Научная статья на тему 'Становление транснациональных финансово-промышленных групп как фактор интегрирования постсоюзного экономического пространства'

Становление транснациональных финансово-промышленных групп как фактор интегрирования постсоюзного экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление транснациональных финансово-промышленных групп как фактор интегрирования постсоюзного экономического пространства»

Для подъема экономики дагестанское руководство намерено привлечь не только бюджетные средства, но и средства международных банков, иностранных фирм, успешно работающих на российском рынке. Эти вопросы обсуждаются на правительственном уровне. Так, например, министр экономики РД Г.Г. Шихахмедов подчеркивает, что "при решении наших внутренних проблем мы слишком привыкли надеяться на государственное, бюджетное финансирование - а ему есть альтернатива. Можно и нужно смелее обращаться в Международный банк развития и реконструкции /МБРР/, в Европейский банк развития, в ЕС "ТАСИС" /программу технической помощи Европейского союза странам СНГ/"[10, с. 3].

Логика осуществления рыночных реформ, нехватка финансовых средств, поиск эффективных путей выхода из глубокого социально-экономического кризиса, - все это привело республиканское руководство к пониманию необходимости активного развития внешнеэкономических отношений, в том числе и по линии привлечения иностранных кредитов.

Из мировой практики известно, что интерес иностранных инвесторов обеспечивается путем снижения налога на прибыль, арендной стоимости земли, таможенных ставок на ввозимую и вывозимую продукцию, а также дешевой рабочей силой. Благоприятный инвестиционный климат может быть создан и путем льготного налогообложения предприятий, реализующих инвестиционные проекты о участием иностранного капитала, предоставлением возможности иностранным инвесторам приобрести земельный участок под строительство предприятия, бесплатным обеспечением необходимой информацией и т.д.

Определенное понимание сложности ситуации в Дагестане сложилось и у Правительства Российской Федерации. Оно нашло отражение в постановлении Правительства РФ от 10 сентября 1997 вода, N 1151 "О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан," в котором правительству Дагестана поручается до конца 1997 вода разработать федеральную целевую программу стабилизации социально-экономического развития республики на период до 2001 года. В целях структурной перестройки экономики Дагестана в 1997-1998 годы под гарантии Правительства Российской Федерации в республику на конкурсной основе предполагается привлечение иностранных кредитов в размере 300 миллионов долларов [11, с.1].

Таким образом и на республиканском, и на федеральном уровне создаются определенные предпосылки для развития международных экономических отношений Республики Дагестан и использования ее региональных конкурентных преимуществ.

Литература

1. Нухович Э. Современная мировая экономическая система. - Российский экономический журнал, 1996, N 8.

2. Исмаилов Н.И., Караханов М.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М: Московская академия экономики и права, 1996.

3. См.: Костриченко В. и др. Экономическая теория, Воронеж, 1992.

4. Магомедов М. Жить не только сегодняшним днем. - "Советский Дагестан", 1989, N3.

5. О переходе к рыночной экономике. Доклад Председателя Совета Министров ДАССР А.М.Мирзабекова. "Дагестанская правда," 1990, 22 ноября.

6. См.: Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Дагестан на 1992 год.-"Дагестанская правда," 1992, 25 февраля.

7. См.: Цапиева О. и др. Дагестан: экономические отношения, собственность, элиты. - Махачкала: Дагестанский научный центр, 1997.

8. См.: Сагидов Ю., Эльдаров Э. и др. Дагестан на пути в будущее.- Махачкала: Дагестанский научный центр, 1996.

9. Магомедов М.М. Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан Народному Собранию. О положении Республики Дагестан и основных направлениях политического, экономического и социального развития в 1997 году. - Махачкала, 1997.

10. Сто дней нового министра. - "Новое дело", N 14, 1999, 2 апреля.

11. См.: Правительство РФ намерено поддержать Давестан. -"Дагестанская правда", 1997, 20 августа.

Тагиров С.М.-Э.

Становление транснациональных финансово-промышленных групп как фактор интегрирования постсоюзного экономического пространства

В настоящее время практически все специалисты, ученые и политики сходятся в том, что распад Советского Союза стал одним из главных кризогенных факторов для российской экономики, выступавшей ядром единого народнохозяйственного комплекса СССР, и что реинтеграция постсоюзного экономического пространства на новых, рыночных началах способствует приданию эволюции народного хозяйства России устойчивого антикризисного вектора. В этой связи исследование становящихся отечественных транснациональных организационно-хозяйственных структур, заключающих мощный реинтеграционный потенциал, оказывается весьма актуальным.

Принципиальная направленность и логика реинтеграционного процесса в ареале постсоюзного пространства состоит в усилении воздействия многообразных форм межгосударственного сотрудничества на развертывание и упрочение микроуровневых связей рыночных субъектов. Отсюда, естественно, вытекает задача сохранения, развития, реструктурирования и рационализации общей материальной основы этих связей - кооперации специализированных и технологически увязанных производств и предприятий, «в одночасье» оказавшихся по разные стороны новых государственных границ. А эта задача, если исходить из богатейшего мирового опыта, в условиях рыночной экономики наилучшим образом решается посредством создания различного рода «транснациональных предпринимательских структур». С учетом же того, что их участники, представляющие промышленный капитал независимо от территориального базирования и формы собственности оказываются экономически заинтересованными в оптимальной меж-страновой производственной и научно-технической кооперации, а также того, что в ней равным образом объективно заинтересовываются участники названных структур, представляющие денежный капитал (банки, инвестиционные компании и т. п.), можно утверждать: наиболее приемлемые с точки зрения рационализации транснациональных кооперативных отношений (и с позиций отработки эффективных технологических цепочек между производителями разных стран) предпринимательские образования - это корпоративные структуры финансово-промышленного типа, то есть транснациональные финансово-промышленные группы (хотя, разумеется, в конкретных условиях могут применяться и другие формы международного предпринимательства, например, совместные предприятия, стратегические альянсы и т.п.).

Появлению транснациональных ФПГ несомненно способствовала правотворческая деятельность не только в России, но и в некоторых странах Содружества, а также в межгосударственных его образованиях. В этой связи нужно принять во внимание следующий факт: практически все страны, осуществившие мощный экономический рывок, проводили энергичную политику правообеспеченной поддержки процессов финансово-промышленного корпорирования.

Одно из главных достижений в правообеспечении транснационализации происходящих в экономике России процессов финансово-промышленной интеграции - закрепление в Федеральном законе РФ «О финансово-промышленных группах» статуса «транснациональной» и «межгосударственной» финансово-промышленных групп (ТФПГ и МФПГ). Согласно четвертой статье этого закона, в качестве ТФПГ регистрируются финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения. В случае создания транснациональной ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) ФПГ - МФПГ.

Динамика создания официально зарегистрированных российских ТФПГ набирает обороты. На 1 июня 1999г. в Государственный Реестр РФ внесены 11 межгосударственных и транснациональных ФПГ:

МФПГ «Интеррос» (создана на базе российских и казахстанских предприятий, действующих в сферах ТЭК, химической, металлургической и атомной промышленности); ТФПГ «Нижегородские автомобили» (с участием восьми предприятий из пяти государств СНГ и Латвии); ТФПГ «Точность» (концепция создания которой базируется на объединении конструкторских организаций, промышленных предприятий и кредитно-финансовых учреждений России, Украины и Белоруссии для создания новых видов вооружения и поддержки ныне существующего научно-технического потенциала в этой области); ТФПГ «Аэрофин» (эксплуатация и ремонт гражданских самолетов на базе авиапредприятий России, Белоруссии и Украины); «Транснациональная алюминиевая компания» («ТаНаКо» - организация производства по углубленной переработке алюминия); ТФПГ «Славянская бумага» (на базе предприятий России, Белоруссии и Украины); ТФПГ «Оптроника» (создание оптико-электронных приборов и ситем для военной техники и вооружения); ТФПГ «Росагропром» (пищевая промышленность); ТФПГ «Интерхимпром» (производство продукции технического назначения и товаров народного потребления); МФПГ «БелРусАвто» (российско-белорусское соглашение о сотрудничестве в производстве дизельных двигателей и в автомобилестроении); ТФПГ «Сибагромаш» (производство сельхозмашин, почвообрабатывающей техники). В настоящее время на рассмотрении для официальной регистрации находится еще около 20 заявок. [1]

Нет особых сомнений в том, что форма ТФПГ наиболее приемлема в обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, где за многие десятилетия сложились тесные технологические связи, а также во взаимодействии добывающих, топливно-энергетических и перерабатывающих предприятий разных государств.

Первый опыт межгосударственного правового регулирования транснациональной кооперации предприятий связывается с действием подписанного 15 апреля 1994 года с главами правительств всех государств Содружества «Соглашения о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений». Российская сторона постоянно выступает с предложениями, направленными на создание условий для развития транснациональных и межгосударственных финансово-промышленных групп, во всех контактах с государствами Содружества. Так, по инициативе России Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ приняла 17 февраля 1996 года унифицированный с российским законом рекомендательный законодательный акт «О финансово-промышленных группах».

В мировой законотворческой практике отсутствует специально выделенное понятие «финансово-промышленная группа», однако широко используется термин «транснациональная корпорация» (ТНК). При ООН с 1974г. действует комиссия по ТНК, основная задача которой - выработка широкого круга рекомендаций, в своей совокупности составляющих кодекс норм функционирования данных объединений. Понимание этих фактов привело к разработке проекта «Конвенции о ТНК» (в марте 1998г. была подписана главами правительств семи государств СНГ). В соответствии с этой конвенцией в правовое поле СНГ было введено понятие « транснациональная корпорация», которое включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, концерны, холдинги, совместные предприятия и т.д.

Практическая проработка российской стороной потенциально эффективных «кооперационных цепочек» в рамках взаимно согласованных промышленных приоритетов -важное условие расширения масштабов деятельности транснациональных ФПГ. В последние годы был заключен ряд межправительственных соглашений, имеющих значение прежде всего для определения общих приоритетов (взаимовыгодных сфер) формирования групп. Так, в соглашении между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об основных принципах создания ФПГ перспективными (приоритетными) направлениями создания транснациональных финансово-промышленных групп определены: производство цветных и драгоценных металлов, выпуск комплектующего оборудования для кораблестроения, радиоэлектронное приборостроение.

Анализ соответствующих правовых документов ряда стран Содружества обнаруживает, однако, ряд существенных нестыковок с названными российским и межпарламентскими актами об ФПГ. Так, если в России действует упомянутый специальный закон, предусматривающий статус ТФПГ и МФПГ, то в Белоруссии принят лишь президентский указ (от 27 ноября 1995г.) о хозяйствующих группах, создание коих с участием иностранных юридических лиц допускается исключительно с согласия Президента Республики Беларусь. В Казахстане создание ФПГ вообще противоречит Гражданскому Кодексу, а принятый на Украине Закон «О промышленно-финансовых группах» не допускает участия украинских предприятий в группах с иностранным базированием головной компании.

На основании вышеизложенного сближение правовых основ создания и функционирования ФПГ в России и в иных государствах Содружества остается актуальной задачей.

В целом в России и других постсоюзных странах идет накопление опыта транснациональной кооперации. Налицо первые результаты, подтверждающие ее эффективность.

Потенциальные иностранные инвесторы внимательно следят из «дальнего зарубежья» за состоянием и эволюцией российских корпоративных новообразований как возможных объектов финансовых вложений. И крайне важно подталкивать зарубежных предпринимателей к нужным России инвестиционным решениям посредством: совершенствования конкретных корпоративных инвестпрограмм, бизнес-планов и управленческих схем их реализации; объявления тендеров по наиболее крупным перспективным проектам; отработки механизмов предоставления гарантий и задействования принципов солидарной ответственности. Следовательно, сложившиеся отечественные корпоративные образования, в том числе формальные и неформальные ФПГ, располагают реальными шансами задействовать в качестве фактора роста привлекаемый иностранный капитал.

Литература:

1. Ленский Е.В., Цветков В.А. «Финансово-промышленные группы Российской Федерации: полученный опыт и прогностические тенденции дальнейшего развития», Москва, 1999г.

Ильясов С.М.

Перспективы информатизации и телекоммуникации в системе банка России

Стратегия развития информатизации и перспективная техническая политика Центрального банка Российской Федерации в этой области изложена в Целевых программах [1,2,3] и Концепциях [4,5,6]. Поскольку они также охарактеризованы в основных чертах в [7], в данной статье мы остановимся на некоторых реализационных аспектах.

Центральной задачей информатизации банковской системы является перевод расчетной системы на электронную основу. При этом заслуживают первоочередного внимания три крупные подзадачи:

- перевод крупных сумм платежей,

- межбанковский клиринг,

- интеграция в мировую банковскую систему.

Учитывая масштабность платежной системы России предполагается выделение и первоочередное совершенствование компонентов, в наибольшей степени влияющих на состояние денежно-кредитной системы и ее сбалансированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.