено обеспечить проведение более взвешенной кредитной политики, исключить случаи предоставления кредитов акционерам (пайщикам) банка на условиях более благоприятных, чем рыночные. Кроме того им необходимо сократить затраты на свою деятельность за счет снижения численности работающих, номенклатуры оказываемых услуг, зарплаты руководителей и охраны, прочих расходов банка.
Руководству банков и их учредителям необходимо было бы принять решение об тказе от выплат дивидендов, о рациональном использовании прибыли и направлении ее в уставной фонд капитализации и об увеличении учредителями дополнительных взносов в уставный капитал. При невозможности проведе-
ния перечисленных мер банки должны быть поставлены перед необходимостью проведения реорганизационных мер, либо ликвидироваться в установленном законом порядке.
Прогноз, представленный в начале 1998 года банками свидетельствует, что положить свою деятельность в качестве самостоятельных банков планировали 46 банков или около 70% действующих банков. Из указанного числа 39 банков планировали сохранение организационно-правового статуса банка с ограниченным кругом операций, с капиталом от 1 до 5 млн. экю и 7 банков планировали наращивание капитала более 5 млн. экю. В то же время 9 банков желают избежать перспективы слияния с другими банками, либо преобразование в филиал.
Банки в рыночной экономике должны служить основным источником инновационных инвестиций.
Вопрос об увеличении уставных капиталов региональных банков непосредственно связан с перспективами реструктуризации экономики региона и прежде всего промышленности, как самой доходообразующей отрасли. Вместе с тем, поскольку в течение последних десяти лет совершенно не обновлялся производственный аппарат промышленности, для обеспечения ее конкурентоспособности на региональном и межрегиональном рынках, преимущественными направлениями развития промышленности должны создание новых и реконструкция имеющихся производств с установкой новейшей технической базы, главным образом на импортном оборудовании. Создание современного рабочего места в промышленности обходится в пределах 20 тысяч долларов США. При численности занятых на новом заводе 100 человек потребуются инвестиции не менее двух миллионов долларов. Профинансировать такой объем инвестиций не смог бы ни один коммерческий банк республики в пределах 20% своего уставного капитала. Но даже все вместе взятые коммерческие банки Дагестана не смогли бы совершить такое капиталовложение. Для выхода промышленности региона из кризиса здесь необходимо создание как минимум 30 тысяч технологически новых рабочих мест, что потребует 600 миллионов долларов инвестиций.
Выход здесь нам видится в привлечении льготами и патронацией республиканских властей на региональный финансовый рынок филиалов крупнейших европейских и российских банков, для создания здесь зон особого благоприятствия развитию современных промышленных производств.
В аналогичном состоянии находится и рынок ценных бумаг. Возникший в условиях высокого удельного веса аграрного сектора в экономике республики, небольшого инвестиционного потенциала населения рынок ценных бумаг находится в стадии становления, а после финансового кризиса в августе 1998 года, он абсолютно развалился.
Начало ему положила чековая приватизация. За этот период акционировано 227 предприятий республики, реализовано акций на сумму 3,6 млрд. рублей. По состоянию на 01.01.1998 в республике функционировало 8 инвестиционных институтов, 143 инвестиционных консультанта и финансовых брокеров. В настоящее время идут переговоры об объединении их под государственной крышей. Фондовые биржи и брокерские конторы, начавшие было действовать в 1994-1995 годах, на конец 1996 года фактически прекратили свою деятельность.
В то же время так и не получили распространение такие известные формы операций, как торговля векселями, депозитными сертификатами, залоговыми обязательствами, клиринговые, факторинговые, фьючерсные и другие виды сделок. Недоразвитость и однобокость рынка ценных бумаг определяется недоразвитостью самих рыночных структур, затормаживанием процессов приватизации, отсутствием развитой конкурентной среды. Обвал ГКО в августе 1998 года окончательно подорвал доверие инвесторов к государственным ценным бумагам РФ.
Вторичный рынок обращения ценных бумаг в республике фактически отсутствует и попытка проведения торгов с выставленными на них акциями республиканских предприятий, инвестиционных компаний не увенчались успехом.
В Министерстве Финансов республики зарегистрировано более 330 эмиссий акций различных акционерных обществ. Общий объем эмиссий ценных бумаг составлял на конец 1997 года более 1708 млрд. рублей.
Следует отметить и такой негативный фактор, как обоснованное недоверие населения Дагестана к ценным бумагам, как таковым. Дискредитирующую роль здесь сыграли помимо финансовых обвалов «обанкротившиеся» инвестиционные фонды, финансовые корпорации России и их филиалы в Дагестане, не выполнившие своих долговых обязательств по вкладам населения. Подобная практика присутствует и в области государственных долговых обязательств. Так,
например, в течение нескольких лет не выполняются обязательства Правительства РД по погашению облигаций Фонда имущества РД, хотя в бюджете на 1997 г. эти средства были включены в состав защищенных статей. В течение пяти месяцев Министерством финансов РД не погашается пятая серия Государственных Республиканских обязательств (ГРО) РД, и лишь в конце мая - начале июня 1998 года задолженность по ним должна быть переоформлена в новый выпуск. Все это подрывает доверие инвесторов в то, что государственные обязательства республики являются надежными ценными бумагами.
В 1996 году в республике появилась практика по использованию векселей. Для оформления взаимной задолженности предприятий Министерством Финансов РД введены в обращение 3000 бланков векселей единого образца, для финансирования кредитов, полученных сельхозпредприятиями. Также были введены в обращение коммерческих банков республики простые векселя на сумму 418 млрд. рублей. Но практически вексельный рынок в республике отсутствует.
Отдельные попытки изменить эту ситуацию в области применения вексельных схем для расшивки неплатежей были сделаны АКБ «Кредо-Финанс», КБ «Уздан», КБ «Ирдагбанк». Однако до 1997 года они не получили широкого развития.
Вместе с тем в республике нет должного взаимодействия между профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Активно ведутся операции по скупке у населения ходовых на российском фондовом рынке корпоративных акций, так называемых «голубых-фишек» -РАО «ЕЭС России», РАО «Г азпром», АО «Сургутнефтегаз» и ряд других. Однако эти операции имеют одностороннюю направленность и не помогают инвестициям пробиться в реальный сектор Дагестана.
В период с 1993 по 1997 гг. некоторое хождение среди мелких инвесторов имеет только один из видов государственных (федеральных) ценных бумаг - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Однако по причине постоянных немотивированных задержек Дагестанским отделением Сбербанка РФ процентных выплат и погашения ОГСЗ и снижением доходности по ним, операции лишь коммерческие банки и единицы предприятий, при всем этом операции проводятся за пределами Дагестана. Активные вложения средств населения, предприятий и банков в федеральные долговые обязательства не решают проблему инвестирования в экономику республики, напротив, это приводит лишь к значительному оттоку капитала, который необходимо остановить. Мало того, дефолт государства после августа 1998 года вызвал череду последовавших затем невыполняемых обязательств по платежам инвесторов в государственные бумаги.
Страховой рынок республики представлен восемью страховыми организациями и 52-мя филиалами с уставным капиталом 5,7 млрд. рублей. Однако доминирующее положение здесь занимает государственное акционерное общество РОСГОССТРАХ, которое, будучи монополистом, не заинтересовано в развитии новых форм страхования, содержащих известную долю риска и требующих в связи с этим резкого повышения надежности страхования.
1997 год стал годом продолжения последовательного развития и расширения диапазона работы с ценными бумагами многих кредитных организаций. На 01.01.1998 года количество коммерческих банков участвующих в работе с ценными бумагами составляет 25 из общего количества 63 (что составляет 39,7%).
Среди ценных бумаг выпускаемых кредитными организациями с целью привлечения свободных денежных средств большой удельный вес имеет вексель. В 1997 году инвестиционный портфель кредитных организаций формировался из государственных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ), и 10 кредитных организаций из корпоративных, ценных бумаг (акций предприятий). С начала года вложения в государственные ценные бумаги возросло с 4140,4 млн. рублей до 36514,3 млн. Рублей на конец 1997 года или в 8,8 раза.
Согласно постановлению Центробанка РФ от 23.10.97 года Национальным банком РД Центробанка РФ в декабре 1997 года выданы лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг коммерческим банкам «Уздан» - на дилерскую деятельность, «Ирдагбанк» - на дилерскую, брокерскую, деятельность, включая операции с физическими лицами. Эти бнки могут выполнять функции уполномоченных банков на рынке ценных бумаг. На рассмотрении в Национальном Банке РД находятся документы для получения лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на депозитарную деятельность коммерческих банков: «Уздан», «Юнион», «Эльбин», «Анджи-банк».
Развитие малого предпринимательства остается пока основной альтернативной задачей стабилизации экономики. Малый бизнес, являясь во всем мире катализатором производства, наполняет рынок товарами, создает новые рабочие места и новые виды услуг, более эффективно осуществляет инновационную деятельность, в конечном итоге определяет уровень и качество жизни населения. В силу своей специфики, он имеет ярко выраженную региональную ориентацию и строит свою деятельность исходя прежде всего из потребностей местного рынка. Поэтому одним из направлений работы банков в области инвестирования можно назвать инвестиционные проекты поддержки малого бизнеса, в том числе финансовый лизинг.
В заключении, обозначим основные задачи, стоящие перед банками республики в инвестиционной сфере:
• развитие общих фондов банковского управления и иных видов коллективного инвестирования;
• обеспечение доступа инвесторов к информации о ценных бумагах и финансовом состоянии эмитентов;
• обеспечение высокого профессионализма специалистов, действующих на рынке ценных бумаг.
Литература:
1. Статистический ежегодник Госкомстата РД за 1997 год
Облывач В.Ю.
Анализ состояния инвестиционного и строительного процесса в Республике Дагестан в условиях рыночного регулирования
Смена экономического курса страны в связи с переходом от плановой системы управления к рыночным отношениям привела к потере темпов развития, спаду производства во всех отраслях народного хозяйства как во всей стране в целом, так и по Республике Дагестан. Структурные преобразования в экономике за последние восемь лет проходили в условиях низкой инвестиционной активности, тяжелого финансового положения и высокого уровня инфляции. В целом по республике, общий объем инвестиций в основной капитал за это время составил третью часть от уровня 1991 года.
Снижение инвестиционной активности осложняет экономическое и социальное развитие, ухудшает возможности выхода из кризиса.
В последние годы активно шел процесс разгосударствления инвестиционной деятельности. В 1996 году 64,3% всех освоенных инвестиций приходилось на предприятия и организации негосударственного сектора экономики против 18,2% в 1990 году и 21,1% в 1991 году.
За годы реформирования экономики наметилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса. Неуклонно уменьшается удельный вес инвестиций, финансируемых из бюджетных источников. В 1996 году он составил 39,1% в общем объеме инвестиций против 68,6% в 1993 году.
Большая часть инвестиций финансируется за счет собственных средств предприятий и организаций, внебюджетных инвестиционных фондов, средств индивидуальных застройщиков. В 1997 году доля внебюджетных инвестиций составила 78,7% против 31,4% в 1993 году.
Тяжелое финансовое положения в большинстве отраслей экономики, усугубившееся финансовым кризисом в начале второго полугодия 1998 года явилось причиной значительного - 36% снижения инвестиций в 1998 году. По предварительной оценке использовано инвестиций 2112,2 миллионов рублей, что составило всего 64,0% от объема прошлого года. В декабре объем инвестиций оценивается в 810 миллионов рублей, в 7,5 раза больше, чем в предыдущем месяце. Динамика освоенных инвестиций за последние три года показана ниже на диаграмме I.