Научная статья на тему 'Рыночная активность белорусского крестьянства в условиях реформирования АПК'

Рыночная активность белорусского крестьянства в условиях реформирования АПК Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Р. А.

В статье раскрыты уровень и динамика рыночной активности белорусских крестьян, выявлен характер ее развития за последние 10 лет. Сделан вывод об отсутствии существенных изменений в экономическом сознании и поведении аграриев, слабой выраженности рыночной активности, обусловленных постепенным и нешоковым характером рыночных реформ в агросфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET ACTIVITY OF THE BYELORUSSIAN PEASANTRY WHILE TRANSFORMING THE AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL COMPLEX

The article displays the level and dynamics of the market activity of Belarusian peasants, its development during the last 10 years is brought to light. According to the author’s conclusion there is a lack of significant changes in the economic consciousness and behavior of peasants that is caused by gradual and non shock character of the market reforms in the agriculture.

Текст научной работы на тему «Рыночная активность белорусского крестьянства в условиях реформирования АПК»

Р А. СМИРНОВА,

доктор философских наук, доцент, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

РЫНОЧНАЯ АКТИВНОСТЬ БЕЛОРУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АПК

В статье раскрыты уровень и динамика рыночной активности белорусских крестьян, выявлен характер ее развития за последние 10 лет. Сделан вывод об отсутствии существенных изменений в экономическом сознании и поведении аграриев, слабой выраженности рыночной активности, обусловленных постепенным и нешоковым характером рыночных реформ в агросфере.

В литературе существует довольно устойчивое представление о том, что низкий уровень деловой активности является исторически сложившейся традиционной чертой белорусского крестьянства. Но на протяжении более ста лет происходили довольно существенные изменения в образе жизни белорусского крестьянства: на смену традиционному, общинно-христианскому, пришел коллективистско-социалистический, который в настоящее время под воздействием рыночных и политических преобразований меняется, приобретая современные черты. В чем же выражаются эти изменения?

Прежде всего необходимо отметить, что в настоящее время внешними, но решающими для развития экономической активности крестьянства, стали такие события, как смена политической организации общества и переход страны на рыночную экономику. И хотя данные обстоятельства радикально изменили жизнь крестьянства на всем постсоветском пространстве, в условиях белорусской действительности данные факторы в силу постепенного, «нешокового» характера воздействия к резким изменениям экономического сознания и поведения крестьянства не привели. Тем интереснее проследить их эволюцию за последнее десятилетие, особенно за период с начала рыночных преобразований.

Экономическое сознание и поведение, особенно за период с начала рыночных преобразований в АПК, в самом общем виде характеризуются совокупностью экономических представлений, норм и ценностей, стереотипов поведения в отношении труда, собственности, обмена, потребления и т. п., характерных для представителей крестьянства как социальной группы. Если говорить о рыночной активности вообще, то речь идет о предпринимательском духе индивида (группы). Согласно традиционному пониманию предприниматель - это самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск ради извлечения прибыли и для которого типичны следу-

ющие черты: самостоятельность (индивидуализм); стремление к лидерству; богатству, новаторству; готовность к риску. Наличие этих признаков свидетельствует о рыночном экономическом поведении, а их отсутствие - о нерыночном.

Однако в реальной действительности в чистом виде таких экономических акторов не бывает, так как всегда к поведению человека в условиях реального рынка присоединяются неэкономические мотивации: традиции, обычаи, религиозные установки. Соотношение рационального и нерационального, с точки зрения экономики, и придает особенные черты экономической активности того или иного индивида (группы). Крайние точки этого соотношения можно характеризовать как «рыночное» и «нерыночное» знание и поведение.

Для определения степени рыночности экономического сознания и поведения белорусского крестьянства было проведено социологическое исследование (июль 2009 г.) сектором социологии села Института социологии НАН Беларуси. Опрос проводился среди работающего в АПК сельского населения. Всего по республиканской выборке были опрошены 727 человек, из них 635 -сельскохозяйственные рабочие и 92 - специалисты и руководители. Из числа рабочих в выборку попали 348 мужчин и 379 женщин. В опросе пропорционально были представлены все области страны.

Инструментарий составлялся с целью измерения степени выраженности тяготения к ценностям богатства, индивидуализма, готовности рисковать, стремления к новаторству и самостоятельности. Кроме того, в исследовании рассматривались характер и развитие базового ценностного ядра менталитета белорусского крестьянства, определяющего вектор развития рыночной активности: ценностно-мотивационное отношение к труду и богатству, к частной собственности; нормы и образцы социального взаимодействия; степень восприимчивости к инновациям; организационные формы хозяйственной деятельности; стереотипы потребления и др.

Если говорить об особенностях экономического поведения белорусских крестьян в условиях рыночных преобразований, то, как показал анализ результатов исследования, все характеристики носят срединный характер, без ярко выраженной поляризации экономических установок. В частности, в решении материальных проблем крестьяне в основном руководствуются такими принципами: «Жить не хуже и не лучше других», «Жить как все». Только 4,3% опрошенных проявили четкую ориентацию на лидерство в стремлении к богатству, выступающему как самоцель. При этом 65,7% респондентов оценили свое материальное положение как среднее, только 19% занимаются дополнительными подработками, приносящими прибавку к доходу. В случае нехватки денег основная масса крестьян, как правило, терпеливо ждет зарплаты или берет деньги взаймы (78,2%). Продукты из личного подсобного хозяйства в основном предназначены, как и сотни лет тому назад, для внутрисемейного потребления. И хотя 19,4% опрошенных продают продукты со своего подворья, товарного характера они не имеют.

Современное крестьянство традиционно относится к работе, труду как самоценному смыслу жизни. Так, 62% респондентов нравится их работа. И хотя 44,2% опрошенных и оценивают свою работу как трудоемкую, 33,7% - монотонную и однообразную, все же 24% респондентов называют ее интересной, а 5,6% - творческой. В случае потери работы 55,4% респондентов согласны пойти на любую работу или заняться подработками. Работа для крестьян имеет большое значение, однако отношение к труду носит гедонистический характер, выражающийся в неприятии перегрузок и высоких темпов в работе. Так, 44,1% респондентов считают, что в результате реформ стало труднее работать, а трудности обусловлены увеличением объема работы (32%), необходимостью работать сверхурочно (18,4%), повышением норм и требований к качеству выполняемой работы, усилением трудовой дисциплины (6,9% респондентов).

Несмотря на важность хорошего материального положения, для белорусских крестьян богатство и большие деньги не являются самоцелью и самым важным в жизни. Среди базовых ценностей основными традиционно остаются здоровье (80,9%), достаток в доме (72,5%), семья и дети (71,8%). При этом достаток белорусскими крестьянами понимается не как большие деньги, а как хорошее питание, большая дружная семья и материальная обеспеченность, достаточная для безбедной жизни.

Тем не менее нужно отметить, что традиционный характер экономического поведения не помешал возникновению в крестьянском сообществе ростков рыночной активности. В ответах проявляется способность использовать возможности, которые предоставляет рынок: 2,4% респондентов в случае потери работы занялись бы фермерством; 4,6 - сориентировали бы ЛПХ на товарную продукцию, 4,6 - решили пойти наемным работником к частнику, фермеру, 4,9 - занялись бы бизнесом, не связанным с сельским хозяйством, 1% респондентов пошли бы по пути кооперации с односельчанами по производству и продаже сельхозпродукции.

В крестьянском сообществе медленно, но непрерывно идет под воздействием рыночных реформ процесс усвоения и принятия рыночных ценностей. Поэтому 44,7% респондентов «положительно» и «скорее положительно» относятся к рыночным изменениям в сельском хозяйстве.

Правда, реально предпринимательская активность пока выражена слабо: только 1,8% занимаются бизнесом, 4,8% - собираются им заняться, а 24% -только начали к нему присматриваться. Большинство (42,4%) не включаются в этот процесс, потому что нет возможности. Среди причин, которые мешают заняться бизнесом, респонденты указали отсутствие деловой хватки - 30,8%, склонности к риску - 22,5, уверенности в своих силах - 28, знаний, опыта освоения рыночных отношений - 25, отсутствие первоначального капитала -52%. Нужно заметить, что не очень высоко оценивают рабочие сельхозпредприятий роль знаний в их работе: только 17,1% респондентов заявили, что для успешного выполнения ее им не хватает последней информации о специфике работы, 15,6 - знаний и владения компьютерной техникой, 12,9 - знаний тех-

ники и новых технологий, 3,1% - знаний рыночного профиля (о финансах, маркетинге, конкуренции и т. п.). Тем не менее процесс усвоения рыночных ценностей, норм и способов взаимоотношений хоть и медленно, но происходит.

В отличие от рядовых рабочих специалисты и руководители в большей степени ориентированы на рынок и самостоятельность. Опыт рыночных реформ АПК других постсоветских стран, особенно России, показал, что от того, как воспринимают и в какой степени включаются руководство и специалисты агропредприятий в процесс рыночного реформирования, зависит успех возрождения и развития села. Если аграрный истеблишмент не поддерживает основные положения концепции реформирования, если не верит в ее успех, вряд ли можно реализовать те амбициозные цели, которые поставило перед аграриями правительство страны. В этом плане изучение уровня развития рыночного мышления руководства агросферы, направлений его формирования, темпы изменения рыночной активности, а также факторы ее стимулирования являются необходимыми не только в плане теории, но и практики реформирования АПК.

Однако оказалось, что руководству и специалистам агропредприятий также присущи неоднозначность и противоречивость в отношении к рыночным преобразованиям. Так, 64,1% опрошенных руководителей и специалистов поддерживают реформы в АПК, а 93,5% четко высказались за будущее агросферы, поддержав следующее суждение: «Перед Беларусью один путь - формирование конкурентоспособной рыночной экономики и интеграции в мировое хозяйство». Более того, 30,4% респондентов отметили, что они поддерживают частную собственность на землю.

Казалось бы, рыночное сознание и поведение у большинства налицо. Однако не все так просто. В частности, под рынком в агросфере респонденты (руководители и специалисты) понимают преимущественно организационноуправленческие изменения: 37% - самостоятельность в сфере производства, переработки и ценообразования, 38,6% - конкурентоспособность на рынке сбыта продукции и 12% - появление фермерства и крестьянских хозяйств.

В вопросах приватизации и частной собственности на землю и ресурсы современные руководители и специалисты, напротив, проявляют сдержанность. Так, только 5% считают, что СПК должны быть приватизированы. Из их числа только 2,2% считают необходимым осуществлять приватизацию через аукцион, 1,1% - повторить российский опыт «ваучеризации» с последующей скупкой ваучеров, 9,8% респондентов допускают целенаправленную передачу в собственность наиболее деловым и перспективным руководителям и специалистам. То есть по существу за приватизацию собственности СПК выступило ничтожно малое число опрошенных. Этот вывод подтверждают ответы на вопрос о мерах, необходимых для улучшения АПК - только 7,6% респондентов считают, что приватизация и персонификация государственной и колхознокооперативной собственности повысит эффективность АПК.

Между тем, отмечая некоторое преимущество введения частной собственности на землю и капиталы (рост чувства ответственности и самостоятельности собственников, возможность повысить эффективность при меньших затратах, повышение мотивации труда и т. п.), респонденты опасаются возможного социального неравенства на селе (40,2%), недоиспользования и запустения менее плодородных земельных ресурсов (30,5%), безработицы (26,8%), а также ухудшения качества земельных ресурсов (12,2%).

В соответствии с анализом по таким показателям, как активность в решении материальных проблем, руководители и специалисты почти не отличаются от простых рабочих: жить богаче других является мотивом активности всего лишь для 2,2% респондентов, в основном (66,3%) они хотят жить «как все», не хуже других. Источником их доходов преимущественно является работа в сельхозпредприятии; лишь пятая часть респондентов продают продукты из своего подворья, а для 39,1% из числа опрошенных руководителей и специалистов потребление из своего хозяйства является главным дополнительным источником доходов. При нехватке денег данная категория сельскохозяйственных работников, как правило, терпеливо ждут зарплаты (44,0%), берут взаймы (23,1%), продают сельхозпродукты из своего подворья или просят аванс на предприятии. И хотя большинство респондентов относятся к рыночным отношениям позитивно, занимаются бизнесом лишь 1,1% (собираются - 3,3% и присматриваются - 19,6%). То есть реально в рыночные отношения включено незначительное количество людей. Более активному поведению мешает, так же как и простым рабочим, боязнь нового, перемен в устоявшейся жизни (12,7%), боязнь экономической нестабильности в стране (16,2%), желание работать в коллективе, а не в одиночку (11,2%).

Правда, роль этих факторов у рабочих выше, т. е. руководители и специалисты отличаются большей активностью. Однако ядро экономического сознания - базовые ценности также характеризуются традиционностью и постоянством. Они почти не отличаются от ценностного ядра сознания рабочих: дети, семья, здоровье, достаток в доме, интересная работа. Отличия просматриваются в степени трудовой мобильности, желании интенсифицировать свой труд для повышения доходов. Это существенный показатель рыночной ориентации сознания руководителей и специалистов. Так, согласны ради повыше -ния материального достатка на переобучение и дополнительное обучение 57,6% респондентов, среди рабочих такого же мнения 35,8%. Большее число респон-дентов-специалистов (65,2%) согласны ради этого работать более интенсивно, иногда сверхурочно (рабочие - 50,6%); готовы на усиление трудовой дисциплины на предприятии (соответственно 68,4 и 45,6%), увеличение личной ответственности за результаты труда (73,9 и 55,6% - рабочие респонденты).

Данные различия в мотивациях и средствах целедостижения обусловлены, скорее всего, включенностью в управленческий процесс, который уже функционирует по рыночным правилам, а также высоким уровнем образования, информированностью о рынке и другими когнитивными факторами. Пока же

рыночные изменения экономического сознания и поведения специалистов и руководителей находятся в зачаточном состоянии (так же, как и простых рабочих), ибо даже на уровне мнения и знания четко просматривается их противоречивость и непоследовательность. Если обратить внимание на изменения в мнениях специалистов и руководителей, то в них проявляется интересная динамика. Число респондентов, поддерживающих рыночные преобразования, с 2005 г. почти не изменилось, но зато уменьшилось количество их противников (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Поддерживаете ли Вы рыночные реформы в АПК?», %

Вариант ответа 2005 г. 2009 г.

Да 32,0 30,4

Нет 57,6 33,7

Затрудняются ответить 29,0 34,8

Однако уменьшилось число согласных с произошедшей в АПК реорганизацией колхозов и совхозов в агропредприятия: в 2005 г. согласных было 73,3%, в 2009 г. - 64%. Осталась низкой оценка аграрной политики в стране. Оценили текущую аграрную политику в стране в 2005 г.: на 1 балл - 1,0%; на 2 - 7,8; на 3 - 44,6; на 4 - 3,6; на 5 - 5,9%. В 2009 г. 1 балл поставили 5,4% респондентов; 2 - 7,6; 3 - 48,9; 4 - 29,3; 5 - 2,2%, при этом заметно увеличилось число оценивших аграрную политику в 4 балла.

Данные ответы свидетельствуют не только об осторожности респондентов в оценках, о понимании сложности и необходимости больших усилий для развития аграрной экономики, но и о существовании проблемы изменения в самом экономическом поведении аграриев. В частности, вопрос остается открытым: развивается, изменяется все-таки экономическая активность белорусских крестьян (рабочих, руководителей, специалистов) в рыночном направлении или нет? Если изменяется, то в чем это выражается? С этой целью в исследовании были проанализированы результаты опросов работников СПК, ЧУП и других за период с 2002 по 2009 г. В частности, были отобраны вопросы, соответствующие показателям индивидуализма и лидерства в достижении личного благосостояния и деятельной активности в нем; вопросы об отношении к работе, условиям, интенсивности и способности к перенапряжению, ориентиры трудового поведения; отношение к рынку, собственности и приватизации. Кроме того, анализировалась динамика жизненных ценностей крестьянства. Результаты носят следующий характер.

Динамика экономической активности в сфере повышения уровня материального благосостояния. На вопрос о подходах, которыми руководствуются респонденты в решении материальных проблем, респонденты ответили следующим образом (рис. 1, 2):

Рис. 1. Подходы, которыми руководствуются респонденты в решении материальных проблем

2007 год 2.5%

□ Хочу быть богаче других

□ Хочу быть не хуже других, жить как все

ВКакживут другие, мне безразлично, у меня своя жизнь

2009 год

4.3%

□ Хочу быть богаче других

В Хочу быть не хуже других, жить как все

НКакживут другие, мне безразлично, у меня своя жизнь

Рис. 2. Динамика мотивов повышения доходов

Как свидетельствуют данные, приведенные на рис. 1, 2, существенных изменений в трудовой активности респондентов в целях повышения благосостояния за прошедшие годы не произошло, напротив, увеличилось число респондентов, занявших позицию терпеливого ожидания, т. е. пассивности. На вопрос о мерах, предпринимаемых при нехватке денег, также не наблюдается существенного повышения трудовой активности, напротив, стало меньше респондентов, ищущих дополнительную работу (табл.2):

Таблица 2. Меры, предпринимаемые респондентами при нехватке денег, %

Вариант ответа 2004 г. 2009 г.

Ищем дополнительную работу 20,0 6,6

Берем взаймы 28,5 26,1

Просим аванс на предприятии, в хозяйстве 5,4 9,3

Терпеливо ждем зарплаты 26,9 36,0

Живем за счет «отоварки» 4,1 6,8

Изменение отношения к работе. В ответах на вопрос: «Если бы Вы потеряли работу, что бы Вы предприняли?», респонденты показали явную динамику. По данным табл. 3 видны повышение роли работы в общественном производстве, а также проблемы с занятостью сельского населения, появившиеся в последние годы и выразившиеся в намерении респондентов пойти на любую работу, несмотря на специальность, профессию и навыки. Также просматривается некоторое «отрезвление» после безоглядной веры в рыночный успех каждого, что сказалось на резком уменьшении желающих заняться бизнесом и найти работу у фермера, а также снижении миграционной активности. Снизилась вера в успешное ведение ЛПХ, способность единственно с помощью него прокормить семью.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Вы потеряли работу, что бы Вы предприняли?», %

Вариант ответа 2004 г. 2009 г.

Пошел бы на любую работу 10,8 55,4

Переехал бы в город 29,3 18,9

Занялся бы фермерством 12,4 2,4

Расширил бы ЛПХ, завел бы крестьянское хозяйство для производства продукции на продажу 16,7 8,2

Пошел бы наемным работником к частнику, фермеру 14,7 4,6

Изменение ценностных ориентаций. Очень показательна динамика изменения ценностных ориентаций сельских жителей, работающих в сфере аграрного производства (табл. 4). Сравнение ценностных предпочтений работающих сельских жителей за период 2002-2009 гг. подтверждает идею о том, что менталитет крестьянства за прошедшее десятилетие почти не изменился. Основным базовым ядром системы ценностей остаются дети, достаток в доме, здоровье и семья. Практически неизменным (достаточно высоким) является рейтинг таких ценностей, как вера в Бога, дружба, душевный покой, внутреннее равновесие и любовь. Ценность богатства, больших денег в сознании сельских жителей не только не выросла, но даже понизилась. Для крестьянского менталитета оказалось ближе понятие достатка, т. е. такого количества средств, которых хватает для нормального, «достаточного» для жизни, уровня материального благосостояния. В этой позиции отразилась слабость такого показателя рыночного менталитета белорусского крестьянства, как тяга к обогащению.

Таблица 4. Динамика ценностных ориентаций с 2002 по 2009 г., %

Ценность 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г.

Богатство, большие деньги 10,5 11,0 28,3 6,3 8,5 5,8

Вера в Бога 11,7 27,2 30,1 17,0 17,8 22,0

Дети 77,8 85,0 71,3 79,0 63,0 71,8

Достаток в доме 38,3 69,0 65,7 62,6 54,9 72,5

Окончание табл. 4

Ценность 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г.

Дружба 30,8 39,4 19,1 22,4 20,9 29,8

Душевный покой, комфорт 38,3 41,7 29,0 27,4 30,8 27,3

Здоровье 52,2 92,9 55,2 49,4 86,5 80,9

Интересная работа 24,4 47,3 16,5 24,1 38,5 18,5

Любовь 32,8 41,7 30,5 38,5 39,6 23,5

Семья 82,7 78,1 75,7 77,0 64,2 71,1

Данный анализ позволяет сделать вывод, что рыночная активность аграриев повысилась незначительно, в основном она носит вынужденный характер, обусловленный внешними социально-экономическими факторами, в частности необходимостью адаптироваться к переходу АПК на рыночную экономику. Экономическое поведение рядовых тружеников села по шкале «рыночник» -«нерыночник» занимает срединное положение и носит амбивалентный характер. В их сознании уживаются и традиционные ценности (работа, труд в ЛПХ, материальный достаток, семья, дети, коллектив) и современные, с элементами рыночных (желание заняться бизнесом, подработать, позитивное восприятие рыночной реформы, фермерства, наемного труда и т. п.). Можно с уверенностью сказать, что рыночная экономическая активность крестьянства за последнее десятилетие характеризуется возрастанием показателей индивидуализма, но наряду с этим - нежеланием рисковать, самостоятельно хозяйствовать, предпочтением жить как все. Богатство, деньги не стали самоцелью, что говорит об устойчивости базового ценностного ядра традиционного белорусского менталитета. С одной стороны, данная устойчивость несколько тормозит рыночные преобразования, с другой - позволяет спокойно и с достоинством переживать трудные времена.

R. A. SMIRNOVA

MARKET ACTIVITY OF THE BYELORUSSIAN PEASANTRY WHILE TRANSFORMING THE AGRICULTURAL AND INDUSTRIAL COMPLEX

Summary

The article displays the level and dynamics of the market activity of Belarusian peasants, its development during the last 10 years is brought to light. According to the author’s conclusion there is a lack of significant changes in the economic consciousness and behavior of peasants that is caused by gradual and non shock character of the market reforms in the agriculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.