и невыводимость из последних свойств целого. Она означает зависимость каждого элемента, его свойств и отношен ий в системе от его места, функций внутри целого.
12. Расчеты с использованием модели легко поддаются алгоритмизации и могут быть переведены на ЭВМ любого класса.
К недостаткам модели могут быть отнесены следующие:
1. Данная модель не раскрывает практически содержания и функций управления, а следовательно не позволяет выявить, за небольшим исключением, эффект, обеспечиваемый системой управления.
2. Как и все статистические модели, данная модель не отражает временных характеристик функционирования производственной системы, что не позволяет отразить изменение экономических параметров производства во времени, а также учесть временные факторы во взаимодействии показателей.
Магомедова Д.А.
Проблемы интеграции экономики Дагестана в мировое хозяйство
Внешнеэкономическая деятельность республики, как и ее интеграция в региональные экономические структуры сопряжены с определенными трудностями, вызванными деформированной структурой экономики, отсутствием современной рыночной инфраструктуры.
Советская экономика, будучи ориентированной на самодостаточное развитие в целом, оставалась обособленной от мировых экономических процессов. Несмотря на широкие торгово-экономические связи со странами социализма, развивающимися странами, она носила характер автаркии. Основной формой участия СССР в международном разделении труда была торговля. Но это не меняло сути внешнеэкономической деятельности, которая строилась по принципу - импортировать то, без чего нельзя обойтись и заниматься экспортом для того, чтобы получить валюту.
Вместе с тем, в мировой экономической системе развертываются глубокие интеграционные процессы, формируется взаимодополняемость экономик. В результате перекрестных капиталовложений у многих индустриальных стран за пределами страны возникла так называемая "вторая экономика". "У Японии, - как подчеркивает профессор Э. Нухович, - в других странах расположены 5 процентов производственных мощностей, США - 20 процентов. Западной Европы - от 30 до 40 процентов"[1, с.104].
Благодаря интеграционным процессам, международному производственному сотрудничеству, индустриальные страны определяют реальные затраты труда работников, стоимость производимых товаров, их качество с учетом требований мирового рынка. Что касается Советского Союза, ее субъектов, Дагестана, то они оказались изолированными от основных тенденций мирового рыночного хозяйства и благотворного влияния международных факторов на экономическое развитие страны.
Внешнеэкономические связи бывшего СССР в основном носили характер межстранового распределения природных ресурсов. В конце 80-х годов на страны СЭВ приходилось в среднем 2/3 от объема внешней торговли СССР, тогда как с другими странами он оставался незначительным. За счет поставок из Советского Союза "члены СЭВ удовлетворяли свои импортные потребности на 74 % в нефти и нефтепродуктах, 99 % -в газе, 84 % - в электроэнергии"[2, с.91].
Отсутствие рыночного механизма, экономическая обособленность от мировых процессов, односторонняя сырьевая направленность внешнеэкономической деятельности -все это, в конечном счете, послужило причиной превращения страны в сырьевой придаток более развитых стран. И эта тенденция стала проявляться с середины 60-х годов.
По мере замедления темпов научно-технической модернизации экономики внутри страны и резкого повышения спроса на нефть в индустриальных странах экспорт нефти стал основной статьей внешнеэкономической деятельности. С середины 70-х годов западные страны приняли ряд односторонних мер, окончательно закрепляющих за СССР роль поставщика нефти в индустриальные государства. Они добились заключения 5- и 10- летних контрактов на импорт нефти из Советского Союза по фиксированным ценам, на что никак не могли влиять конъюнктурные изменения.
В 1989 году доля СССР в мировом экспорте составляла 3,5 процента против 11,8 процентов США, 11 процентов ФРГ, 8,9 процентов Японии и т.д. При том больше половины, то есть 2/3 экспорта страны в индустриально развитые государства приходилось на нефть и природный газ. Доля машин и оборудования в нем составляла всего лишь 2 процента. Тогда как даже в развивающихся странах доля промышленной продукции в экспорте составляла 13 процентов [3, с. 332].
Структура экспорта бывшего СССР, иначе говоря, не соответствовала общемировой тенденции к сокращению в торговле сырьевых товаров и увеличению доли промышленных товаров и, главным образом, наукоемких, информациоемких.
Что касается Дагестана, то в советский период он не обладал необходимыми экономическими рычагами для самостоятельного выхода на внешние рынки и эквивалентного обмена своей продукции. Как отмечают дагестанские эксперты, республиканские органы власти распоряжались "лишь 1/10 частью, расположенной на своей территории соб-
ственностью, а остальные 90 процентов составляла федеральная собственность или федерально-республиканского подчинения, собственность, управляемая из центра"[4, с.19].
В Дагестане сложился усеченный воспроизводственный цикл, когда многие предприятия производят и реализуют на внешних рынках не конечную продукцию, которая обеспечивает бюджет республики соответствующими доходами, а промежуточную, которая после первичной переработки в качестве полуфабриката вывозится за пределы республики.
К середине 80-х годов, таким образом, перед страной, ее субъектами встала задача принципиальной важности - выработать адекватные современным международным условиям рыночные формы экономического развития, создать соответствующие экономические механизмы интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему.
В начале 90-х годов в Дагестане, как и в стране, начались рыночные экономические реформы. На втором Съезде народных депутатов республики в феврале 1992 года в докладе Председателя Совета Министров Дагестана Мирзабекова A.M. говорилось: « Вопрос о том, нужна ли нашей стране рыночная экономика - снят с повестки дня, перестал быть предметом споров, страна встала на рыночный путь развития. Но чтобы рыночный механизм функционировал эффективно, необходимы определенные условия, относящиеся к сфере экономических отношений, технологических структур производства, а также структур социальных и политических»[5, с. 2]
Содержание рыночных реформ составлял ряд общегосударственных мероприятий:
- разгосударствление экономики и преобразование отношений собственности, обеспечение свободы хозяйственной деятельности, независимость и экономическая ответственность производителей;
- реформа ценообразования, введение свободных цен;
- коренная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы, осуществление жестких мер по ограничению денежной массы и приведение ее в соответствие с товарными ресурсами;
- осуществление активной структурной и инвестиционной политики, приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, демонополизация экономики и т.д.
Однако Дагестан - многонациональная республика и при осуществлении рыночных реформ нельзя было не учитывать такие аспекты социально-экономической жизни, как многонациональность, многодетность семей, трудоизбыточность и т.д. Поэтому в правительственной Программе приватизации, утвержденной в 1992 году, разгосударствление и приватизация предприятий, объединений предполагалось осуществить путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества с сохранением контрольного пакета акций за государством, перевода государственных предприятий на аренду, в том числе с последующим выкупом трудовыми коллективами и т.д.[6, с. 2-3].
Переломным моментом в осуществлении рыночных реформ стал 1994 год, когда была принята новая Конституция республики и правительственная Программа рыночных реформ, то есть созданы политические, идеологические, правовые предпосылки их углубления.
Конституция Дагестана закрепляла новую структуру политической системы дагестанского общества, основанную на принципе разделения властей, многообразии и равноправии форм собственности, включая и частную. Опираясь на эти политические, правовые предпосылки либерального курса, республика постепенно стала закладывать экономическую инфраструктуру рынка.
В ходе первого этапа экономических реформ, завершившегося к началу 1996 года, было приватизировано 830 предприятий или около 33 процентов общего их количества [7, с. 10].
На основе приватизированных предприятий создано 260 акционерных обществ. При нормальной рыночной инфраструктуре они имеют возможность обеспечить рост эффективности и конкурентоспособности.
В ходе рыночных реформ в республике создана двухуровневая банковско-кредитная система, включающая Национальный банк Дагестана с расчетно-кассовыми центрами / верхнее звено / и коммерческими банками и их филиалами /нижнее звено /. Банковский сектор республики состоит из 45 банков и 120-филиалов с суммарным уставным фондом 217 миллионов рублей.
Многие коммерческие банки и их филиалы имеют лицензии Центрального банка Российской Федерации на ведение валютных операций. Открыто большое количество пунктов обмена иностранной валюты. Банковский сектор Дагестана в перспективе может стать своего рода "финансовым коридором", связывающим Россию со странами Востока с последующим выходом на более широкий международный финансовый рынок.
В республике складывается фондовый рынок. Действуют 6 инвестиционных институтов и 120 инвестиционных консультантов и финансовых брокеров. Открыты фондовые биржи для операций с ценными бумагами. В Министерстве финансов Республики Дагестан на 1998 год зарегистрировано более 300 эмиссий акций различных акционерных обществ. Общий объем эмиссий ценных бумаг на 1997 год составляет более 1646 млрд. рублей / в ценах того периода/. Рынок ценных бумаг в основном представлен акциями приватизированных предприятий. Акции Дагнефти, Даггаза, Дагэнерго, Дагсвязи способны организовать ликвидный сегмент фондового рынка Дагестана.
Дальнейшее развитие фондового рынка предполагается осуществить путем создания Республиканского центрального депозитария, призванного не только вести учет акций, формировать условия ликвидности рынка ценных бумаг, но и включить фондовый рынок Дагестана в единую депозитарную систему Российской Федерации и международные фондовые биржи.
За годы реформ многим предприятиям удалось адаптироваться к рыночным условиям, освоить новую, конкурентоспособную продукцию и снять с производства устаревшую. Так, например, объединение "Эльтав" за 1993-1995 годы освоило производство 32 наименований новой продукции и сняло с производства 16 старых изделий [8, с.46]. Всего за этот период промышленность республики освоила более 150 новых наименований продукции.
Однако разрыв межреспубликанских хозяйственных связей в результате распада СССР, низкий стартовый уровень при осуществлении рыночных реформ, либерализация цен, приведшая к неудержимой инфляции, ослабление управляемости хозяйством, рост преступности - все это, в конечном счете, отрицательно сказалось на реформах и экономика республики оказалась в глубоком кризисе.
Можно выделить ряд особенностей рыночных реформ Дагестана. Во-1-х, экономика республики продолжает оставаться переходной. Плановые регуляторы экономических отношений не действуют, а рыночные еще не заработали в полную меру. В составе основных фондов республиканского хозяйства доля государственной собственности составляет почти 70 процентов.
Во-2-х, Дагестан остается глубоко депрессивным регионом, неспособным собственными силами выйти из экономического кризиса. Его экономика - дотационная, бюджет на 80-90 процентов формируется за счет федеральных средств. Огромный материальный ущерб Дагестану нанесли военные действия в Чеченской Республике.
В-3-х, несмотря на некоторые позитивные шаги в осуществлении реформ, в республике не сложилась достаточно развитая рыночная инфраструктура, способная обеспечить экономический подъем. К примеру, банковская система. Суммарный уставный капитал всех банков Дагестана составляет 214 миллионов рублей. Это - масштаб одного среднего московского банка. Маломощным банкам, каковыми являются дагестанские, не под силу многомиллиардные проекты.
По мнению дагестанских экспертов, для восстановления экономического потенциала республики потребуются значительные финансовые ресурсы. А трансферты, выделяемые из российского бюджета, неспособны решить эту задачу. К тому же, финансирование из федерального бюджета на протяжении ряда лет осуществлялось не в полном объеме. В 1996 году, например, республика была профинансирована всего лишь на 47 процентов. И только после военных действий в августе - сентябре 1999 года на территории Дагестана республике была оказана соответствующая финансовая поддержка.
Мировой опыт показывает, что страны с депрессивной экономикой выходят из кризиса, используя фактор экономического благоприятствования для иностранных инвесторов и стратегии открытости. Одним из важнейших составляющих такой политики является создание и развитие Свободных промышленных зон /СПЗ/. Такие зоны созданы в Ирландии вблизи аэропорта Шеннон, в Китае - в городе Чжухае. Хозяйствующими субъектами в зонах, как правило, являются представители местного, иностранного и смешанного капитала.
Свободные промышленные зоны располагают производственными мощностями и высококвалифицированным техническим персоналом, отвечающим требованиям современного технологического прогресса. Что касается Дагестана, то он обладает промышленным, научным и технологическим ресурсным потенциалом, необходимым для развития свободных экономических и промышленных зон.
Технологический потенциал обычно связывают с развитием производств, осваивающих новые материалы, новейшие методы обработки сырья, безотходные технологии, технико-организационные мероприятия, повышающие управляемость производством. Такой потенциал сосредоточен в Дагестанском научном центре РАН, на предприятиях "Дагдизель", "Эльтав", " Авиаагрегатный " завод и т.д.
Ученые и политики республики в последнее время все чаще высказываются в пользу превращения Дагестана регион благоприятного инвестиционного климата, создания свободных экономических зон экспортно-импортной ориентации. Эта позиция нашла отражение и в Послании Председателя Госсовета Республики Дагестан Магомедова М.М. Народному Собранию. В ней, в частности, сказано: "Необходимо превратить Дагестан в регион благоприятного инвестиционного климата, использовав в том числе и возможности создания свободных экономических и таможенных зон, международной зоны приграничной торговли"[9, с.22].
Для подъема экономики дагестанское руководство намерено привлечь не только бюджетные средства, но и средства международных банков, иностранных фирм, успешно работающих на российском рынке. Эти вопросы обсуждаются на правительственном уровне. Так, например, министр экономики РД Г.Г. Шихахмедов подчеркивает, что "при решении наших внутренних проблем мы слишком привыкли надеяться на государственное, бюджетное финансирование - а ему есть альтернатива. Можно и нужно смелее обращаться в Международный банк развития и реконструкции /МБРР/, в Европейский банк развития, в ЕС "ТАСИС" /программу технической помощи Европейского союза странам СНГ/"[10, с. 3].
Логика осуществления рыночных реформ, нехватка финансовых средств, поиск эффективных путей выхода из глубокого социально-экономического кризиса, - все это привело республиканское руководство к пониманию необходимости активного развития внешнеэкономических отношений, в том числе и по линии привлечения иностранных кредитов.
Из мировой практики известно, что интерес иностранных инвесторов обеспечивается путем снижения налога на прибыль, арендной стоимости земли, таможенных ставок на ввозимую и вывозимую продукцию, а также дешевой рабочей силой. Благоприятный инвестиционный климат может быть создан и путем льготного налогообложения предприятий, реализующих инвестиционные проекты о участием иностранного капитала, предоставлением возможности иностранным инвесторам приобрести земельный участок под строительство предприятия, бесплатным обеспечением необходимой информацией и т.д.
Определенное понимание сложности ситуации в Дагестане сложилось и у Правительства Российской Федерации. Оно нашло отражение в постановлении Правительства РФ от 10 сентября 1997 вода, N 1151 "О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан," в котором правительству Дагестана поручается до конца 1997 вода разработать федеральную целевую программу стабилизации социально-экономического развития республики на период до 2001 года. В целях структурной перестройки экономики Дагестана в 1997-1998 годы под гарантии Правительства Российской Федерации в республику на конкурсной основе предполагается привлечение иностранных кредитов в размере 300 миллионов долларов [11, с.1].
Таким образом и на республиканском, и на федеральном уровне создаются определенные предпосылки для развития международных экономических отношений Республики Дагестан и использования ее региональных конкурентных преимуществ.
Литература
1. Нухович Э. Современная мировая экономическая система. - Российский экономический журнал, 1996, N 8.
2. Исмаилов Н.И., Караханов М.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М: Московская академия экономики и права, 1996.
3. См.: Костриченко В. и др. Экономическая теория, Воронеж, 1992.
4. Магомедов М. Жить не только сегодняшним днем. - "Советский Дагестан", 1989, N3.
5. О переходе к рыночной экономике. Доклад Председателя Совета Министров ДАССР А.М.Мирзабекова. "Дагестанская правда," 1990, 22 ноября.
6. См.: Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Дагестан на 1992 год.-"Дагестанская правда," 1992, 25 февраля.
7. См.: Цапиева О. и др. Дагестан: экономические отношения, собственность, элиты. - Махачкала: Дагестанский научный центр, 1997.
8. См.: Сагидов Ю., Эльдаров Э. и др. Дагестан на пути в будущее.- Махачкала: Дагестанский научный центр, 1996.
9. Магомедов М.М. Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан Народному Собранию. О положении Республики Дагестан и основных направлениях политического, экономического и социального развития в 1997 году. - Махачкала, 1997.
10. Сто дней нового министра. - "Новое дело", N 14, 1999, 2 апреля.
11. См.: Правительство РФ намерено поддержать Давестан. -"Дагестанская правда", 1997, 20 августа.
Тагиров С.М.-Э.
Становление транснациональных финансово-промышленных групп как фактор интегрирования постсоюзного экономического пространства
В настоящее время практически все специалисты, ученые и политики сходятся в том, что распад Советского Союза стал одним из главных кризогенных факторов для российской экономики, выступавшей ядром единого народнохозяйственного комплекса СССР, и что реинтеграция постсоюзного экономического пространства на новых, рыночных началах способствует приданию эволюции народного хозяйства России устойчивого антикризисного вектора. В этой связи исследование становящихся отечественных транснациональных организационно-хозяйственных структур, заключающих мощный реинтеграционный потенциал, оказывается весьма актуальным.