Научная статья на тему 'Структурные аспекты развития банковского сектора республики Дагестан'

Структурные аспекты развития банковского сектора республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные аспекты развития банковского сектора республики Дагестан»

Безусловно, непростую задачу представляет обоснование реальности сформулированных целей. Ясно, что они не могут быть достигнуты за счет сильнодействующих средств. Одинаково неприемлемыми следует полагать как огосударствление процесса структурных преобразований, так и использование для его ускорения шоковых рыночных методов, памятуя опыт 1992 года.

Таким образом, целью реформ должно стать создание структурированной экономики, качественные характеристики которой определяются критериями целенаправленных структурных преобразований общественных отношений, форм собственности, инвестирования воспроизводства, хозяйственной и коммерческой деятельности. Следовательно, требуются конкретные концепции, программы и формы преобразования, систем управления, правового обеспечения процессов реформирования. При их создании необходимо учесть культурные традиции народов нашей республики, менталитета многонационального дагестанского населения.

Алклычев А.М.

Структурные аспекты развития банковского сектора Республики Дагестан

Состояние банковского сектора РД во многом определяется процессами, происходившими в экономике страны после финансово-экономического кризиса 1998 года. Под влиянием кризисной ситуации на валютном рынке и рынке государственного внутреннего долга произошло существенное сокращение функциональных параметров банковского сектора республики.

На 1 января 2001 г. в республике - 44 действующих коммерческих банков с 85 филиалами (из которых 71 находится на территории РД) с объявленным уставным фондом в 197,4 млн. руб. Из числа действующих банков 12-акционерные, остальные - паевые. Право на совершение операций в иностранной валюте имеют 22 банка. В то же время в республике не зарегистрировано ни одного банковского учреждения, имеющего право на совершение операций с драгметаллами.

Характеризуя банковскую систему республики, необходимо заметить, что, в основном, она сформирована сетью мелких и средних банков.

В целом по размеру зарегистрированного уставного капитала в настоящее время наибольший удельный вес - 38,6% приходится на банки с уставным капиталом от 1 млн. рублей до 5 млн. руб. Банков с капиталом до 1 млн. руб. - 34,1 %, от 5 до 20 млн.рублей - 20,5%. В республике три коммерческих банка с уставным фондом свыше 25 млн. рублей: «Адам Интернейшнл», «Ирдагбанк» и «Месед».

Но приведенные показатели не дают полного представления об уровне развитости региональной кредитной системы. Развитость кредитной системы определяется не только плотностью, но и в значительной степени характером распределения банковских учреждений по районам республики. На сегодняшний день одна из основных особенностей кредитной системы заключается в том, что банковские учреждения распределены по регионам неравномерно.

Таблица 1

Структура распределения банковских учреждений по регионам республики

Города, районы РКЦ КБ ФК Б

1. г. Махачкала ГРКЦ г. Махачкала 29 26

2. г. Каспийск ГРКЦ г. Махачкала - 5

3. г. Кизилюрт ГРКЦ г. Махачкала 2 4

4. г. Хасавюрт ГРКЦ г. Махачкала 3 -

5. г. Избербаш ГРКЦ г. Махачкала 1 3

6. г. Буйнакск РКЦ Буйнакский - 9

7. г.Дербент РКЦ Дербентский 1 8

8. г. Даг.Огни РКЦ г. Дербент - 2

9. г. Кизляр РКЦ Кизлярский 1 4

10. г. Южно-Сухакумск РКЦ г. Кизляр 1 -

11. Ахтынский РКЦ Ахтынский - 1

12. Бабаюртовский РКЦ Бабаюртовский 1 -

13. Ботлихский РКЦ Ботлихский - 1

14. Кулинский РКЦ Вачинский - -

15. Гунибский РКЦ Гунибский 1 1

16. Казбековский РКЦ Дылымский - -

17. С.Стальский РКЦ Касумкентский - 2

18. Лакский РКЦ Кумухский - -

19. Карабудахкентский РКЦ Карабудахкентский 1 1

20. Левашинский РКЦ Левашинский - 1

21. Магарамкентский РКЦ Магарамкентский 1 -

22. Шамильский РКЦ Советский (Хебда) - 1

23. Тарумовский РКЦ Тарумовский - 1

24. Тляратинский РКЦТляратинский - -

25. Агульский РКЦ Тпигский - -

26. Ногайский РКЦ Терекли-Мектебский - 1

27. Унцукульский РКЦ Унцукульский 1 -

28. Дахадаевский РКЦ Уркарахский - -

29. Хунзахский РКЦ Хунхахский - 1

30. Табасаранский РКЦ Хучнинский - -

31. Цумадинский РКЦ с. Ботлих - -

32. Акушинский РКЦ с. Леваши - 1

33. Курахский РКЦ с. Касумкент - -

34. Цунтинский РКЦ с. Тляратв - -

35. Кайтагский РКЦ г. Дербент - 2

36. Гергебельский РКЦ с. Леваши - -

37. Гумбетовский РКЦ с. Унцукуль - -

38. Ахвахский РКЦ с. Ботлих - -

39. Каякентский РКЦ г. Дербент 1 2

40. Новолакский - - -

41. Рутульский РКЦ с. Ахты - 1

42. Сергоклинский РКЦ с. Карабудахкент - 1

43. Хивский РКЦ с. Касумкент - -

44. Чародинский РКЦ с. Гуниб - -

45. Кумторкалинский ГРКЦ г. Махачкала - 1

ИТОГО 45 81

Анализ распределения коммерческих банков по районам республики позволяет сделать вывод об их распределении по принципу «центральный регион - горные регионы».

Таблица 2

Количество действующих кредитных организаций по состоянию на 01.01.2001 г.

Коммер- Филиалы Коммерческие банки и

Регионы ческие коммерче- филиалы в расчете на

банки ских банков 100 тыс. человек %

Южный Дагестан 2 14 3,0

Центральный Дагестан, 33 42 9,4

в т.ч. Махачкала 30 26 17,8

Нагорный Дагестан 2 15 2,4

Равнинно-Предгорный 6 4 2,1

Дагестан

Северный Дагестан 2 6 2,3

ИТОГО 45 81 18,8

Как видно из приведенной таблицы, более половины (59,5%) всех коммерческих банков республики сосредоточены в Центральном Дагестане, в то время как на остальные регионы приходится от 6,4 % до 13,6 % общего числа коммерческих банков. Расчеты коэффициентов плотности банковской сети с учетом филиалов коммерческих банков показывают, что уровень развития банковской инфраструктуры в Центральном Дагестане почти в 4 раза выше, чем в других регионах. Значение коэффициентов плотности банковской сети в Северном Дагестане составило 2,3 % в расчете на 100 тыс. человек, в Южном Дагестана -3,0 %, а в Центральном Дагестане - 9,4 %. При этом в столице республики, Махачкале, на приведенный период представлено 56 действующих кредитных организаций, т. е. основная часть банковского сектора республики представлена именно здесь. Таким образом, территориальное распределение банков в республике отражает сложившуюся в экономике ситуацию, когда доминирующая часть финансовых ресурсов обращаются в центральных регионах.

Из общего числа коммерческих банков и их филиалов на сельскую местность приходится в среднем около 13%, а количество человек, приходящихся на одно кредитное учреждение составляет 57635 человек. В сельских районах в основном функционирует по одному коммерческому банку или филиалу, поэтому исключительно важным является сохранение статуса банка в сельской местности, независимо от доведения его уставного капитала до 1 млн. экю, если банк имеет ликвидную структуру баланса.

Кроме того, нам представляется необходимым обратить внимание на развитие филиальной сети, так как она свидетельствует о возможностях работы банков по территории республики и за ее пределами. После свертывания сети отделений Сберегательного Банка перспективы развития филиальной сети приобрели новые формы, например, в Новолакском районе нет ни РКЦ, ни кредитных организаций, ни сберкассы. Восполняя такие пробелы и открывая в таких районах филиалы банков могут ориентировать их в основном на работу с вкладами населения. В настоящее время в республике 14 филиалов, головные банки которых расположены за пределами Дагестана. Работа этих филиалов в основном связана со сбором платежей за поставленную продукцию или за какие-либо виды ресурсов. Значительная же часть филиалов (71) принадлежит дагестанским банкам.

Целью формирования коммерческих банков в начале 90-х годов и последующие годы являлось создание инфраструктуры рыночной экономики, улучшения банковского обслуживания предпринимателей и населения, приближения банковских учреждений к их клиентуре. К 1 января 1996 года в республике было создано 105 коммерческих банков со 125 филиалами. Из них за 1996 год была отозвана лицензия на проведение банковских операций у 19 банков, с начала 1999 года еще у 11, в 2000 году - у 8.

Казалось бы сокращение не слишком значительное. Однако, если в 1996 году из 105 зарегистрированных банков лицензии были отозваны лишь у 18,09%, в 1999 году этот показатель составлял уже 50,95%, а в 2000 году -57,55%., т.е. на сегодняшний день из 106 зарегистрированных коммерческих банков более чем у половины отозваны лицензии, дающие право на совершение банковских операций.

Из общего числа банков, у которых отозвана лицензия, 36 признаны банкротами, по 8 банкам принято решение о принудительной ликвидации. В основном это мелкие банки, показатели которых существенно отличаются от среднероссийских. Кроме того, в последние годы практически прекратилось создание новых банков. С 1997 года не было зарегистрировано ни одной кредитной организации.

Важнейшим следствием сокращения банковской системы явился передел средств клиентуры. Как известно, залогом устойчивости любого банка является основательная клиентская база со стабильными финансовыми потоками. Обслуживание этих потоков, а также постоянная кредитная подпитка своих клиентов дает банкам достаточно стабильную прибыль. Поэтому, на наш взгляд, развитие клиентской политики должно стать фундаментом банковской системы. Но сейчас далеко не все банки могут найти достаточное количество надежных клиентов.

Рынок банковских услуг на сегодняшний день остается достаточно узким. Основная деятельность многих банков ограничивается предоставлением традиционного набора банковских услуг: расчетно-кассовое обслуживание и кредитование клиентов. Анализируя структуру доходов наиболее устойчивых банков республики, можно заметить, что многие из них значительную часть доходов получают за счет предоставляемых кредитов.

В соответствии с этим рынок кредитования юридических и физических лиц заслуживает, на наш взгляд, отдельного внимания.

На сегодняшний день кредитование юридических и физических лиц - основной инструмент для большинства кредитных организаций, заменяющий вложения в фондовый рынок и рынок долгосрочных обязательств. Сумма кредитных вложений в целом по действующим кредитным организациям составляет 30,0% в совокупных активах. Практически все республиканские банки ориентируются на увеличение кредитного портфеля и расширение продуктового ряда.

Таблица 3

_Структура доходов наиболее устойчивых банков, (%)_

Сумма про- Доходы по Комиссия за Доходы по Прочие доходы Всего

Наименова- центов за операциям с услуги с операциям с доходов

ние банка кредиты ценными бумагами клиентами инвалютой

1999 2000 1999 2000 1999 2000 1999 2000 1999 2000

Анджи 21,0 17,5 0,9 12,5 3,8 17,0 70,6 31,5 3,7 21,5 100

Дагестан 57,0 67,8 - - 0,9 4,3 2,9 2,1 39,2 25,8 100

Ирдагбанк 6,3 14,2 18,5 24,4 1,4 4,2 - 2,0 73,8 55,2 100

Кредо- 19,5 15,9 34,7 27,2 3,3 8,3 - - 42,5 48,6 100

Финанс

Промсвязь Инвест 13,1 19,4 - - 56,5 46,7 - - 30,4 33,9 100

Эльбин 57,7 44,0 4,5 10,3 12,1 20,6 19,1 16,9 6,3 8,2 100

Эсидбанк 91,0 79,5 - - 8,8 12,9 - - 0,2 7,6 100

Юнион 57,2 47,2 10,7 1,8 12,3 15,4 - - 19,8 35,6 100

Состав ссудозаемщиков в целом по всем коммерческим банкам Дагестана представляет следующую картину. Структура кредитных вложений банков в экономику (кроме межбанковских кредитов): юридическим лицам - 48% из них по отраслям:

- промышленность -25%

- сельское хозяйство - 3%

- строительство - 4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- торговля и общественное питание - 3,8%

- транспорт и связь - 0,6%

- прочие -11 % физическим лицам - 52%

Таким образом, анализируя сферы размещения ссуд по секторам экономики, необходимо отметить высокий удельный вес объемов кредитов населению. Кредиты физическим лицам стали наиболее распространенными в последние годы. Причиной этого послужило, что при кредитовании физических лиц коммерческие банки получают в обеспечение залога - недвижимость, ценности.

Кредитные вложения банков в промышленность составили на начало 2000 года 48539 тыс. рублей или 7,7% краткосрочных кредитных вложений. В последние два года кредитные вложения банков республики в промышленность имели тенденцию к росту.

Более глубокое исследование состояния кредитных вложений по восьми крупным банкам показывает обнадеживающую картину (таблица 4).

Таблица 4

Динамика изменения удельного веса кредитных вложений, _долгосрочных вложений и просрочки_

Наимено- Удельный вес кре- Удельный вес долго- Удельный вес про-

вание банка дитных вложений в активах срочных вложений в общей сумме вложе- сроченной задолженности в общей сумме

ний вложений

1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01.

98 99 00 98 99 00 98 99 00

Анджи 28,3 28 21,9 30,1 50,1 37,7 3 4 3,1

Дагестан 36,9 42,5 52,1 21,3 13,9 53,1 21,3 17,1 9,2

Ирдагбанк 18,8 6,9 11,8 6,8 - - 6,8 9,9 2,1

Кредофи- 46,5 10,1 3,9 0,3 24,6 19,5 0,3 1,1 1,7

нанс

Пром- 33,4 32,9 49,6 - - 15,3 - - -

связь ин-

вест

Эльбин 22,1 19,9 31,1 1,3 14,4 17,9 1,3 0,7 1,3

Эсид 97,4 64,9 60,5 - 0,9 7,6 - - 5,2

Юнион 16,8 8,7 17,9 - 38,7 66,8 - - 10

Прослеживается тенденция к росту удельного веса долгосрочных вложений в общей сумме вложений, при сохранении достаточно весомой доли кредитных вложений в активах и небольшой величине просроченной ссудной задолженности.

При этом увеличивается доходность кредитных вложений (см. табл. 5). По всем анализируемым банкам в общей величине доходов выросли полученные проценты за предоставленные кредиты, а по четырем банкам - «Дагестан», «Эльбин», «Эсид» и «Юнион» полученные проценты составляют половину и более от всех доходов.

Таблица 5

_Доходность кредитных вложений_

Наименование банка Анджи Дагес тан Ирдаг банк Кредо финанс Промсвязь-инвест Эльбин Эсид Юнион

1999 21 57 6,3 19,5 13,1 57,7 91 57,2

2000 17,5 67,8 14,2 15,9 19,4 44 79,5 47,2

Однако несмотря на отмеченные положительные тенденции, проводимая до сих пор Правительством РФ и Центральным банком РФ денежно-кредитная политика не стимулировала коммерческие банки к вложению денег в отрасли народного хозяйства.

Таблица 6

_Данные об объемах предоставленных кредитов_

Кредиты предоставленные млн. руб. По состоянию на 01.01.

1999 2000 2001

Физические лица 80,4 101,8 148,2

Предприятия и организации 129,4 142,8 178,5

Наиболее распространенным направлением на этом рынке является предоставление краткосрочных кредитов на потребительские нужды. Потребительское кредитование физических лиц является для коммерческих банков привлекательным направлением, в связи с тем, что при кредитовании физических лиц банки получают в обеспечение кредита залог в виде недвижимости или ценностей. Кроме того, просроченная задолженность по предприятиям и организациям составляет 7,39% от величины предоставленных кредитов, а по физическим лицам 4,98%, т.е. в 1,5 раза больше. Многие предприятия фактически являются банкротами и не в состоянии погасить долги коммерческим банкам.

Анализ структуры банковских кредитов в рассматриваемом периоде показывает, что в общем объеме кредитов превалируют краткосрочные. Удельный вес ссуд, сроком погашения до 1 года составляет 61,6%. Увеличение доли долгосрочных кредитов в значительной мере сдерживается особенностью структуры пассивов: собственные средства пассивов относительно невелики, а привлекаемые имеют по преимуществу кратковременный характер (таблица № 7). Кроме того, осложняет ситуацию и противоречие между ставками процента и риска предоставления ссуд. Долгосрочные кредиты имеют нестабильный характер, по ним устанавливается наивысшая норма резервирования, что а ставка по ним остается относительно более низкой, чем у краткосрочных. В этих условиях банки, осуществляющие долгосрочные вложения, сталкиваются с серьезными трудностями в поддержании необходимого уровня ликвидности, снижением уровня рентабельности активов и потерей динамики развития.

Таблица 7

_Данные об объемах привлеченных депозитов и вкладов_

Физические лица Предприятия и организации

от 30 до 180 от 181 свыше от 30 до от 181 дня свыше

дней дня до 1 года 1 года 180 дней до 1 года 1 года

1998 год 4.4 9,2 - 1,8 1,5 -

1999 год 15,1 9,8 - 0,5 2,3 -

2000 год 24,3 18,9 - 0,5 3,1 -

Важным источником финансовых ресурсов для банковской системы являются средства юридических и физических лиц. Рассматривая динамику изменений объемов вкладов по годам следует отметить, что движение показателя привлеченных средств характеризуется колебательной тенденцией. Объем депозитов и средств на расчетных и текущих счетах за период с 1994 года по 1997 год возрос почти в 7,4 раза. В дальнейшем, в течение 1997-1998 годов наблюдалось существенное сжатие (в 1,9 раз) привлечен-

ных средств, что было связано с экономическим кризисом. За 1999 -2000 годы объем привлеченных средств возрос в 1,6 раз. (Ильясов С.М. Устойчивость региональной банковской системы: содержание и организация управления).

В составе привлеченных средств происходит рост депозитов населения, которые занимают основную долю в сумме депозитов, - 94,3%. Возможности для увеличения депозитов юридических лиц в республике очень малы. Свободных средств у предприятий и организаций практически нет.

Развитие банковской системы и экономики в целом характеризуется высокой степенью взаимозависимости. Банковская деятельность выступает неотъемлемой составляющей современного рыночного хозяйства. Эффективное функционирование банковской системы, ее надежность и эластичность во многом определяют стабильность экономики. В то же время развитие банков зависит от состояния экономики, поскольку устойчиво развивающаяся экономика выступает ключевым условием осуществления банковской деятельности.

Развитие дагестанского банковского сектора в настоящее время происходит на фоне позитивных изменений макроэкономической ситуации в стране. Достигается рост производства товаров и услуг, увеличение реальных доходов населения, некоторое повышение инвестиционной активности обеспечивается стабильная ситуация на финансовых рынках. Наметились позитивные сдвиги в бюджетной сфере, которые проявились в увеличении налоговых поступлений.

В то же время следует отметить, что снижение инфляции и некоторое оживление сберегательного процесса не привело к росту вложений в производственный сектор экономики. Активность банков в производственной сфере в существенной степени сдерживается высокими рисками кредитования дагестанских предприятий. Кроме того, высоки и институциональные элементы рисков, такие как неэффективная система налогообложения производственной и финансовой деятельности, несовершенство законодательной базы в сфере защиты прав кредиторов, недостаточная прозрачность финансовой отчетности предприятий. Важную роль играет и то обстоятельство, что производственные вложения характеризуются гораздо более длительными сроками окупаемости, чем операции в сфере обращения, где высокая скорость обращения капитала способствует получению большей доходности.

Возвращаясь к структуре распределения банковских учреждений по регионам республики (см. таблицу 1) необходимо отметить, что сегодня в результате закрытия отдельных расчетно-кассовых центров Банка России в 26 городах и районах отсутствует РКЦ. Дагестанский банк Сбербанка РФ реорганизован в отделение Ставропольского Банка Сбербанка РФ, при этом в большинстве районов и городов ликвидированы его подразделения, оставшаяся сеть имеет статус филиалов. Дагестан является единственным субъектом Российской Федерации, где в связи с отсутствием электронной платежной системы, прохождение денежных средств до получателей длится до 7 дней.

Сложившаяся ситуация создала крайне неблагоприятные условия для должного исполнения местных бюджетов, функционирования бюджетных, муниципальных и других учреждений местного звена, а также обслуживания населения, так как даже сохранение в районах и городах РКЦ не имеют права обслуживать физических лиц, а в районах республики практически отсутствует устойчивые кредитные организации. В результате этого, например, для получения пособия по безработице в размере 84 руб. получателю приходится затрачивать на дорогу гораздо большую сумму средств.

За получением наличных средств получатели бюджетных средств вынуждены ездить в соседние районы, расположенные на расстоянии до 70 км в один конец, и это, в основном, в условиях высокогорности. Возникают проблемы, связанные с обеспечением охраны перевозимых средств, которые многократно возрастают в зимний период, что ведет к росту неоправданных расходов.

По поручению Правительства Российской Федерации данным вопросом занимался Сбербанк России, но положительного решения не принято. Во исполнение поручения Администрации президента Российской Федерации вопрос изучался на месте специальной группой Банка России, однако, на за заседании Совета Директоров решение не было принято.

Учитывая сложившуюся ситуацию, был направлен запрос в Национальный Банк РД о возможности обслуживания счетов республиканского и местных бюджетов коммерческими банками республики с запросом их качественных характеристик, удовлетворяющих требования надежности и профессионального обслуживания, имеющейся сети филиалов. Также были запрошены заключения компетентных органов. Изучался опыт обслуживания бюджетных счетов в коммерческих банках, в том числе порядок придания статуса уполномоченного банка Правительства г. Москвы.

В соответствии с п.2 статьи 156 Бюджетного Кодекса Правительством РД было принято решение о переходе на расчетно-кассовое обслуживание бюджетов городов и районов, где отсутствуют РКЦ, через уполномоченные банки Правительства РД. Однако при этом возникли определенные проблемы: УФК по РД создает препоны на открытие счетов в уполномоченных банках Правительства РД.

Вместе с тем, статьей 3 Бюджетного кодекса РФ установлено, что бюджетные правоотношения регулируются с противоречащими данному Кодексу нормативно-правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции. На основании статьи 156 (пункт 2) Кодекса кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Однако, данная законодательная норма Минфином РФ не принимается, а неоднократные обращения Правительства РД решения по данному вопросу не нашли.

При этом следует отметить, что Республика Дагестан первой из субъектов Российской Федерации перешла на обслуживание исполнения республиканского и местных бюджетов органами федерального казначейства и не нарушала условий заключенного Соглашения, статьей 3 которого предусматривается открытие счетов республиканского и местных бюджетов УФК РФ по РД в учреждениях Банка России, других банках, привлеченных к их обслуживанию.

В связи с этим правомерным представляется намерение Правительства Республики Дагестан в рамках бюджетного законодательства в одностороннем порядке прервать договорные отношения с Управлением федерального казначейства по Республике Дагестан по обслуживанию исполнения местных бюджетов районов и городов, где отсутствуют расчетно-кассовые центры Национального Банка Республики Дагестан ЦБ РФ и учреждения Сбербанка России, и перейти на банковское исполнение местных бюджетов через сеть уполномоченных банков.

Казиханов А.М., Гусейнов А.А.

Инвестиционные проблемы структурной перестройки АПК

Ситуация в АПК настолько глубоко затронула воспроизводственный процесс, что для выведения его из кризиса недостаточно одно вмешательство в текущее производство. Необходимо проведение определенной инвестиционной политики и эффективное управление им. В настоящее время невозможно принципиально улучшить функционирование АПК без более глубоких структурных преобразований. Отсюда сдвиг приоритетов в пользу инвестиционной деятельности.

Инвестиционный процесс в АПК захватывает единую систему расширенного воспроизводства и использования основных фондов во всем народном хозяйстве. Лишь с учетом вписанности АПК в макропропорции можно охватить положительных экономических результатов. Вновь предстоящая техническая реконструкция сельского хозяйства, его структурная перестройка предъявляет чрезвычайно высокие требования к стыковке пропорций I и II подразделений общественного производства, которые завязываются единым узлом в АПК, а главное, требует изменения традиционного взгляда на всю инвестиционную политику. В конечном счете она должна обеспечивать существенное повышение отдачи ресурсного и научного потенциала этой отрасли.

Само по себе сельское хозяйство, в этом его специфика, является капиталоемкой отраслью. В случае, когда ресурсы капиталовложений переключаются на нужды сегодняшнего производства, инвестиционный процесс утрачивает собственное содержание. Это означает не просто подмену функций накопления функциями текущего производства, но и безвозвратную растрату инвестиционных средств, невозможность их использования для решения стратегических задач в структурной перестройке АПК.

Размеры капитальных вложений в сельскохозяйственное производство в дореформенный период характеризовались значительным опережением по сравнению с другими отраслями. Однако с началом рыночных реформ отрасли I подразделения повысили цены на сельскохозяйственную технику, удобрения, агротехническое обслуживание и т.п. Возросшие цены на продукцию сельскохозяйственного машиностроения (в 1997 г. они возросли по отдельным видам в 15-20 раз) поставили в крайне тяжелое положение ее потребителей, а также отраслей производящих средства производства для сельского хозяйства из-за отсутствия у сельхозпредприятий средств на приобретение техники.

С началом реформ ситуация изменилась. Так государственные капитальные вложения на развитие АПК в период 1991-1999 гг. сокращались достаточно высокими темпами. В сопоставимых ценах 1991 г. их объем сократился более чем в 6 раз. Если в 1991 г. доля сельского хозяйства в расходной части бюджета составляла более 12%, то в 1999 г. она снизилась до 1,5%.

Анализ уровня финансирования сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий за 1991-1996 гг. по сравнению с развитыми странами иллюстрируется более впечатляющими цифрами: если в России на эти цели было выделено 2,8 млрд.долл., то в Японии - 25,9, в странах ЕС - 60,2 и в США - 77,6 млрд.долл.1.

1 Е.И.Борисенко. Продовольственная безопасность России. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.