-Усиление внимания к развитию налогооблагаемой базы и соответственно бюджетного потенциала на основе повышения общего уровня налогоспособности хозяйствующих субъектов;
-Обеспечения согласованности механизма финансовой поддержки регионов с целями и задачами общегосударственных программ.
Заслуживает серьезного внимания оценка современного этапа состояния межбюджетных отношений в России, произведенная экспертами авторитетной международной рейтинговой компании Standard & Poor s, которые выявили наиболее существенные черты современной модели бюджетного федерализма нашей страны:
- сохраняется высокая степень финансовой централизации (централизованное принятие решений и финансовый контроль);
- федерализм основывается на принуждении: административные решения преобладают над последовательным проведением реформы межбюджетных отношений;
- демократические механизмы на региональном и местном уровне по-прежнему ограничены.
Таким образом, реформа межбюджетных отношений является одной из приоритетных задач бюджетной политики, как Федерального центра, так и каждого субъекта в частности. По своей сущности межбюджетные отношения призваны решать наиболее актуальные проблемы, возникающие в процессе функционирования государства, вопросы горизонтальной и вертикальной сбалансированности различных уровней власти.
В том, что существует понимание этой проблемы, свидетельствует заявленная Правительством Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая среди прочих задач, реформу межбюджетных отношений с четким закреплением за бюджетами всех уровней расходных полномочий и доходных источников.
Газимагомедов Р. К.
Региональные особенности внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)
Глобализация, растущая целостность мирового хозяйства оказывают все более возрастающее влияние, как на развитие национальных народно-хозяйственных комплексов, так и мировой экономики в целом, ускоряются процессы экономической интеграции, включения национальных экономик, в том числе и региональных, в международное разделение труда. В международные экономические связи постепенно включаются и Россия, ее регионы. Этому способствует географическое положение России как евразийской страны, как моста между Европой и Азией. Более того, Россия граничит с 15 странами и имеет самую протяженную государственную границу в мире
Из 89 субъектов Российской Федерации 51 являются приграничными или прибрежными. Их общая территория почти - 12, 5 млн. км. (73,1 % всей территории России). Население - около 74 млн. чел. (49,9% населения России).
Российские регионы в настоящее время развивают самые широкие международные связи. Они активно участвуют в обсуждении как международных проблем регионального сотрудничества, так и актуальных вопросов двусторонних отношений России с зарубежными государствами. Самостоятельным направлением международной деятельности регионов является развитие внешнеэкономического сотрудничества с субъектами зарубежных стран. К началу 2000 года 82 субъекта Российской Федерации поддерживали отношения с партнерами в 77 странах мира.1
Широкие внешнеэкономические связи российских регионов свидетельствует о существовании особых региональных интересов. Однако, как показывает практика, не все регионы имеют возможность осуществлять эффективную внешнеэкономическую деятельность. Одни из них обладают широкими экспортными возможностями, а у других - они значительно ограничены. Так, например, около 40 % российского экспорта дает лишь 10 территорий РФ (Республика Башкортостан, Красноярский и Хабаровские края, Вологодская, Иркутская, Кемеровская, Самарская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области).
У большинства субъектов РФ экспорт не превышает 50 млн.дол. Например, в 1998 году он составил в Мордовии около 15 млн. дол., в Костромской области 19, в Дагестане 27, в Брянской области 19 млн. дол.2.
Следует также отметить, что в экспорте регионов в основном преобладают энергоносители и другие сырьевые товары. Эффективность внешнеэкономической деятельности их снижается за счет низкой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, слабости экспортной базы, ограниченности инвестиций в производство, наличия определенных барьеров на пути российского экспорта. Все эти факторы, безусловно, требуют глубокого изучения региональных особенностей внешнеэкономической деятельности и определения приоритетных направлений ее развития. Для регионов сегодня исключительно важно выяснить, способны ли они самостоятельно интегрироваться в международные экономические структуры, эффективно использовать свой внешнеэкономический потенциал и обеспечить региональную экономическую безопасность.
Определенный интерес для организации внешнеэкономический деятельности регионов, на наш взгляд, может представлять региональный опыт международного экономического сотрудничества Дагестана, поскольку, он является приграничной республикой, занимающей выгодное геоэкономическое положение с точки зрения развития международных экономических связей.
1 Елагин В. Внешние связи регионов и укрепление государственности II Дип.курьер, 2000, 18 мая, с.2
2 См: Магомедов Д. Дагестан в конце 20 века: Этюды внешнеэкономического рынка. Махачкала, 1999, с.26
Дагестан по суше и морю граничит с 5 странами: Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Республикой Казахстан, Республикой Туркменистан и Исламской Республикой Иран. С этими странами у Дагестана исторически сложились взаимовыгодные торгово-экономические и культурные связи. В ряде из них - большая дагестанская диаспора, которая требует к себе постоянного внимания. Более того, Дагестан расположен на перекрестке мировых транспортных коммуникаций, связывающих Европу с Азией, Север с Югом. Все это, безусловно, призвано способствовать эффективной внешнеэкономической деятельности Дагестана.
Интерес к международной экономической деятельности Республики Дагестан обусловлен и ее солидным внешнеэкономическим потенциалом. Последний, как известно, складывается из множества факторов региональной экономики, в том числе уровня и объемов промышленного производства, трудовых, природных, финансовых ресурсов, международной экономической инфраструктуры, инновационного потенциала. Поэтому понятие «внешнеэкономический потенциал региона» тесно связан с такими категориями, как «экономический потенциал», «природно-ресурсный потенциал», «научно-технический потенциал» и т.д. И все же непосредственно «внешнеэкономический потенциал региона» выражается в совокупности «экспортного потенциала региона» (связан с экспортными возможностями региональной экономики) и «импортного потенциала региона» (связан с емкостью регионального рынка и способностью к импортозамещению).
Что касается экспортного потенциала республики, то следует отметить, что Дагестан - индустриально - аграрная республика с развитой промышленностью. Отраслевая структура ее промышленности представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура отраслей промышленности РД_
1990 1995 1999 2000 2001 2002 2003
Вся промышлен- 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100% 100%
ность, в том числе:
электроэнергетика 4,0 15,0 14,0 10,0 15,7 21,1 18,5
Топливная промыш- 1 10,0 31,0 29,4 24,1 23,2 23,3
ленность
Машиностроение и 37,0 19,0 13,0 17,2 18,5 13,3 16,1
металлообработка
Промышленность 5 15,0 7,0 3,4 3,9 4,0 6,2
стройматериалов
Легкая промышлен- 10,0 2 0,8 0,9 1,6 1,1 1,4
ность
Пищевая промыш- 32,0 29,0 27 22,0 25,4 29,1 29,0
ленность
Источники: Социально-экономической положение РД, Махачкала, 2003, ч.1, с.23,24; Социально-экономическое положение РД. Махачкала, 2004, с. 5-6.
Как видно из таблицы, промышленность Дагестана представлена всеми основными отраслями. Индустриальный потенциал республики - это электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроительный комплекс, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность и т.д. Топливная, пищевая, машиностроительные отрасли промышленности, вместе взятые в настоящее время дают около 70% производимой в республике продукции.
Экспортные возможности Дагестан связаны с развитием топливной промышленности. Нефть - экспортный товар и республика обладает определенным ее запасом. Площадь нефтегазоносной территории на суше составляет 28 тыс. кв. км, а в пределах десятимильной зоны акватория Каспийского моря - более 9 тыс. км. Степень геологической изученности потенциальных ресурсов на суше составляет не более 30%, а в акватории Каспия - до 1 %1.
Разведанные запасы промышленной эксплуатации составляют по нефти и газоконденсату 10,4 млн. Тонн, по газу - 44 млрд. куб.м. максимальный уровень добычи углеводородов в республике приходится на 1970 год, когда нефти с конденсатом было добыто 2,2 млн. тонн. И газа - 1,6 млрд. куб.м. В последующем уровень их добычи постепенно снижался и в настоящее время он колеблется по нефти и конденсату в пределах 320-330 тыс.тонн.
Экспортный потенциал республики может составить разработка нетрадиционных возобновляемых источников энергии: солнечных, ветровых, гидравлических, биогазовых, геотермальных, волновых. По оценкам специалистов-экспертов ДагЭНИНА, гелиоэнергетические ресурсы республики, например, составляют 61 400 млрд. гига-калорий в год, а их общий природный энергопотенциал - 30 млрд. кв.ч2.
Перспективы международного экономического сотрудничества Республики Дагестан связаны с развитием машиностроения. По стоимости основных фондов (34%) машиностроительный комплекс в советский период занимает 1 место. Машиностроение - это, прежде всего, предприятия оборонного значения, на которых сосредоточен большой научно-технический и инженерный потенциал. Они выпускают самую различную продукцию, пользующуюся спросом как на внутреннем, так и внешних ранках.
На международный рынок Дагестан может поставлять свободную рабочую силу, Республика, как известно, является трудоизбыточным регионом. Широкие возможности международного сотрудничества связаны с развитием сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, туризма, санаторно-курортного лечения и т.д.
Следует подчеркнуть, что эффективное международное сотрудничество предполагает соответствующий организационно-экономический механизм управления внешнеэкономической деятельностью. Речь идет об организационно-технических
1 См.: Гарантия экономической безопасности Дагестан //Дагестанская правда, 2002, 8 апреля, с.1
2 См. Сагидов Ю.Н. Эльдаров Э.М. и др. Дагестан на пути в будущее. - Махачкала: Дагестанский научный центр. 1996, с. 17
формах, экономических инструментах осуществления приоритетных задач международной экономической политики страны.
В международной практике сложилось два способа регулирования внешнеэкономических отношений: либеральный и протекционистский. Первый включает систему мер, направленных на создание «открытой экономики», т.е. снятие барьеров на пути международного движения товаров, капитала, услуг, технологий. Второй -меры и средства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции.
В условиях растущей целостности мирового хозяйства все государства пытаются использовать оба метода, чтобы эффективно интегрировать национальную экономику в мирохозяйственные связи и защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Что касается России и ее субъектов, то они либерализуют внешнеэкономическую сферу, используя проверенные на практике международные экономические инструменты.
Федеральные власти приняли целый пакет документов, в которых определены правовые основы и механизм регулирования международных экономических отношений. Это такие законодательные акты, как Указ Президента РФ № 213 от 15.11.1991г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на 1992год» Законы РФ «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд», «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615 -1 от 9.10.1992г. и т.д.
4 января 1999г. вступил в силу Федеральный Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ». Это первый комплексный правовой документ, четко определяющий компетенцию федеральных и региональных властей в области международных экономических отношений. Закон дает дополнительные гарантии реализации интересов субъектов федерации.
Либерализация внешнеэкономической деятельности вызвала серьезную реорганизацию федеральных и региональных структур управления международными экономическими отношениями.
Что касается Дагестана, то общее руководство внешнеэкономическими отношениями осуществляет Правительство республики. Одной из важнейших структур регулирования международных экономических связей республики является Управление Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли РФ по РД.
Непосредственное руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет министерство экономики РД. В республиканскую структуру регулирования внешнеэкономических связей входят также и другие Министерства и ведомства, включая Министерство финансов РД и Национальный банк РД.
Учитывая значение международного экономического сотрудничества, Правительство РД специальным Постановлением от 4.10.1993г. № 214 приняло Концепцию и Программу внешнеэкономической деятельности, в которых определены приоритетные направления, пути и средства международного экономического сотрудничества республики.
Под внешнеэкономическую деятельность подведена соответствующая правовая база, приняты ряд законов, в том числе об иностранных инвестициях и гарантиях иностранным инвесторам.
Дагестан, как и другие субъекты Федерации, развивают широкие торгово-экономические связи со странами СНГ. Решением Государственного Совета РД открыты представительства Дагестана в 6 странах: Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Республике Беларусь, Республике Туркменистан, Республике Киргизстан и на Украине. Представительства Республики Дагестан открыты также в 41 субъекте Российской Федерации. Дагестан развивает торгово-экономические отношения с регионами, компаниями, фирмами зарубежных стран. Так, например, Правительство Республики подписало соглашение с итальянской фирмой «Эко Консалтинг Инженерия» по вопросам реконструкции и строительства Махачкалинского международного морского порта, общая стоимость проекта 249 млн.дол. По завершению реконструкции грузооборот порта должен достигнут 10,7 млн. тонн в год, пассажиропоток - 500 тыс. человек в год. Предполагаемая прибыль - 65-66 млн.дол. Последние 10 лет активно развивался внешнеторговый оборот в Республике. Динамика внешнеторговых операций представлена в таблице 2 .
Таблица 2
Структура и динамика внешнеторгового оборота (мил, дол. США)
1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Внешнеторговый оборот 5,9 76,6 123,8 124,6 74,0 55,9 80,7 105,9 120,4 150,4
В % к предыдущему году - 97,5 161,6 100,6 59,4 75,5 144,4 131,23 113,69 124,92
Экспорт товаров 2,6 26,4 36,9 15,4 10,7 33,9 21,9 73,08 69,6 55,4
В % к предыдущему году - 61,0 139,8 41,7 69,5 в 3,2р. 64,8 в 3,3 95,2 79,6
Импорт товаров 3,3 50,2 86,9 109,2 63,3 22,1 58,8 34,2 50,8 95,0
В % к предыдущему году - 142,2 173,1 125,7 58,0 34,9 в 2,7р. 58,2 148,5 187,0
Источник: Статистический ежегодник. Дагестан - 2002. Часть-1, Махачкала, 2003,с. 61,62
Из таблицы видно, что с 1992 по 1997г.г. в Республике сложилась устойчивая тенденция к росту объемов внешнеторгового оборота (в основном за счет увеличения объемов импорта). С 1998 по 1999г.г. происходит спад внешнеторговых операций. И с 2000г. вновь возрастает объем внешнеторгового оборота, экспорта и импорта.
Экспорт дагестанских товаров в целом носит разовый, нерегулярный характер, что подтверждает слабую их конкурентоспособность и отсутствие мер организационно-экономического содействия развитию экспортного сектора в республике. Номенклатура экспорта и импорта дана в таблицах 3 и 4.
Как видно из таблицы, значительная часть стоимостного прироста экспортных поставок получена за счет повышения удельного веса продовольственных товаров и
лесоматериалов. На республиканском экспорте благоприятно сказалась и мировая конъюнктура топливных товаров. Что касается машинно-технической продукции, то ее доля в экспорте незначительна.
Таблица 3
Товарная структура экспорта Республики Дагестан в зарубежные страны
(в фактически действовавших ценах)
1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.
Тысяч долларов США
Экспорт - всего 26475,7 36854,8 15457,0 10688,7 33804,9 21876,8 31921,0 20721,7
в том числе
В процентах к итогу
100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
Черные и цветные 2012,8 436,4 912,2 225,2 1495,7 1086,2 179,8 208,4
металлы, изделия из них 7,6% 1,2% 5,9% 2,1% 4,4% 5,0% 0,6% 1,0%
Продукция топливно- 858,0 17,2 1960,2 639,2 997,7 946,6 - 2668,5
энергетического комплекса 3,2% 0,1% 12,7% 6,0% 3,0% 4,3% 12,9%
Древесина и целлюлоз-но-бумажные изделия, включая печатную 435,0 1,6% 416,5 1,1% 474,3 3,1% 929,4 8,7% 4543,2 13,4% 6062,3 27,7% 8850,8 27,7% 3595,9 17,4%
продукцию
Одежда, обувь кожевенное сырье, 187,9 0,7% 88,9 0,2% 131,1 0,9% 5,9 0,1% 0,3 - - -
меха и изделия из них 1787,2 4290,3 2217,8 1128,6 33,8 8,3 21,00 67,4
6,8% 11,6% 14,3% 10,5% 0,1% - 0,1% 0,3%
Машиностроительная продукция 9234,7 35,0% 3983,0 10,8% 1595,0 10,3% 1313,9 12,3% 857,9 2,5% 1429,1 6,6% 3817,2 11,9% 5913,8 28,5%
Продукция нефтехимического комплекса 1917,6 7,2% 2611,9 7,1% 604,9 3,9% 504,3 4,7% 955,9 2,8% 227,3 1,0% 1892,2 5,9% 1700,6 8,2%
Продовольственные 3978,4 23717 6277,5 5378,8 18510,3 10023,4 4873,3 6098,5
товары и сырье для их производства 15,0% 64,4% 40,6% 50,3% 54,8% 45,8% 15,3% 29,4%
Прочие 6064,1 1293,6 1284,0 563,4 6410,1 2093,6 12286,7 468,6
22,9% 3,5% 8,3% 5,3% 19,0% 9,6% 38,5% 2,3%
Источник: Таможенная статистика, 2002 г.
За годы экономических реформ географическая структура внешней торговли республики не претерпела существенных изменений. По прежнему, основная часть республиканского экспорта приходится на группу развивающихся стран и стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Грузия, Украина, Египет, Турция, Иран и т.д.).
Следует отметить, что с 1994г. произошла переориентация внешнеэкономических связей республики со стран дальнего зарубежья на страны ближнего зарубежья. В 1999 г. республиканский экспорт в страны ближнего зарубежья превышал импорт более чем в 2 раза. Крупнейшим потребителем дагестанского экспорта яв-
ляется Республика Азербайджан, на которую приходилось 89% общих объемов поставок на внешний рынок за 2000год1 и 81 % - 2002г.
Таблица 4
Товарная структура импорта Республики Дагестан из зарубежных стран
_ (в фактически действовавших ценах) __
I 1995г. I 1996г. I 1997г. I 1998г. I 1999г. I 2000г. I 2001г. I 2002г.
Тысяч долларов США
Экспорт - всего 50183,7 86903,7 109145,9 63304,9 22056,7 58808,6 25038,1 33963,5
в том числе
В процентах к итогу
100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
Черные и цветные метал- 5629,3 8253,2 12584,7 4723,2 1195,2 512,2 652,4 948,0
лы, изделия из них 11,2% 9,5% 11,5% 7,5% 5,4% 0,9% 2,6% 2,8%
Продукция топливно- 8580,8 24273,7 27785,8 13748,2 4485,7 1195,5 230,7 29,6
энергетического комплекса 17,1% 27,9% 25,5% 21,7% 20,3% 2,0% 0,9% 0,1%
Древесина и целлюлозно- 225,7 295,1 406,0 807,1 148,7 441,2 111,0 148,5
бумажные изделия, вклю-
чая печатную продукцию 0,4% 0,3% 0,4% 1,3% 0,7% 0,8% 0,5% 0,4%
Одежда, обувь 578,2 1160,0 1160,5 399,9 102,3 112,1 356,1 825,7
кожевенное сырье, 1,2% 1,3% 1,1% 0,6 0,5% 0,2% 1,4% 2,4%
меха и изделия из них 152,1 243,1 374,7 114,7 49,6 11,1 225,7 313,0
0,3% 0,3% 0,3% 0,2% 0,2% - 0,9% 0,9%
Машиностроительная 17437,2 28992,0 33532,9 16198,7 4086,9 3200,2 6365,9 5265,4
продукция 34,7% 33,4% 30,7% 25,6% 18,5% 5,4% 25,4% 15,5%
Продукция нефтехимиче- 3313,0 3064,7 2632,5 3223,6 1021,6 811,4 555,1 967,7
ского комплекса 6,6% 3,5% 2,4% 5,1% 4,6% 1,4% 2,2% 2,9%
Продовольственные 9069,8 17476,7 26671,7 22165,8 10412,7 51361,1 13831,4 21655,8
товары и сырье для их
производства 18,1% 20,2% 24,4% 35,0% 47,2% 87,3% 55,3% 63,8%
Прочие 5197,6 3145,9 3997,1 1923,7 554,0 1163,8 2709,8 3809,8
10,4% 3,6% 3,7% 3,0% 2,6% 2,0% 10,8% 11,2%
Источник: Таможенная статистика, 2002 г.
Таким образом, можно констатировать, что продолжающееся падение доли развитых стран в экспорте регионов свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности товарного экспорта. Структура экспортных операций республики в основном формируется под влиянием мирового рынка товаров и услуг. А возрастающая доля экспорта в страны ближнего зарубежья говорит о ярко выраженной моноэкспортной направленности потока товаров. Для внешнеэкономической деятельности республики характерна сырьевая направленность. Главной статьей дагестанского экспорта является сырая нефть. Доля высокотехнологических товаров в структуре дагестанского экспорта крайне незначительна.
1 См: Статистический ежегодник. Дагестан - 2001, часть - 2. Махачкала, 2002, с.317-318
Сложная общественно-политическая ситуация на Северном Кавказе, дотацион-ность бюджета республики, депрессивный характер ее экономики, выражающийся в высоком уровне безработицы, низком уровне жизни населения, недостаточность собственных финансовых ресурсов - все это затрудняет эффективное использование внешнеэкономического потенциала Дагестана. В этой связи для него актуален вопрос о модели международного экономического сотрудничества.
Можно выделить ряд моделей внешнеэкономической деятельности регионов: модель внутрирегионального рынка, модель монопродуктивной экономики, модель инфраструктуры транзитных товарно-денежных потоков и модель комплексной активизации внешнеэкономичеких связей, включающей характерные особенности всех вышеназванных моделей.
Первая модель характерна для экономически развитых регионов. Их внешнеэкономическая деятельности направлена на укрепление внутреннего рынка и развитие импортозамещающих производств.
Вторая модель - монопродуктивной экономики - специализируется на экспорте одного или нескольких видов продукции. Она характерна для ряда регионов Сибири, ориентированных на добычу и первичную переработку таких полезных ископаемых как нефть, газ, уголь, никель, алюминий и т.д.
Третья модель - инфраструктуры транзитных потоков - направлена на развитие транзитных потоков через территорию регионов и выполнение посреднических функций.
Однако ни одна из названных выше моделей не присутствует на территории региона в чистом виде. Региональная модель внешнеэкономической деятельности в той или иной форме включает в себе отдельные черты, признаки всех трех моделей. По- этому модель комплексной активизации внешнеэкономических связей может быть реализована в той или иной степени в любом регионе. Тем более, в таком регионе как Дагестан, обладающем солидным внешнеэкономическим потенциалом и расположенным на перекрестке мировых коммуникаций, связывающих Европу с Азией, Север с Югом. Наличие промышленного потенциала и значительных природных ресурсов, исключительно выгодное транспортно-географическое положение, благоприятные транзитные возможности - все это призвано сыграть исключительно важную роль в развитии торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Дагестана с зарубежными странами. Поэтому республика должна иметь собственную стратегию международного сотрудничества в Каспийском регионе, как часть доктрины национальных интересов России. Важнейшими составляющими этой стратегии, на наш взгляд, должны быть:
- формирование южного транспортного узла на территории Республики Дагестан; реконструкция Махачкалинского международного морского порта и Махачкалинского международного аэропорта, развитие отраслей народного хозяйства республики - все это позволяет создать эффективную систему транзитных грузопотоков через южную территорию России;
- сохранение, воспроизводство и использование биоресурсов Каспийского моря, что предполагает реализацию межправительственных соглашений по упорядочению добычи морепродуктов, квотированию, лицензированию вылавливаемой рыбы прикаспийскими государствами;
- развитие топливно-энергетического комплекса и использование природных и минеральных ресурсов. Республика, как уже отмечалось, обладает определенными запасами нефти и газоконденсата, а из природных ископаемых наибольший интерес представляет крупнейшее на Северном Кавказе медно-колчеданное месторождение Кизил-Дере. Руда кроме меди, цинка и серы содержит такие ценные сопутствующие элементы, как: кобальт, мышьяк, селен, кадмий, серебро, золото, индий, висмут, апатит, рутин и т.д.
- развитие промышленного потенциала, поддержка структурообразующих предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию и т.д.
Бутаев А. И.
Организационные аспекты антикризисного управления муниципальным образованием
Центром стратегических исследований в рамках работ по анализу состояния платежеспособности бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, сформирована следующая система факторов, причин и управляющих антикризисных мер.
Как отмечают специалисты, причиной несостоятельности местного самоуправления могут быть:
- нарушение процедуры подготовки и рассмотрения проекта бюджета; ошибки в самой логике разработки и рассмотрения проекта бюджета; отсутствие казначейского исполнения бюджета;
- отказ администраций субъектов РФ принимать в расчет фактические долги муниципальных образований при рассмотрении объема трансфертов; неясность процедуры выяснения отношений между органами государственной власти, местного самоуправления и кредитором;
- несоблюдение принципа единства кассы. Переход на казначейское исполнение бюджетов в муниципальных образованиях осуществлен частично. Несмотря на то что казначейское исполнение бюджета закреплено в Бюджетном кодексе РФ, в муниципалитетах нарушаются основные принципы казначейства, в частности - единство кассы: по факту доходы бюджетов зачисляются на разные счета;
- отсутствие сводной информации о полном внутреннем долге, кредиторская задолженность не входит в состав внутреннего долга, управления долгом; в долг бюджета переоформляется лишь незначительная часть просроченной кредиторской задолженности муниципальных предприятий и организаций, в то время как большинство предприятий ЖКХ и муниципального городского пассажирского транспорта фактически являются банкротами;